64559

Этическая проблема действия человека

Доклад

Этика и деонтология

Любое действие человека детерминировано Свободное действие ничем не детерминировано Как непротиворечиво соединить оба высказывания Можно решить что свободы нет. Давайте определим свободу и детерминированность Демонстрация того что решение возможно в рамках принципа рациональности...

Русский

2014-07-08

15.25 KB

0 чел.

3. Этическая проблема.

  1. Любое действие человека детерминировано
  2. Свободное действие ничем не детерминировано

Как непротиворечиво соединить оба высказывания?
Можно решить, что свободы нет.
Давайте определим свободу и детерминированность?
Демонстрация того, что решение возможно в рамках принципа рациональности: свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано.

Ну бред зелёный, да? А может, не совсем? Пойди туда, не знаю куда. Надо не идти, куда знаешь.
Нужно совершить свободное действие. Сделать то, что не детерминировано средой, выбрать то, что соответствует требованиям среды и отсеять. Потом выбрать из оставшегося (детерминированным способом).

Нельзя оставлять противоречие просто так, с ним нужно бороться!

Гуманисты столкнулись с главной проблемой – свободы.

Свободное действие – что это такое? Оно ничем не детерминировано. Да ну? Я не согласна. Почему свобода – это недетерминированность? Вечная этическая проблема.

Если человек совершает добрый поступок. Он совершил действительно добрый поступок или нет? Если за благодарность – то типа нет, это не добрый поступок. Добрый поступок – который ничем не вызван, кроме того, что он является добрым. Если ты сделал добрый поступок и тебя за него похвалили, то неизвестно, сделал ли ты добрый поступок. А если поругали – то точно добрый поступок.

Если нет оснований совершать некий поступок, то я его не совершаю. Поэтому как мы совершаем добрые поступки? Или преступные? Генетика, среда, ситуация => преступление. Но если детерминировано, то не виновен. Этические установки детерминируют решение, но их можно свободно пересмотреть. Но детерминировано ли чем-либо то, что я их пересмотрю? Если были причины, предопределяющие это, то не свободное ни фига.

Большая проблема в Христианстве: откуда берётся зло, если Бог всемогущ, всеблаг?

Протестантизм отрицает свободу полностью.

Православие подразумевает некоторую свободу.

Физиологические учёные. Для них свободы нет, свобода – это самообман, мозг – это автомат. Симонов: почему нам кажется, что у нас есть свобода, если у нас свободы нет? Ощущение свободы связано с тем, что есть очень сложная детерминация, которую мы не знаем. Синергетики: малые причины вызывают бурные следствия.

Либо говорим, что свободное действие – это ничем не детерминированное.

С точки зрения науки: любое действие детерминировано.

Это представление разваливает наше представление о личности. Личность перестаёт быть чем-то, что принимает решения.

Утверждения несовместны.

Как решают проблему гуманисты. Знаменитый лозунг: «свобода, несмотря на детерминизм». Франкл: «как невролог я могу сказать, что человек – компьютер; но одновременно он и нечто бесконечно большее, чем компьютер». Осознают противоречие и говорят, что верно и то, и другое какбе.

Тип решения проблемы, который предлагает Аллахвердов. Свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Это высказывание уже не противоречиво .

И оно не бессмысленно. Если я как-то знаю все воздействующие на меня причины. То тогда есть действие, которое ничем не детерминировано. Из всех действующих причин нет такой, которая говорит поднять руку. Выбираем из репертуара действий то, которое ни одна причина не требует.

Гуманисты не решают проблему, они говорят метафорами. Как в математике: есть зависимые переменные и независимые переменные.

А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. 

Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение

принадлежности совершаемого

только самому себе, оценка

принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость

для самого себя – вот неотъемлемые

черты свободного личностного выбора.

Человек способен действовать, исходя из внутренних причин (саморазвития, самоорганизации и пр.)

Но сами внутренние причины чем-нибудь обусловлены? Если они обусловлены причинами, не зависящими от свободной воли человека (вариации: Богом, гененетически, средой, ситуацией и пр.), то свободное действие невозможно (Лютер, Спиноза, Сеченов,  Симонов и др.).

Сеченов: свобода воли – это самообман.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5833. Популяционная генетика 34.5 KB
  Популяционная генетика Популяционная генетика исследует закономерности распределения генов и генотипов в популяциях. Установление этих закономерностей имеет как научное, так и практическое значение в разных разделах биологии, таких как экология и эк...
5834. Предмет і методологічні засади дослідження операцій 1.58 MB
  Предмет і методологічні засади дослідження операцій Лекція 1 Сутність проблематики теорії дослідження операцій Понятійний апарат дослідження операцій. Класифікація задач оптимізації та управління Математичне моделювання в опт...
5836. Використання програмних технологій в аудиті 1.85 MB
  Аудит в умовах застосування комп'ютерних облікових систем. Методологія комп'ютерного аудиту. Методи аудиту із застосуванням комп'ютерів. Особливості аудиту підприємств, які застосовують комп'ютерні інформаційні системи. Налагодження комп'ютеризованих процедур аудиту та внутрішнього контролю.
5839. Водопостачання та водовідведення. Конспект лекцій 4.8 MB
  Метою вивчення дисципліни є формування у майбутніх фахівців умінь і знань з сучасних методів проектування, будівництва та експлуатації систем водопостачання і водовідведення населених міст, житлових і промислових об'єктів...
5840. Організація і управління виробництвом. Конспект лекцій 343 KB
  Вступ Розвиток ринкових відносин, перебудова та вдосконалення господарського механізму змінюють вимоги до економічних методів управління, підвищують роль окремого спеціаліста-інженера - майбутнього організатора виробництва. Метою вивчення дисци...
5841. Методика викладання основ економіки. Конспект лекцій 374.79 KB
  Тема 1. Економічна освіта в системі економічної культури суспільства. Проблеми організації економічної освіти в Україні 1.1 Економічна освіта в системі економічної культури суспільства. 1.2 Проблеми організації економічної освіти в Україні 1.3...