64559

Этическая проблема действия человека

Доклад

Этика и деонтология

Любое действие человека детерминировано Свободное действие ничем не детерминировано Как непротиворечиво соединить оба высказывания Можно решить что свободы нет. Давайте определим свободу и детерминированность Демонстрация того что решение возможно в рамках принципа рациональности...

Русский

2014-07-08

15.25 KB

0 чел.

3. Этическая проблема.

  1. Любое действие человека детерминировано
  2. Свободное действие ничем не детерминировано

Как непротиворечиво соединить оба высказывания?
Можно решить, что свободы нет.
Давайте определим свободу и детерминированность?
Демонстрация того, что решение возможно в рамках принципа рациональности: свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано.

Ну бред зелёный, да? А может, не совсем? Пойди туда, не знаю куда. Надо не идти, куда знаешь.
Нужно совершить свободное действие. Сделать то, что не детерминировано средой, выбрать то, что соответствует требованиям среды и отсеять. Потом выбрать из оставшегося (детерминированным способом).

Нельзя оставлять противоречие просто так, с ним нужно бороться!

Гуманисты столкнулись с главной проблемой – свободы.

Свободное действие – что это такое? Оно ничем не детерминировано. Да ну? Я не согласна. Почему свобода – это недетерминированность? Вечная этическая проблема.

Если человек совершает добрый поступок. Он совершил действительно добрый поступок или нет? Если за благодарность – то типа нет, это не добрый поступок. Добрый поступок – который ничем не вызван, кроме того, что он является добрым. Если ты сделал добрый поступок и тебя за него похвалили, то неизвестно, сделал ли ты добрый поступок. А если поругали – то точно добрый поступок.

Если нет оснований совершать некий поступок, то я его не совершаю. Поэтому как мы совершаем добрые поступки? Или преступные? Генетика, среда, ситуация => преступление. Но если детерминировано, то не виновен. Этические установки детерминируют решение, но их можно свободно пересмотреть. Но детерминировано ли чем-либо то, что я их пересмотрю? Если были причины, предопределяющие это, то не свободное ни фига.

Большая проблема в Христианстве: откуда берётся зло, если Бог всемогущ, всеблаг?

Протестантизм отрицает свободу полностью.

Православие подразумевает некоторую свободу.

Физиологические учёные. Для них свободы нет, свобода – это самообман, мозг – это автомат. Симонов: почему нам кажется, что у нас есть свобода, если у нас свободы нет? Ощущение свободы связано с тем, что есть очень сложная детерминация, которую мы не знаем. Синергетики: малые причины вызывают бурные следствия.

Либо говорим, что свободное действие – это ничем не детерминированное.

С точки зрения науки: любое действие детерминировано.

Это представление разваливает наше представление о личности. Личность перестаёт быть чем-то, что принимает решения.

Утверждения несовместны.

Как решают проблему гуманисты. Знаменитый лозунг: «свобода, несмотря на детерминизм». Франкл: «как невролог я могу сказать, что человек – компьютер; но одновременно он и нечто бесконечно большее, чем компьютер». Осознают противоречие и говорят, что верно и то, и другое какбе.

Тип решения проблемы, который предлагает Аллахвердов. Свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Это высказывание уже не противоречиво .

И оно не бессмысленно. Если я как-то знаю все воздействующие на меня причины. То тогда есть действие, которое ничем не детерминировано. Из всех действующих причин нет такой, которая говорит поднять руку. Выбираем из репертуара действий то, которое ни одна причина не требует.

Гуманисты не решают проблему, они говорят метафорами. Как в математике: есть зависимые переменные и независимые переменные.

А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. 

Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение

принадлежности совершаемого

только самому себе, оценка

принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость

для самого себя – вот неотъемлемые

черты свободного личностного выбора.

Человек способен действовать, исходя из внутренних причин (саморазвития, самоорганизации и пр.)

Но сами внутренние причины чем-нибудь обусловлены? Если они обусловлены причинами, не зависящими от свободной воли человека (вариации: Богом, гененетически, средой, ситуацией и пр.), то свободное действие невозможно (Лютер, Спиноза, Сеченов,  Симонов и др.).

Сеченов: свобода воли – это самообман.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73847. ПСИХОЛОГІЯ СПІЛКУВАННЯ 132.5 KB
  Спілкування: його структура, рівні, функції, основні способи впливу, види. Мова і спілкування. Механізм сприйняття людини людиною під час спілкування. Бар’єри спілкування. Конфлікт: поняття, види, структура, форми, засоби вирішення.
73848. ОСОБЛІВОСТІ ПСИХОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ 90.5 KB
  Субєкт і обєкт психології управління. Управлінська діяльність та стилі управління. І ПСИХОЛОГІЯ УПРАВЛІННЯ напрямок в психологічній науці що вивчає управлінську діяльність властивості та якості особистості що необхідні для її успішної реалізації.
73849. Суздальская земля X XIII вв. 78.5 KB
  Одновременно с новгородскими делами Андрей решал и южные дела. В конце 1168 г. было собрано внушительное войско для похода на Киев. Во главе войска был поставлен сын Андрея Мстислав и боярин Борис Жидиславич.
73850. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 332 KB
  От примитивных приматов в середине палеогена возникли антропоиды – человекообразные обезьяны. Их древнейшие остатки относятся к нижнему олигоцену, а появление относят к позднему эоцену – 40 млн.
73851. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. РАННИЙ ФЕОДАЛИЗМ. ГЕНЕЗИС ФЕОДАЛИЗМА В ЕВРОПЕ 116.5 KB
  Поэтому Европу принято делить на несколько регионов: ЮЗ Италия Испания Южная Галлия Византия Франкское государство Германия Центральная Европа Польша Чехия Венгрия Славяно-Балканский регион СЗ Скандинавия Британские острова. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. Происхождение славян. Первые известия о славянах.
73852. Правление Александра Невского 107 KB
  Даниил Александрович Юрий Даниилович Иван Калита. сообщает что Юрий заложил город Москву на новом месте. Так и на месте вятичского городка Юрий заложил новый город. Когда Константин временно примирился с братьями Юрий осадил Москву.
73853. Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской. Борьба за сохранение старшинства 63 KB
  Дмитрий Иванович. После Ивана Красного остались его два малолетних сына Дмитрий род. Ранняя смерть великого князя и отсутствие взрослого преемника князем Москвы стал Дмитрий Иванович ему еще не было девяти лет вновь поставил вопрос о старшинстве Москвы.
73854. Ранняя Русская держава. Олег, Игорь. Походы на Византию 88 KB
  В правление Ольги многое будет упорядочено Святослав пойдет по стопам своих предшественников но его политика завершится крахом. После гибели Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав и вдова Ольга. а Святослав родился не ранее 935 940 г. но в этом случае Святослав стал бы полноправным правителем ему было бы 16 лет в то время как ПВЛ говорит о его детском возрасте.
73855. Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Выбор вер 161.5 KB
  Перун – бог громовержец, его Владимир сделал главным богом, перед ним постоянно горел огонь. Хорс и Дажьбог – ипостаси солнечного божества, Стрибог – родоначальник ветров, ветры – стрибожьи внуки, Симаргл/Семаргл – спорно – либо божество