64266

Общая характеристика процесса научения

Доклад

Психология и эзотерика

Приобретение и накопление индивидуального опыта связаны с процессами научения которые дают животному возможность более полного и адекватного психического отражения окружающей среды Способность к научению зависит от уровня филогенетического...

Русский

2014-07-03

41 KB

6 чел.

Общая характеристика процесса научения

В вероятностно изменчивой среде только инстинктивные формы поведения, закреплённые генетически, не могут обеспечить активное существование организма. Чем более изменчива среда обитания, тем важнее для животного приобретение собственного индивидуального опыта, позволяющего приспосабливать видоспецифические компоненты поведения к конкретным условиям. Приобретение и накопление индивидуального опыта связаны с процессами научения, которые дают животному возможность более полного и адекватного психического отражения окружающей среды Способность к научению зависит от уровня филогенетического развития вида, сложности организации ЦНС и является характерным признаком данного вида. Примитивным видам доступны только простые формы научения, более развитые виды добавляют к простым формам научения всё более сложные.

В настоящее время выделяют следующие формы индивидуального научения:

I. Облигатное (обязательное), неассоциативное, стимул-зависимое научение. Данная форма научения внешне очень напоминает инстинктивное поведение, но представляет собой процесс накопления индивидуального опыта в жестких видотипичных рамках. В результате облигатного научения приобретается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи. Среди облигатных форм научения выделяют:

1. Простые формы:

а) привыкание (габитуация) – данная форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявления стимула, который не сопровождается биологически значимым воздействием на животное. Привыкание имеет приспособительное значение и является основой для более сложных форм обучения. В качестве примера привыкания можно привести поведенческую реакцию голубей на резкий звук. Если он не связан для них с болевыми ощущениями, то эта реакция ослабевает, и птицы быстро перестают обращать на него внимание;

б) сенситизация – данная форма научения проявляется в усилении реакции под влиянием постороннего стимула. Сенситизация выполняет приспособительную роль, повышая готовность ЦНС к восприятию стимулов.

2. Сложные формы неассоциативного научения:

а) импринтинг (запечатление): способствует формированию у животного устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. В результате импринтинга фиксируются отличительные признаки объектов, врожденные поведенческие акты родителей, братьев, сестер, пищевых объектов и др. Импринтинг особо развит в критический период становления сенсорики, преимущественно на ранних этапах послеродового (постнатального) развития. Данная форма научения возможна в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода и не требует внешнего подкрепления. Результат импринтинга обычно необратим и обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, сородичей, будущих половых партнеров, признаки местности и др. Например, Лоренц установил, что только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве родителя объект, присутствовавший рядом с ними в течение определенного периода после вылупления. Впоследствии гусята будут следовать за этим объектом как за родителем, даже если это будет мяч или человек;

б) латентное (скрытое) обучение. Оно осуществляется в процессе ознакомления животного с окружающей обстановкой;

в) имитация (подражание, викарное обучение) – научение в результате наблюдения за действиями других животных или человека. В результате данного научения расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта.

II. Ассоциативное, эффект-зависимое, факультативное, научение. Включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Данная форма обучения является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных. Среди факультативных форм научения выделяют следующие:

  1.  Пассивное научение (условный классический рефлекс) – основано на ассоциации индифферентного раздражителя с деятельностью организма, биологический смысл заключается в сигнальном значении раздражителей для животного.
  2.  Оперантное научение. Данная форма научения осуществляется в результате активного взаимодействия и проявления двигательной активности животного. Здесь выделяют следующие формы:

а) манипуляторная деятельность – деятельность по перемещению компонентов среды в пространстве (инструментальный рефлекс);

б) локомоторная деятельность – деятельность по перемещению самих животных в пространстве. Локомоторные действия животного ЛеонтьевА.Н. делит на две составляющие: а) действия, связанные с воздействием побуждающего предмета; б) деятельность, связанная с воздействием преграды, то есть с условиями, в которых предоставляется предмет, побуждающий деятельность

При оперантном научении двигательные акты формируются в процессе тренировки. Они играют значительную роль в развитии познавательных способностей животных и лежат в основе формирования их интеллекта.

  1.  Одномоментное (аверсивное) научение. В результате данного научения у животного формируются поведенческие реакции, которые проявляются в  избегании или неприятии пищи, после однократного сочетания "стимул-болезнь". Такие поведенческие реакции сохраняются на всю жизнь. В результате этого научения образуются устойчивые связей в нервных сетях структур лимбической системы.

III. Когнитивное научение. Данная форма научения: опираются на весь спектр более простых форм неассоциативного и ассоциативного научения. В зачаточном состоянии они представлены у высших приматов и имеют полное развитие только у человека, являясь основным механизмом, определяющим индивидуальность интеллектуальной деятельности человека. Среди форм когнитивного научения выделяют:

  1.  Образное (психонервное) запечатление – при первом восприятии среды происходит формирование психонервного образа как целостного единого переживания. Этот образ может сохраняться, не угасая, и воспроизводиться спустя длительное время после непосредственного восприятия.
  2.  Элементарная рассудочная деятельность. Она базируется на инстинктах, рассудочном механизме и на обучении. В результате формируется целостный акт, называемый унитарной реакцией.
  3.  Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого и информации о наличной ситуации. Может иметь разные формы: прогноз событий, независимых от субъекта, прогноз результатов ответных действий, планирование целенаправленных действий и так далее

На разных этапах поведенческого акта научение влияет на поведение животного по разному. А именно начальные этапы поведенческого акта подвержены большим изменениям в процессе индивидуального научения, чем завершающие этапы. Модификация инстинктивного поведения процессами научения осуществляется за счет изменения сочетания раздражителей, запускающих определённый инстинктивный акт, а также за счет выделения (или усиления) определённых направляющих ключевых раздражителей и тому подобное

Важно отметить, что модификации происходят как в сенсорной, так и в эффекторной сферах. Причем чаще они возникают в обеих сферах одновременно.

В эффекторной сфере включение элементов научения в инстинктивные действия происходит в виде перекомбинации врожденных двигательных элементов, при этом иногда могут возникать новые двигательные координации, особенно на ранних этапах онтогенеза (подражательное пение птиц). У высших животных, вновь выученные движения эффекторов, особенно конечностей, играют большую роль в познавательной деятельности и интеллектуальном поведении.

Включение элементов научения в сенсорную сферу животного существенно расширяет его способности оценивать новые сигналы, ориентироваться. При этом в процессе научения происходит избирательное вычленение свойств среды и новых сигналов, которые ранее были "биологически нейтральными", но в результате научения приобрели биологическую значимость.

Процесс научения у животных не сводится просто к образованию условных рефлексов. Дело в том, что организм в процессе научения относится к элементам окружающей среды активно избирательно. В основе этого лежат многообразные динамические процессы, протекающие в ЦНС, особенно в её высших отделах, где осуществляется афферентный синтез раздражений, обусловленных внешними и внутренними факторами. При этом информация, полученная в результате раздражения, сопоставляется с информацией, хранящейся в памяти, а любой результат сопоставления воспринимается животным как новая афферентная информация. В следствие этого, у животного формируется готовность к выполнению определённых действий, что проявляется в инициативности и избирательности его поведения по отношению к компонентам среды. При этом животное вносит поправки в программу своих действий как в данном конкретном поведенческом акте, так и в будущих поведенческих реакциях. Следует отметить, что диапазон научения является видотипичным, то есть существуют генетитически фиксированные "лимиты" способности к научению, а широта диапазона способности к научению является показателем психического уровня животных.

Итак, на основе научения животные формируют эффективные программы своих действий, которые являются результатом комплексных процессов сопоставления и оценки внутренних и внешних раздражений, видового и индивидуального опыта, анализа совершаемых действий и проверки их результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29152. Обращение взыскания на заложенное имущество 25 KB
  По общему правилу требования залогодержателя удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. Без обращения в суд это можно сделать на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога. В отличие от этого за счет заложенного движимого имущества требования залогодержателя обычно удовлетворяются по решению суда лишь если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем.
29153. Реализация заложенного имущества 26.5 KB
  Реализация заложенного имущества. Реализация продажа заложенного имущества на которое обращено взыскание осуществляется в порядке установленном законом об ипотеке или законом о залоге если иное не предусмотрено законом. Если сумма вырученная при реализации заложенного имущества недостаточна для покрытия требования залогодержателя он имеет право при отсутствии иного указания в законе или договоре получить недостающую сумму из прочего имущества должника не пользуясь преимуществом основанным на залоге. Если сумма вырученная при...
29154. Прекращение залога 25 KB
  Залог способ обеспечения обязательства при котором кредитор залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества. Залог прекращается: 1 с прекращением обеспеченного залогом обязательства; 2 по требованию залогодателя; 3 в случае гибели заложенной вещи или прекращения заложенного права если залогодатель не воспользовался правом; 4 в случае реализации продажи заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя. При прекращении залога...
29155. Поручительство 25.5 KB
  По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства которое возникнет в будущем. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.
29156. Прекращение поручительства 25.5 KB
  Поручительство поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства в случае изменения этого обязательства влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя без согласия последнего с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. если кредитор в...
29157. Банковская гарантия 27 KB
  В силу банковской гарантии банк иная кредитная или страховая организация гарант дают по просьбе другого лица принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и рассмотреть приложенные к требованию документы. Решив отказать в удовлетворении требования гарант обязан немедленно...
29158. Прекращение банковской гарантии 25 KB
  Прекращение банковской гарантии. В силу банковской гарантии банк иная кредитная или страховая организация гарант дают по просьбе другого лица принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается: 1 уплатой кредитору суммы на которую выдана гарантия; 2 окончанием определенного в гарантии срока на который...
29159. Задаток 25 KB
  Задаток Задаток признается денежная сумма выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме в связи с этим задаток одновременно служит и доказательством заключения договора и средством обеспечения его исполнения. Если за неисполнение договора ответственна сторона давшая задаток он остается у другой стороны. В противном...
29160. Удержание в гражданском праве 22 KB
  Кредитор у которого находится вещь подлежащая передаче должнику либо лицу указанному должником вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Требования кредитора удерживающего вещь удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке предусмотренном законом для удовлетворения требований обеспеченных залогом. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь...