64575

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков

Доклад

История и СИД

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт не доминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников.

Русский

2014-07-08

18.6 KB

0 чел.

4. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья на рубеже 19-20 веков.

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

В студию третьей фазы национальное движение в Закавказье вступает в конце 19 века. В 80-е годы XIX в. одним из самых политически активных регионов Российской империи становится Закавказье. Катализатором революционной деятельности выступили здесь представители армянской диаспоры. Дискриминация армян в Турецкой Армении привела к интенсивным действиям по созданию политических организаций, способных объединить армянскую нацию и обеспечить ей благоприятные социально-экономические, культурные и политические условия развития, что в конечном итоге связывалось с достижением социалистических идеалов.

Первой такого рода организацией стала Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), которая стоит в ряду первых социал-демократических партий России. У истоков ее создания находилась группа студенте выходце в из российской Армении (А. Назарбекян, М.Варданян и др.). Социальную основу организации составили представители интеллигенции, рабочих, крестьян, студенчества.

Национальный аспект деятельности АСДП был выражен требованием “освободить армянский народ от рабства; уничтожить условия, препятствующие его экономическому развитию, в особенности культурному. Реализация этих устремлений виделась в свержении самодержавия и установлении демократического конституционного строя. у армянских социал-демократов не было единства в понимании путей и методов достижения поставленных целей. Часть партии считала, что для Турецкой Армении (“где находится главная часть нашей родной земли”) необходимо выработать особую тактику и оттуда начать борьбу за национальную независимость и объединение армянского народа.

Наиболее влиятельной армянской организацией социалистической ориентации являлась Армянская революционная партия Дашнак-(Союз) – АРПД, выросшая из патриотической организации молодая Армения. В программе минимум Турецкая Армения рассматривалась как часть будущей конституционной Турции с правами широкой местной автономии. Россия должна была стать федерацией, составной частью которой является “Закавказская демократическая и федеративная республика”. Акцентируя внимание на национальных проблемах армян, дашнаки подчеркивали международный характер борьбы за социализм и рассматривали свою партию как один из отрядов международного социалистического движения, участвуя с 1907 г. в работе II Интернационала.

Среди других национальных партий социалистической ориентации Закавказья определенное влияние имели Партия социалистов федералистов Грузии (1904 г.) и мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (1904 г.). Высшим идеалом, за который “всеми силами” должна бороться партия, был признан социализм. Социалисты-федералисты выступали за постепенность социалистических преобразований, т.к. считали, что революция будет осуществляться поэтапно и займет длительный исторический период. В национальном вопросе отстаивалась грузинская автономия, федеративное устройство России, преодоление национального антагонизма, затемняющего “классовое сознание трудящихся”. Мусульманская социал-демократическая организация Гуммет (Энергия) возникла в октябре 1904 г. по инициативе азербайджанских социал-демократов для ведения социалистической пропаганды и агитации среди трудящихся мусульман. Программа, имевшая девиз “Справедливость, равенство, свобода” и относящаяся к 1909 г., ставила целью деятельности Гуммет “соблюдение интересов и улучшение положения бедных, рабочих и приказчиков”. Она содержала 13 требований общедемократического звучания. Национальный вопрос не нашел в ней специального освещения, но гумметисты солидаризировались с требованием российской социал-демократии о праве наций на самоопределение.

В Кавказском регионе после февраля 1917 г. на арену политической борьбы вышли национальные партии и движения либерально-демократического толка.

Одним из первых образований подобного рода стала Мусульманская демократическая партия “Мусават” (в переводе с азербайджанского – “Равенство”). Она возникла в конце 1911 г. в Баку. Программа предусматривала, что все мусульманские народности, как тюркского, так и не тюркского происхождения, должны были получить автономию, которая обеспечила бы им полную независимость во всех внутренних вопросах – административных, законодательных, финансово-хозяйственных, культурных и в судопроизводстве. Каждая автономия должна была иметь собственные законодательные и исполнительные органы. Мусават выстапал  за объединение всех тюркских автономий в культурно-национальный союз. Программой провозглашались широкие демократические свободы – равенство граждан перед законом без различия пола, возраста и вероисповедания; всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право для всех граждан старше 20 лет; свобода совести, печати,  собраний, союзов, передвижения; неприкосновенность личности и жилища и др.  

Либеральные  партии в Грузии и Армении образовались только после февраля 1917 г.В Грузии в июне 1917 г. сформировалась Грузинская национально-демократическая партия. Своей целью в национальном вопросе она провозгласила широкую автономию Грузии в составе Российской республики. В Армении либеральная партия была создана в январе 1917 г. на базе правого крыла “Дашнакцутюн”. Новая партия получила название Армянская народная партия (Рамкавар), Рамкавар приняла за основу Партийную программу кадетов, дополнив ее национальным разделом, в котором требовала широкой автономии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59030. Лицар в іржавих обладунках. Роман Сервантеса Премудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі 78 KB
  Можна спитати в учнів які лицарські романи знаходились в бібліотеці Дон Кіхота про це вони повинні були прочитати вдома у розділі VI першої частини. Назва роману Сервантеса та імя головного героя Коли взимку 1605 року у книжкових лавках Мадрида...
59031. Позакласна робота з математики. Логічні задачі 48 KB
  Завжди робіть таблицю, у ній ви зможете враховувати всі ймовірні варіанти. Уважно читайте кожне твердження. По-справжньому уважно. Звичайно кожне твердження містить щось таке, що дозволить вам спростувати хоча б один із варіантів.
59032. Матеріали до вивчення творів Ернеста Хемінгуея (1899-1961). Людина не для того створена, щоб терпіти поразки 40.5 KB
  Старий рибалка Сантьяго спіймав велику рибину але додому привіз тільки хребет бо рибу зїли акули. Чому хлопець пішов від Сантьяго Звелів тато. Який звичай був у Сантьяго Базікати в морі самим з собою. Яка єдина зброя є у Сантьяго Воля і розум.
59033. М. Метерлінк. Синій птах - лірична оповідь про пошуки щастя 38 KB
  Мета: проаналізувати філософські роздуми автора про велич навколишнього світу в якому живе людина про бажання пізнати таємниці речей і щастя постановку ним питань загальнолюдської моралі; донести учням гуманізм письменника...
59034. Мій рідний край у думах та піснях 60 KB
  Українська мова дуже багата на казки та пісні але найхарактернішими для творчості цього народу є дума епічна поема. І над чим він тяжко в пісні плаче Що він знає а не знаєм ми. Що ж можуть розповісти дослідникові Одещини українські народні пісні та думки Багато аби ми хотіли в ті пісні вслухатися або вчитатися.
59035. Містер початкових класів. Струнко дуть солдати 29.5 KB
  Привітання учасників 10 балів 2.Кожен отримує ту кількість балів скільки разів відіжметься 4. Найбільша кількість балів 5. Перший хто склав отримує 8 балів.
59036. Сценарій виховного заходу. Масляна 51 KB
  Весна Вбігають блазні. Допоможе нам у цьому Масляна. Ведуча: Масляна Масниця Колодій одне з календарно-побутових свят яке повязане із давнім народним звичаєм проводами зими і зустріччю весни. Пісня Масляна Муз.
59037. Матеріальна культура українців 53 KB
  На сьогоднішній урок дослідницькі групи готували повідомлення у вигляді тематичних виписок за темою Матеріальна культура українців. Робота дослідницьких груп Прошу представника першої групи Господарі доповісти.
59038. Мене війна веде все далі 52.5 KB
  Перший юнак. Другий юнак Сніги Не сніги а ріллі Наорані смертю за мить. Третій юнак І руки його обгорілі Не хочуть такого кінця І зуби аж сяють білі На спаленій масці лиця Бо то ж недомріяна мрія То ж вірність його комусь Напис на танку біліє: Жди я вернусь На фоні мелодії пісні...