6455

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности Общество, являясь динамической системой, постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются об...

Русский

2013-01-04

29.17 KB

5 чел.

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Общество, являясь динамической системой,  постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межэтнических отношений [1].

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность  в принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов [3]. Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). Сейчас в современной России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов [2]. О наличии такой проблемы как этнические конфликты, свидетельствует  высокая межэтническая агрессия и ненависть в России. Так, в  СССР  господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма,  как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма.  На нём лежало клеймо и проклятие [4]. Сегодня же в России межэтнические конфликты с заложенным в них национализмом  происходят довольно часто.

      Существование таких националистических и патриотических организаций и партий как «Народный союз», «Национал-патриоты России», «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и другие, говорит так же о наличии в нашем обществе такой проблемы как этнические и межнациональные конфликты [7]. Это только официально зарегистрированные организации. Существует также множество неофициальных партий и объединений по всей России.   О наличии межэтнической проблемы говорят такие межэтнические столкновения как «Царицынский погром» лиц кавказской национальности в Москве в 2001 году, в котором участвовали около 300 человек, драка между русскими и чеченцами, в мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области, в которой участвовали около 400 человек. Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года, вызванные убийством четырёх местных русских чеченцами, - все это несет в себе межнациональную вражду. Такие межэтнические столкновения происходят по всей России каждый год. Проблема имеет открытый характер, о ней всё чаще говорят во многих СМИ.  Она затрагивает все слои населения. Абсолютная величина проблемы  имеет  характер государственного масштаба.  В относительном выражении эта проблема отрицательно влияет на взаимоотношения различных социальных групп, так как Россия  - многонациональная страна, что, само по себе подразумевает разный национальный состав населения и социальных общностей страны.  

Проблема национализма и межэтнических отношений в России обострилась в начале XXI века. В Иркутске с 2006 по 2012 год, в честь праздника Дня народного единства, 4 ноября проходит Всероссийская акция националистических сил - «Русский Марш», которая уже стала традицией города. Организацию этого мероприятия проводят некоторые из упомянутых выше националистических партий, а также спортивно-патриотическое объединение Иркутска «Новый рассвет». В каждом «Русском Марше» принимают участие несколько сот человек, которые выстроившись в колонну, продвигаются по центральным улицам, скандируя и выкрикивая  лозунги национал-патриотического содержания. Об этом свидетельствуют лозунги, которые громогласно скандировались на «Русском Марше» 2012 года: «Нация! Родина! Национализм!», «Иркутск - Русский город!», «Слава Империи! Русский, вставай!», «Россия для Русских! Иркутск -  русский город!». Подводя итоги «Марша» 2012 года, депутат Государственной Думы 4 созыва и русский националист Николай Курьянович отметил: «Вы видите, что наше количество множится, увеличивается. И в  нашем ряду – и стар, и млад. Но больше молодежи, и это положительно, что молодежь просыпается и начинает понимать, что же происходит в нашем дорогом отечестве. …Я обращаюсь к молодежи, я хотел бы вас нацелить вот на что. Ходить маршем организованно – это у нас стало неплохо получаться» [8].  Если в 2010 году в акции принимали участие от 150 до 200 человек, то в 2012 году только зарегистрированных участников уже более пятисот. Такой динамичный рост митингующих указывает на обострение проблемы межнациональных отношений в Иркутске. Однако, есть и свои плюсы. Участники "Русского марша" 2012 скандировали во время шествия такие лозунги как: "За русских женщин",    «За доблестную полицию» и "За казачество". Как обозначили цели шествия организаторы на иркутских страничках в социальных сетях - "это не националистический митинг «бритоголовых», а – «символ нашего национального единства, достоинства и чести, залог наших грядущих побед!» [8].

        Решение проблемы межнациональных отношений лежит через повышение этнической толерантности у людей групп риска. К группам риска, прежде всего, относятся люди, которые принимали участие в акции «Русский марш». Хотелось бы отметить, что особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией межэтнической нетерпимости  подростки, чьи личности еще только формируются. Молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности.  В ноябре 2012 года в Иркутске проводилось социальное исследование  на тему «Влияние национальных убеждений на толерантность участников «Русского марша», целью которого  было определение национальных  убеждений участников шествия. Объектом нашего исследования являются участники «Русского Марша- 2012», Предметом – их национальные убеждения. Объёмом генеральной совокупности были  500 человек, которые принимали участие в акции «Русский марш» 2012 года, а объёмом выборки стали 100 человек. Инструментом исследования являлась анкета  «Национальные убеждения» [6].  Исследование показало, что из 100  опрошенных участников «Русского Марша» 15 человек считают, что национальная нетерпимость является естественной и нормальной реакцией. Причины конфликта они видят в пересечении национальных интересов. 20 человек считают национальную нетерпимость варварским пережитком, следствием неспособности понять и принять чужие ценности, 40 человек считают нетерпимость неизбежным следствием столкновения различных культур. 20 респондентов трактуют национальную нетерпимость следствием недостаточной интеграции различных этнических групп в рамках государства, 5 – проявлением природной несовместимости, антагонистичностью между разными расами Шесть человек не имеет убеждений, возможно убеждения относительно наций и самосознания у них ещё не сформировались. Таким образом, хотелось бы отметить следующее. У большинства исследуемых, национальная нетерпимость находится на высоком уровне. Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что нетерпимо относятся к представителям других национальностей 34% опрошенных мной респондентов, остальные 66% опрошенных  проявляют толерантность по отношению к представителям других рас.

Решение  проблем межнациональных конфликтов и этнической нетерпимости лежит  в воспитании толерантности у подрастающего поколения не только в семье, но и  в образовательных учреждениях. Но формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. В образовательных учреждениях необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Система формирования толерантности в условиях образовательного учреждения должна создать условия, при которых станет возможным развитие у учеников гордости за ту этническую культуру, к которой они относятся по праву рождения (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); включение разнообразного культурного материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие, принятие и уважение этнических особенностей других учеников; создание в учебной группе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Таким образом, подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше  сложное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач не только образовательных учреждений, но и всей социокультурной общественной системы Российской Федерации. Если сможем ее реализовать,  значит, во многом мы сможем решить проблему межнационального согласия.

Список литературы

1. Арсеньев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В. А. Арсеньев // Социологические исследования: журнал. / М. – 1996. - №12.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -. М. : ЮНИТИ,  1999.

Ресурсы сети интернет:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо
10547. Деятельность и ее социально-педагогические возможности 112.5 KB
  Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...
10548. Воспитание как педагогическое понятие 55 KB
  Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.
10549. Методы воспитания. Императивные и игровые методы воспитания 78 KB
  Тема: Методы воспитания План. Понятие о методах воспитания. 2. Императивные и игровые методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. Для формирования культурных отношений нормированных необходимо включать человека во взаимодействие с окружаю...
10550. Методика формирования коллектива из группы 146 KB
  Тема: Методика формирования коллектива из группы План 1. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки. 2. Устройство и правила примитивной группы. 3. Методика формирования коллектива 4. Коллектив и личность Литература 1. Аникеева Н. П. Учителю о психолог...
10551. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 77 KB
  Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...
10552. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 92.5 KB
  Тема. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка подростка 1. Истоки формирования понятий детскаясубкультура и социокультурный мир ребенка 2. Особенности проявления и необходимость учетасоциокультурного мира ребенка подростка ЛИТЕРАТУРА 1. Корча
10553. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 98.5 KB
  Тема. Социальные отклонения их причины и пути преодоления 1. Норма и патология в социальном развитии человекапричины социальных отклонений 2. Основные направления социальнопедагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под
10554. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 129.5 KB
  Тема. Трудновоспитуемые дети: сущность причины проблемы Понятие трудновоспитуемый в социальной педагогике; Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними Формы проявления трудновоспитуемое и проблемы воспитания трудно...