6452

Мифы в семье: социологический анализ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мифы в семье: социологический анализ Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В соврем...

Русский

2013-01-04

33.21 KB

9 чел.

Мифы в семье: социологический анализ

Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В современной психологии мифом называется некоторое представление, которое разделяется всеми членами одной семьи. Более того, оно принимается ими без объяснений, не подвергается сомнению, поскольку «впитывается с молоком матери».

Существование мифа в любой семье обусловлено особенностями мышления человека. Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам. Это означает, что миф может заменить только другой миф, именно поэтому работа с мифами с трудом поддается рациональным доводам.

Миф исторический несколько отличается от мифа, формирующегося в семье, поскольку исторический зародился еще в те времена, когда у человека не было достаточно слов для описания мироздания, да и мир для него выглядел иначе, чем для современного человека, получившего образование как минимум в средней школе. Тогда миф (впрочем, как и сейчас) позволял выразить идеи, которые невозможно описать словами. Вместо них человек использовал символы.

Существуют вещи, которые, хотим мы этого или нет, знаем о них или не знаем, мощно воздействуют на нашу жизнь — и тем сильнее, чем меньше мы это осознаем». Эта мысль К.Юнга о том, что с помощью мифа в семье детям передаются наиболее значимые представления родителей.

Некоторые из этих представлений могут ограничивать развитие ребенка. Например, высказывание матери: «Мой старший сын замечательно учится, и, я уверена, станет великим ученым. Но мой младший — ужасный разбойник, даже не знаю, что с ним делать».

И если в этот момент рядом с матерью стоят пятилетний «ученый» и трехлетний «разбойник», то ни один человек в мире, кроме нее самой, не сможет лучше запрограммировать их на то, в чем она их каждый день уверяет да к тому же внушает это их окружению. И будьте уверены, этим мифом, который она будет без устали «внедрять» в них, она создаст из одного ученого, а из другого — разбойника, даже если каждый из них тайно мечтает о другом предназначении.

Семейный миф - это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: "Кто мы?" В мифе знание о том, что принято, а что не принято в семье думать, делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа "Мы - это...".

Некий миф, описывающий семейную идентичность, существует в любой семье, но в обычных случаях это знание смутно, плохо структурировано, редко используется.

Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда посторонний человек входит в семью, семья меняет социальное окружение или в моменты каких-то серьезных социальных перемен. Кроме того, семейный миф ярко проявляется в случае семейной дисфункции.

Учитывая актуальность темы мифов о семье, нами было проведено социологическое исследование с целью изучения семейных мифов звезд ТВ и их влияния на формирование имиджа современной семьи. Исследование проводилось методом контент-анализа - анализировались тексты статей популярных журналов-телегидов "Семь дней", "Антенна" и "ТВ-парк". Данные журналы были выбраны потому, что их тиражи позволяют охватывать огромную аудиторию, и основной темой их публикаций как раз и является "светская хроника", связанная с семейной проблематикой отечественных и зарубежных звезд.

Согласно теории референтных групп, каждый человек ориентируется на определенную группу (или несколько групп), членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения. Для многих людей одной из таких референтных групп часто выступают их кумиры - популярные актеры, певцы, телеведущие, режиссеры, спортсмены и т.д. Эти люди постоянно находятся в центре внимания, их показывают по телевизору, о них пишут в газетах, их поведение обсуждается - словом, вся их жизнь проходит "под лучами прожекторов".

Даже если человек и не занимается прямым подражанием "звезде", провозглашаемые ею ценности, нормы поведения все равно, так или иначе откладываются в его сознании, влияют на поведение и формирование системы ценностей - в том числе и ценностей, касающихся семьи. Модели семейного поведения, демонстрируемые "звездами", для многих становятся образцами их собственного семейного поведения.

Из 130 человек нашей «звездной» выборки в браке состоят 96 (73,8%). Правда, брак зарегистрирован лишь у 80% из них, 20% состоят в незарегистрированном браке (который часто ошибочно называют гражданским). Данная ситуация не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее - скорее, наоборот, становится нормой. Многие из состоящих в незарегистрированном браке не отрицают возможности его регистрации, "когда проверят чувства" (иногда это случается даже через 10-15 лет совместной жизни, порой же через такой срок пара может распасться - Джек Николсон, например, прожил со своей подругой 17 лет, после чего расстался с ней). Незарегистрированный брак избавляет знаменитостей от длительных бракоразводных процессов, всегда связанных с нежелательным для них разделом огромных состояний.

Распространена ситуация, когда "супруги", долгое время живущие в незарегистрированном браке, оформляют свои отношения спустя некоторое время после рождения первенца.

Правда, многие пары продолжают жить, не расписываясь даже после рождения второго, третьего ребенка, - и подобное считается в порядке вещей (киноактер Аль Пачино, например, не женился на своей подруге даже после того, как она родила ему двух близнецов, будучи сама в возрасте 45 лет), а некоторые оставляют своих подруг после рождения общего ребенка. (Заметим, что среди наших "звезд" незарегистрированный брак имеет гораздо меньшее распространение (15%), чем среди западных (31%):)

57% из всех женатых состоят в первом браке, а 43% - в повторном (30% - во втором браке, 4% и 9% - в третьем и четвертом браке соответственно). Причем среди наших знаменитостей в первом браке состоят 67%, среди западных - 48%. Почти во всех случаях повторные браки следуют за разводами, а не за овдовением. Среди причин разводов наиболее распространены следующие: один из супругов, а иногда и оба - слишком заняты своей карьерой, проводят все время на работе и не уделяют внимания семье; один из супругов встретил новую любовь; несовместимость характеров, непреодолимые разногласия, постоянные ссоры; просто устали друг от друга; насилие в семье.

Карьера - причина распада большинства браков. Многие "звездные" пары, формально состоящие в браке, предпочитают жить отдельно друг от друга, мотивируя это тем, что таким образом они не мешают друг другу работать (причем, если в случае, например, третьего брака Вуди Аллена под словом "отдельно" подразумевалось - "в соседних домах", то в случае российской телеведущей Светланы Конеген "отдельно" означает - в разных странах). Многие знаменитости заявляют, что бросили семьи из-за того, что они "отвлекали" их от карьеры. Часто супруги актеров, увлеченных карьерой - "женатых на работе", - не выносят подобной семейной жизни и уходят сами.

Но, как и незарегистрированный брак, развод "звезд" воспринимается общественным мнением как нечто вполне нормальное. Общественное мнение считает, что мужчина или женщина, бросающие семью (зачастую с детьми, нередко - после весьма большого периода времени, прожитого вместе, просто "ищут себя", "пробуют", "ничего не могут поделать с нахлынувшей на них новой любовью". "Новая любовь" - причина, более распространенная среди мужчин, причем очень часто "любимая" оказывается не только намного моложе, чем сам мужчина, но и моложе его старших детей от предыдущих браков.

Так, Андрон Кончаловский женат на женщине на 36 лет моложе. Клинт Иствуд воспитывает с четвертой женой четырехлетнюю дочь, хотя ему уже за 70 лет. В среднем, каждый брак длится примерно 7-8 лет. Здесь, однако, надо учитывать, что в журнальных заметках не всегда сообщают, сколько лет та или иная знаменитость состояла в браке. Чаще всего выделяются "крайние" случаи - например, расставание после 36 лет совместной жизни или развод через 4 месяца после заключения брака. Около трети всех распавшихся браков знаменитостей закончились после 10-12 лет, прожитых вместе.

Интересно также, что в журнальных статьях и интервью практически никогда не делается акцента на каких-то эмоциональных переживаниях, связанных с разводами. Пишут обычно о проблеме раздела состояний, количестве адвокатов и денег, задействованных с обеих сторон, о новых друзьях (подругах) "звезд" и о их планах на будущую совместную жизнь - в случаях, когда развод связан с новым браком или просто с "новой любовью".

Развод не рассматривается как трагедия или психологическая травма - скорее, как нечто обычное и привычное - "так сложилась жизнь".

Распределение "звездных" семей по количеству детей выглядит следующим образом: у 31,3% их нет ни одного ребенка; 35,1% имеют одного ребенка: 18,3% - 2-х детей; 6,9% - 3-х; 3% - 4-х; 3,8% - 5-х и 1,5% - 6-х детей. Видно, что преобладающей является модель однодетной семьи. Вслед за ней с небольшим отрывом идет модель семьи без детей вообще. Сразу нужно пояснить: практически во всех случаях, когда про знаменитость говорится, что у него (нее) четверо, пятеро или шестеро детей, это не значит, что все они являются родными братьями и сестрами - обычно детей "собирают" от всех предыдущих браков. То есть, если взять каждый такой случай в отдельности, то окажется, что. например, у А. Кончаловского - шесть детей приходится на четырех жен, у Де Ниро и у Клинта Иствуда - пять детей на четырех жен и т.д. Получается, что в среднем каждая женщина все равно рожает по одному ребенку (реже - по два).

Нередко "звезды" открыто заявляют, что не понимают, зачем семье вообще нужны дети ("Не развожу детей. Функция деторождения - не для меня"). Беременность многие актрисы воспринимают как конец карьеры. Даже если беременность и заканчивается рождением ребенка, а не абортом, от этого ребенка спешат как можно быстрее избавиться, чтобы он не мешал работать - в лучшем случае воспитание детей перекладывается на бабушек и дедушек. Помогают найти выход из положения и многочисленные няни. Ошибочно считать, что няни - явление, характерное исключительно для западных знаменитостей. Среди наших "звездных" семей фраза "Она так сильно скучала по сцене, что мы решили завести няню", имеет такое же распространение, как и на Западе.

В худшем случае - ребенка отдают в интернат (Любовь Полищук, отдавшую своего сына в интернат, чтобы он не мешал ее карьере, только второму мужу удалось уговорить забрать его оттуда домой). Получается, что первый ребенок, обычно появляющийся на свет вследствие автоматической реакции на социальные нормы ("у всех есть один ребенок - и у нас он, следовательно, тоже должен быть"), часто оказывается в ситуации, когда он на самом деле не нужен ни одному из родителей.

Другая распространенная ситуация: мать-одиночка самостоятельно воспитывает ребенка. В журнальных статьях создается образ независимой, свободной, сильной женщины, которой абсолютно не нужен муж - она зарабатывает столько, что вполне может содержать и себя, и своих детей, умеет сама за себя постоять и ни в коем случае не хочет терять "свою независимость". Иногда женщина позволяет "отцу ребенка" (именно так их и называют - не "муж", не "друг", не как-либо еще) встречаться с сыном (или дочерью), поддерживать с ним отношения (как в случае с первым ребенком Мадонны, например). Гораздо же чаще всяческие отношения с "отцом ребенка" прекращаются, и дитя воспитывается только матерью.

Такая заметка, в которой отмечаются негативные стороны данного явления - редкое исключение. В основном образ самостоятельной женщины ("современной" - как часто подчеркивается), которая сама воспитывает ребенка, подается как вполне положительный.

Остановимся еще на одном моменте, связанном с детьми, характерном для данной выборки. Речь идет о возрасте, в котором детей обычно заводят. Он, судя по данным исследования, увеличивается. Жизнь как бы делится на два условных периода - первый, когда человек полностью посвящает себя своей карьере, и второй - у женщин он начинается обычно с 40 лет, у мужчин - еще позже, когда наконец-то можно отдохнуть слегка от работы, задуматься о семье и о детях. Точка зрения: "сейчас - карьера, а родить я всегда успею", весьма распространена. У мужчин же "отцовский инстинкт" проявляется иногда лишь годам к 60. Многие бывшие жены знаменитостей жалуются, что их экс-супруги заботятся только о последнем, самом младшем ребенке.

Это не значит, что положительные (с точки зрения семьи) примеры полностью отсутствуют. Среди знаменитостей, как и среди так называемых простых людей, до сих пор есть мужчины и женщины, для которых семья по-прежнему имеет большую ценность. Они живут всю жизнь с одним супругом, имеют нескольких детей, заботятся о них, в ситуации, когда приходится выбирать между семьей и карьерой, выбирают семью - и так далее. Другое дело, что их становится все меньше и меньше, и в тех же журнальных статьях и заметках о них пишут как об исключениях. На фоне большинства они смотрятся в лучшем случае чудаками. Быть может, кто-нибудь из поклонников Элиса Купера, прочитав про то, что у певца трое детей от первой и единственной жены, и сочтет, что было бы неплохо - иметь такую же семью. Но пока средства массовой информации трактуют поведение Сидни Кроуфорд (родившей своему мужу одного ребенка, ожидающей в скором времени второго и предпочитающей воспитание детей карьере на подиуме) как поведение "жертвы детородной истерии", больших успехов в преодолении кризиса семьи вряд ли удастся достичь.

Список литературы

  1.  Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра-М, 2005. – 368 с.
  2.  Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
  3.  Головин Евгений. Миф о семье. // Завтра, №46. 2008.
  4.  Зритнева Е.И. Социология семьи: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд.: Владос, 2006. – 150 с.
  5.  Колесникова Г.И. Социология и психология семьи: учеб. Пособие. – М.: Феникс, 2007. – 508 с.
  6.  Лисовский В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья: Социологическое исследование. Изд.: Наука, 2003. – 370 с.
  7.  Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. М., 2009.
  8.  Пегги Пэпп. Семейная терапия и ее парадоксы. М, Независимая фирма "Класс", 2008.
  9.  Синельников А.Б. Семья и вера в социологическом измерении. Изд.: КДУ, 2009. – 288 с.
  10.  http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/27634/27649/ - о социальном значении мифа
  11.  http://libsib.ru/sotsiologiya-religii/religiya-i-obschestvo/rituali-i-mifi-kak-elementi-religiozno-simvolicheskoy-sistemi – Мифы как элементы символической системы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27118. Модель Портера 22.25 KB
  Данная модель позволяет определить на сколько привлекательна та или иная отрасль для компании. При помощи этой модели выявляют основные потенциальные проблемы и угрозы с которыми может столкнуться компания в отрасли кроме этого проводя анализ на основе модели можно выявить конкурентное преимущество компании. Майкл Портер выделил 5 сил факторов которые оказывают влияние на компанию в отрасли на ее прибыль: новые конкуренты новые игроки на рынке; существующие конкуренты; компании предлагающие продуктызаменители; влияние...
27119. Реклама 18.78 KB
  Отсюда следуют главные функции рекламы: создание и поддержание положительного имиджа передача информации в виде подачи знаний о свойствах товара. Виды рекламы вид рекламы зависит от выбора целевого рынка стратегии маркетинга и маркетингамикс и состояния спроса на рынке : 1. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы в ходе которой утверждается преимущества одной марки по сравнению с другой. Цель рекламы: создание имиджа и достаточной известности привлечение потребителей реакция на действия конкурентов...
27120. Сегментация рынка 33.5 KB
  Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое значение поскольку приводит к определению области ее деятельности и выделению ключевых факторов успеха на избранных рынках а следовательно оптимизирует удешевляет всю ее производственную и коммерческую деятельность. Преимущества получаемые фирмой от сегментации: Эффективное удовлетворение потребностей; Высокая прибыль повышаются средние цены для отдельных категорий потребителей; Возможность роста Постоянные потребители Целенаправленная...
27121. Подходы к менеджменту: системный, ситуационный, процессный 27.98 KB
  В системном подходе подчеркивается что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов таких как люди структура задачи и технология которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы ее действия относительно независимы от среды окружающей системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию капитал человеческие ресурсы и материалы. Внутрифирменное управление и управление фирмой как...
27122. Теория иерархии потребностей А.Маслоу 35.34 KB
  Маслоу предположил что все потребности человека врожденные или инстинктоидные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде воде убежище отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
27123. Сбытовая политика 27.98 KB
  Сервис предоставление услуг Основные функции сбыта это: коммерческие содействуют куплепродаже товара и осуществлению передачи прав собственности: установление контакта действия по передаче товара оформлению заказов организации платёжнорасчетных операций передаче прав собственности на товар; информирование сбор информации о покупателях конкурентах о рынке в целом информирование потребителя о товаре и фирме.; складирование и хранение продукции Посредники выполняют функции сбыта с меньшими издержками т. Канал распределения...
27124. Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования 38.42 KB
  Область применения функциональной структуры это однопродуктовые предприятия; предприятия реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научноисследовательские и проектноконструкторские организации; крупные специализированные предприятия табл. Дивизиональная оргструктура Область применения это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия осуществляющие сложные инновационные проекты. Таким образом каждая из структур имеет ряд достоинств и...
27125. Сущность планирования 14.63 KB
  Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предпочтения учитывающих с одной стороны потребительские требования определенных сегментов а с другой стороны необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек. Иногда целесообразно создать отдел главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента. Характеристика товарного ассортимента включает в себя: широту ...
27126. Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный, сводный, целевой и адаптивный. Бизнес-план 116.21 KB
  Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный сводный целевой и адаптивный. Бизнесплан В рамках функции планирования выделяют следующие подфункции: 1. Выполняемые подфункции планирования тесно связаны как между собой так и с выполнением других макрофункций организации.