64545

Появление евреев в России по итогам трёх разделов Польши. Курс самодержавья на разрушение их самоизоляции (1795-1855)

Доклад

История и СИД

По поручению Павла Державин занимался изучением религиозного и общественного быта евреев. Евреи устроили в черте оседлости тайное израильское царство разделённое на кагальные округа с кагальными управлениями облечёнными деспотической властью на основе законов Талмуда.

Русский

2014-07-08

44.5 KB

2 чел.

65Появление евреев в России по итогам трёх разделов Польши. Курс самодержавья на разрушение их самоизоляции (1795-1855).

Павел.

По поручению Павла Державин занимался изучением религиозного и общественного быта евреев. Его выводы. Евреи устроили в черте оседлости тайное израильское царство, разделённое на кагальные округа с кагальными управлениями, облечёнными деспотической властью на основе законов Талмуда. Русское законодательство необязательно. Суд еврея с евреем  - только в кагальной системе, а  проигравший в нагольном суде не мог подать апелляцию в гос суд, иначе - херем. Кагал имел право исключать виновных из еврейской общины и из всего Израиля. Право приговаривать евреев к смертной казни. Право подчинить своей власти всё на данной территории, и считал себя хозяином всех имуществ (и еврейский, и христианских) в своём регионе; воспрещал/разрешал жительство иногородних в своей общине; скреплял сделки купли-продажи между евреями; продавал евреям право эксплуатации личности нееврея (меропия) и право эксплуатации имущества неевреев (хазарка). Кагал вел сборы на еврейские общественные нужды, устанавливал правила для торговли и ремесел, перекупка  имущества, взятие откупа или аренды - только с разрешения  кагала.  

Александр I.

Александр I находился под влиянием масонского окружения, занял либеральную позицию.

1804 –первый в России законодательный свод о евреях. Основные пункты «Положения о евреях» (1804), целью которого, по словам Александра I, являлось дать государству полезных граждан, а евреям Отечество.

- право приобретать землю без крепостных с правом использовать наёмных христиан;

- гос помощь при заведении текстильных и обувных фабрик, переходе к с/х труду на неосвоенных землях;

- право евреям-фабрикантам, купцам и ремесленникам выезжать за черту оседлости на время по делам;

- подтверждались права евреев на неприкосновенность их собственности, личную свободу, свою веру и свободу общинного устройства с прежним правом собирания податей, но без права увеличивать своих сборов;

- запрет религиозных наказаний и проклятий;

- запрет содержать в деревне и на селе аренды, шинки, кабаки, постоялые дворы, в течение 3 лет удалить евреев из деревни;

- приём в учебные заведения на равных условиях;

- принцип гражданского равноправия евреев.

1804 – указ Александра I открыл свободный доступ евреев к образованию. Стипендии еврейским мальчикам в светских училищах, тогда как нееврейские стипендий не имели. Опрокидывает представление о России как стране еврейского бесправия и страдания.

Положение о евреях продолжало развивать обособленность еврейских общин на русской почве, т.е. укреплять кагалы с их самостоятельностью.

С 1808 – устройство в Новороссийском крае еврейских колоний с целью перевоспитать евреев, приучив их к земледельческому труду. Еврейские переселенцы в Новороссии получали преимущества по сравнению с православными крестьянами-переселенцами.

- Для евреев выделялось 30 тыс. десятин земли с возможными надбавками по потребности. Получение в потомственное владение в Новороссии на семью по 40 десятин (обычный надел не более 10);

-денежные ссуды на переезд и устройство хозяйства (ссуды возвращались только после 10 лет и ещё в течение 10 лет);

-предварительная постройка рубленых изб для переселенцев (вокруг даже у помещиков – глинобитные дома);

-освобождение от податей на 10 лет;

-сохранение личной свободы;

-покровительство властей.

1807-1825 – существовала депутация от еврейских общин западных губерний для обсуждения с правительством вопросов еврейской жизни. Далеко не все ходатайства удовлетворялись.

Николай I.

При Николае I прежний либеральный подход сменился усилением практики административного ограничения.

Уравнять евреев в несении всех гос повинностей. Иудеи подводились под административную и полицейскую опеку.

Законодательства о евреях в эпоху Николая I получило религиозную окраску, т.к. Николай опасался, что евреи будут обращать христиан в иудейскую веру.  был по отношению к российским евреям  весьма  энергичен. При Николае  I была  издана половина всех зак актов о евреях от Алексея Михайловича и до смерти Александра II, притом Государь сам вникал в это законодательство и руководил им.

Николай: сперва реформировать внутренний быт, развивая его через производительный труд и образование, так ведя к снятию адм ограничений. Меры с целью разрушения самоизоляции евреев в России и приближении их к русской культуре.

1827 – введение рекрутской повинности натурой для евреев (раньше – деньги). Выбирают кагалы. Купцы всех гильдий, жители с/х колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины, все, имевшие высшее и среднее образование, освобождались. Евреи должны были поставлять в 2,5 раза больше рекрутов (20 за 2 года у евреев к 7 за два года у христиан). Призванных на военную службу детей обращали в христианства, запрещая им переписываться с родителями, говорить на родном языке и т.д. Принявшее христианство евреи получали 25 рублей и некоторые льготы, а также могли продвигаться по воинской службе.

Мин народного просвещения Уваров выработал проект открытия сети школ «для борьбы с еврейской косностью» - привлекать евреев в учебные заведения.

1826 - надзор над евр книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр книг, разрешение книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836)

1835 - Положение о евреях: кагальное обособление усиливается. Льготы евреям, изъявившим желание перейти в земледельцы: смена статуса – без всякого условия; прощались недоимки в податях; можно получать казённые земли в бессрочное пользование и в пределах черты оседлости покупать, продавать и арендовать земли; освобождались от подушной подати на 25 лет, от земской – на 10, от рекрутской повинности – на 50; узаконены промыслы и ремёсла в деревенском быту.

1844 – школьная реформа: казённые еврейские училища.

Евреи по сравнению с основной массой русского населения 1795-1861. Личная свобода – зависимость; евреям – всяческие послабления от повинностей; доступ к образованию; самоуправление.

1844 - новое Высочайше утверждённое положение: кагалы уничтожены везде, кроме Риги и Курляндской губернии, евреи подчинены городским и уездным управлениям на общем основании.

к. 1840-х - спец комитет «для определения мер коренного преобразования евреев в России». Власти пытались принудить евреев к отказу от трад образа жизни и рел. Еврейская рекрутская норма увеличивалась в пять раз.

Появление евреев в России в результате трех разделов Речи Посполитой. Курс самодержавия на разрушения самоизоляции евреев в 1795 – 1855 годах.

В результате 3 разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793,1795) большая часть ЕВР. Речи Посполитой оказалась на терр. Рос. империи. В 1787 рос. гражданами стали ок. 2 тыс. крымчаков и 3 тыс. караимов бывш. Крымского ханства. Всего, по итогам раздела Польши около 1 млн 200 тыс Евр. вошло в сост. Р. В первой пол. 19 в. Рос. империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (до 1914 в России проживало более половины ЕВР. мира).

13 июня 1794 г. Ек. II подписала указ, в котором перечислялись территории, где евреям было дозволено постоянно проживать: Минская, Изяславская (Волынская), Брацлавская (Подольская), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губернии, Екатеринославское наместничество и Таврическая обл. (Крым). В 1795 г. после третьего раздела Польши к этим землям добавились Виленская и Гродненская губернии. Так появилась «черта оседлости».

В то же время рос. пр-во стало принимать меры по изменению социального статуса ЕВР. внутри «черты оседлости». Уложение 1804 потребовало выселения ЕВР. из сел. местности, к-рое ввиду отсутствия средств и тяжёлых социальных последствий было отменено в 1808. Были предприняты меры по созданию евр. земледельч. колоний в Новороссии, большинство из к-рых просуществовали до 2-й мировой войны, когда они были уничтожены нацистами. Однако в то же время, по положению 1804 г. за евреями сохранялась свобода вероисповедания и общинного устройства, им предоставлялись равные со всеми другими Российскими подданными права. Евреям разрешено выходить за черту оседлости, но только фабрикантам, купцам и ремесленникам. Им временно разрешалось селиться во внутренних губерниях и столице. Никто не имел права присваивать себе собственность Евреев, располагать их трудом либо укреплять их лично. Евр-м разрешено покупать незаселенную землю, т.е. без крепостных крестьян, но с правом пользоваться трудом наемных работников - христиан (т.о. было положено начало еврейским земледельческим колониям на юге России). Евреи освобождались от судебной власти помещика.

Большинство евреев в кон. 18 в. жило в сел. местности и в маленьких городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, многие были посредниками между городом и деревней, управляющими имениями, корчмарями, мелкими торговцами. ЕВР. держались обособленно, слабо владели польским языком и вообще не владели русским, управлялись общинными, или кагальными организациями.

Относительно либеральная политика эпохи раннего правления Александра I, стремившаяся во «исправление» ЕВР. побудить их к физич. и земледельч. труду, сменилась в николаевский период активной политикой разрушения ЕВР самоизоляции и проведение ассимиляции:

  1.  В 1827 был отменён денежный налог, к-рым облагались ЕВР. взамен воин. повинности. Был введён рекрутский набор малолетних детей ЕВР. (12-18 лет) в т. н. солдатские школы кантонистов с последующим отбытием 25-летнего срока воин, повинности. С 1827 по 1856, когда институт кантонистов был упразднён, число малолетних рекрутов ЕВР. было ок. 50 тыс. Воинская  служба использовалась также для приобщения евреев к христианству. Значительная часть кантонистов крестилась, что не означало для них полного растворения в христианстве. Евр. кантонистам присваивались рус. фамилии и имена, и их потомкам разрешалось жительство вне «черты оседлости». Так возникали первые евр. поселения в собственно рос. губерниях.
  2.  Положение о евреях 1835 г. – запрещение повсеместной торговли
  3.  законодательство 1835, закрепившем «черту оседлости», институт кантонистов, цензуру. Продолжалась политика создания земледельч. поселений, в т. ч. кратковременная попытка заселения ЕВР. Сибири.
  4.  вмешательство властей в религ. и культурную жизнь: введение в 1826 надзора над евр. книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр. книг, издание закона, разрешавшего книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836)
  5.  В кон. 1840-х гг. был учреждён спец. комитет «для определения мер коренного преобразования ЕВР. в России». Власти пытались принудить ЕВР. к отказу от традиц. образа жизни и религ, образования и видели путь решения «евр. вопроса» в христианизации и макс. приобщении к рус. яз. и культуре. Евр. рекрутская норма увеличивалась в пять раз
  6.  В 1844 царским указом была упразднена юридич. самостоятельность евр, общины, кагала. Надзор за евр. учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение гор. дум и полиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...
74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI – XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.
74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.
74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.