64541

Основа национальной политики царизма и ее особенности на рубеже XIX – XX веков

Доклад

История и СИД

На протяжении всей истории, Россия руководствовалась 6 принципами национальной политики, которые выражаются в: сотрудничестве с национальными элитами и стремление растворить...

Русский

2014-07-08

54 KB

2 чел.

2. Основа национальной политики царизма и ее особенности на рубеже XIXXX вв.

В 1721 г. Петр I провозгласил Россию империей, т.е конгломератом народов, образующих экономическую, политическую и в зачатке культурную систему, где ведущая и объединяющая роль принадлежит  одному или нескольким народам, и где другие народы находятся в положении зависимости  и подчинения, хотя и имеют собственные преимущества.

На протяжении всей истории, Россия руководствовалась 6 принципами национальной политики, которые выражаются в: (1) сотрудничестве с национальными элитами и стремление растворить нац.элиты в российском дворянстве; (2) невмешательстве во внутреннюю жизнь  народов, если те проявляли лояльность к царской власти; (3) веротерпимости; (4) особый правовой статус инородцев, которые сопровождались многочисленными льготами, освобождением от рекрутчины и некоторых повинностей; (5) национальность никогда не являлась препятствием для карьерного роста; (6) в России народы всегда были субъектами, а не объектами национальной политики.

Кроме того, Российская империя была привлекательна для многих народов, т.к гарантировала жизнь и безопасность, а вхождение в ее состав обеспечивало резкий скачек в  социально-экономическом развитии этих народов, и они так же получали доступ к достижениям мировой культуры.

В преддверии 20 столетия, российская империя представляла собой многонациональное поликонфессиональное государство, в котором проживало свыше  15 тыс. народов –представителей всех мировых религий. Тем не менее, Россия была унитарным государством, в составе которого находилось 4 автономные территории (ВКФ, Польша,___Малороссия_, __Новороссия__ ).

Национальный состав Российской империи был неоднородным. В нее входили 1) большие и старые народы (грузины, татары, поляки), для которых было характерно наличие собственной национальной элиты, традиций высокой культуры, а также живые государственные традиции; и 2) мелкие и молодые народы, у которых еще не появилась национальная элита, отсутствуют традиции высокой культуры, нет живой памяти и государственных (институциональных) традиций.

На рубеже веков в разных уголках России начинают зарождаться национальные движения. Но для всех нац.движений характерны 3 фазы: 1) группа энтузиастов начинает изучать и разрабатывать историю, культуру и язык своего народа; 2) группа нац.патриотов пытается внедрить идею национального самосознания в массы; 3) фаза массового национального движения, направленного на обретение автономии или независимости.

Для России было характерно несколько типов национального движения: 1) дворянский тип (Польша) – стремление интегрировать элиту с низами общества с тем, чтобы нация из дворянской стала этнической. 2) мусульманский тип – ставит перед собой культурно-просветительские задачи (джадидизм). 3) новый национальный  тип, направленный  не против центра, а против инонациональной элиты. 4) русский национализм снизу – характерен для новой российской элиты из числа купечества и священнослужителей.

В начале 20 в. в национальной политике России существовало 3 болевые точки: а) Польский вопрос (не получил развития в ходе революции, т.к. национальное движение формировалось не по национальному признаку, а по классовому); б) Украинский вопрос, представлявший для России вопрос внешнеполитический; и в) еврейский вопрос, который сопровождался нарастанием политизации споров вокруг него.  Однако все эти проблемы традиционно решались властью с наднациональных позиций.

В 1905 г. Николай II, следуя многовековым традициям веротерпимости, издал указ «О веротерпимости»  

Но поскольку параллельно с этими действиями также проходили попытки унифицировать  законодательстве империи, в отношении нац. окраин в частности, то в некоторых национальных районах, привыкших к особому статусу в Российской империи, начало зарождаться недовольство. Например,  в 1905 году по Гурии прокатилась волна крестьянских восстаний, а в национальных окраинах был всплеск национальных выступлений в связи с мобилизацией населения Российской империи. Но поскольку мобилизация  проходила по социальному, а не по национальному признаку, до 1907 года на аналогичных выступлениях национальных лозунгов не было!

Кроме того, в 1905 году Николай издает манифест от 17 октября, по которому впервые получают право на создание и существование национальных партий и органов. А 1-я Государственная Дума была представительным органом для всех народов Российской империи.

Польша. Польское национальное движение было связано с российским революционным, и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основные требования польского нац движения – территор. автономия, восстановление польского языка в гос. управлении и сельской школе. в конце 19 века самодержавие решило пойти на уступки в некоторых частных вопросах: был отменён введённый в 1863 г. процентный сбор с недвижимости и имений лиц польского происхождения в Западном крае, было разрешено преподавать по-польски польский язык и Закон Божий католического вероисповедания и разговаривать по-польски на переменах. Закон декабря 1905 г. значительно расширил контроль Варшавского генерал-губернатора над католической церковью, особенно в районах с бывшим униатским населением. В основном были сохранены ограничения поляков-католиков в западном крае. Было разрешено покупать землю у поляков же. После поражения первой русской революции 1905-1907 гг. российские власти усилили антипольскую направленность своей политики. Третьеиюньский избирательный закон резко сократил польское представительство в Думе – с 37 до 14 депутатов. В 1911 г. закон о земстве вводил в крае национальные курии, ограничивавшие представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Осенью 1914 г. Совет министров приступил к обсуждению польского вопроса. Большинство участников исходило из необходимости сохранения единого Российского государства, поэтому их уступки не шли далее создания в Польше Наместничества, широкого развития местного самоуправления, и признания за польским языком статуса государственного.

В годы первой русской революции в политике правительства наметились перемены в отношении украинского и белорусского населения. В январе 1905 г. МВД заявило о готовности способствовать развитию самосознания украинцев и белорусов. Католикам-крестьянам разрешено было покупать земли в Западном крае. Был снят заперт на печатание, каждый раз с благословения Синода, переводов Евангелия на украинский язык. После поражения революции правительство П.А. Столыпина категорически выступило против инициативы Гос. Думы принять закон о начальном обучении украинцев на родном языке. Национальная самобытность официально не признавалась. 1905 - крестьянам католикам разрешили покупать земли в Западном крае, 1905 - разрешение издавать Евангелие на украинском языке (вызвано бесполезностью сдерживания - текли в страну рекой из-за границы).  1911 - поскольку белорусы и украинцы не инородцы, то преподавание только на русском языке.

Еврейский вопрос-  с 20в началась антисемитская политика: евреи были выселены в черту оседлости, были  установлены жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях, были приняты меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности, запрещалось евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом. В 1890-х евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы

FILENAME \p  \* MERGEFORMAT C:\Program Files\Microsoft Office\Templates\Normal.dot


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21573. Этапы формирования личности в онтогенезе 21.28 KB
  [1;180] Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума. психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации т.[1;181] Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. Следует признать что не существует ни одной врожденной особенности организма которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка.
21574. Краткий словарь психологических терминов 86.51 KB
  telegraphic speech один из ранних этапов развития детской речи переходный к овладению речью взрослых Л. Специальная речевая работа с детьми правильная речь окружающих взрослых исключающая подстраивание под несовершенную речь ребенка служат средством профилактики а также коррекции если этот этап развития речи затянулся А. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется кроме того их временное разъединение АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ англ. Фрейда 2я стадия психосексуального развития в возрасте ок.
21575. Проблема культурного развития ребенка 20.61 KB
  Ключевые слова : Психологические процессы Память Примитивный ребенок Линии психологического развития Культурный прием поведения Стадия Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Выделение детской примитивности как особой формы недоразвития может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. задержка в культурном развитии ребенка бывает связана большей частью с тем что ребенок по какимлибо внешним или...
21576. Фрейд З. Я И ОНО. Сознание и бессознательное 18.78 KB
  Я И ОНО. Напротив характерно то что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание в промежутках оно было бессознательным. К этому Я прикреплено сознание оно владеет подступами к разрядке раздражений во внешний мир. сознательным может стать только то что когдато уже было СЗ восприятием и что помимо чувств изнутри хочет стать сознательным; оно должно сделать попытку превратиться во...
21577. Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду 21.44 KB
  Ключевые слова: Стадии: оральной анальной фаллической и генитальной. В акте сосания эротический компонент получавший удовлетворение при кормлении грудью становится самостоятельным отказываясь от постороннего объекта и замещая его какимнибудь органом собственного тела [7;163] В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – оральноагрессивная или оральносадистическая фаза. Фрейд утверждал что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
21578. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 42 KB
  КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 6. Поверхностные карстовые формы 6. Подземные карстовые формы 6. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА Карст совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии свойственной областям сложенным растворимыми горными породами каменная соль гипс известняк доломит и др.
21579. АБРАЗИЯ И АБРАЗИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 174.5 KB
  Абразионный тип берегов 7. Аккумулятивные формы береговой зоны 7. Полезные ископаемые морских берегов 7. Различают три вида абразии: а механическая разрушение пород под действием ударов волн и бомбардировки обломочным материалом; б химическая разрушение коренных пород берегов и берегового склона в результате растворения их морской водой; в термическая разрушение берегов сложенных мёрзлыми породами или льдом в результате отщепляющего действия морской воды на лёд.
21580. ЛЕДНИКОВЫЙ РЕЛЬЕФ И ЛЕДНИКОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ 94.5 KB
  Обломочный материал переносимый и откладываемый льдом образует морены. Различают: подвижные морены переносимые льдом; отложенные морены различные типы ледниковых отложений; морены как формы аккумулятивного ледникового рельефа. Основные морены состоят из самых разнообразных по размеру частиц от глинистых до валунных. С удалением от области ледниковой денудации в составе морены увеличивается количество пылеватого материала и заметно уменьшается величина валунов.
21581. РЕЛЬЕФ И ЭНДОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 104.5 KB
  Планетарные и тектонические формы рельефа 9. Вулканические формы рельефа 9. Псевдовулканические формы рельефа 9. Планетарные и тектонические формы рельефа Наболее крупными величайшими формами рельефа планеты являются материковые выступы и океанические впадины.