6446

Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса

Научная статья

Логика и философия

Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса Познание мира представляет собой все усложняющийся процесс не только преодоления неведомого и накопления истинных знаний, это процесс, сопровождающийся включением в себ...

Русский

2013-01-04

27.15 KB

6 чел.

Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса

Познание мира представляет собой все усложняющийся процесс не только преодоления неведомого и накопления истинных знаний, это процесс, сопровождающийся включением в себя широкого спектра мировоззренческих, социальных, этических и ценностных ориентаций, установок и норм, которые  влияют как на самого познающего субъекта, так и на результаты его познавательной деятельности. Это наглядно демонстрируют современные работы в области атомной энергетики, компьютерной техники, освоения космоса, генной инженерии и других областях знания. Своеобразной призмой, взгляд через которую позволяет лучше понять закономерности развития мира является техника и основные тенденции, характеризующие технический прогресс.

Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т.д. В наше время это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Техника всегда связана с человеком. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни. Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Так и произошло и с техникой.

Понятие техники возникает в античном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все то же умение и мастерство. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

Техника – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника и люди, создавшие и приводящие ее в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд. Таким образом, техника – это феномен, требующий детального анализа и глубокого философского осмысления, результатом которого и стала философия техники как самостоятельное знание.

В античности под техникой понималось искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. В эпоху Просвещения главное внимание обращалось на ремесла, технические нововведения и изобретения. У Гегеля техника, машинное производство связано с разделением труда и анализом орудийного отношения к природе. В трудах К. Маркса содержится экономический анализ роли техники и машинного производства в становлении капитализма и влияния технического прогресса на все стороны общественной жизни. Вместе с тем следует отметить, что философия в силу ряда причин с явным опозданием обратилось к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека.

Суммируя различные подходы к пониманию техники от античности до наших дней можно сказать, что сейчас техника рассматривается:

- как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- как совокупность технических знаний – специализированных рецептурно-технических, а так же теоретических, научно-технических и системотехнических.

Техника как сложный социокультурный феномен, ее многомерность диктуют и сложность ее философского анализа. Один момент следует особо подчеркнуть – в формировании различных концепций философии техники наряду с профессиональными философами активную роль играли и играют  естествоиспытатели и инженеры. В России и Германии инженеры были инициаторами постановки вопроса о необходимости и важности философии техники и формировании первых исследовательских программ в этой области. Во Франции и США эта инициатива принадлежала ученым различных естественных наук, которые одновременно являлись правительственными экспертами по оценке технологий и управлению научно-технической политикой.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 году. В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог ХIХ века" (1898). Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения.

В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях и порождают различные концепции философии техники. При этом уточняется круг проблем философии техники, происходит переосмысление исходных понятий техники и технического прогресса, истории техники, сложившихся традиций и новаций, определяется роль и место философии техники внутри самой философии и в рамках философии науки.

Трудности философского исследования техники связаны не только с тем, что это исследование далеко выходит за рамки изучения методологических проблем технического знания и технических наук, но и с тем, что оно должно включать в себя громадный комплекс разнородных проблем. В этот комплекс  проблем входят проблемы отношения техники и человека, техники и природы, техники и бытия. К этому комплексу проблем относится проблема определения  места техники в социокультурном мире, оценки технических инноваций и научно-технического прогресса, социологических, экономических и социально-психологических условий и последствий научно-технического прогресса и др. Проблемы, лежащие в основании различных концепций философии техники, определяют структурообразующие отношения и соответствующие им способы рассмотрения техники. Такой подход к проблематике философии техники позволяет говорить об антропологии техники, об онтологии и культурологи техники и других типах и концепциях философии техники, по-разному определяющих и саму технику и перспективы ее развития.

Сегодня в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники и гуманитарная философия техники. Первая рассматривает развитие техники изнутри – анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника предстает как способ бытия человека в этом мире. И в этом плане можно рассматривать техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его. Вторая анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. Сторонники второго подхода  критически настроены по отношению к технике и техногенному пути человечества. Они полагают, что технический разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированы на приспособление к нуждам и целям человека. Техника часто изображается ими как демоническая сила, порабощающая человека, и как средство, способное даже уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки, противоречива.

Серьезного внимания к себе требует проблема, связанная с источниками развития техники. Развитие техники характеризуется совокупностью изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их творчеством. В технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели. Возникает необходимость ответить на вопрос, чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей? Чем обусловлено техническое творчество? Причины развития техники можно разделить на внутренние и внешние. Их переплетение, наличие многочисленных противоречий создают тот сложный механизм, понять действие которого означает понимание тех закономерностей, которые характеризуют развитие техники и технического прогресса. Улучшение существующей техники, либо создание принципиально новой соответствуют периодам эволюционного движения и революционных преобразований в технике.

Технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и технический прогресс, сливаясь в единое целое, порождают феномен единого научно-технического прогресса, который имеет свои характерные признаки и особенности. В свою очередь современный научно-технический прогресс рассматривается как одна из  составляющих общественного прогресса, по которому дискуссии приобретают все более острый и непримиримый характер.

Из-за крайне противоречивого характера технического прогресса, существует разброс позиций  и различных концепций в его понимании и оценке. Этот разброс, с одной стороны, включает техницизм и связанный с ним технократический подход к оценке технического прогресса и его последствий. С другой стороны – технофобию, основанную на страхе перед всепроникающей и всепоглащающей роковой силой техники, которая способна выйти из-под контроля общества, разрушить человеческую цивилизацию, нанести непоправимый вред окружающей среде и самому человеку. На примере техники, по сути, материализованного знания, особенно четко проявляется тот факт, что знания могут быть не только созидательной, но и мощной разрушительной силой. Здесь важно подчеркнуть, что техника в качестве самостоятельной сущности и сама по себе является нейтральной силой, все зависит от того, в чьих руках она находится, и будет она направлена на благо или на зло человечеству. Но ее влияние на все стороны общественной жизни бесспорно. И это влияние происходит не только через сферу материального производства, в значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обусловливает переворот в методах преподавания. Кино, радио, телевидение создали новые возможности для распространения культуры, вызвали к жизни новые виды и жанры искусства, оказали глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т.д. В свою очередь и техника испытывает воздействие со стороны общества.

Бурное развитие техники, формирование техносферы, безусловно, облегчают физический и умственный труд человека, способствуют успешному решению самых разных задач общественной жизни. Создание новейшей техники способствует открытиям в макро- и микромире. Благодаря техническому прогрессу становится вполне осуществимой мечта многих поколений людей - выйти за  пределы Земли и приступить к освоению околоземного пространства. Речь идет о Луне и ближайших к Земле планетах Солнечной системы.

С другой стороны, все более осознаются неизбежные изменения прежнего уклада жизни, вызванные использованием техники и современных технологий, а также последствия этих изменений. Причем непредсказуемые последствия соседствуют с предсказуемыми последствиями, часть которых угрожает всему человечеству, приближая его к грани возможного самоуничтожения.

Проблемы, связанные с оборотной стороной технического прогресса, приобрели статус глобальных проблем современности. К глобальным проблемам относятся проблемы, охватывающие систему "мир – человек" в целом, которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Для своего успешного решения глобальные проблемы требуют таких же глобальных, объединенных усилий, огромных финансовых и материальных затрат, серьезных сдвигов в сознании людей, в мировой экономике и политике.

Библиографический список

1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. –   М. : ИНФРА-М, – 2000.

2. Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс. М., – 2004.  

3. Ойзерман Т.И. Научно-технический прогресс: возможности и границы предвидения. М.: Социс, – 1999.

4. Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей /В.М. Розин. – М.: NOTA BENE, – 2001.

5. Степин В.С. Философия науки и техники. –  В.С. Степин. – М.: ПИФ "Контакт – альфа", – 1995.

6. Третьяков И.Д., Звездина А.А., Корнилова Г.И., Шафоростов А.И. История и философия науки. – Иркутск, ИрГТУ. – 2011.

7. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. –  В.Ф. Шаповалов. – М.: Гранд: Фаир – Пресс, – 2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12030. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками 570.5 KB
  Дипломная работа на тему: Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками СОДЕРЖАНИЕ: [1] Введение [2] Глава 1. Безналичные расчеты [3] 1.1. Основы организации безналичных рас...
12031. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РКЦ ГОРОДА КАМЫШЛОВА 572.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ Место и роль безналичных расчетов в экономической системе Специфика организации межбанковских расчетов. Развитие межба
12032. Изучение подходов к анализу кредитоспособности и инвестиционной привлекательности на базе изучения отечественного и зарубежного опыта 543.5 KB
  Закладка не определена. ВВЕДЕНИЕ Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это
12033. Учет и анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 524.5 KB
  PAGE 2 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Учет и анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. ВВЕДЕНИЕ Термин Анализ буквально означает расчленение разложение изучаемого объекта на части элемен...
12034. Использование корреспондентских международных банковских счетов в Туран-Алем банке 483.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ [1] ВВЕДЕНИЕ [2] ГЛАВА I. МЕЖБАНКОВСКИЕ КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ БАНКАМИ. [3] Значение необходимость банков и виды банковкорреспонденто
12037. Валютный рынок Республики Казахстан 336.5 KB
  Содержание. Введение..3 1. Валютный рынок сущность понятие и основной элемент валютного рынка...5 1.1. Основная характеристика валютного рынка его участники
12038. Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка 328 KB
  54 Содержание: Введение.3 1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг.6 1.1 Услуги коммерческих банков...