64588

Учение Платона об идеях, душе и познании

Доклад

Логика и философия

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.

Русский

2014-07-08

37.5 KB

38 чел.

Вопрос №4

Учение Платона об идеях, душе и  познании

 Учение об идее

Согласно Платону, мир сущий подразделяется на три рода:

  1.  вечные идеи (эйдосы),
  2.  конкретные вещи,
  3.  пространство, в котором вещи существуют.

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей (эйдосов). Эйдосы – идеальные формы, прообразы всех вещей; их мир – воплощение гармонии и совершенства. Идеи могут «отпечатываться» в виде материи и доходить до людей в искаженном виде. Иллюстрацией данной теории служит аллегория пещеры, использованная Платоном в трактате «Государство». Согласно ей, весь наш мир подобен темной пешере, в которой люди прикованы цепями к стенам. Узники не могут ни пошевелиться, ни даже повернуть головы; через всю пещеру тянется просвет, в вышине горит огонь. Люди видят лишь тени на стенах пещеры; это тени людей, живущих в мире снаружи, предметов, утвари. Таким образом, узники в пещере видят не настоящий мир, а его отражение, искажение, тень, но не сознают этого. Так и люди в нашем мире: мир идей (то, что за пределами пещеры) непостижим для нас.

По аналогии с искаженным отражением идей, не существует несчастья – это просто неправильно отразившееся счастье.

Истинное познание может касаться только вечного мира идей, но душа должна быть готова познавать истину.

 Учение о душе

В философии Платона присутствуют идеи дуализма; в том числе противопоставляются душа и тело. Тело смертно, конечно, душа же – бессмертная и вечна.  Душа – это идея, тогда как тело – темница для души. Платон заимствовал у Пифагора концепцию перевоплощения душ. Изначально души существуют в мире чистых форм и идей, иногда даже пытаются заглянуть в занебесную сферу. Однако это дается не каждой душе; из-за своего несовершенства души часто падают из мира идей и проводят время на земле в том или ином теле.

Души могут быть вожделеющими, то есть управляемыми страстями, аффектными (управляемые аффектом) и разумные – самые совершенные души.

В диалоге «Федр» Платон приводит образ колесницы души. Согласно ему, душу можно вообразить как возницу, управляющего парой лошадей. Один конь символизирует волевое, яростное начало, нацеленное на преодоление трудностей. Второй конь – вожделеющее, страстное начало. И, наконец, возница – это разум, начало, нацеленное на познание.

Душа бессмертна, пороки могут наносить ей вред, но гибели/исчезновения/смерти души не происходит. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

  •  Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  •  Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Учение о познании – копипаст из вики!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58821. Урок ґендерної грамотності 92 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів: з поняттями: ґендер ґендерна рівність ґендерна рівноправність; з міжнародними правовими документами про рівноправність жінок і чоловіків; з становищем жінок в різних державах та ставленням до ролі жінки...
58822. London sightseeing tour 115 KB
  Bank of England, Buckingham Palace, Big Ben, British Museum, bury C: crown, church, Covent Garden, column, Changing the Guards F: financial, fashionable, fortress, famous H: Houses of Parliament, Horse Guards, Hyde Park, House of Lords, House of Commons
58823. Подвійні зорі. Фізичні змінні зорі 68.5 KB
  Мета уроку: дати загальні уявлення про подвійні та фізичні змінні зорі їхні фізичні характеристики та процеси що в них проходять; про метод цефеїд визначення відстаней до галактик; розвивати вміння робити висновки; виховувати в учнів інтерес до астрономії; формувати науковий світогляд.
58824. Іменники-синоніми, іменники-антоніми. Багатозначні іменники. Пряме і переносне значення іменників 55 KB
  Вміти влучно використовувати слова в прямому і переносному значенні застосовувати в мовленні багатозначні іменники. Хвилинка каліграфії зашифроване слова праця з творчим завданням. Підберіть будьласка спільнокореневі слова до слова праця таким чином щоб вони були різними частинами мови...
58825. Дієслова-синоніми, дієслова-антоніми. Розпізнавання дієслів у реченнях 42 KB
  Мета: Закріплювати вміння відрізняти дієслова від інших частин мови правильно вживати їх у мовленні. Чи потрібні дієслова у нашому мовленні Прочитаємо текст. Визначіть дієслова в тексті і спробуйте прочитати його без дієслів.
58826. Свято Миколая: виховний захід для учнів 1-5кл 70 KB
  Ведучий2: Сядьно тихо мій глядаче І прислухайся на мить: Правда ж чути десь неначе Дивна музика бринить Звідки звуки долинають Здогадався ти чи ні Так звичайно витинають Музиканти чарівні . звучить пісня бременських музик...
58827. Тушение пожаров 1.21 MB
  Тушение пожара это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара (ликвидация горения). Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
58828. Процесс сбора, расчета, хранения, обработки и предоставления информации об проведенных судьями дел, судьях, подсудимых и мониторингах 969.5 KB
  При разработке программного продукта важным моментом является осознание того, в какой информационной среде он будет использоваться, полноценное исследование данной области позволит достичь максимального эффекта при его использовании. Именно поэтому на стадии анализа необходимо уделить большое внимание описанию предметной области функционирования продукта.
58829. Разработка программного обеспечения контроля исполнения распорядительных документов 8.14 MB
  Данный дипломный проект посвящен разработке информационной системы контроля исполнения распорядительных документов предприятия. Разработаны алгоритмы ее функционирования и программная реализация. Проведены экспериментальные исследования работоспособности и эффективности системы, анализ предметной области и описание разработки функциональной и информационно-логической моделей