64569

Проблема баланса сил в XVIII веке. Военные конфликты 30-х - 60-х годов XVIII века

Доклад

История и СИД

Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Три основных конфликта этого периода фактически определяли направленность усилий европейских политиков и дипломатов.

Русский

2014-07-08

13.5 KB

34 чел.

Вопрос № 3 Проблема баланса сил в XVIII в.

Военные конфликты 30-х - 60-х годов XVIII в.

После окончания крупнейших войн начала XVIII в. — войны за испанское наследство и Северной войны — сложилось принципиально новое соотношение сил в Европе. Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Определились новые основные очаги противоречий и приоритетные интересы. Это позволяет говорить о новом этапе в истории международных отношений континента, который со всей очевидностью проявил себя к 40-м годам XVIII столетия.

Три основных конфликта этого периода фактически определяли направленность усилий европейских политиков и дипломатов. Сутью их была борьба:

■S Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию;

S Австрии и Пруссии за преобладание в Центральной Европе;

5 России за окончательное утверждение на Балтике и выход к Черному морю.

В сложившейся новой системе государств ведущую роль играли пять стран: Франция, Англия, Россия, Австрия и Пруссия. Большинство войн носило коалиционный характер. Но изменился принцип создания блоков и коалиций. С середины XVI в. до Вестфальского мира европейские страны разделялись на два блока в основном по конфессиональному принципу. В блоке, противостоявшем планам Габсбургов создать «вселенскую монархию», главную роль играла Франция.

Вторая половина XVII в. прошла под знаком борьбы против агрессивных устремлений Людовика XIV, и все коалиции носили антифранцузский характер. При этом инициатива в их создании принадлежала Голландии. Таким образом, страны, входящие в коалиции, объединяла одна общая цель борьбы против державы, очевидная мощь которой позволяла претендовать на гегемонию.

После 1715г. обычно борьба велась между двумя враждебными группировками, создававшимися по принципу баланса сил. Однако каждая из таких коалиций состояла из государств, преследующих собственные цели, по большей части не совпадающие с целями союзников.

Идея европейского равновесия как господствующая в международных отношениях XVIII в. родилась не из теоретических изысков, а была обусловлена необходимостью такой доминанты, обеспечивая ее воплощение в реальную политику. Утрехтский мир исключил возможность гегемонии Франции. Ништадтский мир лишил Швецию статуса великой державы. Противостояние Австрии и Пруссии не позволяло ни одной из них осуществить политическое преобладание даже в Центральной Европе. Растущая экономическая мощь Англии уравновешивалась до поры политическими и военными воз-можностями Франции. Наконец, нарастающее могущество России во второй половине века делало идею политического господства какой-либо одной державы практически неосуществимой.

Кроме названных главных конфликтов эпохи у ряда европейских стран существовали взаимные проблемы, которые также решались в войнах. Основные из них: франко-австрийское соперничество в Южных Нидерландах; борьба Австрии и Османской империи за Балканы; англо-испанский конфликт из-за колониальных владений в Западном полушарии. Война британских колоний в Северной Америке также оказалась в центре внимания европейской политики, поскольку касалась европейского государства, экономический потенциал которого начинал угрожать соблюдению баланса сил.

Сам принцип баланса сил исходил из учета всех составляющих понятия «могущество государства»: размера территории; численности населения, а следовательно, наличия рабочих рук и потенциальных возможностей формирования армии; естественных природных ресурсов; уровня экономического развития при учете степени развития капиталистического уклада, успехов международной торговли, наличия колоний и доли богатства от обладания ими в национальном доходе; численности и боеспособности армии и флота, а значит, возможности защитить собственные интересы в сухопутной и морской войне.

Как сам принцип баланса сил, так и оценка реальных возможностей каждого государства, прогнозирование возможных политических ходов требовали развития дипломатии. Имеются в виду организация дипломатической службы, искусство и профессионализм служащих по дипломатическому ведомству. Практически во всех основных государствах Европы ведомство


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27509. Охарактеризуйте основные виды государственного принуждения 28.5 KB
  Охарактеризуйте основные виды государственного принуждения. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения. 1 Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения который вступая в борьбу с иными мотивами должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению.
27510. Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения 39 KB
  Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения. Состав правонарушения как правовое понятие и раскрывает эту сложную структуру. Состав правонарушения это совокупность его элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения объективная сторона правонарушения субъект правонарушения субъективная сторона правонарушения.
27511. Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права 30 KB
  Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права. В отечественной правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов обозначающих соответствующие понятия источник права или форма права. Одни ученые признавали более правильным употребление термина форма права А. Шебалов другие склонялись к термину юридический формальный источник права С.
27512. Охарактеризуйте федеративные и конфедеративные государства 33.5 KB
  Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти или иными словами внутреннее строение государства деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными. 1 Простые государства унитарные это форма государственного устройства где территориальные единицы входящие в её состав не обладают элементами суверенитета в независимости от размера общей территории государства Китай Литва.
27513. Перечислите виды правовых статусов субъектов правоотношений 24.5 KB
  Виды: общеправовой грн специальный студент индивидуальный паспорт Правовой статус это основанная на правосубъектности система взаимосвязанных прав свобод льгот ограничений обязанностей и ответственности субъектов юридически закрепленное положение. Виды правового статуса: 1 в зависимости от принадлежности лица к тому или иному гражданству; 2 различают отраслевые правовые статусы гражданскоправовой административноправовой и др.; 3 различают правовой статус нарушителя и правовой статус гражданина с правомерным поведением;...
27514. Перечислите и охарактеризуйте виды диспозиций правовых норм 29 KB
  Диспозиция юридическое расположение сторон элемент определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы ее ядром; 1 В зависимости от того как излагается правило поведения различают следующие виды диспозиции: а простая диспозиция называющая вариант поведения но не раскрывающая не разъясняющая его например ст. Что представляют собой обособленные водные объекты норма не...
27515. Соотношение права и обычая 30.5 KB
  Обычаи весьма многообразны ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа нации территориальной либо профессиональной группы и т. Обычаи исторически первая группа социальных норм возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности общественный опыт закрепляют то что сложилось в результате длительной социальной практики. Обычаи не столь тесно связаны с правом как нормы морали.
27516. Соотношение права и технических норм 27.5 KB
  Соотношение права и технических норм Социальные нормы правила поведения регулирующие отношения между людьми. Технические нормыправила характеризующие отношения людей к природе технике орудиям и средствам производства. Система социальных норм представляет собой правила поведения используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые моральные религиозные обычные корпоративные нормы и др.
27517. Состав правонарушения. Причины правонарушений в российском обществе 31.5 KB
  Правонарушение общественно опасное противоправное виновное деяние наносящее вред личности собственности госву или обществу в целом за кот. мира на которые направлено противоправное деяние: общий общественные отношения охраняемые правом той или иной его отраслью; родовой группа однородных обществ. Элементы: деяние поведение находся под контролем воли и разума чела и выражся в действие или бездействии; противоправ. деяние противоречие его предписаниям юр.