6439

ЖЕНСКИЙ АВТОПОРТРЕТ XVI - XX ВВ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИН

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Женский автопортрет XVI - XX вв. как отражение изменения самосознания женщин Женщины - одна из основных тем в искусстве. Испокон веков писатели, поэты и художники восхищались их красотой. Произведения разных времен, стран и народов увеко...

Русский

2013-01-04

25.49 KB

8 чел.

Женский автопортрет XVIXX вв. как отражение изменения самосознания женщин

«Женщины» – одна из основных тем в искусстве. Испокон веков писатели, поэты и художники восхищались их красотой. Произведения разных времен, стран и народов увековечивают образ женщины: богини, матери, жены, прекрасной дамы, роковой красавицы и др. В мире художников-мужчин женщинам всегда отводилась лишь роль музы и модели. Однако история хранит и немало имен женщин-художниц, чье творчество  долгое время оставалось в тени.

Как отмечает Анатолий Кантор, «женское искусство» имеет глубочайшую древность и существует десятки тысяч лет, но с утверждением цивилизаций, государств и государственных норм в искусстве ведущее место заняли обученные художники, получившие привилегированное положение в обществе» [2]. Долгое время художественное творчество считалось исключительно мужским занятием. Женщинам же, посвятившим себя данному делу, приходилось преодолевать огромное количество  трудностей и предрассудков общества. Так, они, например, не имели права посещать музеи, входить в художественные академии, участвовать в выставках, писать обнаженную натуру и др. В результате это сказалось на том, что в женском искусстве редко встречались исторические и мифологические сюжеты. В основном они занимались натюрмортами и портретами и особенно автопортретами. В XVIII в. Аббат Грант, бывший наставником художницы Катрин Рид, писал об этом так: «Если бы не обязанности, каковые должны исполняться ими в силу принадлежности к своему полу, – то смею сказать, что блистали бы они чудесами в истории живописи, но так как невозможно им посещать общественные академии или рисовать либо копировать с натуры, то и ограничиваются они, в итоге, жанром портрета» [1; 322].

Широкая популярность жанра автопортрета в женских кругах неслучайна. Некоторые исследователи объясняют это тем, что художницы были вынуждены обращаться к собственному изображению в связи с невозможностью найти другую модель (Артемизия Джентилески). Иные, прибегая к точке зрения женской психологии, связывают популярность автопортретного жанра с повышенным вниманием женщин к собственной внешности, любованием собой. Однако, как отмечает Турчин, «у художниц, в их работах, часто бывает несколько преднамеренно опущена одна важная черта: желание быть модной, красивой и желание всем нравиться» [4]. Как правило, в собственных  автопортретах художницы редко задерживаются на стадии описания внешней красоты, предпочитая глубже исследовать свою личность и глубокий внутренний мир. По свидетельству других исследователей, женщины писали автопортрет, и руководствуясь иными, более практичными соображениями. Как считает Анжела Розенталь, автопортрет для художниц «служил своего рода визитной карточкой, средством и способом познакомить как можно больше людей со своим образом и талантом» [5]. Учитывая то, что профессия художника была в основном мужской, женщинам нужно было как-то заявить о себе. Возможно, поэтому не удивительно, что они создали такое большое количество автопортретов.

В своем развитии женский автопортрет прошел длительную эволюцию: от средневековых изображений монахинь на полях церковных рукописей до автопортретов последнего десятилетия XX в. – начала XXI в. Автопортреты разных времен демонстрирует определенный рост самосознания женщин, напрямую связанный с изменением положения женщин в истории и искусстве.

Первые самостоятельные автопортреты появляются в XVI веке. В это время женщины впервые открыто заявляют о себе и своих способностях, что исследователи связывают с распространением в эпоху Возрождения идей гуманизма – философского течения, утверждающего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В это время женщины изображают себя не только, как художниц, но и как музыкантов и ученых дам. Почти все автопортреты этих лет демонстрируют образ идеальной женщины эпохи Возрождения: красивой, скромной, образованной, безупречно нравственной и добродетельной (Катерина ван Хемессен, Софонисба Ангиссолы, Лавиния Фонтана, Мариетта Робусти Тинторетто и др.).

В XVII веке в связи с расширением круга жанров доступных для женщин (портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), художницы начинают занимать видное место в искусстве наравне с мужчинами, что существенно отражается в автопортрете. Изображения бледных, хрупких, благовоспитанных дам отходят на второй план. В моду входит образ сильной, самодостаточной, уверенной в себе женщины. Особенно популярными в женских кругах в это время становятся автопортреты в образе аллегории живописи (Артемизия Джентилески, Элизабет Сирани). В них художницы полностью отождествляют себя со своей профессией. С кистью и палитрой в руках они показаны в момент напряженной, сосредоточенной работы. Все в их облике говорит о знании своего дела и мастерстве.

В XVIII веке в связи с наступлением эпохи рококо тяжелая торжественность автопортретов XVII в. сменяется легкостью, игривостью, женственной утонченностью и театральной изысканностью. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми, то в эпоху рококо идеалом становится хрупкая стройная кокетка. Следует отметить и то, что в это время женщины начинают принимать активное участие в жизни общества: посещают публичные места, организует свои салоны. Кроме того, впервые в XVIII веке женщины получают право входить в художественные академии, куда они раньше не допускались. Гордо заявляя о своем возросшем статусе, художницы изображают себя в образе светских красавиц, прекрасных изысканных дам в собственной мастерской в окружении учениц и моделей (Аделаида Лабиль-Гюярд, Мари Габриэль Капет, Анна Валлайе-Костер и др.)

Наряду с социальной характеристикой  в автопортретах XVIII в. также освещается частная жизнь человека. На первый план в данных работах выступает интимность и лиризм образа, обращение к миру человеческих чувств, неуловимых тонких оттенков настроений. Яркий тому пример - автопортреты Элизабет Виже Лебрен, представляющие ее как мать в объятиях своей дочери («Автопортрет в тюрбане с Жюли», 1786; «Автопортрет с дочерью», 1789)

В XIX веке в связи с демократизацией общественной жизни, порожденной Великой Французской революцией (1789-1799 гг.), женщины начинают решительно и повсюду заявлять о себе, требуя эмансипации и предоставления им важнейших социальных прав.  В каждом направлении и стиле искусства (классицизме, романтизме, импрессионизме, прерафаэлизме и др.) появляются свои мастера-художницы: в классицизме (Мари Дениз Вильер, Констанс Майер, Маргарита Жерар и др.), романтизме (Сара Гудридж, Гортензия Гаудебург–Леско, Аманда Синдвал и др.), импрессионизме (Берта Моризо, Мари Кассат, Мэри Брэкмонд), прерафаэлизме (Элизабет Элеонор Сиддол, Мэри Спартали-Стильман) и др.

В женских автопортретах этого времени на первый план выступает передача собственной живописно-пластической манеры автора, что говорит о возросшем стремлении женщин заявить о своем искусстве наравне с художниками-мужчинами. Собственно внешний облик автора перестает играть свою главную роль, что отчасти связано с развитием в это время фотографии. Стремление точно передать внешнее сходство и социальный статус окончательно перестает интересовать художниц, т. к. фотография  все же способна более достоверно запечатлеть внешний облик. Художники начинают искать новый художественный язык и способ создания образа. С живописной стороны их портреты отличает более быстрая, свободная манера исполнения, далекая от излишней классицистической отточенности и сглаженности, более смелая композиция, неожиданные ракурсы фигур, сильные контрасты цветовых пятен.

Все чаще в автопортретах художниц этого времени встречается полное отсутствие намеков на то, что перед нами художник. Опускается изображение рук и вследствие этого атрибутов профессии. Главное место на полотне занимает холодное бесстрастное лицо автора, полностью лишенное каких-либо эмоций. Застывший неподвижный взгляд устремлен в одну точку перед собой. Порой художник вообще не смотрит на зрителя, целиком и полностью погруженный в собственные мысли.

Значительные перемены в искусстве женского автопортрета происходят в XX веке, что связано с развитием в это время феминистского движения. В ходе постепенного освобождения женщин полностью меняется их взгляд на себя. Если в прошлые века, строго следуя идеалам эпохи, художницы все еще придерживаются традиционной романтизации женского облика, то уже в XX веке происходит отход от намеченных стереотипов женственности. Проявляется это, с одной стороны, в искажении собственных автопортретых черт, в стремлении уподобиться облику художника-мужчины. Отсюда появляются автопортреты в мужском костюме, с сигаретой во рту либо за рулем автомобиля и др. С другой стороны, стараясь уйти от мягкости, слащавости женских образов, художницы провозглашая новый взгляд на женщину, неотягощенный стереотипами и штампами. Заметно повышается интерес к изображению собственного тела и чувств. Появляются автопортреты в обнаженном виде, порой доходящие в своих характеристиках до гротеска. Впервые в истории искусства, выражаясь словами Диего Риверы, женщины выносят на суд публики «так обнаженно и, можно сказать, со спокойной свирепостью все то общее и частное, что присуще женщине» [3]. Яркий тому пример - многочисленные автопортреты знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало.

Начиная со второй половины века, главной темой в женском искусстве становится  размышление о женской идентичности -  о том, что такое женщина и как воспринимается ее образ коллективным и частным сознанием. Постепенно художницы отходят от живописного воспроизведения собственного облика, переключая все внимание на непосредственное использование самого тела как главного средства и способа самовыражения.  

Совсем иначе развивалась ситуация в России. О феминизме здесь заговорили лишь только в начале 90-х годов. До этого коммунистическая идеология, которой руководствовалась страна на протяжении 70-ти лет, устанавливала равенство между трудящимися гражданами обоих полов. Женщины здесь по закону были уравнены с мужчинами во всех гражданских правах, что существенно отразилось на их самосознании. Далекие от феминизма они не чувствовали себя ущемленными, наравне с мужчинами учились, работали и творили. В отличие от зарубежных авторов, сосредоточенных на вопросе женской идентичности, русские художницы в своих автопортретах поднимают, главным образом, художественные, гражданские и общечеловеческие темы.

Список литературы

  1.  Бартолена С. Женщины: Энциклопедия искусства / С. Бартолена,             М. Гонсалес; пер. с итал. А.Г. Кавтаскин. – М.: «Омега», 2011. – 384 с.
  2.  Кантор А. Искусство женского рода / Анатолий Кантор // Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 5. – С. 1, 24.
  3.  Леклезио Жан-Мари. Диего и Фрида. / Жан-Мари Леклезио; пер. Н.Кулиш. – М.: Иностранка, 2003. – 206 с.
  4.  Турчин В.С. Феминистский дискурс. Российское эхо / В.С. Турчин // Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.) Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.) Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.). – М.: Наука, 2004. –  С. 16 – 51.
  5.  Rosenthal A.H. Women and Art [Электронный ресурс] / A.H. Rosenthal. – URL: http://www.answers.com/topic/women-and-art#ixzz1m2n72hcR/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12993. Авіаційні геоінформаційні комплекси 357 KB
  РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА навчальної дисципліни Авіаційні геоінформаційні комплекси ВСТУП Метою навчальної дисципліни є вивчення теоретичних основ методів та засобів побудови авіаційних геоінформаційних комплексів. Головною задачею дисципліни Авіацій
12994. Вступ до предмету Інформатика 305.5 KB
  Лекція №1 Вступ до предмету Інформатика План 1. Вступ. Про цифрове проектування. 2. Відношення між аналоговим і цифровим. 3. Роль програмування в проектуванні цифрових пристроїв. 1. Вступ. Про цифрове проектування. В настоящий момент ...
12995. Представлення чисел в цифрових системах 217.5 KB
  Лекція №2. Представлення чисел в цифрових системах . План 1. Позиційна система числення. 2. Восьмирічні та шістнадцятирічні числа. 3. Переведення чисел з однієї системи числення в іншу. Цифровые системы строятся на основе схем в которых происх...
12996. Простейшие узлы вычислительной техники 400.5 KB
  Лекция №3 Тема Простейшие узлы вычислительной техники ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Понятие о логической функции и логическом устройстве. Диоднорезисторные схемы. ТРИГГЕРЫ. Классификация триггеров. Асинхронные триггеры. Син
12997. СЧЕТЧИКИ. Суммирующие двоичные счетчики 138.5 KB
  Лекція № 4 Тема СЧЕТЧИКИ 1. СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. 2. Суммирующие двоичные счетчики. 3. Вычитающий и реверсивный счетчики. 1.СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. Счетчик цифровое устройство осуществляющее счет числа появлений на входе определенного логического уро...
12998. Шифратори, дешифратори 2.04 MB
  Тема: Шифратори дешифратори. 1. Шифратори 2. Дешифраторы 3. Линейный дешифратор. 4. Прямоугольный дешифратор. 5. АЦП и ЦАП. Принцип аналогоцифрового преобразования информации. 6. Дискретизация непрерывных сигналов. 7. Цифроаналоговые преобразователи. 7.1Схема ЦА
12999. Сумматоры Одноразрядный двоичный сумматор. 151.5 KB
  СУММАТОРЫ Одноразрядный двоичный сумматор. Из рассмотренного принципа сложения многоразрядных двоичных чисел следует что в каждом из разрядов производятся однотипные действий: определяется цифра суммы путем сложения по модулю 2 цифр слагаемых и поступающего в...
13000. Оперативные запоминающие устройства - ОЗУ(RAM). Постоянные запоминающие устройства (ПЗУ) 1.23 MB
  Лекция №7 Оперативные запоминающие устройства ОЗУRAM. Постоянные запоминающие устройства ПЗУ В радиоаппаратуре часто требуется хранение временной информации значение которой не важно при включении устройства. Такую память можно было бы построить на микросхе...
13001. Комбинированный программно-аппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов 237 KB
  Лекция №8 Комбинированный программноаппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов Ужесточение требований отображения множества разнотипных движущихся сложных символов объектов часто представленных матрицами 32