6458

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса) Современная молодежь - это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Ст...

Русский

2013-01-04

25.52 KB

22 чел.

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Современная молодежь – это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Структурная трансформация социально-экономических, политических отношений в постсоветской России обусловила деформацию ценностных ориентаций, в том числе и представлений об экономических ценностях, вызвала жизненную необходимость для молодежи поиска адаптационных экономических стратегий поведения в сфере получения, использования, накопления доходов, существенно отличающихся от стратегий экономического поведения старших поколений. Для выявления особенностей потребительского поведения молодёжи г. Иркутска был проведён опрос студенческой молодёжи, в котором участвовало 385 студентов г. Иркутска от 14 до 30 лет.

Респондентам был задан вопрос о том, где чаще всего приобретаются товары. 39,1% опрошенных ответили, что продукты приобретают в супермаркете,  на втором месте по популярности ответ «магазин возле дома» (34,7%), в интернет-магазинах приобретают продукты всего 2,1% опрошенных. 51,3% опрошенных предпочитает приобретать одежду в торговых центрах. Мы считаем, это связано с нарастающей популярностью торгово-развлекательных центров в Иркутске, количество которых увеличилось за последние несколько лет. В них люди могут не только совершить покупки, но  посетить кинозал или перекусить в кафе.  Подобным образом ситуация обстоит и с приобретением обуви,  58,5% покупают её в торговых центрах, через Интернет предпочитают заказывать обувь 8,6% респондентов.

Технику большинство респондентов (83,7%) приобретают в специализированных магазинах. 8,1% - в торговых центрах, 4,3% - через Интернет.

Исследование показало, что около половины респондентов обновляет свой гардероб раз в месяц (54,2%). Второй по популярности ответ - раз в сезон (29,7%). Опрос показал, что есть студенты, которые посещают  магазины для покупки одежды несколько раз в неделю, таких было 3,1%. За обувью 90,3% респондентов ходит раз в сезон. 2,1% респондентов ответили - «раз в неделю», возможно, они ее не приобретают каждую неделю, а просто присматриваются или же их работа связана с модой и они следят за тенденциями. Новую технику 74,5% респондентов предпочитают приобретать раз в сезон. Второй по популярности ответ раз в месяц - 21,8%.

Далее студенты отвечали на вопрос «С какой целью Вы ходите в магазины одежды и обуви?». Наиболее распространённый ответ – необходимость совершить покупку (92,6%). Второй по популярности ответ - за компанию с друзьями/родственниками (49,4%). Некоторые опрошенные студенты ответили, что ходят по магазинам потратить лишние деньги или просто посмотреть товары.

На вопрос, «Пользуетесь ли Вы  услугами Интернет-магазинов?», 37,8% ответили, пользуюсь в исключительных случаях, 17,8% респондентов ответили, что изучают каталоги Интернет-магазинов, но ничего не покупают. Ответили, что пользуюсь и стараюсь пользоваться, как можно чаще услугами Интернет-магазинов всего 10,5% опрошенных. На наш взгляд, это связано с тем, что люди пока не доверяют покупкам через Интернет, но со временем спрос на Интернет-покупки увеличится.

Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь (28,4%), на втором месте - программное обеспечение (13,6%). Также через Интернет предпочитают заказывать автозапчасти, диски и сувениры.

Больше всего современную студенческую молодежь в покупках через Интернет привлекает то, что товары можно купить по меньшей цене, чем в магазине (34,7%), а так же то,  что можно приобрести товары, которых нет в иркутских магазинах (28,4%).

Респонденты назвали большое количество сайтов, где они совершают покупки. Чаще других были названы сайты: bonprix, ozon, biglion, ebay, 38mama, irmag, avito. Это сайты, на которых можно приобрести одежду, обувь, аксессуары, книги, диски, технику. Также на этих сайтах можно приобрести купоны на скидки на различные мероприятия города, в различные заведения, на разнообразные услуги и товары.

Решающим при выборе товара для большей части респондентов является цена (83,2%) и качество (82,1%). Наиболее важной характеристикой товара является страна-производитель товара для 54,7% опрошенных. Так же для респондентов является важным наличие скидки (34,7%) и известность фирмы (32,6%). Некоторые респонденты выбрали такие варианты как отзывы других покупателей, соотношение цены и качества, а так же то, что  вещь должна быть была модной, стильной и подходящей. Расплачиваться большинство все же предпочитает наличными (67,3%).

Ответили, что не следят  за распродажами в магазинах 64,2% опрошенных. Но у 50,5% респондентов акции по привлечению покупателей вызывают умеренный интерес и лишь у 10,5% респондентов они  совсем не вызывают интереса.

На вопрос «Пользовались ли Вы потребительским кредитом?», 63,1% ответили, что не пользовались. Из тех респондентов, кто пользовался потребительским кредитом, в основном берут кредит на бытовую технику, музыкальные инструменты, телефоны. Так же опрошенные респонденты брали кредиты на дорогую одежду, (например, покупка шубы), кредит на землю, улучшение жилищных условий, запчасти для автомобиля, туристические поездки.

67,3% респондентов не считают, что у их родителей более низкие, чем у них требования к качеству товаров и услуг.

На вопрос «Где Вы берете средства на покупки?» большая часть респондентов (73,6%) выбрали вариант ответа «заработная плата», 32,6% ответили - деньги родителей/родственников,  32,6% - стипендия.

На вопрос о материальных возможностях 58,9% респондентов ответили, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка более дорогих товаров (например, телевизора, стиральной машины) требует накопления для их покупки. По результатам опроса, 7,3% современных студентов живут в полном достатке, средств всегда хватает даже на дорогие вещи.  

Исследование показало, что основным источником доходов  является постоянный заработок у 58,9% респондентов,  21% опрошенных выбрали вариант «помощь родителей, родственников», назвали стипендию основным источником доходов 8,4% респондентов, случайные заработки - 8,4%.

26,3% тратит от 5 000-10 000 тысяч рублей в месяц и столько же от 10 000 – 15 000 тысяч рублей, 13,6% респондентов тратят в месяц 20 000-30 000 тысяч рублей, менее 4 тыс.рублей - 12,6%.

Таким образом, основная часть студентов города Иркутска представляет собой социальную группу со схожими интересами,  потребностями и стилем потребительского поведения. Они обладают примерно одинаковым набором знаний и практик в сфере потребительского поведения. Разница в уровне доходов не является значительной, поэтому не выделяются группы с радикально различающимся стилем потребительского поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81711. Футуризм как литературное направление. Анализ одного стихотворения поэта-футуриста 38.85 KB
  В творчестве Хлебникова Бурлюка зазвучали отголоски славянофильства свойственного русскому декадентству начала века. Хлебникова посвоему раннего Маяковского. Хлебникова В. Основные положения футуристической программы выразились в творчестве Велимира Хлебникова Виктора Владимировича Хлебникова 1885 1922 ведущего участника группы кубофутуристов или будетлян как назвал их поэт.
81712. Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке 32.23 KB
  Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.
81713. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 46.25 KB
  Петербургские повести с включением Коляски и отрывка Рим были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. Три повести Арабесок рассредоточены по всему сборнику чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Портрет является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали его денег его страшного портрета.
81714. Тема России в поэзии А. Блока. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 32.56 KB
  В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в., то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность
81715. Черты социально – бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А. Островского « Гроза». Речевая характеристика персонажей 35.44 KB
  Катерина луч света в темном царстве по выражению Добролюбова появилась не откуда-то из просторов другой жизни другого исторического времени ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва где кипит суета или железная дорога о которой рассказывает странница Феклуша это разное историческое время а родилась сформировалась в тех же калиновских условиях. О подробно демонстрирует это уже в экспозиции пьесы когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве Главный мотив этого рассказа все пронизывающая любовь к...
81716. Противопоставление героев (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга) и его значение в идейном содержании романа И.А.Гончарова «Обломов» 34.08 KB
  В 1849 г в альманахе Литературный сборник с иллюстрациями при журнале Современник был напечатан Сон Обломова. Современник признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в Сне Обломова творческий шаг вперед по сравнению с Обыкновенной историей. Но степень объективной моральной ценности Обломова все же невелика. Внутреннее единство барина и опустившегося слуги Захара трагикомическое по своей сути воспринимается как фарсовый вариант морального умирания Обломова.
81717. Лирика С. А. Есенина. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть одного стихотворения 44.16 KB
  Уже первый и единственный вышедший до революции сборник поэта Радуница 1916 содержал в себе эстетически завершенную картину деревенского мира воплощенную в такой же цельной системе неповторимых есенинских образов и интонаций. Так намечается уход поэта из реального мира на поиски какойто заповедной родины нездешних полей и перелесков неразгаданной земли скрытых от его взора синим мраком куда тем не менее влечется его душа. Туда в свою вневременную звездную стихию и устремляется душа поэта. В стихотворении Там где вечно...
81718. Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 века 31.37 KB
  В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. утверждает решающую роль народных масс в истории. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома 1 часть 1 глава: 1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно чем сознательно.
81719. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. Тургенева « Отцы и дети» 35.11 KB
  Либералам противопоставлен нигилист Базаров в котором читатель без труда узнавал выразителей идей и настроений революционной молодежи. Базаров выражает эти идеи и настроения в самой крайней форме. Такова логика Базарова поэтому вместе с постановлениями отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь поэзию музыку красоту природы философское мышление семейные связи альтруистические чувства такие нравственные категории как долг право обязанность. Базаров выступает сознательным...