64541

Основа национальной политики царизма и ее особенности на рубеже XIX – XX веков

Доклад

История и СИД

На протяжении всей истории, Россия руководствовалась 6 принципами национальной политики, которые выражаются в: сотрудничестве с национальными элитами и стремление растворить...

Русский

2014-07-08

54 KB

2 чел.

2. Основа национальной политики царизма и ее особенности на рубеже XIXXX вв.

В 1721 г. Петр I провозгласил Россию империей, т.е конгломератом народов, образующих экономическую, политическую и в зачатке культурную систему, где ведущая и объединяющая роль принадлежит  одному или нескольким народам, и где другие народы находятся в положении зависимости  и подчинения, хотя и имеют собственные преимущества.

На протяжении всей истории, Россия руководствовалась 6 принципами национальной политики, которые выражаются в: (1) сотрудничестве с национальными элитами и стремление растворить нац.элиты в российском дворянстве; (2) невмешательстве во внутреннюю жизнь  народов, если те проявляли лояльность к царской власти; (3) веротерпимости; (4) особый правовой статус инородцев, которые сопровождались многочисленными льготами, освобождением от рекрутчины и некоторых повинностей; (5) национальность никогда не являлась препятствием для карьерного роста; (6) в России народы всегда были субъектами, а не объектами национальной политики.

Кроме того, Российская империя была привлекательна для многих народов, т.к гарантировала жизнь и безопасность, а вхождение в ее состав обеспечивало резкий скачек в  социально-экономическом развитии этих народов, и они так же получали доступ к достижениям мировой культуры.

В преддверии 20 столетия, российская империя представляла собой многонациональное поликонфессиональное государство, в котором проживало свыше  15 тыс. народов –представителей всех мировых религий. Тем не менее, Россия была унитарным государством, в составе которого находилось 4 автономные территории (ВКФ, Польша,___Малороссия_, __Новороссия__ ).

Национальный состав Российской империи был неоднородным. В нее входили 1) большие и старые народы (грузины, татары, поляки), для которых было характерно наличие собственной национальной элиты, традиций высокой культуры, а также живые государственные традиции; и 2) мелкие и молодые народы, у которых еще не появилась национальная элита, отсутствуют традиции высокой культуры, нет живой памяти и государственных (институциональных) традиций.

На рубеже веков в разных уголках России начинают зарождаться национальные движения. Но для всех нац.движений характерны 3 фазы: 1) группа энтузиастов начинает изучать и разрабатывать историю, культуру и язык своего народа; 2) группа нац.патриотов пытается внедрить идею национального самосознания в массы; 3) фаза массового национального движения, направленного на обретение автономии или независимости.

Для России было характерно несколько типов национального движения: 1) дворянский тип (Польша) – стремление интегрировать элиту с низами общества с тем, чтобы нация из дворянской стала этнической. 2) мусульманский тип – ставит перед собой культурно-просветительские задачи (джадидизм). 3) новый национальный  тип, направленный  не против центра, а против инонациональной элиты. 4) русский национализм снизу – характерен для новой российской элиты из числа купечества и священнослужителей.

В начале 20 в. в национальной политике России существовало 3 болевые точки: а) Польский вопрос (не получил развития в ходе революции, т.к. национальное движение формировалось не по национальному признаку, а по классовому); б) Украинский вопрос, представлявший для России вопрос внешнеполитический; и в) еврейский вопрос, который сопровождался нарастанием политизации споров вокруг него.  Однако все эти проблемы традиционно решались властью с наднациональных позиций.

В 1905 г. Николай II, следуя многовековым традициям веротерпимости, издал указ «О веротерпимости»  

Но поскольку параллельно с этими действиями также проходили попытки унифицировать  законодательстве империи, в отношении нац. окраин в частности, то в некоторых национальных районах, привыкших к особому статусу в Российской империи, начало зарождаться недовольство. Например,  в 1905 году по Гурии прокатилась волна крестьянских восстаний, а в национальных окраинах был всплеск национальных выступлений в связи с мобилизацией населения Российской империи. Но поскольку мобилизация  проходила по социальному, а не по национальному признаку, до 1907 года на аналогичных выступлениях национальных лозунгов не было!

Кроме того, в 1905 году Николай издает манифест от 17 октября, по которому впервые получают право на создание и существование национальных партий и органов. А 1-я Государственная Дума была представительным органом для всех народов Российской империи.

Польша. Польское национальное движение было связано с российским революционным, и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основные требования польского нац движения – территор. автономия, восстановление польского языка в гос. управлении и сельской школе. в конце 19 века самодержавие решило пойти на уступки в некоторых частных вопросах: был отменён введённый в 1863 г. процентный сбор с недвижимости и имений лиц польского происхождения в Западном крае, было разрешено преподавать по-польски польский язык и Закон Божий католического вероисповедания и разговаривать по-польски на переменах. Закон декабря 1905 г. значительно расширил контроль Варшавского генерал-губернатора над католической церковью, особенно в районах с бывшим униатским населением. В основном были сохранены ограничения поляков-католиков в западном крае. Было разрешено покупать землю у поляков же. После поражения первой русской революции 1905-1907 гг. российские власти усилили антипольскую направленность своей политики. Третьеиюньский избирательный закон резко сократил польское представительство в Думе – с 37 до 14 депутатов. В 1911 г. закон о земстве вводил в крае национальные курии, ограничивавшие представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Осенью 1914 г. Совет министров приступил к обсуждению польского вопроса. Большинство участников исходило из необходимости сохранения единого Российского государства, поэтому их уступки не шли далее создания в Польше Наместничества, широкого развития местного самоуправления, и признания за польским языком статуса государственного.

В годы первой русской революции в политике правительства наметились перемены в отношении украинского и белорусского населения. В январе 1905 г. МВД заявило о готовности способствовать развитию самосознания украинцев и белорусов. Католикам-крестьянам разрешено было покупать земли в Западном крае. Был снят заперт на печатание, каждый раз с благословения Синода, переводов Евангелия на украинский язык. После поражения революции правительство П.А. Столыпина категорически выступило против инициативы Гос. Думы принять закон о начальном обучении украинцев на родном языке. Национальная самобытность официально не признавалась. 1905 - крестьянам католикам разрешили покупать земли в Западном крае, 1905 - разрешение издавать Евангелие на украинском языке (вызвано бесполезностью сдерживания - текли в страну рекой из-за границы).  1911 - поскольку белорусы и украинцы не инородцы, то преподавание только на русском языке.

Еврейский вопрос-  с 20в началась антисемитская политика: евреи были выселены в черту оседлости, были  установлены жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях, были приняты меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности, запрещалось евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом. В 1890-х евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы

FILENAME \p  \* MERGEFORMAT C:\Program Files\Microsoft Office\Templates\Normal.dot


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.
66994. Про доброту і милосердя 310 KB
  Хто ж винен у ситуації до якої потрапив вовк Чи викликає у вас симпатію герой байки Чому Як можна допомогти вовкові 2. Як це не кайся Яку частину прислівя можна сказати саме вовкові ІІІ. Що можна віднести до милосердя А що ви вважаєте немилосердним ІІІ група Будь привітним.
66995. Доля, що дарує Надію 33.5 KB
  Одного разу Ніна Михайлівна їхала в поїзді і раптом почула по радіо повідомлення що пасажирці цього поїзду терміново потрібна донорська кров. Був випадок коли після забору крові прийшов вагон з мукою і Ніна Михайлівна пішла його розвантажувати. Ніна Михайлівна дістає із шухляди скриньку з паперами.