64536

Теории происхождения государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства установить место и роль государства в жизни общества.

Русский

2014-07-08

36 KB

1 чел.

Теории происхождения государства и права.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Познавательное значение, но и политико-практическое. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет понять социальную сущность государства, установить место и роль государства в жизни общества.

Весь период развития политико-правовой мысли сопровождался попытками философов, юристов, политиков установить причины происхождения государства и права. Складывались целые правовые школы и направления, анализирующие причины происхождения государства и права. Споры о происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

 Длительное время происхождение государства объясняли с помощью религии. Так сложилось религиозная или теологическая теория государства и права. Согласно этой теории государство и право возникает и развивается как результат божественного замысла. На рубеже XII-XIII веков в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Согласно этой теории основатели церкви имели два меча: один они вложили в ножны и оставили себе, а второй они вручили государям для того, чтобы те вершили земные дела. Таким образом, власть церковная имеет приоритет над светской. Ярким представителем религиозной теории является Фома Аквинский. В своей знаменитой работе «Сумма теологии» Аквинский приводит пять доказательств бытия бога. На эти доказательства он накладывает остальные вопросы – о происхождении государства, о допустимости и недопустимости в финансовой деятельности. Основной вывод Аквинского – бог источник любого оформления. В трактате «О правлении государей» Аквинский говорит о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей. Но над «естественным законом» стоит Божественный закон, который противоречить естественным законам не может. Верховный авторитет – римский папа, но по мнению Аквинского народ может восстать против тирана, если тиран извращает справедливость.

 Патриархальная теория происхождения государства связана с именем Аристотеля. По мнению Аристотеля, государство- продукт естественного развития. В трактате «Политика» он определяет государство как «общество, состоящее из нескольких селений, возникшее ради потребностей жизни, ради достижения благой жизни. По мнению Аристотеля, государство - высшая форма общения. По Аристотелю аналогичными являются власть отца в семье и власть государя в государстве. Поэтому власть монарха должна быть непоколебима. Аналогичные взгляды высказывал Цицерон. В работе «О государстве» он считает государство- достояние народа. Народ объединяется, так как имеет врожденную потребность жить вместе. Государство возникает из семьи как первоначальной ячейки общества.  Последователем идей Аристотеля является также известный русский публицист, социолог Николай Михайловский.

 Договорная или естественно-правовая теория  зародилась с конца XVII века. Представителями этой теории являются наиболее передовые мыслители – Джон Локк, Томас Гоббс (Англия), Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро (Франция), Гуго Гроций, Спиноза (Голландия), Александр Радищев (Россия). Представители этой теории выступали против божественной идеи возникновении государства и права. В основу государства и права они ставят не божественную волю, а волю людей. Люди договорились с правителями о создании государства – заключили общественный договор, но договор не в смысле нормативно-правового акта, а договор как молчаливое согласие народа и правителей, в том , что народ отказывается от части своих прав в пользу правительства, а правительство управляет народом.

 Поль Гольбах в своей знаменитой работе «Священная зараза или естественная история суеверия» выступает против произвола монархов. Воля монарха заняла место разума. Угнетение становилось законным, если совершалось от имени монархов. Поэтому в основу организации государства должно находится воля не монарха, а воля народа.  Джон Локк в работе  «Два трактата о правлении» считает, что все люди рождаются свободными и равными. По воле большинства люди вступают в сообщество. « Каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном случае этот первоначальный договор не будет что-либо значить. По мнению Джона Локка, все государства имели в своей основе согласие народа.

Жан-Жак Руссо в своем труде  «Об общественном договоре» рассматривает государство как продукт Общественного договора. При этом каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Руссо выдвигает идею прямого народного правления. Народ не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы. Народ также имеет право сопротивляться тиранам.

Александр Радищев также оспаривал идею божественного провидения происхождения государства. Основной  путь возникновения государства – молчаливый договор членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных.

Теория насилия зародилась в конце XIX веке. Она очень популярна на Западе. Ее основные сторонники – немецкий философ и экономист Евгений Дюринг, австрийский государствовед Людвиг Гумплович, лидер и теоретик германской социал-демократии.  Карл Каутский. Сторонники этой теории выступали против материалистической теории, объясняющей происхождение государства и права через развитие социально-экономических отношений. По их мнению, главная причина  возникновения государства – завоевание, насилие, порабощение одних племен другими. Например, Гумплович в работе «Общее учение о государстве» пишет о том, что история нам не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия. Порабощение одним классом других также является актом насилия. Именно в племенах, в их взаимной борьбе можно признать краеугольные камни государства. Основной причиной рабства также является насилие. Возникновение рабства делает возможным появление государства, так как появились «живые орудия», обеспечивающие хозяйственную основу деятельности племени-завоевателя. Гумплович считает, что насилие присуще только ранним государствам. В капиталистическом государстве, по его мнению, уже нет насилия, так как смягчаются формы и методы властвования, образуются современные культурные государства.

Психологическая теория широко известна в теории государства и права. Суть этой теории в том, что основные причины развития государства лежат в основе человеческой психики. По мнению основного представителя  этой теории Льва Петражицкого «импульсы» и эмоции человека играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни, но и в образовании  государства и права.           

Органическая теория связана с именем Герберта Спенсера. Согласно этой теории государство - результат сил природы. Государство приравнивается к человеческому организму, обладает самостоятельной волей и сознанием. В работе «Синтетическая философия» Спенсер рассматривает общество как агрегат, организм, развивающийся по общему закону эволюции. В соответствии с этим законом в результате дифференциационных  и интеграционных процессов в обществе постепенно образуются политические формы, соответствующие усложненному состоянию общества.  

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84700. Основные участники внешнеполитического процесса с учетом внутреннего законодательства различных государств. Сложившаяся система государственных органов внешних сложений Российской Федерации 19.14 KB
  Деятельность органов внешней сношений первой группы носит дипломатический характер второго типа – нет и исходит из той сферы какой занимается это представительство. Решающее слово в выработке внешней политики все равно остается за высшими органами управления главы государств и правительств. Во всех государствах с республиканским правлением высшим органом решения основных вопросов внешней политики являются высшие законодательные органы. В задачи функционального департамент информации и печати входит оповещение СМИ о прошедших или...
84701. Центральные органы внешних сношений ведущих иностранных государств 16.22 KB
  Органы внешних сношений США Конституция США принятая еще в 18 веке 17 сентября 1787 г. В конституции можно увидеть и такие уже ставшие архаичными полномочия Конгресса как ведение торговли с индейскими племенами но тут надо взять во внимание время принятия конституции США. II Конституции США говорится о полномочиях Президента. Если проанализировать существующую практику то можно прийти к заключению что главную роль в области внешних сношений в США играют два лица: Президент США и Государственный секретарь.
84702. Центральные органы внешних сношений России 16.09 KB
  В международном праве госорганы внешних сношений – это национальные государственные органы и должностные лица правомочные представлять интересы соответствующего государства и его граждан в международных отношениях. Деятельность органов внешних сношений регулируется национальным законодательством и нормами международного права содержащимися главным образом в многосторонних и двусторонних международных договорах. учреждение постоянное представительство постоянное представительство при международной межправительственной организации или...
84703. Порядок разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в Российской Федерации 13.75 KB
  Однако разработкой практически всех документов и решений по внешней политики РФ занимается МИД России как орган координирующий всю внешнюю политику России. Основные задачи МИД: разработка основных положений стратегии внешней стратегии РФ и подготовка соответствующих предложений президенту и правительству реализация внешней политики РФ координация внешнеполитической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в целях проведения единой внешнеполитической линии РФ на международной арене обеспечение дипломатическими...
84704. Место дипломатической службы в системах государственной власти мира 14.19 KB
  В одних из ведущих стран мира например США и Великобритании дипломатическая служба имеет следующее место: она выделена в особый вид государственной службы со своими правилами набора кадров рангирования продвижения по служебной лестнице и другими собственно кадровыми характеристиками; прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов; несмотря на провозглашенный принцип...
84705. Роль МИДа в выработке внешнеполитического курса 15 KB
  Обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами международными организациями представительство и защиту за рубежом интересов РФ прав и интересов российских физических и юридических лиц; Для успешной деятельности МИД РФ наделен следующими правамив соответствии с Положением о нем: Аполучение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов органов местного самоуправления предприятий учреждений и организаций независимо от их организационноправовых форм и ведомственной...
84706. Правовая основа деятельности МИД РФ 11.83 KB
  Положение о МИДе 14 марта 1995 г. утвержденное указом Президента РФ; Федеральные и федеральные конституционные законы; Постановления правительства РФ; указ президента о координирующей роли МИДа; положение о посольстве и после; положение о консульском учреждении РФ; положение о постоянном представительстве РФ при международной организации; указ о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг; положение о порядке присвоения...
84707. Положение о МИД РФ, его основные задачи и функции 15.25 KB
  По нему Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет президент Российской Федерации. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Российской Федерации; Положением о МИД России утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. Основные...
84708. Структура МИД России 15.81 KB
  Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент Западная Европа Греция Турция Второй Европейский департамент Северная Европа Прибалтика Третий...