64264

Проблема мотивации поведения у животных. Мотивационные системы

Доклад

Психология и эзотерика

Традиционное понимание мотивации у животных основано на принципе простой обратной связи а именно изменение во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного и побуждает его к определенному поведению создает драйв.

Русский

2014-07-03

32.5 KB

1 чел.

Проблема мотивации поведения у животных.

Мотивационные системы

В каждый момент времени животное должно оценивать свое внутреннее состояние, и затем выбирать, что делать дальше. Традиционное понимание мотивации у животных основано на принципе простой обратной связи, а именно, изменение во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного и побуждает его к определенному поведению (создает драйв). Такое поведение бывает аппетитивным и консумматорным. Аппетитивное поведение включает в себя поиск подходящих внешних стимулов, и когда они находятся, наступает консумматорная активность, например потребление пищи или воды. Консумматорное поведение ведет к снижению драйва непосредственно или за счет уменьшения внутренних и внешних стимулов, которые его вызвали. Например, обезвоживание тканей тела ощущается головным мозгом и приводит к возникновению драйва жажды; он побуждает животное искать воду (аппетитивное поведение); когда вода найдена, животное пьет (консумматорное поведение). Термин драйв введен Вудвортом (1918) под этим он понимал в мотивации способность возбуждать энергию и направлять деятельность. Вудворт различал первичные драйвы, которые возникают из потребностей тканей и вторичные – из приобретенных навыков. Сходные представления о драйве развивал Лоренц (1950) в своей этолгической концепции в виде трех последовательных процессов:

  1.  накопление специфической для данного действия энергии, вызывающее аппетитивное действие;
  2.  аппетитивное поведение, направленное на достижение стимульной ситуации, которая активирует врожденный запускающий механизм;
  3.  приведение в действие запускающего механизма и разряд эндогенной активности в консумматорном действии.

В последние годы возникла тенденция отказаться от концепции драйва по следующим причинам:

1. Классический взгляд на голод и жажду как на гомеостатические драйвы предполагает, что потребление пищи и воды есть ответ на обнаруженные изменения в физиологическом состоянии животного. Считалось, что эти действия управляются отрицательной обратной связью, потому что они служат уменьшению физиологических отклонений, вызвавших такое поведение. Однако прием пищи и воды не только ответ на физиологические изменения, но часто и предварение их. У многих животных имеется определенный "режим" питания, повторяемый при постоянных условиях ежедневно. Когда внешняя среда в разные дни мало меняется, у животных быстро устанавливается суточный порядок активности, и они едят в определенные часы даже при постоянном наличии пищи. При этом физиологические процессы подстраиваются к этому порядку. Другим примером может служить тот факт, что многие животные пьют не от жажды, а для предотвращения обезвоживающего действия приема пищи, или для предотвращения тепловой дегидротации еще до изменения температуры среды. Отсюда следует, что причины какой-либо активности и ее физиологические последствия не всегда однозначно соответствуют друг другу. Более того было показано, что при хирургическом удалении определенных физиологических регуляторов животные стараются поддерживать гомеостаз с помощью поведенческих реакций. Иными словами, животные, лишенные физиологической регуляции, обращаются к вспомогательным средствам. Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод – поддержание физиологического состояния достигается сочетанием отрицательной обратной связи, предваряющей связи и адаптивного контроля.

2. Драйвы рассматриваются лишь как однозначные переменные величины. Например, анализируя драйв голода, исследователь "должен" представляет себе величину, измеримую по одной шкале. То есть согласно концепции драйва животное может быть слегка или же сильно голодно. Но, как известно, голод имеет много аспектов. Например, животное может испытывать специфический голод в отношении, скажем, соли или тиамина. У него может быть недостаток белка или, легкодоступной энергии. Эти особенности могут влиять на пищевое поведение, поэтому неправильно говорить о голоде как об одномерной переменной. Более правильным по мнению (McFarland, Sibly, 1972) представлять голод и другие так называемые драйвы как векторы. Такой подход служит основой для изображения мотивационных систем в виде пространственных моделей.

3. Драйв представляется как источник энергии для поведения. Эта точка зрения была очень влиятельна в психологии и этологии. Многие психологи механистического направления основывали свои взгляды на неприменимых в данном случае физических понятиях силы, мощности и энергии. Как и первые этологи, они приравнивали драйвы к энергии, считая, что некая мотивационная энергия накапливается при пищевой, питьевой, половой депривации и что эта энергия, или драйв, определяет интенсивность последующего поведения. Однако это не верно потому, что энергия в физическом смысле представляет собой способность и сама по себе не может быть причиной действия (McFarland, 1971).

4. Понятие драйв порождает трудности в классификации поведения. Так некоторые психологи стремились выделить драйв для каждого вида поведения. Такой подход был присущ ранним этологическим теориям. Например, можно было бы выделить сексуальный драйв, определяющий половую энергию, но можно и разделить его на драйв ухаживания, драйв спаривания и драйв эякуляции. Отсюда возникает вопрос: сколько должно быть драйвов? Часть психологов высказывалась в пользу единого общего драйва, но и это предложение оказалось неудовлетворительным (Hinde, 1970; Bolles, 1967). Если же отказаться от понятия драйва и сосредоточить внимание на изменениях мотивационного состояния, лежащих в основе поведения, то можно перейти к выявлению связанных с этим факторов (McFarland, 1974).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62091. Твои игрушки придумал художник 549.61 KB
  Цель урока: Углубление знаний о работе с пластилином через лепку животного Задачи урока: Образовательные Воспитательные Развивающие формирование навыка работы с пластилином передача пропорций и конструкций тела лепка...
62092. Отрасли экономики. Классификация профессий 212.75 KB
  Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Ознакомить учащихся с отраслями экономики и классификаций профессий...
62093. Определение первообразной 24.38 KB
  Определение темы цели задач урока Сообщает тему цели и задачи урока. Напоминает определение производной и ее физический смысл на примере задачи о мгновенной скорости используя слайд презентации.
62094. Technology. My own invention 27.7 KB
  So today we will have the last class devoted to topic Technology and of course we couldn’t have used modern gadgets without people who had invented them. So today we’ll talk about famous inventors...
62095. Les régions de la France 18.67 KB
  Цели урока: 1) Образовательные: - формирование коммуникативных компетенций учащихся в различных аспектах языков; - формирование социокультурных знаний и умений; 2) Воспитательные: - повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета...
62096. Неравенства с одной переменной (с одним неизвестным) 40.42 KB
  Воспитательная: Воспитание целеустремленности организованности ответственности самостоятельности умение общаться. А теперь используя эти определения попробуйте ответить на следующие вопросы.
62097. Полюбуйся, весна наступает! «Как Весна Зиму поборола» (русская сказка) 25.06 KB
  Цель: познакомить учащихся со сказкой Как Весна Зиму поборола совершенствовать навыки чтения; обогащать словарный запас; работать над выразительностью чтения; усовершенствовать умения анализировать сравнивать понимать текст прочитанного способствовать...
62098. Овощи. Приготовление блюд из овощей. Питание и здоровье 28.49 KB
  Задачи урока: Обучающие О способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению блюд из вареных овощей; способствовать осознанию основного технологического материала...
62099. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение 214.46 KB
  Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Познакомить учащихся с внутренним миром человека и его составляющими...