64588

Учение Платона об идеях, душе и познании

Доклад

Логика и философия

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.

Русский

2014-07-08

37.5 KB

55 чел.

Вопрос №4

Учение Платона об идеях, душе и  познании

 Учение об идее

Согласно Платону, мир сущий подразделяется на три рода:

  1.  вечные идеи (эйдосы),
  2.  конкретные вещи,
  3.  пространство, в котором вещи существуют.

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей (эйдосов). Эйдосы – идеальные формы, прообразы всех вещей; их мир – воплощение гармонии и совершенства. Идеи могут «отпечатываться» в виде материи и доходить до людей в искаженном виде. Иллюстрацией данной теории служит аллегория пещеры, использованная Платоном в трактате «Государство». Согласно ей, весь наш мир подобен темной пешере, в которой люди прикованы цепями к стенам. Узники не могут ни пошевелиться, ни даже повернуть головы; через всю пещеру тянется просвет, в вышине горит огонь. Люди видят лишь тени на стенах пещеры; это тени людей, живущих в мире снаружи, предметов, утвари. Таким образом, узники в пещере видят не настоящий мир, а его отражение, искажение, тень, но не сознают этого. Так и люди в нашем мире: мир идей (то, что за пределами пещеры) непостижим для нас.

По аналогии с искаженным отражением идей, не существует несчастья – это просто неправильно отразившееся счастье.

Истинное познание может касаться только вечного мира идей, но душа должна быть готова познавать истину.

 Учение о душе

В философии Платона присутствуют идеи дуализма; в том числе противопоставляются душа и тело. Тело смертно, конечно, душа же – бессмертная и вечна.  Душа – это идея, тогда как тело – темница для души. Платон заимствовал у Пифагора концепцию перевоплощения душ. Изначально души существуют в мире чистых форм и идей, иногда даже пытаются заглянуть в занебесную сферу. Однако это дается не каждой душе; из-за своего несовершенства души часто падают из мира идей и проводят время на земле в том или ином теле.

Души могут быть вожделеющими, то есть управляемыми страстями, аффектными (управляемые аффектом) и разумные – самые совершенные души.

В диалоге «Федр» Платон приводит образ колесницы души. Согласно ему, душу можно вообразить как возницу, управляющего парой лошадей. Один конь символизирует волевое, яростное начало, нацеленное на преодоление трудностей. Второй конь – вожделеющее, страстное начало. И, наконец, возница – это разум, начало, нацеленное на познание.

Душа бессмертна, пороки могут наносить ей вред, но гибели/исчезновения/смерти души не происходит. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

  •  Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  •  Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Учение о познании – копипаст из вики!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72091. Разработка практических рекомендаций, направленных на тушение пожара холодной насосной установки № 104 нефтетерминала ОАО «ЛИСКИ-ТЕРМИНАЛ» 2.85 MB
  Пожары на предприятиях нефтехимической промышленности в 2,5 раза больше среднего убытка, приходящегося на один пожар по всей стране. Кроме прямых убытков от пожаров на промышленных предприятиях по производству нефтехимической продукции, необходимо учитывать косвенные убытки...
72094. Эффективность использования финансовых ресурсов предприятия ООО «Маджерик» 274.75 KB
  Цель дипломной работы - провести анализ эффективного использования финансовых ресурсов предприятия ООО «Маджерик», а также предложить мероприятия по совершенствованию использования финансовых ресурсов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия...
72095. Разработка и проектирование локальной вычислительной сети для ООО “Карнавал” 3.67 MB
  Характеристика подразделений и видов их деятельности Данная организация состоит из: коммерческой службы финансовой службы административно-хозяйственной части и руководство исполнительной дирекцией рисунок 1 Коммерческая служба объединяет ряд отделов: Отдел рекламы определяет планирование и направление рекламных...
72096. Левобережная Украина в составе России: проблемы интеграции со времен Петра I до Екатерины II. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии 17.52 KB
  После смерти Петра Великого политический курс Петербурга по отношению к Украине меняется в связи с обострением отношений с Османской империей усиливается тенденция к централизации управления. принимаются Решительные пункты устанавливавшие правовую основу управления Украиной.
72097. Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687) 16.88 KB
  По условиям этого договора: 1 Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2 прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов из числа которых король назначал гетмана; 3 в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы...
72098. Русская Америка в контексте российско-американских отношений (1809-1867 гг.) 16.54 KB
  В 1776 году было образовано независимое государство Соединенные Штаты Америки в 1807 году между Россией и США были установлены дипломатические отношения. Шеффер предложил Александру I завладеть островом на Гавайях и сделать его промежуточным портом для кораблей РАК но император крайне...
72099. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства 18.58 KB
  Важнейшими пунктами на которые Москва дала согласие были: права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине...