64514

Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками

Доклад

Психология и эзотерика

Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.

Русский

2014-07-07

33.5 KB

35 чел.

1. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.

Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.

Место социологии в системе социальных, гуманитарных наук обусловлено тем, что она является наукой об обществе, его процессы и явления; охватывает общую социологическую теорию (теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук). Все науки, изучающие различные аспекты жизнедеятельности общества и человека, всегда предусматривают и социальный аспект, то есть законы и закономерности, проявляющиеся в определенной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Техника и методика изучения человека, сообществ, общества, применяемые социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками. На пересечении социологии с другими науками сложилась целая система исследований: социальные, социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др. Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции, не взаимодействуя с другими науками. То, что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук, не означает, что она является философской наукой. Ее значение для других наук состоит в том, что она производит научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, вооружает пониманием законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

В системе общественных наук социология тесно взаимодействует с историей. Объектом и предметом исследований истории и социологии есть общество, закономерности его развития и функционирования в конкретных временных измерениях. Обе науки воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Но история изучает прошлое общества, его развитие в хронологической последовательности, причем часто другими средствами, чем социология. Социология больше проникается актуальными современными проблемами. Источники, используемые историей и социологией, совпадают лишь частично.

Много общего между социологией и философией. Но социология имеет дело не только с абстрактными законами и категориями, но и с конкретными фактами действительности: ее выводы и обобщения основном носят частичный, а не универсальный характер.

Социология работает и на границе с экономической наукой, предметом которой является изучение закономерностей и форм функционирования и развития отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Поскольку способ производства является основой всех социальных отношений и процессов, условием жизнедеятельности человека, много экономических исследований непосредственно смыкаются социологическим студиями. И наоборот, социологические исследования (социология труда, города и села, экономическая социология и др.) в значительной степени основаны на результатах поиска экономической науки.

Социология тесно связана с политологией. Их взаимосвязь проявляется в том, что выяснение закономерностей политической жизни является эффективным при условии рассмотрения общества как социальной системы. Кроме того, общество нельзя познать и изменить без влияния на политические структуры. Взаимодействие социологии и политологии вызвала к жизни новую отрасль науки - политическую социологию.

Изучая особенности государства, его институтов в регулировании социальной деятельности масс и личностей, социология опирается на данные правовых наук, в поле зрения которых - юридические нормы, которые законодательно закрепляют определенные отношения в государстве, регулируют социальное поведение людей.

По психологии как науки социология заимствует теорию мотивов поведения, личных и массовых реакций, методы исследования социальных ориентаций личности, которые являются необходимыми компонентами при исследовании поведения личности в коллективе и обществе.

Различные области педагогики, как и социальной психологии, имеют большое значение при изучении социологических проблем образования.

Изучая взаимоотношения людей в коллективе, семьи, их отношение к труду, собственности и т.п., социология использует понятийный аппарат, основные идеи этики.

В процессе исследования системы «человек - техника» социология вступает в определенные взаимоотношения и с техническими науками. Это касается как отдельных производственных процессов, так и производства вообще.

Широко применяет социология математические методы, выработанные кибернетикой, теорией информации, теорией деловых игр и т.д. Создаются и специальные математические методы и теории (шкально, факторный, причинный и латентный анализы), приспособленные к специфике социологического исследования.

Итак, социология функционирует в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук, генерируя идеи, теории о человеке, его место и роль в системе социальных связей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7712. Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи 61.5 KB
  Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи План Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Сучасні вимоги до викладача ВНЗ. Педагогічна майстерність викладача ВНЗ. 1. Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Педагогічна пра...
7713. Виховна робота у вищій школі 83 KB
  Виховна робота у вищій школі План Зміст і особливості виховання молоді в сучасних умовах. Методи виховання у ВНЗ. Форми виховання у АНЗ. Функції і завдання куратора академічної групи. 1. Зміст і особливості виховання молоді в...
7714. Науково-дослідна робота у вищій школі 91 KB
  Науково-дослідна робота у вищій школі План Логіка і методика наукового дослідження. Методи науково-педагогічного дослідження. Основні види наукових досліджень у вищій щколі. Система наукової роботи університету. 1. Логіка і м...
7715. Наука о живой материи 26 KB
  Наука о живой материи. Весь окружающий мир гармоничен и делится на системы живой и неживой природы. До этого мы изучали неживую природу, а сейчас будем говорить о о биологии (с греч. биос перев. жизнь, т.е. учение о жизни). Биология - наука, из...
7716. Взаимосвязь космоса и живой природы 54.5 KB
  Взаимосвязь космоса и живой природы Говоря о взаимодействии человека и природы, мы оперировали масштабом лишь одной планеты - Земли. Однако разнообразное взаимодействие между космосом, с одной стороны, и живой природой и человеком - с друг...
7717. Модели происхождения Вселенной 77.5 KB
  Модели происхождения Вселенной. 1. Ученик А.А. Фридмана Георг Гамов (эмигрировал в 1934г. из СССР в США) в 1948 г. разработал модель горячей Вселенной под названием Космология Большого взрыва» Радиус Вселенной в первоначальном состоянии был р...
7718. Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя 26 KB
  Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя наличие общей характеристики класса, детального анализа уровня его воспитанности, выделение положительных сторон и недостатков в поведении и деятельности учащихся ха...
7720. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності 108.25 KB
  Теоретичні основи безпеки життєдіяльності Програмна анотація Предмет безпеки життєдіяльності. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності. Науки, на яких базується безпека життєдіяльності. Теорія небезпеки та ризику. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ Безпек...