6439

ЖЕНСКИЙ АВТОПОРТРЕТ XVI - XX ВВ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИН

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Женский автопортрет XVI - XX вв. как отражение изменения самосознания женщин Женщины - одна из основных тем в искусстве. Испокон веков писатели, поэты и художники восхищались их красотой. Произведения разных времен, стран и народов увеко...

Русский

2013-01-04

25.49 KB

8 чел.

Женский автопортрет XVIXX вв. как отражение изменения самосознания женщин

«Женщины» – одна из основных тем в искусстве. Испокон веков писатели, поэты и художники восхищались их красотой. Произведения разных времен, стран и народов увековечивают образ женщины: богини, матери, жены, прекрасной дамы, роковой красавицы и др. В мире художников-мужчин женщинам всегда отводилась лишь роль музы и модели. Однако история хранит и немало имен женщин-художниц, чье творчество  долгое время оставалось в тени.

Как отмечает Анатолий Кантор, «женское искусство» имеет глубочайшую древность и существует десятки тысяч лет, но с утверждением цивилизаций, государств и государственных норм в искусстве ведущее место заняли обученные художники, получившие привилегированное положение в обществе» [2]. Долгое время художественное творчество считалось исключительно мужским занятием. Женщинам же, посвятившим себя данному делу, приходилось преодолевать огромное количество  трудностей и предрассудков общества. Так, они, например, не имели права посещать музеи, входить в художественные академии, участвовать в выставках, писать обнаженную натуру и др. В результате это сказалось на том, что в женском искусстве редко встречались исторические и мифологические сюжеты. В основном они занимались натюрмортами и портретами и особенно автопортретами. В XVIII в. Аббат Грант, бывший наставником художницы Катрин Рид, писал об этом так: «Если бы не обязанности, каковые должны исполняться ими в силу принадлежности к своему полу, – то смею сказать, что блистали бы они чудесами в истории живописи, но так как невозможно им посещать общественные академии или рисовать либо копировать с натуры, то и ограничиваются они, в итоге, жанром портрета» [1; 322].

Широкая популярность жанра автопортрета в женских кругах неслучайна. Некоторые исследователи объясняют это тем, что художницы были вынуждены обращаться к собственному изображению в связи с невозможностью найти другую модель (Артемизия Джентилески). Иные, прибегая к точке зрения женской психологии, связывают популярность автопортретного жанра с повышенным вниманием женщин к собственной внешности, любованием собой. Однако, как отмечает Турчин, «у художниц, в их работах, часто бывает несколько преднамеренно опущена одна важная черта: желание быть модной, красивой и желание всем нравиться» [4]. Как правило, в собственных  автопортретах художницы редко задерживаются на стадии описания внешней красоты, предпочитая глубже исследовать свою личность и глубокий внутренний мир. По свидетельству других исследователей, женщины писали автопортрет, и руководствуясь иными, более практичными соображениями. Как считает Анжела Розенталь, автопортрет для художниц «служил своего рода визитной карточкой, средством и способом познакомить как можно больше людей со своим образом и талантом» [5]. Учитывая то, что профессия художника была в основном мужской, женщинам нужно было как-то заявить о себе. Возможно, поэтому не удивительно, что они создали такое большое количество автопортретов.

В своем развитии женский автопортрет прошел длительную эволюцию: от средневековых изображений монахинь на полях церковных рукописей до автопортретов последнего десятилетия XX в. – начала XXI в. Автопортреты разных времен демонстрирует определенный рост самосознания женщин, напрямую связанный с изменением положения женщин в истории и искусстве.

Первые самостоятельные автопортреты появляются в XVI веке. В это время женщины впервые открыто заявляют о себе и своих способностях, что исследователи связывают с распространением в эпоху Возрождения идей гуманизма – философского течения, утверждающего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В это время женщины изображают себя не только, как художниц, но и как музыкантов и ученых дам. Почти все автопортреты этих лет демонстрируют образ идеальной женщины эпохи Возрождения: красивой, скромной, образованной, безупречно нравственной и добродетельной (Катерина ван Хемессен, Софонисба Ангиссолы, Лавиния Фонтана, Мариетта Робусти Тинторетто и др.).

В XVII веке в связи с расширением круга жанров доступных для женщин (портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), художницы начинают занимать видное место в искусстве наравне с мужчинами, что существенно отражается в автопортрете. Изображения бледных, хрупких, благовоспитанных дам отходят на второй план. В моду входит образ сильной, самодостаточной, уверенной в себе женщины. Особенно популярными в женских кругах в это время становятся автопортреты в образе аллегории живописи (Артемизия Джентилески, Элизабет Сирани). В них художницы полностью отождествляют себя со своей профессией. С кистью и палитрой в руках они показаны в момент напряженной, сосредоточенной работы. Все в их облике говорит о знании своего дела и мастерстве.

В XVIII веке в связи с наступлением эпохи рококо тяжелая торжественность автопортретов XVII в. сменяется легкостью, игривостью, женственной утонченностью и театральной изысканностью. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми, то в эпоху рококо идеалом становится хрупкая стройная кокетка. Следует отметить и то, что в это время женщины начинают принимать активное участие в жизни общества: посещают публичные места, организует свои салоны. Кроме того, впервые в XVIII веке женщины получают право входить в художественные академии, куда они раньше не допускались. Гордо заявляя о своем возросшем статусе, художницы изображают себя в образе светских красавиц, прекрасных изысканных дам в собственной мастерской в окружении учениц и моделей (Аделаида Лабиль-Гюярд, Мари Габриэль Капет, Анна Валлайе-Костер и др.)

Наряду с социальной характеристикой  в автопортретах XVIII в. также освещается частная жизнь человека. На первый план в данных работах выступает интимность и лиризм образа, обращение к миру человеческих чувств, неуловимых тонких оттенков настроений. Яркий тому пример - автопортреты Элизабет Виже Лебрен, представляющие ее как мать в объятиях своей дочери («Автопортрет в тюрбане с Жюли», 1786; «Автопортрет с дочерью», 1789)

В XIX веке в связи с демократизацией общественной жизни, порожденной Великой Французской революцией (1789-1799 гг.), женщины начинают решительно и повсюду заявлять о себе, требуя эмансипации и предоставления им важнейших социальных прав.  В каждом направлении и стиле искусства (классицизме, романтизме, импрессионизме, прерафаэлизме и др.) появляются свои мастера-художницы: в классицизме (Мари Дениз Вильер, Констанс Майер, Маргарита Жерар и др.), романтизме (Сара Гудридж, Гортензия Гаудебург–Леско, Аманда Синдвал и др.), импрессионизме (Берта Моризо, Мари Кассат, Мэри Брэкмонд), прерафаэлизме (Элизабет Элеонор Сиддол, Мэри Спартали-Стильман) и др.

В женских автопортретах этого времени на первый план выступает передача собственной живописно-пластической манеры автора, что говорит о возросшем стремлении женщин заявить о своем искусстве наравне с художниками-мужчинами. Собственно внешний облик автора перестает играть свою главную роль, что отчасти связано с развитием в это время фотографии. Стремление точно передать внешнее сходство и социальный статус окончательно перестает интересовать художниц, т. к. фотография  все же способна более достоверно запечатлеть внешний облик. Художники начинают искать новый художественный язык и способ создания образа. С живописной стороны их портреты отличает более быстрая, свободная манера исполнения, далекая от излишней классицистической отточенности и сглаженности, более смелая композиция, неожиданные ракурсы фигур, сильные контрасты цветовых пятен.

Все чаще в автопортретах художниц этого времени встречается полное отсутствие намеков на то, что перед нами художник. Опускается изображение рук и вследствие этого атрибутов профессии. Главное место на полотне занимает холодное бесстрастное лицо автора, полностью лишенное каких-либо эмоций. Застывший неподвижный взгляд устремлен в одну точку перед собой. Порой художник вообще не смотрит на зрителя, целиком и полностью погруженный в собственные мысли.

Значительные перемены в искусстве женского автопортрета происходят в XX веке, что связано с развитием в это время феминистского движения. В ходе постепенного освобождения женщин полностью меняется их взгляд на себя. Если в прошлые века, строго следуя идеалам эпохи, художницы все еще придерживаются традиционной романтизации женского облика, то уже в XX веке происходит отход от намеченных стереотипов женственности. Проявляется это, с одной стороны, в искажении собственных автопортретых черт, в стремлении уподобиться облику художника-мужчины. Отсюда появляются автопортреты в мужском костюме, с сигаретой во рту либо за рулем автомобиля и др. С другой стороны, стараясь уйти от мягкости, слащавости женских образов, художницы провозглашая новый взгляд на женщину, неотягощенный стереотипами и штампами. Заметно повышается интерес к изображению собственного тела и чувств. Появляются автопортреты в обнаженном виде, порой доходящие в своих характеристиках до гротеска. Впервые в истории искусства, выражаясь словами Диего Риверы, женщины выносят на суд публики «так обнаженно и, можно сказать, со спокойной свирепостью все то общее и частное, что присуще женщине» [3]. Яркий тому пример - многочисленные автопортреты знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало.

Начиная со второй половины века, главной темой в женском искусстве становится  размышление о женской идентичности -  о том, что такое женщина и как воспринимается ее образ коллективным и частным сознанием. Постепенно художницы отходят от живописного воспроизведения собственного облика, переключая все внимание на непосредственное использование самого тела как главного средства и способа самовыражения.  

Совсем иначе развивалась ситуация в России. О феминизме здесь заговорили лишь только в начале 90-х годов. До этого коммунистическая идеология, которой руководствовалась страна на протяжении 70-ти лет, устанавливала равенство между трудящимися гражданами обоих полов. Женщины здесь по закону были уравнены с мужчинами во всех гражданских правах, что существенно отразилось на их самосознании. Далекие от феминизма они не чувствовали себя ущемленными, наравне с мужчинами учились, работали и творили. В отличие от зарубежных авторов, сосредоточенных на вопросе женской идентичности, русские художницы в своих автопортретах поднимают, главным образом, художественные, гражданские и общечеловеческие темы.

Список литературы

  1.  Бартолена С. Женщины: Энциклопедия искусства / С. Бартолена,             М. Гонсалес; пер. с итал. А.Г. Кавтаскин. – М.: «Омега», 2011. – 384 с.
  2.  Кантор А. Искусство женского рода / Анатолий Кантор // Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 5. – С. 1, 24.
  3.  Леклезио Жан-Мари. Диего и Фрида. / Жан-Мари Леклезио; пер. Н.Кулиш. – М.: Иностранка, 2003. – 206 с.
  4.  Турчин В.С. Феминистский дискурс. Российское эхо / В.С. Турчин // Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.) Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.) Амазонки авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.). – М.: Наука, 2004. –  С. 16 – 51.
  5.  Rosenthal A.H. Women and Art [Электронный ресурс] / A.H. Rosenthal. – URL: http://www.answers.com/topic/women-and-art#ixzz1m2n72hcR/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81674. Типология литературной критики с точки зрения ее соотношения с определенными литературными направлениями 33.54 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. Классицистическая критика. Ломоносов Тредиаковский Сумароков Державин Херасков Лукин Плавильщиков Сентименталистская критика.Реакционная критика лагеря официальной народности.
81675. Типология литературной критики с точки зрения метода литературно-критической деятельности 31.86 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. В качестве рабочих определений можно предложить следующие: публицистическая филологическая и философская критика. Публицистическая критика в оценке литературных явлений идет от жизни выясняя в первую очередь их общественное звучание. Такова декабристская критика критика Белинского 1840х годов революционнодемократическая критика шестидесятников народническая марксистская критика.
81676. Типология литературной критики с точки зрения идеологической основы, принципиальных позиций анализа и оценки литературного произведения 36.18 KB
  Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к своей почве к народным национальным началам. Достоевского. пример: Статья Михайловскогомарксистская редактора Отечественных записок против Достоевского Жестокий талант 1882 выглядит ясной по мысли политической позиции хотя и односторонней по выводам. Он чутко уловил в 1902 году что звезда Достоевского повидимому вновь загорается.
81678. Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма. Принципы критики, изложенные М.В. Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста» 33.33 KB
  Для критика постыдны небрежность невежество поспешность стремление красть у коголибо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе. Обязанность журналов состоит в том чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела либо о некоторых подробностях выполнения. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику который хотел бы...
81679. Критика просветительского реализма. Критическая деятельность А.Н.Радищева, Н.И.Новикова,И.А.Крылова,В.И.Лукина и др.Н.И.Новиков как создатель 1й рус.литерат.энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» 34.82 KB
  Оживление журнальной и книгоиздательской деятельности во многом изменили характер и проблематику литературно-критических споров: от обсуждения вопросов версификации выдержанности жанрового канона стилевых и грамматических норм критики обращаются к постановке более широкого круга проблем: подражательности и самобытности литературы природы писательского таланта роли отдельных жанров в современном литературном процессе назначения сатиры исторического пути развития отечественной словесности и др. Развитию литературной критики способствовал...
81680. Сентименталистская критика. Типологический анализ литературно-критических статей Н.М.Карамзина («Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», предисловие к переводу «Юлия Цезаря» Шекспира, «Пантеон российских авторов» и др.) 37.9 KB
  Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни государственному бытию свойственное эпохе классицизма сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной подчеркивали внесословную ценность личности нельзя не вспомнить карамзинское: И крестьянки любить умеют. В произведениях русских писателейсентименталистов Н М Карамзина П. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николаи Михайлович Карамзин 1766 1826. Многогранная деятельность...
81681. Развитие журналистики как стимул развития русской критики 18в.(проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания). «Московский журнал» Н.М.Карамзина 32.38 KB
  проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания. Московский журнал Н. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития.
81682. Біологічне, психічне і соціальне в людині 25.58 KB
  Тобто людина є біологічним творінням. Однак як і будьякий біологічний вид людина характеризується певною сукупністю видових ознак. Кожна людина унікальна неповторна своєрідна в практичній діяльності.