64540

Правовой статус Великого княжества Финляндского(ВКФ) и Царства Польского (ЦП) на этапе вхождения данных территорий в состав Российской империи

Доклад

История и СИД

На момент вступления ВКФ в состав РИ финский этнос представлял собой малый молодой крестьянский этнос изза гнета Швеции национальная элита так и не сформировалась население исповедовало лютеранство что объясняло почти 100 грамотность населения...

Русский

2014-07-08

18.47 KB

1 чел.

2. Правовой статус Великого княжества Финляндского(ВКФ) и Царства Польского (ЦП) на этапе вхождения данных территорий в состав Российской империи.

Финляндия.  На момент вступления ВКФ в состав РИ финский этнос представлял собой малый, молодой (крестьянский) этнос, из-за гнета Швеции национальная элита так и не сформировалась, население исповедовало лютеранство, что объясняло почти 100% грамотность населения, т.к Библия стояла во главе угла и все читать ее умели почти все. По итогам русско-шведской войны 1808-1809гг, которая закончилась победой РИ, Шведское королевство уступало земли Финляндии и Аландских островов РИ по Фридрихсгамскому миру. ВКФ получило форму автономии, хотя многие считают , что оно являлось самостоятельным государством. . Присоединение Финляндии закрепляется особым манифестом  от 20 марта 1808 года, и  Александр 1 принимает титул Великого князя Финляндского. В основе финляндских законов лежали такие документы как «Форма правления» от 1722г и «Акт соединения и безопасности» от 1789г, которые ранее регулировали положение княжества Финляндского в составе Швеции. Основными органами власти в стране были сейм (сейм был представительным органом, состоявшим из 4 камер: духовенство, дворянство, рыцарство, бюргерство и крестьянство. Он собирался один раз в пять лет и имел право законодательной инициативы, единоличным правом созыва сейма обладал великий князь ), сенат (с 1816 года – Императорский Финляндский Сенат), состоявший из двух департаментов: юридического (высший судебный орган) и экономического (состоял из 9 экспедиций, которые занимались разными отраслями управления), генерал-губернатор и статс-секретарь. Финляндия фактически и юридически получила свою национальную армию, которая предназначалась только для обороны. Важной особенностью управления Финляндией было сохранение ее Конституции, в то время как в РИ ее не было. Финляндия получила право на создание собственного правительства – Императорский Финляндский Совет, членами его могли стать только местные уроженцы на срок три года. Не было своего внешнеполитического ведомства, т.к ВП была единой с РИ. В составе Швеции культура Ф подавлялась, сейчас пробуждалось национальное самосознание финнов, были сохранены полит.,эконом.,культурные, языковые особенности Ф. Начиная с 1841 года в княжестве проводились реформы просвещения и образования: был включен в программу местных школ финский язык, учреждена первая кафедра финского языка в Гельсингфорсском университете. С 1850 г. разрешается издание на финском языке религиозной, исторической, экономической литературы, памятников финского народного творчества. В 1858г. открылись лицеи с преподаванием на финском языке. Экономика Финляндии начала прогрессировать, т.к. Россией были введены охранительные пошлины и различные привилегии. За 60 лет уровень промышленного производства увеличился в 300 раз.

Польша. Польская нация на момент вхождения польских земель(1815) в состав России была «старой» нацией, с многовековыми традициями государственности, собственной элитой, высокой культурой, литературным языком Царство польское находилось в унии РИ с 1815 по 1915гг. Началось вхождение ЦП в состав РИ с разделов Польши. 1768-1788 гг. - Польша под протекторатом России. Конвенция о разделе была ратифицирована 22 сентября 1772. В соответствии с этим документом Россия завладела частью Прибалтики (Ливония, Инфлянты), до этого находившейся под властью Польши, и Белоруссией до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. 23 января 1793 Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Польши, которая была утверждена на созванном тарговичанами Гродненском сейме (1793).Согласно этому соглашению Россия получила белорусские земли до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточную часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. В результате Третьего раздела Россия получила литовские, белорусские и украинские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс.км² и населением 1,2 млн человек. 27.06.1815 - Александр I подписывает в Варшаве особую конституцию, по которой Царство Польское провозглашалось отдельным (автономным) государством со своим парламентом и армией. В административном плане Царство польское было разделено на 8 воеводств. Польское дворянство было очень самостоятельно, очень многочисленно по отношению к русскому, поэтому царское самодержавие ставило перед собой задачу изменить положение польского дворянства в сторону сокращения его прав и снижения статуса. Это уравняло бы её с российским дворянством. В 1815 г Польше также как и Ф. даровалась Конституция, по которой ЦП провозглашалось автономным государством со своим парламентом и администрацией. ЦП имело право создавать свою армию. Польский язык был признан обязательным  в системе управления, армии, образовании ЦП. Полномочия императора как короля ЦП: вся полнота исполнительной власти, имел право изменять бюджет страны и  на неопределённое время откладывать созыв сейма, совместно с сеймом осуществлял законодательную власть. На период своего отсутствия в Варшаве назначал наместника. 1) исключительную инициативу конституционного законодательства, то есть в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов; 2) право утверждения или отклонения законов, принимаемых сеймом; 3) всю полноту правительственно-административных функций ( исполнительная власть). Возможность вмешательства и контроля при назначении сенаторов и министров, в общей законодательной инициативе, при созыве сейма, право вето по отношению к решениям сейма и при введении должности императорского наместника. Исключительная прерогатива российского императора в ЦП - внешняя политика. Университеты в России, учреждённые Александром, с преподавание всех дисциплин на польском: 1803 - Вильнюсский, 1816 - Варшавский.Царство Польское получило развёрнутую автономию внутри Российского государства. Оно обладало административной самостоятельностью и судебной обособленностью; своей армией под командованием польских офицеров; гарантированным правом исповедовать католичество; все государственные должности доставались лишь полякам; польский язык устанавливался как язык делопроизводства.

И ВКФ и ЦП получили свою Конституцию, национальную армию, были сохранены все традиции и особенности ЦП, а в ВКФ РИмператор старался  заложить традиции; были проведены реформы просвещения, открыты новее университеты, польский и финский были государственными языками, внешняя политика ЦП и ВКФ была в ведомости р.императора. а ВКФ  старались создать национальное самосознание, создать элиту, а в ЦП наоборот старались сократить нац.элиту и сравнять ее с русской элитой по статусу. РИ дала большую свободу и ЦП и ВКФ, они обладали экономической, административной самостоятельностью, судебной обособленностью, это привело в дальнейшем к тому, что оба эти гос-ва стали более развитые, чем РИ, уровень жизни населения там был выше , чем в РИ, и как следствие произошло отделение их в 1915 (ЦП) и 1917 (ВКФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17600. Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності 554.5 KB
  Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності Лекція 1. ПРЕДМЕТ ЗАВДАННЯ ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ І СПЕЦИФІЧНІ ОСНОВИ ДИСЦИПЛІНИ План Предмет курсу. Основні завдання та задачі. Нормативноправове забезпечення бухгалтерського обліку зовнішньоекономічної
17601. Экономика и организация малого бизнеса 3.95 MB
  Экономика и организация малого бизнеса: курс лекций Лекция 1. Предпринимательство: сущность функции принципы деловые качества 1.1.Сущность и функции предпринимательства его отличие от других видов деятельности. 1.2. Исторические предпосылки и основы предпринимате...
17602. ЕКОНОМІЧНІ ТЕОРІЇ ТА БАЗИСНІ ІНСТИТУТИ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ 124 KB
  ТЕМА 2 ЕКОНОМІЧНІ ТЕОРІЇ ТА БАЗИСНІ ІНСТИТУТИ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ План 1.Економічні теорії та базисні інститути національної економіки 2. Теорія дії триєдиних економічних законів 3. Базисні відносини та Інститути національної економіки Формування нац...
17603. ПРОГРАМУВАННЯ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ 301.5 KB
  PAGE 31 ТЕМА: ПРОГРАМУВАННЯ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ ПЛАН 1. Суть державного програмування види програм. Цільові комплексні програми розвитку національної економіки 2. Програми економічного й соціального розвитку. Міжнародні програ...
17604. Характеристика економічного потенціалу 342.5 KB
  ТЕМА Характеристика економічного потенціалу. План 1. Поняття та склад потенціалу національної економіки 2. Природноресурсний потенціал 3. Демографічний та трудовий потенціал 4. Науковотехнічний потенціал 5. Інформаційний потенціал 6. Виробничий потенціал ...
17605. ФУНКЦІОНУВАННЯ ІНФРАСТРУКТУРИ НАЦІОНАЛЬНОГО РИНКУ 251.5 KB
  ТЕМА: ФУНКЦІОНУВАННЯ ІНФРАСТРУКТУРИ НАЦІОНАЛЬНОГО РИНКУ План 1 Національний ринок України і його проблеми 2. Проблеми національного ринку 3. Сутність і функціонуеання ринкової інфраструктури 4. Вплив ринкової інфраструктури на формування конкурентного середов
17606. ДЕРЖАВНІСТЬ ТА ДЕРЖАНИЕ УПРАВЛННЯ ЕКОНОМІКОЮ 183 KB
  ТЕМА:ДЕРЖАВНІСТЬ ТА ДЕРЖАНИЕ УПРАВЛННЯ ЕКОНОМІКОЮ ПЛАН Українська держава та її засади 2. Місце держави в управлінні економікою Українська держава та її засади Історія країн засвідчує що успіхи одних і невдачі інших проглядаються через пр...