64559

Этическая проблема действия человека

Доклад

Этика и деонтология

Любое действие человека детерминировано Свободное действие ничем не детерминировано Как непротиворечиво соединить оба высказывания Можно решить что свободы нет. Давайте определим свободу и детерминированность Демонстрация того что решение возможно в рамках принципа рациональности...

Русский

2014-07-08

15.25 KB

0 чел.

3. Этическая проблема.

  1. Любое действие человека детерминировано
  2. Свободное действие ничем не детерминировано

Как непротиворечиво соединить оба высказывания?
Можно решить, что свободы нет.
Давайте определим свободу и детерминированность?
Демонстрация того, что решение возможно в рамках принципа рациональности: свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано.

Ну бред зелёный, да? А может, не совсем? Пойди туда, не знаю куда. Надо не идти, куда знаешь.
Нужно совершить свободное действие. Сделать то, что не детерминировано средой, выбрать то, что соответствует требованиям среды и отсеять. Потом выбрать из оставшегося (детерминированным способом).

Нельзя оставлять противоречие просто так, с ним нужно бороться!

Гуманисты столкнулись с главной проблемой – свободы.

Свободное действие – что это такое? Оно ничем не детерминировано. Да ну? Я не согласна. Почему свобода – это недетерминированность? Вечная этическая проблема.

Если человек совершает добрый поступок. Он совершил действительно добрый поступок или нет? Если за благодарность – то типа нет, это не добрый поступок. Добрый поступок – который ничем не вызван, кроме того, что он является добрым. Если ты сделал добрый поступок и тебя за него похвалили, то неизвестно, сделал ли ты добрый поступок. А если поругали – то точно добрый поступок.

Если нет оснований совершать некий поступок, то я его не совершаю. Поэтому как мы совершаем добрые поступки? Или преступные? Генетика, среда, ситуация => преступление. Но если детерминировано, то не виновен. Этические установки детерминируют решение, но их можно свободно пересмотреть. Но детерминировано ли чем-либо то, что я их пересмотрю? Если были причины, предопределяющие это, то не свободное ни фига.

Большая проблема в Христианстве: откуда берётся зло, если Бог всемогущ, всеблаг?

Протестантизм отрицает свободу полностью.

Православие подразумевает некоторую свободу.

Физиологические учёные. Для них свободы нет, свобода – это самообман, мозг – это автомат. Симонов: почему нам кажется, что у нас есть свобода, если у нас свободы нет? Ощущение свободы связано с тем, что есть очень сложная детерминация, которую мы не знаем. Синергетики: малые причины вызывают бурные следствия.

Либо говорим, что свободное действие – это ничем не детерминированное.

С точки зрения науки: любое действие детерминировано.

Это представление разваливает наше представление о личности. Личность перестаёт быть чем-то, что принимает решения.

Утверждения несовместны.

Как решают проблему гуманисты. Знаменитый лозунг: «свобода, несмотря на детерминизм». Франкл: «как невролог я могу сказать, что человек – компьютер; но одновременно он и нечто бесконечно большее, чем компьютер». Осознают противоречие и говорят, что верно и то, и другое какбе.

Тип решения проблемы, который предлагает Аллахвердов. Свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Это высказывание уже не противоречиво .

И оно не бессмысленно. Если я как-то знаю все воздействующие на меня причины. То тогда есть действие, которое ничем не детерминировано. Из всех действующих причин нет такой, которая говорит поднять руку. Выбираем из репертуара действий то, которое ни одна причина не требует.

Гуманисты не решают проблему, они говорят метафорами. Как в математике: есть зависимые переменные и независимые переменные.

А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. 

Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение

принадлежности совершаемого

только самому себе, оценка

принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость

для самого себя – вот неотъемлемые

черты свободного личностного выбора.

Человек способен действовать, исходя из внутренних причин (саморазвития, самоорганизации и пр.)

Но сами внутренние причины чем-нибудь обусловлены? Если они обусловлены причинами, не зависящими от свободной воли человека (вариации: Богом, гененетически, средой, ситуацией и пр.), то свободное действие невозможно (Лютер, Спиноза, Сеченов,  Симонов и др.).

Сеченов: свобода воли – это самообман.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76637. Перестройка в СССР . М.С. Горбачев 43.5 KB
  Горбачев Перестройка официальный курс развития страны провозглашенный правящей верхушкой СССР во главе с М. Предполагалось что принятие решительных мер по преодолению обозначившегося снижения темпов экономического роста отставания таких отраслей промышленности как машиностроение от мирового уровня в относительно короткие сроки позволит вывести народное хозяйство СССР на новые рубежи что в свою очередь активизирует социальную политику и приведет к заметному улучшению благосостояния граждан страны. советская экономика затрещала по швам...
76638. Россия в конце 20-в начале 21 века. Глобальные проблемы человечества 71 KB
  Первым Президентом России еще в составе СССР 12 июня 1991 г. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. С кровавой войны в России началась новая эра эра президентского правления. По итогам выборов состав Государственной думы сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока Выбор России Е.
76639. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Факторы самобытности российской истории 35 KB
  История наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей человеческих сообществ находящихся в определенной взаимосвязи составляющих все человечество. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.
76640. Восточные славяне в древности 32.5 KB
  Однако историки сходятся во мнении что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне принадлежащие к группе индоевропейских народов. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Главными действующими лицами в нем были германцы и славяне.
76641. Особенности становления государственности в России и в мире. Киевская Русь 32.5 KB
  Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана. На эти сведения опирается так называемая норманская теория происхождения русского государства.
76642. Крещение Руси 34.5 KB
  Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков. Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I веке н. Владимир предпринял первую религиозную реформу суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном.
76643. Феодальная раздробленность Руси 27 KB
  Как и в Западной Европе тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя.
76645. Русские земли в 15 в. и европейское средневековье. Складывание централизованного государства. Возвышение Москвы 39 KB
  Возвышение Москвы Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности на Руси в XIVXV вв. На Руси хотя экономические связи между отдельными княжествами без сомнения развивались но общий всероссийский рынок возник позже только в XVII в. Таким образом политические процессы на Руси опережали экономические. Усилиями нескольких поколений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство.