6453

Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе Сегодня в российском обществе многодетность воспринимается как подвергаемая сомнениям ценность. Хотя в ней усматривают символ семейственности и семейного счастья, и о многоде...

Русский

2013-01-04

41.55 KB

77 чел.

Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе

Сегодня в российском обществе многодетность воспринимается как подвергаемая сомнениям ценность. Хотя в ней усматривают символ семейственности и семейного счастья, и о многодетных семьях прошлых столетий говорят как о «золотом веке» российской семьи и семейной культуры, но современные семьи зачастую предпочитают оставаться бездетными или малодетными. Можно предположить, что и сегодня россияне были бы счастливы заводить по многу детей, будь у них для этого подходящие условия (недоступность жилья, детсадов, образования, медобслуживания), но, к сожалению, государство не имеет возможности  и желания обеспечить своих граждан всем необходимым бесплатно.

В научной литературе многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.                                   

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов[3].

К сожалению, и сейчас кто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих пор считают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков и тунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершенно нормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во время демографического кризиса, именно на этих людей уповают российские демографы.  И одного ребенка воспитать очень тяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей. Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения для детей. Однако мало кто задумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, которая пытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовые кризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас. Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Выделяют две категории семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков).

3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств, для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности.

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков[1].

Для выявления проблем малодетности и многодетности требуется провести сравнительный анализ указанных типов семей.

Большинство семей в дореволюционной России  были многодетными, но доживали до взрослого отнюдь не все, не у всех были свои дети. Но если родители были живы и относительно здоровы, то у  них редко рождалось меньше 3 (а то и 5) детей. Родственники, соседи, знакомые -  все вокруг были многодетные, и как раз обратная ситуация – малодетность – воспринималась как исключение. Теперь же на многодетных родителей нередко смотрят со смесью любопытства и испуга. Современное отношение к многодетной семье извне совершенно иное, и это не может не влиять на внутреннее самосознание членов семьи, больших и маленьких. Наверное, стоит вырабатывать толерантность, то есть устойчивость к оценкам извне – как восторженным, так и осуждающим. В современной многодетной семье сокращена поддержка со стороны родственников, родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье: детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно, имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватовья-кумовья, а также бездетные тетушки. Следовательно, нужно планировать и стараться организовывать помощь извне. Это не стыдно, это необходимо и нормально, а если помощников  все же нет – нужно  учиться распределять собственные силы и планировать отдых.

«Синдром выгорания», хроническая переработка – одна из главных опасностей современных многодетных родителей. Имеющиеся взрослые старшего поколения могут не радоваться тому, что детей много, а ведь особенно пока дети малы, родителям очень нужна моральная поддержка извне, одобрение значимых взрослых. Родителям нужно, чтобы их детей хвалили, одобряли сам факт их существования, чтобы рядом, хотя бы иногда, оказывались близкие люди, которым эти дети тоже были бы интересны.

Следовательно, родителям обязательно нужна «группа поддержки» - взрослые люди, разделяющие их мировоззрение (священники, единомышленники, просто сочувствующие) и образ жизни (друзья, семьи имеющие детей). Большинство российских семей до революции проживало вне городской черты, ритмы жизни, естественно были совершенно иные. А самая энергоемкая часть дня современной многодетной мамы – прогулка – не представляла вообще  для взрослых проблемы. Из-за того, что пространство не было замкнутым, меньше было и ссор между детьми. В отличии от дореволюционной деревни ребенок сегодня воспринимается не как потенциальный помощник, работник (поскорее подрастай, да в работу поспевай), а как существо, в которое довольно долго надо вкладываться.

Нагружая ребенка, родители, всякий раз испытывают неудобство – ведь сами- то они росли в праздности, а в большой семье дел в непроворот, родительских рук подчас не хватает. Не делиться обязанностями по дому с детьми маловозможно (маме просто не успеть), недальновидно (родителей должно хватить надолго) и нечестно (ведь есть много такого, с чем ребенок вполне в состоянии справиться). Но привлекая детскую помощь надо знать меру, не забывать, что это все же дети, и благодарить за участие. В дворянской семье на каждого ребенка приходилось по несколько взрослых и образование получали все. В крестьянской семье в образованные выбивались наиболее способные, за счет собственных усилий. В современной многодетной семье количество материальных и человеческих ресурсов крестьянской семьи, а мерка – семьи дворянской. Ситуация парадоксальная. В дворянской или просто семье с достатком, в которой росло много детей, много было и учителей, мамок и нянек, а  работа матери, в частности образовательная, была поделена между многими взрослыми. Управляющий подсчитывал убытки и прибыль, кучер закладывал карету, повар готовил обед, горничная прибирала вещи, кормилица занималась младенцем, гувернер – детьми постарше. Теперь, все эти многочисленные и плохо совместимые роли поделены между двумя взрослыми. Вывод: нужно осознавать свои ограничения, особенно если у кого-то из детей есть особенности развития или трудности обучения, не надо думать, что все успеете, в том числе и качественно позаниматься с детьми, делегируйте максимум обязанностей.  

Если еще 100 лет назад образование получали только самые одаренные и мотивированные из детей из среднеобеспеченных слоев, то теперь образование всеобщее. И многодетные родители, в силу своего родительского профессионализма, хотят дать детям непременно самое лучшее, качественное образование с самых ранних лет. Особенно «достается» старшим детям. А ведь если в семье растут 3-5 детей с разницей в возрасте в несколько лет, то их школьное образование может растянуться не на одно десятилетие. Если в течение учебного года ритм жизни всей семьи ненормально высок из-за того, что вы пытаетесь посетить с каждым ребенком как можно больше занятий, то на домашний очаг сил явно хватать не будет. Да и дети будут помнить только постоянные гонки с одного занятия на другое. «Образование любой ценой» лучше не делать девизом многодетных родителей. Мерой включенности каждой конкретной семьи в образовании и развитие детей должно служить, прежде всего, количество сил у родителей – им нельзя надрываться  на чем, тем более на детском образовании, а также природный уровень способностей у детей, не стоит прыгать выше головы.

Современная многодетная семья – абсолютно новый социальный, культурный, психологический и педагогический феномен. Современная большая семья живет на пепелище разрушенного в советские годы института семьи традиционной. Критерием благополучности или не благополучности нашего «лонгитюдного жизненного эксперимента» видимо станет то, какими вырастут наши дети, а еще вернее – какие семьи они смогут создать, захотят ли они иметь большую семью, возникнет ли новая традиция или нынешняя многодетная волна – лишь реакция на воцерковление. Останутся ли наши дети выросши в лоне церковном, захотят ли они повторить родительский путь – вот критерий успеха, а не внешняя оценка или соответствие определенным образовательным стандартам[4].

Учитывая актуальность проблемы малодетности в современном обществе, нами было проведено исследование на тему «Многодетная семья в современном обществе». Цель: рассмотреть отношение к многодетным семьям в современной России на примере семей г. Иркутска

Нами было проведено глубинное интервью на тему «Многодетная семья в современном обществе» взяв для сравнения малодетные и многодетные семьи. Полученные данные соотносимы с общероссийскими исследованиями, следовательно, можно говорить о них как о репрезентативных. Интервью проходило по заранее составленному опроснику, опросник содержит 10 вопросов. Побеседовав, с семьями мы выяснили, что опрошенные семьи сами не из  многодетных семей. На вопрос, сколько бы они хотели иметь детей, мнения разошлись: многодетные хотят иметь как можно больше ребятишек, а малодетным достаточно одного ребенка.

Из остальных ответов на вопросы выяснилось, что                                            деньги - далеко не главная проблема в многодетной семье. Часто те, кто сознательно рожает много детей, реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать. Чаще всего это успешные, состоявшиеся профессионалы, представители "среднего класса", или небогатые, но глубоко верующие люди.

С другой стороны, у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для кого-то это вилла на Лазурном берегу, для кого-то - своя небольшая квартира. Сегодня на нормальное питание и образование для своих детей всегда можно заработать, было бы желание. Любимый довод сторонников небольшой семьи следующий: нужно для начала хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы средства и условия.

Исследование показало: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количества детей от доходов семьи: желаемое при самых благоприятных условиях число детей ниже в семьях с более высоким доходом. Неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождения следующего ребенка. Причем ожидаемое увеличение низкого дохода не влияет на репродуктивную установку, которая связана с субъективной оценкой супругами своего материального положения.

Основное предназначение женщины - дарить жизнь. Это ей дано самой природой, то есть она биологически, эмоционально настроена на материнство. Для настоящей самореализации женщине нужно родить 5-7 ребятишек, только тогда она полностью реализует свой потенциал. Вынашивание, роды, кормление, воспитание детей требуют от женщины громадной энергии - и если эта энергия оказывается неизрасходованной, женщина начинает направлять ее в ложное русло, у нее возникает недовольство жизнью, впадает в депрессию, а в таком состоянии ни о какой самореализации речи идти не может. Сегодня проблема женской самореализации весьма актуальна. Женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает.

Люди, имеющие одного ребенка, часто жалуются, что устают от общения с ним, от забот и т.д. Им кажется, что родители, например, пятерых детей должны уставать в пять раз больше. Но это совсем не так. Во-первых, старшие могут помогать родителям: лет с 5-6 ребенок вполне способен занять младшего братика или сестричку 2-4 лет. Многие взрослые устают не столько от взрослых забот, сколько от необходимости играть с детьми, родителям это нередко психологически трудно, но в семье, где один малыш, никуда не денешься - ребенку нужно с кем-то играть. А в многодетной семье дети "замкнуты" друг на друга: старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая мать от массы забот. Во-вторых, дети любят подражать. Причем психологически им гораздо легче подражать не взрослым, до которых слишком трудно дотянуться, а ребятам постарше. Поэтому в многодетных семьях младшие быстрее приобретают бытовые навыки, навыки общения, очень многое усваивают походя, между делом.

Дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. В-третьих, на детей из многодетной семьи падает гораздо большая нагрузка, но она - и это очень важно - оправдана в их глазах. В семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. В многодетной семье помощь детей матери необходима и они включаются в домашние дела. В-пятых, именно в большой семье есть все необходимые условия для преемственности поколений.

Дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они понимают различие мужской и женской психологии, умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не чураются "женской" работы по дому, умеют ухаживать за младенцами. В-шестых, в многодетной семье существует эффект маленького коллектива. Если в семье один - два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом, родителям приходится что-то изобретать, гасить ссоры и конфликты. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.  

В семье, где всего 1-2 ребенка, во-первых, родители имеют возможность тесно контактировать с ребёнком. В многодетной же - почти постоянная невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям это важно. Во-вторых, количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их постоянно загружали работой «по дому». В-третьих, состояние здоровья детей и уход за ними в таких семьях недостаточны. Заболевает один ребенок, следом за ним могут заболеть и остальные. В-четвертых, даже во многих семьях, где один - два ребенка, у детей встречается ревность, что уж говорить о многодетной? В-пятых, у детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего "я".

В подростковом возрасте ребенок может начать самоутверждаться всеми способами, доказывая свою неповторимость. В-шестых, даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями.

Следовательно,  можно сделать вывод: многодетная семья - это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи.  Оптимальным вариантом для роста, воспитания и социального становления ребенка является семья с тремя и более детьми. Ниже постараемся привести толковые доказательства этому утверждению. Дети в многодетных семьях вырастают более отзывчивыми и по отношению друг к другу, и по отношению к другим людям. По сравнению с малодетными семьями, в многодетных выше межличностная сплоченность. В психологии этот термин используют для определения, насколько сбалансированы и сонаправлены действия всех членов группы, в данном случае - семьи, насколько быстро и грамотно члены семьи могут принять общее решение. А из этого следует, что семьи, где несколько детей, всегда более дружны.

Дети из многодетных семей более успешны по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны. Это качество родителям в многодетной семье не нужно развивать специально – оно воспитывается само собой, потому что ребенку есть с кем общаться. Он с детства привыкает разговаривать с братьями и сестрами, играть в ролевые, (а не компьютерные!) игры, а во взрослой жизни коммуникабельность чуть ли не главная составляющая успеха. Не удивительно, что разводов в многодетных семьях гораздо меньше. Рождение каждого следующего ребенка означает для родителей не только новые заботы, но и новый уровень взаимоотношений друг с другом. Чувства становятся крепче, ответственность друг за друга - больше. Такие супруги влюблены друг в друга до глубокой старости, им вместе есть что терять, они понимают, что развод прежде всего отразится на их детях, поэтому они умеют уступать и ценить друг друга.

Много детей в семье - это своего рода долгосрочный депозит, который отдаст свои большие проценты в старости. Как часто мы сейчас встречаем несчастных стариков, у которых и есть где-то сын или дочь, но они далеко, или отношения не сложились. А ведь это ужасно - доживать свой век в одиночестве, когда особенно нужна помощь и поддержка близкого человека. Часто при живых детях старики оказываются в домах престарелых. А вот в семьях, где много детей, родители, как правило счастливы и ухожены в старости. Ведь наверняка кто-то живет рядом, и поссориться со всеми сразу сложно.

Родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью. Они более успешно выдерживают стрессы, они могут легко преодолевать жизненные трудности, потому что они уже расставили приоритеты ценностей и сделали свой выбор в пользу самого дорогого – своих детей. Есть определенное мужество в том, чтобы поступить не так, как все, а принять самостоятельное решение, таким качеством и обладают обычно родители в многодетных семьях. Среди наших аргументов в пользу многодетной семьи не стоит забывать и такой: большая семья – это проявление вашего творчества. Как архитектор по кирпичикам строит дом, так и вы можете построить свою, ни на какую другую не похожую семью, новую социальную ячейку, со своими традициями, с выразительными характерами, с уникальными вкусами и привычками. Только архитектору для строительства дома нужно получить образование, иметь талант и деньги, чтобы реализовать свою цель. А создание семьи, настоящей семьи, доступно каждому, хотя тоже требует определенных усилий, но они изначально заложены в каждом человеке[2].

Нельзя не отметить тот факт, что снижение рождаемости ведет к серьезным демографическим проблемам. Закономерность народами. Эта закономерность, так сказать, «сработала» в настоящее время уже во многих странах. Вот почему все реже первым встречным человеком на улицах Лондона, например, является англичанин. К сожалению, в нашей стране тоже наблюдается грустная тенденция создавать западную модель семьи. Все меньше женщин готовы посвятить себя полностью рождению и воспитанию детей, выбирая карьеру или просто жизнь для себя.

Для того чтобы решиться иметь многодетную семью, нужно четко осознавать, что ты можешь пожертвовать своим благополучием ради другого человека, редкое в наши дни качество.  Многодетная семья полезна прежде всего самим детям. Они никогда не будут одинокими, ведь очень часто в жизни нужна помощь или совет именно родного человека - брата или сестры. Родив только одного ребенка, вы тем самым обрекаете его на одиночество. Рано или поздно человек задумывается о смысле жизни. Многие находят ответ на этот вопрос в том, что после смерти от человека должно остаться что-то хорошее – добрые поступки, хорошая книга, выдающееся открытие. Что может быть лучше хороших детей в качестве своего наследия? Они и продолжат ваши дела, и пронесут через поколения ваши мысли, и повторят ваш характер, ведь дети - наше продолжение, так уж задумала матушка - природа.

Список литературы:

  1.Боровикова Т.Многодетные семьи: возможность преодоления демографического кризиса в России/По материалам конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России», Москва, 17 октября 2006г.

  2.Гущин И.Многодетные семьи.//7я. – декабрь 2005.