6457

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы)

Научная статья

Литература и библиотековедение

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы) Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в не...

Русский

2013-01-04

25.06 KB

25 чел.

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках

(на примере произведений древнерусской литературы)

Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в нем проявляются доблесть духа, народная мудрость и высокий героизм наших предков.

Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

Например, Христианство. Что было важно древнему русскому человеку в этой религии? Ведь идеи этой религии позволили сплотить народ, направить его на великие подвиги, оформить и развить русскую государственность. Принятие христианства способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Развиваются летописание, литература.[4]

Древнерусская литература – одна из самых древних в средневековой Европе. Свидетельством тому являются такие памятники древнерусской литературы, как «Речь философа» в составе «Повести временных лет», относящаяся к концу X в, а в XI в. появляются «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона.[3]

Истоки педагогической мысли как отражение поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчей Соломона», «Премудростей Иисуса – сына Сирахова»и др). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407); выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имевших педагогическую направленность как «Сборник афоризмов «Пчела», «Послание», «Златоусты», «Слово о законе и благодати» и многое другое.[1]

Педагогические идеи Златоуста развивали Кирилл Туровский (ум.1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в). Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника.

Изборник (1076): «Чтение книг… полезно для каждого христианина. Каким человеком следует быть: Пред старцами  - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими – дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».

Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше безполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».[2]

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение…» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению. Достойным подражания Мономах называл тех, кто владел учением книжным. Сам Мономах, судя по «Поучению», был весьма начитан и образован для своего времени.[1]

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.  

Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы должны изучать древнерусскую литературу, продолжать читать, расширять свой кругозор.  Я думаю, что развитие русской литературы X – XIII вв должно вестись в интересах современности. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущем.

Список использованной литературы:

  1.   Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М: Издательство «Совершенство», 1999-224 с,ил.
  2.  Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: – М:Издательство Владос-Пресс, 2003-224с.
  3.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв./ под ред. Академика РАО Пискунова А.И.-М.:ТЦ «Сфера», 2001-512.
  4.   Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия – Запад. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ,2005.-224с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80191. Явление вариантности форм родительного падежа множественного числа в современном русском языке 159.62 KB
  В данной работе при анализе языкового материала были использованы такие общенаучные способы исследования, как наблюдение и эксперимент. Основной общенаучный метод анализа – описательный. Наиболее распространенный способ научного исследования – это наблюдение. Под лингвистическим наблюдением в свою очередь понимаются правила и техника выделения из текста (или потока речи) того или иного факта и включение его в изучаемую систему.
80192. Методы анализа линейных цепей 136 KB
  Все электрические цепи состоящие из сопротивлений емкостей индуктивностей и соединительных проводов линейны. Анализ отклика линейной цепи на известное входное воздействие сводится при этом к известной в математике задаче решения линейного дифференциального уравнения nго порядка с постоянными коэффициентами. Порядок n этого уравнения в радиотехнике принято называть порядком линейной цепи системы.
80193. Нелинейные и параметрические цепи 143.5 KB
  Наиболее часто используют метод анализа нелинейных цепей основанный на линеаризации характеристик НЭ при фильтрации высших гармоник сигнала на выходе цепи. В результате первой операции в безынерционном НЭ происходит такое преобразование формы входного сигнала при котором в его спектре появляются новые гармонические составляющие. Вторую операцию осуществляет линейный фильтр выделяя нужные спектральные составляющие преобразованного входного сигнала. Кусочнолинейная аппроксимация характеристики Нелинейный резонансный усилитель мощности...
80194. Генерация сигналов. Модуляция и детектирование сигналов 138 KB
  Колебательной системой или устройством с самовозбуждением называют динамическую систему преобразующую энергию источника постоянного тока в энергию незатухающих колебаний причем основные характеристики колебаний амплитуда частота форма колебаний и т. Процесс получения переменных сигналов требуемой формы и частоты называют генерированием электрических колебаний. Автогенератор часто просто генератор устройство преобразующее энергию постоянного тока в энергию электрических колебаний требуемой частоты и формы. Автогенератор можно...
80195. Типы и основные характеристики линий связи 357.5 KB
  Типы и основные характеристики линий связи Принципы построения радиоэлектронных систем связи Любую техническую систему действие которой основано на непосредственном использовании высокочастотных электромагнитных колебаний радиодиапазона для сбора передачи извлечения обработки или хранения информации называют радиотехнической системой упрощенно радиосистемой. Линией связи называют физическую среду космическое пространство свободное пространство воздух в нейтральном или ионизированном состояниях земная поверхность морская вода...
80197. Элементная база линейных цепей 163.43 KB
  Таким образом анализируемая RС-цепь при малых τα может осуществлять линейную операцию дифференцирования поданного на нее сигнала. Чтобы определить частотный коэффициент передачи дифференцирующей цепи, запишем комплексную амплитуду тока
80198. Усиление сигналов. Типы и параметры усилителей 99.11 KB
  Во многих радиоэлектронных устройствах имеют место колебания, частоты которых близки к нулю. Для усиления медленно меняющихся во времени сигналов применяют усилители постоянного тока (УПТ). Современные УПТ в основном выполняют в виде интегральных микросхем
80199. Цифровая модуляция. Виды цифровой модуляции 80.5 KB
  число различных его элементов которые преобразуются в последовательность элементов посылок сигнала {Unt} путем воздействия кодовых символов на высокочастотное несущее колебание UНt. Долгое время не находила практического применения изза сложности восстановления в приемнике опорного несущего колебания строго синфазного с несущей частотой принимаемого сигнала. Так как на практике при приеме сигнала сложно определить абсолютное значение начальной фазы то проще определять относительный фазовый сдвиг между двумя соседними символами....