64575

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков

Доклад

История и СИД

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт не доминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников.

Русский

2014-07-08

18.6 KB

0 чел.

4. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков.

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

В студию третьей фазы национальное движение в Закавказье вступает в конце 19 века. В 80-е годы XIX в. одним из самых политически активных регионов Российской империи становится Закавказье. Катализатором революционной деятельности выступили здесь представители армянской диаспоры. Дискриминация армян в Турецкой Армении привела к интенсивным действиям по созданию политических организаций, способных объединить армянскую нацию и обеспечить ей благоприятные социально-экономические, культурные и политические условия развития, что в конечном итоге связывалось с достижением социалистических идеалов.

Первой такого рода организацией стала Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), которая стоит в ряду первых социал-демократических партий России. У истоков ее создания находилась группа студенте выходце в из российской Армении (А. Назарбекян, М.Варданян и др.). Социальную основу организации составили представители интеллигенции, рабочих, крестьян, студенчества.

Национальный аспект деятельности АСДП был выражен требованием “освободить армянский народ от рабства; уничтожить условия, препятствующие его экономическому развитию, в особенности культурному. Реализация этих устремлений виделась в свержении самодержавия и установлении демократического конституционного строя. у армянских социал-демократов не было единства в понимании путей и методов достижения поставленных целей. Часть партии считала, что для Турецкой Армении (“где находится главная часть нашей родной земли”) необходимо выработать особую тактику и оттуда начать борьбу за национальную независимость и объединение армянского народа.

Наиболее влиятельной армянской организацией социалистической ориентации являлась Армянская революционная партия Дашнак-(Союз) – АРПД, выросшая из патриотической организации молодая Армения. В программе минимум Турецкая Армения рассматривалась как часть будущей конституционной Турции с правами широкой местной автономии. Россия должна была стать федерацией, составной частью которой является “Закавказская демократическая и федеративная республика”. Акцентируя внимание на национальных проблемах армян, дашнаки подчеркивали международный характер борьбы за социализм и рассматривали свою партию как один из отрядов международного социалистического движения, участвуя с 1907 г. в работе II Интернационала.

Среди других национальных партий социалистической ориентации Закавказья определенное влияние имели Партия социалистов федералистов Грузии (1904 г.) и мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (1904 г.). Высшим идеалом, за который “всеми силами” должна бороться партия, был признан социализм. Социалисты-федералисты выступали за постепенность социалистических преобразований, т.к. считали, что революция будет осуществляться поэтапно и займет длительный исторический период. В национальном вопросе отстаивалась грузинская автономия, федеративное устройство России, преодоление национального антагонизма, затемняющего “классовое сознание трудящихся”. Мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (Энергия) возникла в октябре 1904 г. по инициативе азербайджанских социал-демократов для ведения социалистической пропаганды и агитации среди трудящихся мусульман. Программа, имевшая девиз “Справедливость, равенство, свобода” и относящаяся к 1909 г., ставила целью деятельности Гуммет “соблюдение интересов и улучшение положения бедных, рабочих и приказчиков”. Она содержала 13 требований общедемократического звучания. Национальный вопрос не нашел в ней специального освещения, но гумметисты солидаризировались с требованием российской социал-демократии о праве наций на самоопределение.

В Кавказском регионе после февраля 1917 г. на арену политической борьбы вышли национальные партии и движения либерально-демократического толка.

Одним из первых образований подобного рода стала Мусульманская демократическая партия “Мусават” (в переводе с азербайджанского – “Равенство”). Она возникла в конце 1911 г. в Баку. Программа предусматривала, что все мусульманские народности, как тюркского, так и не тюркского происхождения, должны были получить автономию, которая обеспечила бы им полную независимость во всех внутренних вопросах – административных, законодательных, финансово-хозяйственных, культурных и в судопроизводстве. Каждая автономия должна была иметь собственные законодательные и исполнительные органы. Мусават выстапал  за объединение всех тюркских автономий в культурно-национальный союз. Программой провозглашались широкие демократические свободы – равенство граждан перед законом без различия пола, возраста и вероисповедания; всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право для всех граждан старше 20 лет; свобода совести, печати,  собраний, союзов, передвижения; неприкосновенность личности и жилища и др.  

Либеральные  партии в Грузии и Армении образовались только после февраля 1917 г.В Грузии в июне 1917 г. сформировалась Грузинская национально-демократическая партия. Своей целью в национальном вопросе она провозгласила широкую автономию Грузии в составе Российской республики. В Армении либеральная партия была создана в январе 1917 г. на базе правого крыла “Дашнакцутюн”. Новая партия получила название Армянская народная партия (Рамкавар), Рамкавар приняла за основу Партийную программу кадетов, дополнив ее национальным разделом, в котором требовала широкой автономии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80935. Кабінет історії в школі, його значення 34.32 KB
  Важливе значення має вигляд меблів якими обладнаний кабінет. Важливе значення має також оформлення передньої стінки яку складають державна символіка України розкладна проста чи магнітна дошка екран шафи з тумбами стаціонарний стелаж чи рухома підставка для книг.
80936. Аналіз програми з історії України для 6-9 кл. Мета ,завдання та зміст 35.39 KB
  Мета завдання та зміст. Програма з історії спрямована на реалізацію вимог освітньої галузі Суспільствознавство Державного стандарту базової середньої освіти конкретизує зміст історичного компоненту галузі та вимоги до загальноосвітньої підготовки учнів з історії. Основними компонентами змісту окремих курсів за цією програмою є: зміст історичного навчального матеріалу перелік державних вимог до рівня загальноосвітньої підготовки учнів на який учитель орієнтується під час вивчення конкретних тем відповідних курсів. До кожної теми надано...
80937. Види історичних документів, особливості їх вивчення 35.44 KB
  До історичних джерел належить все створене людиною, у тому числі результати його взаємодії з навколишнім середовищем, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі слова памятники писемності в методиці називають документами
80938. Аналіз програми з історії України для 10-11 класів мета завдання та зміст курсу Нової історії України 35.68 KB
  Мета курсу за вибором Досліджуємо історію України для профільних класів суспільногуманітарного напряму поглиблення системи знань учнів про історію України XX століття яке забезпечується набуттям старшокласниками власного інтелектуального досвіду вивчення історичного матеріалу розвитком навчальнопізнавальних умінь та ключових предметних компетенцій. Реалізація курсу за вибором Досліджуємо історію України здійснена у контексті профілізації старшої школи допоможе виконати наступні завдання: поглибити цілісні уявлення старшокласників...
80939. Позакласна позашкільна робота з історії в загальноосвітній школі 30.73 KB
  Позакласна робота різноманітна освітня і виховна робота спрямована на задоволення інтересів і запитів дітей організована в позаурочний час педагогічним колективом школи. Позашкільна робота освітньовиховна діяльність позашкільних закладів для дітей та юнацтва.
80940. Побудова та використання на уроках історії України тренувальних та змістовних завдань 36.8 KB
  Наведіть приклад розроблених завдань. Під системою тренувальних завдань і вправ ми розуміємо сукупність послідовних завдань зі складністю що поступово зростає які повязані між собою спільною метою та змістом передбачають багаторазове виконання певної дії або діяльності метою набуття певного навику. Характерною ознакою системи тренувальних завдань та вправ є спрямованість на створення найбільш сприятливих умов для активної взаємодії субєкта з обєктом вивчення й забезпечення високої інтелектуальної активності субєкта що забезпечує...
80941. Етапи підготовки вчителя історії до уроку 36.49 KB
  визначення місця уроку в темі чи розділі його очікуваних результатів. добір методичних прийомів і засобів навчання відповідно до очікуваних результатів уроку та вибір методичного варіанта уроку, складання конспекту чи розгорнутого плану уроку.
80943. Види історичних уявлень та їхня роль у процесі формування історичних знань 34.74 KB
  Відповідно до змісту історичного матеріалу і характеру усвідомлення його учнями розрізняють види історичних уявлень: 1 кількісні; 2 локальні просторові; 3 хронологічні часові; 4 образні; 5 логічні. Створення і збагачення історичних уявлень у свідомості дитини має велике виховне значення. Процес формування історичних уявлень у навчанні є достатньо складним.