64263

Таксисы. Общая ориентация инстинктивных движений

Доклад

Психология и эзотерика

Таксисы это врожденные генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды которые играют роль направляющих ключевых раздражителей. Таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители и меняют вектор протекания инстинктивной реакции но они не способны обусловливать начало...

Русский

2014-07-03

27.5 KB

1 чел.

Таксисы

Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые по Лоренцу, всегда переплетаются с врожденными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции или цепи из нескольких таких реакций.

Таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды, которые  играют роль направляющих ключевых раздражителей. Таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители и меняют вектор протекания инстинктивной реакции, но они не способны обусловливать начало или конец инстинктивной реакции.

Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности животных в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы), или, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы).

По характеру ориентирующих стимулов таксисы подразделяются на:

  1.  фототаксис (реакция на свет);
  2.  хемотаксис (реакция на химические раздражители);
  3.  термотаксис (реакция на температурные градиенты);
  4.  геотаксис (реакция на изменение вектора земного притяжения);
  5.  реотаксис (реакция на изменение направления тока жидкости);
  6.  анемотаксис (реакция на потоки воздуха);
  7.  гидротаксис (реакция на изменения влажности среды) и так далее.

На разных уровнях эволюционного развития таксисы имеют разную степень сложности и выполняют разную функцию. Таксисы являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие их формы выступают в сочетании с индивидуальным опытом животного.

Таксисы входят в поисковую фазу, как составные части поведенческого акта, где они дополняются ориентировочно-исследовательскими реакциями в результате которых животное получает информацию о факторах окружающей среды. Все это способствует достижению завершающей фазы поведенческого акта. Завершающая фаза любого поведенческого акта состоит только из инстинктивных движений и таксисов. Следует отметить, что у высших животных таксисы могут ориентировать не только инстинктивные движения всего организма, но и движения отдельных частей тела и органов. Иллюстрацией этого может служить поведение гуся при закатывании цилиндра в гнездо. Он совершает однообразные подгребающие движения клювом. Если вместо цилиндра положить макет яйца, которое катится в разные стороны, то направления движения макета (вправо или влево) будут направляющим стимулом, заставляющим менять направление подгребающих движений, то есть вызывать разные таксисы. В качестве примеров различных таксисов могут служить:

  1.  реакции хищника на запах добычи, заставляющие его двигаться в сторону усиления запаха (направляющий стимул – запах. Положительный хемотаксис);
  2.  местонахождение красного пятна на клюве серебристой чайки направляет реакцию птенца на основе положительного фототаксиса;
  3.  движение лососевых рыб против течения реки в период нереста – положительный реотаксис.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61902. П. Куліш Чорна рада. 3-5 частини 31 KB
  Перед подорожніми відкрився святий город Київщо сіяв як той А. через Нижній город; Б. через Середній город; В. Через Верхній город.
61903. ЯРМАРОК ПЕДАГОГІЧНИХ ІДЕЙ 27.5 KB
  вчитель математики МЕТА: використання на уроках теоретичного матеріалу для пояснення теми Чотирикутник з використанням презентацій і вчителя і учня Завдання: узагальнити теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його властивості Квадрат Опис даної розробки. В даній презентації узагальнено теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його...
61905. Творчість лауреата Міжнародної премії ім. Г.Сковороди, Заслуженого діяча мистецтв України поета Михайла Шевченка 68.5 KB
  Мета. Ознайомити із творчістю поета-земляка; розбудити творчу уяву й почуття всеосяжності поетичного слова; виховувати любов до отчого краю, його культури.
61906. Шкафчик и 3D дверь сложной формы 386 KB
  Начнем работу в видовом окне Front (Вид спереди). Создайте Box со следующими параметрами: Length (Длина) 75; Width (Ширина) 60; Height (Высота) 1,5 и сегментами Length Segs равным 7...
61908. Шкільне дитинство успіхом розквітне і дзвоником останнім продзвенить! 27.5 KB
  Вед. Любі друзі! Радісно й привітно Зустрічає нас цей день крилатий. Чаром дивовижним сонце квітне, Бо у школі нині – світле свято. Вед. Скільки в ньому щемної надії, Скільки сподівань на щастя, ласку! В день такий – сповняються надії І дарують серцю тиху казку.
61909. Сценарій уроку: Шляхи інтеграції України в Європу 37 KB
  Ви імітуєте засідання Ради Національної Безпеки та Оборони України. Президент України поставив перед Вами завдання розробити Проект і Програму Із забезпечення інтеграції України в Європу. Під час обговорення в групі Ви повинні висвітлити такі напрямки Проекту...