6451

Конфликты в повседневной студенческой жизни

Научная статья

Психология и эзотерика

Конфликты в повседневной студенческой жизни Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее, в повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге Соц...

Русский

2013-01-04

32.81 KB

76 чел.

Конфликты в повседневной студенческой жизни

Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее,  в  повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге «Социология конфликта»  приводит такое определение конфликта: "Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это  форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта".[1.c.94]

Видится справедливым разделение автором отношений такого типа на конфликты по поводу ценностей и важнейших жизненных установок и конфликты по поводу материальных ресурсов. По его мнению, с которым стоило бы согласиться, первые из этих конфликтов относятся к числу наиболее сложно разрешимых, вторые же поддаются регулированию с большим эффектом. Столь же резонно замечание о том, что острота конфликта зависит от уровня соответствия между притязаниями сторон и возможностями их удовлетворения. В дальнейшем автор дополняет двухуровневую градацию конфликтов и другими возможными основаниями деления, обозначая, в частности, конфликты по поводу жизненных средств и конфликты интересов. Опираясь на сложившуюся в мировой конфликтологической теории традицию построения динамической шкалы конфликта, автор строит свою собственную шкалу, перечисляет и сжато характеризует такие ее звенья, как исходное положение дел – инициирующая сторона - ответные меры - отсутствие взаимопонимания - мобилизация ресурсов - использование силы или ее угрозы - мобилизация контрресурсов - тупиковая ситуация – ее осознание - переформулировка интересов - новый этап социального взаимодействия. Уместно его напоминание о том, что "любой жизненный акт,  так или иначе, затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами", поскольку с помощью данного тезиса автор логически подводит нас к необходимости анализа структуры современного социума. Для большинства российских исследователей давно стало очевидным: такого рода анализ предпочтительнее вести не с позиции "классовости", а на основе измерений социальной стратификации.   Теоретические проблемы исследования были заложены еще в такую эволюцию научных взглядов на проблему конфликта, как: идеи Гераклита о конфликтах и борьбе; Платон и его отношение к войне; анализ социальных конфликтов Никколо Макиавелли; Френсис Бекон о причинах и средствах предупреждения социальных конфликтов в государстве; «общественный договор» Жан-Жака Руссо; Томас Гоббс и теория «войны всех против всех»; исследование природы и причин богатства народов в работе Адама Смита; Г.Гегель о позитивной роли войн в развитии общества; взгляды Ч.Дарвина на проблему конфликта.

Внутриличностный конфликт ярко выражен у многих авторов: научное обоснование внутриличностного конфликта в теориях З.Фрейда, А.Маслоу, К.Левина, В.Франкла и др. Особенности  исследования внутриличностного конфликта так же отмечены в работах отечественных психологов, таких как: А.Лурия, А.Леонтьева, В.Мясищева, В.Мерлина и др. Типология внутриличностных конфликтов широко раскрыта в работах А.Анцупова и А.Шипилова [6].

Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов, причинами которых служат объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Существуют психологические особенности межличностныхконфликтов, которые в свою очередь подразделяются на семейные конфликты: типичные межличностные конфликты у супругов и конфликты во взаимодействии родителей и детей. На семейные конфликты так же влияет внешняя среда. Межличностные конфликты так же могут возникать и  в педагогическом процессе: ученик-ученик; ученик-учитель; учитель-учитель.

Существуют также  межгрупповые конфликты и их типология. Отличительные особенности межгрупповых и межличностных конфликтов раскрываются в работе Г.Лебона, Г.Тарда «Психология толпы»[6].  В данной работе рассматриваются такие механизмы возникновения межгрупповых конфликтов: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм. Особую специфику имеют политические конфликты: субъекты, объект политического конфликта, их проявление и характерные особенности.

Также рассматриваются  конфликты, которые происходят  в  организациях. Организация – основной элемент структуры современного общества, в котором выделяются особенности производственно-профессиональной деятельности людей. Конфликт в организации  - открытая форма существования противоречий; бывают внутренние конфликты в организации, а также  конфликты с внешней средой.[6 Также высокую степень изученности в настоящее время имеет такая проблема, как «Межнациональные конфликты»,  которую в своей работе  «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения» исследует М.М. Шарафулин [5c.2-3]. Он пишет, что межнациональный конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. И  сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике. Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Все выше перечисленные виды конфликтов имеют высокую степень изученности, широко исследуются причины их возникновения.  Конфликты,  возникающие среди студентов в их повседневной жизни мало  изучены, хотя в студенческой среде встречаются практически все  рассмотренные виды конфликтов.

В 2011-2012 годах в Иркутском государственном техническом университете было проведено социологическое исследование среди студентов, проживающих в общежитиях  университета на тему «Конфликты вы повседневной студенческой жизни».  

Объектом данного социологического исследования являются студенты НИ ИрГТУ, проживающие в общежитии 12В.

Предметом исследования являются повседневные конфликтные отношения студентов НИИрГТУ, проживающих  в общежитии 12В.

Цель  исследования:  выявить  причины возникновения конфликтов, какие типы конфликтов  наиболее часто встречаются, а также  способы их разрешения.

Всего в  исследовании приняло участие 30 человек, из которых 8 студентов мужского пола и 22 студента женского пола. Основными респондентами являлось большинство студентов женского пола первого(59%) и третьего (40%) курсов, а мужского пола четвертого (50%) и пятого курсов (50%). Преобладало большинство (60%) студентов таких специальностей как: Реклама, Юриспруденция и Журналисты, а меньшинство(40%) составляли: Социология, Социальная работа и Психология. Большинство (около 70% всех студентов)  проживает в общежитии меньше года и три года. И около 30% больше четырех лет.

При проведении исследования учитывалось, что конфликт - это  форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Реалистические конфликты - неудовлетворение определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты - открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Внутри личностный конфликт - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Межличностный конфликт: единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Конфликт между личностью и группой - отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт - конфликты между группами. Диагональный вид конфликтов возникает в ситуации, когда участники конфликта находятся в отношениях косвенной подчиненности. В случае, когда конфликт сформировался между руководителем отдела по управлению персоналом и менеджером по управлению персоналом, то его можно назвать вертикальным. Горизонтальный конфликт -  ситуация, когда конфликт происходит между менеджерами по управлению персоналом. Все выше перечисленные виды конфликтов напрямую связаны с повседневной жизнью студентов.

Студентам (респондентам) было предложено ответить на вопрос «часто ли вы конфликтуете со своими соседями», большинство студентов женского пола на всех 5-ти курсах ответили, что иногда у них происходят конфликты с соседями – в среднем по всем курсам 75%; около 70% студентов мужского пола всех 5-ти курсов ответили «нет», а остальные 30% ответили, что конфликты у них происходят иногда. Можно сделать вывод, что студенты, проживающие в общежитии практически не конфликтные люди. Скорее всего, это связано с тем, что они прекрасно понимают, что они живут в общежитии и если они постоянно будут конфликтовать, то комфортность их проживания постоянно будет снижаться. Также важно знать, «На какой почве чаще всего происходят конфликты».  На этот вопрос большинство студентов (около 80%) мужского и женского пола всех курсов обучения ответили, что на бытовой почве. А именно 60% составляет уборка мусора, 20% мытье посуды и 20% соблюдения частоты и порядка в секции, у студентов женского пола. 50% мытье посуды и 50% уборка мусора у студентов мужского пола. Остальная часть (примерно 20%) ответила на  этот вопрос, что на межличностной почве. Ответы показали, что чаще всего конфликты происходят у девушек, на бытовой почве. Так как именно девушки всё домашнее хозяйство несут на своих плечах, поэтому они тесно сталкиваются с этой проблемой. Также необходимо было выявить степень агрессии, возникающей у студентов в результате конфликта. В связи с этим был задан вопрос «Как Вы себя ведете в период конфликта?»  около 40% студентов женского пола 1,3 и 4-го курса ответили, что нервничают; 40% студентов все курсом женского пола ответили, что ведут себя спокойно, а остальная часть около 20% студентов игнорируют того с кем произошел конфликт. Основная часть студентов мужского пола около 80% игнорируют того, с кем произошел конфликт, а оставшаяся часть около 10% нервничают и 10% ведет себя спокойно. Ответы на данный вопрос показали, что спокойно себя ведут в период конфликта студенты мужского пола, а девушки в большинстве случаев нервничают. Это связано с тем, что мужской пол реже конфликтует, так как конфликты в основном происходят на бытовой почве, а мужчины  относятся к ним равнодушно. Девушки же  намного  трепетнее относятся к таким  проблемам и  поэтому они чаще всего нервничают.  Необходимо  было узнать, как же разрешаются эти самые проблемы и  на вопрос  «Бывает ли такое, что на перемирие вы идете первым » около 60% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что в большинстве случаев; 20% женщин всех курсов ответили, что в меньшинстве случаев и 20% мужчин всех курсов ответили никогда. Можно сделать вывод, что каждый второй из студентов идет на перемирие первым. Так как они живут на одной территории и жить в напряжённой обстановке им очень сложно, а проживать им приходится вместе долгое время, поэтому они и стараются их разрешить быстрее, идя на перемирие. Но также существуют и другие способы разрешения подобных конфликтов, которые было необходимо узнать, задав  на вопрос «Как вы разрешаете конфликт».  70% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что идут на уступки и приспособления; 20% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что сглаживают проблему и лишь 10% студентов мужского пола бездействуют. Ответы на этот вопрос показали, что большинство студентов стараются сгладить проблему и решить её мирным способом. Так как в дальнейшем им проживать вместе и решив какой-либо конфликт мирным способом, облегчает условия их совместного проживания. Но всё-таки произошедший конфликт негативно влияет на комфортность проживания каждого студента и оставляет после себя  негативные последствия на их взаимоотношениях. Поэтому необходимо было задать вопрос «Снижают ли конфликты комфортность проживания в общежитии». Около 90% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что ни сколько не снижают, они относятся к ним спокойно; 7% ответили «в меньшей степени» и 3% студентов 5-ого курса женского пола ответили, что чрезвычайно снижают. Можно сделать вывод, что большинству студентов конфликты не снижают комфортность проживания, но есть та малая часть студентов, в жизни которых конфликты имеют особое значение. Это, прежде всего, связано с личностными качествами каждого проживающего в общежитии студента, что заставляет порой задуматься студента о том, чтобы сменить своё место проживания. Поэтому респондентам был задан вопрос  «Хотели бы вы сменить место жительства». Результаты ответов на этот вопрос показали, что   99% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили «Нет» и лишь 1% студентов 1-ого курса женского пола ответили «Да».   Ответы на этот вопрос показали, что насколько бы не были серьезными конфликты, студенты пытаются их разрешить и  в случае конфликтов  не думают о смене своего места жительства. Так как не всегда бывает возможность сменить место жительства из-за конфликтов, поэтому приходится с этим мириться, подстраиваться под условия проживания в общежитии.

В результате исследования было опрошено 30 студентов, проживающих в общежитии НИИрГТУ корпуса 12В. Было выявлено, что в большинстве случаев конфликты происходят на бытовой почве у студентов женского пола. На межличностной почве конфликты возникают в основном у студентов мужского пола. Большинство студентов разрешают конфликты уступками и приспособлением и лишь некоторая часть бездействуют (в основном мужской пол). Не у  многих из них конфликты снижают комфортность проживания в общежитии, поэтому в случае конфликта они не хотели бы менять свое место жительства, а решать эту проблему другим более мирным способом, но все – таки существует та часть студентов, комфортность которых нарушается из-за конфликтов и они хотели бы сменить свое место жительства.

Таким образом можно констатировать, что Интерес к общественному конфликту питает объективная потребность в исследовании  данного явления. Конфликты в повседневной жизни студентов всегда привлекают к себе большого внимания и имеют особое значение, влияющее на жизнь студента, его учёбу, его психическое и эмоциональное состояние…Они могут очень серьёзно повлиять на его жизненные успехи, на социальное положение в обществе. Конфликты могут возникать у студентов на различной почве, но, так как всё связано с их совместным проживанием, это, прежде всего, конфликт на  бытовой почве. Из-за конфликтов, возникающих на бытовой почве, и возникают впоследствии межличностные конфликты, которые играют особую роль в проживании студентов в общежитии и влекут за собой серьёзные, неразрешимые проблемы. Возможно, комфортность проживания студентов нарушает и то, что в комнатах проживает большое количество людей, что, в свою очередь, стесняет жизнь каждого из студентов и влечет за собой конфликты.   Эта  проблема, связанная с конфликтами, всегда была, есть и будет актуальна. Она всегда будет занимать в жизни студента, проживающего в общежитии, особое значение и  влечь за собой негативные последствия; пока этой проблеме не будет уделено  должное внимание, требующее определённого решения, постоянно будет подрываться жизненный стимул студента. Поэтому  просто необходимо что-либо предпринимать  для предотвращения конфликтов между студентами. В-первую очередь это касается тех, кто обеспечивает студентов жильём..Может быть необходимо как-то расширить площадь проживания студентов или уменьшить количество проживающих в комнате… Но это могут сделать лишь те, в чьих руках сосредоточены основные ресурсы, касающиеся проживания студентов (власть и деньги)…

Литература

  1.  Здравомыслов  А. Г. Социология конфликта. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп. и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -94, 317 с.
  2.  Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории:  Учебник для вузов/ Отв. Ред. академик  РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с.
  3.  Елизаров А.Н. Конфликт и динамика семейного развития // Вестник РАТЭПП (Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи). - 1995. - №2. - С. 32 - 37.
  4.  Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // Демографические исследования. - №4. –С.1-10.
  5.  Шарафулин М. М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения / М. М. Шарафулин // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 45. – С. 64-73.
  6. Орланова А.И. Конфликтология // РУДН.-М.:2003.-С.6-9.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розвязання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...
52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.
52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.
52272. Азбука міста 75.5 KB
  Ведучий Дорогі діти сьогодні ви побуваєте на веселому святі де будемо вивчати дорожні знаки та правила вуличного руху. Діти Устає над містом сонце Будить все довкола Зазирає у віконце Кличе нас до школи. У зал заходить Баба Яга Баба Яга Фу фу фу Нас учили в школі Потягується ліниво Не спішіть ніко о о о ли Діти діти айайай Добрий день вам зазвичай Та чому смієтесь ви Не впізнали ви Яги Я колись була весела А тепер ось не до сміху Бо не можу вже вільно літати Знаки на моїй дорозі стали пропадати. Нову...
52273. Профессиональная азбука духовности 81 KB
  Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли за трудом В.
52274. Азбуку міста вивчай до ладу, щоб не потрапити раптом в біду 285.5 KB
  Приспів: На дорозі не спіши Щоб не трапилось біди. Світлофор не спить і не дріма До порядку на дорозі всіх нас кличе. На дорозі зупинись Вліво вправо подивись Чемним будь ти у автобусі й трамваї. Я друзі гарно прогулявся Там де машини так награвся Я немаленький вже на зріст До того ж маю гарний хвіст Нікого слухать не збираюсь Бо я дорослий і на дорозі часто граюсь.
52275. Весела нотна азбука 247.5 KB
  Вміння співати по нотах сприяє розвитку музичних здібностей дітей. Навчання молодших школярів музичної грамоти передбачає такі завдання: розвинути музичні здібності дітей: ладове чуття музичнослухові уявлення музичноритмічне чуття чуття цілого форми; дати основи нотної грамоти яка є складовою музичної грамоти навчити дітей розуміти нотний запис і сформувати вміння співати по нотах; сформувати уявлення про елементи музичної мови засоби музичної виразності та музичні явища; навчити розуміти ідейнохудожній зміст музичних...
52276. Повторювально-узагальнюючий урок за темою: «Передня Азія» 40 KB
  Назвати річки що протікають через Межерічча. Назвати та показати місто яке називали Ворота Божі. Назвати військову державу що розташована у верхній течії р. Назвати столицю Ассирійської імперії яку називали містом крові.