6448

Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования) Формирование жизненной стратегии можно определить как сознательный и творческий процесс выстраивания человеком своего будущего, основанный на...

Русский

2013-01-04

30.93 KB

22 чел.

Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования)

Формирование жизненной стратегии можно определить как сознательный и творческий процесс выстраивания человеком своего будущего, основанный на личном опыте, культурных традициях и социальных ценностях окружения. Выстраивая жизненную стратегию, индивид определяет свое место в жизни, цели, которые хочет достичь, и способы реализации намеченного.

Во многом определяющим фактором в самостоятельности  формирования жизненной стратегии выступает возраст его социального измерения как совокупность биологического, психологического, социального состояния человека, позволяющего в той или иной мере реализовать его возможности и способности. Наиболее значимой проблема жизненной стратегии выступает для студенческого возраста, когда человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении. Именно в этом возрасте чаще всего происходит выбор жизненного пути.

Студенчество представляет собой мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. То есть в студенческом возрасте происходит очень важный момент жизненного самоопределения - профессиональный выбор. Получение высшего образования является значимым фактором формирования жизненной стратегии личности, прежде всего, через процесс социализации, определяющий в свою очередь формирование системы ценностей. Кроме того, студенты являются наиболее восприимчивыми к происходящим социальным переменам, новым идеям и ценностям. Изучение жизненных стратегий студентов способствует расширению представлений об основных динамических тенденциях, характерных сегодня для массового сознания, позволяет очертить некоторые контуры социально-психологического сознания общества в ближайшем будущем.

В апреле 2012 года нами был проведён социологический опрос, посвящённый  анализу стратегий жизни студенческой молодёжи г. Иркутска. В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения следующих вузов: НИ ИрГТУ, ИГУ, ИГМУ, ИрГУПС, ИГЛУ, БГУЭП, САПЭУ. Всего было опрошено 381 человек.

 Стратегические ориентиры студентов в сфере образования изучались с помощью вопроса «В каких формах в дальнейшем Вы планируете продолжить профессиональное обучение?». Выяснилось, что 44,9% опрошенных желают получить второе высшее образование; 18,4% планируют поступить в аспирантуру, 10,2% студентов - в магистратуру.

Анализ профессионально-трудовые стратегии студентов, показал, что в тройку приоритетных ожиданий от будущей работы входят «высокий заработок» (66,7%), «возможность профессионального роста» (52,9%) и «самореализация, самоутверждение» (47%).

Опрошенным студентам был задан вопрос о том, какие трудности они готовы преодолевать для достижения своих целей. Студенты продемонстрировали высокую степень готовности часто жертвовать ради работы отдыхом (47,9%), выполнять неинтересную, монотонную, но хорошо оплачиваемую работу (31,3%), выполнять работу, связанную с повышенной ответственностью (29,1%), отложить создание семьи до достижения определенного уровня материального положения (25%). Жертвовать отдыхом ради работы больше склонны девушки, а юноши чаще демонстрировали готовность отложить создание семьи до достижения определенного уровня образования и материального положения. Минимальное стремление жертвовать выражалось студентами в тех случаях, когда им предлагалось работать, надолго разлучаясь с семьей (12,5%),   выполнять опасную работу (16,7%), работать в условиях сурового климата (18,7%), выполнять работу с частой переменой места жительства (18,7%).  Следовательно, студенты приемлют те трудности, характер которых соответствует их общей ориентации на получение высшего образования и на приобретение профессиональной квалификации, помогающей им в перспективе занять высокую социальную позицию в социальном пространстве.

Респондентам был так же задан вопрос о желаемой должности. Более половины опрошенных (53%) отдают предпочтение высшему уровню управления, из них — 31,4% выбрали позицию «руководитель предприятия», 21,6% - «руководитель более высоких звеньев управления». Должность руководителя небольшого коллектива сочли достаточной 19,6% респондентов. Статус руководителя крупного подразделения в организации оказался привлекательным для 21,5% ответивших. Следует обратить внимание, что только 2,2% опрошенных предпочли позицию рядового работника.

Анализ представлений студентов о жизненном успехе дополняет информацию о целях студентов. Респондентам был задан вопрос: «Что такое успех в жизни лично для Вас?». Анализ ответов показал, что здесь доминируют такие составляющие успеха, как: «счастье в личной жизни, благополучие семьи, детей» (82,4%), «хорошая, высокооплачиваемая, интересная, любимая работа» (53,9%), «cамореализация, определение своего места в жизни, возможность гордиться собой» (45,1%), «собственное здоровье и здоровье своих близких» как составляющие успеха оказались на четвертом месте (33,3%), для 23,5% студентов весомую роль играет «уважение и признание в обществе». Также для студентов успех означает «хорошую, благополучную жизни в целом, отсутствие проблем» (19,6%), «материальное благополучие, достаток» (11,8%), «высокую должность» (9,8%), «независимость, самостоятельность» (9,8%). Только 7,8% респондентов связали жизненный успех с возможностью приносить пользу стране, обществу. Возможность обладания властью практически не для кого не является критерием личной успешности, этот вариант был отмечен всего лишь 1,7% студентов.

Опрошенные студенты считают, что достичь поставленных в жизни целей они смогут благодаря трудолюбию (60%), профессионализму и мастерству (51%), активности, энергичности (35,3%). Опрошенные студенты планируют достигать поставленных жизненных целей преимущественно своими силами. Рассчитывают  на помощь семьи 33,3% опрошенных студентов, на  полезные связи только 14%, Следует обратить внимание, что вариант ответа «помощь государства» выбрали только 1,9% респондентов.

По мнению опрошенных студентов г. Иркутска, осуществлению их жизненных планов могут помешать различные обстоятельства, как объективного, так и субъективного характера. Наблюдается высокий уровень значимости  обстоятельств  субъективного характера, таких как «недостаточность воли и настойчивости» (63,8%), «неумение общаться, располагать к себе людей» (31,3%), «материальны трудности» (22,4%). Объективные обстоятельства, которые могут помешать в осуществлении планов, замыслов выражались в следующих ответах: «конкуренция» (28,6%), «недостаток способностей» (30,6%), «состояние здоровья» (30,6%), «политическая и экономическая ситуация в стране» (28,7%). Так же студентами были предложены свои варианты ответов на данный вопрос. В качестве ограничивающих факторов в достижении желаемого студентами были названы субъективные причины: лень, апатичность и нелюбовь к людям.

Одним из важных аспектов исследуемой проблемы является анализ долгосрочности жизненных стратегий студентов. Поэтому, с целью узнать насколько долгосрочными являются жизненные стратегии молодых людей, респондентам было предложено описать свои личные жизненные планы, разграничив их во временной перспективе на 3-5 лет, 5-10 лет) и долгосрочные 10-20 лет и 20-30 лет.

Исследование показало, что краткосрочные стратегии, которые охватывают период от 3-х до 5 лет, характеризует высокая степень ориентации на конкретные события, которые описываются студентами в виде учебных, профессионально-трудовых, материально-бытовых и семейных образов будущего. Часто ближайшую жизненную перспективу студенты связывают с внешними организационными факторами, например, «планирую закончить университет без троек», «получить диплом», «получить образование» и т. д. Краткосрочные стратегии также отличает высокая степень структурированности и логичность их построения. Ближайшие жизненные цели, в основном, внутренне осознаны, а планы по их реализации продуманы, то есть часто планирование следующей цели зависит от результатов достижения предыдущей. Например, краткосрочные стратегии формулировались студентами так: «планирую найти работу, которая меня будет устраивать, с перспективой роста, выйти замуж, купить квартиру, родить одного ребенка»; «найти работу по себе, создать семью, открыть свое дело»; «найти хорошую работу с перспективой развития, чтобы я могла обеспечить своё будущее, найти хорошего человека, чтобы мои начинания имели поддержку»; «планирую успешно закончить вуз, найти работу по специальности, копить деньги для будущей семьи», «закончить университет, поступить в аспирантуру и защитить диссертацию». С точки зрения ориентаций на различные сферы жизни, ближайшие жизненные перспективы студентов характеризуются высокой степенью ориентации на учебу, карьеру, семью и самореализацию.

Планы на ближайшие 5-10 лет в нашем исследовании мы отнесли к среднесрочным жизненным стратегиям. Здесь в ответах студентов ярко прослеживается ориентация на достижение значимого социального статуса (в первую очередь, с помощью профессиональной деятельности) и материального благополучия, независимости. Так, студенты часто говорят о том, что хотят в будущем «занимать руководящую должность» и «иметь стабильный высокий заработок». Также в ответах ярко проявляется высокая ценность семьи. Большинство студентов, желая создавать семью в краткосрочной перспективе, планируют рождение детей только через 5-10 лет. В целом, можно сказать, что этот временной период наиболее активного развития личности во всех сферах жизни.

Жизненные перспективы на 10-20 лет и 20-30 лет мы считаем долгосрочными перспективами. Опрос показал, что в них прослеживается недостаточная структурированность образов далекого будущего, не продуманы детали желаемых событий. В целом, наблюдается ориентация на закрепление достигнутых ранее результатов во всех сферах жизни. Студенты часто говорят об успешной карьере, стабильной работе, счастливой семье. Отдаленная перспектива не представлена в конкретных событиях, но описана как стремление личности к категориям: успешность, самореализация, счастье, независимость, удача. Кроме того, при ответе на вопросы о  долгосрочной перспективе часто употребляются слова: «нестабильность», «непредсказуемость жизни». Это является показателем сложности развития российского общества, когда частые переходные процессы мешают молодым людям максимально предвидеть результаты своей деятельности и спроектировать свою жизни на долгосрочный период. Поэтому данный период характеризуется отсутствием четкой картины образа будущего.

Таким образом, на основании анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что в большинстве своем наиболее чёткие представления об ожидаемых событиях приходятся на первый пятилетний интервал, респонденты часто описывают конкретные события своей будущей жизни, планы по их достижению. Образ среднесрочных жизненных стратегий структурирован более слабо, хотя характеризуется развитием достигнутых результатов в краткосрочных стратегиях. Долгосрочные стратегии размыты, большинство упомянутых событий невозможно четко локализовать во времени и представить их содержание, это прослеживается в таких фразах как: «буду работать», «буду заниматься семьей». В таком варианте мы не можем говорить о поэтапном формировании будущего, отдельные его элементы складываются стихийно и бессистемно.

Проведённое исследование показало, что самый распространенный жизненной стратегией является ориентация на жизненный успех. Для студентов основными составляющими жизненного мира являются внешние показатели успешности. Второй по распространённости тип стратегии - ориентация на стабильность и благополучие. Студенты, выбравшие такую стратегию предпочитают не ставить перед собой высокие цели, но при этом стремятся хорошо выполнять поставленные перед ними задачи, это исполнители, но не управленцы. Образование для этой группы — формальность, которую надо соблюсти. Третий тип жизненных стратегий - ориентацию на самореализацию, характеризуется творческой активностью, стремлением личности осуществить смысл своей жизни в рамках тех идеалов и образцов, которые раскрывают ее призвание свойственен незначительному числу опрошенных.

Полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают результаты других исследований аналогичной тематической направленности, проводимых в последнее десятилетие, как на общероссийском уровне, так и в отдельных регионах страны. Можно сделать вывод, что для значительной части студентов наряду с высокой значимостью материально-бытовой сферы приоритет сохраняют лишь такие неизменные ценности, как семья и здоровье. В результате можно увидеть, что студенты в большинстве своем ориентированы на прагматические приоритеты: интенсивный труд и материальный достаток, в дальнейшем — на создание семьи. Соответственно, профессиональное образование является средством достижения данных целей.

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что современная студенческая молодежь в целом «футуристична», обращена в будущее. Жизненные стратегии большинства студентов имеют кратко- и среднесрочные перспективы, что характерно для студенческого возраста. Также это может быть связано с ситуацией риска и неопределенности, которое существует современном российском обществе. Поэтому полученные результаты отражает не только специфику молодежного сознания, но и сложные процессы, происходящие в российском обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21221. Система планов предприятия и их взаимоувязка 64.5 KB
  Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.
21222. Психология цвета 871.5 KB
  Бехтерев Цвет в рекламе понятие святое. Начиная серию публикаций о цвете мы осознаем что тема это сложна и обширна. Вашему вниманию предлагается первая часть темы: психология восприятия цвета.
21223. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность 94 KB
  Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.
21224. Цвет влияет на принятие решений 84.5 KB
  Эксперты советуют чаще использовать зеленый утверждения зеленого цвета вызывают согласие. По заказу компании НР была проанализирована возможность влиять на отношение аудитории к напечатанным утверждениям используя различные цвета печати. Результаты этого исследования должны помочь компаниям лучше понять каким образом различные группы реагируют на цвет и в свою очередь дадут им возможность проанализировать и улучшить использование цвета во внутренних и внешних коммуникациях. Согласно исследованию использование зеленого цвета оказалось...
21225. Психология цвета в одежде 43 KB
  Вам хотелось бы знать как цвет одежды влияет на того кто ее носит и как воспринимаются определенные цвета окружающими Посмотрите одну из существующих классификаций воздействия цвета. Цвет Эмоциональное воздействие Символическое значение Желтый теплый Стимулирует веселит бодрит оживляет Солнце благодарность Желтый холодный Тошнота отвращение бред Ревность зависть измена Оранжевый Радует ободряет активирует Солнце радость богатство мощь роскошь торжество Краснооранжевый Возбуждает дразнит подстрекает Любовь гордость мощь...
21226. Психология цвета в рекламе 61 KB
  Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека. Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека а именно: вызывают психологическую реакцию: подчеркивают качество настроение чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. Как показывают специальные исследования 80 цвета и света поглощаются нервной системой и только 20 зрением.
21227. Педагогическая психология 22.98 KB
  Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...
21228. Психологические аспекты теории и практики обучения 32.62 KB
  Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени но и в ее русле формируется мама личность ученика более частные виды деятельности. Платонов считал что учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность Научение. Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности поведения которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно...
21229. Класифікація підприємств роздрібної торгівлі 28.21 KB
  Кінцевою ланкою, що завершує процес просування товарів від виробника до споживача, є роздрібна торгівля — діяльність субєктів товарного ринку з продажу товарів і надання додаткових послуг безпосередньо населенню. У роздрібній торгівлі товари переходять зі сфери обігу у сферу споживання