6457

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы)

Научная статья

Литература и библиотековедение

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы) Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в не...

Русский

2013-01-04

25.06 KB

24 чел.

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках

(на примере произведений древнерусской литературы)

Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в нем проявляются доблесть духа, народная мудрость и высокий героизм наших предков.

Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

Например, Христианство. Что было важно древнему русскому человеку в этой религии? Ведь идеи этой религии позволили сплотить народ, направить его на великие подвиги, оформить и развить русскую государственность. Принятие христианства способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Развиваются летописание, литература.[4]

Древнерусская литература – одна из самых древних в средневековой Европе. Свидетельством тому являются такие памятники древнерусской литературы, как «Речь философа» в составе «Повести временных лет», относящаяся к концу X в, а в XI в. появляются «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона.[3]

Истоки педагогической мысли как отражение поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчей Соломона», «Премудростей Иисуса – сына Сирахова»и др). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407); выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имевших педагогическую направленность как «Сборник афоризмов «Пчела», «Послание», «Златоусты», «Слово о законе и благодати» и многое другое.[1]

Педагогические идеи Златоуста развивали Кирилл Туровский (ум.1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в). Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника.

Изборник (1076): «Чтение книг… полезно для каждого христианина. Каким человеком следует быть: Пред старцами  - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими – дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».

Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше безполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».[2]

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение…» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению. Достойным подражания Мономах называл тех, кто владел учением книжным. Сам Мономах, судя по «Поучению», был весьма начитан и образован для своего времени.[1]

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.  

Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы должны изучать древнерусскую литературу, продолжать читать, расширять свой кругозор.  Я думаю, что развитие русской литературы X – XIII вв должно вестись в интересах современности. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущем.

Список использованной литературы:

  1.   Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М: Издательство «Совершенство», 1999-224 с,ил.
  2.  Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: – М:Издательство Владос-Пресс, 2003-224с.
  3.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв./ под ред. Академика РАО Пискунова А.И.-М.:ТЦ «Сфера», 2001-512.
  4.   Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия – Запад. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ,2005.-224с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь – первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания – культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...
82243. Ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 34.11 KB
  Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
82244. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера 30.45 KB
  Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.
82245. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук 33.42 KB
  Все больше возрастает значимость понятия картина мира для методологии соцгум наук а развитие соцгум наук в свою очередь все активнее вводит гум составляющую в НКМ. Понимание КМ в соцгум науках не возможно без ориентации на человека понимания его места в культуре в мире способов видения им мира. В КМ соцгум наук нет противопоставления субъектачеловека и объектамира описываются лишь типы понимания мира включающего самого человека.
82246. Внебиологическое понимание жизни. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон. В. Дильтей. Философская антропология) 46.85 KB
  Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни А. Философская антропология Проблема жизни относится к тем научным проблемам которые имеют несомненный философский смысл и значение. вопрос о сущности жизни; вопрос о происхождении или вечности жизни.