64528

Теория и методика обучения праву

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель: состоит в предметном ознакомлении студентов с теоретическими и методологическими основами а также с практическими формами и приемами различных методик правового обучения. Задачи: освоение теоретических основ обучения праву различных категорий населения прежде...

Русский

2014-07-07

61 KB

27 чел.

PAGE  2

Лекция 1.

Курс «Теория и методика обучения праву».

Данный курс состоит из 360 часов.

Цель: состоит в предметном ознакомлении студентов с теоретическими и методологическими основами, а также с практическими формами и приемами различных методик правового обучения.

Задачи:

  •  освоение теоретических основ обучения праву различных категорий населения, прежде всего учащихся общеобразовательных учебных заведений и учреждений профессионального уровня;
  •  практическое освоение различных методик, главным образом интерактивного характера, обучения правовых дисциплин, формирование умений и навыков планирования организации, подготовки и проведения занятий, применения разнообразных методов обучения;
  •  формирование у будущих учителей права умений и навыков анализа собственной педагогической деятельности в обучении праву;
  •  формирование умений и навыков воспитательной работы в процессе обучения праву.

Учебный курс «Теория и методика обучения праву» выражает собой одну из наиболее характерных особенностей учебного плана, в соответствии с которым осуществляется подготовка специалистов по специальности 032700 Юриспруденция (квалификация – учитель права) в ИПЮ РГППУ. Данный курс непосредственно связан с одним из главнейших направлений профессиональной деятельности будущих выпускников вуза – преподаванием правовых дисциплин в учебных заведениях различного профиля и уровня. Кроме того, содержание курса охватывает и вопросы, связанные с методикой правового обучения и других категорий населения вне рамок обычного образовательного процесса (лекционная пропаганда, встречи-беседы с населением, правовое обучение и воспитание с помощью СМИ, родителей и т. д.).

Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственным образом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя права. Это, прежде всего:

  •  общая и профессиональная педагогика
  •  психология
  •  логика
  •  социология
  •  и т. д.

Спецификой курса являются инновационные формы и активные методы преподавания курса:

  •  лекции (беседы, дискуссии, диалоги и т.д.)
  •  семинары (диспуты, «круглые столы», игровые методы и т. д.)

Структура курса.

Методика обучения права – относительно молодая область знаний, это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов в учебный курс  «правоведения» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить  действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Задачи данной науки.

  •  Отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения.
  •  Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий.
  •  Отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса.
  •  Постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Функции данной науки.

  •  Практико-организационная. Она позволяет дать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.
  •  Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание целостности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.
  •  Эвристическая. Она позволяет выявить некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.
  •  Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Появляются новые подходы ученых к процессу обучения, уходят в прошлое то, что может дать она нам уже сегодня.

Принципы современной методики обучения праву.

  •  Вариативность и альтернативности моделей правового обучения (много разнообразных подходов в области обучения права – это связанно с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний).
  •  Личностно-ориентированный подход (обеспечивает индивидуализацию и дифференсацию обучения праву – работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс).
  •  Максимальная система активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на их социальный опыт.
  •  Образовании на  основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель-учащийся».
  •  Выстраивание профессиональной грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в дошкольном учреждении, школе, вузе и т. д. – поэтапное правовое образование).
  •  Внедрение исследовательского компонента.
  •  Использование современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Internet.

Стоит согласиться с тем, что методика обучения праву – это не только наука, но и целое искусство, т. к. никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается эмпирическим путем. Тем не менее доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки ним.

«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества». 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79392. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха 97.31 KB
  Основным свойством жидкости отличающим её от других агрегатных состояний является способность неограниченно менять форму под действием касательных механических напряжений даже сколь угодно малых практически сохраняя при этом объём.
79393. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. Капиллярность 167.81 KB
  Наиболее характерным свойством жидкости отличающим ее от газа является то что на границе с газом жидкость образует свободную поверхность наличие которой приводит к возникновению явлений особого рода называемых поверхностными.
79394. Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Упругость, пластичность, хрупкость. Диаграмма растяжения 26.38 KB
  Причиной этих свойств во многом являются силы связи между молекулами материала. Под твердостью понимают сопротивление материала которое он создает при вдавливании или царапании его поверхности другим телом. Оценка твердости материала проводится с помощью простого испытания на твердость методом царапания.
79395. Кристаллические и аморфные тела. Типы кристаллических решёток. Жидкие кристаллы 177.63 KB
  По своим физическим свойствам и молекулярной структуре твердые тела разделяются на два класса аморфные и кристаллические тела. Молекулы и атомы в изотропных твердых телах располагаются хаотично образуя лишь небольшие локальные группы содержащие несколько частиц ближний порядок.
79396. З чого складається комп’ютер 143.5 KB
  Мета уроку: Познайомити учнів з основними складовими частинами комп’ютера, їх призначенням. Скласти модель комп’ютера. Повторити техніку безпеки при роботі з комп’ютером; Виховувати дбайливе відношення до устаткування кабінету;
79397. Поняття оригамі. Відомості з історії оригамі 813.5 KB
  Мета уроку: Ознайомити із поняттям оригамі, збагатити знаннями про історію його виникнення, ознайомити із видами оригамі та способами його створення, навчити виконувати модульне оригамі. Розвивати увагу, мислення, пам’ять, уяву, точність вимірювань при виконанні модулів, фантазію та креативність.
79398. Вустами немовляти 188 KB
  В цій грі приймає участь весь клас. Вона проходить у вигляді змагань: три групи учасників по 8 чоловік – 4 гри по 2 людини. Гра перевіряє вміння учнів виконувати математичні дії, аналізувати, порівнювати, підмічати закономірності, сприяє прищеплюванню зацікавленню учнів до предмету.
79400. Основные направления психологического анализа личности 45.05 KB
  Психоанализ основывается на идее о том что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием сколько бессознательным к которому относятся те желания влечения переживания в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания либо вытесняются из него как бы исчезают забываются но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации побуждая человека к тем или иным поступкам проявляясь в искаженном виде. Почему же возникает эта своеобразная цензура запрещающая...