6458

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса) Современная молодежь - это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Ст...

Русский

2013-01-04

25.52 KB

20 чел.

Особенности потребительского поведения студенческой молодёжи города Иркутска (по результатам социологического опроса)

Современная молодежь – это поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной рыночной экономики. Структурная трансформация социально-экономических, политических отношений в постсоветской России обусловила деформацию ценностных ориентаций, в том числе и представлений об экономических ценностях, вызвала жизненную необходимость для молодежи поиска адаптационных экономических стратегий поведения в сфере получения, использования, накопления доходов, существенно отличающихся от стратегий экономического поведения старших поколений. Для выявления особенностей потребительского поведения молодёжи г. Иркутска был проведён опрос студенческой молодёжи, в котором участвовало 385 студентов г. Иркутска от 14 до 30 лет.

Респондентам был задан вопрос о том, где чаще всего приобретаются товары. 39,1% опрошенных ответили, что продукты приобретают в супермаркете,  на втором месте по популярности ответ «магазин возле дома» (34,7%), в интернет-магазинах приобретают продукты всего 2,1% опрошенных. 51,3% опрошенных предпочитает приобретать одежду в торговых центрах. Мы считаем, это связано с нарастающей популярностью торгово-развлекательных центров в Иркутске, количество которых увеличилось за последние несколько лет. В них люди могут не только совершить покупки, но  посетить кинозал или перекусить в кафе.  Подобным образом ситуация обстоит и с приобретением обуви,  58,5% покупают её в торговых центрах, через Интернет предпочитают заказывать обувь 8,6% респондентов.

Технику большинство респондентов (83,7%) приобретают в специализированных магазинах. 8,1% - в торговых центрах, 4,3% - через Интернет.

Исследование показало, что около половины респондентов обновляет свой гардероб раз в месяц (54,2%). Второй по популярности ответ - раз в сезон (29,7%). Опрос показал, что есть студенты, которые посещают  магазины для покупки одежды несколько раз в неделю, таких было 3,1%. За обувью 90,3% респондентов ходит раз в сезон. 2,1% респондентов ответили - «раз в неделю», возможно, они ее не приобретают каждую неделю, а просто присматриваются или же их работа связана с модой и они следят за тенденциями. Новую технику 74,5% респондентов предпочитают приобретать раз в сезон. Второй по популярности ответ раз в месяц - 21,8%.

Далее студенты отвечали на вопрос «С какой целью Вы ходите в магазины одежды и обуви?». Наиболее распространённый ответ – необходимость совершить покупку (92,6%). Второй по популярности ответ - за компанию с друзьями/родственниками (49,4%). Некоторые опрошенные студенты ответили, что ходят по магазинам потратить лишние деньги или просто посмотреть товары.

На вопрос, «Пользуетесь ли Вы  услугами Интернет-магазинов?», 37,8% ответили, пользуюсь в исключительных случаях, 17,8% респондентов ответили, что изучают каталоги Интернет-магазинов, но ничего не покупают. Ответили, что пользуюсь и стараюсь пользоваться, как можно чаще услугами Интернет-магазинов всего 10,5% опрошенных. На наш взгляд, это связано с тем, что люди пока не доверяют покупкам через Интернет, но со временем спрос на Интернет-покупки увеличится.

Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь (28,4%), на втором месте - программное обеспечение (13,6%). Также через Интернет предпочитают заказывать автозапчасти, диски и сувениры.

Больше всего современную студенческую молодежь в покупках через Интернет привлекает то, что товары можно купить по меньшей цене, чем в магазине (34,7%), а так же то,  что можно приобрести товары, которых нет в иркутских магазинах (28,4%).

Респонденты назвали большое количество сайтов, где они совершают покупки. Чаще других были названы сайты: bonprix, ozon, biglion, ebay, 38mama, irmag, avito. Это сайты, на которых можно приобрести одежду, обувь, аксессуары, книги, диски, технику. Также на этих сайтах можно приобрести купоны на скидки на различные мероприятия города, в различные заведения, на разнообразные услуги и товары.

Решающим при выборе товара для большей части респондентов является цена (83,2%) и качество (82,1%). Наиболее важной характеристикой товара является страна-производитель товара для 54,7% опрошенных. Так же для респондентов является важным наличие скидки (34,7%) и известность фирмы (32,6%). Некоторые респонденты выбрали такие варианты как отзывы других покупателей, соотношение цены и качества, а так же то, что  вещь должна быть была модной, стильной и подходящей. Расплачиваться большинство все же предпочитает наличными (67,3%).

Ответили, что не следят  за распродажами в магазинах 64,2% опрошенных. Но у 50,5% респондентов акции по привлечению покупателей вызывают умеренный интерес и лишь у 10,5% респондентов они  совсем не вызывают интереса.

На вопрос «Пользовались ли Вы потребительским кредитом?», 63,1% ответили, что не пользовались. Из тех респондентов, кто пользовался потребительским кредитом, в основном берут кредит на бытовую технику, музыкальные инструменты, телефоны. Так же опрошенные респонденты брали кредиты на дорогую одежду, (например, покупка шубы), кредит на землю, улучшение жилищных условий, запчасти для автомобиля, туристические поездки.

67,3% респондентов не считают, что у их родителей более низкие, чем у них требования к качеству товаров и услуг.

На вопрос «Где Вы берете средства на покупки?» большая часть респондентов (73,6%) выбрали вариант ответа «заработная плата», 32,6% ответили - деньги родителей/родственников,  32,6% - стипендия.

На вопрос о материальных возможностях 58,9% респондентов ответили, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка более дорогих товаров (например, телевизора, стиральной машины) требует накопления для их покупки. По результатам опроса, 7,3% современных студентов живут в полном достатке, средств всегда хватает даже на дорогие вещи.  

Исследование показало, что основным источником доходов  является постоянный заработок у 58,9% респондентов,  21% опрошенных выбрали вариант «помощь родителей, родственников», назвали стипендию основным источником доходов 8,4% респондентов, случайные заработки - 8,4%.

26,3% тратит от 5 000-10 000 тысяч рублей в месяц и столько же от 10 000 – 15 000 тысяч рублей, 13,6% респондентов тратят в месяц 20 000-30 000 тысяч рублей, менее 4 тыс.рублей - 12,6%.

Таким образом, основная часть студентов города Иркутска представляет собой социальную группу со схожими интересами,  потребностями и стилем потребительского поведения. Они обладают примерно одинаковым набором знаний и практик в сфере потребительского поведения. Разница в уровне доходов не является значительной, поэтому не выделяются группы с радикально различающимся стилем потребительского поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22827. КАТЕГОРІЙНО-ПОНЯТІЙНИЙ АПАРАТ З БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ, ТАКСОНОМІЯ НЕБЕЗПЕК 92 KB
  Виходячи з сучасних уявлень безпека життєдіяльності є багатогранним обєктом розуміння і сприйняття дійсності, який потребує інтеграції різних стратегій, сфер, аспектів, форм і рівнів пізнання. Складовими цієї галузі є різноманітні науки про безпеку. У всьому світі велика увага приділяється вивченню дисциплін
22828. ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ 141 KB
  ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ Явище електромагнітної індукції полягає у виникненні е. Напруженість магнітного поля в будьякій точці А що лежить на осі ОО’ соленоїда чисельно дорівнює алгебраїчній сумі напруженостей магнітних полів створених у точці А всіма витками спрямована вздовж осі за правилом свердлика 3 Де n’ – число витків за одиницю довжини соленоїда І величина струму; кути що утворює радіусвектор проведений з точки А до крайніх витків соленоїда мал....
22829. ЯВИЩЕ ГІСТЕРЕЗИСУ В ФЕРОМАГНЕТИКУ 115 KB
  ЯВИЩЕ ГІСТЕРЕЗИСУ В ФЕРОМАГНЕТИКУ Особливий клас магнетиків становлять феромагнетики – речовини здатні мати намагнічення у відсутності зовнішнього магнітного поля.21 наведена залежність модуля вектора намагнічення від напруженості зовнішнього поля для феромагнетика з попереднім магнітним полем рівним нулеві основна або нульова крива намагнічення . При деякому значенні H намагнічення досягає насичення оскільки вектор магнітної індукції та вектора намагнічення зв’язані співвідношенням то при досягненні вектор стає функцією від:...
22830. ВИЗНАЧЕННЯ КОНЦЕНТРАЦІЇ НОСІЇВ ЗАРЯДУ В НАПІВПРОВІДНИКАХ З ЕФЕКТУ ХОЛЛА 71.5 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ КОНЦЕНТРАЦІЇ НОСІЇВ ЗАРЯДУ В НАПІВПРОВІДНИКАХ З ЕФЕКТУ ХОЛЛА В основу вимірювання концентрації електронів покладено явище Холла яке полягає у виникненні поперечної різниці потенціалів при проходженні струму по провіднику напівпровіднику який знаходиться в магнітному полі перпендикулярному до лінії струму. Ефект Холла в електронній теорії пояснюється так. Введемо сталу Холла 7 Тоді 8 Отже згідно з формулою 8 вимірявши силу струму I у...
22831. ДВОПРОВІДНА ЛІНІЯ 95.5 KB
  В таких системах активний опір ємність і індуктивність розподілені рівномірно вздовж лінії. Як правило в двопровідних лініях умова квазістаціонарності виконується щодо відстані між провідниками а сила струму I лінійна густина заряду q і напруга між провідниками U суттєво змінюються вздовж лінії. Застосовуючи до нескінченно малої ділянки двопровідної лінії закон збереження електричного заряду і електромагнітної Індукції нехтуючи активним опором провідників можна отримати такі співвідношення: 1 2 Тут L С ...
22832. Ефект Пельтьє 70.5 KB
  Ефект Пельтьє. Дійсно експериментально така закономірність відома як ефект Пельтьє спостерігається. Встановлено що при проходженні електричного струму через контакт двох провідників напівпровідників виділяється чи поглинається в залежності від напрямку струму деяка кількість теплоти Qn пропорційна величині струму I та часу його протікання t: Qn=It 1 де  коефіцієнт Пельтьє. Ефект Пельтьє тим значніший чим більше відрізняються положення рівнів Фермі у напівпровідниках.
22833. РОЗШИРЕННЯ ШКАЛИ МІКРОАМПЕРМЕГРА ТА ВОЛЬТМЕТРА 73 KB
  Сила струму I обчислюється за формулою: 1 де Ca ціна поділки шкали мікроамперметра в амперах на поділку А под n відхилення стрілки у поділках шкали. Ціну поділки шкали мікроамперметра в одиницях напруги Cu можна обчислити за відомим внутрішнім опором мікроамперметра Rr та ціною поділки в одиницях сили струму Ca за формулою Cu=CaRr 2 При використанні мікроамперметра необхідно звертати увагу на такі характеристики як верхня та нижня межі значень вимірювання величин...
22834. РЕОСТАТ І ПОДІЛЬНИК НАПРУГИ 139.5 KB
  РЕОСТАТ І ПОДІЛЬНИК НАПРУГИ Реостат і подільник напруги – це прилади що застосовуються для регулювання сили струму і напруги в електричних схемах. Спад напруги на опорінавантаженні а на реостаті напруга на опорінавантаженні змінюватиметься від до . Подільником напруги може правити реостат з трьома клемами який підключається до електричного кола так як зображено на мал. Переміщуючи точку вздовж подільника напруги можна одержати будьяку напругу від до 0.
22835. МЕТОД КОМПЕНСАЦІЇ В ЕЛЕКТРИЧНИХ ВИМІРЮВАННЯХ 232 KB
  МЕТОД КОМПЕНСАЦІЇ В ЕЛЕКТРИЧНИХ ВИМІРЮВАННЯХ Вимірювання електрорушійної сили джерела струму методом компенсації. джерела струму дорівнює різниці потенціалів на полюсах розімкненого елемента. Вимірювання термоелектрорушійної сили диференціальної термопари за допомогою потенціометра постійного струму. Принцип роботи потенціометра постійного струму такий.