64583

Преднаука (натурфилософия) в эпоху эллинизма и Рима

Доклад

Логика и философия

Третий период это закат древнегреческой философии IV в. Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека он был сторонником гедонизма философии счастья. упадок древнегреческой философии стал очевиден.

Русский

2014-07-08

39 KB

3 чел.

4. Преднаука (натурфилософия) в эпоху эллинизма и Рима.

Третий период – это закат древнегреческой философии (IV в.н.э.–III в.д.н.э.), совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека, он был сторонником гедонизма, “философии счастья”. Скептицизм (Пиррон и др.) отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире. К I в.д.н.э. упадок древнегреческой философии стал очевиден. В ней появился эклектизм – механическое сочетание разнородных идей и учений. В философии зазвучали мифологические, религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу – распад гигантской рабовладельческой формации.

Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. В это время хотя и происходило взаимодействие культур греческой и восточной на завоеванных землях, но преобладающее значение имела все-таки греческая культура. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма - стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, - так и на некоторых натурфилософских идеях. НЕОПЛАТОНИЗМ, направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.

 Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336-264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331-232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281-205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по которым существует Природа, т.е. мировому порядку, которому, осознав его, должны с радостью подчиняться стоики.

В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную "пневмой" (??? - "теплое дыхание"), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает логос вещи, т.е. закон ее существования и развития. Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое - пассивный участник процессов.

Согласно стоикам, мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет причину и следствие. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой. Наряду с причинной обусловленностью явлений существует их определенная направленность к благой прекрасной и разумной цели. Следовательно, кроме судьбы стоики признают и благотворное провидение (???), что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.

СТОИЦИЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. (Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.) Стоицизм возродил учение Гераклита  об огне- логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

Так же тесно связаны физика и этика у Эпикура (342-270 п до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Так, Евклиду (конец IV- начало III в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности "Stoicheia" (т.е. "Элементы", что в современной литературе получило название "Начала"). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из которых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественникам Евклида. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (ок. 287-212 гг. до н. э.). Но в большей степени он известен как гениальный механик и инженер.

II-I вв. до н. э. характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием междоусобных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает. Это не могло не отразиться на книжно-компиляторском характере римской учености. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.

Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до н. э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архитектуры. Веком позже шеститомный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры - поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) "О природе вещей", в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23-79 гг. н. э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.).

Кроме этих компиляций, были созданы работы больших знатоков своего дела: сочинения Витрувия "Об архитектуре", Секста Юлия Фронтина "О римских водопроводах", Луция Юния Модерета Колемеллы "О сельском хозяйстве" (I в. н. э.). Ко II в. н. э. относится деятельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129-199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.

3. Эллинестический.

Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IVV в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм.

Основателем школы Киников был Антисфен. Киники обосновали крайний аскетизм. Аскеза – это крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.  Наиболее известный представитель Диоген.

Основоположник  школы Киренаиков был Аристипп. Киренаики обосновали гедонизм.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Представителями этой школы были Лукреций Кар и Горгий. Особенность этой школы: они рассматривали принципы наслаждения в соответствии с добром, а принципы страдания со злом. Такая теория получила название гедонистической (гедонизм -  удовольствие, наслаждение). Для достижения счастья человеку ничего не нужно, кроме себя.

Стоицизм  (III в. до н. э. III в. н. э.). Основателем этой школы является Зенон из Китиона.  Особенностью этой школы является признание счастья как главной цели жизни, и в этом они сходны с эпикурейцами. Счастье – это следование природе, внутренние разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям, и то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека является ценным. Поздний стоицизм: Синека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основателем скептицизма был Пиррон. Позже  Секст Эмпирик, систематизировавщий идеи скептицизма, классифицирует тропы (от греческого означает слово или выражение), разработанные Энесидемом.

Поздний эллинизм  в форме неоплатонизма представлен Плотином.

Они проводят общий принцип раннего эллинизма:  принцип отношений всех нас окружающих наших мыслей и наших действий, и приходят к выводу о невозможности познания космоса. Многие их идеи были восприняты потом христианскими мыслителями эпохи Возрождения.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59263. Разработка внутрифирменных практик ускоренного развития Менеджеров отделений страховой компании «АЛИКО» в интересах лидерства в темпах роста 3.33 MB
  Значение страхования жизни для экономики Российской Федерации остается пока минимальным в связи с небольшим объемом рынка по страхованию жизни. Доля премий по страхованию жизни в ВВП по-прежнему снижается
59264. Сценарій спортивного вечора у початковій школі 32.5 KB
  Вчитель. Змагання буде проводити вчитель фізвиховання судитимуть змагання. Вчитель фізкультури. Вчитель фізкультури.
59265. Інсценізація за мотивами української народної казки Украдене щастя (Естрадна казка) 42.5 KB
  Відбувається на хуторі, біля ґрунтової дороги, неподалік від хати Газди. На дорозі через весь шлях велика холобина, де завжди грузнуть коні і вози, просто навпроти хати Газди.
59266. Розцвіла верба – прийшла справжня весна 30 KB
  Ми чекаємо коли весна прижене холод устелить землю травичкою уквітчає квітами а пташки наповнять ліс веселими співами. Весела гарна кучерява маленька дівчинка Весна Біжить сміється сіє трави І пісня ллється голосна.
59267. Сценарій проведення спортивного свята 35 KB
  Дорога класна родино гості Сьогодні як і щорічно ми зібралися на наше улюблене фізкультурнохудожнє свято щоб позмагатись у силі спритності і просто відпочити. Вчитель фізкультури: Учасники змагань слухайте мою команду.
59268. A HAPPY NEW YEAR 49.5 KB
  Another popular way of celebrating the New Year is to go to a New Year’s dance. Most hotels and dance halls hold a special dance on New Year’s Eve. The hall is decorated, there are several different bands and the atmosphere is very gay.
59269. У гості до колобка 25.5 KB
  Вчити фіксувати характерні особливості персонажів: Колобок круглий він котиться Ведмедик клишоногий перевальцем ходить Лисичка руденька хитра; долати перешкоди: купи хмизу горбочки та пеньки у лісі.
59270. Ой єсть в лісі калина 33.5 KB
  З чим тебе порівняти Чи з весняним ранком чи з бездонним небом чи з веселим шумом червоної калини Гарна калина в усі пори року. Червона калина символ України. Галузочка до галузки зацвіла калина.
59271. Методрозробка практичного заняття з латинської мови 75 KB
  Навчальна мета: навчити студентів правильно читати латинські слова з вмінням вірного пояснення вимови голосних дифтонгів; правильно читати медичні терміни у склад яких входить буква у і.