64270

Познавательные процессы при формировании навыков

Доклад

Психология и эзотерика

Животное в результате проб и ошибок запоминает случайно произведённые удачные движения приведшие к успеху и в конце концов после многократных повторений совершается их отбор и закрепление.

Русский

2014-07-03

30 KB

4 чел.

Познавательные процессы при формировании навыков

В начале века считалось, что образование навыков происходит хаотично. Животное в результате проб и "ошибок" запоминает случайно произведённые удачные движения, приведшие к успеху и, в конце концов, после многократных повторений совершается их отбор и закрепление. Таким образом, как считали Г.Спенсер, К.Ллойд-Морган, Г.Дженнингс и происходит формирование двигательного или манипуляторного навыков.

Однако уже в 20-е годы Э.Толмен, В.П.Протопопов и другие опровергли представления о хаотичности движений, производимых при решении задач, доказав, что эти движения формируются в результате активной ориентировочной деятельности. То есть животное не просто преремещается в лабиринте или естественной среде, а анализирует ситуацию по результатам выполняемых движений. По мнению Э.Толмена в результате такого анализа в мозгу животного формируется когнитивная карта пространства лабиринта, которая позволяет ему выбирать направление движений, соответствующее положению "цели".

Этот взгляд получил подтверждение в ряде экспериментальных работ (И.Ф.Дэшиелл, К.Спенс, В.Шипли). Проведенные ими эксперименты показали, что после первой ориентировки в лабиринте животное создаёт как бы общую систему направления своего передвижения. В качестве подтверждения данного вывода может служить тот факт, что крысы при прохождении лабиринта, осуществляют пробные забегания в те тупики, которые расположены по направлению к "цели". В результате движения животного становятся все более адекватными ситуации. Это подтверждает решающее значение активного двигательного анализа при формировании навыков.

Такая направленность действий при выработке навыков позволила И.Кречевскому выдвинуть предположение о появлении у животных своего рода "гипотез", которыми они руководствуются при решении задач. Это особенно проявляется в случае, если животному предлагается заведомо неразрешимая задача. По Кречевскому, животные пытаются выйти из затруднения строя "гипотезу" и испытывая её пригодность. Если после нескольких попыток "гипотеза" оказывается непригодной для решения задачи, она обновляется и процесс повторяется. Например, если сначала животное поворачивало на каждой развилке лабиринта в какую-то одну сторону и не достигло цели, то затем оно начинает чередовать направления поворота, иногда в очень сложной последовательности. Таким образом, обнаруживается чёткая связь между предыдущей попыткой и последующей, животное как бы стремится организовать своё поведение по одному "принципу". Кречевский считал, что этот в известной мере абстрактный "принцип" отличается систематичностью и обусловлен внутренней "настройкой" животного.

Другим доводом против "случайности" попыток при решении задачи являются опыты с применением "латентного обучения". В них сравнивалась скорость образования навыка прохождения лабиринта в двух группах животных. Животные первой группы помещались в лабиринт только непосредственно перед началом эксперимента, а животным второй группы перед этим предоставлялась возможность ознакомиться с установкой, побегать в ней. Результаты исследования показали, что у животных второй группы двигательный навык вырабатывался значительно быстрее.

Итак, активная познавательная деятельность животного определяет природу навыка и является важнейшей предпосылкой его формирования. Однако познавательные процессы у животного ограничены локомоторным и манипуляционным познаванием (второе происходит при формировании инструментальных навыков), то есть способ достижения цели хранится в памяти животного в виде информации о ряде последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Свои действия и их результат животное воспринимает слитно и не может связать отдельные свои действия при воспроизведении навыка с возможным изменением условий задачи. Животное нельзя обучить (за исключением человекообразных обезьян) тому, что выбор пути передвижения может изменить окружающую среду и результат их действий (в эксперименте использовалась подмена подкрепления, в место пищи давалась вода). В отличие от животных человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственного порядка навыка, если временно-причинные связи требуют другого порядка действий. Например человек после первого же опыта обучится с какой стороны необходимо подходить к объекту, чтобы получить необходимый ему результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83287. Слава синам України – українським повстанцям 965.5 KB
  Цілі: знайомити учнів з героїчними сторінками минулого України, розкрити діяльність Української Повстанської Армії з 1942р. по 1959р., як армії ІІ світової війни; забезпечити розуміння основних термінів, фактів; пробуджувати високі почуття патріотизму: формувати вміння розповідати...
83288. Київ – столиця України. Культурно-історичні пам’ятки Києва 90 KB
  Мета: дидактична: формувати уявлення про столицю як головне місто країни, ознайомити з культурно-історичними пам’ятками м. Києва, з історією заснування Києва, формувати інтерес до історичного минулого нашого народу; розвивальна: розвивати мислення, увагу, пам’ять, спостережливість...
83289. Звуки с, с, позначення їх буквами Сс. Читання складів і слів з ними. Вправи на доповнення речень словами. Читання тексту «Зустріч з лисом» за А. Давидовим 220.5 KB
  Сьогодні до нас на урок завітало дуже багато гостей і урок наш трішки незвичайний. Ми вирушаємо у подорож, щоб знайти скарб, але шукати буде його нелегко, адже треба докласти усiх зусиль: виявити читацькі знання, розум, кмiтливiсть, винахідливість, уважність, спостережливість.
83290. Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов 60 KB
  Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.
83291. Комбінована робота. Практична робота. Створення аплікації на тему «Метелик» 129.5 KB
  Мета: закріпити навички роботи з папером, удосконалювати навички копіювання простих форм за допомогою шаблону та створення з вирізаних форм аплікації;повторити правили техніки безпеки під час роботи з ножицями; розвивати увагу, спостережливість, фантазію; виховувати працелюбність, акуратність...
83292. Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте 68 KB
  Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом...
83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...
83294. Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур 32 KB
  Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
83295. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.58 MB
  Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.