6458

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса) Современная молодежь - это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Ст...

Русский

2013-01-04

25.52 KB

22 чел.

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Современная молодежь – это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Структурная трансформация социально-экономических, политических отношений в постсоветской России обусловила деформацию ценностных ориентаций, в том числе и представлений об экономических ценностях, вызвала жизненную необходимость для молодежи поиска адаптационных экономических стратегий поведения в сфере получения, использования, накопления доходов, существенно отличающихся от стратегий экономического поведения старших поколений. Для выявления особенностей потребительского поведения молодёжи г. Иркутска был проведён опрос студенческой молодёжи, в котором участвовало 385 студентов г. Иркутска от 14 до 30 лет.

Респондентам был задан вопрос о том, где чаще всего приобретаются товары. 39,1% опрошенных ответили, что продукты приобретают в супермаркете,  на втором месте по популярности ответ «магазин возле дома» (34,7%), в интернет-магазинах приобретают продукты всего 2,1% опрошенных. 51,3% опрошенных предпочитает приобретать одежду в торговых центрах. Мы считаем, это связано с нарастающей популярностью торгово-развлекательных центров в Иркутске, количество которых увеличилось за последние несколько лет. В них люди могут не только совершить покупки, но  посетить кинозал или перекусить в кафе.  Подобным образом ситуация обстоит и с приобретением обуви,  58,5% покупают её в торговых центрах, через Интернет предпочитают заказывать обувь 8,6% респондентов.

Технику большинство респондентов (83,7%) приобретают в специализированных магазинах. 8,1% - в торговых центрах, 4,3% - через Интернет.

Исследование показало, что около половины респондентов обновляет свой гардероб раз в месяц (54,2%). Второй по популярности ответ - раз в сезон (29,7%). Опрос показал, что есть студенты, которые посещают  магазины для покупки одежды несколько раз в неделю, таких было 3,1%. За обувью 90,3% респондентов ходит раз в сезон. 2,1% респондентов ответили - «раз в неделю», возможно, они ее не приобретают каждую неделю, а просто присматриваются или же их работа связана с модой и они следят за тенденциями. Новую технику 74,5% респондентов предпочитают приобретать раз в сезон. Второй по популярности ответ раз в месяц - 21,8%.

Далее студенты отвечали на вопрос «С какой целью Вы ходите в магазины одежды и обуви?». Наиболее распространённый ответ – необходимость совершить покупку (92,6%). Второй по популярности ответ - за компанию с друзьями/родственниками (49,4%). Некоторые опрошенные студенты ответили, что ходят по магазинам потратить лишние деньги или просто посмотреть товары.

На вопрос, «Пользуетесь ли Вы  услугами Интернет-магазинов?», 37,8% ответили, пользуюсь в исключительных случаях, 17,8% респондентов ответили, что изучают каталоги Интернет-магазинов, но ничего не покупают. Ответили, что пользуюсь и стараюсь пользоваться, как можно чаще услугами Интернет-магазинов всего 10,5% опрошенных. На наш взгляд, это связано с тем, что люди пока не доверяют покупкам через Интернет, но со временем спрос на Интернет-покупки увеличится.

Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь (28,4%), на втором месте - программное обеспечение (13,6%). Также через Интернет предпочитают заказывать автозапчасти, диски и сувениры.

Больше всего современную студенческую молодежь в покупках через Интернет привлекает то, что товары можно купить по меньшей цене, чем в магазине (34,7%), а так же то,  что можно приобрести товары, которых нет в иркутских магазинах (28,4%).

Респонденты назвали большое количество сайтов, где они совершают покупки. Чаще других были названы сайты: bonprix, ozon, biglion, ebay, 38mama, irmag, avito. Это сайты, на которых можно приобрести одежду, обувь, аксессуары, книги, диски, технику. Также на этих сайтах можно приобрести купоны на скидки на различные мероприятия города, в различные заведения, на разнообразные услуги и товары.

Решающим при выборе товара для большей части респондентов является цена (83,2%) и качество (82,1%). Наиболее важной характеристикой товара является страна-производитель товара для 54,7% опрошенных. Так же для респондентов является важным наличие скидки (34,7%) и известность фирмы (32,6%). Некоторые респонденты выбрали такие варианты как отзывы других покупателей, соотношение цены и качества, а так же то, что  вещь должна быть была модной, стильной и подходящей. Расплачиваться большинство все же предпочитает наличными (67,3%).

Ответили, что не следят  за распродажами в магазинах 64,2% опрошенных. Но у 50,5% респондентов акции по привлечению покупателей вызывают умеренный интерес и лишь у 10,5% респондентов они  совсем не вызывают интереса.

На вопрос «Пользовались ли Вы потребительским кредитом?», 63,1% ответили, что не пользовались. Из тех респондентов, кто пользовался потребительским кредитом, в основном берут кредит на бытовую технику, музыкальные инструменты, телефоны. Так же опрошенные респонденты брали кредиты на дорогую одежду, (например, покупка шубы), кредит на землю, улучшение жилищных условий, запчасти для автомобиля, туристические поездки.

67,3% респондентов не считают, что у их родителей более низкие, чем у них требования к качеству товаров и услуг.

На вопрос «Где Вы берете средства на покупки?» большая часть респондентов (73,6%) выбрали вариант ответа «заработная плата», 32,6% ответили - деньги родителей/родственников,  32,6% - стипендия.

На вопрос о материальных возможностях 58,9% респондентов ответили, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка более дорогих товаров (например, телевизора, стиральной машины) требует накопления для их покупки. По результатам опроса, 7,3% современных студентов живут в полном достатке, средств всегда хватает даже на дорогие вещи.  

Исследование показало, что основным источником доходов  является постоянный заработок у 58,9% респондентов,  21% опрошенных выбрали вариант «помощь родителей, родственников», назвали стипендию основным источником доходов 8,4% респондентов, случайные заработки - 8,4%.

26,3% тратит от 5 000-10 000 тысяч рублей в месяц и столько же от 10 000 – 15 000 тысяч рублей, 13,6% респондентов тратят в месяц 20 000-30 000 тысяч рублей, менее 4 тыс.рублей - 12,6%.

Таким образом, основная часть студентов города Иркутска представляет собой социальную группу со схожими интересами,  потребностями и стилем потребительского поведения. Они обладают примерно одинаковым набором знаний и практик в сфере потребительского поведения. Разница в уровне доходов не является значительной, поэтому не выделяются группы с радикально различающимся стилем потребительского поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67227. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ 46.5 KB
  Основной очаг народной культуры деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...
67228. Туберкулез. Заболеваемость и смертность. Этиология и патогенез 184.5 KB
  Цель лекции: Познакомить студентов с этиологией патогенезом классическими формами туберкулеза и их морфологической характеристикой. Развернутый план лекции: Основные вопросы темы: Туберкулез. Клинико-морфологические формы туберкулеза.
67229. Задачи и особенности объектно-ориентированного проектирования программных средств 177.5 KB
  Объектно-ориентированное проектирование ООП предназначено организовывать программные системы с большими базами данных на основе описаний объектов реального мира важных для пользователей. Объектно-ориентированное проектирование представляет собой стратегию в рамках которой...
67230. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 123 KB
  Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры системы права сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте...
67231. ВЫВИХИ 84.5 KB
  Знать: механизм диагностику принципы лечения вывихов Уметь: оказать помощь при вывихах на догоспитальном этапе Иметь представление о способах вправления вывихов и последующей реабилитации больных Учебная комната перевязочная операционный блок. Определение и классификация вывихов...
67232. Розвиток культури України в умовах державної незалежності 211.5 KB
  Значно ускладнилася в ці роки ситуація на міжнародній арені, особливо після знищення радянським винищувачем південнокорейського пасажирського літака "Боїнг-747". Негативні явища в економіці СРСР і в його зовнішній політиці протягом 20 років (1965-1985 pp.) політичного консерватизму...
67233. Организация деятельности маркетинговых служб 177 KB
  Организация деятельности маркетинговых служб Процесс управления маркетингом состоит из: анализа рыночных возможностей; отбора целевых рынков; разработки комплекса маркетинга; претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. Сегмент рынка состоит из потребителей одинаково реагирующих...
67234. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 22.11 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. В первый из названных типов входят социально-политические конфликты а в последний три класса чрезвычайных ситуаций стихийные бедствия техногенные технологические катастрофы...