64548

Сократ: жизнь, учение и метод

Доклад

Логика и философия

Жена Сократа Ксантиппа была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных сварливых жен. Поведение Сократа на суде отражено в платоновской Апологии Сократа.

Русский

2014-07-08

34 KB

2 чел.

Вопрос №3

Сократ: жизнь, учение и метод

Сократ (469-399 гг до н. э.) –афинский философ, символ Афин. Его учение – поворотный момент в развитии философской мысли, переход от рассмотрения окружающего мира и природы к человеческой личности.

Жизнь

Родился в Афинах, в семье каменотеса (скульптора) и повитухи. Жена Сократа – Ксантиппа – была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных, сварливых жен. Имел от жены троих сыновей. Участвовал в Пелопонесской войне; в 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Скончался, выпив яд цикуты (по другой версии – болиголова пятнистого).

Поведение Сократа на суде отражено в платоновской «Апологии Сократа».

Учение

Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием. Высказал мысль о том, что познание природы недоступно человеку, а доступно только богу; только бог может именоваться мудрецом, себя же он называл лишь любителем мудрости, философом.

 Постулировал существование независимых от субъекта общих понятий, общеприемлемых и общепонятных истин, а также общеобязательных этических норм. Стремился прояснить смысл таких моральных понятий, как справедливость, счастье, прекрасное (для того, чтобы прекрасное было осуществлено, необходимо понимать, что это такое; несчастья происходят оттого, что человеку не известно, что есть добро; если о справедливости говорят, значит она должна существовать) (из лекций).

 Утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Эта концепция носит название этического рационализма, формула которого «добродетель есть знание». По его мнению, правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - идея бесконечности человеческого познания также заложена Сократом.

Считал, что смерть не страшна, воспринимал ее как избавление от земных оков, коему не может противиться душа философа. Перед смертью просил принести петуха в жертву Асклепию – ритуал, проводимый в благодарность богу за выздоровление. (это тоже из Вики).

Метод

Поиск истины Сократ осуществлял, используя метод диалектических споров (отсюда – разговорный, «диалоговый» характер философии Сократа).  Сам Сократ называл свой метод майевтика (буквально повивальное искусство) – способ извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. [Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.] (цитата из Википедии, рекомендую перефразировать). Метод предполагал начинать диалог с простых, общепринятых понятий, затем переходя к сокрытым свойствам обсуждаемого. Например, от обсуждения красивых вещей предполагался переход к обсуждению общего понятия красоты. Как правило, майевтические беседы носили морально-этическую направленность.

Сократ никогда не записывал своих мыслей/сути учения, так как считал, что это плохо сказывается на памяти. В результате этого учение Сократа дошло до нас исключительно в трудах его учеников (основные – Платона и Ксенофонта). Имеется множество противоречий между этими источниками; ключевым является вопрос о достоверности наших современных суждений о Сократе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3510. Стратегический менеджмент 10.05 MB
  Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для постановки системы стратегического планирования и управления на предприятиях. В рамках сформулированной цели решаются следующие задачи: форм...
3511. Стратегический менеджмент. Учебное пособие 2.14 MB
  В книге известных английских профессоров рассматривается широкий круг вопросов, связанных с разработкой и практическим осуществлением стратегий развития бизнеса в современных условиях. Дается простое и четкое представление стратегического процесса к...
3512. Детали машин и их взаимозаменяемость 3.34 MB
  Содержит справочно-методические материалы для выполнения курсового проекта по дисциплинам «Детали машин» и «Взаимозаменяемость». Предназначено для студентов технических специальностей педагогических университетов всех форм обучения...
3513. Учебно методический комплекс. Стратегический менеджмент 4.45 MB
  Актуальность разработки учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине «Стратегический менеджмент» обусловлена особенностями учебного плана ;подготовки специалистов по менеджменту, необходимостью практической направленности обучени...
3514. Основы нефтегазопромыслового дела 8.06 MB
  Введение В начале XX века промышленную нефть добывали лишь в 19 странах мира. В 1940 г. таких стран было 39, в 1972 г. — 62, в 1989 г. — 79. Аналогично росло число стран, добывающих газ. Ныне нефть и газ добываются во всех частях света, кр...
3515. Сельскохозяйственная авиация 27 KB
  Сельскохозяйственная авиация Сельскохозяйственная авиация, организация (служба), использующая самолёты и вертолёты для выполнения разнообразных работ в сельском хозяйстве. С. а. применяют для защиты растений, борьбы с сорняками, уничтожения нежелате...
3516. Классификация систем вентиляции 48.5 KB
  Классификация систем вентиляции. Основные элементы вентиляционных систем зданий. Техническая эксплуатация и ремонт систем вентиляции. Вентиляцией называется совокупность мероприятий и устройств, используемых при организации воздухообмена для обеспеч...
3517. Классификация систем водоснабжения и водоотведения зданий 63 KB
  Классификация систем водоснабжения и водоотведения зданий Классификация систем водоснабжения зданий Системой водоснабжения здания или отдельного объекта называют совокупность устройств, обеспечивающих получение воды из наружного водопровода и подачу...
3518. Установление архитектурно-строительной ценности объектов реконструкции 38.5 KB
  Установление архитектурно-строительной ценности объектов реконструкции Здания и ансамбли, подлежащие охране, и требования, предъявляемые к ним. Защитные зоны памятников истории и архитектуры. Мероприятия по сохранению памятников на реконструируемой ...