64538

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Под безопасностью понимают состояние деятельности при котором с достаточной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие явной опасности. Количественной оценкой опасности служит риск который определяется как частота или вероятность появления...

Русский

2014-07-08

66.5 KB

9 чел.

Лекция № 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные понятия, термины и определения. В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье— это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Иными словами, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Ущерб здоровью — это травмирование, заболевание, иное нарушение его нормального функционирования. Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его целесообразного изменения и преобразования. Деятельность включает цель, средство, результат, процесс реализации. Формы деятельности охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, трудовой, научной, общественной, культурной и других сферах. Совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека, составляет условия деятельности.

Под безопасностью понимают состояние деятельности, при котором с достаточной вероятностью исключено проявление опасностей (или отсутствие явной опасности). Под опасностью понимают процессы, явления, свойства предметов, объектов, способные в определенных условиях наносить ущерб (в том числе и здоровью), т. е. любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Количественной оценкой опасности служит риск, который определяется как частота или вероятность появления одного события при наступлении другого (безразмерная величина, изменяющаяся в пределах от 0 до 1).

Процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности называется идентификацией опасности.

Под системой понимают совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели — ожидаемому результату направленных действий. Под причиной понимают событие, предшествующее другому событию и вызывающее его, называемое следствием. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, и следствие которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия (травмы, заболевания и др.).

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, социально-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия. С охраной труда тесно связана пожарная безопасность,  поскольку при пожарах часто гибнут люди.

Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Требования безопасности труда установлены законодательными актами, нормативно-правовой документацией, правилами и инструкциями.

Опасный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия такой фактор может стать опасным.

Безопасность производственного оборудования — свойство оборудования сохранять безопасное состояние при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией.

Безопасность производственного процесса — свойство сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией.

Средство защиты работающего — средство, применение которого предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и (или) вредных производственных факторов.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Производственный травматизм — явление, характеризующееся совокупностью производственных травм.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия на работающего вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Профессиональная заболеваемость — явление, характеризующееся совокупностью профессиональных заболеваний.

Содержание, цель и задачи дисциплины. Безопасность жизнедеятельности — комплексная научная дисциплина, изучающая опасности и защиту человека от них. Основные положения ее базируются на том, что деятельность человека потенциально опасна; опасности, реализуясь в пространстве и во времени, причиняют вред человеку, проявляющийся в нервных потрясениях, болезнях, травмах, инвалидных и летальных исходах и др.; защита от опасности — актуальнейшая гуманная и социально-экономическая проблема государственной значимости. БЖД решает задачи идентификации (распознавания) опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью).

По происхождению все изучаемые опасности делятся на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные. Научно-методическое раскрытие изложенного составляет программную основу БЖД со следующими блоками: теоретические основы; человек — элемент в системах безопасности; природные (метеосферные, гидросферные, атмосферные, космические) опасности; техногенные (механические, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, электробезопасность, взрывы, пожары и т. п.) опасности; химические опасности; экологические опасности; социальные опасности; экстремальные и чрезвычайные ситуации; управление БЖД.

Отсюда следует, что БЖД — неотъемлемая часть и общая образовательная составляющая подготовки всесторонне развитой личности, в интересах которой, а также общества и государства БЖД должна изучаться студентами всех специальностей вузов. Применительно к инженерным специальностям для предприятий АПК особое внимание при изучении уделяется системе законодательных актов, организационных, инженерно-технических, социально-экономических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека. Цель дисциплины — теоретическая и практическая подготовка студентов к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, снижению и ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний трудящихся. Задача дисциплины — научить будущих инженеров-механиков и инженеров-электриков применять перечисленные мероприятия, а также достижения современной науки и передовой практики для профилактики травматизма.

Изучивший дисциплину должен уметь управлять БЖД, т. е. организованно воздействовать на систему человек—среда. Управлять БЖД — значит осознанно переводить объект из опасного состояния в менее опасное или безопасное при соблюдении условий экономической и технической целесообразности на основе сравнения затрат и полученных выгод.

В управлении важен системный подход, заключающийся в учете необходимости и достаточности числа компонентов, которыми определяется безопасность. Принципы системного анализа: процесс принятия решения начинается с формирования конечных целей; проблема рассматривается как единое целое; выявляются альтернативные пути достижения целей; подцели и цель должны быть реальными, предметными, количественно определенными, адекватными, эффективными, контролируемыми. Требования безопасности необходимо учитывать при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектировании реализации проекта, испытаниях, производстве, транспортировке, эксплуатации, модернизации, реконструкции, консервации, ликвидации, захоронении отходов на основе технических и экономических соображений.

Управление БЖД включает анализ и оценку состояния объекта, прогнозирование и планирование мероприятий, организацию, т. е. непосредственное формирование управляемой и управляющей систем, контроль за ходом организации управления, определение эффективности мероприятия, стимулирование работы.

При выборе средств управления БЖД выделяют мировоззренческий, физиологический, психологический, социальный, воспитательный, эргономический, экологический, медицинский, технический, организационно-оперативный, правовой и экономический аспекты. Соответственно перечисленным аспектам существует гамма средств управления БЖД, к которым относятся образование масс, воспитание культуры безопасного поведения, профессиональные обучение и отбор, психологическое воздействие на субъекты управления, рационализация режимов работы и отдыха, технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ), средства индивидуальной защиты (СИЗ), система льгот и компенсаций и др.

Роль ученых в развитии науки о безопасности жизнедеятельности.

Условия труда и безопасности человека изучаются с давних времен. Еще Аристотель (384—322 до н. э.) и Гиппократ (460—370 до н. э.) рассматривали в своих трактатах условия труда. Опасности, связанные с горным делом, изучали Парацельс (1493—1541) и Агрикола (1508—1557); М.В.Ломоносов (1711 — 1765) и Рамаццини (1633—1714) заложили основы профессиональной гигиены. Российские ученые В. Л. Кирпичев (1845—1913), Д.Н.Никольский (1855-1918), А. А. Скочинский (1874-1960), С. И. Каплун (1897-1943) и др. внесли значительный вклад в развитие теории безопасности. И.М.Сеченов (1829—1905) определил физиологические критерии для установления длительности рабочего дня. В 1901 г. в книге «Очерк рабочих движений человека» он впервые рассмотрел вопросы гигиены труда. Крупный физиолог И. П. Павлов (1849— 1936) установил связь между внешней средой и высшей нервной деятельностью человека. Аэродинамическую теорию, которую используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции, разработал Н. Е. Жуковский (1847—1921).

Обучение некоторым положениям охраны труда началось с 1904 г. в Санкт-Петербурге в Технологическом институте. Ныне БЖД как предмет изучают во всех 58 вузах аграрного профиля России. В некоторых из них успешно проводятся научно-исследовательские работы. В Санкт-Петербургском государственном аграрном университете (СПбГАУ) с 1974 г. в аспирантуре и докторантуре проходят подготовку научные кадры по проблеме, а с 1987 г. там работают диссертационные советы по защите кандидатских и докторских (с 1990 г.) диссертаций по специальностям 05.26.01 «Охрана труда» и 05.26.03 «Пожарная безопасность». С 1973 г. в г. Орле успешно функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт охраны труда (ВНИИОТ) МСХ РФ.

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ. РИСКИ. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Основное понятие БЖД — опасность, которая свойственна всем системам, имеющим химически и биологически активные компоненты, энергию, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности носят потенциальный (скрытый, возможный) характер. Они проявляются при определенных условиях — причинах. К признакам, определяющим опасность, относятся возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования организма, угроза его жизни.

Для разработки стратегии и тактики уменьшения и ликвидации травматизма необходимо знать полный перечень потенциальных опасностей, их номенклатуру. В теории БЖД выделяют несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную и др. В общую номенклатуру включают (обычно в алфавитном порядке) все виды опасностей.

Поскольку опасность — понятие сложное, иерархическое, имеющее много признаков, выполняют их таксономирование (таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов), которое играет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности и позволяет изучить природу опасностей. Полная таксономия опасностей пока не разработана.

По реализуемой энергии опасности делят на активные и пассивные. К последним относят опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой служит сам человек (это острые неподвижные элементы, неровные поверхности, по которым перемещается человек, уклоны, подъемы, трения между соприкасающимися поверхностями и др.).

По происхождению различают опасности природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические, а по времени проявления отрицательных последствий — импульсивные и кумулятивные.

По характеру воздействия на человека опасности подразделяют на механические, физические, психофизиологические, химические, биологические, а по локализации — связанные с литосферой, гидросферой, космосом, атмосферой.

Последствием опасностей могут быть утомление, заболевания, аварии, пожары, травмы с социальным, техническим, экологическим и экономическим ущербом.

По структуре (строению) опасности делят на простые и производные, обусловленные взаимодействием простых. Опасности проявляются в бытовой, спортивной, дорожно-транспортной, военной, производственной и других сферах.

Различают апостериорные (следы) и априорные (предвестники) признаки опасностей. Триада опасность — причины — последствия (как правило, нежелательные) служит важной характеристикой явлений.

Введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий называется квантификацией. Чаще всего применяют численные и балльные приемы квантификации, а наиболее распространенной оценкой служит риск — формально частота реализации опасностей. Для его количественной оценки используют отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.

Выделяют четыре методических подхода к определению риска: инженерный (опирается на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности); модельный (построение модели воздействия вредных факторов на человека, профессиональные, социальные группы и т. п.); экспертный (вероятность событий определяют путем опроса опытных специалистов-экспертов); социологический (основан на опросе населения).

На практике принимают концепцию приемлемого (допустимого) риска — стремление к приемлемой в данный период безопасности. Промежуточный риск сочетает в себе экономические, социальные, технические, политические, экономические и другие аспекты и представляет собой приемлемый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. В некоторых странах (Нидерланды) приемлемые риски установлены законом.

Практика показывает, что приемлемые риски на два-три порядка «жестче» (строже) фактических, несмотря на неоднозначную оценку первых. Управлять риском можно путем совершенствования экономической и законодательной базы, технических систем и объектов; подготовкой персонала; ликвидацией последствий. В основе управления риском лежит сравнение затрат и получаемых выгод от снижения риска. Обычно изучение опасностей происходит в следующей последовательности: предварительный анализ опасностей (ПАО); выявление источников; определение соответствующих частей системы, которые могут вызвать опасности; введение ограничения на анализ (исключение опасностей, которые не включены в план изучения); выявление последовательности опасных ситуаций; построение дерева событий и опасностей; анализ последствий.

В последние десятилетия для выявления причин, влияющих на появление нежелательных событий (аварии, катастрофы, травмы, пожары и т. п.) и разработки предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность их возникновения, все шире применяют системный анализ безопасности, под которым понимают совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений. Совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель), называется системой.

Систему, одним из элементов которой является человек, называют эргатической. Результат, выдаваемый системой, называют системообразующим элементом. Свойство системы, обладающей качествами, которых может не быть у составляющих ее элементов, называют эмерджентностъю (это свойство лежит в основе анализа систем безопасности).

Причины и опасности образуют цепные иерархические структуры, или системы, графическое изображение которых напоминает ветвящееся дерево, поэтому при анализе объектов безопасности используют термины «дерево причин», «дерево событий», «дерево отказов», «дерево опасностей». Построение «деревьев» — эффективная процедура выявления причин аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и др.

При анализе безопасности систем используют логические операции, которые принято обозначать соответствующими знаками (чаще всего употребляют операции «И» и «ИЛИ»). Операция (или вентиль) «И» указывает, что для получения данного выхода необходимо соблюсти все условия на входе; вентиль «ИЛИ» указывает, что для получения данного выхода должно быть соблюдено хотя бы одно из условий на входе [иными словами, операция «И» означает, что событие А будет иметь место, если произойдет хотя бы одно из событий Б и В (или оба)].

Анализ безопасности можно выполнять априорно или апосте-риорно, т. е. до или после нежелательного события (в обоих случаях метод может быть прямым или обратным). При априорном анализе выбирают такие потенциально возможные для данной системы нежелательные события, которые составляют набор различных ситуаций, способных привести к появлению этих событий. Апостериорный анализ выполняют после того, как нежелательные события уже произошли и нужно разработать рекомендации на будущее. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, позволяющих предвидеть последствия; при обратном методе анализируют последствия, чтобы определить причины. При анализе безопасности основная проблема заключается в установлении параметров, или границ, системы.

Важное значение имеют принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Принципы и методы играют эвристическую и методологическую роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знаний. Под принципом понимают основные положения, идею, мысль, а под методом — путь, способ достижения цели исходя из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы обеспечения безопасности подразделяют на ориентирующие, технические, организационные и управленческие.

Ориентирующие принципы: активность оператора, гуманизация деятельности; деструкция, замена оператора; классификация, ликвидация опасности; системность, снижение опасности. Технические принципы: блокировки; вакуумирование; герметизация; защита расстоянием; компрессия; прочность; слабое звено; флегма-тизация; экранирование. Организационные принципы: защита временем; информация; резервирование; нормирование; последовательность; эргономичность; несовместимость; подбор кадров. Управленческие принципы: ответственность; адекватность; плановость; контроль; обратная связь; стимулирование; эффективность; собственно управление.

Рассмотрим некоторые принципы более подробно. Принцип нормирования предусматривает такие параметры, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующих опасностей. Например, предельно допустимые уровни, режим трудовой деятельности, нормы переноса тяжести и др. Принцип слабого звена состоит в том, что для обеспечения безопасности в объект (систему) вводят элемент (предохранители, защитное заземление, предохранительные клапаны, молниеотводы, разрывные мембраны и др.), который устроен так, что воспринимает соответствующий параметр или реагирует на его изменение, предотвращая опасное явление. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, знаний (изучение конструкций, законодательных положений, предупредительных надписей, знаков безопасности, маркировки оборудования и др.), выполнение которых обеспечивает требуемый уровень безопасности.

Принцип классификации (категорирования) заключается в делении объектов на классы и категории по связанным с опасностями признакам (например, категории производств-помещений по взрыво- и пожаробезопасности — А, Б, В, Г; санитарно-защитные зоны — 5 классов и др.).

Пространство (рабочая зона), в котором находится человек в процессе своей деятельности, называется гомосферой. Пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности, называется ноксосферой. С позиции безопасности совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Безопасность обеспечивается тремя основными методами. Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы, которое достигается средствами автоматизации, роботизации, дистанционного управления и др. Метод Б заключается в нормировании ноксосферы (путем исключения опасностей), т. е. в защите работающего от неблагоприятных факторов среды (шум, пыль, опасность травмирования, вибрация, газ и др.) средствами коллективной защиты. Метод В включает в себя ряд приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности (обучение, профотбор, психологическое воздействие, средства индивидуальной защиты).

Средства обеспечения безопасности подразделяют на средства коллективной защиты (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие, в свою очередь, делят на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т. п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоровя. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці зявляється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.
52167. Населення та політична карта Північної Америки. Українська діаспора 69.5 KB
  Міхелі фізична карта світу політична карта світу атласи таблиці картини про США та Канаду. Найбільші країни це США Канада Мексика а також на крайньому півдні та островах Карибського моря багато дрібних за площею держав та залежних територій.197 Виписати країни та їх столиці учні виписують к стовпчик за зразком США Вашингтон Канада Оттава...
52168. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 50 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будови земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материки; сформувати знання про вплив на рельєф материка ендогенних і екзогенних сил; закріпити знання про зв'язок між складом гірських порід і розміщенням родовищ...