6449

Анализ семейных ценностей современной российской молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Анализ семейных ценностей современной российской молодежи Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Бо...

Русский

2013-01-04

25.94 KB

74 чел.

Анализ семейных ценностей современной российской молодежи

Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того - сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность.

Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

В традиционной культуре семейные ценности включают в себя триединство родительства, родства и супружества. Центральное значение в семейных ценностях имеют ориентации на родительство - на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение детей. Современная же семья имеет тенденцию к малодетности и снижению ценности семьи.

В обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращению брачности, растёт количество разводов, неполных семей, что приводит к негативным демографическим и социальным последствиям. Всё это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основаниях и порождающих новые мировоззренческие установки.

Интерес к семейным ценностям  обусловлен и тем, что основной функцией семьи является рождение и воспитание детей. По данным статистики, 77,5 % от общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Таким образом, от успешного выполнения репродуктивной и социализационной функций молодой семьи зависит не только демографическая ситуация в нашем обществе, но и его развитие в целом.

Эти и другие проблемы семьи и семейно-брачных отношений требуют особого внимания, как со стороны всего общества, так и со стороны исследователей, что и обусловило актуальность изучения семейных ценностей.

В нашем исследовании принимали участие девушки и юноши в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Среди них выросших в полной семье - 70 %, в неполной - 26 %. Распределение по возрасту выглядит следующим образом:

По данным  видно, что основная часть исследуемой совокупности - молодежь в возрасте от 18 до 21 года. При этом 88% респондентов не состоят в браке или сожительстве, только 12% живут в незарегистрированном браке. Данные цифры подтверждают высказывание о том, что молодежь сначала стремится получить образование и тем самым достичь экономической самостоятельности для того, чтобы создать благополучную семью.

Полученные данные показывают, что почти половина респондентов (45%) определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В основном преобладает положительный ответ, при этом он выше у девушек. Стоит отметить так же, что 9% респондентов мужского пола вообще не собираются жениться, а среди девушек данный вариант ответа не выбрал никто. Таким образом, молодежь больше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак.

По мнению мужчин  самый подходящий возраст создания семьи с 26 до 30 лет. На втором месте с 21 до 25 лет. Женщины (71%) указали оптимальный возраст вступления в брак для женщин с 21 до 25 лет. Вариант ответа "Свыше 30 лет" для женщин не отметил ни один респондент. Вероятно, различия в возрасте обусловлены тем, что мужчина должен успеть за это время "встать на ноги", обзавестись работой и жильем, чтобы обеспечивать семью.

Такой мотив для вступления в брак, как "любовь", остается основным при вступлении в брак, его выбрали 49% респондентов. На втором месте стоит "желание создать семью", 41%. На третьем "рождение ребенка", 6%. Распределение по полу показало, что мотив "любовь", как это ни странно, больше указывали молодые люди, а девушки сделали примерно одинаковый выбор мотива "любовь" и "желание создать семью". Кроме того, девушки больше хотят независимости от родителей, чем молодые люди.

Распределение по возрасту показало, что в более старшем возрасте любовь имеет меньшее значение при вступлении в брак. А желание создать семью в этом возрасте преобладает. Также респондентам было предложено проранжировать список основных жизненных ценностей. Данные показывают, что любовь и семья для молодежи по-прежнему на первом месте. На второе место студенты поставили здоровье. На третьем месте у молодежи стоит образование. Дети у студентов занимают только четвертое место. Видимо, молодежь все больше связывает семейные отношения с супружеством, а не с родительством, либо они имеют в виду семью своих родителей, а о браке и детях пока не задумывались.

Большинство студентов знают, что такое семья, но представления о семье у молодежи различаются. Большинство респондентов (31%) считают, что семья - это "союз двух любящих и уважающих друг друга людей", то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежели с детьми, 21% респондентов определяют семью, как "ячейку общества, в которой права и обязанности супругов равны", на третьем месте (19%) стоит "Затрудняюсь ответить". Так же респонденты давали следующие определения семьи: "родители и их дети" этот вариант выбрало всего 9% опрошенных студентов, "личное пространство человека, где его поддерживают и любят", только 8% респондентов написали, что семья - это "люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством", это говорит о том, что преемственность поколений среди семейных ценностей стоит далеко не на первом месте у молодежи, наблюдается тенденция нуклеаризации.

При этом респонденты выросшие в полной семье лучше понимают смысл слова "семья", они дали большее количество ответов на этот вопрос, чем те, кто вырос с одним родителем. В ходе анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: "Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?".

Опрос показал, что для четверти опрошенных семейная жизнь родителей является образцом.14% ответили отрицательно, 15% затруднились ответить. Если смотреть распределение по полным и неполным семьям, то можно заметить, что респонденты выросшие в полной семье намного чаще отвечают, что для них семейная жизнь родителей - образец для подражания. А большинство тех, кто вырос в неполной семье, выбрал вариант ответа "Нет".

При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на первое место "Любовь", причем и девушки и молодые люди были единодушны. На втором месте оказались "Поддержка, забота и взаимопонимание", у молодых людей эту позицию разделили еще и "Дети", а у девушек они стоят лишь на четвертом месте, для них важнее эмоционально-психологический комфорт. Стабильность и материальную обеспеченность респонденты поставили на 6ое место. На последнее место молодежь ставит "Преемственность поколений". Следовательно, утверждения о том, что ориентации на индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации молодежи - не пустой звук.

Подавляющее большинство респондентов предпочитают форму организации семьи, когда супруги являются равноправными членами семьи и вместе принимают решения (78 %), на втором месте вариант ответа "Глава семьи мужчина" (20 %) и только 2 % отметили, что главой семьи должна быть женщина. Если раньше нормой был патриархат, сегодня партнерский тип семейных отношений - наиболее распространенный и желаемый. Таким образом, восьмая гипотеза подтвердилась.

Если смотреть распределение по полу, то оно показывает, что 88% девушек больше склоняются к равноправным отношениям в семье, всего 8% хотят видеть главой семьи мужчину, вариант ответа, где глава семьи женщина выбрали 4% девушек, молодые люди этот вариант не отметили вообще, а вариант, где глава семьи мужчина, выбрала треть респондентов мужского пола.

Как показывает опрос, 83% респондентов считают, что супруги должны вместе организовывать семейный досуг. Варианты "Жена, в основном" и "Муж, в основном" отметили примерно одинаковое количество опрошенных. Если смотреть распределение по полу, то здесь интересно, что те, кто не выбрал вариант ответа "Вместе", отнесли роль организатора к себе, то есть мужчины больше отметили вариант ответа "Муж, в основном", а женщины "Жена, в основном". Возможно, они считают это почетной и приятной обязанностью.

Опрос показал, что большинство (48%) респондентов выбрали промежуточный вариант ответа "По возможности вместе, но необязательно". При этом 39% девушек отметили вариант "Нужно обязательно отдыхать друг от друга", а среди молодых людей этот вариант выбрали только 18%, 32% респондентов мужского пола выбрали вариант "Обязательно вместе", среди девушек его отметили всего 14%. Возможно, это говорит о том, что девушки стремятся быть более независимыми от мужчин, более самостоятельными.

В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос: "Какие семейные традиции имеют для Вас большое (первостепенное) значение?".

По данным видно, что больше половины респондентов (53%) в открытом вопросе отметили такую семейную традицию, как "Праздники в кругу семьи и подготовка к ним", второе место разделили две категории: "Любовь, уважение, взаимопонимание" и "Совместный отдых", на третье место молодежь поставила "Регулярные встречи с родственниками", причем в первых двух категориях респонденты и из полных, и из неполных семей полностью сошлись во мнениях, а что касается встреч с родственниками, то для членов полных семей они имеют большее значение. Членам неполных семей важнее проводить обеды, ужины в кругу семьи. Такие категории, как "Походы в кино, на футбол", "Стабильность" члены неполных семей не отметили вообще.

Половина опрошенных хотят иметь 2 детей, 24% респондентов хотят 3 и более детей и 16% хотят иметь 1 ребенка. Респонденты мужского пола больше хотят 1-2ух детей, чем девушки, а девушки больше юношей хотят иметь многодетную семью.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что молодежь видит идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.

Список литературы:

Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи: учеб. пособие - М. : РОССМЭН, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3703. Экзогенный аллергический альвеолит 125 KB
  Распространенность Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА), или гиперчувствительный пневмонит, включает в себя группу близких интерстициальных заболеваний легких, характеризующихся преимущественно диффузными воспалительными изменениями легочной пар...
3704. Анализ текущего финансового состояния предприятия (на примере МП Товары для детей) 306.5 KB
  Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. С...
3705. Аналогии в курсе физики средней школы 1.16 MB
  Аналогия - один из методов научного познания, который широко применяется при изучении физики. В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторы...
3706. Акционерное общество и виды ценных бумаг 237.5 KB
  Преимущество акционерной формы собственности на данном этапе развития экономики Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы пр...
3707. Акционерная собственность и проблемы её формирования в Российской Федерации 265 KB
  Экономическое и юридическое содержание акционерной формы собственности. Право собственности закрепляет материальную основу любого общества - экономические отношения собственности. Поэтому отношения собственности и право собственности является юр...
3708. Астрология. Наука о звездах 194 KB
  Земля – одно из бесчисленных небесных тел. Чтобы лучше изучить Землю, надо знать и то, что происходит на небе. Поэтому уже в древние времена появилась практическая необходимость в науке о небесных явлениях. Ведь жизнь людей на Земле во...
3709. Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах А.П. Чехова 149.5 KB
  В своей работе я анализирую антропонимическую систему в рассказах раннего творчества А.П. Чехова ( 1880 – 1883 гг. ) и антропонимическую систему в рассказах более позднего периода (1886 – 1900 гг.). Ранние рассказы: «Письмо к ученому соседу»...
3710. Кредитные отношения между коммерческим банком и Нимировским спиртзаводом 1.66 MB
  Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Поэтому сегодня, в условиях перехода Украины к рыночным отношениям, резко возрастает к ней внимание и интерес. Это обусловлено тем, что в Украине совершается...
3711. Особенности банковского аудита 163 KB
  Сущность, необходимость и виды аудита. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за государственными ...