64575

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков

Доклад

История и СИД

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт не доминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников.

Русский

2014-07-08

18.6 KB

0 чел.

4. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков.

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

В студию третьей фазы национальное движение в Закавказье вступает в конце 19 века. В 80-е годы XIX в. одним из самых политически активных регионов Российской империи становится Закавказье. Катализатором революционной деятельности выступили здесь представители армянской диаспоры. Дискриминация армян в Турецкой Армении привела к интенсивным действиям по созданию политических организаций, способных объединить армянскую нацию и обеспечить ей благоприятные социально-экономические, культурные и политические условия развития, что в конечном итоге связывалось с достижением социалистических идеалов.

Первой такого рода организацией стала Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), которая стоит в ряду первых социал-демократических партий России. У истоков ее создания находилась группа студенте выходце в из российской Армении (А. Назарбекян, М.Варданян и др.). Социальную основу организации составили представители интеллигенции, рабочих, крестьян, студенчества.

Национальный аспект деятельности АСДП был выражен требованием “освободить армянский народ от рабства; уничтожить условия, препятствующие его экономическому развитию, в особенности культурному. Реализация этих устремлений виделась в свержении самодержавия и установлении демократического конституционного строя. у армянских социал-демократов не было единства в понимании путей и методов достижения поставленных целей. Часть партии считала, что для Турецкой Армении (“где находится главная часть нашей родной земли”) необходимо выработать особую тактику и оттуда начать борьбу за национальную независимость и объединение армянского народа.

Наиболее влиятельной армянской организацией социалистической ориентации являлась Армянская революционная партия Дашнак-(Союз) – АРПД, выросшая из патриотической организации молодая Армения. В программе минимум Турецкая Армения рассматривалась как часть будущей конституционной Турции с правами широкой местной автономии. Россия должна была стать федерацией, составной частью которой является “Закавказская демократическая и федеративная республика”. Акцентируя внимание на национальных проблемах армян, дашнаки подчеркивали международный характер борьбы за социализм и рассматривали свою партию как один из отрядов международного социалистического движения, участвуя с 1907 г. в работе II Интернационала.

Среди других национальных партий социалистической ориентации Закавказья определенное влияние имели Партия социалистов федералистов Грузии (1904 г.) и мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (1904 г.). Высшим идеалом, за который “всеми силами” должна бороться партия, был признан социализм. Социалисты-федералисты выступали за постепенность социалистических преобразований, т.к. считали, что революция будет осуществляться поэтапно и займет длительный исторический период. В национальном вопросе отстаивалась грузинская автономия, федеративное устройство России, преодоление национального антагонизма, затемняющего “классовое сознание трудящихся”. Мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (Энергия) возникла в октябре 1904 г. по инициативе азербайджанских социал-демократов для ведения социалистической пропаганды и агитации среди трудящихся мусульман. Программа, имевшая девиз “Справедливость, равенство, свобода” и относящаяся к 1909 г., ставила целью деятельности Гуммет “соблюдение интересов и улучшение положения бедных, рабочих и приказчиков”. Она содержала 13 требований общедемократического звучания. Национальный вопрос не нашел в ней специального освещения, но гумметисты солидаризировались с требованием российской социал-демократии о праве наций на самоопределение.

В Кавказском регионе после февраля 1917 г. на арену политической борьбы вышли национальные партии и движения либерально-демократического толка.

Одним из первых образований подобного рода стала Мусульманская демократическая партия “Мусават” (в переводе с азербайджанского – “Равенство”). Она возникла в конце 1911 г. в Баку. Программа предусматривала, что все мусульманские народности, как тюркского, так и не тюркского происхождения, должны были получить автономию, которая обеспечила бы им полную независимость во всех внутренних вопросах – административных, законодательных, финансово-хозяйственных, культурных и в судопроизводстве. Каждая автономия должна была иметь собственные законодательные и исполнительные органы. Мусават выстапал  за объединение всех тюркских автономий в культурно-национальный союз. Программой провозглашались широкие демократические свободы – равенство граждан перед законом без различия пола, возраста и вероисповедания; всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право для всех граждан старше 20 лет; свобода совести, печати,  собраний, союзов, передвижения; неприкосновенность личности и жилища и др.  

Либеральные  партии в Грузии и Армении образовались только после февраля 1917 г.В Грузии в июне 1917 г. сформировалась Грузинская национально-демократическая партия. Своей целью в национальном вопросе она провозгласила широкую автономию Грузии в составе Российской республики. В Армении либеральная партия была создана в январе 1917 г. на базе правого крыла “Дашнакцутюн”. Новая партия получила название Армянская народная партия (Рамкавар), Рамкавар приняла за основу Партийную программу кадетов, дополнив ее национальным разделом, в котором требовала широкой автономии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59716. Працюємо над нормами керування на комунікативній основі 300 KB
  За такого підходу оволодіння мовною нормою відбувається на комунікативній основі. Слово вітати перехідне адже означає дію обовязково скеровану на обєкт: вітати кого матір учнів друга.
59717. Складання листа. Оформлення конверта (урок розвитку зв’язного мовлення в 5 класі) 220.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з ознаками офіційноділового стилю сферами його вживання правилами написання листів; формувати вміння та навички правильно визначати зміст і композицію листа добирати потрібні слова та словосполучення правильно писати адресу на конверті...
59718. на тему: Структура уроку української мови проблема структури уроку вимагає переосмислення Основною мето. 87.5 KB
  Сказане насамперед стосується таких модулів як принципи і методи навчання урок зокрема структурування уроку. Організація такого процесу значною мірою залежить від структурування уроку.
59719. Тарас Шевченко — видатний художник. Цінність його живописної спадщини (урок української літератури у 9 класі) 62.5 KB
  Обладнання: портрет Тараса Шевченка репродукції Шевченкових картин таблиці слівтермінів і дат визначних подій в житті поета малюнки учнів. Шевченка працювали над розкриттям ідейного змісту його поезій вивчали напамять його твори.
59721. Урок-мандрівка «Історія кобзарства в Україні» 92 KB
  На ній фотопортрети кобзарів. Пригадайте що ви вже знаєте про кобзарів звертається до класу вчитель. А тих хто грав на щипкових можливо кобзоподібних інструментах і під їх супровід виконував старовинні епічні твори билини старини вважають прототипами кобзарів бандуристів лірників.
59722. Музи генія (інтимна лірика Тараса Шевченка) 68.5 KB
  Стіл накритий скатертиною на ньому ваза з квітами люстерко свічка чорнильниця перо папір та конверт для листа томик Шевченкової поезії. Тарас Шевченко виходить до столу на якому підсвічник Запалює свічку читає на фоні музики...
59723. Шевченківський вечір (методичні рекомендації на допомогу вчителям-словесникам) 64.5 KB
  І все це він Тарас Григорович Шевченко. Але на превеликий жаль не всі розуміли Тарас Шевчека. Тарас Шевченко боровся за визволення України з-під гніту Імперії тому намагалися принизити його гідність показати що це не талановитий письменник а ворог народу.
59724. А. Де Сент-Екзюпері. Життєпис письменника. «Маленький принц» 76.5 KB
  Засвоїти поняття філософська казкапритча; допомогти школярам зрозуміти ідейнохудожній зміст твору Маленький принц його філософський зміст та гуманістичну спрямованість; сприяти моральноетичному вихованню учнівОбладнання...