64526

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Но для того чтобы понять чем Российская империя отличалась от других империй необходимо понять что такое империя западного тип и что такое империи вообще Итак: империя конгломерат народов образующих политическую экономическую и культурную систему где ведущая роль...

Русский

2014-07-07

18.86 KB

3 чел.

31. Российское многонациональное государство – империя особого типа.

Россия – полиэтническое, поликонфессиональное, унитарное государство с единым национальным центром и вассальными территориями :Хивинское ханство, Бухарский эмират, Польша, Финляндия, Урянхайский край (Тува) . По переписи населения 1897 г.: русских – 47%, украинцев – 19 %, белорусов – 9%, католики – 9%, мусульмане – 9 %, иудеи – 7%. Таким образом, население делилось на христианское (православное) и на инородцев. Но  для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного тип и что такое империи вообще  Итак: империя – конгломерат народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где ведущая роль принадлежит одному или нескольким народам и где остальные находятся в подчинении. 5 признаков западного империализма конца ХIХ – начала ХХ века: концентрация средств производства, образование монополий; сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий ; вывоз капитала ;закончился территориальный раздел мира, начался его передел.

Российская империя, во-первых, отличалась от европейских держав процессом формирования. Если все западноевропейские империи строились по этническому принципу, где господствующий этнос противопоставлялся туземцам, то Российская империя (далее везде РИ) формировалась по религиозному принципу, где население делилось на православных и инородцев. Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных. РИ  - это отдельная самобытная цивилизация, которая никогда не принадлежала ни Западу, ни Востоку. Колониальная политика РИ также отличалась. Западные империи сначала экономически осваивали территории, потом только юридически закрепляли их как колонии и полуколонии. У РИ не было колоний, она включала в состав империи национальные окраины, освоение которых носило политический, а не экономический характер. Особенностями присоединения нац.окраин являлись – 1.При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно) 2. В рамках Российской империи не существовало границ, которые отличали центр от окраин. Поэтому все те процессы, которые имели развитие в центре, получали свое развитие и на окраинных, все народы являлись носителями общей, единой государственности. 3. Центр больше вкладывал в окраины, чем получал. Национальные окраины никогда не были базой для развития империи. . В этой связи доминировали отношения не колониальной эксплуатации, а отношения политической зависимости.Россия всячески помогала развиваться окраинам, примером может служить Финляндия, которая стала экономически развитым, самостоятельным государством, уровень жизни которого превосходил уровень жизни  в самой империи, 4. Также причинами присоединения тех или иных земель никогда не являлись экономические, РИ руководствовалась только геополитическими, стратегическими. 5. При вступлении в состав РИ окраины получали привилегии , их население не ущемлялось в правах – РИ проводила политику сотрудничества с национальной элитой, она не вмешивалась во внутреннюю жизнь окраин, ни одна из религий не была запрещена или же ,наоборот, не насаждалась, политика РИ отличалась веротерпимостью; национальность также никогда не являлась препятствием для карьерного роста; власть в РИ всегда была наднациональная, РИ представляла собой полиэтническую метрополию. Все национальные  партии формировались с окраины в центр, сверху вниз , в отличие от Западных империй, где они формировались снизу вверх. На Западе – сначала создаются партии справа налево, т.е. сначала создаются партии, защищающие устоявшиеся устои, а потом желающие их реформировать. В России наоборот.

РИ гарантировала жизнь и безопасность народов, проживающих на ее территории, она обеспечивала им резкий социально-экономический скачок и доступ к достижению культуры и цивилизации.

Еще одной отличительной чертой РИ было то, что ее официальная идеология никогда не основывалась на национальных принципах, происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность. Русский этнос никогда не являлся господствующим, он не имел привилегий ни реально, ни юридически. Наоборот, все  бремя государственного строительства легло на плечи русского этноса. Не было формальных правовых ограничений по национальному признаку(исключением были лишь поляки-католики и евреи с 1866). Все это говорило о том, что Российская империя самобытная цивилизация, империя особого типа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London – Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...
52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.
52495. Дидактические игры при обучении химии 429.41 KB
  Влияние дидактической игры на эффективность обучения Алгоритм разработки и проведения дидактических игр. Дидактические игры на уроках химии. В ходе игры учащиеся приобретая новые знания и умения расширяют свой кругозор.
52499. Як без зусилля запамятати неправильні дієслова 32 KB
  Кошка мышке telltoldtold: Дам тебе свой бутерброд. Мама Ване telltoldtold Ужинать не позовет. Наводжу приклади учнівських віршиків: Мама Коле telltoldtold: От конфет болит животâ€.
52500. Ефективність навчання 116.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистісно–розвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки – не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сім’єю школою.Сухомлинський: До кожного учня треба підійти побачити його труднощі кожному дати тільки для нього призначене завдання. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно...