64526

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Но для того чтобы понять чем Российская империя отличалась от других империй необходимо понять что такое империя западного тип и что такое империи вообще Итак: империя конгломерат народов образующих политическую экономическую и культурную систему где ведущая роль...

Русский

2014-07-07

18.86 KB

6 чел.

31. Российское многонациональное государство – империя особого типа.

Россия – полиэтническое, поликонфессиональное, унитарное государство с единым национальным центром и вассальными территориями :Хивинское ханство, Бухарский эмират, Польша, Финляндия, Урянхайский край (Тува) . По переписи населения 1897 г.: русских – 47%, украинцев – 19 %, белорусов – 9%, католики – 9%, мусульмане – 9 %, иудеи – 7%. Таким образом, население делилось на христианское (православное) и на инородцев. Но  для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного тип и что такое империи вообще  Итак: империя – конгломерат народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где ведущая роль принадлежит одному или нескольким народам и где остальные находятся в подчинении. 5 признаков западного империализма конца ХIХ – начала ХХ века: концентрация средств производства, образование монополий; сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий ; вывоз капитала ;закончился территориальный раздел мира, начался его передел.

Российская империя, во-первых, отличалась от европейских держав процессом формирования. Если все западноевропейские империи строились по этническому принципу, где господствующий этнос противопоставлялся туземцам, то Российская империя (далее везде РИ) формировалась по религиозному принципу, где население делилось на православных и инородцев. Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных. РИ  - это отдельная самобытная цивилизация, которая никогда не принадлежала ни Западу, ни Востоку. Колониальная политика РИ также отличалась. Западные империи сначала экономически осваивали территории, потом только юридически закрепляли их как колонии и полуколонии. У РИ не было колоний, она включала в состав империи национальные окраины, освоение которых носило политический, а не экономический характер. Особенностями присоединения нац.окраин являлись – 1.При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно) 2. В рамках Российской империи не существовало границ, которые отличали центр от окраин. Поэтому все те процессы, которые имели развитие в центре, получали свое развитие и на окраинных, все народы являлись носителями общей, единой государственности. 3. Центр больше вкладывал в окраины, чем получал. Национальные окраины никогда не были базой для развития империи. . В этой связи доминировали отношения не колониальной эксплуатации, а отношения политической зависимости.Россия всячески помогала развиваться окраинам, примером может служить Финляндия, которая стала экономически развитым, самостоятельным государством, уровень жизни которого превосходил уровень жизни  в самой империи, 4. Также причинами присоединения тех или иных земель никогда не являлись экономические, РИ руководствовалась только геополитическими, стратегическими. 5. При вступлении в состав РИ окраины получали привилегии , их население не ущемлялось в правах – РИ проводила политику сотрудничества с национальной элитой, она не вмешивалась во внутреннюю жизнь окраин, ни одна из религий не была запрещена или же ,наоборот, не насаждалась, политика РИ отличалась веротерпимостью; национальность также никогда не являлась препятствием для карьерного роста; власть в РИ всегда была наднациональная, РИ представляла собой полиэтническую метрополию. Все национальные  партии формировались с окраины в центр, сверху вниз , в отличие от Западных империй, где они формировались снизу вверх. На Западе – сначала создаются партии справа налево, т.е. сначала создаются партии, защищающие устоявшиеся устои, а потом желающие их реформировать. В России наоборот.

РИ гарантировала жизнь и безопасность народов, проживающих на ее территории, она обеспечивала им резкий социально-экономический скачок и доступ к достижению культуры и цивилизации.

Еще одной отличительной чертой РИ было то, что ее официальная идеология никогда не основывалась на национальных принципах, происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность. Русский этнос никогда не являлся господствующим, он не имел привилегий ни реально, ни юридически. Наоборот, все  бремя государственного строительства легло на плечи русского этноса. Не было формальных правовых ограничений по национальному признаку(исключением были лишь поляки-католики и евреи с 1866). Все это говорило о том, что Российская империя самобытная цивилизация, империя особого типа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82691. Чи модно бути патріотом? 60.5 KB
  Кожен з присутніх має можливість висловити власну думку чи точку зору. Можливо, наша сьогоднішня зустріч допоможе вам знайти відповіді на запитання, які вас хвилюють. Я запрошую всіх, кому не байдуже наше майбутнє, до обговорення.
82692. Приготовление рассольника ленинградского 66.5 KB
  Цели урока: Обучающая – формирование системы умений по осуществлению полного технологического цикла приготовления рассольника ленинградского. Развивающая – освоение репродуктивных умений комплексного планирования профессиональных действий, выбора наиболее рационального их сочетания и чередования...
82693. Абагульняючы ўрок-гульня па беларускай літаратуры ў 6 класе 52.5 KB
  Настаўнік. На працягу першай і другой чвэрці вы, дарагія сябры, пазнаёміліся з цікавымі творамі на розныя тэмы. Спадзяюся, што яны пакінулі ў вашых сэрцах незабыўны след, што вам запомнілася вобразнасць мастацкага слова і вы не засталіся абыякавымі да лёсу літаратурных герояў.
82694. Зв’язок іменників з прикметниками у реченні 67.5 KB
  Мета уроку: поглиблювати знання учнів про роль прикметників у мовленні, про зв’язок прикметників з іменниками, вчити розпізнавати прикметники, ставити до них питання; розвивати навички правильної вимови і написання словникових слів; виховувати повагу і любов до матері, естетичні почуття.
82695. Алфавіт. Звук у, Буква Уу. Узагальнюючий урок по творчості братів Грімм 65.5 KB
  Мета: Закріпити знання учнів про вивчені букви; вдосконалити навички читання складів і слів з буквою У; розвивати увагу, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас. Перевірити здобуті учнями знання і уміння по темі Творчість братів Грімм створити ситуацію, при якій учні самі стають героями уроку.
82696. Do you like Travelling? 61 KB
  Do you like to play games? Do you like to play team games? Today we are having an unusual lesson. The topic of our lesson is Travelling. You’ll revise vocabulary on the topic and use these words in your speech; you’ll sing songs, role-play situations; you’ll develop your speaking, reading...
82697. Вправи на розрізнення синонімів, спільнокореневих слів та форм одного й того ж слова 52.5 KB
  Поглиблювати й систематизувати знання учнів про синоніми спільнокореневі слова та форми одного й того ж слова збагачувати словниковий запас. Розвивати вміння добирати спільнокореневі слова за їх ознаками розпізнавати форми одного й того ж слова через зміну закінчень розвивати вміння спостерігати...
82698. О книге и о чтении. Иллюстрация 51 KB
  Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...
82699. Книга – вчора, сьогодні, завтра… 45.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про книгу як історичну памятку людства як коштовний скарб в якому джерело мудрості; ознайомити з основними етапами створення книги дати загальні поняття про процес виготовлення книги в наш час; виховувати інтерес повагу та любов до книги.