6455

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности Общество, являясь динамической системой, постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются об...

Русский

2013-01-04

29.17 KB

4 чел.

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Общество, являясь динамической системой,  постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межэтнических отношений [1].

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность  в принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов [3]. Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). Сейчас в современной России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов [2]. О наличии такой проблемы как этнические конфликты, свидетельствует  высокая межэтническая агрессия и ненависть в России. Так, в  СССР  господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма,  как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма.  На нём лежало клеймо и проклятие [4]. Сегодня же в России межэтнические конфликты с заложенным в них национализмом  происходят довольно часто.

      Существование таких националистических и патриотических организаций и партий как «Народный союз», «Национал-патриоты России», «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и другие, говорит так же о наличии в нашем обществе такой проблемы как этнические и межнациональные конфликты [7]. Это только официально зарегистрированные организации. Существует также множество неофициальных партий и объединений по всей России.   О наличии межэтнической проблемы говорят такие межэтнические столкновения как «Царицынский погром» лиц кавказской национальности в Москве в 2001 году, в котором участвовали около 300 человек, драка между русскими и чеченцами, в мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области, в которой участвовали около 400 человек. Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года, вызванные убийством четырёх местных русских чеченцами, - все это несет в себе межнациональную вражду. Такие межэтнические столкновения происходят по всей России каждый год. Проблема имеет открытый характер, о ней всё чаще говорят во многих СМИ.  Она затрагивает все слои населения. Абсолютная величина проблемы  имеет  характер государственного масштаба.  В относительном выражении эта проблема отрицательно влияет на взаимоотношения различных социальных групп, так как Россия  - многонациональная страна, что, само по себе подразумевает разный национальный состав населения и социальных общностей страны.  

Проблема национализма и межэтнических отношений в России обострилась в начале XXI века. В Иркутске с 2006 по 2012 год, в честь праздника Дня народного единства, 4 ноября проходит Всероссийская акция националистических сил - «Русский Марш», которая уже стала традицией города. Организацию этого мероприятия проводят некоторые из упомянутых выше националистических партий, а также спортивно-патриотическое объединение Иркутска «Новый рассвет». В каждом «Русском Марше» принимают участие несколько сот человек, которые выстроившись в колонну, продвигаются по центральным улицам, скандируя и выкрикивая  лозунги национал-патриотического содержания. Об этом свидетельствуют лозунги, которые громогласно скандировались на «Русском Марше» 2012 года: «Нация! Родина! Национализм!», «Иркутск - Русский город!», «Слава Империи! Русский, вставай!», «Россия для Русских! Иркутск -  русский город!». Подводя итоги «Марша» 2012 года, депутат Государственной Думы 4 созыва и русский националист Николай Курьянович отметил: «Вы видите, что наше количество множится, увеличивается. И в  нашем ряду – и стар, и млад. Но больше молодежи, и это положительно, что молодежь просыпается и начинает понимать, что же происходит в нашем дорогом отечестве. …Я обращаюсь к молодежи, я хотел бы вас нацелить вот на что. Ходить маршем организованно – это у нас стало неплохо получаться» [8].  Если в 2010 году в акции принимали участие от 150 до 200 человек, то в 2012 году только зарегистрированных участников уже более пятисот. Такой динамичный рост митингующих указывает на обострение проблемы межнациональных отношений в Иркутске. Однако, есть и свои плюсы. Участники "Русского марша" 2012 скандировали во время шествия такие лозунги как: "За русских женщин",    «За доблестную полицию» и "За казачество". Как обозначили цели шествия организаторы на иркутских страничках в социальных сетях - "это не националистический митинг «бритоголовых», а – «символ нашего национального единства, достоинства и чести, залог наших грядущих побед!» [8].

        Решение проблемы межнациональных отношений лежит через повышение этнической толерантности у людей групп риска. К группам риска, прежде всего, относятся люди, которые принимали участие в акции «Русский марш». Хотелось бы отметить, что особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией межэтнической нетерпимости  подростки, чьи личности еще только формируются. Молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности.  В ноябре 2012 года в Иркутске проводилось социальное исследование  на тему «Влияние национальных убеждений на толерантность участников «Русского марша», целью которого  было определение национальных  убеждений участников шествия. Объектом нашего исследования являются участники «Русского Марша- 2012», Предметом – их национальные убеждения. Объёмом генеральной совокупности были  500 человек, которые принимали участие в акции «Русский марш» 2012 года, а объёмом выборки стали 100 человек. Инструментом исследования являлась анкета  «Национальные убеждения» [6].  Исследование показало, что из 100  опрошенных участников «Русского Марша» 15 человек считают, что национальная нетерпимость является естественной и нормальной реакцией. Причины конфликта они видят в пересечении национальных интересов. 20 человек считают национальную нетерпимость варварским пережитком, следствием неспособности понять и принять чужие ценности, 40 человек считают нетерпимость неизбежным следствием столкновения различных культур. 20 респондентов трактуют национальную нетерпимость следствием недостаточной интеграции различных этнических групп в рамках государства, 5 – проявлением природной несовместимости, антагонистичностью между разными расами Шесть человек не имеет убеждений, возможно убеждения относительно наций и самосознания у них ещё не сформировались. Таким образом, хотелось бы отметить следующее. У большинства исследуемых, национальная нетерпимость находится на высоком уровне. Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что нетерпимо относятся к представителям других национальностей 34% опрошенных мной респондентов, остальные 66% опрошенных  проявляют толерантность по отношению к представителям других рас.

Решение  проблем межнациональных конфликтов и этнической нетерпимости лежит  в воспитании толерантности у подрастающего поколения не только в семье, но и  в образовательных учреждениях. Но формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. В образовательных учреждениях необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Система формирования толерантности в условиях образовательного учреждения должна создать условия, при которых станет возможным развитие у учеников гордости за ту этническую культуру, к которой они относятся по праву рождения (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); включение разнообразного культурного материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие, принятие и уважение этнических особенностей других учеников; создание в учебной группе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Таким образом, подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше  сложное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач не только образовательных учреждений, но и всей социокультурной общественной системы Российской Федерации. Если сможем ее реализовать,  значит, во многом мы сможем решить проблему межнационального согласия.

Список литературы

1. Арсеньев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В. А. Арсеньев // Социологические исследования: журнал. / М. – 1996. - №12.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -. М. : ЮНИТИ,  1999.

Ресурсы сети интернет:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79930. Робота з природним матеріалом. Аплікація із засушеного листя 34 KB
  Мета: навчити милуватися красою довкілля, вміти образно уявляти листочок; розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси, сприяти розширенню кругозору дітей; виховувати почуття відповідальності, любов до природи.
79931. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 85 KB
  Обязательства представляют собой типичные относительные правоотношения. Поскольку обязательства оформляют процесс товарообмена они относятся к группе имущественных отношений неимущественного характера которые не могут обретать форму обязательств. Например невозможно существование обязательства по защите чести и достоинства гражданина или выдаче патента. Участники обязательства именуются кредитором или верителем crego верю и должником.
79932. Договор поставки и контрактации, поставка для государственных нужд 88.5 KB
  Договор поставки и контрактации поставка для государственных нужд Действующим законодательством договор поставки отнесен к разновидностям куплипродажи и этот факт отдельные исследователи называют необоснованным поскольку единственное что объединяет поставку и куплюпродажу это их правовая цель т. Разберемся в сущности и особенностях договора поставки. В соответствии с действующим законодательством договор поставки гражданскоправовой договор по которому поставщик т. Ключевой особенностью договора поставки выступает тот факт...
79933. Торговые договоры 73.5 KB
  Торговые договоры. Договор поручения По договору поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя определенные юридические действия ст. Помимо юридических действий поверенный совершает и фактические действия но они носят сопутствующий не основной характер поэтому не изменяют квалификацию договора. Права и обязанности поверенного определяются договором а также доверенностью которую доверитель обязан выдать поверенному ст.
79934. Внешнеторговая деятельность. Регулирование внешнеторговых отношений 60 KB
  Под ней понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами работами услугами информацией результатами интеллектуальной деятельности. Существенные условия контракта: наименование товара его обозначение; количество товара или порядок его определения...
79935. Договор подряда. Общие положения о подряде 239 KB
  В структуре главы Подряд выделяются общие положения бытовой подряд строительный подряд подряд на выполнение проектных и изыскательских работ подрядные работы для государственных нужд. Статья 702 ГК признает подрядом договор по которому одна сторона подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Приведенное определение позволяет квалифицировать подряд как договор возмездный...
79936. Договор. Сущность договора. Заключение договоров в сети Интернет 101 KB
  Сущность договора Торговый оборот деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством но и договорами заключаемыми хозяйствующими субъектами. Законом закреплено общее правило согласно которому условия договора определяются соглашением сторон. Таким образом определение содержания договора происходит не на основе избрания сторонами приемлемых норм права а в результате самостоятельной выработки конкретных правил взаимосвязанной деятельности и придания им значения взаимных прав...
79937. Страхование. Понятие и значение страхования 312.5 KB
  Понятие и значение страхования 1. В отличие от самострахования при страховании в собственном смысле страховой фонд обслуживает не одно а целый ряд лиц и или организаций и здесь действует принцип централизации страхового фонда. Страхование в собственном смысле этого термина может осуществляться либо в форме взаимного страхования определенным образованием организованной группы лиц своими взносами образующих страховой фонд из которого они участники фонда получают возмещение возникшего вреда либо в форме так называемого коммерческого...
79938. Договоры купли-продажи, мены, дарения 222 KB
  Передача товара покупателю представляет собой исполнение заключенного и вступившего в силу договора куплипродажи со стороны продавца. Если момент вступления договора в силу совпадает с фактической передачей товара то он исполняется в момент заключения. Он является договором синаллагматическим поскольку исполнение обязательств покупателем по оплате товара обусловлено исполнением продавцом своих обязательств по передаче товара покупателю п. Иными словами покупатель не должен исполнять свои обязанности по оплате товара до исполнения...