64536

Теории происхождения государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства установить место и роль государства в жизни общества.

Русский

2014-07-08

36 KB

1 чел.

Теории происхождения государства и права.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Познавательное значение, но и политико-практическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства, установить место и роль государства в жизни общества.

Весь период развития политико-правовой мысли сопровождался попытками философов, юристов, политиков установить причины происхождения государства и права. Складывались целые правовые школы и направления, анализирующие причины происхождения государства и права. Споры о происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

 Длительное время происхождение государства объясняли с помощью религии. Так сложилось религиозная или теологическая теория государства и права. Согласно этой теории государство и право возникает и развивается как результат божественного замысла. На рубеже XII-XIII веков в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Согласно этой теории основатели церкви имели два меча: один они вложили в ножны и оставили себе, а второй они вручили государям для того, чтобы те вершили земные дела. Таким образом, власть церковная имеет приоритет над светской. Ярким представителем религиозной теории является Фома Аквинский. В своей знаменитой работе «Сумма теологии» Аквинский приводит пять доказательств бытия бога. На эти доказательства он накладывает остальные вопросы – о происхождении государства, о допустимости и недопустимости в финансовой деятельности. Основной вывод Аквинского – бог источник любого оформления. В трактате «О правлении государей» Аквинский говорит о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей. Но над «естественным законом» стоит Божественный закон, который противоречить естественным законам не может. Верховный авторитет – римский папа, но по мнению Аквинского народ может восстать против тирана, если тиран извращает справедливость.

 Патриархальная теория происхождения государства связана с именем Аристотеля. По мнению Аристотеля, государство- продукт естественного развития. В трактате «Политика» он определяет государство как «общество, состоящее из нескольких селений, возникшее ради потребностей жизни, ради достижения благой жизни. По мнению Аристотеля, государство - высшая форма общения. По Аристотелю аналогичными являются власть отца в семье и власть государя в государстве. Поэтому власть монарха должна быть непоколебима. Аналогичные взгляды высказывал Цицерон. В работе «О государстве» он считает государство- достояние народа. Народ объединяется, так как имеет врожденную потребность жить вместе. Государство возникает из семьи как первоначальной ячейки общества.  Последователем идей Аристотеля является также известный русский публицист, социолог Николай Михайловский.

 Договорная или естественно-правовая теория  зародилась с конца XVII века. Представителями этой теории являются наиболее передовые мыслители – Джон Локк, Томас Гоббс (Англия), Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро (Франция), Гуго Гроций, Спиноза (Голландия), Александр Радищев (Россия). Представители этой теории выступали против божественной идеи возникновении государства и права. В основу государства и права они ставят не божественную волю, а волю людей. Люди договорились с правителями о создании государства – заключили общественный договор, но договор не в смысле нормативно-правового акта, а договор как молчаливое согласие народа и правителей, в том , что народ отказывается от части своих прав в пользу правительства, а правительство управляет народом.

 Поль Гольбах в своей знаменитой работе «Священная зараза или естественная история суеверия» выступает против произвола монархов. Воля монарха заняла место разума. Угнетение становилось законным, если совершалось от имени монархов. Поэтому в основу организации государства должно находится воля не монарха, а воля народа.  Джон Локк в работе  «Два трактата о правлении» считает, что все люди рождаются свободными и равными. По воле большинства люди вступают в сообщество. « Каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном случае этот первоначальный договор не будет что-либо значить. По мнению Джона Локка, все государства имели в своей основе согласие народа.

Жан-Жак Руссо в своем труде  «Об общественном договоре» рассматривает государство как продукт Общественного договора. При этом каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Руссо выдвигает идею прямого народного правления. Народ не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы. Народ также имеет право сопротивляться тиранам.

Александр Радищев также оспаривал идею божественного провидения происхождения государства. Основной  путь возникновения государства – молчаливый договор членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных.

Теория насилия зародилась в конце XIX веке. Она очень популярна на Западе. Ее основные сторонники – немецкий философ и экономист Евгений Дюринг, австрийский государствовед Людвиг Гумплович, лидер и теоретик германской социал-демократии.  Карл Каутский. Сторонники этой теории выступали против материалистической теории, объясняющей происхождение государства и права через развитие социально-экономических отношений. По их мнению, главная причина  возникновения государства – завоевание, насилие, порабощение одних племен другими. Например, Гумплович в работе «Общее учение о государстве» пишет о том, что история нам не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия. Порабощение одним классом других также является актом насилия. Именно в племенах, в их взаимной борьбе можно признать краеугольные камни государства. Основной причиной рабства также является насилие. Возникновение рабства делает возможным появление государства, так как появились «живые орудия», обеспечивающие хозяйственную основу деятельности племени-завоевателя. Гумплович считает, что насилие присуще только ранним государствам. В капиталистическом государстве, по его мнению, уже нет насилия, так как смягчаются формы и методы властвования, образуются современные культурные государства.

Психологическая теория широко известна в теории государства и права. Суть этой теории в том, что основные причины развития государства лежат в основе человеческой психики. По мнению основного представителя  этой теории Льва Петражицкого «импульсы» и эмоции человека играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни, но и в образовании  государства и права.           

Органическая теория связана с именем Герберта Спенсера. Согласно этой теории государство - результат сил природы. Государство приравнивается к человеческому организму, обладает самостоятельной волей и сознанием. В работе «Синтетическая философия» Спенсер рассматривает общество как агрегат, организм, развивающийся по общему закону эволюции. В соответствии с этим законом в результате дифференциационных  и интеграционных процессов в обществе постепенно образуются политические формы, соответствующие усложненному состоянию общества.  

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25189. Сутність матеріалістичного розуміння історії 28 KB
  зору його внутрішньої структури; з т. зору процесу в якому задіяний: його історичних складових і звязків; з т. зору закономірностей його розвитку переходу одного його історичного стану в інший.
25190. Р.Рорті про походження ы засади теорії пізнання (Філософія і дзеркало природи) 37.5 KB
  Оба эти допущения по Рорти вовсе не являются неизбежными для философии; при этом первое из них берет своё начало ещё в античности прежде всего в платонизме а второе представляет собой специфический продукт философии Нового времени начиная с Декарта. Соответственно отказ от этого допущения позволяет Рорти деконструировать образ Зеркала Природы а это в свою очередь ведет к опровержению исходного взгляда на философию как на гарант добывания человеком объективной истины о себе и мире. Эпистемология теория познания с точки...
25191. Громадянське суспільство і держава 25.5 KB
  В основі ідеї громадянського суспільства лежить проблема відносин людини з політичною владою суспільства з державою. Вона є похідною від громадянського суспільства і її призначення полягає в тому щоб слугувати йому. Від ступеня розвиненості громадянського суспільства залежить ступінь демократизму держави. Етатизм навпаки всіляко перебільшує роль держави в житті суспільства.
25192. Філософське вчення Г. Сковороди 27.5 KB
  Сковорода 1722 1794 був всебічно освіченою для свого часу людиною досконало знав стародавні та нові європейські мови старогрецьку філософію і літературу. Сковорода стверджував що природа є безкінечна кількість світів . Сковорода пов'язував цю думку з концепцією двох натур двох природ лат. Сковорода намагався подолати дуалізм вчення про дві натури та знайти єдине начало.
25193. Головні пункти критики спекулятивної диалектики з боку сучасників Гегеля (Шеллінг, Шопенгауер, Фейєрбах, Кіркегор) 29.5 KB
  Головні пункти критики спекулятивної диалектики з боку сучасників Гегеля Шеллінг Шопенгауер Фейєрбах Кіркегор. Фейєрбах: учень Гегеля незадоволений абстрактністю спекулятивної системи діалектикою чужістю системи конкретному людському індивідові. з гегелевською ідеєю абсолютного духа відстороненої сили Кіркегор: субєктивна екзистенціальна діалектика Кіркегора виростає як протиставлення системі Гегеля де людина підвладна анонімному принципу історичного розвитку втрачає свою індивідуальність. Критикував Гегеля також за...
25194. Гадамер про герменевтичний досвід і природу філософської істини 24.5 KB
  Мета філософської герменевтики порятунок цілісного досвіду сприйняття світу. Більшість людських проблем повязані з збідненням досвіду ФГ. Вчить дотримуватися набутого досвіду. Герменевтичний досвід не може не залежити від наших упереджень попереднього досвіду.
25195. Знання як особлива форма освоєння світу 27.5 KB
  Пізнання це такий процес що спрямований на отримання знання. Пізнання має багато модусів оскільки людина відноситься до світу у різних площинах і пізнає його у різних ракурсах. Тому можна виділяти наукове пізнання етичне релігійне філософське мистецьке та інші. Пізнанням є таке відношення до світу в якому людина змінює себе за допомогою світу.
25196. Пізнання як особлива форма освоєння світу 25 KB
  Пізнання як особлива форма освоєння світу Якщо дуже просто то пізнання це процес взаємодії субєкта та обєкта що своїм результатом має знання. Існують різні способи пізнання а отже й різні види знання. Поряд із різноманітністю видів знань існує величезна кількість поглядів на саму природу пізнання. Говорять про абстрактне і конкретне пізнання повне і неповне наукове і філософське тощо.
25197. Концепції комунікативно-структурованого життєсвіту за Ю.Габермасом 35 KB
  Габермас виходить з концепції суспільної еволюції де суспільний розвиток постає у формі руху від родовогоархаїчного до традиційногодержавноорганізованого а потім до модерногокапіталістичного суспільства. Концепція життєсвіту дістає своє втілення в архаїчних суспільствах де структури нормативної інтеграції опосередковані мовленнєвою комунікацією водночас становлять системні структури. Системні механізми в цих суспільства невіддільні від соціальноінтегративних інституцій заснованих на життєвому світі. За умов традиційного...