6452

Мифы в семье: социологический анализ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мифы в семье: социологический анализ Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В соврем...

Русский

2013-01-04

33.21 KB

9 чел.

Мифы в семье: социологический анализ

Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В современной психологии мифом называется некоторое представление, которое разделяется всеми членами одной семьи. Более того, оно принимается ими без объяснений, не подвергается сомнению, поскольку «впитывается с молоком матери».

Существование мифа в любой семье обусловлено особенностями мышления человека. Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам. Это означает, что миф может заменить только другой миф, именно поэтому работа с мифами с трудом поддается рациональным доводам.

Миф исторический несколько отличается от мифа, формирующегося в семье, поскольку исторический зародился еще в те времена, когда у человека не было достаточно слов для описания мироздания, да и мир для него выглядел иначе, чем для современного человека, получившего образование как минимум в средней школе. Тогда миф (впрочем, как и сейчас) позволял выразить идеи, которые невозможно описать словами. Вместо них человек использовал символы.

Существуют вещи, которые, хотим мы этого или нет, знаем о них или не знаем, мощно воздействуют на нашу жизнь — и тем сильнее, чем меньше мы это осознаем». Эта мысль К.Юнга о том, что с помощью мифа в семье детям передаются наиболее значимые представления родителей.

Некоторые из этих представлений могут ограничивать развитие ребенка. Например, высказывание матери: «Мой старший сын замечательно учится, и, я уверена, станет великим ученым. Но мой младший — ужасный разбойник, даже не знаю, что с ним делать».

И если в этот момент рядом с матерью стоят пятилетний «ученый» и трехлетний «разбойник», то ни один человек в мире, кроме нее самой, не сможет лучше запрограммировать их на то, в чем она их каждый день уверяет да к тому же внушает это их окружению. И будьте уверены, этим мифом, который она будет без устали «внедрять» в них, она создаст из одного ученого, а из другого — разбойника, даже если каждый из них тайно мечтает о другом предназначении.

Семейный миф - это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: "Кто мы?" В мифе знание о том, что принято, а что не принято в семье думать, делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа "Мы - это...".

Некий миф, описывающий семейную идентичность, существует в любой семье, но в обычных случаях это знание смутно, плохо структурировано, редко используется.

Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда посторонний человек входит в семью, семья меняет социальное окружение или в моменты каких-то серьезных социальных перемен. Кроме того, семейный миф ярко проявляется в случае семейной дисфункции.

Учитывая актуальность темы мифов о семье, нами было проведено социологическое исследование с целью изучения семейных мифов звезд ТВ и их влияния на формирование имиджа современной семьи. Исследование проводилось методом контент-анализа - анализировались тексты статей популярных журналов-телегидов "Семь дней", "Антенна" и "ТВ-парк". Данные журналы были выбраны потому, что их тиражи позволяют охватывать огромную аудиторию, и основной темой их публикаций как раз и является "светская хроника", связанная с семейной проблематикой отечественных и зарубежных звезд.

Согласно теории референтных групп, каждый человек ориентируется на определенную группу (или несколько групп), членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения. Для многих людей одной из таких референтных групп часто выступают их кумиры - популярные актеры, певцы, телеведущие, режиссеры, спортсмены и т.д. Эти люди постоянно находятся в центре внимания, их показывают по телевизору, о них пишут в газетах, их поведение обсуждается - словом, вся их жизнь проходит "под лучами прожекторов".

Даже если человек и не занимается прямым подражанием "звезде", провозглашаемые ею ценности, нормы поведения все равно, так или иначе откладываются в его сознании, влияют на поведение и формирование системы ценностей - в том числе и ценностей, касающихся семьи. Модели семейного поведения, демонстрируемые "звездами", для многих становятся образцами их собственного семейного поведения.

Из 130 человек нашей «звездной» выборки в браке состоят 96 (73,8%). Правда, брак зарегистрирован лишь у 80% из них, 20% состоят в незарегистрированном браке (который часто ошибочно называют гражданским). Данная ситуация не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее - скорее, наоборот, становится нормой. Многие из состоящих в незарегистрированном браке не отрицают возможности его регистрации, "когда проверят чувства" (иногда это случается даже через 10-15 лет совместной жизни, порой же через такой срок пара может распасться - Джек Николсон, например, прожил со своей подругой 17 лет, после чего расстался с ней). Незарегистрированный брак избавляет знаменитостей от длительных бракоразводных процессов, всегда связанных с нежелательным для них разделом огромных состояний.

Распространена ситуация, когда "супруги", долгое время живущие в незарегистрированном браке, оформляют свои отношения спустя некоторое время после рождения первенца.

Правда, многие пары продолжают жить, не расписываясь даже после рождения второго, третьего ребенка, - и подобное считается в порядке вещей (киноактер Аль Пачино, например, не женился на своей подруге даже после того, как она родила ему двух близнецов, будучи сама в возрасте 45 лет), а некоторые оставляют своих подруг после рождения общего ребенка. (Заметим, что среди наших "звезд" незарегистрированный брак имеет гораздо меньшее распространение (15%), чем среди западных (31%):)

57% из всех женатых состоят в первом браке, а 43% - в повторном (30% - во втором браке, 4% и 9% - в третьем и четвертом браке соответственно). Причем среди наших знаменитостей в первом браке состоят 67%, среди западных - 48%. Почти во всех случаях повторные браки следуют за разводами, а не за овдовением. Среди причин разводов наиболее распространены следующие: один из супругов, а иногда и оба - слишком заняты своей карьерой, проводят все время на работе и не уделяют внимания семье; один из супругов встретил новую любовь; несовместимость характеров, непреодолимые разногласия, постоянные ссоры; просто устали друг от друга; насилие в семье.

Карьера - причина распада большинства браков. Многие "звездные" пары, формально состоящие в браке, предпочитают жить отдельно друг от друга, мотивируя это тем, что таким образом они не мешают друг другу работать (причем, если в случае, например, третьего брака Вуди Аллена под словом "отдельно" подразумевалось - "в соседних домах", то в случае российской телеведущей Светланы Конеген "отдельно" означает - в разных странах). Многие знаменитости заявляют, что бросили семьи из-за того, что они "отвлекали" их от карьеры. Часто супруги актеров, увлеченных карьерой - "женатых на работе", - не выносят подобной семейной жизни и уходят сами.

Но, как и незарегистрированный брак, развод "звезд" воспринимается общественным мнением как нечто вполне нормальное. Общественное мнение считает, что мужчина или женщина, бросающие семью (зачастую с детьми, нередко - после весьма большого периода времени, прожитого вместе, просто "ищут себя", "пробуют", "ничего не могут поделать с нахлынувшей на них новой любовью". "Новая любовь" - причина, более распространенная среди мужчин, причем очень часто "любимая" оказывается не только намного моложе, чем сам мужчина, но и моложе его старших детей от предыдущих браков.

Так, Андрон Кончаловский женат на женщине на 36 лет моложе. Клинт Иствуд воспитывает с четвертой женой четырехлетнюю дочь, хотя ему уже за 70 лет. В среднем, каждый брак длится примерно 7-8 лет. Здесь, однако, надо учитывать, что в журнальных заметках не всегда сообщают, сколько лет та или иная знаменитость состояла в браке. Чаще всего выделяются "крайние" случаи - например, расставание после 36 лет совместной жизни или развод через 4 месяца после заключения брака. Около трети всех распавшихся браков знаменитостей закончились после 10-12 лет, прожитых вместе.

Интересно также, что в журнальных статьях и интервью практически никогда не делается акцента на каких-то эмоциональных переживаниях, связанных с разводами. Пишут обычно о проблеме раздела состояний, количестве адвокатов и денег, задействованных с обеих сторон, о новых друзьях (подругах) "звезд" и о их планах на будущую совместную жизнь - в случаях, когда развод связан с новым браком или просто с "новой любовью".

Развод не рассматривается как трагедия или психологическая травма - скорее, как нечто обычное и привычное - "так сложилась жизнь".

Распределение "звездных" семей по количеству детей выглядит следующим образом: у 31,3% их нет ни одного ребенка; 35,1% имеют одного ребенка: 18,3% - 2-х детей; 6,9% - 3-х; 3% - 4-х; 3,8% - 5-х и 1,5% - 6-х детей. Видно, что преобладающей является модель однодетной семьи. Вслед за ней с небольшим отрывом идет модель семьи без детей вообще. Сразу нужно пояснить: практически во всех случаях, когда про знаменитость говорится, что у него (нее) четверо, пятеро или шестеро детей, это не значит, что все они являются родными братьями и сестрами - обычно детей "собирают" от всех предыдущих браков. То есть, если взять каждый такой случай в отдельности, то окажется, что. например, у А. Кончаловского - шесть детей приходится на четырех жен, у Де Ниро и у Клинта Иствуда - пять детей на четырех жен и т.д. Получается, что в среднем каждая женщина все равно рожает по одному ребенку (реже - по два).

Нередко "звезды" открыто заявляют, что не понимают, зачем семье вообще нужны дети ("Не развожу детей. Функция деторождения - не для меня"). Беременность многие актрисы воспринимают как конец карьеры. Даже если беременность и заканчивается рождением ребенка, а не абортом, от этого ребенка спешат как можно быстрее избавиться, чтобы он не мешал работать - в лучшем случае воспитание детей перекладывается на бабушек и дедушек. Помогают найти выход из положения и многочисленные няни. Ошибочно считать, что няни - явление, характерное исключительно для западных знаменитостей. Среди наших "звездных" семей фраза "Она так сильно скучала по сцене, что мы решили завести няню", имеет такое же распространение, как и на Западе.

В худшем случае - ребенка отдают в интернат (Любовь Полищук, отдавшую своего сына в интернат, чтобы он не мешал ее карьере, только второму мужу удалось уговорить забрать его оттуда домой). Получается, что первый ребенок, обычно появляющийся на свет вследствие автоматической реакции на социальные нормы ("у всех есть один ребенок - и у нас он, следовательно, тоже должен быть"), часто оказывается в ситуации, когда он на самом деле не нужен ни одному из родителей.

Другая распространенная ситуация: мать-одиночка самостоятельно воспитывает ребенка. В журнальных статьях создается образ независимой, свободной, сильной женщины, которой абсолютно не нужен муж - она зарабатывает столько, что вполне может содержать и себя, и своих детей, умеет сама за себя постоять и ни в коем случае не хочет терять "свою независимость". Иногда женщина позволяет "отцу ребенка" (именно так их и называют - не "муж", не "друг", не как-либо еще) встречаться с сыном (или дочерью), поддерживать с ним отношения (как в случае с первым ребенком Мадонны, например). Гораздо же чаще всяческие отношения с "отцом ребенка" прекращаются, и дитя воспитывается только матерью.

Такая заметка, в которой отмечаются негативные стороны данного явления - редкое исключение. В основном образ самостоятельной женщины ("современной" - как часто подчеркивается), которая сама воспитывает ребенка, подается как вполне положительный.

Остановимся еще на одном моменте, связанном с детьми, характерном для данной выборки. Речь идет о возрасте, в котором детей обычно заводят. Он, судя по данным исследования, увеличивается. Жизнь как бы делится на два условных периода - первый, когда человек полностью посвящает себя своей карьере, и второй - у женщин он начинается обычно с 40 лет, у мужчин - еще позже, когда наконец-то можно отдохнуть слегка от работы, задуматься о семье и о детях. Точка зрения: "сейчас - карьера, а родить я всегда успею", весьма распространена. У мужчин же "отцовский инстинкт" проявляется иногда лишь годам к 60. Многие бывшие жены знаменитостей жалуются, что их экс-супруги заботятся только о последнем, самом младшем ребенке.

Это не значит, что положительные (с точки зрения семьи) примеры полностью отсутствуют. Среди знаменитостей, как и среди так называемых простых людей, до сих пор есть мужчины и женщины, для которых семья по-прежнему имеет большую ценность. Они живут всю жизнь с одним супругом, имеют нескольких детей, заботятся о них, в ситуации, когда приходится выбирать между семьей и карьерой, выбирают семью - и так далее. Другое дело, что их становится все меньше и меньше, и в тех же журнальных статьях и заметках о них пишут как об исключениях. На фоне большинства они смотрятся в лучшем случае чудаками. Быть может, кто-нибудь из поклонников Элиса Купера, прочитав про то, что у певца трое детей от первой и единственной жены, и сочтет, что было бы неплохо - иметь такую же семью. Но пока средства массовой информации трактуют поведение Сидни Кроуфорд (родившей своему мужу одного ребенка, ожидающей в скором времени второго и предпочитающей воспитание детей карьере на подиуме) как поведение "жертвы детородной истерии", больших успехов в преодолении кризиса семьи вряд ли удастся достичь.

Список литературы

  1.  Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра-М, 2005. – 368 с.
  2.  Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
  3.  Головин Евгений. Миф о семье. // Завтра, №46. 2008.
  4.  Зритнева Е.И. Социология семьи: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд.: Владос, 2006. – 150 с.
  5.  Колесникова Г.И. Социология и психология семьи: учеб. Пособие. – М.: Феникс, 2007. – 508 с.
  6.  Лисовский В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья: Социологическое исследование. Изд.: Наука, 2003. – 370 с.
  7.  Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. М., 2009.
  8.  Пегги Пэпп. Семейная терапия и ее парадоксы. М, Независимая фирма "Класс", 2008.
  9.  Синельников А.Б. Семья и вера в социологическом измерении. Изд.: КДУ, 2009. – 288 с.
  10.  http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/27634/27649/ - о социальном значении мифа
  11.  http://libsib.ru/sotsiologiya-religii/religiya-i-obschestvo/rituali-i-mifi-kak-elementi-religiozno-simvolicheskoy-sistemi – Мифы как элементы символической системы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12602. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ 92 KB
  PAGE 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ Методические указания к выполнению лабораторной работы № 10 по сопротивлению материалов для студентов механических специальностей Автор – КРУГЛОВ А.А. к.т.н. доц...
12603. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ 123 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ Методические указания к выполнению лабораторной работы № 11 по сопротивлению материалов для студентов механических специальностей Автор – КРУГЛОВ А.А. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая
12604. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ИЗГИБЕ БАЛКИ НА ДВУХ ОПОРАХ 111 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ИЗГИБЕ БАЛКИ НА ДВУХ ОПОРАХ Методические указания к лабораторной работе № 12 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составил: Гаращенко П.А. д.т.н. профессор кафедры Теоретическая и прик
12605. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ КОСОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ 107 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ КОСОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ Методические указания к лабораторной работе № 13 по курсу Сопротивление материалов для студентов механических специальностей Составители: Миронов А.И. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая и прик
12606. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА В ЗАДЕЛКЕ СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМОЙ БАЛКИ 176 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА В ЗАДЕЛКЕ СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМОЙ БАЛКИ Методические указания к лабораторной работе № 17 по курсу Сопротивление материалов для студентов механических специальностей Составил: Круглов А.А. к.т.н. доц. кафедры Теоретическая и прикладн
12607. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПРОДОЛЬНО СЖАТОГО СТЕРЖНЯ 891 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПРОДОЛЬНО СЖАТОГО СТЕРЖНЯ Методические указания к лабораторной работе № 19 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составили: Круглов А.А. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая ...
12608. Гидравлика Методические указания к лабораторным работам по гидравлике (механике жидкости и газов) 13.36 MB
  Гидравлика Методические указания к лабораторным работам по гидравлике механике жидкости и газов Введение Данные методические указания разработаны на основании Руководства к использованию в учебном процессе лабораторного стенда Стенд гидравлический Гид
12609. Гидростатика - раздел Гидромеханики 722.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ 1. Основные понятия гидростатики Гидростатика – это раздел Гидромеханики в котором изучаются условия и закономерности равновесия жидкостей под действием приложенных к ним сил a также воздействия покоящихся жидкостей на погруженные в них тела и на стенки ...
12610. Текстовый процессор Microsoft Word 85 KB
  Лабораторная работа №1 Текстовый процессор Microsoft Word Цель работы: ознакомиться с возможностями текстового процессора Microsoft Office Word и получить практические навыки по оформлению научных текстов. Теоретическая справка Текстовые редакторы и текстовые процессоры ...