64526

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Но для того чтобы понять чем Российская империя отличалась от других империй необходимо понять что такое империя западного тип и что такое империи вообще Итак: империя конгломерат народов образующих политическую экономическую и культурную систему где ведущая роль...

Русский

2014-07-07

18.86 KB

6 чел.

31. Российское многонациональное государство – империя особого типа.

Россия – полиэтническое, поликонфессиональное, унитарное государство с единым национальным центром и вассальными территориями :Хивинское ханство, Бухарский эмират, Польша, Финляндия, Урянхайский край (Тува) . По переписи населения 1897 г.: русских – 47%, украинцев – 19 %, белорусов – 9%, католики – 9%, мусульмане – 9 %, иудеи – 7%. Таким образом, население делилось на христианское (православное) и на инородцев. Но  для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного тип и что такое империи вообще  Итак: империя – конгломерат народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где ведущая роль принадлежит одному или нескольким народам и где остальные находятся в подчинении. 5 признаков западного империализма конца ХIХ – начала ХХ века: концентрация средств производства, образование монополий; сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий ; вывоз капитала ;закончился территориальный раздел мира, начался его передел.

Российская империя, во-первых, отличалась от европейских держав процессом формирования. Если все западноевропейские империи строились по этническому принципу, где господствующий этнос противопоставлялся туземцам, то Российская империя (далее везде РИ) формировалась по религиозному принципу, где население делилось на православных и инородцев. Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных. РИ  - это отдельная самобытная цивилизация, которая никогда не принадлежала ни Западу, ни Востоку. Колониальная политика РИ также отличалась. Западные империи сначала экономически осваивали территории, потом только юридически закрепляли их как колонии и полуколонии. У РИ не было колоний, она включала в состав империи национальные окраины, освоение которых носило политический, а не экономический характер. Особенностями присоединения нац.окраин являлись – 1.При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно) 2. В рамках Российской империи не существовало границ, которые отличали центр от окраин. Поэтому все те процессы, которые имели развитие в центре, получали свое развитие и на окраинных, все народы являлись носителями общей, единой государственности. 3. Центр больше вкладывал в окраины, чем получал. Национальные окраины никогда не были базой для развития империи. . В этой связи доминировали отношения не колониальной эксплуатации, а отношения политической зависимости.Россия всячески помогала развиваться окраинам, примером может служить Финляндия, которая стала экономически развитым, самостоятельным государством, уровень жизни которого превосходил уровень жизни  в самой империи, 4. Также причинами присоединения тех или иных земель никогда не являлись экономические, РИ руководствовалась только геополитическими, стратегическими. 5. При вступлении в состав РИ окраины получали привилегии , их население не ущемлялось в правах – РИ проводила политику сотрудничества с национальной элитой, она не вмешивалась во внутреннюю жизнь окраин, ни одна из религий не была запрещена или же ,наоборот, не насаждалась, политика РИ отличалась веротерпимостью; национальность также никогда не являлась препятствием для карьерного роста; власть в РИ всегда была наднациональная, РИ представляла собой полиэтническую метрополию. Все национальные  партии формировались с окраины в центр, сверху вниз , в отличие от Западных империй, где они формировались снизу вверх. На Западе – сначала создаются партии справа налево, т.е. сначала создаются партии, защищающие устоявшиеся устои, а потом желающие их реформировать. В России наоборот.

РИ гарантировала жизнь и безопасность народов, проживающих на ее территории, она обеспечивала им резкий социально-экономический скачок и доступ к достижению культуры и цивилизации.

Еще одной отличительной чертой РИ было то, что ее официальная идеология никогда не основывалась на национальных принципах, происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность. Русский этнос никогда не являлся господствующим, он не имел привилегий ни реально, ни юридически. Наоборот, все  бремя государственного строительства легло на плечи русского этноса. Не было формальных правовых ограничений по национальному признаку(исключением были лишь поляки-католики и евреи с 1866). Все это говорило о том, что Российская империя самобытная цивилизация, империя особого типа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52226. Проблема мусора 22.5 KB
  Цель урока: выяснить какие существуют группы отходов откуда берётся мусор сроки разложения различных видов мусора рассмотреть состав мусорной корзины найти пути решения проблемы отходов; учить детей взаимодействию в группе развивать умения делать выводы; воспитывать экологическую культуру. Образовательные задачи: учащиеся должны знать виды и проблемы мусора и предлагать пути их решения; самостоятельно искать пути решения проблемы и добывать знания из дополнительных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для решения...
52228. Україна в геополітичних планах країн Антанти і Троїстого союзу 72 KB
  Розкрити причини та привід до початку першої світової війни. Війна; привід до війни світова війна ринки збуту воєннополітичний блок причини війни ультиматум імперіалізм. оформлення союзу Антанта; 28 червня 1914 року вбивство в Сараєво ерцгерцога Франца Фердинандаспадкоємця австрійського престолу; 10серпня 1914 року початок першої світової війни оголошення Німеччиною війни Росії. Після цього уроку учні зможуть: називати роки утворення...
52229. Географічне положення Антарктиди. Історія відкриття і дослідження 2.76 MB
  Мета уроку: сформувати e учнів систему знань про географічне положення Антарктиди; охарактеривувати своєрідність географічного положення материка; розповісти про історію відкриття і дослідження Антарктиди; удосконалювати вміння і навички роботи з картою; розвивати інтерес до предмету. Обладнання: карта Антарктиди контурні карти підручники портрети мандрівників презентація PowerPoint. Ми вирушаємо до Антарктиди слайд 1 Про цій материк полярник А.
52230. Антарктида – льодовий материк планети 93 KB
  Цілі: Виявити особливості унікальності і своєрідності географічного положення природи Антарктиди та Південного океану. Тип уроку: засвоєння нових знань Форма уроку: урок конференція Обладнання: фізична карта півкуль і Антарктиди атлас контурна карта мультимедійна презентація I. Майже в центрі материка розміщений Південний полюс тому всі береги Антарктиди дивляться на північ. Як бачимо географічне положення Антарктиди дуже відрізняється від географічного положення інших континентів.
52231. Античний світ: подорож у минуле 36 KB
  Перше завдання Візитки команд Домашнє завдання . Другим завданням нашої історичної подорожі є похід до керамічної майстерні. Завдання дітям: виконати малюнок на кольоровому папері чорним фломастером: Розпис амфор . Завдання: розіграти сценку давньогрецької комедії та трагедії з використанням масок.
52233. Методична розробка уроку з англійської мови «В аптеці» для учнів 10 - 11 класів 3.2 MB
  Актуальність теми полягає у постійно зростаючій потребі людей у кваліфікованому та грамотному обслуговуванні представниками такої важливої професії, як фармацевт. Значення роботи аптекаря усвідомлюється саме в час різкого підвищення рівня захворюваності населення, а саме в зимовий період.