6442

Современная мягкая игрушка

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Современная мягкая игрушка Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, ...

Русский

2013-01-04

1.12 MB

31 чел.

Современная мягкая игрушка

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры. Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным. Последние несколько десятилетий в России и в Европе ознаменовались настоящим бумом на авторскую мягкую игрушку. Впервые в современном художественном мире возникло самостоятельное направление под названием «авторская мягкая игрушка». Речь идет, как об авторских коллекционных работах, предназначенных не  сколько для игры, сколько для коллекционирования или украшения интерьера, так и для игрового обращения.

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Темой народной игрушки был труд и быт народа, сказочные и былинные сюжеты, отражение окружающей природы. Эти игрушки отличались выразительностью формы и расцветки и художественностью образа, стали продаваться разносчиками-коробейниками на рынках и во время гуляния и праздников, а   с развитием торговли - и в магазинах. Мягкие игрушки изображения различных животных, которые заботливые мамы шили своим детям из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке.

Вместе с человеком игрушка освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная игрушка.

Авторская мягкая игрушка как вполне самостоятельная область искусства - явление современного этапа художественной культуры. И хотя ее истоки лежат в более ранних культурных формациях, только сегодня авторская мягкая игрушка может рассматриваться не только как вид декоративно-прикладного искусства и дизайна, но и как вид изобразительного искусства, тесно связанный с другими его видами, синтетический по своему характеру, но при этом подчиняющийся собственным законам логике развития. В современном мире авторская  мягкая игрушка играет огромную роль в культурно-духовной сфере жизни людей.

Кукла – оберег, элемент эмоционально-психологической разгрузки, престижный подарок, роскошный, оригинальный и неповторимый предмет интерьера, арт - объект, участник рекламной компании.

Игрушки ручной работы индивидуальны, эксклюзивны. Из года в год популярность мягкой, авторской игрушки растет.  Каждая из игрушек ручной работы по-своему очаровательна и оригинальна и не оставят равнодушными никого, поскольку несут в себе очарование сказки и тепло ручной работы. Авторские мягкие игрушки популярны во всем мире - их коллекционируют, это и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое помещение, принесёт с собой особую атмосферу и уют. Мягкая, авторская игрушка, рожденная фантазией художника, всегда уникальна, в любом случае она станет самой живой деталью обстановки. С течением времени авторская игрушка  может «вырасти» и в антикварное произведение; или превратиться в семейную реликвию, стать историей одной конкретной семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали.

Первым делом  мягкая игрушка, очень важный предмет в формировании детской фантазии и жизнедеятельности. По определению известного российского педагога профессора  Е.А, Флериной, игрушка-предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу, формируют характер, пробуждают в детях любовь к живой природе и воспитывают человечность.  Потребительские свойства игрушек проявляются при их использовании детьми в процессе игры. *1                  

Павлова Л. Н в своей книге, «Какие игрушки предпочитают малыши», пишет: «Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам или использовать в качестве кресла, подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см), чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней. Но подходящий размер – это лишь самое формальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры».*2                          

Таким образом, очевидно, что создание детской игрушки – дело сложное и чрезвычайно ответственное. От того, какими игрушками - окружен подрастающий человек, в какие игры он играет, во многом зависти то, как он будет относиться к жизни, к живущим рядом с ними людям.

В последнее десятилетие XX века в рамках искусства, зародилось  такое явление, как «интерьерной игрушка», которое наиболее ярко представлено в Санкт-Петербурге и Москве. Сам термин «интерьерная игрушка» не был пока закреплён в  уровне искусствоведческих исследованиях, а возник и существует в художественной практике.

Интерес к интерьерной игрушке очевиден, поскольку с каждым годом появляются всё новые и новые галереи, выставляющие работы мастеров, посвятивших себя созданию игрушек.  Так, например, каждый год, в Москве проходит выставка-продажа «Moscow Fair» (Московская ярмарка), где    известные мастера и новички этого дела демонстрируют свои работы. Также мероприятия проводит посвященные мягким интерьерным игрушкам и авторским куклам, галерея «Вахтановъ».

     В настоящее время существует большой выбор ткани, и роль материала в формировании игрушки неотъемлемо связанна с  ее образом. Это такие материалы как хлопок, бархат, шерсть, мех, кожа и многие другие. Некоторым из них хочется уделить некоторые внимание, и описать поподробнее.

Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Игрушки из войлока считаются одними из самых давних игрушек, созданием которых увлекались еще наши бабушки. Однако и современное поколение занимается созданием игрушек из войлока, и это занятие завоевывает все большую популярность.

Еще один материал, из которого можно сделать замечательные по форме и фактуре изделия - это кожа. Первые игрушки были именно кожаными, в древние времена ткани еще не было, а кожи было в достатке. Игрушки из натуральной кожи - это уменьшенные копии в несколько раз (а иногда и увеличенные) какого-нибудь животного. Выбор кожи, как правило,  зависит от игрушки и от той фабрики, которая занимается этим. Конечно если игрушки из кожи очень дорогие, значит это хорошая кожа, может даже декоративная. Есть фабрики, которые изготавливают кожаные игрушки из кожи тех зверьков, которым принадлежала эта кожа. Но цены этих кожаных игрушек достигают астрономических вершин. Зачастую такие игрушки из кожи называются и считаются чучелами. Если говорить об общедоступных игрушках из кожи, то как правило, при их изготовлении используют кожу свиньи. Эта кожа считается одной из самых мягких и надёжных, поэтому игрушки из кожи так долговечны.

Также мягкие игрушки изготавливают из меха. Изделия из меха всегда были предметом интереса высшего общества, и так будет всегда. Игрушки из натурального меха это игрушки высочайшего класса. Это объясняется тем, что игрушки изготовленные, из него более мягкие, податливые, обладают удивительной нежностью, и не сравнятся с искусственным. Они неповторимы и уникальны в своем исполнении.

Игрушка из меха, полностью ручная работа. Меховая игрушка, предназначена для оформления комнат, помещений и офисов. Изысканный художественный подход является практически точной копией настоящего живого зверька.

Создание авторской игрушки – долгий и кропотливый труд по воплощению образа, по созданию одежды и аксессуаров и поэтому она настолько индивидуальна и эксклюзивна. Также  все, что сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская игрушка наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность. Смысл в игрушках есть. Великий смысл! Авторская игрушка же с самого первого стежка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. В наши дни мир стал циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса и  непреодолимое желание творить!

  1.  Флерина Е. А «Игра и игрушка»- М.,1973 г. 12 с.
  2.  Павлова Л. Н «Какие игрушки предпочитают малыши»// Дошкольное воспитание, 2003 г.,86 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82417. Психоанализ З. Фрейда. Фрейдизм, неофрейдизм 28.64 KB
  Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог исследуя характер и причины неврозов натолкнулся на ту область человеческой психики которая раньше никак не изучалась но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека бессознательное. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека влиянию его инстинктивной сексуальнобиологической энергии либидо на жизнь его чувств и поведение. В дальнейшем поведение ребенка а затем юноши и...
82418. Феноменология Э. Гуссерля: идейно-теоретические истоки, основные идеи, понятия, этапы развития 38.34 KB
  Феноменология Гуссерля – широкое в потенции бесконечное поле методологических а также гносеологических онтологических этических эстетических социальнофилософских исследований любой темы философии через возврат к феноменам сознания и их анализу. Результатом исполнения феноменологической редукции является перемещение на исследовательскую почву чистого сознания; 4 чистое сознание есть смоделированное феноменологией сложное единство структурных элементов и сущностных взаимосвязей сознания. Оригинальность и теоретическая значимость...
82419. Особенности восприятия феноменологии Э. Гуссерля в современной зарубежной философии 34.99 KB
  Гуссерля в современной зарубежной философии Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля 1859 1938. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользуфилософии. Гуссерль изложил в следующих работах: Логические исследования 1901 Философия как строгая наука 1911 Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии 1913 Трансцендентальная логика и формальная логика 1921 Картезианские размышления 1931. Особенность философии Э.
82420. Немецкая философия экзистенциализма 29.08 KB
  Основная работа Бытие и время 1927 подчинена трем задачам: 1 выявить фундаментальную структуру здесьбытия как бытиявмире; 2 показать что бытиевмире является временным и историчным; 3 на основе временности здесьбытия осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия. здесьбытие выступает основой его экзистенциальной онтологии. ставит вопрос о том что есть бытие само по себе и решает его через рассмотрение человеческого бытия поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие...
82421. Французская экзистенциальная философия 37.43 KB
  Экзистенциализм — возможно, наиболее популярное (наряду с психоанализом) философское течение нашего времени. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» — существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию
82422. Персонализм 35 KB
  Французский персонализм одно из ведущих философских течений современности; вместе с феноменологией экзистенциализмом и неотомизмом он составил целую эпоху в интеллектуальной жизни Франции первой половины XX в. Датой рождения французского персонализма считается октябрь 1932 г. Основоположник и главный теоретик французского персонализма Эммануэль Мунье 19051950 профессиональный философ католик по вероисповеданию; ему удалось сплотить вокруг Esprit творческую молодежь философов социологов публицистов литераторов литературных и...
82423. Философская герменевтика. Трудности перехода от понимания как способа познания к пониманию как способу существования 30.84 KB
  Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера – это учение об искусстве понимания письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Важным этапом становления...
82424. Аналитическая философия XX века: основные направления и проблемы 28.31 KB
  Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия развитие и нарастающее влияние аналитической философии. Главные цели философии анализа выявление структуры мысли прояснение всего смутного невнятного достижение прозрачного соотнесения языка и реальности четкое разграничение значимых и пустых выражений осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа или лингвистическую философию. Исходные проблемы и понятия...
82425. Структурализм и постструктурализм 31.84 KB
  В античности понятие структуры было синонимом понятия форма. В трудах Структурная антропология 1958 и Структурная антропология два 1973 рекомендует при исследовании культуры обращать внимание не на субъекты но на такие культурные структуры жизни как мифы ритуалы маски правила бракосочетания родственные связи языки как на знаковые структуры и изучать их не диахронно а синхронно увязывая факты в целое....