64504

Творческий вклад Л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация

Доклад

История и СИД

Открытие формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности всегда связанной с изменением окружающего общества или природы причём достижение цели часто губительно...

Русский

2014-07-07

21.55 KB

0 чел.

1. Творческий вклад Л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.

Л.Н. Гумилев один из тех ученых, который работал «на стыке» наук и не мыслил своего научного творчества вне междисциплинарности. Напротив, всеми своими публикациями он убедительно доказывал необходимость и важность именно такого подхода при осмыслении целого ряда научных проблем, как в гуманитарных, так и в естественнонаучных сферах. В ряду прочих наук география и_ история были, пожалуй. самыми сильными гумилевскими увлечениями. Дополняя друг друга, они помогли Л.Н. Гумилеву выйти на новый до него неведомый уровень понимания взаимоотношении природы и общества, взаимодействия народов и наций, их этнической истории и др. Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв ставил перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза: 1)Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей. 2)Монголо-татарская империя 3)С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.

Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке. Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь прикрывает Запад от Дикого Востока. Концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.Историческое время дискретно, поэтому к этническим феноменам не применимы принципы эволюции (эволюционные процессы последовательны, их нельзя разорвать). Посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К примеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.  Фаза этногенезаОколо 1200 г.  Генетическая микромутация (пассионарный толчок); "нулевой" возраст. Взрыв этногенеза ХIII века, захватывающий Восточную Европу (Русь, Литва, Малая Азия, Эфиопия). Появление пассионарных людей. (1220 – д/р Александра Невского, Миндовга). 1200-1380 гг. Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса; 180-200 лет. Возникновение нового этноса русских. Великое княжество Московское. Куликовская битва и начало освобождения от ига Орды.1380-1500 Явный период фазы пассионарного подъема, начало перехода к акматической фазе; 200-300 лет. Объединение русских земель под властью Москвы. Начало формирования российского суперэтноса (завершение этногенеза Древней Руси, последний осколок - Новгород).1500-1800 Акматическая фаза этногенеза, образование суперэтноса и его расширение в пределах ландшафтного ареала (от Прибалтики до Тихого океана); 300-600 лет. Создание Московской Руси-России. Возникновение императорской России.с 1800 Переход к фазе надлома, резкое снижение пассионарности суперэтноса; 800-1100 лет. Дворцовый переворот 12 марта 1801 г. становится последним всплеском избыточной энергии пассионариев-индивидуалистов.

Нарастание внутренних конфликтов и противоречий (дворянский и разночинский этапы освободительного движения, революционные ситуации). Целостность этноса поддерживается уровнем пасс напряжения, а тут оно падает…

XIX столетие - время резкого снижения пассионарного напряжения российского суперэтноса. Предыдущие непрерывные войны России - внешние и внутренние - приводят к уменьшению числа пассионариев. Эти люди, неудовлетворяемые мирной жизнью, стремились завоевать славу и богатство в военных походах или в государственных переворотах. И, естественно, в первую очередь именно они становились жертвами активности этнической системы. В результате увеличивается удельный вес людей гармоничных и с низкими степенями пассионарности: русской армией в Крымской войне командует не пассионарий П.А.Румянцев и не пассионарий А.В.Суворов, а неспособный к активным и решительным действиям А.С.Меншиков. Сверхнапряжение (термин Л.Н.Гумилева), к которому российское общество было готово в начале столетия - в период Отечественной войны 1812 г. - в середине века (Крымская война) становится для него уже невыполнимой задачей. Россия терпит поражение - первое с начала правления Романовых.

"Раскол этнического поля" - резкое расхождение норм поведения членов этнической системы, несовпадение их убеждений, представлений о мире, суждений о должном, прекрасном и т.д. Л.Н.Гумилев предположил, что данное явление обусловлено возникновением на месте единой частоты колебаний этнического поля двух новых, отличных друг от друга частот, несовпадение которых порождает утрату положительной комплиментарности (подсознательного ощущения этнической близости). Начало жизни нового этноса знаменует собой пассионарный толчок, в результате которого появляются несколько пассионариев и субпассионариев. За ним следует фаза подъёма. Довольно большое число пассионарных особей, появившихся в результате пассионарного толчка, объединяются в консорции (устойчивые группы) и создают в исходных сообществах новые стереотипы поведения. За этим следует феномен пассионарной индукции, в результате которой эти новые стереотипы навязываются всем членам общества. Для этой стадии развития этноса характерен высокий уровень внутреннего единства и высокая степень жертвенности его членов. Длительность данной фазы составляет примерно 200 лет.  Следующую – акматическую – фазу ещё называют фазой пассиарного перегрева. Пассионарное напряжение колеблется около максимального значения. В этот период складывается комплексное своеобразие нового этноса и заканчивается его экспансия. При этом, размножившихся в фазе подъёма пассинариев становится настолько много, что они уже начинают вступать в конфликты между собой. Единство этноса нарушается. В его составе появляются всё новые и новые субэтнические группы – носители новых стереотипов поведения, но ещё признающие свою связь с базовым этносом. Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой. Численность пассинариев падает, так как их конфликты нередко ведут к взаимоистреблению. Длительность это фазы – также около 300 лет.За акматической фазой следует фаза пассионарного надлома. Резкий спад пассионарного напряжения, сопровождающийся расколом этнического поля. Пассинарии устают от кровавых конфликтов и сами ищут пути для снижения уровня пассионарности. Многие ищут убежища в далёких от политики – безопасных – сферах деятельности (например, науке и искусстве). Западноевропейский суперэтнос, например, прошёл данную стадию своего развития в эпоху Возрождения. Длительность этой фазы составляет около 150 лет.  Следующая фаза – инерционная. Характеризуется медленным уменьшением пассионарного заряда. Жизнь этноса течёт по инерции, за счёт накопленных ценностей. Это эпоха «цивилизации». Именно в это время расцветают в полной мере наука и искусство. В этой фазе в обществе активно размножаются так называемые субпассионарии, чей пассионарный потенциал становится ниже уровня простого обывателя. В более трудные времена такие особи просто не выжили бы. Длительность этой фазы – около 300 лет.  В следующей фазе обскурации субпассионарии занимают уже ведущее положение. Пассионарное напряжение снижается ниже уровня гомеостаза. Всякий рост становится одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию. Довольно быстро наступает неизбежный упадок. На этой стадии возможна гибель этноса. Длительность этой фазы редко превышает 100 лет.  В отдельных случаях за фазой обскурации следует так называемая мемориальная фаза, или фаза регенерации. Обычно это происходит тогда, когда в рамках суперэтноса один из субэтносов, сохранивший бОльшую пассионарность, перехватывает инициативу у ведущего субэтноса, который, напротив, пассионарность растратил. Культурной традиции следуют лишь отдельные особи. Этнос в таком случае может сохранить память о своей исторической традиции. Данная фаза редко бывает продолжительной.  Последняя фаза этногенеза по Гумилёву – фаза равновесия, или гомеостаз. После гибели этноса отдельные его элементы при благоприятном стечении исторических и географических факторов могут уцелеть, превратившись в реликты. Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе с окружающей природной средой, сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов со своими соседями. Причём это вполне полноценные люди – как умственно, так и физически, но если среди них вдруг появляются пассионарные особи, то им обычно приходится искать применение себе на стороне. При благоприятных условиях этнос в состоянии гомеостаза может просуществовать неопределённо долгое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13046. Історія і трагедія Бабиного Яру 82 KB
  Тема: Історія і трагедія Бабиного Яру Мета: розкрити зміст подій пов'язаний з трагедією в Бабиному яру виховувати гордість за тих співвітчизників які віддали своє життя заради інших продовжувати формувати основу культури міжнаціональних відносин у суспільстві учити...
13047. Я выбираю жизнь. Разработка тематического классного часа для 10–11-х классов 27.27 KB
  Разработка тематического классного часа для 1011х классов по профилактике подростковой наркомании Я выбираю жизнь Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании росту самосознания и самооценки подростков. Задачи: Провести предварительное анкет...
13048. День освобождения Краснодара - 12 февраля. Классный час 49 KB
  Цель: сохранение исторической памяти традиций и преемственности поколений через художественное слово музыку. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной войны. Задачи: 1выявление связи военных событий Великой Отеч...
13049. Домашние животные. Классный час 17.1 KB
  Классный час Тема: Домашние животные Цель: формировать представление о роли животных в жизни человека Задачи: научить бережно относится к животным воспитать у детей общечеловеческие и нравственные ценности развить кругозор мышление и интерес О...
13050. Давайте жить дружно. Конспект занятия 47 KB
  Конспект занятия Тема: Давайте жить дружно Цели: способствовать воспитанию толератного отношения друг к другу; формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе жить в мире с другими людьми; развивать стремление быть терпимым в обществе людей; ...
13051. Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение. План-конспект классного часа 19.52 KB
  Планконспект классного часа на тему: Как сказать НЕТ и отстоять своё мнение Цели: 1 научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было; 2 формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми в
13052. Путешествие в страну Вежливости. Классный час 20.06 KB
  Классный час на тему: Путешествие в страну Вежливости. Цель: Способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: познакомить детей с понятием вежливость показать необходимость употребления в речи вежливых слов; развивать познавател
13053. Классный час. Мы живем среди людей 24.6 KB
  Классный час на тему: Мы живем среди людей зачетное мероприятие План: 1. Деление на команды. 2. Разминка: Собери эпиграф. 3. Вступительное слово. 4.Музыкальный светофор. 5. Пантомима. 6.Жилибыли. 7. Пойди туда не знаю куда. 8. Рисунок на спине. 9. Подведени
13054. Доброта. Классный час 16.91 KB
  Классный час По теме: Доброта Цель: создание праздничного настроения развитие внимания воображения в игровой форме воспитание доброжелательности. Материалы: поезд из картона солнышко Оформление: рисунки шары. Ход мероприятия: Ведущий1. Здраствуйте де...