64516

Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита

Доклад

Логика и философия

Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря.

Русский

2014-07-07

38 KB

15 чел.

1

Основные идеи милетской школы

(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита

*написанное курсивом – почти дословное воспроизведение моей записи с лекции, остальное – из книги «Досократики. Доэлеатовский и Элеатовский периоды». Не знаю, откуда она у меня дома взялась, но там помимо всего прочего есть переводы первоисточников с древнегреческого, выдержки из коих тут и предложены вашему вниманию.

 

 Милетская школа (первая половина VI в.до н.э.) – натурфилософская школа. Объясняет мир на основе самого мира. Главные законы – законы природы.

Из чего всё? – есть единое Начало.

Выделяли четыре стихии, причем разные представители спорили о главенстве какой-то одной из них.

Фалес – вода; Анаксимен – воздух (нужен еще больше, чем вода); Гераклит – огонь (ибо он движется).

 Фалес Милетский основатель школы.

Цицерон: «Когда впервые появились философы? Фалес, я думаю, был первым». Другая точка зрения такова, что Фалес был первым, кто перенес многие знания в Грецию из Ближнего Востока, Египта, а первым «настоящим» философом был преемник Фалеса, Анаксимандр. «Фалес … только возбудил умственное движение, … не придумав и не заронив ничего нового».

Первая тема греческой философии – проблема бытия.

Главный интерес к верхним частям мира – небу, космосу, погоде, свету. Астрономия и метеорология – фактически одно и то же. Место Земли в Космосе неизвестно.

 Фалес – родоначальник европейской науки. Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря. Измерил высоту пирамиды с помощью палки известной длины и ее тени.

Вопросы: из чего состоит мир? Какова первичная природа материи?

Фалес стал первый рассудочно исследовать вопрос и возникновении мира.

С точной достоверностью, однако, Фалесу можно приписать только одно изречение: «Всё возникло из воды». Однако неизвестен точный смысл этого постулата. Земля находится на воде. Вода бесконечна.

Фалес признает оживленность и одушевленность материи. Магнит и янтарь порождают движение, следовательно, в них есть живое. Мир одушевлен и полон демонов.

Два известных сочинения: «О солнцестоянии» и «О равноденствии».

Что явилось раньше: ночь или день? – ночь одним днем раньше.

Что трудно? – познать самого себя.

Что легко? – дать совет другому.

Что удивительно было бы увидеть? – старика-тирана.

 

Анаксимандр.

Ученик и преемник Фалеса.

Сочинение «О природе» - первое философское произведение у греков. Анаксимандр – творец первой системы философии. Истинный творец греческой и всей европейской науки о природе.

Каким должно быть начало всех вещей? – апейрон, беспредельное;  его (апейрона) творческая сила, созидающая миры, беспредельна (1). Первоначало есть первичная материя, еще не дифференцированная и потому качественно неопределенная (2). В недрах – равновесие противоположностей. (3) – количественная беспредельность, оно объемлет все, что существует. Оно бесконечно во времени (4). Апейрон есть абсолютное и беспредельное, оно едино.

Что же это такое, этот апейрон. Есть четыре главных решения этого т.н. «Анаксимандрова вопроса».

  1.  Это механическая смесь всех вещей («я всё смешал» )
  2.  Это нечто среднее, нечто междустихийное. (3 варианта: вода-воздух, огонь-воздух, огонь-вода.)
  3.  Это будущая Платоно-Аристотелевская материя (заключает в себе все вещи с их бесконечными свойствами потенциально).
  4.  Это нечто совершенно неопределенное и не надо пытаться его понять (фактически, это отказ от ответа на Анаксимандров вопрос).

Все вещи возникают из недр апейрона. Сам апейрон при этом остается неизменным. Все, что выделяется из первовещества, через какое-то время возвращается в лоно его. Возвращение обратно в беспредельное есть наказание (по-видимому, это наказание за то, что вещь когда-то покинула беспредельное; наказание за обособленное, индивидуальное существование). Соответственно, все что существует, порождает несправедливость самим своим существованием. В то же время первоначало виновно в том, что выпустило из себя что-то/кого-то. Для него наказание – принять в себя обратно то, что оно когда-то породило. Мир противоположностей, уничтожающих друг друга.

Никогда не прекращающийся процесс выделения и поглощения – жизнь вселенной. По представлению Анаксимандра, это огромное животное. На самом деле, все это – одна из первых формулировок закона сохранения материи.

Анаксимен.

Первоначало есть воздух.

Воздух (аэр) бесконечен и качественно-неопределен. Нет пустого пространства, все заполняет воздух (вакуума нет). Аэр есть телесное вещество, живая материя, он неощутим, ощутимы лишь его проявления (холод, ветер). Аэр может быть всем и есть всё.

Возникновение всех прочих материй – сгущение или разрежение воздуха.

Первоэлемент: воздух; две основные противположности: горячееи холодное; семь форм материи: огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля, камни.

Воздух тождествен для Анаксимена с материей души. Дыхание нужно всем.

Ветры возникают, когда сгустившийся воздух вследствие толчка приходит в движение. Если воздух еще более уплотнится, то соберутся облака, и образуется вода. Град – замерзшая вода, снег – замерзшие облака.

 

 Гераклит Эфесский.

 Оплакивал род человеческий (недостойный род) – Гераклит Плачущий.

Огонь есть начало, ибо он движется.

Миру невозможно существовать без движения. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Диалектизм мира: всё меняется. Развитие мира идет за счет борьбы противоположностей. Логос (слово, закон, порядок) очень важен для Гераклита. Разум – высшее благо и преимущество человека. Качества души: влажная душа – неразумная, сухая сияющая душа – разумная. «Многозание уму не научает».

Гераклит был прозван темным (скотейнос) из-за того, что мутно писал. Многие говорили, что он это делает намеренно, чтоб никто его не понял, или же потрудился над тем, чтобы понять так же, как и он сам потрудился его написать. Наивысшее основоположение его философии – многосторонность единого сущего и единство противоположностей.

Учение об огне как о первоначале. Противоречие огня, признаваемое Гераклитом: он материален, существо его пребывает всегда равным себе, неизменимым во всех превращениях. С другой стороны, это все время меняющийся процесс, в котором нет ничего устойчивого и постоянного.

Дыханию Гераклит придает такое же большое значение, как и Анаксимен.

Мировой процесс слагается из двух путей: путь вниз и путь вверх. Подобие маятника.

Есть три основные формы, через которые проходит первовещество: огонь (включая воздух), вода, земля. Огонь сначала превращается в свою противоположность – воду.

Прославляет войну и вообще состязание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46500. Понятие и методы калькуляции затрат 17.86 KB
  Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции. Методы калькуляции это методы расчёта издержек производства себестоимости продукции объёма незавершённого производства основанные на калькуляции затрат. Попередельный метод калькуляции это метод исчисления себестоимости применяемый на предприятиях где исходный материал в процессе производства проходит ряд переделов или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции....
46501. Техническое диагностирование. Этапы комплексной диагностики участков МТ. 17.87 KB
  Основными задачами контроля и диагностики МТ являются определение технического состояния на основе комплексного мониторинга в процессе создания и эксплуатации системы оценка и прогнозирование динамики технического состояния с целью обеспечения надежной и безопасной эксплуатации газотранспортной системы. Контроль и мониторинг технического состояния трубопроводных систем включает: получение информации в предэксплуатационный период ранняя диагностика из проектных материалов включая материалы изысканий лабораторных исследований грунтов...
46502. Диаграммы UML 17.91 KB
  Диаграммы UML. UML определяет следующие диаграммы: 1. Диаграммы применения use cse Или диаграммы вариантов использования Представляют собой граф из действующих лиц ctors и их взаимодействие с системой представленное сценариями применения. Диаграммы классов Cодержат набор статических декларативных элементов как например классы типы их связи объединенные в граф.
46503. Обеспечение электробезопасности техническими способами и СЗ 17.91 KB
  При случайном прикосновении для обеспечения электробезопасности применяют: защитные оболочки защитные ограждения временные или стационарные безопасное расположение токоведущих частей изоляцию этих частей и РМ малое U защитное отключение предупредительную сигнализацию блокировку и знаки безопасности; а при прикосновении к нетоковедущим металлическим частям защитное заземление зануление выравнивание потенциала защитное отключение изоляцию нетоковедущих частей электроразделение сети малое U контроль электроизоляции и СИЗ....
46504. Формы производственной деятельности фирмы 17.98 KB
  Различают три основные формы организации производства: Специализация Кооперирование Комбинирование Специализация производства Специализация производства выражается в том что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции. Соответственно этому различают четыре вида специализации предприятий: предметную; подетальную иногда называют узловая; технологическую; по услугам вспомогательного производства. Подетальная специализация характеризуется...
46505. Природа грамматического значения: общая характеристика, отношение к лексическому значению, функциональный статус 18.04 KB
  Природа грамматического значения: общая характеристика отношение к лексическому значению функциональный статус. Большинство слов обладает двумя значениями: лексическим и грамматическим. В области морфологии это общие значения слов как частей речи напр. значения предметности у существительных процессуальное у глаголов а также частные значения словоформ и слов в целом противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий например значения того или иного времени лица числа рода.
46506. Поверхностное упрочнение детали. Выбор метода поверхностного упрочнения 18.07 KB
  При обработке поверхности шлифованием и полированием устраняющей неровности которые служат концентраторами напряжений повышается усталостная прочность детали. Назначение метода упрочняющей обработки зависит от условий работы детали в машине и ее технологических особенностей. Деталь помещают внутри спирали индуктора или под проводником по которому пропускается переменный ток большой частоты; он вызывает появление вихревых токов на поверхности детали и быстро разогревает слой с наибольшей плотностью индуцированного тока.
46507. Метод сравнительного анализа продаж в оценке недвижимости 18.08 KB
  Метод сравнения продаж базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами. Исходной предпосылкой применения метода сравнения продаж является наличие развитого рынка недвижимости. Недостаточная же развитость данного рынка а также то что оцениваемый объект недвижимости является специализированным либо обладает исключительными выгодами или обременениями не отражающими общее состояние рынка делают применение этого подхода нецелесообразным.
46508. ДХШ и ее место в системе художественного образования. Цели, содержание и методика обучения в ДХШ 18.08 KB
  Цели содержание и методика обучения в ДХШ. План: определение ДХШ место ДХШ в системе художественного образования цели содержание методика обучения ДХШ это учреждение дополнительного образования цель которого реализация творческого потенциала детей в области пластических искусств через реализацию доп. Содержание обучения включает обязательные предметы: рисунок жив комп плэнеристория ИЗО дпи или декор. дизайн Приём происходит в 1011 лет срок обучения обычно 4 года.