64548

Сократ: жизнь, учение и метод

Доклад

Логика и философия

Жена Сократа Ксантиппа была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных сварливых жен. Поведение Сократа на суде отражено в платоновской Апологии Сократа.

Русский

2014-07-08

34 KB

2 чел.

Вопрос №3

Сократ: жизнь, учение и метод

Сократ (469-399 гг до н. э.) –афинский философ, символ Афин. Его учение – поворотный момент в развитии философской мысли, переход от рассмотрения окружающего мира и природы к человеческой личности.

Жизнь

Родился в Афинах, в семье каменотеса (скульптора) и повитухи. Жена Сократа – Ксантиппа – была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных, сварливых жен. Имел от жены троих сыновей. Участвовал в Пелопонесской войне; в 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Скончался, выпив яд цикуты (по другой версии – болиголова пятнистого).

Поведение Сократа на суде отражено в платоновской «Апологии Сократа».

Учение

Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием. Высказал мысль о том, что познание природы недоступно человеку, а доступно только богу; только бог может именоваться мудрецом, себя же он называл лишь любителем мудрости, философом.

 Постулировал существование независимых от субъекта общих понятий, общеприемлемых и общепонятных истин, а также общеобязательных этических норм. Стремился прояснить смысл таких моральных понятий, как справедливость, счастье, прекрасное (для того, чтобы прекрасное было осуществлено, необходимо понимать, что это такое; несчастья происходят оттого, что человеку не известно, что есть добро; если о справедливости говорят, значит она должна существовать) (из лекций).

 Утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Эта концепция носит название этического рационализма, формула которого «добродетель есть знание». По его мнению, правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - идея бесконечности человеческого познания также заложена Сократом.

Считал, что смерть не страшна, воспринимал ее как избавление от земных оков, коему не может противиться душа философа. Перед смертью просил принести петуха в жертву Асклепию – ритуал, проводимый в благодарность богу за выздоровление. (это тоже из Вики).

Метод

Поиск истины Сократ осуществлял, используя метод диалектических споров (отсюда – разговорный, «диалоговый» характер философии Сократа).  Сам Сократ называл свой метод майевтика (буквально повивальное искусство) – способ извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. [Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.] (цитата из Википедии, рекомендую перефразировать). Метод предполагал начинать диалог с простых, общепринятых понятий, затем переходя к сокрытым свойствам обсуждаемого. Например, от обсуждения красивых вещей предполагался переход к обсуждению общего понятия красоты. Как правило, майевтические беседы носили морально-этическую направленность.

Сократ никогда не записывал своих мыслей/сути учения, так как считал, что это плохо сказывается на памяти. В результате этого учение Сократа дошло до нас исключительно в трудах его учеников (основные – Платона и Ксенофонта). Имеется множество противоречий между этими источниками; ключевым является вопрос о достоверности наших современных суждений о Сократе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16840. Объектно-ориентированное программирование. Методология объектно-ориентированного программирования 362 KB
  Объектно-ориентированное программирование. Основные понятия Методология объектно-ориентированного программирования Фундаментальными понятиями в программировании являются: технология программирования методология метод. Технология программирования...
16841. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере 428.5 KB
  Лекция 1. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере Подготовка и решение задач на компьютере имеет следующие этапы: постановка задачи и разработка технического задания; разработка: а информационной мо
16842. ОБ ОДНОМ «МУРАВЬИНОМ» АЛГОРИТМЕ 281 KB
  ОБ ОДНОМ МУРАВЬИНОМ АЛГОРИТМЕ А.А. Кажаров В.М.Курейчик В этой работе рассматривается решение классической NPтрудной задачи о коммивояжере на основе муравьиных алгоритмов. Данная задача без какихлибо изменений в ее интерпретации решается для проектирования СБИС. В...
16843. Проблемы перевода Problems of Translation 142 KB
  Проблемы перевода Problems of Translation В.ГГак Типология преобразований в актантной структуре высказывания при переводе При переводе нередко приходится прибегать к преобразованиям в актантной структуре высказывания особенно когда мы име
16844. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 22.04 KB
  П. РАВУССИН Д. БРАККО. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ. Отделение анестезиологии университетской клиники г. Лозанна Швейцария Большое количество церебральных процессов может вести к необратимому повреждению. Эти процессы могут быть классифицированы как трав...
16845. ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ 35.86 KB
  М.В. БАШКИРОВ А.Р. ШАХНОВИЧ А.Ю. ЛУБНИН. ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ. НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН Москва ВВЕДЕНИЕ Первые попытки дать научное объяснение феномену внутричерепной гипертензии ВЧГ предпринимались еще 200 лет назад. Но...
16846. Основные принципы интенсивной терапии тяжелой черепно-мозговой травмы 26.8 KB
  Потапов А.А. Амчеславский В.Г. Гайтур Э.И. Парфенов А.Л. Островский А.Ю. Филимонов Б.А. Основные принципы интенсивной терапии тяжелой черепномозговой травмы. НИИ нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко РАМН Москва Лечебные мероприятия при поступлении пострадавшего в стационар....
16847. Принципы интенсивной терапии при острых субарахноидальных кровоизлияниях нетравматической этиологии 30.58 KB
  Амчеславский В.Г. Тома Г.И. Тенедиева Н.Д. Фокин М.С. Элиава Ш.Ш. Мадорский С.В. Оганесян К.Р. Даушева А.А. Принципы интенсивной терапии при острых субарахноидальных кровоизлияниях нетравматической этиологии. НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН Москва Острые...
16848. ТОТАЛЬНАЯ ВНУТРИВЕННАЯ АНЕСТЕЗИЯ ИЛИ ИНГАЛЯЦИОННЫЙ НАРКОЗ ДЛЯ ИНТРАКРАНИАЛЬНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ 86.3 KB
  П. РАВУССИН Г. ВАН АКЕН Д. ВАН ХЕМЕЛЬРИК. ТОТАЛЬНАЯ ВНУТРИВЕННАЯ АНЕСТЕЗИЯ ИЛИ ИНГАЛЯЦИОННЫЙ НАРКОЗ ДЛЯ ИНТРАКРАНИАЛЬНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ Отделение анестезиологии университетской клиники Лозанна Швейцария отделение анестезиологии университетской клиники Леувен Бел