64548

Сократ: жизнь, учение и метод

Доклад

Логика и философия

Жена Сократа Ксантиппа была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных сварливых жен. Поведение Сократа на суде отражено в платоновской Апологии Сократа.

Русский

2014-07-08

34 KB

4 чел.

Вопрос №3

Сократ: жизнь, учение и метод

Сократ (469-399 гг до н. э.) –афинский философ, символ Афин. Его учение – поворотный момент в развитии философской мысли, переход от рассмотрения окружающего мира и природы к человеческой личности.

Жизнь

Родился в Афинах, в семье каменотеса (скульптора) и повитухи. Жена Сократа – Ксантиппа – была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных, сварливых жен. Имел от жены троих сыновей. Участвовал в Пелопонесской войне; в 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Скончался, выпив яд цикуты (по другой версии – болиголова пятнистого).

Поведение Сократа на суде отражено в платоновской «Апологии Сократа».

Учение

Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием. Высказал мысль о том, что познание природы недоступно человеку, а доступно только богу; только бог может именоваться мудрецом, себя же он называл лишь любителем мудрости, философом.

 Постулировал существование независимых от субъекта общих понятий, общеприемлемых и общепонятных истин, а также общеобязательных этических норм. Стремился прояснить смысл таких моральных понятий, как справедливость, счастье, прекрасное (для того, чтобы прекрасное было осуществлено, необходимо понимать, что это такое; несчастья происходят оттого, что человеку не известно, что есть добро; если о справедливости говорят, значит она должна существовать) (из лекций).

 Утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Эта концепция носит название этического рационализма, формула которого «добродетель есть знание». По его мнению, правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - идея бесконечности человеческого познания также заложена Сократом.

Считал, что смерть не страшна, воспринимал ее как избавление от земных оков, коему не может противиться душа философа. Перед смертью просил принести петуха в жертву Асклепию – ритуал, проводимый в благодарность богу за выздоровление. (это тоже из Вики).

Метод

Поиск истины Сократ осуществлял, используя метод диалектических споров (отсюда – разговорный, «диалоговый» характер философии Сократа).  Сам Сократ называл свой метод майевтика (буквально повивальное искусство) – способ извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. [Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.] (цитата из Википедии, рекомендую перефразировать). Метод предполагал начинать диалог с простых, общепринятых понятий, затем переходя к сокрытым свойствам обсуждаемого. Например, от обсуждения красивых вещей предполагался переход к обсуждению общего понятия красоты. Как правило, майевтические беседы носили морально-этическую направленность.

Сократ никогда не записывал своих мыслей/сути учения, так как считал, что это плохо сказывается на памяти. В результате этого учение Сократа дошло до нас исключительно в трудах его учеников (основные – Платона и Ксенофонта). Имеется множество противоречий между этими источниками; ключевым является вопрос о достоверности наших современных суждений о Сократе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54480. Урок музыки. Группы. Композиторы 64.5 KB
  Today at the lesson we’ll listen and repeat the names of the musical instruments, after that we’ll give names of the musical instruments of four groups, we’ll listen to music and name name the styles of popular music you listen to. We’ll speak about structure of the music lesson.
54481. Music in our life 91 KB
  Objectives: to revise and enrich students’ vocabulary on the topic; to improve students’ reading, speaking, writing skills; to practice students’ listening skills; to train students’ habits in group work; to cultivate students’ aesthetic tastes, awareness and respect to the world culture; to enhance students’ cognitive abilities and memory.
54482. Музика 55 KB
  Мета: ознайомити учнів з лексичними одиницями і навчити оперувати ними у мовленні; вчити учнів взаємодіяти в заданій ситуації за змістом прочитаного тексту, повторити граматичний матеріал та тренувати учнів оперувати граматичними структурами у мовленні; розвивати логічне мислення і мовленнєву реакцію, розвивати навики читання; виховувати культуру спілкування, інтерес до культури країни, мова якої вивчається.
54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.
54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.