6457

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы)

Научная статья

Литература и библиотековедение

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках (на примере произведений древнерусской литературы) Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в не...

Русский

2013-01-04

25.06 KB

25 чел.

Особенности образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веках

(на примере произведений древнерусской литературы)

Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в нем проявляются доблесть духа, народная мудрость и высокий героизм наших предков.

Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

Например, Христианство. Что было важно древнему русскому человеку в этой религии? Ведь идеи этой религии позволили сплотить народ, направить его на великие подвиги, оформить и развить русскую государственность. Принятие христианства способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Развиваются летописание, литература.[4]

Древнерусская литература – одна из самых древних в средневековой Европе. Свидетельством тому являются такие памятники древнерусской литературы, как «Речь философа» в составе «Повести временных лет», относящаяся к концу X в, а в XI в. появляются «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона.[3]

Истоки педагогической мысли как отражение поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчей Соломона», «Премудростей Иисуса – сына Сирахова»и др). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407); выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имевших педагогическую направленность как «Сборник афоризмов «Пчела», «Послание», «Златоусты», «Слово о законе и благодати» и многое другое.[1]

Педагогические идеи Златоуста развивали Кирилл Туровский (ум.1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в). Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника.

Изборник (1076): «Чтение книг… полезно для каждого христианина. Каким человеком следует быть: Пред старцами  - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими – дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».

Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше безполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».[2]

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение…» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению. Достойным подражания Мономах называл тех, кто владел учением книжным. Сам Мономах, судя по «Поучению», был весьма начитан и образован для своего времени.[1]

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.  

Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы должны изучать древнерусскую литературу, продолжать читать, расширять свой кругозор.  Я думаю, что развитие русской литературы X – XIII вв должно вестись в интересах современности. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущем.

Список использованной литературы:

  1.   Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М: Издательство «Совершенство», 1999-224 с,ил.
  2.  Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: – М:Издательство Владос-Пресс, 2003-224с.
  3.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв./ под ред. Академика РАО Пискунова А.И.-М.:ТЦ «Сфера», 2001-512.
  4.   Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия – Запад. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ,2005.-224с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72843. Промышленные источники вибраций. Биологическое действие вибраций. Нормирование вибраций 61 KB
  Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругими связями; движение точки или механической системы, при котором происходит поочередное возрастание и убывание во времени значений по крайней мере одной координаты.
72844. Инфразвук. Средства защиты от инфразвука 58.5 KB
  Снижение неблагоприятного воздействия инфразвука достигается комплексом инженерно-технических и медицинских мероприятий основными из которых являются: устранение причин генерации инфразвука в источнике образования повышение жесткости конструкций больших размеров устранение...
72846. Классификация энергетических загрязнений. Естественный фон. Понятие о шумах. Источники шума естественного и техногенного происхождения. Биологическое действие шумов. Нормирование шумов 64 KB
  В окружающую среду поступают энергетические загрязнения в виде шума вибрации электромагнитных долей радиоактивных излучений. Источники: Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: внешние и внутренние.
72847. Смог (восстановительный и окислительный). Условия образования смога и методы борьбы с ним 62 KB
  Именно жители английской столицы первыми столкнулись с проблемами связанными с загрязнением городского воздуха. Загрязнение воздуха могут вызывать и входящие в состав топлива примеси в первую очередь соединения серы.
72848. Кислотные осадки. Источники образования и негативное воздействие на биологические объекты 60.5 KB
  Химический анализ кислотных осадков показывает присутствие серной (H2SO4) и азотной ( HNO3) кислот. Наличие серы и азота в этих формулах показывает, что проблема связана с выбросом данных элементов в атмосферу.
72849. Озон и его свойства. Механизм образования и разрушения озонового слоя. Защитные свойства атмосферы от действия УФИ 61 KB
  Эти процессы компенсируются быстрыми реакциями обратного соединения атомов в молекулы поэтому концентрации атомов O и N ниже 100 км очень малы. Но лишь примерно со 100 км атомарный кислород становится одним из основных компонентов атмосферы а на высоте около 150 км концентрации...
72850. Взаимоотношения природы и общества. Парниковые газы и парниковый эффект. Возможные последствия (глобальное изменение климата). Киотский протокол 63 KB
  Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах. Использование природных ресурсов выступая одной из форм взаимодействия общества и природы обеспечивает экономические интересы общества.