64536

Теории происхождения государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства установить место и роль государства в жизни общества.

Русский

2014-07-08

36 KB

1 чел.

Теории происхождения государства и права.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Познавательное значение, но и политико-практическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства, установить место и роль государства в жизни общества.

Весь период развития политико-правовой мысли сопровождался попытками философов, юристов, политиков установить причины происхождения государства и права. Складывались целые правовые школы и направления, анализирующие причины происхождения государства и права. Споры о происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

 Длительное время происхождение государства объясняли с помощью религии. Так сложилось религиозная или теологическая теория государства и права. Согласно этой теории государство и право возникает и развивается как результат божественного замысла. На рубеже XII-XIII веков в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Согласно этой теории основатели церкви имели два меча: один они вложили в ножны и оставили себе, а второй они вручили государям для того, чтобы те вершили земные дела. Таким образом, власть церковная имеет приоритет над светской. Ярким представителем религиозной теории является Фома Аквинский. В своей знаменитой работе «Сумма теологии» Аквинский приводит пять доказательств бытия бога. На эти доказательства он накладывает остальные вопросы – о происхождении государства, о допустимости и недопустимости в финансовой деятельности. Основной вывод Аквинского – бог источник любого оформления. В трактате «О правлении государей» Аквинский говорит о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей. Но над «естественным законом» стоит Божественный закон, который противоречить естественным законам не может. Верховный авторитет – римский папа, но по мнению Аквинского народ может восстать против тирана, если тиран извращает справедливость.

 Патриархальная теория происхождения государства связана с именем Аристотеля. По мнению Аристотеля, государство- продукт естественного развития. В трактате «Политика» он определяет государство как «общество, состоящее из нескольких селений, возникшее ради потребностей жизни, ради достижения благой жизни. По мнению Аристотеля, государство - высшая форма общения. По Аристотелю аналогичными являются власть отца в семье и власть государя в государстве. Поэтому власть монарха должна быть непоколебима. Аналогичные взгляды высказывал Цицерон. В работе «О государстве» он считает государство- достояние народа. Народ объединяется, так как имеет врожденную потребность жить вместе. Государство возникает из семьи как первоначальной ячейки общества.  Последователем идей Аристотеля является также известный русский публицист, социолог Николай Михайловский.

 Договорная или естественно-правовая теория  зародилась с конца XVII века. Представителями этой теории являются наиболее передовые мыслители – Джон Локк, Томас Гоббс (Англия), Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро (Франция), Гуго Гроций, Спиноза (Голландия), Александр Радищев (Россия). Представители этой теории выступали против божественной идеи возникновении государства и права. В основу государства и права они ставят не божественную волю, а волю людей. Люди договорились с правителями о создании государства – заключили общественный договор, но договор не в смысле нормативно-правового акта, а договор как молчаливое согласие народа и правителей, в том , что народ отказывается от части своих прав в пользу правительства, а правительство управляет народом.

 Поль Гольбах в своей знаменитой работе «Священная зараза или естественная история суеверия» выступает против произвола монархов. Воля монарха заняла место разума. Угнетение становилось законным, если совершалось от имени монархов. Поэтому в основу организации государства должно находится воля не монарха, а воля народа.  Джон Локк в работе  «Два трактата о правлении» считает, что все люди рождаются свободными и равными. По воле большинства люди вступают в сообщество. « Каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном случае этот первоначальный договор не будет что-либо значить. По мнению Джона Локка, все государства имели в своей основе согласие народа.

Жан-Жак Руссо в своем труде  «Об общественном договоре» рассматривает государство как продукт Общественного договора. При этом каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Руссо выдвигает идею прямого народного правления. Народ не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы. Народ также имеет право сопротивляться тиранам.

Александр Радищев также оспаривал идею божественного провидения происхождения государства. Основной  путь возникновения государства – молчаливый договор членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных.

Теория насилия зародилась в конце XIX веке. Она очень популярна на Западе. Ее основные сторонники – немецкий философ и экономист Евгений Дюринг, австрийский государствовед Людвиг Гумплович, лидер и теоретик германской социал-демократии.  Карл Каутский. Сторонники этой теории выступали против материалистической теории, объясняющей происхождение государства и права через развитие социально-экономических отношений. По их мнению, главная причина  возникновения государства – завоевание, насилие, порабощение одних племен другими. Например, Гумплович в работе «Общее учение о государстве» пишет о том, что история нам не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия. Порабощение одним классом других также является актом насилия. Именно в племенах, в их взаимной борьбе можно признать краеугольные камни государства. Основной причиной рабства также является насилие. Возникновение рабства делает возможным появление государства, так как появились «живые орудия», обеспечивающие хозяйственную основу деятельности племени-завоевателя. Гумплович считает, что насилие присуще только ранним государствам. В капиталистическом государстве, по его мнению, уже нет насилия, так как смягчаются формы и методы властвования, образуются современные культурные государства.

Психологическая теория широко известна в теории государства и права. Суть этой теории в том, что основные причины развития государства лежат в основе человеческой психики. По мнению основного представителя  этой теории Льва Петражицкого «импульсы» и эмоции человека играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни, но и в образовании  государства и права.           

Органическая теория связана с именем Герберта Спенсера. Согласно этой теории государство - результат сил природы. Государство приравнивается к человеческому организму, обладает самостоятельной волей и сознанием. В работе «Синтетическая философия» Спенсер рассматривает общество как агрегат, организм, развивающийся по общему закону эволюции. В соответствии с этим законом в результате дифференциационных  и интеграционных процессов в обществе постепенно образуются политические формы, соответствующие усложненному состоянию общества.  

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82442. Категория вежливости в устных и письменных межкультурных коммуникациях 33.58 KB
  В английском языке слова используемые для выражения вежливости имеют более тонкие оттенки нежели в русском. Например слово конечно звучит нейтрально и даже дружескив английском же of course звучит слишком категорично и имеет подтекст странночто вы этого не знаете лучше говорить sure . Гид не знал что в английском этикете ответ of course имеет подтекст Странночто вы не знаете этих вещей . В английском и французском использование подобных средств воспринимается как приказ и подобные вещи выражаются более мягким способомблизким к...
82443. Ведущая роль лексико-семантической системы в формировании ЯКМ 28.96 KB
  Российский лингвист Евгений Михайлович Верещагин основатель лингвострановедения писал в отличии от языковой системы которая не связана непосредственно с культурой словарь обнаруживает непосредственную зависимость от культуры поэтому лексический состав определенного языкового коллектива следует изучать исходя из культуры Наиболее наглядно характер языковой картины мира представлен в лексике ведь именно благодаря ей возможно членение действительности выделение в...
82444. Феминизация лексических изменений в европейских языках 31.66 KB
  Под давлением некоторых организаций правительство Франции 23 февраля 2012 года приняло постановление об ограничении употребления слова mdemoiselle . В современной Франции обращение mdemoiselle воспринимается как комплименттак как подразумеваетчто женщина молода и свободна но существует также давняя театральная традиция обращаться к известным актрисам mdemoiselle . Представительницы феминисткой группы в сентябре 2011 года развернули активные кампании против слова mdemoiselle заявив что оно является оскорбительным и подразумевает...
82445. Место и роль гипер-гипонимических отношений в формировании языковой картины мира 34.75 KB
  Гиперонимы и гипонимы Синонимические ряды Большую роль в формировании ЯКМ играют гиперонимы и гипонимы. Гиперонимы слова с широким родовым значением например véhicule m транспортное средство передвижения Гипонимы слова с конкретным точечным значение например слово рука в русском языке это гипероним а во французском существуют гипонимы min f кисть руки brs m рука от плеча до кисти.Спортивные мероприятия ctivités sportives Существуют гипонимы которые передаются целым предложением.
82446. Способы передачи французских фразеологизмов на русский язык 33.1 KB
  Возможность полноценной передачи фразеологизмов зависит в основном от соотношений между их единицами во французском и русском языках. При этом существуют 3 способа передачи французских фразеологизмов на русский язык: Французский фразеологизм имеет в русском языке точное независящее от контекста полноценное соответствие.
82447. Связь языка и культуры, характер связи 30.71 KB
  Язык это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё я выделяет себя из внешнего мира тем самым отличаясь от животных. Язык единственное средство связи между разными поколениями именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений.
82448. Отражение национально-культурного различия в фразеологизмах 33.45 KB
  Хотя французы и говорят что одежда не делает монаха они встречают незнакомца нередко именно по одёжке hbillé comme un mnnequin манекен; 3. Понастоящему образованным считается тот кто в совершенстве владеет родным языком prler comme un livre un orcle un nge 4. Неслучайно имеются фразеологизмы с опорным словом rire rire comme une bleine кит comme un gmin gosse ребенок ; 5.
82449. Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры 30.64 KB
  Одним из первых учёных обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры был Вильгельм фон Гумбольдт17671835основатель учения о ЯКМ. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей венгерский санскрит китайский испанский французский языки американских индейцев. Высказал мнение что характер связи языка и мышления глубок и противоречив.