64270

Познавательные процессы при формировании навыков

Доклад

Психология и эзотерика

Животное в результате проб и ошибок запоминает случайно произведённые удачные движения приведшие к успеху и в конце концов после многократных повторений совершается их отбор и закрепление.

Русский

2014-07-03

30 KB

4 чел.

Познавательные процессы при формировании навыков

В начале века считалось, что образование навыков происходит хаотично. Животное в результате проб и "ошибок" запоминает случайно произведённые удачные движения, приведшие к успеху и, в конце концов, после многократных повторений совершается их отбор и закрепление. Таким образом, как считали Г.Спенсер, К.Ллойд-Морган, Г.Дженнингс и происходит формирование двигательного или манипуляторного навыков.

Однако уже в 20-е годы Э.Толмен, В.П.Протопопов и другие опровергли представления о хаотичности движений, производимых при решении задач, доказав, что эти движения формируются в результате активной ориентировочной деятельности. То есть животное не просто преремещается в лабиринте или естественной среде, а анализирует ситуацию по результатам выполняемых движений. По мнению Э.Толмена в результате такого анализа в мозгу животного формируется когнитивная карта пространства лабиринта, которая позволяет ему выбирать направление движений, соответствующее положению "цели".

Этот взгляд получил подтверждение в ряде экспериментальных работ (И.Ф.Дэшиелл, К.Спенс, В.Шипли). Проведенные ими эксперименты показали, что после первой ориентировки в лабиринте животное создаёт как бы общую систему направления своего передвижения. В качестве подтверждения данного вывода может служить тот факт, что крысы при прохождении лабиринта, осуществляют пробные забегания в те тупики, которые расположены по направлению к "цели". В результате движения животного становятся все более адекватными ситуации. Это подтверждает решающее значение активного двигательного анализа при формировании навыков.

Такая направленность действий при выработке навыков позволила И.Кречевскому выдвинуть предположение о появлении у животных своего рода "гипотез", которыми они руководствуются при решении задач. Это особенно проявляется в случае, если животному предлагается заведомо неразрешимая задача. По Кречевскому, животные пытаются выйти из затруднения строя "гипотезу" и испытывая её пригодность. Если после нескольких попыток "гипотеза" оказывается непригодной для решения задачи, она обновляется и процесс повторяется. Например, если сначала животное поворачивало на каждой развилке лабиринта в какую-то одну сторону и не достигло цели, то затем оно начинает чередовать направления поворота, иногда в очень сложной последовательности. Таким образом, обнаруживается чёткая связь между предыдущей попыткой и последующей, животное как бы стремится организовать своё поведение по одному "принципу". Кречевский считал, что этот в известной мере абстрактный "принцип" отличается систематичностью и обусловлен внутренней "настройкой" животного.

Другим доводом против "случайности" попыток при решении задачи являются опыты с применением "латентного обучения". В них сравнивалась скорость образования навыка прохождения лабиринта в двух группах животных. Животные первой группы помещались в лабиринт только непосредственно перед началом эксперимента, а животным второй группы перед этим предоставлялась возможность ознакомиться с установкой, побегать в ней. Результаты исследования показали, что у животных второй группы двигательный навык вырабатывался значительно быстрее.

Итак, активная познавательная деятельность животного определяет природу навыка и является важнейшей предпосылкой его формирования. Однако познавательные процессы у животного ограничены локомоторным и манипуляционным познаванием (второе происходит при формировании инструментальных навыков), то есть способ достижения цели хранится в памяти животного в виде информации о ряде последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Свои действия и их результат животное воспринимает слитно и не может связать отдельные свои действия при воспроизведении навыка с возможным изменением условий задачи. Животное нельзя обучить (за исключением человекообразных обезьян) тому, что выбор пути передвижения может изменить окружающую среду и результат их действий (в эксперименте использовалась подмена подкрепления, в место пищи давалась вода). В отличие от животных человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственного порядка навыка, если временно-причинные связи требуют другого порядка действий. Например человек после первого же опыта обучится с какой стороны необходимо подходить к объекту, чтобы получить необходимый ему результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68732. Античная Греция: институт проксении 34 KB
  В отношениях между полисами и их гражданами особую роль выполнял такой институт как проксении своеобразный вид гостеприимства. Проксения существовала между отдельными лицами родами племенами и целыми государствами. Проксеном являлся гражданин одного полиса оказывавший услуги гражданам или официальным лицам...
68733. Сущность, задачи и структура финансовой политики государства 21.1 KB
  Сущность задачи и структура финансовой политики государства Финансовая политика совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений финансов. Задачами финансовой политики является:обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов...
68734. Хирургическая операция. Оперативная хирургическая техника 27.93 KB
  Хирургические инструменты. Абсолютные когда отказ от операции приведет к ухудшению состояния или смерти. А абсолютные к экстренной операции жизненные когда отказ от операции приведет к ухудшению состояния или к смерти в настоящий момент: асфиксии острые кровотечения острые...
68736. Служба охраны труда на предприятии, её структура, права и обязанности 32 KB
  Служба охраны труда предприятия либо работник на которого возложены эти обязанности руководствуются следующими документами: − типовым положением о службе охраны труда на предприятии; − квалификационными характеристиками должностей начальника отдела охраны труда и инженера по охране труда.
68737. Соотношение понятий и функций: СО и реклама, СО и пропаганда, СО и маркетинг, СО и паблисити, СО и реклама 38 KB
  Реклама разновидность массовой коммуникации в которой создаются и распространяются тексты однонаправленного и неличного характера оплаченные идентифицированным рекламодателем и адресованные аудитории с целью побудить ее к нужному выбору.
68738. Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) предназначены для долговременного хранения и транспортировки информации 15.06 KB
  Магнитные носители основаны на свойстве материалов находиться в двух состояниях: «не намагничено»-«намагничено», кодирующие 0 и Запись происходит при помощи мгнитной головки. Из-за контакта головки с поверхностью носителя через некоторое время носитель приходит в негодность.
68739. Определение элементов внешнего ориентирования снимка по опорным точкам (обратная фотограмметрическая засечка) 37 KB
  Опорной точкой будем называть точку, опознанную на местности и на снимке, геодезические координаты которой на местности известны. Для определения элементов внешнего ориентирования снимка воспользуемся уравнениями коллинеарности (1.3.12), которые представим в виде...
68740. Основные методологические принципы гуманитарной науки 14.91 KB
  В гуманитарных науках: из нескольких интерпретациях текста предпочтительнее та которая единообразно объясняет больше элементов текста. Независимая проверяемость в гуманитарных науках Перенос интерпретации на другие тексты не рассматриваемые ранее при создании интерпретации.