6458

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса) Современная молодежь - это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Ст...

Русский

2013-01-04

25.52 KB

22 чел.

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Современная молодежь – это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Структурная трансформация социально-экономических, политических отношений в постсоветской России обусловила деформацию ценностных ориентаций, в том числе и представлений об экономических ценностях, вызвала жизненную необходимость для молодежи поиска адаптационных экономических стратегий поведения в сфере получения, использования, накопления доходов, существенно отличающихся от стратегий экономического поведения старших поколений. Для выявления особенностей потребительского поведения молодёжи г. Иркутска был проведён опрос студенческой молодёжи, в котором участвовало 385 студентов г. Иркутска от 14 до 30 лет.

Респондентам был задан вопрос о том, где чаще всего приобретаются товары. 39,1% опрошенных ответили, что продукты приобретают в супермаркете,  на втором месте по популярности ответ «магазин возле дома» (34,7%), в интернет-магазинах приобретают продукты всего 2,1% опрошенных. 51,3% опрошенных предпочитает приобретать одежду в торговых центрах. Мы считаем, это связано с нарастающей популярностью торгово-развлекательных центров в Иркутске, количество которых увеличилось за последние несколько лет. В них люди могут не только совершить покупки, но  посетить кинозал или перекусить в кафе.  Подобным образом ситуация обстоит и с приобретением обуви,  58,5% покупают её в торговых центрах, через Интернет предпочитают заказывать обувь 8,6% респондентов.

Технику большинство респондентов (83,7%) приобретают в специализированных магазинах. 8,1% - в торговых центрах, 4,3% - через Интернет.

Исследование показало, что около половины респондентов обновляет свой гардероб раз в месяц (54,2%). Второй по популярности ответ - раз в сезон (29,7%). Опрос показал, что есть студенты, которые посещают  магазины для покупки одежды несколько раз в неделю, таких было 3,1%. За обувью 90,3% респондентов ходит раз в сезон. 2,1% респондентов ответили - «раз в неделю», возможно, они ее не приобретают каждую неделю, а просто присматриваются или же их работа связана с модой и они следят за тенденциями. Новую технику 74,5% респондентов предпочитают приобретать раз в сезон. Второй по популярности ответ раз в месяц - 21,8%.

Далее студенты отвечали на вопрос «С какой целью Вы ходите в магазины одежды и обуви?». Наиболее распространённый ответ – необходимость совершить покупку (92,6%). Второй по популярности ответ - за компанию с друзьями/родственниками (49,4%). Некоторые опрошенные студенты ответили, что ходят по магазинам потратить лишние деньги или просто посмотреть товары.

На вопрос, «Пользуетесь ли Вы  услугами Интернет-магазинов?», 37,8% ответили, пользуюсь в исключительных случаях, 17,8% респондентов ответили, что изучают каталоги Интернет-магазинов, но ничего не покупают. Ответили, что пользуюсь и стараюсь пользоваться, как можно чаще услугами Интернет-магазинов всего 10,5% опрошенных. На наш взгляд, это связано с тем, что люди пока не доверяют покупкам через Интернет, но со временем спрос на Интернет-покупки увеличится.

Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь (28,4%), на втором месте - программное обеспечение (13,6%). Также через Интернет предпочитают заказывать автозапчасти, диски и сувениры.

Больше всего современную студенческую молодежь в покупках через Интернет привлекает то, что товары можно купить по меньшей цене, чем в магазине (34,7%), а так же то,  что можно приобрести товары, которых нет в иркутских магазинах (28,4%).

Респонденты назвали большое количество сайтов, где они совершают покупки. Чаще других были названы сайты: bonprix, ozon, biglion, ebay, 38mama, irmag, avito. Это сайты, на которых можно приобрести одежду, обувь, аксессуары, книги, диски, технику. Также на этих сайтах можно приобрести купоны на скидки на различные мероприятия города, в различные заведения, на разнообразные услуги и товары.

Решающим при выборе товара для большей части респондентов является цена (83,2%) и качество (82,1%). Наиболее важной характеристикой товара является страна-производитель товара для 54,7% опрошенных. Так же для респондентов является важным наличие скидки (34,7%) и известность фирмы (32,6%). Некоторые респонденты выбрали такие варианты как отзывы других покупателей, соотношение цены и качества, а так же то, что  вещь должна быть была модной, стильной и подходящей. Расплачиваться большинство все же предпочитает наличными (67,3%).

Ответили, что не следят  за распродажами в магазинах 64,2% опрошенных. Но у 50,5% респондентов акции по привлечению покупателей вызывают умеренный интерес и лишь у 10,5% респондентов они  совсем не вызывают интереса.

На вопрос «Пользовались ли Вы потребительским кредитом?», 63,1% ответили, что не пользовались. Из тех респондентов, кто пользовался потребительским кредитом, в основном берут кредит на бытовую технику, музыкальные инструменты, телефоны. Так же опрошенные респонденты брали кредиты на дорогую одежду, (например, покупка шубы), кредит на землю, улучшение жилищных условий, запчасти для автомобиля, туристические поездки.

67,3% респондентов не считают, что у их родителей более низкие, чем у них требования к качеству товаров и услуг.

На вопрос «Где Вы берете средства на покупки?» большая часть респондентов (73,6%) выбрали вариант ответа «заработная плата», 32,6% ответили - деньги родителей/родственников,  32,6% - стипендия.

На вопрос о материальных возможностях 58,9% респондентов ответили, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка более дорогих товаров (например, телевизора, стиральной машины) требует накопления для их покупки. По результатам опроса, 7,3% современных студентов живут в полном достатке, средств всегда хватает даже на дорогие вещи.  

Исследование показало, что основным источником доходов  является постоянный заработок у 58,9% респондентов,  21% опрошенных выбрали вариант «помощь родителей, родственников», назвали стипендию основным источником доходов 8,4% респондентов, случайные заработки - 8,4%.

26,3% тратит от 5 000-10 000 тысяч рублей в месяц и столько же от 10 000 – 15 000 тысяч рублей, 13,6% респондентов тратят в месяц 20 000-30 000 тысяч рублей, менее 4 тыс.рублей - 12,6%.

Таким образом, основная часть студентов города Иркутска представляет собой социальную группу со схожими интересами,  потребностями и стилем потребительского поведения. Они обладают примерно одинаковым набором знаний и практик в сфере потребительского поведения. Разница в уровне доходов не является значительной, поэтому не выделяются группы с радикально различающимся стилем потребительского поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36753. Сведения о некоторых командах ОС UNIX 121.5 KB
  Команды поступающие от пользователей называют заданиями чтобы отличить их от системных процессов. Перевод процесса в фоновый режим Если вы запускаете какойто процесс путем запуска программы из командной строки то обычно процесс запускается как говорят на переднем плане . Это значит что процесс привязывается к терминалу с которого он запущен воспринимая ввод с этого терминала и осуществляя на него вывод.
36754. Форматирование таблиц 309 KB
  Вставка таблицы с помощью панели инструментов Рис. Окно Вставка таблицы Вы сами можете выбрать каким способом создавать таблицу: при помощи меню ТаблицаДобавить таблицу. указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов создаваемой таблицы или можно воспользоваться соответствующей кнопкой Добавить таблицу панели инструментов Нажав кнопку выделите не отпуская клавиши мыши нужное число ячеек в раскрывающемся поле рис. Первый способ создания таблицы удобно использовать если размеры таблицы превышают 5 столбцов...
36756. Определение главного фокусного расстояния тонких линз 212.5 KB
  Приборы и принадлежности: оптическая скамья с набором рейтеров осветитель с источником питания экран собирающая и рассеивающая линзы. Ее вершины и в этом случае можно считать совпадающими в точке называемой оптическим центром линзы. Причем ось проходящая через оптический центр линзы и центры кривизны ее преломляющих поверхностей называется главной оптической осью линзы. Если направить луч света параллельно главной оптической оси вблизи нее то преломившись он пройдет через точки или в зависимости от того слева или...
36757. Получение и исследование света с различными состояниями поляризации 230.5 KB
  Цель работы: изучить методы получения и анализа света с различными состояниями поляризации, сформулировать гипотезу исследования, установить связи между основными способами получения поляризованного излучения, выделить существующие различия между ними, определить этапы исследования.
36758. Определение постоянного Планка спектрометрическим методом 115.5 KB
  Цель работы: сформулировать гипотезу исследования по уровням сложности, проанализировать метод исследования спектра, исследовать спектр излучения атома водорода в видимой области спектра (серия Бальмера), определить постоянные Ридберга и Планка, объяснить методику их определения, выяснить, как соотносится сплошной и линейчатый спектры атома водорода.
36759. Система дистанционной поддержки в вузе (на примере центра дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А. И. Герцена) 43.5 KB
  Сколько метакурсов предлагается в данном разделе Какие значки используются для обозначения метакурсов которые можно посетить: а без кодового слова б только по кодовому слову Откройте метакурс Демонстрация возможностей Moodle. Перечислите модули метакурса Демонстрация возможностей Moodle. Задание №3 Порядок выполнения: Выберите модуль Основные возможности метакурса Демонстрация возможностей Moodle.
36760. Создание «интерфейса пользователя» в среде Scada- системы «Genesis 32» 145 KB
  Ознакомиться с современными направления промышленной автоматизации на базе сетевых технологий с использованием Scd систем что может Scdсистема и ОРСтехнологий. Ознакомиться со Scd системой GENESIS 32 3. Отработать навыки использования современных программноаппаратных средств при построении распределенных информационных систем Общие сведения Scd системы задачи функции см.
36761. Конфигурация глобальной среды. Активизация механизма SSI 46.5 KB
  conf и пропишите в нем директиву которая будет задавать каталог где будут храниться webстраницы сервера: DocumentRoot vr www ваша_фамилия html Сохраните изменения и выйдите из редактора nno. В каталоге где должны храниться webстраницы сервера vr www ваша_фамилия html создайте файл с именем index.html следующего содержания на месте многоточия подставьте свои фамилию и имя: html hed title My web pge title hed body My nme is h1 My web server is working h1 body html Для создания файла введите nno имя_файла...