64528

Теория и методика обучения праву

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель: состоит в предметном ознакомлении студентов с теоретическими и методологическими основами а также с практическими формами и приемами различных методик правового обучения. Задачи: освоение теоретических основ обучения праву различных категорий населения прежде...

Русский

2014-07-07

61 KB

27 чел.

PAGE  2

Лекция 1.

Курс «Теория и методика обучения праву».

Данный курс состоит из 360 часов.

Цель: состоит в предметном ознакомлении студентов с теоретическими и методологическими основами, а также с практическими формами и приемами различных методик правового обучения.

Задачи:

  •  освоение теоретических основ обучения праву различных категорий населения, прежде всего учащихся общеобразовательных учебных заведений и учреждений профессионального уровня;
  •  практическое освоение различных методик, главным образом интерактивного характера, обучения правовых дисциплин, формирование умений и навыков планирования организации, подготовки и проведения занятий, применения разнообразных методов обучения;
  •  формирование у будущих учителей права умений и навыков анализа собственной педагогической деятельности в обучении праву;
  •  формирование умений и навыков воспитательной работы в процессе обучения праву.

Учебный курс «Теория и методика обучения праву» выражает собой одну из наиболее характерных особенностей учебного плана, в соответствии с которым осуществляется подготовка специалистов по специальности 032700 Юриспруденция (квалификация – учитель права) в ИПЮ РГППУ. Данный курс непосредственно связан с одним из главнейших направлений профессиональной деятельности будущих выпускников вуза – преподаванием правовых дисциплин в учебных заведениях различного профиля и уровня. Кроме того, содержание курса охватывает и вопросы, связанные с методикой правового обучения и других категорий населения вне рамок обычного образовательного процесса (лекционная пропаганда, встречи-беседы с населением, правовое обучение и воспитание с помощью СМИ, родителей и т. д.).

Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственным образом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя права. Это, прежде всего:

  •  общая и профессиональная педагогика
  •  психология
  •  логика
  •  социология
  •  и т. д.

Спецификой курса являются инновационные формы и активные методы преподавания курса:

  •  лекции (беседы, дискуссии, диалоги и т.д.)
  •  семинары (диспуты, «круглые столы», игровые методы и т. д.)

Структура курса.

Методика обучения права – относительно молодая область знаний, это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов в учебный курс  «правоведения» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить  действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Задачи данной науки.

  •  Отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения.
  •  Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий.
  •  Отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса.
  •  Постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Функции данной науки.

  •  Практико-организационная. Она позволяет дать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.
  •  Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание целостности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.
  •  Эвристическая. Она позволяет выявить некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.
  •  Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Появляются новые подходы ученых к процессу обучения, уходят в прошлое то, что может дать она нам уже сегодня.

Принципы современной методики обучения праву.

  •  Вариативность и альтернативности моделей правового обучения (много разнообразных подходов в области обучения права – это связанно с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний).
  •  Личностно-ориентированный подход (обеспечивает индивидуализацию и дифференсацию обучения праву – работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс).
  •  Максимальная система активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на их социальный опыт.
  •  Образовании на  основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель-учащийся».
  •  Выстраивание профессиональной грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в дошкольном учреждении, школе, вузе и т. д. – поэтапное правовое образование).
  •  Внедрение исследовательского компонента.
  •  Использование современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Internet.

Стоит согласиться с тем, что методика обучения праву – это не только наука, но и целое искусство, т. к. никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается эмпирическим путем. Тем не менее доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки ним.

«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества». 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76918. Поясничный и крестцовый симпатикус. Поясничный и крестцовый отделы симпатического ствола, их топография, узлы и ветви 178.89 KB
  Белые соединительные ветви преганглионарные волокна идут от латерального промежуточного ядра спинного мозга. Серые ветви постганглионарные волокна уходят ко всем поясничным спинномозговым нервам поясничному сплетению и его ветвям. Нервы: серые соединительные ветви к поясничным и крестцовым спинальным нервам; ветви к поясничному и крестцовокопчиковому сплетению и его нервам; поясничные внутренностные нервы для чревного аортального и органных сплетений; крестцовые внутренностные нервы для подчревного и органных сплетений таза.
76919. Симпатические сплетения живота. Симпатические сплетения брюшной полости и таза (чревное, верхнее и нижнее брыжеечные, верхнее и нижнее подчревные сплетения) 181.94 KB
  Вегетативные и соматические нервы участвуют в иннервации внутренних органов сосудов через вне и интраорганные сплетения состоящие из нервных узлов и соединяющих их смешанных пучков из симпатических парасимпатических чувствительных нервных волокон. Сплетение направляет ветви по ходу селезеночных печеночных желудочных брыжеечных артерий к брюшным органам в воротах которых возникают органные сплетения. В составе сплетения присутствуют пять крупных нервных узлов.
76920. Органы чувств и учение И.П. Павлова. Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах 180.62 KB
  Органы чувств являются периферической важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка и поэтому эти органы называют первично чувствующими. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.
76921. Орган слуха и равновесия: общий план строения и функциональные особенности 182.53 KB
  Орган слуха и равновесия иначе называется преддверноулитковым органом в котором выделяют наружное среднее и внутреннее ухо. Большая часть органа располагается внутри височной кости. Орган слуха или слуховой анализатор считается в сенсорной системе человека вторым по значению после зрительного так как крайне важен для общения с природой и обществом в связи с развитой членораздельной речью.
76922. Наружное ухо, его части, строение, кровоснабжение, иннервация 181.85 KB
  Рельеф ушной раковины: завиток свободный завернутый край; ножка завитка конечная часть завитка нависающая над наружным слуховым проходом; бугорок ушной раковины на границе задней и верхней части завитка изнутри; противозавиток параллелен завитку; козелок выступ кпереди от слухового прохода; противокозелок напротив козелка в нижней части противозавитка; полость ушной раковины между козелком и противозавитком; мочка долька ушной раковины содержащая жировую ткань. Состав наружного слухового прохода: хрящевая часть 1 3...
76923. Среднее ухо 180.75 KB
  Слуховые косточки лежат в барабанной полости связанные между собой и некоторыми стенками суставами мышцами и мембранами. Кроме того существует костная проводимость звука через слуховые косточки и стенки барабанной полости. Стенки барабанной полости: верхняя покрышечная стенка на передней поверхности пирамиды височной кости; нижняя яремная стенка в области яремной ямки на нижней поверхности пирамиды с началом сосцевидного канальца для ушной ветви X пары; медиальная лабиринтная стенка с мысом окном преддверия овальным...
76924. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора 184.04 KB
  Они представлены волосковыми сенсорноэпителиальными клетками которые находятся внутри улитки в спиральном органе слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов вестибулярный рецептор. Костный и перепончатый лабиринт скелет внутреннего уха располагается в пирамиде височной кости имеет следующие составные части: преддверие занимающее срединное положение; улитку лежащую кпереди от преддверия; три полукружных канала расположенных кзади от преддверия. Стенки отверстия и другие образования преддверия...
76925. Орган зрения: общий план строения. Глазное яблоко и его вспомогательный аппарат 183.74 KB
  Изменения внутренней оси глаза короткая длинная сказываются на положении фокуса световых лучей. Оболочки глаза состоят: из фиброзной оболочки с прозрачной и круглой передней частью роговицей диаметром в 12 мм толщиной в 1 мм; и с задней частью плотной белесоватой склерой толщиной от 04 до 1 мм; из сосудистой оболочки с тремя частями: собственно сосудистой ресничным телом радужкой со зрачком; из сетчатой оболочки с наружной пигментной и внутренней светочувствительной частью. Внутреннее ядро глаза представлено водянистой влагой...
76926. Преломляющие среды глазного яблока: роговица, жидкость камер глаза, хрусталик, стекловидное тело 181.53 KB
  Стекловидное тело находится в стекловидной камере. Объем его у взрослого - 4 мл. По составу - это гелеобразная среда с наличием в остове особых белков: витрозина и муцина, с которыми связана гиалуроновая кислота, что обеспечивает вязкость и упругость тела