6451

Конфликты в повседневной студенческой жизни

Научная статья

Психология и эзотерика

Конфликты в повседневной студенческой жизни Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее, в повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге Соц...

Русский

2013-01-04

32.81 KB

77 чел.

Конфликты в повседневной студенческой жизни

Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее,  в  повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге «Социология конфликта»  приводит такое определение конфликта: "Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это  форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта".[1.c.94]

Видится справедливым разделение автором отношений такого типа на конфликты по поводу ценностей и важнейших жизненных установок и конфликты по поводу материальных ресурсов. По его мнению, с которым стоило бы согласиться, первые из этих конфликтов относятся к числу наиболее сложно разрешимых, вторые же поддаются регулированию с большим эффектом. Столь же резонно замечание о том, что острота конфликта зависит от уровня соответствия между притязаниями сторон и возможностями их удовлетворения. В дальнейшем автор дополняет двухуровневую градацию конфликтов и другими возможными основаниями деления, обозначая, в частности, конфликты по поводу жизненных средств и конфликты интересов. Опираясь на сложившуюся в мировой конфликтологической теории традицию построения динамической шкалы конфликта, автор строит свою собственную шкалу, перечисляет и сжато характеризует такие ее звенья, как исходное положение дел – инициирующая сторона - ответные меры - отсутствие взаимопонимания - мобилизация ресурсов - использование силы или ее угрозы - мобилизация контрресурсов - тупиковая ситуация – ее осознание - переформулировка интересов - новый этап социального взаимодействия. Уместно его напоминание о том, что "любой жизненный акт,  так или иначе, затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами", поскольку с помощью данного тезиса автор логически подводит нас к необходимости анализа структуры современного социума. Для большинства российских исследователей давно стало очевидным: такого рода анализ предпочтительнее вести не с позиции "классовости", а на основе измерений социальной стратификации.   Теоретические проблемы исследования были заложены еще в такую эволюцию научных взглядов на проблему конфликта, как: идеи Гераклита о конфликтах и борьбе; Платон и его отношение к войне; анализ социальных конфликтов Никколо Макиавелли; Френсис Бекон о причинах и средствах предупреждения социальных конфликтов в государстве; «общественный договор» Жан-Жака Руссо; Томас Гоббс и теория «войны всех против всех»; исследование природы и причин богатства народов в работе Адама Смита; Г.Гегель о позитивной роли войн в развитии общества; взгляды Ч.Дарвина на проблему конфликта.

Внутриличностный конфликт ярко выражен у многих авторов: научное обоснование внутриличностного конфликта в теориях З.Фрейда, А.Маслоу, К.Левина, В.Франкла и др. Особенности  исследования внутриличностного конфликта так же отмечены в работах отечественных психологов, таких как: А.Лурия, А.Леонтьева, В.Мясищева, В.Мерлина и др. Типология внутриличностных конфликтов широко раскрыта в работах А.Анцупова и А.Шипилова [6].

Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов, причинами которых служат объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Существуют психологические особенности межличностныхконфликтов, которые в свою очередь подразделяются на семейные конфликты: типичные межличностные конфликты у супругов и конфликты во взаимодействии родителей и детей. На семейные конфликты так же влияет внешняя среда. Межличностные конфликты так же могут возникать и  в педагогическом процессе: ученик-ученик; ученик-учитель; учитель-учитель.

Существуют также  межгрупповые конфликты и их типология. Отличительные особенности межгрупповых и межличностных конфликтов раскрываются в работе Г.Лебона, Г.Тарда «Психология толпы»[6].  В данной работе рассматриваются такие механизмы возникновения межгрупповых конфликтов: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм. Особую специфику имеют политические конфликты: субъекты, объект политического конфликта, их проявление и характерные особенности.

Также рассматриваются  конфликты, которые происходят  в  организациях. Организация – основной элемент структуры современного общества, в котором выделяются особенности производственно-профессиональной деятельности людей. Конфликт в организации  - открытая форма существования противоречий; бывают внутренние конфликты в организации, а также  конфликты с внешней средой.[6 Также высокую степень изученности в настоящее время имеет такая проблема, как «Межнациональные конфликты»,  которую в своей работе  «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения» исследует М.М. Шарафулин [5c.2-3]. Он пишет, что межнациональный конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. И  сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике. Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Все выше перечисленные виды конфликтов имеют высокую степень изученности, широко исследуются причины их возникновения.  Конфликты,  возникающие среди студентов в их повседневной жизни мало  изучены, хотя в студенческой среде встречаются практически все  рассмотренные виды конфликтов.

В 2011-2012 годах в Иркутском государственном техническом университете было проведено социологическое исследование среди студентов, проживающих в общежитиях  университета на тему «Конфликты вы повседневной студенческой жизни».  

Объектом данного социологического исследования являются студенты НИ ИрГТУ, проживающие в общежитии 12В.

Предметом исследования являются повседневные конфликтные отношения студентов НИИрГТУ, проживающих  в общежитии 12В.

Цель  исследования:  выявить  причины возникновения конфликтов, какие типы конфликтов  наиболее часто встречаются, а также  способы их разрешения.

Всего в  исследовании приняло участие 30 человек, из которых 8 студентов мужского пола и 22 студента женского пола. Основными респондентами являлось большинство студентов женского пола первого(59%) и третьего (40%) курсов, а мужского пола четвертого (50%) и пятого курсов (50%). Преобладало большинство (60%) студентов таких специальностей как: Реклама, Юриспруденция и Журналисты, а меньшинство(40%) составляли: Социология, Социальная работа и Психология. Большинство (около 70% всех студентов)  проживает в общежитии меньше года и три года. И около 30% больше четырех лет.

При проведении исследования учитывалось, что конфликт - это  форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Реалистические конфликты - неудовлетворение определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты - открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Внутри личностный конфликт - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Межличностный конфликт: единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Конфликт между личностью и группой - отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт - конфликты между группами. Диагональный вид конфликтов возникает в ситуации, когда участники конфликта находятся в отношениях косвенной подчиненности. В случае, когда конфликт сформировался между руководителем отдела по управлению персоналом и менеджером по управлению персоналом, то его можно назвать вертикальным. Горизонтальный конфликт -  ситуация, когда конфликт происходит между менеджерами по управлению персоналом. Все выше перечисленные виды конфликтов напрямую связаны с повседневной жизнью студентов.

Студентам (респондентам) было предложено ответить на вопрос «часто ли вы конфликтуете со своими соседями», большинство студентов женского пола на всех 5-ти курсах ответили, что иногда у них происходят конфликты с соседями – в среднем по всем курсам 75%; около 70% студентов мужского пола всех 5-ти курсов ответили «нет», а остальные 30% ответили, что конфликты у них происходят иногда. Можно сделать вывод, что студенты, проживающие в общежитии практически не конфликтные люди. Скорее всего, это связано с тем, что они прекрасно понимают, что они живут в общежитии и если они постоянно будут конфликтовать, то комфортность их проживания постоянно будет снижаться. Также важно знать, «На какой почве чаще всего происходят конфликты».  На этот вопрос большинство студентов (около 80%) мужского и женского пола всех курсов обучения ответили, что на бытовой почве. А именно 60% составляет уборка мусора, 20% мытье посуды и 20% соблюдения частоты и порядка в секции, у студентов женского пола. 50% мытье посуды и 50% уборка мусора у студентов мужского пола. Остальная часть (примерно 20%) ответила на  этот вопрос, что на межличностной почве. Ответы показали, что чаще всего конфликты происходят у девушек, на бытовой почве. Так как именно девушки всё домашнее хозяйство несут на своих плечах, поэтому они тесно сталкиваются с этой проблемой. Также необходимо было выявить степень агрессии, возникающей у студентов в результате конфликта. В связи с этим был задан вопрос «Как Вы себя ведете в период конфликта?»  около 40% студентов женского пола 1,3 и 4-го курса ответили, что нервничают; 40% студентов все курсом женского пола ответили, что ведут себя спокойно, а остальная часть около 20% студентов игнорируют того с кем произошел конфликт. Основная часть студентов мужского пола около 80% игнорируют того, с кем произошел конфликт, а оставшаяся часть около 10% нервничают и 10% ведет себя спокойно. Ответы на данный вопрос показали, что спокойно себя ведут в период конфликта студенты мужского пола, а девушки в большинстве случаев нервничают. Это связано с тем, что мужской пол реже конфликтует, так как конфликты в основном происходят на бытовой почве, а мужчины  относятся к ним равнодушно. Девушки же  намного  трепетнее относятся к таким  проблемам и  поэтому они чаще всего нервничают.  Необходимо  было узнать, как же разрешаются эти самые проблемы и  на вопрос  «Бывает ли такое, что на перемирие вы идете первым » около 60% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что в большинстве случаев; 20% женщин всех курсов ответили, что в меньшинстве случаев и 20% мужчин всех курсов ответили никогда. Можно сделать вывод, что каждый второй из студентов идет на перемирие первым. Так как они живут на одной территории и жить в напряжённой обстановке им очень сложно, а проживать им приходится вместе долгое время, поэтому они и стараются их разрешить быстрее, идя на перемирие. Но также существуют и другие способы разрешения подобных конфликтов, которые было необходимо узнать, задав  на вопрос «Как вы разрешаете конфликт».  70% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что идут на уступки и приспособления; 20% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что сглаживают проблему и лишь 10% студентов мужского пола бездействуют. Ответы на этот вопрос показали, что большинство студентов стараются сгладить проблему и решить её мирным способом. Так как в дальнейшем им проживать вместе и решив какой-либо конфликт мирным способом, облегчает условия их совместного проживания. Но всё-таки произошедший конфликт негативно влияет на комфортность проживания каждого студента и оставляет после себя  негативные последствия на их взаимоотношениях. Поэтому необходимо было задать вопрос «Снижают ли конфликты комфортность проживания в общежитии». Около 90% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили, что ни сколько не снижают, они относятся к ним спокойно; 7% ответили «в меньшей степени» и 3% студентов 5-ого курса женского пола ответили, что чрезвычайно снижают. Можно сделать вывод, что большинству студентов конфликты не снижают комфортность проживания, но есть та малая часть студентов, в жизни которых конфликты имеют особое значение. Это, прежде всего, связано с личностными качествами каждого проживающего в общежитии студента, что заставляет порой задуматься студента о том, чтобы сменить своё место проживания. Поэтому респондентам был задан вопрос  «Хотели бы вы сменить место жительства». Результаты ответов на этот вопрос показали, что   99% студентов женского и мужского пола всех 5-ти курсов ответили «Нет» и лишь 1% студентов 1-ого курса женского пола ответили «Да».   Ответы на этот вопрос показали, что насколько бы не были серьезными конфликты, студенты пытаются их разрешить и  в случае конфликтов  не думают о смене своего места жительства. Так как не всегда бывает возможность сменить место жительства из-за конфликтов, поэтому приходится с этим мириться, подстраиваться под условия проживания в общежитии.

В результате исследования было опрошено 30 студентов, проживающих в общежитии НИИрГТУ корпуса 12В. Было выявлено, что в большинстве случаев конфликты происходят на бытовой почве у студентов женского пола. На межличностной почве конфликты возникают в основном у студентов мужского пола. Большинство студентов разрешают конфликты уступками и приспособлением и лишь некоторая часть бездействуют (в основном мужской пол). Не у  многих из них конфликты снижают комфортность проживания в общежитии, поэтому в случае конфликта они не хотели бы менять свое место жительства, а решать эту проблему другим более мирным способом, но все – таки существует та часть студентов, комфортность которых нарушается из-за конфликтов и они хотели бы сменить свое место жительства.

Таким образом можно констатировать, что Интерес к общественному конфликту питает объективная потребность в исследовании  данного явления. Конфликты в повседневной жизни студентов всегда привлекают к себе большого внимания и имеют особое значение, влияющее на жизнь студента, его учёбу, его психическое и эмоциональное состояние…Они могут очень серьёзно повлиять на его жизненные успехи, на социальное положение в обществе. Конфликты могут возникать у студентов на различной почве, но, так как всё связано с их совместным проживанием, это, прежде всего, конфликт на  бытовой почве. Из-за конфликтов, возникающих на бытовой почве, и возникают впоследствии межличностные конфликты, которые играют особую роль в проживании студентов в общежитии и влекут за собой серьёзные, неразрешимые проблемы. Возможно, комфортность проживания студентов нарушает и то, что в комнатах проживает большое количество людей, что, в свою очередь, стесняет жизнь каждого из студентов и влечет за собой конфликты.   Эта  проблема, связанная с конфликтами, всегда была, есть и будет актуальна. Она всегда будет занимать в жизни студента, проживающего в общежитии, особое значение и  влечь за собой негативные последствия; пока этой проблеме не будет уделено  должное внимание, требующее определённого решения, постоянно будет подрываться жизненный стимул студента. Поэтому  просто необходимо что-либо предпринимать  для предотвращения конфликтов между студентами. В-первую очередь это касается тех, кто обеспечивает студентов жильём..Может быть необходимо как-то расширить площадь проживания студентов или уменьшить количество проживающих в комнате… Но это могут сделать лишь те, в чьих руках сосредоточены основные ресурсы, касающиеся проживания студентов (власть и деньги)…

Литература

  1.  Здравомыслов  А. Г. Социология конфликта. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп. и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -94, 317 с.
  2.  Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории:  Учебник для вузов/ Отв. Ред. академик  РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с.
  3.  Елизаров А.Н. Конфликт и динамика семейного развития // Вестник РАТЭПП (Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи). - 1995. - №2. - С. 32 - 37.
  4.  Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // Демографические исследования. - №4. –С.1-10.
  5.  Шарафулин М. М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения / М. М. Шарафулин // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 45. – С. 64-73.
  6. Орланова А.И. Конфликтология // РУДН.-М.:2003.-С.6-9.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1463. ПЕРЕДАЧА ПРАГМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 319.71 KB
  Определить место и роль контекста в выявлении наиболее полной реализации прагматического потенциала ФЕ. Сопоставить прагматическую составляющую образных фразеологических единиц в английском и русском языках.
1464. КАТЕГОРИЯ ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТИ В НАУЧНО- ДИДАКТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 320.83 KB
  Целью исследования является создание классификации маркеров интердискурсивности и их выявление в текстах лекций на немецком и русском языках.
1465. Конфликтология 321.32 KB
  Методические указания по изучению дисциплины. Содержание разделов дисциплины. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Трудовые конфликты и пути их разрешения.
1466. ДИАЛОГ АРГУМЕНТАТИВНОГО ТИПА: КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ; СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА, ПРАГМАТИКА (на материале русских и английских текстов интервью) 322.43 KB
  Цель данной диссертационной работы заключается в выявлении макроструктуры, создаваемой журналистами-участниками интервью и исследовании их аргументативных стратегий по методике, принятой в когнитивной лингвистике и прагмалингвистике.
1467. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 325.77 KB
  Целью данной работы является сравнительный анализ манифестации лингвокультурологического аспекта гендерных отношений в казахском, немецком и русском языках.
1468. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 327.99 KB
  Курсовой проект состоит из графической части в объеме 2 чертежных листов формата АI и расчетно-пояснительной записки, содержащей 25-30 страниц текста. Исходные данные приведены в прил. 1, схема здания выдается преподавателем. Вариант задания назначается преподавателем.
1469. ЖАНРОВО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ. АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА 328.15 KB
  Цель исследования заключается в разработке технологии перевода, основанной на результатах сопоставительного изучения жанровых особенностей русскоязычных и англоязычных руководств по эксплуатации с точки зрения организации и реализации макроструктуры текстов данного жанра.
1470. Дискурсивные аспекты политических дебатов (на материале русских и английских текстов) 329.27 KB
  На основе выработанного метода определить сопоставительные характеристики дискурсивных особенностей англоязычной и русскоязычной речи. Представить сравнительное описание речевого поведения участников политических дебатов через призму теории пресуппозиций в рамках политического дискурса. Выявить степень привязанности к контексту речевого поведения политических деятелей, а также определить те аспекты, которые обусловливают нарушение контекстуальных фреймов.
1471. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ 329.94 KB
  Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и последующей классификации общих, универсальных и специфических, уникальных особенностей реализации личностно-ориентированной коммуникации при сопоставлении вариантов ее осуществления в русскоязычном и англоязычном киберпространстве.