6441

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX - начала XX века Рассматривается период конца XIX - начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние...

Русский

2013-01-04

23.43 KB

16 чел.

Основные тенденции женского городского костюма конца XIX – начала XX века

Рассматривается период конца XIX- начала XX века в истории костюма. Раскрывается влияние общественной жизни на женский костюм рубежа эпохи, так же рассматривается влияние спортивной жизни на женский костюм. Далее идет описание художественного стиля модерн, его основных особенностей  и проявлений   в женском костюме.

Ключевые слова: Урбанизация, эмансипация, Амалия Блумер, конфекционное производство, модерн.

          Конец XIX- начало XX  века отмечен стремительным развитием промышленности, машиностроения, а также обширной урбанизацией, что повлекло за собой возрастание интереса к городской культуре и социальной жизни общества.  Костюм определенной эпохи всегда является отражением жизни социума, так в женском городском костюме рубежа  XIX- XX веков нашли отражение важнейшие тенденции общественной  жизни, особенно способствовала сложению нового женского образа, зародившаяся и стремительно набирающая обороты эмансипация. Женщины очень продвинулись в утверждении своих прав, таких как право на образование, право на работу, передовые женщины начали активно вступать в различные ассоциации, производственные  артели и  бытовые коммуны. Такое положение дел способствовало демократизации женского костюма, упрощению его фасона. Популярным стал ансамбль подпоясанной блузы с длинной, расширенной к низу или прямой юбкой, в дополнение к такому комплекту  иногда надевался пиджак из плотной темной ткани, с элементами мужского  костюма, иногда двубортный. Большую популярность, особенно в русском обществе, получила гарибальдийка - блуза красного цвета с отложным воротником и рукавами на манжете, в такой блузе изобразил в своем портрете баронессу Искуль  И.Е. Репин. Так к началу XX века костюм женщины из среды интеллигенции и мелкой буржуазии в основной массе был скромнее и практичнее, чем в предыдущий период. В этот период становится ещё заметнее разница между дневным и нарядным, вечерним туалетом. Женщины начали все больше носить юбку и блузку, украшенную  воротником и кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией.  Светлая верхняя часть костюма и темная нижняя - это было новшеством в моде того времени. Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто, жакеты , пальто с  пелериной и стоячим воротником. С 1890-х годов в связи с активным развитием новых технологий и бурным развитием промышленности  привычный ритм жизни начал меняться, кроме привычных железных дорог появляются новые средства транспорта, такие как метро и автомобиль. Езда на автомобиле потребовала особого гардероба, приспособленного к ней. Так в обиход входят длинные расклешенные плащи с капюшоном, защищающие от пыли и грязи. К началу XX века появляются первые воздухоплавательные аппараты, в жизнь людей входит кино и фотография, которые ещё шире распространяют моду по всему миру, делая её интернациональной.

      Повседневная мода, в значительной мере, формировалась под воздействием реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет, а также под влиянием спортивной моды. Занятия спортом охватили все слои общества, особенно молодежь. Велосипед,  верховая езда, теннис – вот излюбленные виды спорта на рубеже XIX- XX веков. Появляются в широком обиходе спортивные и купальные костюмы. Однако самую большую популярность среди женщин приобрела езда на велосипеде, зародившаяся ещё в 1860-е годы XIX  века. Типичный наряд для катания на велосипеде представлял собой приталенный двубортный жакет из шерсти и блумерсы. Блумерсы можно считать первыми брюками, в которых женщины начали появляться в обществе, они были демократизированы  Амалией  Блумер в начале 1850-х, а придумала блумерсы Элизабет Смит Миллер. Первоначально блумерсы были похожи на мешковатые шаровары, сужавшиеся к лодыжкам и собранные в манжеты, а носить их полагалось  под юбкой, которая была чуть ниже колен. Создание блумерсов ставило целью сохранить  Викторианскую благопристойность, при этом сделать движения более свободными. Элизабет Смит Миллер носила такую форму одежды несколько лет. Её супруг и отец  одобрили выбор Элизабет и она без смущения появлялась так во многих общественных местах. Однако одежда выглядела довольно непривычно с эстетической точки зрения, когда леди просто прогуливалась, но  порой нелепо и смешно, когда она появлялась в общественных местах. Амалия  Блумер- сторонница социальных реформ из США, в своей газете «The Lily», с 1850-х годов начала публиковать статьи, посвященные женской моде. Блумер пропагандировала  и защищала одежду, которые носили женщины-социалистки, как Фанни Райт: свободные лифы, панталоны, платья до колена. Сами по себе блумерсы представляли собой шаровары чуть ниже колен, по своей форме похожие на турецкие брюки. Очень удобный, не стесняющий движений, новый предмет одежды получил чрезвычайную популярность на рубеже веков в качестве одежды для катания на велосипеде.1

      Кроме того в этот период  появляется конфекционное производство ( производство готового платья на продажу). Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз.2 Появление конфекциона во второй половине XIX века способствовало упрощению кроя костюма, уменьшению количества деталей, что существенно облегчало пошив одежды. Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды  у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по иллюстрациям из парижских модных журналов.

         Период  конца  XIX- начала XX  века иногда называют «La Belle Epoque» ,за господствующий в ней стиль  модерн, он отразился абсолютно во всех сферах искусства. Для модерна была характерна чрезвычайная декоративность,  самыми популярными мотивами  стали природные: вьющихся растений, диких трав, а из цветов  чаще всего изображались лилии.  Модерн как направление моды и прошел в своём развитии три этапа. Первый  этап пришелся на 1890- 1900-е годы  он предполагал правильную осанку фигуры, расширенной в плечах рукавами "жиго"; юбка имела форму колокола, удлиненного треном с подолом, отделанным оборками.  Второй  этап относится к  1901-1905 годам , для  него  характерны  S - образный силуэт  фигуры, большие шляпы, но более естественная линия плеча; расширенные буфы рукавов, сдвинутые к локтю; обильно декорированная юбка, более короткий трен. Стиль одежды S - силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником .  Для третьего  этапа , 1905 – 1907 годов,  были характерны укороченная юбка, приоткрывающая носок туфли и практически лишенная декора; силуэт постепенно вернулся в нормальное вертикальное положение. Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям  вызывает появление нового силуэта женского костюма -  платья – туники с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей.

За  20 лет, с 1890-х по 1910-е года изящная, загадочная, скрытая под восточным шелком роскошного туалета дама, аккуратно обмахивающаяся веером, преобразилась в активную, не желающую больше нагружать свое тело многослойными одеждами, по-своему бунтующую, работающую женщину. Ей больше не хочется прятать жемчужную кожу под кружевным зонтиком, она выражает свою свободу через костюм.  Именно эта эпоха оказала наиболее  сильное влияние на художественные задачи новой эры в моде XX века.

Список литературы

  1.  Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. - М.: Слово/ Slovo, 1998. - 480 стр.
  2.  Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. Т. 1-4. М.:  Академия моды, 1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41164. Власть, влияние, лидерство 198 KB
  Они делают это посредством допущения подчиненных к выработке управленческих решений развитию лидерства в рабочих командах инициативы обучения и т. Лидерство Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Природа лидерства может быть лучше понята если сравнить лидерство с управлением. Теория лидерских качеств Это один из наиболее ранних подходов к изучению и объяснению лидерства.
41165. Человек в организации. Функция мотивации 242.5 KB
  Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1 с позиции взаимодействия человека с организационным окружением в этом случае человек находится в центре модели и 2 с позиции организации включающей в себя индивидов в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения. Второе что он сделал для организационного окружения для организации в ответ на стимулирующие воздействия которые организация применила по отношению к человеку. Нас будут интересовать ответы на вопросы: как...
41166. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 898 KB
  Основные журналы по изучению распределения и маркетинга: 1. Цели политики распределения. Особенности оптовой торговли как канала распределения. Проблема относительно времени и места продажи товара рассматривается в маркетинге как политика распределения.
41167. Теплообменные аппараты 688 KB
  По истечении определенного промежутка времени осуществляется переключение потоков теплоносителей. Регенераторы выполняются исключительно для газовых теплоносителей. В зависимости от взаимного направления движения теплоносителей различают такие схемы движения теплоносителей: а прямоточная схема прямоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в одном направлении б противоточная схема противоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в противоположных...
41168. Функциональные стили русского языка и стилистическая дифференциация лексики 48 KB
  В зависимости от цели и темы высказывания говорящий или пишущий выбирает из лексической системы русского языка нужные ему слова. Например в официальноделовом документе и в письме близкому вам человеку на одну и ту же тему будут использованы разные слова:Дорогой Ванечка Уважаемый товарищ ИвановПодобное явление обусловлено так называемым функциональностилевым расслоением русской лексики. Функцию общения выполняют как правило слова разговорного стиля в его устной форме проявления; функцию сообщения и воздействия слова одного из книжных...
41169. Теоремы линейных цепей. Метод эквивалентного генератора 424 KB
  В электрической цепи любой пассивный элемент можно заменить эквивалентным источником напряжения, э.д.с. которого равна падению напряжения на данном элементе E=U=IR и направлена навстречу току. E =E =IR то точки '''' и ''d'' ''c'' и ''b'' оказываются соответственно точками одинакового потенциала: Таким образом закоротив точки '''' и ''d'' и исключив получим этот участок из ветви b получим схему рис. Ток ветви при этом не изменится. k ой ветви Ek вызывает в ветви n ток In то этот же источник э.
41171. Организация, менеджеры и успешное управление 316 KB
  Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют также неформальные организации группы которые возникают спонтанно но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях за исключением быть может очень маленьких. У них нет руководителя но неформальные организации настолько важны что мы им посвятим целую тему.
41172. ЦЕНА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 1.42 MB
  Основные журналы по изучению цены в системе маркетинга. Внешним проявлением внутреннего содержания цены в экономической теории являются ее функции. Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат или цены которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Стимулирующая функция цены.