6441

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века Рассматривается период конца XIX - начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние...

Русский

2013-01-04

23.43 KB

16 чел.

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX – начала XX века

Рассматривается период конца XIX- начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние спортивной жизни на женский костюм. Далее идет описание художественного стиля модерн, его основных особенностей  и проявлений   в женском костюме.

Ключевые слова: Урбанизация, эмансипация, Амалия Блумер, конфекционное производство, модерн.

          Конец XIX- начало XX  века отмечен стремительным развитием промышленности, машиностроения, а также обширной урбанизацией, что повлекло за собой возрастание интереса к городской культуре и социальной жизни общества.  Костюм определенной эпохи всегда является отражением жизни социума, так в женском городском костюме рубежа  XIX- XX веков нашли отражение важнейшие тенденции общественной  жизни, особенно способствовала сложению нового женского образа, зародившаяся и стремительно набирающая обороты эмансипация. Женщины очень продвинулись в утверждении своих прав, таких как право на образование, право на работу, передовые женщины начали активно вступать в различные ассоциации, производственные  артели и  бытовые коммуны. Такое положение дел способствовало демократизации женского костюма, упрощению его фасона. Популярным стал ансамбль подпоясанной блузы с длинной, расширенной к низу или прямой юбкой, в дополнение к такому комплекту  иногда надевался пиджак из плотной темной ткани, с элементами мужского  костюма, иногда двубортный. Большую популярность, особенно в русском обществе, получила гарибальдийка - блуза красного цвета с отложным воротником и рукавами на манжете, в такой блузе изобразил в своем портрете баронессу Искуль  И.Е. Репин. Так к началу XX века костюм женщины из среды интеллигенции и мелкой буржуазии в основной массе был скромнее и практичнее, чем в предыдущий период. В этот период становится ещё заметнее разница между дневным и нарядным, вечерним туалетом. Женщины начали все больше носить юбку и блузку, украшенную  воротником и кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией.  Светлая верхняя часть костюма и темная нижняя - это было новшеством в моде того времени. Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто, жакеты , пальто с  пелериной и стоячим воротником. С 1890-х годов в связи с активным развитием новых технологий и бурным развитием промышленности  привычный ритм жизни начал меняться, кроме привычных железных дорог появляются новые средства транспорта, такие как метро и автомобиль. Езда на автомобиле потребовала особого гардероба, приспособленного к ней. Так в обиход входят длинные расклешенные плащи с капюшоном, защищающие от пыли и грязи. К началу XX века появляются первые воздухоплавательные аппараты, в жизнь людей входит кино и фотография, которые ещё шире распространяют моду по всему миру, делая её интернациональной.

      Повседневная мода, в значительной мере, формировалась под воздействием реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет, а также под влиянием спортивной моды. Занятия спортом охватили все слои общества, особенно молодежь. Велосипед,  верховая езда, теннис – вот излюбленные виды спорта на рубеже XIX- XX веков. Появляются в широком обиходе спортивные и купальные костюмы. Однако самую большую популярность среди женщин приобрела езда на велосипеде, зародившаяся ещё в 1860-е годы XIX  века. Типичный наряд для катания на велосипеде представлял собой приталенный двубортный жакет из шерсти и блумерсы. Блумерсы можно считать первыми брюками, в которых женщины начали появляться в обществе, они были демократизированы  Амалией  Блумер в начале 1850-х, а придумала блумерсы Элизабет Смит Миллер. Первоначально блумерсы были похожи на мешковатые шаровары, сужавшиеся к лодыжкам и собранные в манжеты, а носить их полагалось  под юбкой, которая была чуть ниже колен. Создание блумерсов ставило целью сохранить  Викторианскую благопристойность, при этом сделать движения более свободными. Элизабет Смит Миллер носила такую форму одежды несколько лет. Её супруг и отец  одобрили выбор Элизабет и она без смущения появлялась так во многих общественных местах. Однако одежда выглядела довольно непривычно с эстетической точки зрения, когда леди просто прогуливалась, но  порой нелепо и смешно, когда она появлялась в общественных местах. Амалия  Блумер- сторонница социальных реформ из США, в своей газете «The Lily», с 1850-х годов начала публиковать статьи, посвященные женской моде. Блумер пропагандировала  и защищала одежду, которые носили женщины-социалистки, как Фанни Райт: свободные лифы, панталоны, платья до колена. Сами по себе блумерсы представляли собой шаровары чуть ниже колен, по своей форме похожие на турецкие брюки. Очень удобный, не стесняющий движений, новый предмет одежды получил чрезвычайную популярность на рубеже веков в качестве одежды для катания на велосипеде.1

      Кроме того в этот период  появляется конфекционное производство ( производство готового платья на продажу). Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз.2 Появление конфекциона во второй половине XIX века способствовало упрощению кроя костюма, уменьшению количества деталей, что существенно облегчало пошив одежды. Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды  у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по иллюстрациям из парижских модных журналов.

         Период  конца  XIX- начала XX  века иногда называют «La Belle Epoque» ,за господствующий в ней стиль  модерн, он отразился абсолютно во всех сферах искусства. Для модерна была характерна чрезвычайная декоративность,  самыми популярными мотивами  стали природные: вьющихся растений, диких трав, а из цветов  чаще всего изображались лилии.  Модерн как направление моды и прошел в своём развитии три этапа. Первый  этап пришелся на 1890- 1900-е годы  он предполагал правильную осанку фигуры, расширенной в плечах рукавами "жиго"; юбка имела форму колокола, удлиненного треном с подолом, отделанным оборками.  Второй  этап относится к  1901-1905 годам , для  него  характерны  S - образный силуэт  фигуры, большие шляпы, но более естественная линия плеча; расширенные буфы рукавов, сдвинутые к локтю; обильно декорированная юбка, более короткий трен. Стиль одежды S - силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником .  Для третьего  этапа , 1905 – 1907 годов,  были характерны укороченная юбка, приоткрывающая носок туфли и практически лишенная декора; силуэт постепенно вернулся в нормальное вертикальное положение. Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям  вызывает появление нового силуэта женского костюма -  платья – туники с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей.

За  20 лет, с 1890-х по 1910-е года изящная, загадочная, скрытая под восточным шелком роскошного туалета дама, аккуратно обмахивающаяся веером, преобразилась в активную, не желающую больше нагружать свое тело многослойными одеждами, по-своему бунтующую, работающую женщину. Ей больше не хочется прятать жемчужную кожу под кружевным зонтиком, она выражает свою свободу через костюм.  Именно эта эпоха оказала наиболее  сильное влияние на художественные задачи новой эры в моде XX века.

Список литературы

  1.  Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. - М.: Слово/ Slovo, 1998. - 480 стр.
  2.  Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. Т. 1-4. М.:  Академия моды, 1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11221. Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст. СЛОГ 93.5 KB
  Лекция 9 Фонетическое слово синтагма фраза фоноабзац текст. СЛОГ На предыдущей лекции мы выяснили что слог представляет собой симбиозную фонетикофонологическую единицу. Просодические единицы такие как например ударение и тон влияют в большей степени на сло
11222. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики 121 KB
  ЛЕКЦИЯ 14. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики. Как мы убедились в предыдущих лекциях произношение не может быть однородным. Оно меняется под воздействием многочисленных факторов. Поскольку эти факторы никак не влияют на переда...
11223. Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet 24 KB
  Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet. From the very start I want to admit that population growth as well as other global problems in the world is an urgent one. For decades the population explosion has been giving people nightmares. The world’s population increases by 3 every second and by a billion – every decade. With figures such as these the gloom is understandable. There school of thought that the battle to feed all the humanity is over....
11224. Talk about the problems a newly-independent state is confronted with 23.5 KB
  Talk about the problems a newlyindependent state is confronted with. Chinese people say that the worst thing is to live in the time of changes. With the rich choice of possible way of further development comes a bunch of problems as well. It’s especially true for newlyindependent states. I’d like to illustrate this on the example of Samoa. For centuries time stood still in Samoa. The people worked at banana plantations and respected the customs that the family chiefs presented abso...
11225. Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time 23.5 KB
  Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time. It goes without saying that parents is always get worried when their children go abroad to visit new places and get to know other ways of living. Without any doubt traveling is necessary for all of us as it broadens our minds and horizons it’s kind of relaxation and a wonderful opportunity to get away from it all. When children go on a journey they relax their body refresh their spirits and renew ...
11226. Talk about stereotyped ideas that people may have about the way of life in oyher countries 24.5 KB
  Talk about stereotyped ideas that people may have about the way of life in oyher countries. Nobody wants to be average. So generalizations about nations aren’t usually welcomed though sometimes they are quiet accurate. The dangers may go even deeper when someone tries to generalize from his own limited experience. The Americans for instance are the nation about which numerous stereotyped ideas exist. They are created as a rule by the people who have never been to the USA but n...
11227. Talk about madame tussaud’s as one of london’s famous museums 24.5 KB
  Talk about madame tussaud’s as one of london’s famous museums. It often comes as a shock for Londoners that Madame Tussaud’s museum is one of the capital top tourist attractions. Many find it gruesome and frightening. Others maintain that its collection of wax statues has no artistic merit. Yes despite this criticism Madam Tussauds has become a world famous. Millions of tourists from overseas and from other parts of Britain wouldn’t consider their trip to the capital worthwhile with...
11228. TAIK ABOUT HOLYWOOD AND THE EPICS PRODUCED THERE IN THE 1930S AND 1940S 23.5 KB
  TAIK ABOUT HOLYWOOD AND THE EPICS PRODUCED THERE IN THE 1930S AND 1940S. Nowadays for million if people there’s nothing better than watching a good film and the vast majority of films are produced in Hollywood. But what we really know about this really know about this greatstar factory To tell the truth everything we read about the great days of Hollywood in the 30’s and 40’s seems like exaggeration. The studious always said their film were superb and colossal because vast s...
11229. TALK ABOUT THE LANGUAGE OF SHAKESPEAR AND THE DIFFICULTIES OF PRESENTING SHAKESPEAR’S CHARACTERS TO A MODERN AUDIENCE 23.5 KB
  TALK ABOUT THE LANGUAGE OF SHAKESPEAR AND THE DIFFICULTIES OF PRESENTING SHAKESPEAR’S CHARACTERS TO A MODERN AUDIENCE. For any Englishman there are never can be any discussion on topic who is the world’s greatest poet and dramatist. Only one name possibly suggest itself to him: that of W Shakespeare. All of us use words phrases and quotation from Sh’s writings that have become part of the common property of Englishspeaking people. Shakespeare more perhaps than any other writer ...