64514

Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками

Доклад

Психология и эзотерика

Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.

Русский

2014-07-07

33.5 KB

29 чел.

1. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.

Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.

Место социологии в системе социальных, гуманитарных наук обусловлено тем, что она является наукой об обществе, его процессы и явления; охватывает общую социологическую теорию (теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук). Все науки, изучающие различные аспекты жизнедеятельности общества и человека, всегда предусматривают и социальный аспект, то есть законы и закономерности, проявляющиеся в определенной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Техника и методика изучения человека, сообществ, общества, применяемые социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками. На пересечении социологии с другими науками сложилась целая система исследований: социальные, социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др. Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции, не взаимодействуя с другими науками. То, что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук, не означает, что она является философской наукой. Ее значение для других наук состоит в том, что она производит научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, вооружает пониманием законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

В системе общественных наук социология тесно взаимодействует с историей. Объектом и предметом исследований истории и социологии есть общество, закономерности его развития и функционирования в конкретных временных измерениях. Обе науки воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Но история изучает прошлое общества, его развитие в хронологической последовательности, причем часто другими средствами, чем социология. Социология больше проникается актуальными современными проблемами. Источники, используемые историей и социологией, совпадают лишь частично.

Много общего между социологией и философией. Но социология имеет дело не только с абстрактными законами и категориями, но и с конкретными фактами действительности: ее выводы и обобщения основном носят частичный, а не универсальный характер.

Социология работает и на границе с экономической наукой, предметом которой является изучение закономерностей и форм функционирования и развития отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Поскольку способ производства является основой всех социальных отношений и процессов, условием жизнедеятельности человека, много экономических исследований непосредственно смыкаются социологическим студиями. И наоборот, социологические исследования (социология труда, города и села, экономическая социология и др.) в значительной степени основаны на результатах поиска экономической науки.

Социология тесно связана с политологией. Их взаимосвязь проявляется в том, что выяснение закономерностей политической жизни является эффективным при условии рассмотрения общества как социальной системы. Кроме того, общество нельзя познать и изменить без влияния на политические структуры. Взаимодействие социологии и политологии вызвала к жизни новую отрасль науки - политическую социологию.

Изучая особенности государства, его институтов в регулировании социальной деятельности масс и личностей, социология опирается на данные правовых наук, в поле зрения которых - юридические нормы, которые законодательно закрепляют определенные отношения в государстве, регулируют социальное поведение людей.

По психологии как науки социология заимствует теорию мотивов поведения, личных и массовых реакций, методы исследования социальных ориентаций личности, которые являются необходимыми компонентами при исследовании поведения личности в коллективе и обществе.

Различные области педагогики, как и социальной психологии, имеют большое значение при изучении социологических проблем образования.

Изучая взаимоотношения людей в коллективе, семьи, их отношение к труду, собственности и т.п., социология использует понятийный аппарат, основные идеи этики.

В процессе исследования системы «человек - техника» социология вступает в определенные взаимоотношения и с техническими науками. Это касается как отдельных производственных процессов, так и производства вообще.

Широко применяет социология математические методы, выработанные кибернетикой, теорией информации, теорией деловых игр и т.д. Создаются и специальные математические методы и теории (шкально, факторный, причинный и латентный анализы), приспособленные к специфике социологического исследования.

Итак, социология функционирует в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук, генерируя идеи, теории о человеке, его место и роль в системе социальных связей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45548. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций 33.5 KB
  ИМК это технология т. ИМК новый способ понимания целого состоящего из отдельных видов МКPR это группы общественности Маркетинг потребиели а реклама целевая аудитория . ИМК перестраивают МК с целью увидеть их так как и потребитель единым потоком инфи из одного источника. Что входит в состав ИМК Несколько точек зрения: 1.
45549. Использование современных интернет-технологий в ПР-деятельности 42 KB
  Использование современных интернеттехнологий в ПРдеятельности. PR в Интернете это коммуникативная деятельность в сети Интернет направленная на формирование и поддержание взаимопонимания и сотрудничества между субъектом PR Интернетпредставительством компании Интернетпроектом отдельным сайтом и сетевой общественностью; а также на обеспечение стабильной двусторонней коммуникации и получение обратной связи от целевых групп субъекта PR. Под PRкоммуникацией в сети Интернет можно понимать следующие: PR коммуникация в Интернете...
45550. Маркетинговые исследования в PR 41.5 KB
  Маркетинговое исследование состоит из 5 основных этапов: Выявление проблемы возможности и формулировка целей Отбор источников информации Сбор информации Анализ полученной информации Подготовка отчета Главные цели маркетингового исследования: Поисковые разведдовательные сбор предварительной информации которая поможет определить проблему и выдвинуть гипотезу. Каузеальные причинноследственные Эксперимент проверка гипотезы На этапе отбора источников информации важно помнить что выделяют ПЕРВИЧНЫЕ собираем под цели...
45551. Ситуационный анализ в PR 26.5 KB
  Ситуационный анализ в PR. Компоненты ситуационного анализа: анализ сильных и слабых сторон компании SWOT; анализ стратегической позиции компании; анализ конкуренции; позиционный анализ. Технология ситуационного анализа: 1. Исследовательский этап анализ ситуации.
45552. Оценка эффективности PR-деятельности: подходы, методы, методики 42 KB
  Оценка эффективности PRкампании систематическое измерение результатов проекта с т. Виды исследования оценки эффективности: только после используется часто легко проводится оценивается только результат подходит не для всех целей. Методы оценки эффективности Упрощенный подход измерение СМИ Н.
45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке определение на основе марк. Бренд это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.