64588

Учение Платона об идеях, душе и познании

Доклад

Логика и философия

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.

Русский

2014-07-08

37.5 KB

52 чел.

Вопрос №4

Учение Платона об идеях, душе и  познании

 Учение об идее

Согласно Платону, мир сущий подразделяется на три рода:

  1.  вечные идеи (эйдосы),
  2.  конкретные вещи,
  3.  пространство, в котором вещи существуют.

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей (эйдосов). Эйдосы – идеальные формы, прообразы всех вещей; их мир – воплощение гармонии и совершенства. Идеи могут «отпечатываться» в виде материи и доходить до людей в искаженном виде. Иллюстрацией данной теории служит аллегория пещеры, использованная Платоном в трактате «Государство». Согласно ей, весь наш мир подобен темной пешере, в которой люди прикованы цепями к стенам. Узники не могут ни пошевелиться, ни даже повернуть головы; через всю пещеру тянется просвет, в вышине горит огонь. Люди видят лишь тени на стенах пещеры; это тени людей, живущих в мире снаружи, предметов, утвари. Таким образом, узники в пещере видят не настоящий мир, а его отражение, искажение, тень, но не сознают этого. Так и люди в нашем мире: мир идей (то, что за пределами пещеры) непостижим для нас.

По аналогии с искаженным отражением идей, не существует несчастья – это просто неправильно отразившееся счастье.

Истинное познание может касаться только вечного мира идей, но душа должна быть готова познавать истину.

 Учение о душе

В философии Платона присутствуют идеи дуализма; в том числе противопоставляются душа и тело. Тело смертно, конечно, душа же – бессмертная и вечна.  Душа – это идея, тогда как тело – темница для души. Платон заимствовал у Пифагора концепцию перевоплощения душ. Изначально души существуют в мире чистых форм и идей, иногда даже пытаются заглянуть в занебесную сферу. Однако это дается не каждой душе; из-за своего несовершенства души часто падают из мира идей и проводят время на земле в том или ином теле.

Души могут быть вожделеющими, то есть управляемыми страстями, аффектными (управляемые аффектом) и разумные – самые совершенные души.

В диалоге «Федр» Платон приводит образ колесницы души. Согласно ему, душу можно вообразить как возницу, управляющего парой лошадей. Один конь символизирует волевое, яростное начало, нацеленное на преодоление трудностей. Второй конь – вожделеющее, страстное начало. И, наконец, возница – это разум, начало, нацеленное на познание.

Душа бессмертна, пороки могут наносить ей вред, но гибели/исчезновения/смерти души не происходит. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

  •  Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  •  Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Учение о познании – копипаст из вики!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66931. Дзвони Чорнобиля 54.5 KB
  Коли пара під великим тиском зруйнувала частину паропроводів потік води та пари викликав хімічні реакції з розігрітим графітом та цирконієм унаслідок чого утворилися горючі грози тиск яких був достатнім для підняття кришки реактора.
66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...
66934. Christmas in the Wood 49 KB
  Dady: Ok.Sit here and listen attentively. It was winter, December. All people were on Christmas Eve. The snow is falling down…. And there were a beautiful fir-tree in the middle of the "wood ". Some more trees are around it..
66935. Cooking 12.85 MB
  Today we’ll continue speaking about food and cooking. We’ll recollect the constructions there is/are and use these constructions in practice. So we’ll speak English, repeat and learn words, work with grammar, play and do a lot of interesting things.
66936. Ми у космос летимо. Заняття за інтересами 920 KB
  Мета. Закріпити вміння учнів працювати з технікою складання паперу «Орігамі». Виготовити моделі ракет, супутників, гратографії «Сузір’я», геометричну аплікацію, мозаїку «Чумацький шлях». Навчати працювати в групах, в парах та закріплювати вміння працювати з ножицями,...
66937. Рідна земля, живи! Виступ екологічної агітбригади 76.5 KB
  Мета: донести до людей значення екологічних проблем, зокрема, характерних для рідного краю; залучати учнів до агітаційної роботи з даного питання; виховувати любов до планети Земля, сприяти хоча б частковому вирішенню екологічної ситуації.
66938. Даруйте радість людям – і стане світ багатшим 53.5 KB
  Виховувати в учнів почуття доброти чуйності милосердя поваги до людей; формувати активну життєву позицію яка проявляється в дієвій допомозі людям; формувати в учнів уміння формулювати судження виховувати високі моральні якості. Добро спішіть творити люди. Живіть добро звершайте Та нагород за це не вимагайте.
66939. «Сумні дати серця» (сторінками життя Василя Стефаника) 120.5 KB
  Мета:познайомити учнів із життєвим шляхом українського письменника Василя Стефаника, розкрити трагізм його життя; розвивати чуйність, увагу, спостережливість; виховувати почуття патріотизму, любові до України, її синів. У додатку – презентація «Надто добрий знавець народної мужицької душі (життя і творчість В.Стефаника)».