6455

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности Общество, являясь динамической системой, постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются об...

Русский

2013-01-04

29.17 KB

5 чел.

Национальное самосознание и день народного единства: поиск согласия и толерантности

Общество, являясь динамической системой,  постоянно изменяется. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межэтнических отношений [1].

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность  в принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов [3]. Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). Сейчас в современной России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов [2]. О наличии такой проблемы как этнические конфликты, свидетельствует  высокая межэтническая агрессия и ненависть в России. Так, в  СССР  господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма,  как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма.  На нём лежало клеймо и проклятие [4]. Сегодня же в России межэтнические конфликты с заложенным в них национализмом  происходят довольно часто.

      Существование таких националистических и патриотических организаций и партий как «Народный союз», «Национал-патриоты России», «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и другие, говорит так же о наличии в нашем обществе такой проблемы как этнические и межнациональные конфликты [7]. Это только официально зарегистрированные организации. Существует также множество неофициальных партий и объединений по всей России.   О наличии межэтнической проблемы говорят такие межэтнические столкновения как «Царицынский погром» лиц кавказской национальности в Москве в 2001 году, в котором участвовали около 300 человек, драка между русскими и чеченцами, в мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области, в которой участвовали около 400 человек. Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года, вызванные убийством четырёх местных русских чеченцами, - все это несет в себе межнациональную вражду. Такие межэтнические столкновения происходят по всей России каждый год. Проблема имеет открытый характер, о ней всё чаще говорят во многих СМИ.  Она затрагивает все слои населения. Абсолютная величина проблемы  имеет  характер государственного масштаба.  В относительном выражении эта проблема отрицательно влияет на взаимоотношения различных социальных групп, так как Россия  - многонациональная страна, что, само по себе подразумевает разный национальный состав населения и социальных общностей страны.  

Проблема национализма и межэтнических отношений в России обострилась в начале XXI века. В Иркутске с 2006 по 2012 год, в честь праздника Дня народного единства, 4 ноября проходит Всероссийская акция националистических сил - «Русский Марш», которая уже стала традицией города. Организацию этого мероприятия проводят некоторые из упомянутых выше националистических партий, а также спортивно-патриотическое объединение Иркутска «Новый рассвет». В каждом «Русском Марше» принимают участие несколько сот человек, которые выстроившись в колонну, продвигаются по центральным улицам, скандируя и выкрикивая  лозунги национал-патриотического содержания. Об этом свидетельствуют лозунги, которые громогласно скандировались на «Русском Марше» 2012 года: «Нация! Родина! Национализм!», «Иркутск - Русский город!», «Слава Империи! Русский, вставай!», «Россия для Русских! Иркутск -  русский город!». Подводя итоги «Марша» 2012 года, депутат Государственной Думы 4 созыва и русский националист Николай Курьянович отметил: «Вы видите, что наше количество множится, увеличивается. И в  нашем ряду – и стар, и млад. Но больше молодежи, и это положительно, что молодежь просыпается и начинает понимать, что же происходит в нашем дорогом отечестве. …Я обращаюсь к молодежи, я хотел бы вас нацелить вот на что. Ходить маршем организованно – это у нас стало неплохо получаться» [8].  Если в 2010 году в акции принимали участие от 150 до 200 человек, то в 2012 году только зарегистрированных участников уже более пятисот. Такой динамичный рост митингующих указывает на обострение проблемы межнациональных отношений в Иркутске. Однако, есть и свои плюсы. Участники "Русского марша" 2012 скандировали во время шествия такие лозунги как: "За русских женщин",    «За доблестную полицию» и "За казачество". Как обозначили цели шествия организаторы на иркутских страничках в социальных сетях - "это не националистический митинг «бритоголовых», а – «символ нашего национального единства, достоинства и чести, залог наших грядущих побед!» [8].

        Решение проблемы межнациональных отношений лежит через повышение этнической толерантности у людей групп риска. К группам риска, прежде всего, относятся люди, которые принимали участие в акции «Русский марш». Хотелось бы отметить, что особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией межэтнической нетерпимости  подростки, чьи личности еще только формируются. Молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности.  В ноябре 2012 года в Иркутске проводилось социальное исследование  на тему «Влияние национальных убеждений на толерантность участников «Русского марша», целью которого  было определение национальных  убеждений участников шествия. Объектом нашего исследования являются участники «Русского Марша- 2012», Предметом – их национальные убеждения. Объёмом генеральной совокупности были  500 человек, которые принимали участие в акции «Русский марш» 2012 года, а объёмом выборки стали 100 человек. Инструментом исследования являлась анкета  «Национальные убеждения» [6].  Исследование показало, что из 100  опрошенных участников «Русского Марша» 15 человек считают, что национальная нетерпимость является естественной и нормальной реакцией. Причины конфликта они видят в пересечении национальных интересов. 20 человек считают национальную нетерпимость варварским пережитком, следствием неспособности понять и принять чужие ценности, 40 человек считают нетерпимость неизбежным следствием столкновения различных культур. 20 респондентов трактуют национальную нетерпимость следствием недостаточной интеграции различных этнических групп в рамках государства, 5 – проявлением природной несовместимости, антагонистичностью между разными расами Шесть человек не имеет убеждений, возможно убеждения относительно наций и самосознания у них ещё не сформировались. Таким образом, хотелось бы отметить следующее. У большинства исследуемых, национальная нетерпимость находится на высоком уровне. Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что нетерпимо относятся к представителям других национальностей 34% опрошенных мной респондентов, остальные 66% опрошенных  проявляют толерантность по отношению к представителям других рас.

Решение  проблем межнациональных конфликтов и этнической нетерпимости лежит  в воспитании толерантности у подрастающего поколения не только в семье, но и  в образовательных учреждениях. Но формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. В образовательных учреждениях необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Система формирования толерантности в условиях образовательного учреждения должна создать условия, при которых станет возможным развитие у учеников гордости за ту этническую культуру, к которой они относятся по праву рождения (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); включение разнообразного культурного материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие, принятие и уважение этнических особенностей других учеников; создание в учебной группе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Таким образом, подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше  сложное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач не только образовательных учреждений, но и всей социокультурной общественной системы Российской Федерации. Если сможем ее реализовать,  значит, во многом мы сможем решить проблему межнационального согласия.

Список литературы

1. Арсеньев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В. А. Арсеньев // Социологические исследования: журнал. / М. – 1996. - №12.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -. М. : ЮНИТИ,  1999.

Ресурсы сети интернет:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40073. Лингвистическое обеспечение сайтов 63 KB
  Приложение 1 Перечень сайтов библиотек и информационных учреждений подлежащих анализу Российская государственная библиотека www.ru Российская национальная библиотека www.ru Государственная публичная научнотехническая библиотека России www.ru Государственная публичная научнотехническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук Библиотека по естественным наукам РАН www.
40074. Классификаторы технико-экономической и социальной информации как ИПЯ 70.5 KB
  Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью классификаторов ТЭСИ. Определить возможности использования классификаторов ТЭСИ при упорядочении объектов и сферу их применения. Обеспечивающие средства: классификаторы ТЭСИ ББК ГРНТИ УДК Библионорматив машиночитаемый вариант УДК ГРНТИ первичные...
40075. Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ 69.5 KB
  Приобрести навыки формулирования предметных рубрик 2. Определить возможности использования АПК Обеспечивающие средства: первичные и вторичные документы; перечни лексических единиц; приложение Правила формулирования предметных рубрик. Задание 1: Определить вид заданных предметных рубрик Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Виды предметных рубрик Предметная рубрика Вид и подвид предметной рубрики Технология работы: Проанализировать структуру заданной...
40076. Сфера применения дескрипторных информационно-поисковых языков 56 KB
  Оценить возможности использования дескрипторных ИПЯ при индексировании документов и запросов. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Определить необходимый для проведения операции координатного индексирования отраслевой информационнопоисковый тезаурус или дескрипторный словарь.
40077. Дескрипторные информационно-поисковые языки 63.5 KB
  Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно поисковые тезаурусы как ИПЯ. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационнопоисковые тезаурусы как информационнопоисковый язык.
40078. Технология уплотнения сигнала в волоконно-оптических линиях связи 49.08 KB
  При подходе под названием мультиплексирование по длине волны Wvelength Division Multiplexing WDM свет с разными длинами волн от нескольких лазеров передается по одному световоду. WDM работает следующим образом. WDM разбивает оптический спектр на каналы каждый с различной длиной волны. Организация потока данных в WDM.
40079. Радиолинии и системы передачи сообщений с радиоканалами 45.28 KB
  Антенны подключаются к приемопередающему оборудованию при помощи фидерных трактов Ф. Пространственная избирательность достигается за счет использования антенны обеспечивающей прием нужных радиосигналов с одного направления и ослабление радиосигналов с других направлений от посторонних источников. Антенны и фидеры Антенна представляет собой элемент сопряжения между передающим или приемным оборудованием и средой распространения радиоволн. Антенны имеющие вид проводов или поверхностей обеспечивают излучение электромагнитных колебаний при...
40080. Принципы построения радиорелейных (РРЛ) и спутниковых систем связи (ССС) 38.88 KB
  Цепочку радиорелейной линии составляют радиорелейные станции трех типов: оконечные радиорелейные станции ОРС промежуточные радиорелейные станции ПРС узловые радиорелейные станции УРС.1 Радиорелейная линия связи На оконечной радиорелейной станции начинается и заканчивается тракт передачи. Аппаратура ОРС осуществляет преобразование сигналов поступающих от разных источников информации телефонные сигналы от междугородней телефонной станции телевизионные сигналы от междугородней телевизионной аппаратной и т. Радиосигналы ОРС с помощью...
40081. РРЛ прямой видимости и тропосферные 14.75 KB
  3 признака РРсв: 1наличие ретрансляции радио сигналов 2использование диапазона УКВ 3наземная радио связь Для обеспечения РРсв строятся РРЛ. Принцип РРЛ связи заключается в последовательной передачи сообщений от одной к другой РР станции для обеспечения заданной дальности. РРЛ называют совокупность техн.