64569

Проблема баланса сил в XVIII веке. Военные конфликты 30-х - 60-х годов XVIII века

Доклад

История и СИД

Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Три основных конфликта этого периода фактически определяли направленность усилий европейских политиков и дипломатов.

Русский

2014-07-08

13.5 KB

28 чел.

Вопрос № 3 Проблема баланса сил в XVIII в.

Военные конфликты 30-х - 60-х годов XVIII в.

После окончания крупнейших войн начала XVIII в. — войны за испанское наследство и Северной войны — сложилось принципиально новое соотношение сил в Европе. Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Определились новые основные очаги противоречий и приоритетные интересы. Это позволяет говорить о новом этапе в истории международных отношений континента, который со всей очевидностью проявил себя к 40-м годам XVIII столетия.

Три основных конфликта этого периода фактически определяли направленность усилий европейских политиков и дипломатов. Сутью их была борьба:

■S Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию;

S Австрии и Пруссии за преобладание в Центральной Европе;

5 России за окончательное утверждение на Балтике и выход к Черному морю.

В сложившейся новой системе государств ведущую роль играли пять стран: Франция, Англия, Россия, Австрия и Пруссия. Большинство войн носило коалиционный характер. Но изменился принцип создания блоков и коалиций. С середины XVI в. до Вестфальского мира европейские страны разделялись на два блока в основном по конфессиональному принципу. В блоке, противостоявшем планам Габсбургов создать «вселенскую монархию», главную роль играла Франция.

Вторая половина XVII в. прошла под знаком борьбы против агрессивных устремлений Людовика XIV, и все коалиции носили антифранцузский характер. При этом инициатива в их создании принадлежала Голландии. Таким образом, страны, входящие в коалиции, объединяла одна общая цель борьбы против державы, очевидная мощь которой позволяла претендовать на гегемонию.

После 1715г. обычно борьба велась между двумя враждебными группировками, создававшимися по принципу баланса сил. Однако каждая из таких коалиций состояла из государств, преследующих собственные цели, по большей части не совпадающие с целями союзников.

Идея европейского равновесия как господствующая в международных отношениях XVIII в. родилась не из теоретических изысков, а была обусловлена необходимостью такой доминанты, обеспечивая ее воплощение в реальную политику. Утрехтский мир исключил возможность гегемонии Франции. Ништадтский мир лишил Швецию статуса великой державы. Противостояние Австрии и Пруссии не позволяло ни одной из них осуществить политическое преобладание даже в Центральной Европе. Растущая экономическая мощь Англии уравновешивалась до поры политическими и военными воз-можностями Франции. Наконец, нарастающее могущество России во второй половине века делало идею политического господства какой-либо одной державы практически неосуществимой.

Кроме названных главных конфликтов эпохи у ряда европейских стран существовали взаимные проблемы, которые также решались в войнах. Основные из них: франко-австрийское соперничество в Южных Нидерландах; борьба Австрии и Османской империи за Балканы; англо-испанский конфликт из-за колониальных владений в Западном полушарии. Война британских колоний в Северной Америке также оказалась в центре внимания европейской политики, поскольку касалась европейского государства, экономический потенциал которого начинал угрожать соблюдению баланса сил.

Сам принцип баланса сил исходил из учета всех составляющих понятия «могущество государства»: размера территории; численности населения, а следовательно, наличия рабочих рук и потенциальных возможностей формирования армии; естественных природных ресурсов; уровня экономического развития при учете степени развития капиталистического уклада, успехов международной торговли, наличия колоний и доли богатства от обладания ими в национальном доходе; численности и боеспособности армии и флота, а значит, возможности защитить собственные интересы в сухопутной и морской войне.

Как сам принцип баланса сил, так и оценка реальных возможностей каждого государства, прогнозирование возможных политических ходов требовали развития дипломатии. Имеются в виду организация дипломатической службы, искусство и профессионализм служащих по дипломатическому ведомству. Практически во всех основных государствах Европы ведомство


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11323. Микропроцессор К1810ВМ86 110 KB
  Занятие 2 Микропроцессор К1810ВМ86 Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить особенности построения универсального 16разрядного микропроцессора К1810ВМ86 и принципы адресации его памяти.. 2. Формировать творческое мышление. 3. Прививать любовь к професси
11324. Применение универсальных микропроцессоров 102 KB
  Занятие 3 Применение универсальных микропроцессоров Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и работы персонального компьютера и применение его для моделирования различных процессов. 2. Формировать творческое мышление. 3. Прив...
11325. Сигнальный процессор 144 KB
  Занятие 5 Сигнальный процессор Учебные и воспитательные цели: Изучить устройство и принципы функционирования сигнального процессора. Прививать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала. Прививать интерес к дисцип
11326. Маркетингове дослідження ринку дезінфектантів та антисептиків 776 KB
  Антисептичні засоби для профілактики і лікування місцевих інфекційних захворювань (гнійних ран, опіків, пролежнів, виразок, фурункулів і т. п.) використовувалися з давніх часів. Гіппократ і Ібн Сіна, Парацельс і Гален застосовували в цих цілях бальзамічні мазі, винний і яблучний оцет, вапно, мурашину кислоту і різні спирти.
11327. Локальные вычислительные сети. Сети с шиной и кольцевой структурой 91 KB
  Локальные вычислительные сети. Учебные и воспитательные цели. Изучить и систематизировать знания по основным понятиям локальных вычислительных сетей.. Прививать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала...
11328. Глобальная сеть Internet 209 KB
  Занятие 2. Глобальная сеть Internet. Учебные и воспитательные цели: 1. Изучить и систематизировать знания по глобальной сети Internet. 2. Прививать навыки активного и целенаправленного изучения учебного материала. 3. Воспитывать высокую воинскую дисциплину исполнительност
11329. Защита информации 151.5 KB
  Лекция 12 Защита информации Проблема защиты информации от несанкционированного неразрешенного доступа НСД заметно обострилась в связи с широким распространением локальных и особенно глобальных компьютерных сетей. Защита информации необходима для уменьшения в
11330. Глобальные сети 73.5 KB
  Глобальные сети Глобальные сети объединяют территориально рассредоточенные компьютеры которые могут находиться в различных городах и странах. Так как прокладка высококачественных линий связи на большие расстояния обходится очень дорого в глоб
11331. Операционные системы. Понятие операционной системы 152 KB
  Операционные системы 1. Понятие операционной системы Назначением ЭВМ является выполнение программ. Каждая программа представляет собой набор команд которые определяют порядок действий ЭВМ. Совокупность программ образует программное обеспечение ПО ПК. По функциона...