64548

Сократ: жизнь, учение и метод

Доклад

Логика и философия

Жена Сократа Ксантиппа была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных сварливых жен. Поведение Сократа на суде отражено в платоновской Апологии Сократа.

Русский

2014-07-08

34 KB

1 чел.

Вопрос №3

Сократ: жизнь, учение и метод

Сократ (469-399 гг до н. э.) –афинский философ, символ Афин. Его учение – поворотный момент в развитии философской мысли, переход от рассмотрения окружающего мира и природы к человеческой личности.

Жизнь

Родился в Афинах, в семье каменотеса (скульптора) и повитухи. Жена Сократа – Ксантиппа – была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных, сварливых жен. Имел от жены троих сыновей. Участвовал в Пелопонесской войне; в 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Скончался, выпив яд цикуты (по другой версии – болиголова пятнистого).

Поведение Сократа на суде отражено в платоновской «Апологии Сократа».

Учение

Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием. Высказал мысль о том, что познание природы недоступно человеку, а доступно только богу; только бог может именоваться мудрецом, себя же он называл лишь любителем мудрости, философом.

 Постулировал существование независимых от субъекта общих понятий, общеприемлемых и общепонятных истин, а также общеобязательных этических норм. Стремился прояснить смысл таких моральных понятий, как справедливость, счастье, прекрасное (для того, чтобы прекрасное было осуществлено, необходимо понимать, что это такое; несчастья происходят оттого, что человеку не известно, что есть добро; если о справедливости говорят, значит она должна существовать) (из лекций).

 Утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Эта концепция носит название этического рационализма, формула которого «добродетель есть знание». По его мнению, правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - идея бесконечности человеческого познания также заложена Сократом.

Считал, что смерть не страшна, воспринимал ее как избавление от земных оков, коему не может противиться душа философа. Перед смертью просил принести петуха в жертву Асклепию – ритуал, проводимый в благодарность богу за выздоровление. (это тоже из Вики).

Метод

Поиск истины Сократ осуществлял, используя метод диалектических споров (отсюда – разговорный, «диалоговый» характер философии Сократа).  Сам Сократ называл свой метод майевтика (буквально повивальное искусство) – способ извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. [Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.] (цитата из Википедии, рекомендую перефразировать). Метод предполагал начинать диалог с простых, общепринятых понятий, затем переходя к сокрытым свойствам обсуждаемого. Например, от обсуждения красивых вещей предполагался переход к обсуждению общего понятия красоты. Как правило, майевтические беседы носили морально-этическую направленность.

Сократ никогда не записывал своих мыслей/сути учения, так как считал, что это плохо сказывается на памяти. В результате этого учение Сократа дошло до нас исключительно в трудах его учеников (основные – Платона и Ксенофонта). Имеется множество противоречий между этими источниками; ключевым является вопрос о достоверности наших современных суждений о Сократе