6455

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности Общество, являясь динамической системой, постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются об...

Русский

2013-01-04

29.17 KB

6 чел.

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Общество, являясь динамической системой,  постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межэтнических отношений [1].

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность  в принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов [3]. Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). Сейчас в современной России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов [2]. О наличии такой проблемы как этнические конфликты, свидетельствует  высокая межэтническая агрессия и ненависть в России. Так, в  СССР  господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма,  как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма.  На нём лежало клеймо и проклятие [4]. Сегодня же в России межэтнические конфликты с заложенным в них национализмом  происходят довольно часто.

      Существование таких националистических и патриотических организаций и партий как «Народный союз», «Национал-патриоты России», «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и другие, говорит так же о наличии в нашем обществе такой проблемы как этнические и межнациональные конфликты [7]. Это только официально зарегистрированные организации. Существует также множество неофициальных партий и объединений по всей России.   О наличии межэтнической проблемы говорят такие межэтнические столкновения как «Царицынский погром» лиц кавказской национальности в Москве в 2001 году, в котором участвовали около 300 человек, драка между русскими и чеченцами, в мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области, в которой участвовали около 400 человек. Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года, вызванные убийством четырёх местных русских чеченцами, - все это несет в себе межнациональную вражду. Такие межэтнические столкновения происходят по всей России каждый год. Проблема имеет открытый характер, о ней всё чаще говорят во многих СМИ.  Она затрагивает все слои населения. Абсолютная величина проблемы  имеет  характер государственного масштаба.  В относительном выражении эта проблема отрицательно влияет на взаимоотношения различных социальных групп, так как Россия  - многонациональная страна, что, само по себе подразумевает разный национальный состав населения и социальных общностей страны.  

Проблема национализма и межэтнических отношений в России обострилась в начале XXI века. В Иркутске с 2006 по 2012 год, в честь праздника Дня народного единства, 4 ноября проходит Всероссийская акция националистических сил - «Русский Марш», которая уже стала традицией города. Организацию этого мероприятия проводят некоторые из упомянутых выше националистических партий, а также спортивно-патриотическое объединение Иркутска «Новый рассвет». В каждом «Русском Марше» принимают участие несколько сот человек, которые выстроившись в колонну, продвигаются по центральным улицам, скандируя и выкрикивая  лозунги национал-патриотического содержания. Об этом свидетельствуют лозунги, которые громогласно скандировались на «Русском Марше» 2012 года: «Нация! Родина! Национализм!», «Иркутск - Русский город!», «Слава Империи! Русский, вставай!», «Россия для Русских! Иркутск -  русский город!». Подводя итоги «Марша» 2012 года, депутат Государственной Думы 4 созыва и русский националист Николай Курьянович отметил: «Вы видите, что наше количество множится, увеличивается. И в  нашем ряду – и стар, и млад. Но больше молодежи, и это положительно, что молодежь просыпается и начинает понимать, что же происходит в нашем дорогом отечестве. …Я обращаюсь к молодежи, я хотел бы вас нацелить вот на что. Ходить маршем организованно – это у нас стало неплохо получаться» [8].  Если в 2010 году в акции принимали участие от 150 до 200 человек, то в 2012 году только зарегистрированных участников уже более пятисот. Такой динамичный рост митингующих указывает на обострение проблемы межнациональных отношений в Иркутске. Однако, есть и свои плюсы. Участники "Русского марша" 2012 скандировали во время шествия такие лозунги как: "За русских женщин",    «За доблестную полицию» и "За казачество". Как обозначили цели шествия организаторы на иркутских страничках в социальных сетях - "это не националистический митинг «бритоголовых», а – «символ нашего национального единства, достоинства и чести, залог наших грядущих побед!» [8].

        Решение проблемы межнациональных отношений лежит через повышение этнической толерантности у людей групп риска. К группам риска, прежде всего, относятся люди, которые принимали участие в акции «Русский марш». Хотелось бы отметить, что особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией межэтнической нетерпимости  подростки, чьи личности еще только формируются. Молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности.  В ноябре 2012 года в Иркутске проводилось социальное исследование  на тему «Влияние национальных убеждений на толерантность участников «Русского марша», целью которого  было определение национальных  убеждений участников шествия. Объектом нашего исследования являются участники «Русского Марша- 2012», Предметом – их национальные убеждения. Объёмом генеральной совокупности были  500 человек, которые принимали участие в акции «Русский марш» 2012 года, а объёмом выборки стали 100 человек. Инструментом исследования являлась анкета  «Национальные убеждения» [6].  Исследование показало, что из 100  опрошенных участников «Русского Марша» 15 человек считают, что национальная нетерпимость является естественной и нормальной реакцией. Причины конфликта они видят в пересечении национальных интересов. 20 человек считают национальную нетерпимость варварским пережитком, следствием неспособности понять и принять чужие ценности, 40 человек считают нетерпимость неизбежным следствием столкновения различных культур. 20 респондентов трактуют национальную нетерпимость следствием недостаточной интеграции различных этнических групп в рамках государства, 5 – проявлением природной несовместимости, антагонистичностью между разными расами Шесть человек не имеет убеждений, возможно убеждения относительно наций и самосознания у них ещё не сформировались. Таким образом, хотелось бы отметить следующее. У большинства исследуемых, национальная нетерпимость находится на высоком уровне. Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что нетерпимо относятся к представителям других национальностей 34% опрошенных мной респондентов, остальные 66% опрошенных  проявляют толерантность по отношению к представителям других рас.

Решение  проблем межнациональных конфликтов и этнической нетерпимости лежит  в воспитании толерантности у подрастающего поколения не только в семье, но и  в образовательных учреждениях. Но формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. В образовательных учреждениях необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Система формирования толерантности в условиях образовательного учреждения должна создать условия, при которых станет возможным развитие у учеников гордости за ту этническую культуру, к которой они относятся по праву рождения (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); включение разнообразного культурного материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие, принятие и уважение этнических особенностей других учеников; создание в учебной группе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Таким образом, подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше  сложное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач не только образовательных учреждений, но и всей социокультурной общественной системы Российской Федерации. Если сможем ее реализовать,  значит, во многом мы сможем решить проблему межнационального согласия.

Список литературы

1. Арсеньев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В. А. Арсеньев // Социологические исследования: журнал. / М. – 1996. - №12.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -. М. : ЮНИТИ,  1999.

Ресурсы сети интернет:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36063. Органеллы эукариотной клетки, их основные функции 30 KB
  Они осуществляют вторичный синтез и накопление запасных питательных веществ крахмала реже жиров и белков. В клетке синтезируется огромное количество различных веществ. Часть из них потребляется на собственные нужды синтез АТФ построение органелл накопление питательных веществ часть выводится из клетки и используется на построение оболочки клетки растений и грибов гликокаликса животные клетки. Комплекс Гольджи и эндоплазматический ретикулум тесно связаны между собой; их совместная деятельность обеспечивает синтез и преобразование...
36065. История России 30 KB
  История России неотъемлемая часть всемирной истории. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество социализм которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. В XVIII XIX XX веках Россия оказывала влияние на процессы происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне Семилетняя война война со Швецией походы Суворова разгром армии Наполеона Священный Союз поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость участие России в I мировой войне Великая...
36066. Философия, Конспект лекций. История и теория философии 1.34 MB
  Можно видеть ореол вокруг человека а можно и просто ореол без людей. К середине 19 в в науке и философии сложилось понимание того что все или почти все проблемы человека лежат в отношениях между людьми или в социуме Но в обществе все либо прямо либо опосредованно зависит от деятельности людей а действуют люди имеющие тройственную сущность биологическую психическую и социальную. Данная ситуация привела к новому облику философии: появилось деление: рационализм психологическое направление иррационализм рассматривание социальных...
36067. Схоластика в традиции европейской ментальности 135.1 KB
  Философ Эриугена от которого ведут начало схоластики был приглашен ко двору короля Карла Лысого в Париж из далекой Ирландии где в монастырских школах сохранились традиции латинской и греческой образованности. Неосхоластика или вторая схоластика ряд течений католической философской мысли ориентированных на возрождение схоластики осуществляемое в рамках: контрреформации 15 вв. Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теология и патристика прежде всего сочинения Августина Блаженного....
36068. Целевое конспектирование источников по дисциплине «Философия» 2.14 MB
  Но когда у человека его вожделения резко клонятся к чемунибудь одному мы знаем что от этого они слабеют в отношении всего остального словно поток отведенный в сторону. Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия думаешь ли ты что для такого человека много значит человеческая жизнь Нет это невозможно Значит такой человек и смерть не будет считать чемто ужасным Менее всего. Вот почему рассматривая философская ли душа у какогонибудь человека или нет ты сразу еще в его...
36069. Философия. Основы философии 1.2 MB
  В своих сочинениях Платон не просто ставит и решает те или иные философские проблемы он дает нам чистый образец того что есть философское рассуждение само по себе что за мир открывается философу и каково значение обращения души человека к миру умопостигаемого. Душа видевшая всего больше попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека преданного Музам и любви; вторая за ней в плод царя соблюдающего законы в человека воинственного или способного управлять; третья в плод государственного деятеля хозяина...
36070. Философия жизни 130.5 KB
  Ницше: он подверг критике рационалистические концепции мира человека истории которые господствовали в философии на протяжении XVII XVIII первой половины XIX вв. НИЦШЕ гениальный немецкий философ главным мучением всей жизни которого был вопрос: Можно ли надеяться когданибудь облагородить человечество Наделенный ясновиденьем нервов С. Цвейг Ницше пережил смерть Бога в личном трагическом опыте и вместе с тем провозвещая XX век постиг как судьбу современного человека. Обозначив кризис европейского гуманизма философия Ницше...
36071. Конспект лекцій з курсу Філософія 1.63 MB
  Філософія як форма світогляду її роль в житті суспільства і людини. Буття людини. У цій ситуації проблеми світоглядної орієнтації людини усвідомлення нею свого місця і ролі в суспільстві мети і сенсу соціальної і особистої активності відповідальності за свої вчинки і вибір форм і напрямів своєї діяльності стають головними життєвими цінностями. У становленні і формуванні світоглядної культури людини філософія завжди грала особливу роль повязану з її багатовіковим досвідом критичнорефлексивного осмислення глибинних...