64264

Проблема мотивации поведения у животных. Мотивационные системы

Доклад

Психология и эзотерика

Традиционное понимание мотивации у животных основано на принципе простой обратной связи а именно изменение во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного и побуждает его к определенному поведению создает драйв.

Русский

2014-07-03

32.5 KB

1 чел.

Проблема мотивации поведения у животных.

Мотивационные системы

В каждый момент времени животное должно оценивать свое внутреннее состояние, и затем выбирать, что делать дальше. Традиционное понимание мотивации у животных основано на принципе простой обратной связи, а именно, изменение во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного и побуждает его к определенному поведению (создает драйв). Такое поведение бывает аппетитивным и консумматорным. Аппетитивное поведение включает в себя поиск подходящих внешних стимулов, и когда они находятся, наступает консумматорная активность, например потребление пищи или воды. Консумматорное поведение ведет к снижению драйва непосредственно или за счет уменьшения внутренних и внешних стимулов, которые его вызвали. Например, обезвоживание тканей тела ощущается головным мозгом и приводит к возникновению драйва жажды; он побуждает животное искать воду (аппетитивное поведение); когда вода найдена, животное пьет (консумматорное поведение). Термин драйв введен Вудвортом (1918) под этим он понимал в мотивации способность возбуждать энергию и направлять деятельность. Вудворт различал первичные драйвы, которые возникают из потребностей тканей и вторичные – из приобретенных навыков. Сходные представления о драйве развивал Лоренц (1950) в своей этолгической концепции в виде трех последовательных процессов:

  1.  накопление специфической для данного действия энергии, вызывающее аппетитивное действие;
  2.  аппетитивное поведение, направленное на достижение стимульной ситуации, которая активирует врожденный запускающий механизм;
  3.  приведение в действие запускающего механизма и разряд эндогенной активности в консумматорном действии.

В последние годы возникла тенденция отказаться от концепции драйва по следующим причинам:

1. Классический взгляд на голод и жажду как на гомеостатические драйвы предполагает, что потребление пищи и воды есть ответ на обнаруженные изменения в физиологическом состоянии животного. Считалось, что эти действия управляются отрицательной обратной связью, потому что они служат уменьшению физиологических отклонений, вызвавших такое поведение. Однако прием пищи и воды не только ответ на физиологические изменения, но часто и предварение их. У многих животных имеется определенный "режим" питания, повторяемый при постоянных условиях ежедневно. Когда внешняя среда в разные дни мало меняется, у животных быстро устанавливается суточный порядок активности, и они едят в определенные часы даже при постоянном наличии пищи. При этом физиологические процессы подстраиваются к этому порядку. Другим примером может служить тот факт, что многие животные пьют не от жажды, а для предотвращения обезвоживающего действия приема пищи, или для предотвращения тепловой дегидротации еще до изменения температуры среды. Отсюда следует, что причины какой-либо активности и ее физиологические последствия не всегда однозначно соответствуют друг другу. Более того было показано, что при хирургическом удалении определенных физиологических регуляторов животные стараются поддерживать гомеостаз с помощью поведенческих реакций. Иными словами, животные, лишенные физиологической регуляции, обращаются к вспомогательным средствам. Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод – поддержание физиологического состояния достигается сочетанием отрицательной обратной связи, предваряющей связи и адаптивного контроля.

2. Драйвы рассматриваются лишь как однозначные переменные величины. Например, анализируя драйв голода, исследователь "должен" представляет себе величину, измеримую по одной шкале. То есть согласно концепции драйва животное может быть слегка или же сильно голодно. Но, как известно, голод имеет много аспектов. Например, животное может испытывать специфический голод в отношении, скажем, соли или тиамина. У него может быть недостаток белка или, легкодоступной энергии. Эти особенности могут влиять на пищевое поведение, поэтому неправильно говорить о голоде как об одномерной переменной. Более правильным по мнению (McFarland, Sibly, 1972) представлять голод и другие так называемые драйвы как векторы. Такой подход служит основой для изображения мотивационных систем в виде пространственных моделей.

3. Драйв представляется как источник энергии для поведения. Эта точка зрения была очень влиятельна в психологии и этологии. Многие психологи механистического направления основывали свои взгляды на неприменимых в данном случае физических понятиях силы, мощности и энергии. Как и первые этологи, они приравнивали драйвы к энергии, считая, что некая мотивационная энергия накапливается при пищевой, питьевой, половой депривации и что эта энергия, или драйв, определяет интенсивность последующего поведения. Однако это не верно потому, что энергия в физическом смысле представляет собой способность и сама по себе не может быть причиной действия (McFarland, 1971).

4. Понятие драйв порождает трудности в классификации поведения. Так некоторые психологи стремились выделить драйв для каждого вида поведения. Такой подход был присущ ранним этологическим теориям. Например, можно было бы выделить сексуальный драйв, определяющий половую энергию, но можно и разделить его на драйв ухаживания, драйв спаривания и драйв эякуляции. Отсюда возникает вопрос: сколько должно быть драйвов? Часть психологов высказывалась в пользу единого общего драйва, но и это предложение оказалось неудовлетворительным (Hinde, 1970; Bolles, 1967). Если же отказаться от понятия драйва и сосредоточить внимание на изменениях мотивационного состояния, лежащих в основе поведения, то можно перейти к выявлению связанных с этим факторов (McFarland, 1974).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10224. Среда программирования Delphi 97.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Среда программирования Delphi Цель работы: изучить главные части рабочей среды программирования и основные части программы созданной в Delphi, научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложении; познакомиться с компонентами классов...
10225. Стандартные компоненты Delphi 83.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Стандартные компоненты Цель работы: изучить стандартные компоненты Delphi научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложениях. В данной работе рассматриваются компоненты страницы Standard Палитры Компонент Delphi. В предыдущей работе...
10226. Работа с формами. Свойства TForm 166.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Работа с формами. Свойства TForm Цель работы: изучить основные свойства класса TForm познакомится с некоторыми событиями форм; научиться использовать формы разных стилей в windowsприложениях. Форма представляет собой фундамент программы на котор
10227. Работа с формами. События TForm 58.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Работа с формами. События TForm. Цель работы: изучить события класса TForm, научиться обрабатывать события формы в windowsприложениях. Класс ТForm добавляет несколько событий к родительскому классу TWinControl. Эти события позволяют изменять поведение фор
10228. Стиль приложений SDI 94 KB
  Лабораторная работа № 5 Стиль приложений SDI Цель работы: закрепить навыки создания приложений в стиле SDI познакомится с компонентами классаTImage и TSpeedButton научиться использовать инструментальные панели в приложении, освоить работу с буфером обмена. Термин SDI Single Document ...
10229. Ввод-вывод данных в Delphi 73.5 KB
  Лабораторная работа № 6 Вводвывод данных в Delphi. Цель работы: изучить наиболее часто используемые для организации вводавывода компоненты Edit MaskEdit Label Memo RichEdit StatusBar и встроенные диалоговые окна. Т.к. в предыдущих лабораторных работах уже было знакомство с некоторы
10230. Компоненты TStringGrid, TTreeView, TPageControl, THeaderControl и THeader 68.5 KB
  Лабораторная работа №7 Компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader Цель работы: изучить часто используемые для организации вводавывода компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader. TStringGrid Компонент TStringGrid представляет собой таблицу содержащую строки. Т
10231. Воспитание у древних славян 18.38 KB
  Воспитание у древних славян Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от
10232. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания 28.34 KB
  История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749814 и Алкуин 735804 ко...