64270

Познавательные процессы при формировании навыков

Доклад

Психология и эзотерика

Животное в результате проб и ошибок запоминает случайно произведённые удачные движения приведшие к успеху и в конце концов после многократных повторений совершается их отбор и закрепление.

Русский

2014-07-03

30 KB

3 чел.

Познавательные процессы при формировании навыков

В начале века считалось, что образование навыков происходит хаотично. Животное в результате проб и "ошибок" запоминает случайно произведённые удачные движения, приведшие к успеху и, в конце концов, после многократных повторений совершается их отбор и закрепление. Таким образом, как считали Г.Спенсер, К.Ллойд-Морган, Г.Дженнингс и происходит формирование двигательного или манипуляторного навыков.

Однако уже в 20-е годы Э.Толмен, В.П.Протопопов и другие опровергли представления о хаотичности движений, производимых при решении задач, доказав, что эти движения формируются в результате активной ориентировочной деятельности. То есть животное не просто преремещается в лабиринте или естественной среде, а анализирует ситуацию по результатам выполняемых движений. По мнению Э.Толмена в результате такого анализа в мозгу животного формируется когнитивная карта пространства лабиринта, которая позволяет ему выбирать направление движений, соответствующее положению "цели".

Этот взгляд получил подтверждение в ряде экспериментальных работ (И.Ф.Дэшиелл, К.Спенс, В.Шипли). Проведенные ими эксперименты показали, что после первой ориентировки в лабиринте животное создаёт как бы общую систему направления своего передвижения. В качестве подтверждения данного вывода может служить тот факт, что крысы при прохождении лабиринта, осуществляют пробные забегания в те тупики, которые расположены по направлению к "цели". В результате движения животного становятся все более адекватными ситуации. Это подтверждает решающее значение активного двигательного анализа при формировании навыков.

Такая направленность действий при выработке навыков позволила И.Кречевскому выдвинуть предположение о появлении у животных своего рода "гипотез", которыми они руководствуются при решении задач. Это особенно проявляется в случае, если животному предлагается заведомо неразрешимая задача. По Кречевскому, животные пытаются выйти из затруднения строя "гипотезу" и испытывая её пригодность. Если после нескольких попыток "гипотеза" оказывается непригодной для решения задачи, она обновляется и процесс повторяется. Например, если сначала животное поворачивало на каждой развилке лабиринта в какую-то одну сторону и не достигло цели, то затем оно начинает чередовать направления поворота, иногда в очень сложной последовательности. Таким образом, обнаруживается чёткая связь между предыдущей попыткой и последующей, животное как бы стремится организовать своё поведение по одному "принципу". Кречевский считал, что этот в известной мере абстрактный "принцип" отличается систематичностью и обусловлен внутренней "настройкой" животного.

Другим доводом против "случайности" попыток при решении задачи являются опыты с применением "латентного обучения". В них сравнивалась скорость образования навыка прохождения лабиринта в двух группах животных. Животные первой группы помещались в лабиринт только непосредственно перед началом эксперимента, а животным второй группы перед этим предоставлялась возможность ознакомиться с установкой, побегать в ней. Результаты исследования показали, что у животных второй группы двигательный навык вырабатывался значительно быстрее.

Итак, активная познавательная деятельность животного определяет природу навыка и является важнейшей предпосылкой его формирования. Однако познавательные процессы у животного ограничены локомоторным и манипуляционным познаванием (второе происходит при формировании инструментальных навыков), то есть способ достижения цели хранится в памяти животного в виде информации о ряде последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Свои действия и их результат животное воспринимает слитно и не может связать отдельные свои действия при воспроизведении навыка с возможным изменением условий задачи. Животное нельзя обучить (за исключением человекообразных обезьян) тому, что выбор пути передвижения может изменить окружающую среду и результат их действий (в эксперименте использовалась подмена подкрепления, в место пищи давалась вода). В отличие от животных человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственного порядка навыка, если временно-причинные связи требуют другого порядка действий. Например человек после первого же опыта обучится с какой стороны необходимо подходить к объекту, чтобы получить необходимый ему результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1636. Продвижение и выживаемость спермиев и яйцеклетки в половых путях самок 19.53 KB
  Способность яйцеклеток к оплодотворению сохраняется в течение 2-6 ч после овуляции. У коров и овец наилучшим местом для сохранения (48 ч) спермиев в половых путях является шейка матки, у кобылы и свиньи - участки верхушек рогов матки при переходе в яйцепроводы.
1637. Профилактика задержания последа, маститов и послеродовых заболеваний 22.09 KB
  Профилактика задержания последа. Профилактика маститов у коров. Субинволюция матки. Родильный парез.
1638. Развитие плодных оболочек. Роль и значение околоплодных жидкостей 21.8 KB
  Водная оболочка (амнион). Мочевая оболочка (аллантоис). Сосудистая оболочка (хорион). Амнион у рогатого скота, свиней и животных других видов. Объем мочевой жидкости к концу беременности.
1639. Распространение, экономический ущерб, причиняемый бесплодием, яловостью 18.89 KB
  Бесплодие – это нарушение воспроизводства потомства, вызванное ненормальными условиями существования самок и самцов, неправильным осеменением, болезнями полового аппарата и других органов.
1640. Родовой путь. Мягкая и твердая основа родового пути. Пельвиметрия 20.86 KB
  Полость таза – пространство между входом и выходом; она имеет свод – верхнюю стенку, боковые стенки и дно. Свод таза состоит из крестцовой кости и первых хвостовых позвонков. Боковые стенки таза сформированы безымянными костями и широкими тазовыми связками.
1641. Родовспоможение при неправильном членорасположении плода при головном предлежании 21.2 KB
  Заворот головы на сторону. Опускание головы плода вниз. Сгибание конечности в запястном суставе. Запрокидывание головы плода.
1642. Родовспоможение при несоответствии размеров плода и просвета таза матери 20.25 KB
  Плод извлекают за предлежащие части силой максимум 5—6 человек под строгим контролем руки акушера (во избежание глубоких травм). Родовые пути необходимо обильно смазать вазелином или маслом.
1643. Роль внешних и внутренних факторов в причинах возникновения болезней молочной железы 21.67 KB
  Агалактия (безмолочность) и гипогалактия (маломолочность) - нарушение лактации как следствие неправильного кормления, содержания и эксплуатации животных, результат болезней и врожденных пороков молочной железы или других органов.
1644. Роль внешних факторов и состояние организма матери в возникновении болезней беременных животных 20.48 KB
  Маточное кровотечение. Кровотечения из матки из-за повреждения кровеносных сосудов бывают у коров, кобыл, коз, редко у животных других видов. Внематочная беременность.