64262

Пластичность инстинктивного поведения

Доклад

Психология и эзотерика

Он пришел к выводу что инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развивались под воздействием и контролем естественного отбора. Он указывал что инстинктивное поведение это развивающаяся пластическая деятельность изменяемая внешними воздействиями...

Русский

2014-07-03

27.5 KB

0 чел.

Пластичность инстинктивного поведения

В проблеме инстинкта и научения большое место занимает вопрос о пластичности инстинктивного поведения.  Глубокую разработку этой проблемы дал В.А. Вагнер. Он пришел к выводу, что инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развивались под воздействием и контролем естественного отбора. В своей работе "Биологические основания сравнительной психологии" (1910-1913 гг.) он указывал, что инстинктивное поведение – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями, а лабильность инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками, причем стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а пределы амплитуд их изменчивости. На основании своих экспериментальных исследований Вагнер доказал, что врожденными являются не инстинктивные действия, а те рамки, в пределах которых эти действия могут выполняться в измененном виде в соответствии с данными условиями среды.

Академик А.Н. Северцев, основоположник эволюционной морфологии в своих работах "Эволюция и психика" (1922), "Главные направления эволюционного процесса" (1925)  проанализировал значение различий в изменчивости инстинктивного и благоприобретаемого поведения. Он показал, что у высших животных существуют два типа приспособления к изменениям окружающей среды:

  1.  изменение организации (строения и функций животных), которые совершаются медленно и позволяют приспособиться лишь к очень медленно протекающим постепенным изменениям среды;
  2.  изменения поведения животных без изменения их организации на основе высокой пластичности ненаследственных, индивидуально приобретаемых форм поведения.

В настоящее время с учетом современных знаний врожденные и приобретенные компоненты поведения животных рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые.

Считается, что постоянство, ригидность инстинктивных компонентов поведения необходимы для обеспечения сохранности и неуклонного выполнения наиболее важных функций независимо от случайных, преходящих условий среды. Во врожденных компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом, это проявление видового опыта, приобретенного многими поколениями животных, помогающего современным представителям выжить и продолжить род. Инстинктивные, то есть генетически фиксированные программы действий не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, несущественных и непостоянных внешних воздействий. Однако, благодаря некоторой пластичности инстинктов, их модификационной изменчивости вид имеет шанс выживания и в экстремальных для него условиях.

В остальном, реализация врожденной программы поведения в конкретных условиях индивидуального развития животного обеспечивается процессами научения, то есть индивидуального приспособления врожденного, видотипичного поведения к частным условиях среды. Этот компонент поведения обладает значительной гибкостью и изменчивостью, хотя и не изменяет генетической природы вида.

Таким образом, разделение инстинктивного поведения и научения весьма условно. Эти компоненты, хотя и существуют и функционируют как четко различимые процессы жизнедеятельности со своими специфически качественными особенностями, переплетаются в реальной жизни в единый поведенческий акт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2470. Групи сполучників за будовою. Конспект уроку 23.85 KB
  Мета організації уроку: згадати про службові частини мови, а саме про сполучник, сформувати в учнів поняття про класифікації сполучників, зокрема за будовою.
2471. Неозначені й заперечні займенники, їх утворення. Дефіс у неозначених займенниках 23.9 KB
  Мета організації уроку. Дати відомості про творення та вживання неозначених і заперечних займенників, формувати вміння визначити орфограми Дефіс у неозначених займенниках та обгрунтувати вибір написання відповідними орфографічними правилами, розвивати зорову і слухову увагу,спостережливість, культуру усного і писемного мовлення.
2472. Правопис прислівників. – Н і нн у прислівниках 15.86 KB
  Мета: ознайомити учнів з правилами написання прислівників на - е, -о, пояснити причини написання -н та –нн прислівниках, формувати уміння, знаходити орфограми одна і дві букви н у прислівниках, правильно писати слова з виучуваною орфограмою, на основі попередньо засвоєних знань з теми Прислівник як частина мови.
2473. Оборудование, механизация и автоматизация сварочного производства 391.59 KB
  Данный сборник направлен на формирование умений применять полученные знания на практике, на реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. Механизация и автоматизация являются важнейшим средством повышения производительности труда, улучшения качества и условий труда в сварочном производстве.
2474. Теория электрических цепей. Автогенераторы 895.56 KB
  Изучение и компьютерное моделирование работы LC-автогенератора с трансформаторной обратной связью. В работе необходимо исследовать условия самовозбуждения автогенератора, а также научиться определять амплитуду напряжения на выходе автогенератора в стационарном режиме.
2475. Фінанси. Електронний курс лекцій 544.17 KB
  Сутність фінансів, їх функції і роль. Принципи структурування фінансової системи. Організаційна структура фінансової системи. Управління фінансовою системою та фінансова політика. Зовнішні і внутрішні фінансові відносини. Суть і склад державних фінансів. Бюджет держави: сутність і призначення. Пряме та непряме оподаткування в Україні. Страхування і страховий ринок. Визначення фінансового ринку і його елементи.
2476. Економічна статистика 731 KB
  Основи класифікації економічної статистики. Система національних рахунків – методологічна основа економічної статистики. Показники статистики населення. Завдання статистики населення. Показники чисельності та складу населення. Статистика використання робочого часу. Статистика науково-технічної та інноваційної діяльності. Оцінка рівня інфляції, її використання для порівняльного аналізу вартісних показників. Статистика доходів сектору домашніх господарств. Джерела інформації про споживання населенням.
2477. Основы аудита. Принципы профессиональной этики аудита 244 KB
  Структура договора на проведение аудиторской проверки. Предплановая (преддоговорная) деятельность. Документация аудитора. Обзор событий, произошедших после даты составления баланса. Планирование аудиторской проверки, ее назначение и принципы. Критерии отнесения организации к обязательному аудиту. Основные этапы становления и развития аудита в России.
2478. Теория общей химии с элементами методики преподавания 413 KB
  Экспериментальные (качественные) задачи по химии. Подготовка учителя к уроку. Понятие об энтропии и изобарно-изотермическом потенциале. Самостоятельная работа учащихся по химии. Задачи курса химии средней школы. Технические средства обучения. Структура нуклеотидов и нуклеозидов.