64526

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Но для того чтобы понять чем Российская империя отличалась от других империй необходимо понять что такое империя западного тип и что такое империи вообще Итак: империя конгломерат народов образующих политическую экономическую и культурную систему где ведущая роль...

Русский

2014-07-07

18.86 KB

3 чел.

31. Российское многонациональное государство – империя особого типа.

Россия – полиэтническое, поликонфессиональное, унитарное государство с единым национальным центром и вассальными территориями :Хивинское ханство, Бухарский эмират, Польша, Финляндия, Урянхайский край (Тува) . По переписи населения 1897 г.: русских – 47%, украинцев – 19 %, белорусов – 9%, католики – 9%, мусульмане – 9 %, иудеи – 7%. Таким образом, население делилось на христианское (православное) и на инородцев. Но  для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного тип и что такое империи вообще  Итак: империя – конгломерат народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где ведущая роль принадлежит одному или нескольким народам и где остальные находятся в подчинении. 5 признаков западного империализма конца ХIХ – начала ХХ века: концентрация средств производства, образование монополий; сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий ; вывоз капитала ;закончился территориальный раздел мира, начался его передел.

Российская империя, во-первых, отличалась от европейских держав процессом формирования. Если все западноевропейские империи строились по этническому принципу, где господствующий этнос противопоставлялся туземцам, то Российская империя (далее везде РИ) формировалась по религиозному принципу, где население делилось на православных и инородцев. Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных. РИ  - это отдельная самобытная цивилизация, которая никогда не принадлежала ни Западу, ни Востоку. Колониальная политика РИ также отличалась. Западные империи сначала экономически осваивали территории, потом только юридически закрепляли их как колонии и полуколонии. У РИ не было колоний, она включала в состав империи национальные окраины, освоение которых носило политический, а не экономический характер. Особенностями присоединения нац.окраин являлись – 1.При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно) 2. В рамках Российской империи не существовало границ, которые отличали центр от окраин. Поэтому все те процессы, которые имели развитие в центре, получали свое развитие и на окраинных, все народы являлись носителями общей, единой государственности. 3. Центр больше вкладывал в окраины, чем получал. Национальные окраины никогда не были базой для развития империи. . В этой связи доминировали отношения не колониальной эксплуатации, а отношения политической зависимости.Россия всячески помогала развиваться окраинам, примером может служить Финляндия, которая стала экономически развитым, самостоятельным государством, уровень жизни которого превосходил уровень жизни  в самой империи, 4. Также причинами присоединения тех или иных земель никогда не являлись экономические, РИ руководствовалась только геополитическими, стратегическими. 5. При вступлении в состав РИ окраины получали привилегии , их население не ущемлялось в правах – РИ проводила политику сотрудничества с национальной элитой, она не вмешивалась во внутреннюю жизнь окраин, ни одна из религий не была запрещена или же ,наоборот, не насаждалась, политика РИ отличалась веротерпимостью; национальность также никогда не являлась препятствием для карьерного роста; власть в РИ всегда была наднациональная, РИ представляла собой полиэтническую метрополию. Все национальные  партии формировались с окраины в центр, сверху вниз , в отличие от Западных империй, где они формировались снизу вверх. На Западе – сначала создаются партии справа налево, т.е. сначала создаются партии, защищающие устоявшиеся устои, а потом желающие их реформировать. В России наоборот.

РИ гарантировала жизнь и безопасность народов, проживающих на ее территории, она обеспечивала им резкий социально-экономический скачок и доступ к достижению культуры и цивилизации.

Еще одной отличительной чертой РИ было то, что ее официальная идеология никогда не основывалась на национальных принципах, происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность. Русский этнос никогда не являлся господствующим, он не имел привилегий ни реально, ни юридически. Наоборот, все  бремя государственного строительства легло на плечи русского этноса. Не было формальных правовых ограничений по национальному признаку(исключением были лишь поляки-католики и евреи с 1866). Все это говорило о том, что Российская империя самобытная цивилизация, империя особого типа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11217. Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме 57.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 3. Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме Теория фонемы. Абстрактный материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Функции фонемы. 1.Теория фонемы. Основные направления в рамках учения о фонеме.
11218. Фонемный состав английского языка. Гласные 131 KB
  ЛЕКЦИЯ 7 Фонемный состав английского языка. Гласные. Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских гласных фонем. Система фонологических оппозиций и принципы классификации английских гласных фонем. Фонологический статус английских дифтонго...
11219. Фонемный состав английского языка. Согласные 130 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 Фонемный состав английского языка. Согласные: Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских согласных фонем. Принципы классификации английских согласных фонем. Система английских согласных фонем. Различные трактовки английских аффр
11221. Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст. СЛОГ 93.5 KB
  Лекция 9 Фонетическое слово синтагма фраза фоноабзац текст. СЛОГ На предыдущей лекции мы выяснили что слог представляет собой симбиозную фонетикофонологическую единицу. Просодические единицы такие как например ударение и тон влияют в большей степени на сло
11222. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики 121 KB
  ЛЕКЦИЯ 14. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики. Как мы убедились в предыдущих лекциях произношение не может быть однородным. Оно меняется под воздействием многочисленных факторов. Поскольку эти факторы никак не влияют на переда...
11223. Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet 24 KB
  Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet. From the very start I want to admit that population growth as well as other global problems in the world is an urgent one. For decades the population explosion has been giving people nightmares. The worlds population increases by 3 every second and by a billion every decade. With figures such as these the gloom is understandable. There school of thought that the battle to feed all the humanity is over....
11224. Talk about the problems a newly-independent state is confronted with 23.5 KB
  Talk about the problems a newlyindependent state is confronted with. Chinese people say that the worst thing is to live in the time of changes. With the rich choice of possible way of further development comes a bunch of problems as well. Its especially true for newlyindependent states. Id like to illustrate this on the example of Samoa. For centuries time stood still in Samoa. The people worked at banana plantations and respected the customs that the family chiefs presented abso...
11225. Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time 23.5 KB
  Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time. It goes without saying that parents is always get worried when their children go abroad to visit new places and get to know other ways of living. Without any doubt traveling is necessary for all of us as it broadens our minds and horizons its kind of relaxation and a wonderful opportunity to get away from it all. When children go on a journey they relax their body refresh their spirits and renew ...