6441

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века Рассматривается период конца XIX - начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние...

Русский

2013-01-04

23.43 KB

17 чел.

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX – начала XX века

Рассматривается период конца XIX- начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние спортивной жизни на женский костюм. Далее идет описание художественного стиля модерн, его основных особенностей  и проявлений   в женском костюме.

Ключевые слова: Урбанизация, эмансипация, Амалия Блумер, конфекционное производство, модерн.

          Конец XIX- начало XX  века отмечен стремительным развитием промышленности, машиностроения, а также обширной урбанизацией, что повлекло за собой возрастание интереса к городской культуре и социальной жизни общества.  Костюм определенной эпохи всегда является отражением жизни социума, так в женском городском костюме рубежа  XIX- XX веков нашли отражение важнейшие тенденции общественной  жизни, особенно способствовала сложению нового женского образа, зародившаяся и стремительно набирающая обороты эмансипация. Женщины очень продвинулись в утверждении своих прав, таких как право на образование, право на работу, передовые женщины начали активно вступать в различные ассоциации, производственные  артели и  бытовые коммуны. Такое положение дел способствовало демократизации женского костюма, упрощению его фасона. Популярным стал ансамбль подпоясанной блузы с длинной, расширенной к низу или прямой юбкой, в дополнение к такому комплекту  иногда надевался пиджак из плотной темной ткани, с элементами мужского  костюма, иногда двубортный. Большую популярность, особенно в русском обществе, получила гарибальдийка - блуза красного цвета с отложным воротником и рукавами на манжете, в такой блузе изобразил в своем портрете баронессу Искуль  И.Е. Репин. Так к началу XX века костюм женщины из среды интеллигенции и мелкой буржуазии в основной массе был скромнее и практичнее, чем в предыдущий период. В этот период становится ещё заметнее разница между дневным и нарядным, вечерним туалетом. Женщины начали все больше носить юбку и блузку, украшенную  воротником и кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией.  Светлая верхняя часть костюма и темная нижняя - это было новшеством в моде того времени. Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто, жакеты , пальто с  пелериной и стоячим воротником. С 1890-х годов в связи с активным развитием новых технологий и бурным развитием промышленности  привычный ритм жизни начал меняться, кроме привычных железных дорог появляются новые средства транспорта, такие как метро и автомобиль. Езда на автомобиле потребовала особого гардероба, приспособленного к ней. Так в обиход входят длинные расклешенные плащи с капюшоном, защищающие от пыли и грязи. К началу XX века появляются первые воздухоплавательные аппараты, в жизнь людей входит кино и фотография, которые ещё шире распространяют моду по всему миру, делая её интернациональной.

      Повседневная мода, в значительной мере, формировалась под воздействием реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет, а также под влиянием спортивной моды. Занятия спортом охватили все слои общества, особенно молодежь. Велосипед,  верховая езда, теннис – вот излюбленные виды спорта на рубеже XIX- XX веков. Появляются в широком обиходе спортивные и купальные костюмы. Однако самую большую популярность среди женщин приобрела езда на велосипеде, зародившаяся ещё в 1860-е годы XIX  века. Типичный наряд для катания на велосипеде представлял собой приталенный двубортный жакет из шерсти и блумерсы. Блумерсы можно считать первыми брюками, в которых женщины начали появляться в обществе, они были демократизированы  Амалией  Блумер в начале 1850-х, а придумала блумерсы Элизабет Смит Миллер. Первоначально блумерсы были похожи на мешковатые шаровары, сужавшиеся к лодыжкам и собранные в манжеты, а носить их полагалось  под юбкой, которая была чуть ниже колен. Создание блумерсов ставило целью сохранить  Викторианскую благопристойность, при этом сделать движения более свободными. Элизабет Смит Миллер носила такую форму одежды несколько лет. Её супруг и отец  одобрили выбор Элизабет и она без смущения появлялась так во многих общественных местах. Однако одежда выглядела довольно непривычно с эстетической точки зрения, когда леди просто прогуливалась, но  порой нелепо и смешно, когда она появлялась в общественных местах. Амалия  Блумер- сторонница социальных реформ из США, в своей газете «The Lily», с 1850-х годов начала публиковать статьи, посвященные женской моде. Блумер пропагандировала  и защищала одежду, которые носили женщины-социалистки, как Фанни Райт: свободные лифы, панталоны, платья до колена. Сами по себе блумерсы представляли собой шаровары чуть ниже колен, по своей форме похожие на турецкие брюки. Очень удобный, не стесняющий движений, новый предмет одежды получил чрезвычайную популярность на рубеже веков в качестве одежды для катания на велосипеде.1

      Кроме того в этот период  появляется конфекционное производство ( производство готового платья на продажу). Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз.2 Появление конфекциона во второй половине XIX века способствовало упрощению кроя костюма, уменьшению количества деталей, что существенно облегчало пошив одежды. Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды  у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по иллюстрациям из парижских модных журналов.

         Период  конца  XIX- начала XX  века иногда называют «La Belle Epoque» ,за господствующий в ней стиль  модерн, он отразился абсолютно во всех сферах искусства. Для модерна была характерна чрезвычайная декоративность,  самыми популярными мотивами  стали природные: вьющихся растений, диких трав, а из цветов  чаще всего изображались лилии.  Модерн как направление моды и прошел в своём развитии три этапа. Первый  этап пришелся на 1890- 1900-е годы  он предполагал правильную осанку фигуры, расширенной в плечах рукавами "жиго"; юбка имела форму колокола, удлиненного треном с подолом, отделанным оборками.  Второй  этап относится к  1901-1905 годам , для  него  характерны  S - образный силуэт  фигуры, большие шляпы, но более естественная линия плеча; расширенные буфы рукавов, сдвинутые к локтю; обильно декорированная юбка, более короткий трен. Стиль одежды S - силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником .  Для третьего  этапа , 1905 – 1907 годов,  были характерны укороченная юбка, приоткрывающая носок туфли и практически лишенная декора; силуэт постепенно вернулся в нормальное вертикальное положение. Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям  вызывает появление нового силуэта женского костюма -  платья – туники с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей.

За  20 лет, с 1890-х по 1910-е года изящная, загадочная, скрытая под восточным шелком роскошного туалета дама, аккуратно обмахивающаяся веером, преобразилась в активную, не желающую больше нагружать свое тело многослойными одеждами, по-своему бунтующую, работающую женщину. Ей больше не хочется прятать жемчужную кожу под кружевным зонтиком, она выражает свою свободу через костюм.  Именно эта эпоха оказала наиболее  сильное влияние на художественные задачи новой эры в моде XX века.

Список литературы

  1.  Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. - М.: Слово/ Slovo, 1998. - 480 стр.
  2.  Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. Т. 1-4. М.:  Академия моды, 1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55406. The Professions We Choose 114 KB
  It is not who you are, but what you do. These words are closely connected with your topic The Professions we choose. There is great variety of professions. Some of them may seem to be interesting to you, some of them boring.
55407. Буду професіоналом 35.5 KB
  Кожного дня ми, педагоги, маємо змогу працювати з самими ніжними, довірливими, беззахисними, тендітними маленькими особистостями, за розвиток, виховання та навчання яких ми відповідаємо перед батьками, перед державою та насамперед перед самими собою.
55408. Профільна освіта – вимога часу 112 KB
  Допрофільна підготовка це система педагогічної психологічної інформаційної організаційної діяльності яка сприяє самовизначенню учнів старших класів основної школи щодо обраних ними профілюючих напрямків майбутнього навчання та широкої сфери подальшої професійної діяльності.
55409. МОДЕЛЬ ПРОФІЛЬНОГО ВИВЧЕННЯ ОКРЕМИХ ПРЕДМЕТІВ 66 KB
  Задачі школи: створення умов для оволодіння кожним учнем опорними знаннями й уміннями на високому рівні до вимог Державного стандарту з профільних дисциплін; допомога учням у проектуванні індивідуальних освітніх маршрутів;
55410. Від мрії – до професії 79 KB
  Мета: допомогти старшокласникам у визначенні своєї мети стосовно майбутньої професії, намітити шляхи її досягнення, дати рекомендації щодо правильного вибору професії; формувати в учнів потребу у самовдосконаленні.
55412. Sea Wind 652.5 KB
  How are you? We are glad to see you at our competitions “Sea Wind”. There are three teams of 5 players. Every team has the name. Let’s meet them.
55413. Файл. Ім’я та розширення файлу. Каталоги та підкаталоги 96 KB
  Після цього уроку ви будете: знати поняття файлу його імя та розширення каталогу папки підкаталогу шлях до файлу; знати стандартні імена зовнішніх запамятовуючих пристроїв компютера; вміти записувати шлях до файлу; вміти визначати місце знаходження потрібного файлу.
55414. Пальчики малі, але завзяті 95 KB
  Діти займаються найважливішим для їхнього віку видами діяльності: грою конструюванням малюванням крім того учитель читає їм казки вірші говорить на тему прочитаного.6 Кольорові вірші оповідання малювання за прочитаним Казки замальовки складання своїх казочок віршиків за допомогою кольору і олівця 4. Знайомляться з національною спадщиною свого народу; знаходять в лініях і формах схожість з навколишнім світом предметами явищами природи; складають свої казки замальовки; розвивають зв`язне мовлення збагачують...