64546

Великое княжество литовское и русское. Несостоявшийся проект объединения русских земель

Доклад

История и СИД

Постепенно русский язык становится языком административным судебным; законодательные акты правительственные распоряжения составляются порусски; в самом Вильнюсе столице Литвы при дворе великих...

Русский

2014-07-08

18.39 KB

1 чел.

5. Великое княжество литовское и русское. Несостоявшийся проект объединения русских земель.

В начале XIII в. литовские племена находились в состоянии политической раздробленности. Они управлялись племенными князьями, с которыми часто совершали нападения на русские и польские земли. Опасность со стороны Ливонского и Тевтонского орденов заставила литовцев объединиться вокруг одного военного вождя, которым в 30-е гг. XIII в. стал первый литовский князь Миндовг. Он объединил под своей властью большинство литовских племен и присоединил Черную Русь с городами Гродно, Новогородок, Волоковыск – т.е. города по левому притоку Немана). В 1263 г. Миндовг погиб в результате заговора, и после его смерти в Литве наступает период смуты и междоусобиц. К началу XIV в. новым князем становится Гедимин, который создает прочное объединение литовских и западнорусских земель.

При Ольгерде (1345-1377гг.) в состав Литовского княжества вошли огромные территории – до Чёрного моря и Дона. Литовское владычество было распространено в Южной Руси: на Чернигово-Северские, Волынские земли, Подолье (земли между Южным Бугом и Днестром; северная часть их – с городами Каменцем и Бакотой). Кроме того, Киевская земля окончательно вошла в состав Литовского государства: теперь там сидел уже не князь-подручник, как при Гедимине, а князь-наместник. Ольгерд имел виды на Новгород и Северо-Восточную Русь, соперничал с Москвой. В частности, в зависимость от Литвы попали Смоленские князья, находился под её влиянием Псков, в 1341г. войска Ольгерда совершили нападение на Можайск, поддерживали в борьбе с Москвой Тверского князя, а в 1368 и 1370 гг. вместе с войсками Твери Ольгерд дважды осаждал Москву. Также Ольгерд вёл борьбу с Казимиром Польским за Волынь, в результате которой в 1377 г. эта земля была поделена между Литвой (восточная часть Волыни) и Польшей (западная её часть).

   Ольгерда называли человеком «русской культуры» из-за тесного общения с Северо-Восточной Русью, однако многие историки считают, что отношения эти были грабительскими. И опять-таки можно взглянуть на этот вопрос с двух сторон. За два десятка лет до Дмитрия Донского Ольгерд одержал две блестящие победы над Ордой, одна из которых – битва у Синих Вод (1362 г.), - в результате которой иго монголо-татар было для Литвы ликвидировано и  после которой к Великому княжеству Литовскому и Русскому была присоединена Южная Русь. Именно при Ольгерде сформировалась территория княжества и обозначились сферы его влияния.

Таким образом, в течение полутораста лет (1238-1385 гг.) литовцы создали обширное государство, главным образом из русских земель. Такое приращение Литовского княжества сопровождалось обычным в истории явлением: встретив в новых местах народность с более высокой культурой, литовцы, хотя и победители, духовно подчинились побеждённому народу. Они постепенно стали принимать от русских христианство по православному образцу, усваивать русские обычаи и порядки. Уже некоторые члены семьи Гедимина были православными; семья Ольгерда почти полностью принадлежала к Греческой Церкви. 16 русских княжон уже успели выйти замуж за литовских князей, и 15 литовских князей женились на русских княжнах. Постепенно русский язык становится языком административным, судебным; законодательные акты, правительственные распоряжения составляются по-русски; в самом Вильнюсе, столице Литвы, при дворе великих литовских князей, русский язык вытесняет язык господствующего племени. И это неудивительно: население столицы литовского государства по преимуществу русское, и даже многим позже, во времена Ивана Грозного, русских в Вильнюсе будет не менее половины.

   Все эти успехи были достигнуты, безусловно, не сразу. Однако линия сближения с русской народностью и, до известной степени, поглощения ею, была уже намечена.

Однако в 1385 г. в замке Крево было подписано династическое соглашение между Польшей и Литвой. В Польше в этот момент трон занимала королева Ядвига, ставшая после заключения Кревской унии женой Ягайло (1386 г.). Брак этот был чисто политическим делом, скрепившим заключённую унию. Согласно унии Ягайло принял на себя следующие обязательства:

1. Принять католическую веру со всем литовским народом.

2. Предоставить государственную казну Княжества на нужды Польши.

3. Выпустить всех пленных христиан на волю.

4. На вечные времена присоединить литовские земли к короне Польской (так называемая инкорпорация)

   Ягайло провозгласили королём двух государств. В 1387г. он принял католичество (с этого времени он принял имя Владислава II) и стал насаждать (по Кревской унии) в языческой Литве новую религию.

Так началось втягивание ВКЛ в западную цивилизацию. Следующим шагом на этом пути стало соглашение между Литвой и Польшей в 1413 г. в Городле (счастливый исход Грюнвальдской битвы, достигнутый совместными усилиями, и непрекращающаяся опасность от соседей (Орден, татары, Москва) ещё убедительнее подчеркнули необходимость тесного единения между Польшей и Литвой): инкорпорация Литовского княжества в королевство Польское была формально подтверждена; католическая церковь поставлена в такое же привилегированное положение, каким она пользовалась в Польше (этим был внесён социальный разлад в общественную структуру Литвы, а католичество получило больше возможностей к проникновению в православную среду).

С принятием католичества и сближением Литвы с Польшей соперничество Москвы и Вильно стало восприниматься как противостояние восточного и западного христианства. В глазах православного населения Литвы московские князья приобрели большие преимущества – именно они отныне выступали в роли защитников истинной веры. Если раньше, выбирая из двух зол меньшее, русские князья предпочитали покровительство литовских князей ордынскому, то теперь ситуация менялась и православные русские князья стали с надеждой поглядывать на самого сильного представителя Северо-Восточной Руси – Москву.

Таким образом, поворот ВКЛ в сторону запада – заключение Кревской унии и брак Ягайлы с Ядвигой –  насильственно нанёс непоправимый удар проводимой работе объединения русских земель под властью литовских князей, исказив принятое направление и направив жизнь литовской и русской народностей совсем по другому руслу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25554. Предприятие, цели и задачи его создания. Основные типы предприятий. Аренда, лизинг, франчайзинг 123.5 KB
  Предприятие это самостоятельный специализированный субъект созданный в порядке установленном законом для производства продукции выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 2 по структуре продукции: узкоспециализированные многопрофильные комбинированные. Оплата труда непроизводственного персонала включается в себестоимость продукции косвенным путем. Затраты на оборотные средства включаются в себестоимость изготавливаемой продукции в полном объеме по мере потребления.
25555. Учение Платона о душе 28.5 KB
  Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной которая одна может сделать поведение нравственным. И наконец разумную часть души Платон отождествляет с возницей который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу управляя конем. В описании души Платон придерживается четких чернобелых критериев доказывая что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей в то время как вожделеющая и страстная плохими более низкими. У человека Платон выделял два уровня души высший и низший.
25556. Аристотель о душе и ее способностях 30.5 KB
  Форма придает материи качественную определенность составляет сущность вещей. Материя не может быть бесформенной форма не может не иметь материальной основы. Душа форма живой материи. Душа и тело связаны как материя и форма т.
25557. Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода 30.5 KB
  Развитие мира постоянное восхождение или нисхождение божественного Ступени: Божественное первоначало Божественный ум Божественная душа Природа По мере нисхождения верховного начала оно передается во множество умов и душ. Первично божественное материя последняя стадия дробления первоначала Душа человека происходит из мировой души она нематериальна непространственна едина. Уровни или части души: Умопостигаемая душа Чувственная душа Тело Деятельность души функции Обращение к мировому разуму Обращение к чувственному миру и...
25558. Развитие средневековой психологии на востоке. Авиценна, Альгазен, Аверроэс 26.5 KB
  Авиценн согласен с Аристотелем в том что душа это форма тела и о трех способностях души растительной рост животной ощущения аффекты движения и разумной воображение память разум. Авиценн выделил чистые разумные акты независимые от тела. Причины выделения индивидуального разума 1. чувства и разум разобщены самостоятельны по отношению друг к другу независимы.
25559. Психология в эпоху Возрождения: основные тенденции в развитии философо-психологических взглядов 27.5 KB
  Поскольку человек есть часть природы то и душа его есть лишь проявление природы. Стремления и удовольствия требования природы человек должен их удовлетворять. Помпонацци 14621524 О бессмертии души Бог в делах природы участия не принимает. Человек есть результат развития природы причем у него как и у всего живого появляется психическое душевное названное термином дух захваченное из окружающей среды наиболее совершенное материальное вещество.
25560. Общие черты в развитии психологии Нового времени 26 KB
  : Рост производства Переход к капитализму Мануфактуры Тенденции характерные для философов: Отделение науки от религии: отказ от веры светский характер науки для того чтобы ускорить прогресс Источник познания: Сенсуализм родоначальник Ф.Бэкон Источник познания чувственный опыт. Источник познания мышление разум. Способы научного познания: Индуктивный: от частногоопыта к общему правилу Дедуктивный: от общего теории к частному частным ситуациям Что первично: психика или телесный мир Сенсуализм: сначала...
25561. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии 41.5 KB
  Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле занимается наука Разум божественный занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона эмпиризма в том что в основе познания лежит исключительно опыт.
25562. Р. Декарт о «страстях души» 34 KB
  Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.