64588

Учение Платона об идеях, душе и познании

Доклад

Логика и философия

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.

Русский

2014-07-08

37.5 KB

49 чел.

Вопрос №4

Учение Платона об идеях, душе и  познании

 Учение об идее

Согласно Платону, мир сущий подразделяется на три рода:

  1.  вечные идеи (эйдосы),
  2.  конкретные вещи,
  3.  пространство, в котором вещи существуют.

По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей (эйдосов). Эйдосы – идеальные формы, прообразы всех вещей; их мир – воплощение гармонии и совершенства. Идеи могут «отпечатываться» в виде материи и доходить до людей в искаженном виде. Иллюстрацией данной теории служит аллегория пещеры, использованная Платоном в трактате «Государство». Согласно ей, весь наш мир подобен темной пешере, в которой люди прикованы цепями к стенам. Узники не могут ни пошевелиться, ни даже повернуть головы; через всю пещеру тянется просвет, в вышине горит огонь. Люди видят лишь тени на стенах пещеры; это тени людей, живущих в мире снаружи, предметов, утвари. Таким образом, узники в пещере видят не настоящий мир, а его отражение, искажение, тень, но не сознают этого. Так и люди в нашем мире: мир идей (то, что за пределами пещеры) непостижим для нас.

По аналогии с искаженным отражением идей, не существует несчастья – это просто неправильно отразившееся счастье.

Истинное познание может касаться только вечного мира идей, но душа должна быть готова познавать истину.

 Учение о душе

В философии Платона присутствуют идеи дуализма; в том числе противопоставляются душа и тело. Тело смертно, конечно, душа же – бессмертная и вечна.  Душа – это идея, тогда как тело – темница для души. Платон заимствовал у Пифагора концепцию перевоплощения душ. Изначально души существуют в мире чистых форм и идей, иногда даже пытаются заглянуть в занебесную сферу. Однако это дается не каждой душе; из-за своего несовершенства души часто падают из мира идей и проводят время на земле в том или ином теле.

Души могут быть вожделеющими, то есть управляемыми страстями, аффектными (управляемые аффектом) и разумные – самые совершенные души.

В диалоге «Федр» Платон приводит образ колесницы души. Согласно ему, душу можно вообразить как возницу, управляющего парой лошадей. Один конь символизирует волевое, яростное начало, нацеленное на преодоление трудностей. Второй конь – вожделеющее, страстное начало. И, наконец, возница – это разум, начало, нацеленное на познание.

Душа бессмертна, пороки могут наносить ей вред, но гибели/исчезновения/смерти души не происходит. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

  •  Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  •  Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Учение о познании – копипаст из вики!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54188. Решение неравенств второй степени с одной переменной.(9 класс) 5.3 MB
  Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение. Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции. Сформировать умения решать неравенства данного вида.
54189. Развитие культуры в эпоху мезолита и неолита. Понятие неолитической революции 33 KB
  В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство
54190. Лекційно-практична система навчання математики з використанням групових форм роботи 774 KB
  Розв’язування задач на використання поняття та властивостей арифметичної прогресії Мета. Закріплення учнями поняття арифметичної прогресії та її властивостей. Біля дошки 3 учні виводять формулу nго члена арифметичної прогресії; властивість суми двох членів арифметичної прогресії рівновіддалених від її кінців; формулу суми n перших членів. Яку послідовність називають арифметичною прогресією Що називається різницею арифметичної прогресії Як знайти різницю арифметичної прогресії Якою є арифметична прогресія якщо d 0 d 0...
54191. Основные черты и признаки раннеземледельческих культур и их исторические судьбы 35.5 KB
  Для перехода к земледелию было необходимо культивирование высокопродуктивных злаков. Первый злак, который люди стали сжинать в диком виде – ячмень, затем были культивированы – пшеница, кукуруза, рис. Это привело к устойчивости в обеспечении племенных групп продуктами питания.
54192. Занятие по математике с одаренными детьми 154.5 KB
  Сколько всего на ней чисел 9 Сколько двузначных 5 Однозначных 3 Трехзначных 1 Сколько чисел четных 3 Нечетных 5 Сколько всего цифр записано 16 Сколько разных цифр 6 Назовите двузначное число где сумма десятков и единиц равна наибольшему однозначному числу 72 Назовите двузначное число где разность между десятками и единицами равна наименьшему однозначному числу 99 Дети вы хорошо поработали по числовой таблице. Сколько точек будет в круге Столько раз поднимем руки. Сколько...
54193. ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ 217 KB
  ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ МЕТА: узагальнити знання студентів з теми Прості задачі вчити аналізувати добирати складати прості задачі; розвивати вміння користуватися додатковими матеріалами приміняти отриманні знання на уроках практики; розвивати логічне мислення пам’ять увагу фантазію міжпредметні зв’язки; виховувати самостійність швидкість реакції увагу. Тернопіль 2002р ЗАВДАННЯ НА САМОСТІЙНУ РОБОТУ Повторити конспект дібрати та проаналізувати 3 задачі з підручника Математика 3 клас на множення...
54194. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ІКТ 239 KB
  Активізація пізнавальної діяльності учня без розвитку його пізнавального інтересу не тільки важка, але й практично неможлива. От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати, розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання, і як стійку рису особистості, і як могутній засіб виховання.
54195. Позакласний захід в 2 класі «Математичний ранок» 196.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історією чисел, їх написанням; вчити розв’язувати завдання з логічним навантаженням, застосовуючи знання з математики, природознавства; розвивати кмітливість, спостережливість, логічне мислення учнів; виховувати інтерес до математики.
54196. НТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ «ФАН КЛУБ МАТЕМАТИКИ» 105.5 KB
  Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию. Развитие навыков работы в группе. Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.