64545

Появление евреев в России по итогам трёх разделов Польши. Курс самодержавья на разрушение их самоизоляции (1795-1855)

Доклад

История и СИД

По поручению Павла Державин занимался изучением религиозного и общественного быта евреев. Евреи устроили в черте оседлости тайное израильское царство разделённое на кагальные округа с кагальными управлениями облечёнными деспотической властью на основе законов Талмуда.

Русский

2014-07-08

44.5 KB

5 чел.

65Появление евреев в России по итогам трёх разделов Польши. Курс самодержавья на разрушение их самоизоляции (1795-1855).

Павел.

По поручению Павла Державин занимался изучением религиозного и общественного быта евреев. Его выводы. Евреи устроили в черте оседлости тайное израильское царство, разделённое на кагальные округа с кагальными управлениями, облечёнными деспотической властью на основе законов Талмуда. Русское законодательство необязательно. Суд еврея с евреем  - только в кагальной системе, а  проигравший в нагольном суде не мог подать апелляцию в гос суд, иначе - херем. Кагал имел право исключать виновных из еврейской общины и из всего Израиля. Право приговаривать евреев к смертной казни. Право подчинить своей власти всё на данной территории, и считал себя хозяином всех имуществ (и еврейский, и христианских) в своём регионе; воспрещал/разрешал жительство иногородних в своей общине; скреплял сделки купли-продажи между евреями; продавал евреям право эксплуатации личности нееврея (меропия) и право эксплуатации имущества неевреев (хазарка). Кагал вел сборы на еврейские общественные нужды, устанавливал правила для торговли и ремесел, перекупка  имущества, взятие откупа или аренды - только с разрешения  кагала.  

Александр I.

Александр I находился под влиянием масонского окружения, занял либеральную позицию.

1804 –первый в России законодательный свод о евреях. Основные пункты «Положения о евреях» (1804), целью которого, по словам Александра I, являлось дать государству полезных граждан, а евреям Отечество.

- право приобретать землю без крепостных с правом использовать наёмных христиан;

- гос помощь при заведении текстильных и обувных фабрик, переходе к с/х труду на неосвоенных землях;

- право евреям-фабрикантам, купцам и ремесленникам выезжать за черту оседлости на время по делам;

- подтверждались права евреев на неприкосновенность их собственности, личную свободу, свою веру и свободу общинного устройства с прежним правом собирания податей, но без права увеличивать своих сборов;

- запрет религиозных наказаний и проклятий;

- запрет содержать в деревне и на селе аренды, шинки, кабаки, постоялые дворы, в течение 3 лет удалить евреев из деревни;

- приём в учебные заведения на равных условиях;

- принцип гражданского равноправия евреев.

1804 – указ Александра I открыл свободный доступ евреев к образованию. Стипендии еврейским мальчикам в светских училищах, тогда как нееврейские стипендий не имели. Опрокидывает представление о России как стране еврейского бесправия и страдания.

Положение о евреях продолжало развивать обособленность еврейских общин на русской почве, т.е. укреплять кагалы с их самостоятельностью.

С 1808 – устройство в Новороссийском крае еврейских колоний с целью перевоспитать евреев, приучив их к земледельческому труду. Еврейские переселенцы в Новороссии получали преимущества по сравнению с православными крестьянами-переселенцами.

- Для евреев выделялось 30 тыс. десятин земли с возможными надбавками по потребности. Получение в потомственное владение в Новороссии на семью по 40 десятин (обычный надел не более 10);

-денежные ссуды на переезд и устройство хозяйства (ссуды возвращались только после 10 лет и ещё в течение 10 лет);

-предварительная постройка рубленых изб для переселенцев (вокруг даже у помещиков – глинобитные дома);

-освобождение от податей на 10 лет;

-сохранение личной свободы;

-покровительство властей.

1807-1825 – существовала депутация от еврейских общин западных губерний для обсуждения с правительством вопросов еврейской жизни. Далеко не все ходатайства удовлетворялись.

Николай I.

При Николае I прежний либеральный подход сменился усилением практики административного ограничения.

Уравнять евреев в несении всех гос повинностей. Иудеи подводились под административную и полицейскую опеку.

Законодательства о евреях в эпоху Николая I получило религиозную окраску, т.к. Николай опасался, что евреи будут обращать христиан в иудейскую веру.  был по отношению к российским евреям  весьма  энергичен. При Николае  I была  издана половина всех зак актов о евреях от Алексея Михайловича и до смерти Александра II, притом Государь сам вникал в это законодательство и руководил им.

Николай: сперва реформировать внутренний быт, развивая его через производительный труд и образование, так ведя к снятию адм ограничений. Меры с целью разрушения самоизоляции евреев в России и приближении их к русской культуре.

1827 – введение рекрутской повинности натурой для евреев (раньше – деньги). Выбирают кагалы. Купцы всех гильдий, жители с/х колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины, все, имевшие высшее и среднее образование, освобождались. Евреи должны были поставлять в 2,5 раза больше рекрутов (20 за 2 года у евреев к 7 за два года у христиан). Призванных на военную службу детей обращали в христианства, запрещая им переписываться с родителями, говорить на родном языке и т.д. Принявшее христианство евреи получали 25 рублей и некоторые льготы, а также могли продвигаться по воинской службе.

Мин народного просвещения Уваров выработал проект открытия сети школ «для борьбы с еврейской косностью» - привлекать евреев в учебные заведения.

1826 - надзор над евр книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр книг, разрешение книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836)

1835 - Положение о евреях: кагальное обособление усиливается. Льготы евреям, изъявившим желание перейти в земледельцы: смена статуса – без всякого условия; прощались недоимки в податях; можно получать казённые земли в бессрочное пользование и в пределах черты оседлости покупать, продавать и арендовать земли; освобождались от подушной подати на 25 лет, от земской – на 10, от рекрутской повинности – на 50; узаконены промыслы и ремёсла в деревенском быту.

1844 – школьная реформа: казённые еврейские училища.

Евреи по сравнению с основной массой русского населения 1795-1861. Личная свобода – зависимость; евреям – всяческие послабления от повинностей; доступ к образованию; самоуправление.

1844 - новое Высочайше утверждённое положение: кагалы уничтожены везде, кроме Риги и Курляндской губернии, евреи подчинены городским и уездным управлениям на общем основании.

к. 1840-х - спец комитет «для определения мер коренного преобразования евреев в России». Власти пытались принудить евреев к отказу от трад образа жизни и рел. Еврейская рекрутская норма увеличивалась в пять раз.

Появление евреев в России в результате трех разделов Речи Посполитой. Курс самодержавия на разрушения самоизоляции евреев в 1795 – 1855 годах.

В результате 3 разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793,1795) большая часть ЕВР. Речи Посполитой оказалась на терр. Рос. империи. В 1787 рос. гражданами стали ок. 2 тыс. крымчаков и 3 тыс. караимов бывш. Крымского ханства. Всего, по итогам раздела Польши около 1 млн 200 тыс Евр. вошло в сост. Р. В первой пол. 19 в. Рос. империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (до 1914 в России проживало более половины ЕВР. мира).

13 июня 1794 г. Ек. II подписала указ, в котором перечислялись территории, где евреям было дозволено постоянно проживать: Минская, Изяславская (Волынская), Брацлавская (Подольская), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губернии, Екатеринославское наместничество и Таврическая обл. (Крым). В 1795 г. после третьего раздела Польши к этим землям добавились Виленская и Гродненская губернии. Так появилась «черта оседлости».

В то же время рос. пр-во стало принимать меры по изменению социального статуса ЕВР. внутри «черты оседлости». Уложение 1804 потребовало выселения ЕВР. из сел. местности, к-рое ввиду отсутствия средств и тяжёлых социальных последствий было отменено в 1808. Были предприняты меры по созданию евр. земледельч. колоний в Новороссии, большинство из к-рых просуществовали до 2-й мировой войны, когда они были уничтожены нацистами. Однако в то же время, по положению 1804 г. за евреями сохранялась свобода вероисповедания и общинного устройства, им предоставлялись равные со всеми другими Российскими подданными права. Евреям разрешено выходить за черту оседлости, но только фабрикантам, купцам и ремесленникам. Им временно разрешалось селиться во внутренних губерниях и столице. Никто не имел права присваивать себе собственность Евреев, располагать их трудом либо укреплять их лично. Евр-м разрешено покупать незаселенную землю, т.е. без крепостных крестьян, но с правом пользоваться трудом наемных работников - христиан (т.о. было положено начало еврейским земледельческим колониям на юге России). Евреи освобождались от судебной власти помещика.

Большинство евреев в кон. 18 в. жило в сел. местности и в маленьких городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, многие были посредниками между городом и деревней, управляющими имениями, корчмарями, мелкими торговцами. ЕВР. держались обособленно, слабо владели польским языком и вообще не владели русским, управлялись общинными, или кагальными организациями.

Относительно либеральная политика эпохи раннего правления Александра I, стремившаяся во «исправление» ЕВР. побудить их к физич. и земледельч. труду, сменилась в николаевский период активной политикой разрушения ЕВР самоизоляции и проведение ассимиляции:

  1.  В 1827 был отменён денежный налог, к-рым облагались ЕВР. взамен воин. повинности. Был введён рекрутский набор малолетних детей ЕВР. (12-18 лет) в т. н. солдатские школы кантонистов с последующим отбытием 25-летнего срока воин, повинности. С 1827 по 1856, когда институт кантонистов был упразднён, число малолетних рекрутов ЕВР. было ок. 50 тыс. Воинская  служба использовалась также для приобщения евреев к христианству. Значительная часть кантонистов крестилась, что не означало для них полного растворения в христианстве. Евр. кантонистам присваивались рус. фамилии и имена, и их потомкам разрешалось жительство вне «черты оседлости». Так возникали первые евр. поселения в собственно рос. губерниях.
  2.  Положение о евреях 1835 г. – запрещение повсеместной торговли
  3.  законодательство 1835, закрепившем «черту оседлости», институт кантонистов, цензуру. Продолжалась политика создания земледельч. поселений, в т. ч. кратковременная попытка заселения ЕВР. Сибири.
  4.  вмешательство властей в религ. и культурную жизнь: введение в 1826 надзора над евр. книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр. книг, издание закона, разрешавшего книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836)
  5.  В кон. 1840-х гг. был учреждён спец. комитет «для определения мер коренного преобразования ЕВР. в России». Власти пытались принудить ЕВР. к отказу от традиц. образа жизни и религ, образования и видели путь решения «евр. вопроса» в христианизации и макс. приобщении к рус. яз. и культуре. Евр. рекрутская норма увеличивалась в пять раз
  6.  В 1844 царским указом была упразднена юридич. самостоятельность евр, общины, кагала. Надзор за евр. учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение гор. дум и полиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54365. День Святого Миколая - душа весело співає 158 KB
  Хлопчик Краснії подарунки дітям приносить В кожен дім діти знають: з радістю приходить. Звучить чарівна мелодія зявляються дівчаткаянголи які виконують дивовижний танок сповіщаючи прихід Миколая стук у двері до господи входить Святий Миколай Вчитель Діти а хто до нас прийшов Діти Святий Миколай Св. Добрий день вам любі діти Діти Добрий день Св. Бачу ви усі привітні...
54366. Сценарій ранку «Ми чекаємо Святого Миколая» 60 KB
  Ми всі з нетерпінням чекаємо дня Святого Миколая. З лопатами і з піснею Працюємо разом 2куплет: Ми цю пісню будемо співати І всі дружно станем працювати Щоб Миколай прийшов до всіх Приніс дарунків повен міх 1 чортик Ну що ж мене вам не здолати я вам нашлю нову біду Чари мариТепер вас треба всіх розчарувати а для цього треба все про святого Миколая розповісти а ви про нього нічого і не знаєте.
54367. Народні свята. День Святого Миколая 81 KB
  Співом його привітаєм Разом пісню заспіваєм Співають пісню Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой хто хто спішить в твої двори Того ти на землі й на морі. Все хорониш від напасти Не даєш му в гріхи впасти Миколаю Ой хто хто к ньому прибігає На поміч його призиває Той все з горя вийде ціло Охоронить душу й тіло Миколаю Миколай молися за нами Благаєм тебе зі сльозами Ми тя будем вихваляти Ім'я твоє величати Миколаю 2...
54368. Свято Миколая 62.5 KB
  Коли святий Миколай З небес на землю йде То кожен дім і школа Мов вулик бджіл гуде. Це Святий Миколай. Як затанцюють за вікном сніжинки І білим килимом укриють край То знай що до Івася і Галинки Святий прибуде з неба Миколай. Я не хочу щоб Святий Миколай приходив до вас хвалив за якісь гарні вчинки дарував вам гостинці.
54369. Свято Василя та Меланки 209.5 KB
  Цього дня батько ховається від своїх дітей за символом багатства та щедрості — за пирогами. Діти повинні вдавати, що в цю мить батька не бачать — так велить традиція. Вони мусять запитувати в матері, де ж тато подівся. А «здивована» мати бажає, аби й наступного року діти за пирогами батька не помітили.
54370. Классный час «Милосердие» 61.5 KB
  Суть бескорыстного доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий: Когда ты сделал комуто добро и это добро принесло плод зачем ты как безрассудный домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело Видимо сознание сделанного добра высшая награда для человека. Внутренний психический мир человека. Наука изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека.
54371. Смотри, не забудь, человеком будь 110.5 KB
  Какие чувства у вас возникали когда вы смотрели на эти фотографии Заставили ли вас эти фотографии сочувствовать сопереживать Как можно одним словом назвать способность человека к сопереживанию к совершению добрых и бескорыстных поступков по отношению к больным маленьким детям престарелым инвалидам животным да и ко всем живым существам Милосердие Какое сердце должно быть у...
54372. Арифметичні дії зі звичайними дробами 2.61 MB
  Отже яка основна властивість дробів Дощик капає на парту Парасольку я беру Потягнулися до сонця І сховались від дощу. Отже як знайти суму двох дробів з різними знаменниками 4тема. Отже чому дорівнює добуток двох дробів Отже зараз ми виконали певну роботу. Скорочення дробів.
54373. Культура Киевской Руси 24.76 KB
  Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен