6450

Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий В современное время, благодаря развитию информационных технологий, существует огромное множество семейных фотографий. При этом мало кто задумывается, как раньше запечатляли свою жизнь на фо...

Русский

2013-01-04

26.55 KB

13 чел.

Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий

В современное время, благодаря развитию информационных технологий, существует огромное множество семейных фотографий.  При этом мало кто задумывается, как раньше запечатляли свою жизнь на фотографии наши бабушки  и прабабушки. И это притом, что по фотографиям можно делать выводы как на макро уровне: о социальных, политических, культурных явлениях того времени, когда делалось фото, так и на микро уровне можно понять как жили люди тогда, как создавались семьи и какие семейные традиции из далекого прошлого дожили до настоящего времени.

Семейно-брачные отношения представляют собой интерес для исследования, не только потому, что семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной составляющей общества, в том числе и современного.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и др.). Так при анализе  семьи  как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение  власти в семье.

А в качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность , члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Харчев А.Г дал следующее определение семьи: это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Если семья в социологическом словаре определяется как групповое взаимодействие  внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. То брак рассматривается как определенное правовое отношение,  порождающее права  и обязанности  вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. По мнению А.Г.Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Но в ходе культурно-исторического развития изменялась  форма семейно-брачных  отношений  и  само  содержание  этих  отношений, в частности, между мужем и женой. Так в Древнем Египте в  брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Была развита патриархальная семья.

В Европе на протяжении IV и V веков в соответствии, например, с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

В России основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы.

И именно с XIX-ХХ вв. стало возможным изучать изменения визуального образа семьи не только по документальным источникам и портретам, а и по фотографии, на которых запечатлялись те или иные семейные моменты.

Объектом нашего исследования выступили фотографии семей, представителей разных сословий и фотографии современных российских семей.

Предметом – изменение визуального образа семьи.

Цель исследования проследить динамику изменений визуального образа семьи, запечатляемого на фото.

Используемый метод исследования:  вторичный анализ, визуальный метод.

В проведенном нами исследовании, мы попытались ответить на вопросы: Как изменился визуальный образ семьи с 19 века и по настоящее время? Как изменились социальные роли супругов? В качестве материала для визуального анализа, нами был выбран массив фотографий семей: Александра третьего, представителей купеческого сословия, крестьянства и фотографии современных российских семей.

Анализируя семейные фотографии императора Александра 3, мы можем отметить следующие особенности распределения ролей в их семье, исходя из визуального прочтения. Царская семья по своей структуре относится к типу больших семей. На фотографиях царь и его жена находятся на одном уровне - либо сидят, либо стоят. Однако Александр 3 находится в центре фотографии, его часто окружают дети. Можно сделать вывод о том, что в семье царит патриархат, но при этом проблемы и вопросы обсуждаются между супругами, мнение жены имеет вес. А окружение детей говорит о том, что царь позиционирует свое положение как любящего отца.

Также отличительным признаком семьи является одежда. На всех фотографиях одежда царской семьи разная, но при этом все женщины и девушки одеты в платья из легких, кружевных тканей, которые по своей текстуре похожи между собой. Это подчеркивает женственность и в некотором роде покорность. Одежда же мужчин, как правило, военная, стоят на фотографиях они прямо, руки держат вдоль туловища, что подчеркивает мужественность, ответственность, дисциплинированность, готовность вступиться за своих женщин.

Купеческая семья 19 века мало чем отличалась от царской. Положение главы семьи- отца, было строго по центру  вместе с супругой. Представители более старшего поколения, как правило, сидят на стульях, либо в креслах. Мужчины стоят, держат правую руку на пуговице сюртука, левая рука чуть согнута, но при этом свободна. Это свидетельствует о мужественности, но при этом не такой ярко выраженной ответственности и чувстве долга, как у мужской половины царской семьи. Мужчины в купеческих семьях выполняют роль кормильца в первую очередь, а не роль защитника. Что касается положения женщины, то можно заметить, что если она сидит, то одна рука ладонью прикрывает другую, а если стоит, то одна или обе руки лежат на плече своего мужа, что указывает на покорность и чувство уверенности от позиции «за мужем».

В крестьянской семье фотографировалось, как правило, не одно поколение, а несколько поколений вместе, так как этот социальный слой не мог позволить себе частые съемки, которые были роскошью для небогатых семей. Поэтому перед тем, как фотографироваться, вся крестьянская семья надевала свою лучшую одежду.

В 50-60-е годы прослеживалась тенденция фотографироваться вдвоем - мужу и жене. Положение, которое занимали супруги можно позиционировать как равноправное, что сказывалось и на распределении семейных ролей. Отметим, что важной особенностью семейных фотографий прошлых лет было отсутствие улыбки и какой-либо мимики.

В современное время фотографии - это общедоступное доступное явление, позволяющее запечатлевать на фото любые, а не только значимые мгновения повседневной жизни. Поэтому семейных фотографий у любой российской семьи очень много. Современная семья, судя по результатам анализа, относится к смешанному типу. Анализируя фотографии современности, мы можем заметить, что на фотографиях чаще встречаются неполные семьи - либо папа с ребенком, либо мама с ребенком, причем последнее очень распространено в наше время. Причиной этому является то, что многие семейные ценности утратили свою силу.  Именно те ценности, воспеваемые в Домострое, когда семья должна быть большой, состоящей из пяти детей и любящих родителей,  утеряны, а новые пока не созданы. Но при этом современные фото характеризуются счастливыми лицами и свободным позами людей. Это позволяет делать вывод, что хотя визуальный образ семьи претерпел достаточно серьезные изменения, но все-таки данный социальный институт и социальная группа занимают одно из самых значимых мест в жизни современного человека, ведь до сих пор большинство наших фотографий можно назвать «семейными».

Список литературы:

  1. Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи: учеб. пособие - М. : РОССМЭН, 2001. -304 с.
  2.  Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007 (с. 77-94).
  3.   Hamilton P. Visual Research Methods. Vol. I-IV, L.: Sage Publications, 2006 (p. 22-39).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16863. Чудеса воды 67 KB
  PAGE 1 Чудеса воды Джонатан Сарфати Вода Мы пьем ее готовим с ней пищу моемся и плаваем в ней и в основной принимаем ее как данное. Эта прозрачная и безвкусная жидкость является настолько неотъемлемой частью нашей жизни что мы редко задумываемся над е...
16864. Дыхание Жизни — не продукт эволюции 201.5 KB
  Дыхание Жизни не продукт эволюции Брэд Хараб Многие из нас слышали когданибудь такое выражение €œкак рыба вынутая из воды€. Эта известная идиома отображает несомненный факт того что рыбы не могут дышать или перемещаться на суше. Тем не менее учёные которые подд...
16865. Человеческое тело – шедевр, созданный Богом 81 KB
  PAGE 1 Человеческое тело – шедевр созданный Богом Иосиф Патури Доктор Иосиф Патури является Ректором Христианского Колледжа Темпл в Цинциннати Огайо США. Человеческий мозг является наиболее сложным и организованным устройством материи во вс
16866. КАК СООТНОСЯТСЯ ПОСТУЛАТЫ ВЕРЫ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И СОТВОРЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ И С ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ 196.49 KB
  КАК СООТНОСЯТСЯ ПОСТУЛАТЫ ВЕРЫ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И СОТВОРЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ И С ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ В.С.Ольховский доктор физикоматематических наук Институт ядерных исслед. НАНУ Научноисслед.центр Відгук Мин.здравоохр.Украиныolkhovsk@kinr.kiev.ua Выступление на открытой дискусс...
16867. Поезд эволюции движется в неправильном направлении 65.5 KB
  Поезд эволюции движется в неправильном направлении Карл Виланд Атмосфера в переполненном фойе лекционного зала была полна ожиданий и любопытства. Это было в конце 70х годов в ранние бурные дни креационного движения в Южной Австралии. Дебаты по сотворению/эволюции
16868. Удивительная молекула, передающая сообщение 84.5 KB
  PAGE 1 Удивительная €œмолекула передающая сообщение€ Карл Виланд Когда ктонибудь посылает сообщение вместе с ним передаётся чтото удивительное и загадочное. Например Альфонс в Эльзасе хочет послать следующее сообщение: €œНэд война закончилась. А
16869. Эволюция, сотворение и термодинамика 47.5 KB
  PAGE 3 Эволюция сотворение и термодинамика Карл Виланд Введение Второй Закон Термодинамики гласит что изолированная система со временем станет более неупорядоченной. В первой части этой статьи мы установили что природное самопреобразование вселе...
16870. Как бы Вы ответили 95 KB
  Как бы Вы ответили Далеко не будучи €œслепой верой€ Христианство можно логически защищать. Кен Хэм Кажется что всё в нашей ежедневной жизни имеет своё начало. Законы науки показывают что даже некоторые вещи которые выглядят неизменными и одинаковыми каждый день
16871. Дизайн человеческого глаза 271 KB
  PAGE 1 Дизайн человеческого глаза Др. Курт Декерт Человек обладает одной из наиболее изумительных зрительных систем. Основные свойства человеческого глаза включают: безупречно скорректированный оптический дизайн точная геометрия материалов контрол...