64559

Этическая проблема действия человека

Доклад

Этика и деонтология

Любое действие человека детерминировано Свободное действие ничем не детерминировано Как непротиворечиво соединить оба высказывания Можно решить что свободы нет. Давайте определим свободу и детерминированность Демонстрация того что решение возможно в рамках принципа рациональности...

Русский

2014-07-08

15.25 KB

0 чел.

3. Этическая проблема.

  1. Любое действие человека детерминировано
  2. Свободное действие ничем не детерминировано

Как непротиворечиво соединить оба высказывания?
Можно решить, что свободы нет.
Давайте определим свободу и детерминированность?
Демонстрация того, что решение возможно в рамках принципа рациональности: свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано.

Ну бред зелёный, да? А может, не совсем? Пойди туда, не знаю куда. Надо не идти, куда знаешь.
Нужно совершить свободное действие. Сделать то, что не детерминировано средой, выбрать то, что соответствует требованиям среды и отсеять. Потом выбрать из оставшегося (детерминированным способом).

Нельзя оставлять противоречие просто так, с ним нужно бороться!

Гуманисты столкнулись с главной проблемой – свободы.

Свободное действие – что это такое? Оно ничем не детерминировано. Да ну? Я не согласна. Почему свобода – это недетерминированность? Вечная этическая проблема.

Если человек совершает добрый поступок. Он совершил действительно добрый поступок или нет? Если за благодарность – то типа нет, это не добрый поступок. Добрый поступок – который ничем не вызван, кроме того, что он является добрым. Если ты сделал добрый поступок и тебя за него похвалили, то неизвестно, сделал ли ты добрый поступок. А если поругали – то точно добрый поступок.

Если нет оснований совершать некий поступок, то я его не совершаю. Поэтому как мы совершаем добрые поступки? Или преступные? Генетика, среда, ситуация => преступление. Но если детерминировано, то не виновен. Этические установки детерминируют решение, но их можно свободно пересмотреть. Но детерминировано ли чем-либо то, что я их пересмотрю? Если были причины, предопределяющие это, то не свободное ни фига.

Большая проблема в Христианстве: откуда берётся зло, если Бог всемогущ, всеблаг?

Протестантизм отрицает свободу полностью.

Православие подразумевает некоторую свободу.

Физиологические учёные. Для них свободы нет, свобода – это самообман, мозг – это автомат. Симонов: почему нам кажется, что у нас есть свобода, если у нас свободы нет? Ощущение свободы связано с тем, что есть очень сложная детерминация, которую мы не знаем. Синергетики: малые причины вызывают бурные следствия.

Либо говорим, что свободное действие – это ничем не детерминированное.

С точки зрения науки: любое действие детерминировано.

Это представление разваливает наше представление о личности. Личность перестаёт быть чем-то, что принимает решения.

Утверждения несовместны.

Как решают проблему гуманисты. Знаменитый лозунг: «свобода, несмотря на детерминизм». Франкл: «как невролог я могу сказать, что человек – компьютер; но одновременно он и нечто бесконечно большее, чем компьютер». Осознают противоречие и говорят, что верно и то, и другое какбе.

Тип решения проблемы, который предлагает Аллахвердов. Свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Это высказывание уже не противоречиво .

И оно не бессмысленно. Если я как-то знаю все воздействующие на меня причины. То тогда есть действие, которое ничем не детерминировано. Из всех действующих причин нет такой, которая говорит поднять руку. Выбираем из репертуара действий то, которое ни одна причина не требует.

Гуманисты не решают проблему, они говорят метафорами. Как в математике: есть зависимые переменные и независимые переменные.

А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. 

Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение

принадлежности совершаемого

только самому себе, оценка

принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость

для самого себя – вот неотъемлемые

черты свободного личностного выбора.

Человек способен действовать, исходя из внутренних причин (саморазвития, самоорганизации и пр.)

Но сами внутренние причины чем-нибудь обусловлены? Если они обусловлены причинами, не зависящими от свободной воли человека (вариации: Богом, гененетически, средой, ситуацией и пр.), то свободное действие невозможно (Лютер, Спиноза, Сеченов,  Симонов и др.).

Сеченов: свобода воли – это самообман.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28201. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер) 33 KB
  Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте когда сформировалась поведенческая психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке потому что поведенческая психология выдвинув поведение как предмет психологии с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии понятия сознания. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание а именно состояния сознания связи и отношения между ними законы которым они подчиняются. Используя метроном Вундт выделил ряд основных...
28202. Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии 40.5 KB
  Иван Петрович Павлов 18491936 создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе особых нервных волокнах регулирующих процессы питания в тканях обмен веществ в них и тем самым...
28203. Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии 35.5 KB
  Бехтерева в развитие российской психологии. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.
28204. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность 40 KB
  Виды порогов и чувствительность. Для того чтобы измерить уровень абсолютной и дифференциальной чувствительности вводится понятие порогов ощущений или сенсорных порогов. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Виды порогов: абсолютный порог верхний и нижний дифференциальный порог оперативный порог.
28205. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко) 37.5 KB
  Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда Ананьев Веккер Ломов Ярмоленко. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации Веккер. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму размеры свойства поверхности консистенцию температуру сухость или влажность положение и перемещение в пространстве. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение.
28206. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления 58 KB
  Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления. оно отражает то что когдато отражалось и следы этого образа остались в сознании человека. В отличие от перцептивного образа существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона не допускающее однако их взаимного отделения в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона а фон может быть отделен от фигуры пустое пространство . Оно выражается в схематизации образа.
28207. Константность восприятия и ее приспособительное значение 32.5 KB
  Константность восприятия и ее приспособительное значение. Константность это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.
28208. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое 42.5 KB
  Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
28209. Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) 50 KB
  Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается в использовании человеком орудий труда для преобразования мира и сохранении этих орудий. Центральный момент возникновение символической деятельности овладение словесным знаком. Процесс формирования высшей психической функции отнюдь не мгновенен он растянут на десятилетие зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Общение со взрослым овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают...