64513

Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт

Доклад

Логика и философия

Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым логически несовместимым является диахронное историческое многообразие форм науки: Древняя восточная преднаука особенностями которой являлись непосредственная...

Русский

2014-07-07

41 KB

9 чел.

1. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт.

Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым, логически несовместимым является диахронное (историческое) многообразие форм науки:

Древняя восточная преднаука, особенностями которой являлись непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям, рецептурность научного знания, эмпирический характер его происхождения и обоснования, кастовость и закрытость научного сообщества

Античная наука, особенности: теоретичность, логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм.

Средневековая наука, особенностями которой являлось: теологизм, непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика. Догматизм.

Новоевропейская наука, главными ценностями которой являлись: светский характер, критический дух, объективная истинность, практическая полезность.

Новоевропейская наука претерпела качественные изменения за свою историю, пройдя в ходе своей эволюции ряд этапов. Среди них выделяют: классическую, неклассическую, постнеклассическую. Эти типы науки отличаются друг от друга не только своим предметным содержанием и дисциплинарным объемом, но и своими основаниями (онтологическими, гносеологическими, социальными и др.)

Классическая наука.

Онтологические основания: антителеологизм, однозначный детерминизм, механицизм.

Гносеологические основания: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории.

Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа, востребованность науки обществом, усиление связи наук с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки.

Неклассическая наука.

Онтология: релятивизм, индетерминизм, массовость, системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов.

Гносеология: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания.

Социология: зернистая структура научного общества, многообразие форм научной кооперации, наука- объект экономического, правового, социального и государственного регулировании.

Постнеклассическая наука.

Онтология: системность, структурность, органицизм, нелинейный эволюционизм, телеологизм, антропологизм.

Гносеология: проблемная предметность, социальность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации.

При анализе современной науки можно выделить четыре класса наук, различных по ряду параметров:

  1.  логико-математические
  2.  естественно-научные
  3.  инженерно-технические и технологические
  4.  социально-гуманитарные.

Философский метод для ответа на вопрос, что такое наука.

С точки зрения философии наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук.

К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов

Наука как специфический тип знания

Наука как особый вид деятельности

Наука как особый социальный институт

Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Наука как специфический тип знания.

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Несмотря на усилия философов науки четко задать и эксплицировать критерии научности, эта проблема все еще далека от однозначного решения. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. Однако действительная наука не подчиняется единым правилам, но если научный идеал знания недостижим следует ли от него отказываться. Нет, т.к. цель любого идеала – указание желательного направления движения.

Наука как познавательная деятельность.

Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства. Цель- получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.

Известны три основные модели изображения процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.

Согласно эмпиризму научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез.

Теоретизм считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в научном мышлении.

Проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера.

Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной на создание новых потребительных стоимостей.

Наука как социальный институт.

 Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях.  Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной  производительной силы, функция социальная.

 Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении  широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.

Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм. Позднее Барбер добавил еще 2 рационализм и эмоциональную нейтральность.

Универсализм - внеличностный, объективный характер научного знания

Коллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.

Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине.

Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум.

Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Современная наука- это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.

Эффективная научно-техническая политика – основной гарант обеспечения адаптивного, устойчивого, конкурентоспособного существования и развития науки каждого крупного государства и человечества в целом.

Таким образом, наука может быть определена, как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20872. Водопостачання, водовідведення та поліпшення якості води 354.5 KB
  Тип основних споруд та установок-освітлювачі зі зваженим осадом (за таблицею 14 ДБН: Рекомендації для попереднього вибору споруд для освітлення і знебарвлення води).
20873. Основи технічної графіки: проеціювання на дві площини 97.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про проеціювання центральне паралельне; креслення деталей об'ємної форми та умовні позначення на кресленнях. Формування умінь здійснювати проеціювання на дві взаємно перпендикулярні площини. План вивчення 1 Суть поняття проеціювання.