6447

Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области В конце XX столетия миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха. Человечество пережило массовое переселение, которого никогда прежде не видела...

Русский

2013-01-04

27.78 KB

10 чел.

Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области

В конце XX столетия миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха. Человечество пережило массовое переселение, которого никогда прежде не видела история. Попадая в условия новой культурной среды, мигранты неизбежно сталкиваются не только с экономическими проблемами, но и с новым языком и традициями, неприятием со стороны основной и большей группы населения, путаницей ролей, ценностей и чувств, ощущением безнадежности и безрезультатности взаимодействия с неизвестной им ранее культурой. Пораженческие настроения, чувство тупика и опасности особенно выражены у вынужденных мигрантов — переселенцев и беженцев. Большинство из них поменяли место жительства в результате трагических событий на родине, оставивших глубокий след в их душах.

Таджики (самоназвание — тоджик) — народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в основном мусульмане-сунниты. Таджики, племя арийского происхождения, ядро населения Бухары, Афганистана, Сегестана, Хивы, говорящее на особом языке. До покорения страны тюркскими кочевниками достигли высокой культуры; магометане-шииты.

Шелехов—один из самых молодых городов Восточной Сибири, ему всего 45 лет, население примерно 50 тыс. жителей. Город Шелехов — это Всесоюзная ударная стройка, со всей страны сюда съезжались молодые люди, чтобы построить город металлургов. Это обстоятельство определяет специфику города. Город развитой промышленности: на территории города работают и процветают следующие предприятия «ИркАЗ-СУАЛ», ЗАО «Кремний», ООО «СУАЛ-ПМ», ОАО «Иркутсккабель», ОАО «Иркутскагроремонт», ОАО «Шелеховский РМЗ». База строительной индустрии насчитывает около 20 предприятий промышленного и гражданского строительства: ОАО «Восточно-Сибирский ЖБК», ЗАО «Стройдеталь», ООО «Строитель», ООО «ВСЭМ», ЗАО «РЗС»,  ООО «Фотон». Малый бизнес представлен 235 предприятиями. На тысячу жителей Шелеховского района приходится 4 предприятия малого бизнеса, свыше 300 объектов розничной торговли и общественного питания. Шелехов—это еще и современный культурный центр, с прекрасно развитой сетью учреждений культурной и социальной сферы, в которую входят десятки воспитательных учреждений, больницы и поликлиники, аптеки, профилакторий и оздоровительные комплексы, социальный приют «Гнездышко», стадионы, Дворец культуры «Металлург», реабилитационный цент для детей с ограниченными возможностями, музей Г.И. Шелихова, современный кинотеатр «Юность», Развлекательный Центр «Кураж», художественная школа, база отдыха «Металлург», лагеря летнего отдыха. Средняя заработная плата составляет 13 000 руб., 92% трудоспособного населения трудоустроены. 

В г. Шелехове проживает примерно 150 таджиков, в проведенном октябре-ноябре 2006 г. социологическом исследовании приняло участие 50 человек таджикской национальности методом случайной выборки. Методика исследования наряду с количественными включала и качественные методы. В частности, проведены интервью с представителями нескольких домохозяйств для изучения их психологического и социально-экономического состояния.

Результаты опроса оказались следующими: среди респондентов 74% мужчин и 26% женщин. На вопрос, «С какой целью Вы переехали в данный населенный пункт (город, село)» мы получили следующие ответы: 92% опрошенных приехали в Шелехов на заработки, 8% — к родственникам. Эти ответы также объясняют преимущество мужчин среди мигрантов, т.к. у таджиков не принято, чтобы женщины работали.

В месте прибытия успех или неуспех взаимной адаптации влияет и на миграционный процесс. Неудача адаптации оказывается причиной для возобновления миграционного движения. Среди опрошенных степень приживаемости средняя: 58% не собираются в ближайшее время куда-либо переезжать, при этом они называли следующие причины, почему хотят остаться здесь: работа, друзья, привыкли жить здесь, захоронены родственники. 42% намерены поменять нынешнее место жительства, т.к. не смогли решить вопрос с трудоустройством. Подобные намерения следует в первую очередь связать с экономическими обстоятельствами: большинству таджиков приезжают в Россию на заработки лишь немногие (8%) остаются здесь на постоянное место жительства (91% опрошенных планирует возвращение на Родину!). Кроме того, большинство из опрошенных живут в Шелехове около 3-4 лет, ввиду их высокой мобильности, лишь 2 респондента живут в Шелехове 10 лет.

В процессе адаптации мигранты сталкиваются с целым комплексом проблем. Наиболее актуальными являются регистрация, финансовые трудности, обеспечение жильем, трудоустройство, оплата труда. И 10% опрошенных ответили, что «проблем у них нет, и никаких трудностей они не испытывают». Проблема с гражданством не решена у 42% опрошенных, при этом количество прожитых лет не имеет здесь никакого значения, 5% смогли решить этот вопрос за 1 год, те же 5% не смогли за 10 лет. Зачастую получается замкнутый круг: без регистрации переселенцам не дают гражданство, а без гражданства не регистрируют, у многих возникают проблемы с получением российского паспорта.

Жилищный вопрос решается следующим образом: снимают благоустроенную квартиру 68,0 % опрошенных, снимают частный дом (или комнату в частном доме) 10,0 %, 21,1 процент проживает в разных местах в общежитиях, на рабочем месте и т.д., 1 % живет у родственников/друзей.

42% переселенцев «скорее довольны, чем не довольны» своими жилищными условиями, т.к. на Родине их жилищные условиями были лучше (87%). 21% абсолютно довольны, своими жилищными условиями, потому что на Родине были такие же (75%), 26,3% абсолютно не довольны, потому что на Родине жилищные условия были лучше (так ответили все респонденты, которые не довольны своими жилищными условиями).

Проблему трудоустройства смогли решить 84,2% респондентов. В основном таджики работают в следующих сферах:

продавцы

36,8%

строители

31,6%

Частные предприниматели

10,5%

Что несколько расходится с тем, кем они работали на Родине:

Рабочие специальности (монтажник, токарь, водитель и т.д

26,3%

учитель

21,1%

строитель

21,1%

не работал(а)

15,8%

При этом 63,2% довольны своей работой по следующими причинам: хорошая прибыль (25%), интересная работа (25%), потому что по профессии (17%), у респондентов которые не довольны своей работой 36,8% причиной недовольства является низкий уровень дохода (50%).

Адаптация — это двусторонний процесс, с одной стороны, мигрант приспосабливается к новой среде, с другой — отношение среды (т.е. местных жителей) является характерным индикатором приспособления к самим переселенцам. У опрошенных преобладает мнение, что коренные жители относятся к ним нейтрально. Так считают 52,6% респондентов, остальные ответы «доброжелательно», «скорее положительно, чем отрицательно», «скорее отрицательно, чем положительно» распределились в равных долях по  15,8%, ни один из мигрантов не считает, что к ним относятся отрицательно, хотя у 31,6% были конфликты с местным населением. В основном по причине национальной неприязни — 26,3% и  вероисповедание — 10,5. Интересен тот факт, что в отличие от других территорий в г. Шелехове отсутствуют конфликты на почве недостатка рабочих  мест, это, прежде всего, связано с тем, что, не смотря на высокую занятость жителей города Шелехова (92% трудоспособного населения), на каждого жителя приходится еще по 4 вакантных места, плюс специфика города накладывает свой отпечаток, мало кто из мигрантов имеет специализацию, необходимую для работы на предприятиях города.

В процессе интервью мы смогли выяснить, что в житейском обустройстве в основном таджикским мигрантам помогают родственники и друзья, что  свидетельствует о высокой сплоченности и солидарности. Многие так же отметили добросовестную работу таджикской общины г. Шелехова.

Возможность самореализации мигрантов в результате переезда не только не повысилась, но в большинстве случаев понизилась. Опрос позволил выявить, что социальный статус снизился у 26% опрошенных, но материальное положение улучшилось у 91% переселенцев.

Особую роль в процессе адаптации играет фактор культурной дистанции между регионом исхода и регионом вселения. Таджикистан и сибирский город в культурном плане очень различаются, но, не смотря на это, 36,8 опрошенных имеют возможность следовать своим традициям, 42,1 % следуют своим традициям, но отмечаю, что нет возможности посещать мечеть (все респонденты назвали себя верующими), т.к. ближайшая мечеть находится в г. Иркутске. 21,1 респондентов ответили, что у них скорее нет возможности следовать своим традициям, но все же никто не сказал, что у них абсолютно нет возможности следовать своим традициям. Посещать мечеть имеют возможность 31,6%, исполнять обряды — 47,4, придерживаться традиций — 68,4%.

Из изложенного можно сделать вывод, что многим мигрантам так и не удалось в полной мере адаптироваться к изменившимся условиям жизни из-за материальных и социально-экономических сложностей, с другой стороны большинство таджикских мигрантов относятся к России как к месту, где можно заработать, а потом вернуться на Родину, поэтому некоторые не особо стараются влиться в местный уклад жизни. Но в любом случае, необходимо разрабатывать эффективную миграционную политику по приему и обустройству вынужденных переселенцев, которая будет направлена на максимальное благоприятствование их адаптации в России. Эффективное использование переселенческого потенциала поможет преодолеть многие последствия демографического кризиса в России, заполнить вакансии и повысить уровень толерантности в многонациональной стране. К тому же если граждане стран ближнего зарубежья будут комфортно чувствовать себя в России, то отношения наших стран станут намного лучше и продуктивнее. Благоприятной тенденцией является проведенный в этом году праздник «Мост дружбы Таджикистан-Иркутск». Горожан познакомили с культурой, обычаями и традициями среднеазиатской республики. В Иркутске такой праздник проводился впервые. Он получился ярким и зрелищным. Организаторы надеются, что торжество станет традиционным, и будет проходить ежегодно.

Литература:

  1.  Арутюнова М.,  «Вынужденная миграция и права человека», М., 1998
  2.  Дятлов В. И.Таджики в современном Иркутске: динамика и механизмы формирования диаспоры
  3.  Соболева С. Положение мигрантов на сибирском рынке труда: оценка экспертов. В сб.: Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополитической стабильности в Евразии, вып. 2. ИЭ и ОПП СО РАН, 2004.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68543. П.Б.Струве — выдающийся мыслитель российского либерализма 52 KB
  Имя Петра Бернгардовича Струве выдающегося мыслителя историка политика социолога экономиста сегодня не нуждается в представлении. В начале пути Струве являлся одним из основателей российского легального марксизма и внес решающий вклад в его идейную победу над народничеством высоко оцененный в частности...
68544. П.Б.Струве о религии и религиозности 55.5 KB
  Прежде всего отметим что не смотря на глубину своих идей Струве все же не являлся крупным религиозным или философским реформатором типа В. Поэтому анализируя собственно философские позиции Струве нередко приходится обращаться к религиозным моментам и наоборот.
68545. ФЕНОМЕН ПОЛИТИЗИРОВАННОЙ ФОЛЬКХИСТОРИ В БАШКОРТОСТАНЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 94.5 KB
  Феномен фольксхистори ныне приобрел критическое значение на информационном пространстве России Башкортостана и Татарстана. Отказ от монизма как важная предпосылка расцвета фолькхистори определен в отечественной историографии. Вытеснение из информационной ниши брошюр жанра фолькхистори.
68546. В.И.Ленин о П.Б.Струве 46.5 KB
  Правда участие Ленина в этой полемике продолжалось в основном только до перехода Струве на резко антимарксистские позиции после этого оно вышло за рамки обычной дискуссии и перешло в форму политической борьбы. Ленин неоднократно пользовался широкими связями Струве в научных университетских...
68547. Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах 36.5 KB
  Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...
68548. Некоторые особенности либерализма в русской социальной философии 34.5 KB
  Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Рассматривая либерализм в его общем смысле поражаешься многообразию оттенков и значений которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина и определениям...
68549. О СУЩНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА 29 KB
  Концепция российского либерального консерватизма представляется наиболее адекватной ситуации исторического вызова современной России. Особенности формирования российского либерального консерватизма предоставляют возможность реабилитации конструктивных ценностей либерализма на новой духовной...
68550. П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России 42.5 KB
  Струве выдающийся социолог экономист философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России ее истории и будущем причем в основу ретроспективного...
68551. О дефиниции геолого-физической информации 166.08 KB
  В обыденной жизни термин €œинформация понимают весьма многозначно: объявление конкретный газетный телевизионный жанр печатные ауди аудивизуальные иные сообщения и материалы и т. На наш взгляд это объясняется омонимичностью смысловой многозначностью самого термина информация который совмещает в себе...