64575

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков

Доклад

История и СИД

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт не доминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников.

Русский

2014-07-08

18.6 KB

0 чел.

4. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков.

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

В студию третьей фазы национальное движение в Закавказье вступает в конце 19 века. В 80-е годы XIX в. одним из самых политически активных регионов Российской империи становится Закавказье. Катализатором революционной деятельности выступили здесь представители армянской диаспоры. Дискриминация армян в Турецкой Армении привела к интенсивным действиям по созданию политических организаций, способных объединить армянскую нацию и обеспечить ей благоприятные социально-экономические, культурные и политические условия развития, что в конечном итоге связывалось с достижением социалистических идеалов.

Первой такого рода организацией стала Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), которая стоит в ряду первых социал-демократических партий России. У истоков ее создания находилась группа студенте выходце в из российской Армении (А. Назарбекян, М.Варданян и др.). Социальную основу организации составили представители интеллигенции, рабочих, крестьян, студенчества.

Национальный аспект деятельности АСДП был выражен требованием “освободить армянский народ от рабства; уничтожить условия, препятствующие его экономическому развитию, в особенности культурному. Реализация этих устремлений виделась в свержении самодержавия и установлении демократического конституционного строя. у армянских социал-демократов не было единства в понимании путей и методов достижения поставленных целей. Часть партии считала, что для Турецкой Армении (“где находится главная часть нашей родной земли”) необходимо выработать особую тактику и оттуда начать борьбу за национальную независимость и объединение армянского народа.

Наиболее влиятельной армянской организацией социалистической ориентации являлась Армянская революционная партия Дашнак-(Союз) – АРПД, выросшая из патриотической организации молодая Армения. В программе минимум Турецкая Армения рассматривалась как часть будущей конституционной Турции с правами широкой местной автономии. Россия должна была стать федерацией, составной частью которой является “Закавказская демократическая и федеративная республика”. Акцентируя внимание на национальных проблемах армян, дашнаки подчеркивали международный характер борьбы за социализм и рассматривали свою партию как один из отрядов международного социалистического движения, участвуя с 1907 г. в работе II Интернационала.

Среди других национальных партий социалистической ориентации Закавказья определенное влияние имели Партия социалистов федералистов Грузии (1904 г.) и мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (1904 г.). Высшим идеалом, за который “всеми силами” должна бороться партия, был признан социализм. Социалисты-федералисты выступали за постепенность социалистических преобразований, т.к. считали, что революция будет осуществляться поэтапно и займет длительный исторический период. В национальном вопросе отстаивалась грузинская автономия, федеративное устройство России, преодоление национального антагонизма, затемняющего “классовое сознание трудящихся”. Мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (Энергия) возникла в октябре 1904 г. по инициативе азербайджанских социал-демократов для ведения социалистической пропаганды и агитации среди трудящихся мусульман. Программа, имевшая девиз “Справедливость, равенство, свобода” и относящаяся к 1909 г., ставила целью деятельности Гуммет “соблюдение интересов и улучшение положения бедных, рабочих и приказчиков”. Она содержала 13 требований общедемократического звучания. Национальный вопрос не нашел в ней специального освещения, но гумметисты солидаризировались с требованием российской социал-демократии о праве наций на самоопределение.

В Кавказском регионе после февраля 1917 г. на арену политической борьбы вышли национальные партии и движения либерально-демократического толка.

Одним из первых образований подобного рода стала Мусульманская демократическая партия “Мусават” (в переводе с азербайджанского – “Равенство”). Она возникла в конце 1911 г. в Баку. Программа предусматривала, что все мусульманские народности, как тюркского, так и не тюркского происхождения, должны были получить автономию, которая обеспечила бы им полную независимость во всех внутренних вопросах – административных, законодательных, финансово-хозяйственных, культурных и в судопроизводстве. Каждая автономия должна была иметь собственные законодательные и исполнительные органы. Мусават выстапал  за объединение всех тюркских автономий в культурно-национальный союз. Программой провозглашались широкие демократические свободы – равенство граждан перед законом без различия пола, возраста и вероисповедания; всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право для всех граждан старше 20 лет; свобода совести, печати,  собраний, союзов, передвижения; неприкосновенность личности и жилища и др.  

Либеральные  партии в Грузии и Армении образовались только после февраля 1917 г.В Грузии в июне 1917 г. сформировалась Грузинская национально-демократическая партия. Своей целью в национальном вопросе она провозгласила широкую автономию Грузии в составе Российской республики. В Армении либеральная партия была создана в январе 1917 г. на базе правого крыла “Дашнакцутюн”. Новая партия получила название Армянская народная партия (Рамкавар), Рамкавар приняла за основу Партийную программу кадетов, дополнив ее национальным разделом, в котором требовала широкой автономии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19688. Творческий путь Чернышевского 30 KB
  Творческий путь Чернышевского. Н. Г. Чернышевский 1828 1889 русский философутопист революционер редактор литературный критик публицист и писатель. Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского 1793 1861. Учился дома под руководством отца много...
19689. «Что делать?»: идеология, поэтика, проблемы художественности 29.5 KB
  Что делать: идеология поэтика проблемы художественности. Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том что он убеждал в истинности передового в жизни убеждал что светлое социалистическое будущее возможно. Он отвечал на самый главный вопрос
19690. Творческий путь Некрасова 24 KB
  Творческий путь Некрасова. Н. А. Некрасов 1821 1877/78 пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Раннюю лирику поэта принято считать ученической подражательной перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40ч гг. им созданы поэ...
19691. Новаторство Некрасова как поэта 28.5 KB
  Новаторство Некрасова как поэта. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант которым щедро наградила его природа и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Поговорим о политической гражданской лири
19692. Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции 27.5 KB
  Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...
19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо
19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...