6455

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности Общество, являясь динамической системой, постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются об...

Русский

2013-01-04

29.17 KB

6 чел.

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Общество, являясь динамической системой,  постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межэтнических отношений [1].

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность  в принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов [3]. Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). Сейчас в современной России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов [2]. О наличии такой проблемы как этнические конфликты, свидетельствует  высокая межэтническая агрессия и ненависть в России. Так, в  СССР  господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма,  как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма.  На нём лежало клеймо и проклятие [4]. Сегодня же в России межэтнические конфликты с заложенным в них национализмом  происходят довольно часто.

      Существование таких националистических и патриотических организаций и партий как «Народный союз», «Национал-патриоты России», «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и другие, говорит так же о наличии в нашем обществе такой проблемы как этнические и межнациональные конфликты [7]. Это только официально зарегистрированные организации. Существует также множество неофициальных партий и объединений по всей России.   О наличии межэтнической проблемы говорят такие межэтнические столкновения как «Царицынский погром» лиц кавказской национальности в Москве в 2001 году, в котором участвовали около 300 человек, драка между русскими и чеченцами, в мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области, в которой участвовали около 400 человек. Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года, вызванные убийством четырёх местных русских чеченцами, - все это несет в себе межнациональную вражду. Такие межэтнические столкновения происходят по всей России каждый год. Проблема имеет открытый характер, о ней всё чаще говорят во многих СМИ.  Она затрагивает все слои населения. Абсолютная величина проблемы  имеет  характер государственного масштаба.  В относительном выражении эта проблема отрицательно влияет на взаимоотношения различных социальных групп, так как Россия  - многонациональная страна, что, само по себе подразумевает разный национальный состав населения и социальных общностей страны.  

Проблема национализма и межэтнических отношений в России обострилась в начале XXI века. В Иркутске с 2006 по 2012 год, в честь праздника Дня народного единства, 4 ноября проходит Всероссийская акция националистических сил - «Русский Марш», которая уже стала традицией города. Организацию этого мероприятия проводят некоторые из упомянутых выше националистических партий, а также спортивно-патриотическое объединение Иркутска «Новый рассвет». В каждом «Русском Марше» принимают участие несколько сот человек, которые выстроившись в колонну, продвигаются по центральным улицам, скандируя и выкрикивая  лозунги национал-патриотического содержания. Об этом свидетельствуют лозунги, которые громогласно скандировались на «Русском Марше» 2012 года: «Нация! Родина! Национализм!», «Иркутск - Русский город!», «Слава Империи! Русский, вставай!», «Россия для Русских! Иркутск -  русский город!». Подводя итоги «Марша» 2012 года, депутат Государственной Думы 4 созыва и русский националист Николай Курьянович отметил: «Вы видите, что наше количество множится, увеличивается. И в  нашем ряду – и стар, и млад. Но больше молодежи, и это положительно, что молодежь просыпается и начинает понимать, что же происходит в нашем дорогом отечестве. …Я обращаюсь к молодежи, я хотел бы вас нацелить вот на что. Ходить маршем организованно – это у нас стало неплохо получаться» [8].  Если в 2010 году в акции принимали участие от 150 до 200 человек, то в 2012 году только зарегистрированных участников уже более пятисот. Такой динамичный рост митингующих указывает на обострение проблемы межнациональных отношений в Иркутске. Однако, есть и свои плюсы. Участники "Русского марша" 2012 скандировали во время шествия такие лозунги как: "За русских женщин",    «За доблестную полицию» и "За казачество". Как обозначили цели шествия организаторы на иркутских страничках в социальных сетях - "это не националистический митинг «бритоголовых», а – «символ нашего национального единства, достоинства и чести, залог наших грядущих побед!» [8].

        Решение проблемы межнациональных отношений лежит через повышение этнической толерантности у людей групп риска. К группам риска, прежде всего, относятся люди, которые принимали участие в акции «Русский марш». Хотелось бы отметить, что особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией межэтнической нетерпимости  подростки, чьи личности еще только формируются. Молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности.  В ноябре 2012 года в Иркутске проводилось социальное исследование  на тему «Влияние национальных убеждений на толерантность участников «Русского марша», целью которого  было определение национальных  убеждений участников шествия. Объектом нашего исследования являются участники «Русского Марша- 2012», Предметом – их национальные убеждения. Объёмом генеральной совокупности были  500 человек, которые принимали участие в акции «Русский марш» 2012 года, а объёмом выборки стали 100 человек. Инструментом исследования являлась анкета  «Национальные убеждения» [6].  Исследование показало, что из 100  опрошенных участников «Русского Марша» 15 человек считают, что национальная нетерпимость является естественной и нормальной реакцией. Причины конфликта они видят в пересечении национальных интересов. 20 человек считают национальную нетерпимость варварским пережитком, следствием неспособности понять и принять чужие ценности, 40 человек считают нетерпимость неизбежным следствием столкновения различных культур. 20 респондентов трактуют национальную нетерпимость следствием недостаточной интеграции различных этнических групп в рамках государства, 5 – проявлением природной несовместимости, антагонистичностью между разными расами Шесть человек не имеет убеждений, возможно убеждения относительно наций и самосознания у них ещё не сформировались. Таким образом, хотелось бы отметить следующее. У большинства исследуемых, национальная нетерпимость находится на высоком уровне. Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что нетерпимо относятся к представителям других национальностей 34% опрошенных мной респондентов, остальные 66% опрошенных  проявляют толерантность по отношению к представителям других рас.

Решение  проблем межнациональных конфликтов и этнической нетерпимости лежит  в воспитании толерантности у подрастающего поколения не только в семье, но и  в образовательных учреждениях. Но формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. В образовательных учреждениях необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Система формирования толерантности в условиях образовательного учреждения должна создать условия, при которых станет возможным развитие у учеников гордости за ту этническую культуру, к которой они относятся по праву рождения (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); включение разнообразного культурного материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие, принятие и уважение этнических особенностей других учеников; создание в учебной группе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Таким образом, подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше  сложное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач не только образовательных учреждений, но и всей социокультурной общественной системы Российской Федерации. Если сможем ее реализовать,  значит, во многом мы сможем решить проблему межнационального согласия.

Список литературы

1. Арсеньев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В. А. Арсеньев // Социологические исследования: журнал. / М. – 1996. - №12.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -. М. : ЮНИТИ,  1999.

Ресурсы сети интернет:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40184. Финансовая стратегия и тактика. Особенности фи-нансовой стратегии корпорации 30.5 KB
  Общепринятого точного определения что такое финансовая стратегия так до сих пор не существует но если не углубляться в теорию под этим термином понимается долгосрочная финансовая программа нацеленная на решение глобальных задач предприятия его независимости самоокупаемости и рентабельности. Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих: финансовое планирование текущее и перспективное определяющее все источники поступления финансов и основные направления их расходования; централизация финансовых ресурсов благодаря...
40185. Корпоративный финансовый контроль. Сущность контроллинга 31.5 KB
  Необходимость использования контроллинга вызвано следующими причинами: 1повышение нестабильности внешней среды что вызывает повышенные требования в системе управления организации; 2необходимость увеличения скорости реакции организации на изменения внешней среды; 3необходимость наличия в организации механизма действий по обеспечению выживаемости организации и избеганию кризисных ситуаций. Конечной целью любой коммерческой организации является получение прибыли поэтому контроллинг можно назвать как система управления...
40187. Раскройте экономическую сущность финансов. Назовите и охарактеризуйте функции финансов 67.5 KB
  Функции: 1 Распределительная посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства муниципалитета; 2 Контрольная заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса также расходование по целевому назначению денежных средств поступающих из федерального бюджета; 3 Регулирующая вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы налоги государственные кредиты и т. Финансы выполняют две...
40188. Финансовая система государства понятие, сущность, подсистемы и сферы. Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны 45.5 KB
  Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны. Сущность финансовой системы Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм который включает в себя систему организации регулирования и планирования финансов способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов наёмных работников государства и органов местного самоуправления. Структура финансовой системы В зависимости от методов формирования доходов экономических...
40189. Финансовые рынки, их функции и виды. Особенности формирования финансовых рынков в России 62 KB
  Для англоамериканской модели характерна ориентация на публичное размещение ценных бумаг и высокий уровень развития вторичного рынка который по объему значительно больше вторичного рынка стран континентальной Европы. Главный инструмент страхового сегмента финансового рынка договор между страхователем и страховщиком. Под производными финансовыми инструментами обычно понимаются фьючерсные опционные и иные стандартные биржевые контракты а также форвардные опционные и иные срочные сделки внебиржевого рынка. Финансовые инструменты денежного...
40190. Финансовые инструменты 31 KB
  Финансовые инструменты. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов. Финансовые инструменты подразделяются на первичные денежные средства ценные бумаги кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и вторичные или производные финансовые опционы фьючерсы форвардные контракты процентные свопы валютные свопы. К первичным относятся финансовые инструменты с определенностью предусматривающие покупку продажу или поставку получение некоторого финансового актива в результате чего возникают взаимные...
40191. Финансовые институты 26.5 KB
  Некоторые финансовые институты не принимают вкладов депозитов например брокеры или компании страхования жизни которые финансируют свою деятельность и получают доход за счет продажи ценных бумаг страховых полисов или же предоставления брокерских услуг. Сейчас ситуация изменилась: брокеры и другие компании часто вкладывают средства своих клиентов в банки или в операции на денежном рынке. Компании по страхованию жизни LIC. Компании по страхованию жизни.
40192. Функции и роль финансов в хозяйственной деятельности предприятий и корпораций 31.5 KB
  Особенности управления финансами корпорации определяются следующими основными моментами. Если для предприятия имеющего достаточно простую организационную структуру анализ рынка конкурентов определение приоритетов являются менее сложной задачей чем для многозвенного предприятия то соответственно для корпорации вопросы организации финансовых потоков представляются более сложными так как чем крупнее корпорация тем многообразнее возможные источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов; многократно возрастает цена...