64559

Этическая проблема действия человека

Доклад

Этика и деонтология

Любое действие человека детерминировано Свободное действие ничем не детерминировано Как непротиворечиво соединить оба высказывания Можно решить что свободы нет. Давайте определим свободу и детерминированность Демонстрация того что решение возможно в рамках принципа рациональности...

Русский

2014-07-08

15.25 KB

0 чел.

3. Этическая проблема.

  1. Любое действие человека детерминировано
  2. Свободное действие ничем не детерминировано

Как непротиворечиво соединить оба высказывания?
Можно решить, что свободы нет.
Давайте определим свободу и детерминированность?
Демонстрация того, что решение возможно в рамках принципа рациональности: свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано.

Ну бред зелёный, да? А может, не совсем? Пойди туда, не знаю куда. Надо не идти, куда знаешь.
Нужно совершить свободное действие. Сделать то, что не детерминировано средой, выбрать то, что соответствует требованиям среды и отсеять. Потом выбрать из оставшегося (детерминированным способом).

Нельзя оставлять противоречие просто так, с ним нужно бороться!

Гуманисты столкнулись с главной проблемой – свободы.

Свободное действие – что это такое? Оно ничем не детерминировано. Да ну? Я не согласна. Почему свобода – это недетерминированность? Вечная этическая проблема.

Если человек совершает добрый поступок. Он совершил действительно добрый поступок или нет? Если за благодарность – то типа нет, это не добрый поступок. Добрый поступок – который ничем не вызван, кроме того, что он является добрым. Если ты сделал добрый поступок и тебя за него похвалили, то неизвестно, сделал ли ты добрый поступок. А если поругали – то точно добрый поступок.

Если нет оснований совершать некий поступок, то я его не совершаю. Поэтому как мы совершаем добрые поступки? Или преступные? Генетика, среда, ситуация => преступление. Но если детерминировано, то не виновен. Этические установки детерминируют решение, но их можно свободно пересмотреть. Но детерминировано ли чем-либо то, что я их пересмотрю? Если были причины, предопределяющие это, то не свободное ни фига.

Большая проблема в Христианстве: откуда берётся зло, если Бог всемогущ, всеблаг?

Протестантизм отрицает свободу полностью.

Православие подразумевает некоторую свободу.

Физиологические учёные. Для них свободы нет, свобода – это самообман, мозг – это автомат. Симонов: почему нам кажется, что у нас есть свобода, если у нас свободы нет? Ощущение свободы связано с тем, что есть очень сложная детерминация, которую мы не знаем. Синергетики: малые причины вызывают бурные следствия.

Либо говорим, что свободное действие – это ничем не детерминированное.

С точки зрения науки: любое действие детерминировано.

Это представление разваливает наше представление о личности. Личность перестаёт быть чем-то, что принимает решения.

Утверждения несовместны.

Как решают проблему гуманисты. Знаменитый лозунг: «свобода, несмотря на детерминизм». Франкл: «как невролог я могу сказать, что человек – компьютер; но одновременно он и нечто бесконечно большее, чем компьютер». Осознают противоречие и говорят, что верно и то, и другое какбе.

Тип решения проблемы, который предлагает Аллахвердов. Свободное действие детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Это высказывание уже не противоречиво .

И оно не бессмысленно. Если я как-то знаю все воздействующие на меня причины. То тогда есть действие, которое ничем не детерминировано. Из всех действующих причин нет такой, которая говорит поднять руку. Выбираем из репертуара действий то, которое ни одна причина не требует.

Гуманисты не решают проблему, они говорят метафорами. Как в математике: есть зависимые переменные и независимые переменные.

А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. 

Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение

принадлежности совершаемого

только самому себе, оценка

принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость

для самого себя – вот неотъемлемые

черты свободного личностного выбора.

Человек способен действовать, исходя из внутренних причин (саморазвития, самоорганизации и пр.)

Но сами внутренние причины чем-нибудь обусловлены? Если они обусловлены причинами, не зависящими от свободной воли человека (вариации: Богом, гененетически, средой, ситуацией и пр.), то свободное действие невозможно (Лютер, Спиноза, Сеченов,  Симонов и др.).

Сеченов: свобода воли – это самообман.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83233. Диагностика внимания у детей младшего школьного возраста 2.95 MB
  Цель исследования – стандартизация проведенных методик на 2-3 классах. Задачи исследования: рассмотреть теории внимания, свойства и виды внимания; отобразить особенности развития внимания в младшем школьном возрасте; изучить проблемы диагностики внимания младших школьников; провести эмпирическое исследование внимания младших школьников...
83234. Процесс производства пластиковых окон отдела ООО «Европрофиль» 237.3 KB
  Первая глава посвящена анализ требований к качеству в ООО Европрофиль Во второй главе проводится анализ нормативной документации по охране труда и экологической безопасности В третьей главе рассматриваются анализ экономических затрат В четвертой главе проводится программа мероприятий по устранению несоответствий.
83235. Разработка программы для вычисления одного из интегралов одним из методом 422.96 KB
  В этой работе выполнено численное вычисление определенного интеграла методом прямоугольников(9) и трапеций(10). Двумя разных интегралов (1), (2) и за один запуск программы выполняется вычисление одного из интегралов одним из методом. Выбор интеграла и метода решения производится с помощью меню, организованного в диалоговом окне.
83236. Дослідження виховання підлітків та їх самооцінки 118 KB
  Актуальність теми полягає в тому, що в даний час все більше уваги приділяється самооцінці підлітка, а батьківське виховання впливає на самооцінку підлітка. Батьки є першою соціальним середовищем дитини і саме вони надають найбільш значущий вплив на становлення і формування багатьох рис особистості...
83237. Планування і проект організації виробництва, праці на дільниці по виготовленню булочки «Кільце з маком» 197.9 KB
  Важливу роль в харчовій промисловості відводиться хлібопекарській галузі, яка забезпечує населення своїми продуктами. Тому актуальним і важливим є аналіз стану хлібопекарської галузі, виявлення проблем у її функціонуванні та визначення шляхів їх вирішення з метою забезпечення подальшого розвитку галузі...
83238. Каталог научно-технической библиотеки 267.5 KB
  Цель курсовой работы – закрепление и углубление знаний, полученных студентами в курсах «Информационное обеспечение систем управления», «Информатика», развитие профессиональных навыков в постановке и решении задач проектирования баз данных, работе с технической литературой, оформлении технической документации.
83239. Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь 59.21 KB
  Цель работы рассмотреть и изучить формы государственного регулирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы решить следующие задачи: Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику страны...
83240. Разработка производственной программы предприятия 46.29 KB
  Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые: отвечают чётко определённым потребностям; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества...
83241. ТЭО малого предприятия 105.91 KB
  Цель курсовой работы – получение навыков написания ТЭО деятельности малого производственного предприятия, исходя из заданных условий. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассчитать потребности в основном и оборотном капитале для открытия малого предпринимательства...