64270

Познавательные процессы при формировании навыков

Доклад

Психология и эзотерика

Животное в результате проб и ошибок запоминает случайно произведённые удачные движения приведшие к успеху и в конце концов после многократных повторений совершается их отбор и закрепление.

Русский

2014-07-03

30 KB

4 чел.

Познавательные процессы при формировании навыков

В начале века считалось, что образование навыков происходит хаотично. Животное в результате проб и "ошибок" запоминает случайно произведённые удачные движения, приведшие к успеху и, в конце концов, после многократных повторений совершается их отбор и закрепление. Таким образом, как считали Г.Спенсер, К.Ллойд-Морган, Г.Дженнингс и происходит формирование двигательного или манипуляторного навыков.

Однако уже в 20-е годы Э.Толмен, В.П.Протопопов и другие опровергли представления о хаотичности движений, производимых при решении задач, доказав, что эти движения формируются в результате активной ориентировочной деятельности. То есть животное не просто преремещается в лабиринте или естественной среде, а анализирует ситуацию по результатам выполняемых движений. По мнению Э.Толмена в результате такого анализа в мозгу животного формируется когнитивная карта пространства лабиринта, которая позволяет ему выбирать направление движений, соответствующее положению "цели".

Этот взгляд получил подтверждение в ряде экспериментальных работ (И.Ф.Дэшиелл, К.Спенс, В.Шипли). Проведенные ими эксперименты показали, что после первой ориентировки в лабиринте животное создаёт как бы общую систему направления своего передвижения. В качестве подтверждения данного вывода может служить тот факт, что крысы при прохождении лабиринта, осуществляют пробные забегания в те тупики, которые расположены по направлению к "цели". В результате движения животного становятся все более адекватными ситуации. Это подтверждает решающее значение активного двигательного анализа при формировании навыков.

Такая направленность действий при выработке навыков позволила И.Кречевскому выдвинуть предположение о появлении у животных своего рода "гипотез", которыми они руководствуются при решении задач. Это особенно проявляется в случае, если животному предлагается заведомо неразрешимая задача. По Кречевскому, животные пытаются выйти из затруднения строя "гипотезу" и испытывая её пригодность. Если после нескольких попыток "гипотеза" оказывается непригодной для решения задачи, она обновляется и процесс повторяется. Например, если сначала животное поворачивало на каждой развилке лабиринта в какую-то одну сторону и не достигло цели, то затем оно начинает чередовать направления поворота, иногда в очень сложной последовательности. Таким образом, обнаруживается чёткая связь между предыдущей попыткой и последующей, животное как бы стремится организовать своё поведение по одному "принципу". Кречевский считал, что этот в известной мере абстрактный "принцип" отличается систематичностью и обусловлен внутренней "настройкой" животного.

Другим доводом против "случайности" попыток при решении задачи являются опыты с применением "латентного обучения". В них сравнивалась скорость образования навыка прохождения лабиринта в двух группах животных. Животные первой группы помещались в лабиринт только непосредственно перед началом эксперимента, а животным второй группы перед этим предоставлялась возможность ознакомиться с установкой, побегать в ней. Результаты исследования показали, что у животных второй группы двигательный навык вырабатывался значительно быстрее.

Итак, активная познавательная деятельность животного определяет природу навыка и является важнейшей предпосылкой его формирования. Однако познавательные процессы у животного ограничены локомоторным и манипуляционным познаванием (второе происходит при формировании инструментальных навыков), то есть способ достижения цели хранится в памяти животного в виде информации о ряде последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Свои действия и их результат животное воспринимает слитно и не может связать отдельные свои действия при воспроизведении навыка с возможным изменением условий задачи. Животное нельзя обучить (за исключением человекообразных обезьян) тому, что выбор пути передвижения может изменить окружающую среду и результат их действий (в эксперименте использовалась подмена подкрепления, в место пищи давалась вода). В отличие от животных человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственного порядка навыка, если временно-причинные связи требуют другого порядка действий. Например человек после первого же опыта обучится с какой стороны необходимо подходить к объекту, чтобы получить необходимый ему результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16141. Предпринимательское право в вопросах и ответах. Учебное пособие 3.58 MB
  Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учебное пособие // Под ред. Н.А. Саниахметовой. 2000. Рецензент: к.ю.н доцент заведующий кафедрой правовых основ предпринимательства и финансового права Национальной юридической академии Укра...
16142. Предъявление для опознания на предварительном следствии 467.5 KB
  Аналогии в праве Западной Европы и на Руси, не вызванные заимствованием, свидетельствуют о наличии одинаковых обычаев у древних народов, которые впоследствии, по достижении определенного уровня развития этих народов, становились писаным законом
16143. Основы российского конституционного права. Учебное пособие 998.5 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. К. Самигуллин ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Учебное пособие Уфа 2000 УДК 342 Самигуллин В.К. Основы российского конституционного права: Учебное пособие.
16144. Основы методики расследования легализации денежных средств, нажитых незаконно 94 KB
  Основы методики расследования легализации денежных средств нажитых незаконно /М.В. Салтевский. Конспект лекции. Харьков: 000 ЗНАНИЕ ЛТД 2000.19 с. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие и сущность легализации. 2. Криминалистическая характеристика легализации. 3. Особенности возб...
16145. Криминалистика. Учебное пособие 1.93 MB
  Предмет любой науки, его содержание и методы совершенствуются по мере развития общества, изменения социальных условий и накопления научных знаний. Развитие процессуальной мысли конца прошлого столетия и насущные потребности практики привели к отпочкованию от фундаментальных правовых отраслей знаний - многих специальных, носивших вначале прикладной характер; судебная медицина, криминалистика...
16146. Использование запаховых следов для раскрытия и расследования преступлений. Учебное пособие 378.5 KB
  Одобрено редакционноиздательским советом КВШ МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского Научноисследовательский и редакционнонздательский отдел Киевской высшей школы МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского Салтевский М. В. Использование запаховых следов для раскрытия и расследов...
16147. Римский гражданский процесс. Учебное пособие 261 KB
  Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. Важность знания римского права для юристов различных стран никогда не ставилась под сомнение, поскольку римское право явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, средневековья и Нового времени и послужило основой большинства западноевропейских правовых систем.
16148. Основы организации тактических операций. Учебное пособие 372 KB
  Пособие посвящено организации тактических операций как комплекса следственных, оперативно-розыскных и иных мероприятий. В работе рассматривается соотношение доказательственной и правообеспечительной деятельности при проведении тактических операций и организации ее отдельных элементов. Предназначено для следователей и дознавателей всех правоохранительных органов, а также студентов и курсантов (слушателей) юридических вузов.
16149. Международный процесс. Учебное пособие 557.5 KB
  В настоящее время в РФ осуществляются крупные социально-экономические реформы и происходит значительное обновление законодательства во всех сферах. Наряду с новыми законами РФ продолжает действовать законодательство СССР, поскольку оно не противоречит новому праву РФ, принятому после 12 июня 1990 г. (дата провозглашения суверенитета РФ). Подготовка новых законов требует времени, и такое положение на ближайшие годы будет еще сохраняться.