6458

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса) Современная молодежь - это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Ст...

Русский

2013-01-04

25.52 KB

20 чел.

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Современная молодежь – это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Структурная трансформация социально-экономических, политических отношений в постсоветской России обусловила деформацию ценностных ориентаций, в том числе и представлений об экономических ценностях, вызвала жизненную необходимость для молодежи поиска адаптационных экономических стратегий поведения в сфере получения, использования, накопления доходов, существенно отличающихся от стратегий экономического поведения старших поколений. Для выявления особенностей потребительского поведения молодёжи г. Иркутска был проведён опрос студенческой молодёжи, в котором участвовало 385 студентов г. Иркутска от 14 до 30 лет.

Респондентам был задан вопрос о том, где чаще всего приобретаются товары. 39,1% опрошенных ответили, что продукты приобретают в супермаркете,  на втором месте по популярности ответ «магазин возле дома» (34,7%), в интернет-магазинах приобретают продукты всего 2,1% опрошенных. 51,3% опрошенных предпочитает приобретать одежду в торговых центрах. Мы считаем, это связано с нарастающей популярностью торгово-развлекательных центров в Иркутске, количество которых увеличилось за последние несколько лет. В них люди могут не только совершить покупки, но  посетить кинозал или перекусить в кафе.  Подобным образом ситуация обстоит и с приобретением обуви,  58,5% покупают её в торговых центрах, через Интернет предпочитают заказывать обувь 8,6% респондентов.

Технику большинство респондентов (83,7%) приобретают в специализированных магазинах. 8,1% - в торговых центрах, 4,3% - через Интернет.

Исследование показало, что около половины респондентов обновляет свой гардероб раз в месяц (54,2%). Второй по популярности ответ - раз в сезон (29,7%). Опрос показал, что есть студенты, которые посещают  магазины для покупки одежды несколько раз в неделю, таких было 3,1%. За обувью 90,3% респондентов ходит раз в сезон. 2,1% респондентов ответили - «раз в неделю», возможно, они ее не приобретают каждую неделю, а просто присматриваются или же их работа связана с модой и они следят за тенденциями. Новую технику 74,5% респондентов предпочитают приобретать раз в сезон. Второй по популярности ответ раз в месяц - 21,8%.

Далее студенты отвечали на вопрос «С какой целью Вы ходите в магазины одежды и обуви?». Наиболее распространённый ответ – необходимость совершить покупку (92,6%). Второй по популярности ответ - за компанию с друзьями/родственниками (49,4%). Некоторые опрошенные студенты ответили, что ходят по магазинам потратить лишние деньги или просто посмотреть товары.

На вопрос, «Пользуетесь ли Вы  услугами Интернет-магазинов?», 37,8% ответили, пользуюсь в исключительных случаях, 17,8% респондентов ответили, что изучают каталоги Интернет-магазинов, но ничего не покупают. Ответили, что пользуюсь и стараюсь пользоваться, как можно чаще услугами Интернет-магазинов всего 10,5% опрошенных. На наш взгляд, это связано с тем, что люди пока не доверяют покупкам через Интернет, но со временем спрос на Интернет-покупки увеличится.

Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь (28,4%), на втором месте - программное обеспечение (13,6%). Также через Интернет предпочитают заказывать автозапчасти, диски и сувениры.

Больше всего современную студенческую молодежь в покупках через Интернет привлекает то, что товары можно купить по меньшей цене, чем в магазине (34,7%), а так же то,  что можно приобрести товары, которых нет в иркутских магазинах (28,4%).

Респонденты назвали большое количество сайтов, где они совершают покупки. Чаще других были названы сайты: bonprix, ozon, biglion, ebay, 38mama, irmag, avito. Это сайты, на которых можно приобрести одежду, обувь, аксессуары, книги, диски, технику. Также на этих сайтах можно приобрести купоны на скидки на различные мероприятия города, в различные заведения, на разнообразные услуги и товары.

Решающим при выборе товара для большей части респондентов является цена (83,2%) и качество (82,1%). Наиболее важной характеристикой товара является страна-производитель товара для 54,7% опрошенных. Так же для респондентов является важным наличие скидки (34,7%) и известность фирмы (32,6%). Некоторые респонденты выбрали такие варианты как отзывы других покупателей, соотношение цены и качества, а так же то, что  вещь должна быть была модной, стильной и подходящей. Расплачиваться большинство все же предпочитает наличными (67,3%).

Ответили, что не следят  за распродажами в магазинах 64,2% опрошенных. Но у 50,5% респондентов акции по привлечению покупателей вызывают умеренный интерес и лишь у 10,5% респондентов они  совсем не вызывают интереса.

На вопрос «Пользовались ли Вы потребительским кредитом?», 63,1% ответили, что не пользовались. Из тех респондентов, кто пользовался потребительским кредитом, в основном берут кредит на бытовую технику, музыкальные инструменты, телефоны. Так же опрошенные респонденты брали кредиты на дорогую одежду, (например, покупка шубы), кредит на землю, улучшение жилищных условий, запчасти для автомобиля, туристические поездки.

67,3% респондентов не считают, что у их родителей более низкие, чем у них требования к качеству товаров и услуг.

На вопрос «Где Вы берете средства на покупки?» большая часть респондентов (73,6%) выбрали вариант ответа «заработная плата», 32,6% ответили - деньги родителей/родственников,  32,6% - стипендия.

На вопрос о материальных возможностях 58,9% респондентов ответили, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка более дорогих товаров (например, телевизора, стиральной машины) требует накопления для их покупки. По результатам опроса, 7,3% современных студентов живут в полном достатке, средств всегда хватает даже на дорогие вещи.  

Исследование показало, что основным источником доходов  является постоянный заработок у 58,9% респондентов,  21% опрошенных выбрали вариант «помощь родителей, родственников», назвали стипендию основным источником доходов 8,4% респондентов, случайные заработки - 8,4%.

26,3% тратит от 5 000-10 000 тысяч рублей в месяц и столько же от 10 000 – 15 000 тысяч рублей, 13,6% респондентов тратят в месяц 20 000-30 000 тысяч рублей, менее 4 тыс.рублей - 12,6%.

Таким образом, основная часть студентов города Иркутска представляет собой социальную группу со схожими интересами,  потребностями и стилем потребительского поведения. Они обладают примерно одинаковым набором знаний и практик в сфере потребительского поведения. Разница в уровне доходов не является значительной, поэтому не выделяются группы с радикально различающимся стилем потребительского поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7087. Электростатическое поле в вакууме 168.5 KB
  Тема: Электростатическое поле в вакууме. Основу электростатики составляют инвариантность электрического заряда к выбору системы отсчета, закон сохранения заряда, закон Кулона, принцип суперпозицииполейи теорема Остроградского...
7089. Биомедицинская этика. Учебное пособие 333 KB
  Теоретические основания биомедицинской этики Глава 1.Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем 1.1. Биомедицинская этика: возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания...
7090. Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы 255.04 KB
  Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы Сущность мировой экономики и мирового (всемирного) хозяйства Понятие мировая экономика в современной экономической литературе употребляется для обозначения как системы государств, так и эконо...
7091. Религии мира. Учебное пособие 188.67 KB
  Введение Исследователь, прилетевший на нашу планету из космоса, мог бы сделать вывод, что мы страдаем от непристойной и очень загадочной болезни с удивительно большим спектром симптомов. Одних она заставляет безжалостно жечь, резать или бомбить свои...
7092. Средневековая схоластика Ф. Аквинского 43.53 KB
  Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...
7093. Маркетинговое обслуживание потребителей 49.99 KB
  Введение В условиях рыночной экономики многие проблемы товаропроизводителей не могут быть в полной мере решены с помощью традиционных методов управления. Требуется создавать систему менеджмента, обеспечивающую эффективность хозяйственной единицы в н...
7094. Магнитометры на СКВИДах 108.5 KB
  Магнитометры на СКВИДах. Сверхпроводимость. Основные параметры сверхпроводников. Явление сверхпроводимости состоит в том, что при некоторой температуре, близкой к абсолютному нулю, электро сопротивление в некоторых материалах исчезает. Эта темпера...
7095. Социолингвистика. Лекции. Социальная стратификация языка 190 KB
  Лекции по курсу Социолингвистика. Лекция 1. Предмет социолингвистики и методы социолингвистического анализа. Предметом изучения социолингвистики является проблема человек и общество. Непосредственным объектом социолингвистики является ...