64504

Творческий вклад Л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация

Доклад

История и СИД

Открытие формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности всегда связанной с изменением окружающего общества или природы причём достижение цели часто губительно...

Русский

2014-07-07

21.55 KB

0 чел.

1. Творческий вклад Л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.

Л.Н. Гумилев один из тех ученых, который работал «на стыке» наук и не мыслил своего научного творчества вне междисциплинарности. Напротив, всеми своими публикациями он убедительно доказывал необходимость и важность именно такого подхода при осмыслении целого ряда научных проблем, как в гуманитарных, так и в естественнонаучных сферах. В ряду прочих наук география и_ история были, пожалуй. самыми сильными гумилевскими увлечениями. Дополняя друг друга, они помогли Л.Н. Гумилеву выйти на новый до него неведомый уровень понимания взаимоотношении природы и общества, взаимодействия народов и наций, их этнической истории и др. Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв ставил перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза: 1)Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей. 2)Монголо-татарская империя 3)С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.

Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке. Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь прикрывает Запад от Дикого Востока. Концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.Историческое время дискретно, поэтому к этническим феноменам не применимы принципы эволюции (эволюционные процессы последовательны, их нельзя разорвать). Посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К примеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.  Фаза этногенезаОколо 1200 г.  Генетическая микромутация (пассионарный толчок); "нулевой" возраст. Взрыв этногенеза ХIII века, захватывающий Восточную Европу (Русь, Литва, Малая Азия, Эфиопия). Появление пассионарных людей. (1220 – д/р Александра Невского, Миндовга). 1200-1380 гг. Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса; 180-200 лет. Возникновение нового этноса русских. Великое княжество Московское. Куликовская битва и начало освобождения от ига Орды.1380-1500 Явный период фазы пассионарного подъема, начало перехода к акматической фазе; 200-300 лет. Объединение русских земель под властью Москвы. Начало формирования российского суперэтноса (завершение этногенеза Древней Руси, последний осколок - Новгород).1500-1800 Акматическая фаза этногенеза, образование суперэтноса и его расширение в пределах ландшафтного ареала (от Прибалтики до Тихого океана); 300-600 лет. Создание Московской Руси-России. Возникновение императорской России.с 1800 Переход к фазе надлома, резкое снижение пассионарности суперэтноса; 800-1100 лет. Дворцовый переворот 12 марта 1801 г. становится последним всплеском избыточной энергии пассионариев-индивидуалистов.

Нарастание внутренних конфликтов и противоречий (дворянский и разночинский этапы освободительного движения, революционные ситуации). Целостность этноса поддерживается уровнем пасс напряжения, а тут оно падает…

XIX столетие - время резкого снижения пассионарного напряжения российского суперэтноса. Предыдущие непрерывные войны России - внешние и внутренние - приводят к уменьшению числа пассионариев. Эти люди, неудовлетворяемые мирной жизнью, стремились завоевать славу и богатство в военных походах или в государственных переворотах. И, естественно, в первую очередь именно они становились жертвами активности этнической системы. В результате увеличивается удельный вес людей гармоничных и с низкими степенями пассионарности: русской армией в Крымской войне командует не пассионарий П.А.Румянцев и не пассионарий А.В.Суворов, а неспособный к активным и решительным действиям А.С.Меншиков. Сверхнапряжение (термин Л.Н.Гумилева), к которому российское общество было готово в начале столетия - в период Отечественной войны 1812 г. - в середине века (Крымская война) становится для него уже невыполнимой задачей. Россия терпит поражение - первое с начала правления Романовых.

"Раскол этнического поля" - резкое расхождение норм поведения членов этнической системы, несовпадение их убеждений, представлений о мире, суждений о должном, прекрасном и т.д. Л.Н.Гумилев предположил, что данное явление обусловлено возникновением на месте единой частоты колебаний этнического поля двух новых, отличных друг от друга частот, несовпадение которых порождает утрату положительной комплиментарности (подсознательного ощущения этнической близости). Начало жизни нового этноса знаменует собой пассионарный толчок, в результате которого появляются несколько пассионариев и субпассионариев. За ним следует фаза подъёма. Довольно большое число пассионарных особей, появившихся в результате пассионарного толчка, объединяются в консорции (устойчивые группы) и создают в исходных сообществах новые стереотипы поведения. За этим следует феномен пассионарной индукции, в результате которой эти новые стереотипы навязываются всем членам общества. Для этой стадии развития этноса характерен высокий уровень внутреннего единства и высокая степень жертвенности его членов. Длительность данной фазы составляет примерно 200 лет.  Следующую – акматическую – фазу ещё называют фазой пассиарного перегрева. Пассионарное напряжение колеблется около максимального значения. В этот период складывается комплексное своеобразие нового этноса и заканчивается его экспансия. При этом, размножившихся в фазе подъёма пассинариев становится настолько много, что они уже начинают вступать в конфликты между собой. Единство этноса нарушается. В его составе появляются всё новые и новые субэтнические группы – носители новых стереотипов поведения, но ещё признающие свою связь с базовым этносом. Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой. Численность пассинариев падает, так как их конфликты нередко ведут к взаимоистреблению. Длительность это фазы – также около 300 лет.За акматической фазой следует фаза пассионарного надлома. Резкий спад пассионарного напряжения, сопровождающийся расколом этнического поля. Пассинарии устают от кровавых конфликтов и сами ищут пути для снижения уровня пассионарности. Многие ищут убежища в далёких от политики – безопасных – сферах деятельности (например, науке и искусстве). Западноевропейский суперэтнос, например, прошёл данную стадию своего развития в эпоху Возрождения. Длительность этой фазы составляет около 150 лет.  Следующая фаза – инерционная. Характеризуется медленным уменьшением пассионарного заряда. Жизнь этноса течёт по инерции, за счёт накопленных ценностей. Это эпоха «цивилизации». Именно в это время расцветают в полной мере наука и искусство. В этой фазе в обществе активно размножаются так называемые субпассионарии, чей пассионарный потенциал становится ниже уровня простого обывателя. В более трудные времена такие особи просто не выжили бы. Длительность этой фазы – около 300 лет.  В следующей фазе обскурации субпассионарии занимают уже ведущее положение. Пассионарное напряжение снижается ниже уровня гомеостаза. Всякий рост становится одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию. Довольно быстро наступает неизбежный упадок. На этой стадии возможна гибель этноса. Длительность этой фазы редко превышает 100 лет.  В отдельных случаях за фазой обскурации следует так называемая мемориальная фаза, или фаза регенерации. Обычно это происходит тогда, когда в рамках суперэтноса один из субэтносов, сохранивший бОльшую пассионарность, перехватывает инициативу у ведущего субэтноса, который, напротив, пассионарность растратил. Культурной традиции следуют лишь отдельные особи. Этнос в таком случае может сохранить память о своей исторической традиции. Данная фаза редко бывает продолжительной.  Последняя фаза этногенеза по Гумилёву – фаза равновесия, или гомеостаз. После гибели этноса отдельные его элементы при благоприятном стечении исторических и географических факторов могут уцелеть, превратившись в реликты. Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе с окружающей природной средой, сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов со своими соседями. Причём это вполне полноценные люди – как умственно, так и физически, но если среди них вдруг появляются пассионарные особи, то им обычно приходится искать применение себе на стороне. При благоприятных условиях этнос в состоянии гомеостаза может просуществовать неопределённо долгое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52374. WHAT PEOPLE WEAR IN GREAT BRITAIN 69.5 KB
  Yes, I do. I like such spring weather because I can go outside and play games. - What do people usually wear in spring? - In spring people wear light clothes. - Children, look at Katya! She is so nice today! Let us tell her some compliments!
52375. Великобританія. Great Britain 233.5 KB
  London is the capital of the United Kingdom of Great Britain ad Northern Ireland. It stands on the river Thames. London consists of four parts: East End, West End, City and Westminster Abbey. Great Britain is a parliamentary monarchy. The head of the state is king or queen. The British Parliament consists of two Houses: the House of Commons and the House of Lords.
52376. Discover Britain. Travelling to London 149.5 KB
  The form of our today’s lesson is a bit unusual. Today we’ll have a short competition between two teams. At our lesson you will make a trip to London. During our trip we shall have several stops. We’ll visit these stations and do the tasks at each station. Let’s divide into two teams. I’ll give you the parts of two pictures. You have to match them. What kind of picture have you got? OK. Now we have got two teams. You have to choose the captain and the name of your team.
52377. The United Kingdom of Great Britain 36 KB
  I’m glad to see you today. I’m happy to work with you, our topic is very interesting and exciting, because we are going to take a trip to one of the most beautiful countries of Europe. I want you to be positive, I want you to be in a high spirit today, I hope you’ll get bright impressions about our meeting. I do my best to make our trip memorable and interesting.
52378. Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання 532 KB
  Він включає систему уроків з теми Дихання у відповідності до нової програми. У посібнику є додатковий пізнавальний матеріал схеми таблиці використаний метод проектів у вигляді презентації для подачі різних етапів уроку Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання. Значення дихання.
52379. Урок: подготовка и проведение 282.5 KB
  Урок закрепления знаний и способов деятельности запоминание. Урок комплексного применения знаний умений применение. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обобщение и систематизация. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала его связь с другими разделами курса место в системе знаний по предмету.
52380. Побудова зображення будинку у кутовій перспективі 11.81 MB
  Поглибити знання учнів про просторові відношення на основі використання законів лінійної перспективи розширити знання про лінію горизонту. Обладнання: відеоряд картин художників різних епох і фотографій архітектурних споруд плакати з прикладами визначення різних видів перспективи і побудови геометричних предметів у перспективі презентація до уроку; альбоми графітові олівці гумки. Лінійна перспектива вид перспективи що показує у скільки разів зменшиться віддалена частина предмета в порівнянні з наближеною завдяки чому з'являється...
52381. Будова речовини. Атоми та молекули. Взаємодія молекул. Явище дифузії 74 KB
  Мета: вдосконалити уявлення та знання учнів про атоми та молекули та взаємодію; сформувати знання учнів про явище дифузії та дослідити залежність швидкості процесу дифузії від температури; формувати в учнів науковий світогляд інтерес до фізики розвивати уяву учнів спонукати їх до самовдосконалення та самореалізації. Учитель фізики. Формування нових знань Учитель фізики. Учитель фізики.
52382. Розробка бінарного уроку на тему: «Вплив податкової системи на формування державного бюджету» 534 KB
  Згідно даних динаміки доходів Держбюджету України за 2003-2010 роки найбільшим джерелом доходів держбюджету є податок на додану вартість. Другим за величиною джерелом надходжень до бюджету є податок на прибуток підприємств. Вплив держбюджету на розвиток економіки Підприємство сплачує до дохідної частини держбюджету три основних види податків: акцизний збір податок на додану вартість податок на прибуток. Є ціле розмаїття податків про яких багато хто навіть і не чули 1 ведучий Податок на...