6454

Музей в публичном пространстве города: основные направления и функции деятельности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Музей в публичном пространстве города: основные направления и функции деятельности Социокультурное пространство современного города представляет собой динамично изменяющуюся среду, стимулирующую тенденции, связанные, в том числе, с переоценкой нравс...

Русский

2013-01-04

28.47 KB

4 чел.

Музей в публичном пространстве города: основные направления и функции деятельности

Социокультурное пространство современного города представляет собой динамично изменяющуюся среду, стимулирующую тенденции, связанные, в том числе, с переоценкой нравственных ценностей и поиском новых идеалов, необходимостью обновления форм межпоколенческой передачи культурного капитала. Данная ситуация заставляет обратиться к проблеме трансформации механизмов функционирования культуры в современных условиях.

Одним из специфических аспектов заявленной темы выступает анализ музея как традиционного «хранителя» культурного наследия, напрямую коммуницирующего с обществом, и в то же время как важного элемента изменяющейся социокультурной среды современного города [1, с. 72]. Музейные выставочные работы становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение в настоящем, вселяют уверенность в будущем.

На современном этапе все большее значение приобретают так называемые уличные выставки. В частности, к 350-летию Иркутска на сквере им. Кирова была размещена уличная выставка «Дорога к храму. Лики Иркутска». Она была создана на основе экспонатов Музея истории города Иркутска при поддержке администрации города Иркутска и общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов».

Целью проведенного социологического исследования (ноябрь, 2011 г.) являлся анализ  посещаемости различными слоями жителей города Иркутска уличной выставки на сквере имени Кирова и изучение их мнения об этой выставке. Данная цель обусловила постановку следующих задач: выявить, знают ли о данной выставке жители города Иркутска; если знают, то откуда; выявить необходимость данной выставки для жителей города Иркутска и необходимость других выставочных работ и экспозиций Музея истории города Иркутска; выявить, гордятся ли жители города данной выставкой, способствует ли она возрождению духовного и культурного наследия города.

Для получения первичных данных социологического исследования использовался метод анкетирования с элементами использования интервьюирования. В исследовании приняли участие иркутяне (N=601 человека) в возрасте от 14 лет и старше. Выборкой была выбрана случайная квотная, квотирование проводилось по району проживания, полу (42,2 % мужчин и 56,7 % женщин) и возрасту (14-25-летних было опрошено 26,6 %; 26-45-летних – 32,7 %; 46-60-летних – 24,1 %; старше 60 лет – 16,5 %).

Большинство опрашиваемых людей составили пенсионеры (16,5%) и учащиеся (16,1%). В исследовании приняли участие люди, задействованные в государственной и муниципальной службе и работающие в структурах социальной службы (здравоохранение и культура). Данный контингент опрашиваемых составил по 10% иркутян. Охотно отвечали люди, занятые в сфере услуг (7,5%), в производстве (5,8%), в торговле (10,3%), в правоохранительных органах (3,2%), в строительстве (5%), на транспортном  производстве (3,8%). Среди респондентов безработных оказалось 22 человека, а предпринимателя – 33.

Сквер имени Кирова находится в центре города и является наиболее посещаемым местом города, поэтому здесь бывает достаточно много народу. Но с данной выставкой ознакомились только 299 человек, что составило половину всех опрашенных респондентов. Каждый четвертый иркутянин по различным обстоятельствам не смог посетить данную выставку (23,1% респондентов). 83 человека совсем ничего не слышали о данном мероприятии. Они объяснили это своей рабочей занятостью и неосведомлённостью.

Треть опрашиваемых людей увидели выставку совершенно случайно (35,1%), и они исключительно из любопытства решили поближе на неё взглянуть. Это значит, что мало разрекламировать такое грандиозное мероприятие только по телевидению и интернету, ведь горожане оказались плохо информированным по данному вопросу. Поэтому неудивительно, что 28,1% жителей услышали о выставке от своих родных, друзей, коллег и знакомых, которые уже сами  лично её посмотрели. 5 человек посетили сайт музея истории города Иркутска, после чего решили посмотреть выставку «вживую». Также 7,4% иркутян прочитали о выставке в прессе, а 19,6% посмотрели о ней по телевидению и интернету.

Данная выставка понравилась большинству иркутян (47,4%), которые согласны с представлением подобных выставок в дальнейшем. Жители города Иркутска хотели бы видеть выставки подобного рода именно в скверах и парках, а также на набережных города (67,7% опрашиваемых). Чуть меньше число респондентов (66,9%) ответили, что хотели бы видеть их на улицах города Иркутска. Вариант просмотра выставок в кинотеатрах, концертных залах, театрах города и подобных заведениях оказался не по душе 21,5% респондентам. А также 33,8% опрошенных были против данных выставок в кафе, ресторанах и магазинах и 24,3% - в витринах магазинах.

205 респондентов подчеркнули, что они хотели бы видеть при проведении подобных выставок. В основном, респонденты хотели бы видеть на планшетах данных выставок архитектурные сооружения города Иркутска (6,8% опрошенных) и быт города Иркутска (3,4%). 8 человек «не знают, что бы хотели видеть на этих выставках», а 9 иркутянам «подойдёт абсолютно любая тематика выставки». Также на данный вопрос присутствовали ответы: «про ювелирные украшения города Иркутска», «про современный Иркутск», «про родословные коренных жителей города Иркутска», «про просвещение», «про музыкантов и скульпторов», «про перспективы развития Иркутска» и «про колледжи и образовательные учреждения города Иркутска». Подобные ответы составили 0,5% от общего числа высказываний опрошенных иркутян.

Треть опрошенных иркутян высказалась положительно относительно размещения таких выставок в образовательных и учебных заведениях города Иркутска (ВУЗах, школах и домах творчества). Это было бы дополнительной и не такой затратной рекламой для самого Музея истории города Иркутска. При чём, данное мероприятие было бы полезным для детей и студентов, и в музей бы привлекли бы внимание не только школьников. Каждому десятому респонденту выставка понравилась, но как разовое мероприятие к юбилею города (9,2%) и каждому одиннадцатому – понравилась в целом, но не произвела особого впечатления (8,6%). Также 10 опрошенным выставка не понравилась, и они «ничего особенного» в ней не нашли. 5 человек посчитали выставку малосодержательной и неинтересной, а 3 человека – «излишним мероприятием города Иркутска». Не понравилась выставка всего лишь 2 иркутянам.

Треть респондентов внимательно осмотрели планшеты и прочитали сопроводительные тексты (30,9%). Опрошенных иркутян привлекли внимание красивые фотографии, после чего им стало интересно узнать, о чём идёт речь на данных планшетах. 44,9% респондентов считают, что данная выставка органично вписалась в пространство сквера им. Кирова. Но 9 человек заявили, что расстояние между планшетами достаточно узкое для просмотра выставки, из-за чего к планшетам, стоящим друг напротив друг друга, больше двух человек не подойдёшь. Можно было планшеты расставить по всему скверу, а не только в его отдельной части.

Подавляющему большинству жителей города Иркутска выставка понравилась своим дизайном (39,2%) и своей информативностью (44,2%). Иркутяне нашли на данных планшетах интересную для себя информацию. Но никто не заметил надписи о проведении данной выставки Музеем истории города Иркутска, так как это было написано внизу мелким шрифтом. Организаторы выставки показали наглядно на планшетах, как изменился вид определённых исторических мест города Иркутска за последние десятки лет. Фотографии привлекали людей своей естественностью: чёрно-белый цвет и потёртости на них только доказывают их подлинность. Но 72 человека бегло ознакомились с данной выставкой, обратив внимание лишь на некоторые фотографии. Им было интересно посмотреть «памятные» для себя места города Иркутска, на остальное у них просто не хватило времени.

Каждый второй иркутянин считает, что данная выставка вызывает чувство гордости за город Иркутск (43,3% респондентов) и способствует возрождению духовного и историко-культурного наследия города (45,7%). Иркутянам очень удобно, не посещая библиотек и музеев, узнавать исторические данные о своём городе. Также можно наших детей с помощью данных выставок приобщать к историко-культурному наследию Иркутска и повышать их интеллектуальный запас знаний.

Результаты проведённого социологического исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций. Уличные формы работы музея должны пользоваться популярностью среди иркутян наравне с экспозициями, расположенными в зданиях самих музеев города. Для людей это удобный и, причём, бесплатный способ приобщиться к историко-культурному наследию города Иркутска. Поэтому данные выставки должны конкурировать за внимание и время иркутян наравне с телевидением, прессой и интернетом. Они должны быть достаточно интересными по своему содержанию и привлекать внимание людей своим дизайном, чтобы завоевать их расположение  и привлечь новых посетителей. Перед организаторами данных выставок стоит задача  сделать уличные формы работы музеев необходимыми и популярными для иркутян.

В соответствии с этим мы решили дать следующие рекомендации:

  1. Необходимо рекламировать новое направление в музейной деятельности. Но это должна быть реклама не только на телевидении, в прессе или в интернете. Важней всего необходимо сделать вкладыши, листовки, календарики, буклеты и выносные щиты с информацией о работе данной выставки.
  2. Необходимо размещать такие выставки в скверах и парках города, особенно на набережной. То есть там, где находится в будни и в праздники большинство иркутян. Также нужно привлекать внимание студентов и школьников, попробовать разместить выставку в образовательном учреждении.
  3. Необходимо сделать выставку «кочевой», чтобы она могла «ездить» по всему Иркутску за определённый промежуток времени. Это нужно для того, чтобы все люди посмотрели на неё, так как не у всех есть время  и возможности оказаться рядом с выставкой.
  4. Необходимо брать в тематику выставок более интересующие проблемы современности: ювелирные украшения Иркутска, архитектурные сооружения города, быт иркутян и современные вооружения, восковые фигуры, колледжи и образовательные учреждения города Иркутска, техника и компьютер, наука и космос, мода.

Примечания

Бутакова Д.А., Гаврилова Н.И. Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2011 - № 8 – С.79-82.

Лисикова О.В. Музеи мира. - М.: Флинта: Наука, 2002. – С.6.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27287. Экономика отрасли 27 KB
  Показатели качества: 1.Техничности это те показатели которые обеспечивают рациональность использования материалов. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окр. Показатели конкурентоспособности: 1.
27288. Экскурсионная деятельность 30.5 KB
  Методические приемы рассказа: прием экс. прием описания. прием характтикиопред. прием комментированияразъясняет смысл события или замысел автора.
27289. Маркет исследование 25 KB
  Маркет инф получается на основе первичных и вторичных данных. Первичные получаются в результате спец провед маркет исслед для решения конкретной проблемы. источников для целей отличных от целей маркет исслед.
27290. Этапы развития туризма в России 28 KB
  Предпринимат 18901917 19221928 появл общества тур направл они разраб экс маршруты путеводители организ речных и морск круизов 2 самых больших теплохода того вр формир курорты Крым и Кавказ формир предпр тур бизнеса Кавказская ривьера стр гостин разв экс деят период характ познаватэкс напр и становлением разл видов туризма. Организцентр 1928 301970 создается всесоюзное добровольное общество пролетарского труизма и экс ОПТЭ куда вошли орг по туризму была устан гос монополия общ Интурист развитие ин туризма...
27291. Автомат информ системы 25 KB
  АИС можно отнести к классу очень сложных систем в связи с многозначностью различных структурных отношений между компонентами системы. АИС может быть определена как целый комплекс современных автоматизированных информационных технологий которые предназначены для информационного обслуживания. Современные АИС позволяют: 1.
27292. Туристская анимация 30 KB
  Анимация - новое направление в индустрии развлечений, это оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях, т.е. через организацию деятельности. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ и только с середины 90-х она появилась в России.
27293. Имидж туристской фирмы 24 KB
  Имидж фирмы определяется многими факторами. Имидж предприятия формируется следующим образом. При создании имиджа прежде всего необходимо определить наиболее общий круг потребителей услуг турфирмы типичную клиентуру.
27294. Информационные системы в туризме 23.5 KB
  ИС – это система обработки, хранения и передачи какой-либо информации, которая представлена в определенной форме.
27295. История развития мирового туризма 28.5 KB
  До 15 в паломничество европейцев гл вид путеш. Средневековье перекраивается полит карта Европы переселение народов распр христианства крестовые походы осн центры паломничества Рим и Палестина привилегир класс путеш к целебн источн происходит много географ открытий Сарбонна актуальными стали путеш с образоват целью и паломничество к святым местам. Конец 18 в нач 19 в Гран туры с познават целью среди молод людей Европы наиб колво путеш соверш англич в Итал и Швейц попул туры к минер ист и на морск курорты втор полов 19 ...