64270

Познавательные процессы при формировании навыков

Доклад

Психология и эзотерика

Животное в результате проб и ошибок запоминает случайно произведённые удачные движения приведшие к успеху и в конце концов после многократных повторений совершается их отбор и закрепление.

Русский

2014-07-03

30 KB

4 чел.

Познавательные процессы при формировании навыков

В начале века считалось, что образование навыков происходит хаотично. Животное в результате проб и "ошибок" запоминает случайно произведённые удачные движения, приведшие к успеху и, в конце концов, после многократных повторений совершается их отбор и закрепление. Таким образом, как считали Г.Спенсер, К.Ллойд-Морган, Г.Дженнингс и происходит формирование двигательного или манипуляторного навыков.

Однако уже в 20-е годы Э.Толмен, В.П.Протопопов и другие опровергли представления о хаотичности движений, производимых при решении задач, доказав, что эти движения формируются в результате активной ориентировочной деятельности. То есть животное не просто преремещается в лабиринте или естественной среде, а анализирует ситуацию по результатам выполняемых движений. По мнению Э.Толмена в результате такого анализа в мозгу животного формируется когнитивная карта пространства лабиринта, которая позволяет ему выбирать направление движений, соответствующее положению "цели".

Этот взгляд получил подтверждение в ряде экспериментальных работ (И.Ф.Дэшиелл, К.Спенс, В.Шипли). Проведенные ими эксперименты показали, что после первой ориентировки в лабиринте животное создаёт как бы общую систему направления своего передвижения. В качестве подтверждения данного вывода может служить тот факт, что крысы при прохождении лабиринта, осуществляют пробные забегания в те тупики, которые расположены по направлению к "цели". В результате движения животного становятся все более адекватными ситуации. Это подтверждает решающее значение активного двигательного анализа при формировании навыков.

Такая направленность действий при выработке навыков позволила И.Кречевскому выдвинуть предположение о появлении у животных своего рода "гипотез", которыми они руководствуются при решении задач. Это особенно проявляется в случае, если животному предлагается заведомо неразрешимая задача. По Кречевскому, животные пытаются выйти из затруднения строя "гипотезу" и испытывая её пригодность. Если после нескольких попыток "гипотеза" оказывается непригодной для решения задачи, она обновляется и процесс повторяется. Например, если сначала животное поворачивало на каждой развилке лабиринта в какую-то одну сторону и не достигло цели, то затем оно начинает чередовать направления поворота, иногда в очень сложной последовательности. Таким образом, обнаруживается чёткая связь между предыдущей попыткой и последующей, животное как бы стремится организовать своё поведение по одному "принципу". Кречевский считал, что этот в известной мере абстрактный "принцип" отличается систематичностью и обусловлен внутренней "настройкой" животного.

Другим доводом против "случайности" попыток при решении задачи являются опыты с применением "латентного обучения". В них сравнивалась скорость образования навыка прохождения лабиринта в двух группах животных. Животные первой группы помещались в лабиринт только непосредственно перед началом эксперимента, а животным второй группы перед этим предоставлялась возможность ознакомиться с установкой, побегать в ней. Результаты исследования показали, что у животных второй группы двигательный навык вырабатывался значительно быстрее.

Итак, активная познавательная деятельность животного определяет природу навыка и является важнейшей предпосылкой его формирования. Однако познавательные процессы у животного ограничены локомоторным и манипуляционным познаванием (второе происходит при формировании инструментальных навыков), то есть способ достижения цели хранится в памяти животного в виде информации о ряде последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Свои действия и их результат животное воспринимает слитно и не может связать отдельные свои действия при воспроизведении навыка с возможным изменением условий задачи. Животное нельзя обучить (за исключением человекообразных обезьян) тому, что выбор пути передвижения может изменить окружающую среду и результат их действий (в эксперименте использовалась подмена подкрепления, в место пищи давалась вода). В отличие от животных человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственного порядка навыка, если временно-причинные связи требуют другого порядка действий. Например человек после первого же опыта обучится с какой стороны необходимо подходить к объекту, чтобы получить необходимый ему результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42404. Работа со сканером 325.5 KB
  Планшетные сканеры пригодны как для качественного сканирования цветных изображений так и для более или менее быстрого ввода текстовых документов. Для процесса сканирования необходимо задать такие параметры: Тип изображения цветное чернобелое с оттенками серого или чернобелое Разрешение сканирования DPI Яркость и контрастность Имя тип и место расположения получаемого графического файла. Нажать на кнопку настроить и: выбрать тип изображения цветной снимок затем поменять разрешение сканирования на 300 dpi....
42405. Имитация трёхмерного текста 87 KB
  Нажмите [ltBckspce] [CtrlBckspce] [ltDelete] [CtrlDelete] чтобы залить фон черным цветом. Выберите пункт меню Edit Trnsform Perspective или нажмите [CtrlT] свободная трансформация и удерживая клавишу [Ctrl] передвигайте за углы и придайте надписи вид сходный с рисунком ниже. Затем скопируйте получившийся слой [CtrlJ] путём перетаскивания его на иконку Crete New Lyer в палитре Lyers Слои. Переключитесь на слой Bckground и нажмите [CtrlShiftE] чтобы произвести слияние видимых слоёв.
42406. Создание «металлических» надписей 99 KB
  Новому каналу будет автоматически присвоено имя lph 1. Скопируйте канал lph 1 путём перетаскивания его на пиктограмму Crete New Chnnel в палитре Chnnels. Новому каналу будет присвоено имя lph 2 и он станет активным. Примените к каналу lph 2 фильтр Gussin Blur со значением 3 pixels.
42407. Работа с режимом редактирования маски 476 KB
  Нажмите [D] чтобы установить foreground цвет в черный. Нажмите [CtrlI] чтобы инвертировать выделение после чего нажмите [Del] чтобы удалить ненужное выделение. Нажмите [CtrlD] чтобы снять выделение. Нажмите OK.
42408. Работа с простыми объектами в Corel Draw 66 KB
  Порядок выполнения работы Для того чтобы нарисовать линию необходимо воспользоваться горячей клавишей [F5] или иконкой на панели инструментов. Для того чтобы вставить прямоугольник можно воспользоваться иконкой на панели инструментов или горячей клавишей [F6]. Для того чтобы вставить окружность можно воспользоваться горячей клавишей [F7] или воспользоваться иконкой на панели задач. Как и с прямоугольником можно воспользоваться дополнительными клавишами [Ctrl и или Shift].
42409. Работа с текстом и заливкой в Corel Draw 383.5 KB
  Для того чтобы залить объект заливкой можно воспользоваться одним из инструментов: Fill Color Dilog [ShiftF11] Fountin Fill Dilog [F11] Pttern Fill Dilog Texture Fill Dilog PostScript Fill Dilog Not Fill. Fill Color Dilog Fountin Fill Dilog Pttern Fill Dilog Texture Fill Dilog PostScript Fill Dilog Not Fill убирает заливку Содержание отчета Тема и цель лабораторной работы Отчет о проделанной работе Вывод Контрольные вопросы Как с помощью горячих клавиш вставить текст Какие параметры текста можно выставить на...
42410. Создаем иллюзию стекла в Corel Draw 356.5 KB
  Создайте продолговатый треугольник. Выделите созданный вами треугольник откройте панель Effects Extrude выдавливание и нажмите кнопку Edit редактирование. Под вашим треугольником пунктирной линией будет отображаться копия. Если вы точно следовали инструкциям ваш осколок должен быть похож на тот что изображен на рисунке: Теперь выделите исходный треугольник на созданном вами осколке.
42411. КОМПОЗИЦИЯ. Симметричные и ассиметричные композиции 81 KB
  Характеристики композиции Вы можете грамотно построить тени и перспективу подобрать цветовые сочетания шрифтовое оформление но работа не станет своеобразной и выразительной. Это и есть характеристики композиции. Формы элементов композиции и форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие.
42412. Композиция в технике 149 KB
  Например литая несущая конструкция должна быть такой формы чтобы не возникало сомнений это именно литье а не сварная или какаялибо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Образно говоря тектоника это искренность формы в отношении конструкции и материала. Объемнопространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством рассмотрите...