6459

Отношение российской молодежи к современной армии: результаты социологического исследования

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Отношение российской молодежи к современной армии: результаты социологического исследования Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания мо...

Русский

2013-01-04

34.65 KB

153 чел.

Отношение российской молодежи к современной армии: результаты социологического исследования

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны.

Отношение российской молодежи к современной армии в нашем представлении является ключом к пониманию места армии в системе ценностей современной российской молодежи. Мы можем предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает». [1, с. 101]

Для проверки предположения нами было проведено социологическое исследование. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет, все студенты НИ ИрГТУ. Время ответов не ограничивалось.

По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 50 % – мужчины, 50 % – женщины.

Опрашивались  возрастные категории: 42,9% от 20 до 22 лет, 33,3% от 23 до 25 лет, 23,8% от 17 до 19 лет.

В исследовании  принимали участие студенты следующих специальностей: 21,4% – социальная работа, 21,4% – реклама, 19,0% – журналистика, 19,0% – юриспруденция, 14,3% – социология, 4,8% –психология.

Оценка намерения проходить службу в Вооруженных Силах и влияние ближайшего окружения. Мнения студентов относительно намерения проходить службу в армии распределились следующим  образом: 21% – пока не собираются, а там как получится; 21,4% – собираются, всегда хотели пойти служить; 21,4% – не хотят идти, но придется; 16,7% – затруднились ответить; 14,3% – сделают все, чтобы не пойти в армию; 4,8% – все равно.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что решения молодежи относительно намерения проходить службу весьма разные, и судя по лидирующим позициям большинство молодых людей осознают, что в будущем им придется проходить воинскую службу и относятся к этому как к закономерному явлению. Процент тех, кто «сделает все, чтобы не пойти в армию» несколько меньше. Это говорит о том, что многие молодые люди не готовы к прохождению службы и не видят в ней смысла.

У каждого из респондентов в ближайшем окружении оказались люди, проходившие воинскую службу, это у 34% – друзья; у 31% – знакомые; у 29% – родственники; 6% – вторая половина.

Полученные результаты говорят о том, что у каждого молодого человека в близком окружении есть люди, проходившие воинскую службу.

О подробностях воинской службы молодые люди узнают из различных источников: 30% от друзей; 23% телевидение; 21% от знакомых; 15% от родственников; 8% из газет, журналов; 3% радио.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что источников информации по данной теме много, в большей степени это друзья.

Результаты вопроса о том, какому из источников информации респонденты доверяют в большей степени распределились следующим образом: 59% друзьям; 26% родственникам; 10% телевидению; 5% знакомым. Из полученных данных следует, что наибольшее доверие у молодых людей по поводу армии вызывает мнение друзей, на втором месте стоят родственники, к телевидению относятся с гораздо меньшим доверием, несмотря на то, что значительную часть информации об армии они узнают именно благодаря телевидению, а радио и печатным изданиям молодежь не доверяет вообще.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большой авторитет имеет мнение друзей, оно оказывает наибольшее влияние на формирование представления  молодежи об армии. К тому же у большинства опрошенных есть друзья, которые когда-либо были в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом.

Для выявления совокупности характеристик и оценок,  описывающих в сознании граждан образ российской попросили респондентов написать примерно 10 слов, которые ассоциируются у них с армией.

Анализ результатов показал ряд существенных моментов,  обнаружить которые,  не прибегая к эмпирическим методам, было бы затруднительно и которые хорошо иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия имиджа армии в массовом сознании граждан России.

Все слова, которые были использованы респондентами при их размышлениях о российской армии, можно разделить на три группы: положительно характеризующие армию, нейтрально и отрицательно.  К положительным относятся: «защита», «мощь», «ядерная держава», «сила», «патриотизм», «Отечество», «долг Родине», «воспитание», «медали», «дружба», «храбрость», «честь», «отвага», «мужество», «Родина», «воля», «ответственность», «организованность», «друзья», «дисциплина», выносливость», «мужественность».  Этих слов значительно меньше, чем тех, которые относятся к двум другим группам. Они максимально абстрактны в отличие от конкретных высказываний,  которые отнесены к третьей группе.

К нейтральным словам можно отнести,  например: «служба», «военкомат», «форма», «офицеры», «оружие», «зарядка», «взвод», «фуражка», «письма», «присяга», «устав», «танк», «рота», «караул», «наряд», «противогаз», «строевая подготовка», «майор», «звездочки», «погоны», «шконка», «автомат», «майор», «казарма», «черпак», «полигон», «учебная тревога», «каска», «строй», «марш», «капрал», «увольнение», «дембель», «фуражка», «комбат», «марш-бросок», «команда», «батальон», «истребитель», «патроны», «прицел», «отбой», «приказ», «парад», «воин», «учебная тревога», «физическая нагрузка», «служба», «воин», «приклад», «дисциплина», «солдат». Эта группа носит символический характер и позволяет безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого. Она оказалась большей среди использованных слов.

Третью группу составили негативно-отрицательные высказывания. Чаще всего называлась «дедовщина», причем в перечне одним из первых.  Вероятно,  ассоциативно в сознании людей это слово очень тесно связано с оценочными суждениями о современной армии. Остальные высказывания респондентов целесообразно объединить по смысловым подгруппам: а) относящиеся к проблемам питания и быта (невкусная еда, перловка, тушенка,  голод,  похлебка,  железные кровати,  чистка картофеля,  принимать душ вместе, рутина, бардак, выживание); б) относящиеся к вопросам внешнего вида (короткая или немодная стрижка, лысые, жалость, усталость, грустные лица, бессонница, боль); в)  относящиеся к характерным событиям и явлениям,  касающимся армии  (незащищенность, ранение, плачущие матери, духи,  нехватка денег, жестокость, нищета,  падение вертолетов, «откосить»,  отсрочки,  самоволка, принуждение,  избиение, угнетение, взятки,  унижение,  риск,  страх,  дезертирство,  глупое руководство, принудительная уборка (снега, туалетов), воровство и др.)

В процентном соотношении мы получили следующие результаты: 45% – нейтральная характеристика армии; 35% – негативная характеристика армии; 19% – позитивная характеристика армии.

Для уточнения результатов нами был задан прямой вопрос о представлении образа современной армии.

По  представлению большинства респондентов образ современной армии является: 62% нейтральным; 24% негативным; 14% позитивным.

Результаты двух вопросов в пропорциональном отношении практически совпали.

Из этого можно заключить, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства. Тем самым подтвердилась наша гипотеза о том, что  отношение большинства молодых людей к армии можно охарактеризовать как «нейтральное».

К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы.

И напротив, очень мало молодых людей, которые считают образ армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и длительный переходный период, в недалеком прошлом.

Причинами, из-за которых, по мнению молодежи, не стоит идти в армию, являются: 20% наличие неуставных отношений («дедовщины»); 20% нанесение вреда состояния здоровья; 16% пустая трата времени; 13% потеря хорошей работы; 11% потеря профессиональных умений; 7% потеря любимого человека; 7% нежелание покидать домашний уют; 6% боязнь тягот армейской службы.

Полученные данные говорят о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые различные опасения: это и страх неуставных взаимоотношений,  недостаточная социальная защищенность солдат, и страх навредить своему здоровью.  Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем это ей нужно.  К тому же многие молодые люди считают, что за время прохождения службы они могут потерять хорошую работу и профессиональные  умения.

Результаты социологического исследования показали, что в рейтинге проблем, которые, по мнению студентов, наиболее актуальны для сегодняшней армии, а значит, должны быть устранены в ближайшее время, неуставные отношения также находятся на вершине списка:

16% неуставные отношения

15% взяточничество в военкоматах

13% отсутствие престижа армии в обществе

12% отсутствие патриотизма

10% наличие горячих точек

9% слабая дисциплина

9% непрофессионализм офицеров

8% проблема трудоустройства после службы

8% недостаточная материальная база

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что одной из главных причин нежелания молодых людей идти в армию является наличие неуставных отношений, подтвердилась.

Значительной проблемой, по мнению респондентов, так же является взяточничество в военкоматах. Возможно, это связано с большим процентом коррумпированности в стране. Отсутствие престижа армии в обществе и отсутствие патриотизма, по мнению опрашиваемых, являются существенными проблемами, которые нельзя оставить без внимания.

На вопрос «Какие из перечисленных вариантов, по вашему, играют наиболее важную роль в обеспечении безопасности страны?» мнения респондентов распределились следующим образом: 23% общественный долг по защите Родины; 22% престиж воинской службы; 21% ответственность за принятие и реализацию решений в сфере обороны; 9% независимость; 8% гуманизм в решении оборонных задач; 7% семья; 7% трудолюбие; 3% жертвенность.

Полученные результаты говорят о том, что, по мнению респондентов, на первом месте среди ценностей общегражданского характера стоит общественный долг по защите Родины. Из этого можно сделать вывод, что многих  молодых людей волнует безопасность страны, и они считают необходимым «отдать долг» Родине. Так же, из полученных данных следует, что немалую роль играет престиж воинской службы и ответственность за принятие и реализацию решений в сфере обороны. Возможно, эти ценности занимают лидирующие позиции по причине того, что современную молодежь волнует будущее страны и в том числе армии.

Личностные и профессиональные качества, связанные с военно-профессиональной деятельностью, которые, по мнению респондентов должны присутствовать у военнослужащих: 18% дисциплинированность; 16% воинский долг; 13% воинская честь; 12% мастерское владение оружием; 12% достоинство воина; 10% организованность; 10% войсковое товарищество; 9% взаимовыручка.

На первом месте у молодых людей стоит дисциплинированность, возможно, это связано со стереотипным образом армии, который закрепился в сознании молодых людей. Так же, по мнению респондентов, большую роль играет воинский долг и воинская честь. Это говорит о том, что молодых людей в большей степени волнуют ответственность и честность военнослужащего.

 С точки зрения материально-бытового характера службы ценности распределились следующим образом: 25,5% карьерный рост; 25,5% льготы и преимущества; 19% возможность обеспечить необходимый;      материальный уровень жизни; 16% возможность достичь высокого социального статуса; 14% стабильность.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что современные молодые люди стремятся к карьерному росту и различным преимуществам, считая, что они должны быть неотъемлемой частью военной жизни. Большинство респондентов волнует собственное благосостояние, что не удивительно, если принять во внимание современный стиль и уровень жизни.

Ценности присущие военной сфере, которых должен придерживаться военнослужащий распределились следующим образом: 18% ответственность; 15% особая система правил и отношений; 13% организованный образ жизни; 12% возможность продвижения по службе; 9% особый статус в обществе; 7% принадлежность к специфической группе; 7% особые боевые традиции; 7% специфическая форма одежды; 6% воинский ритуал; 4% семейные традиции; 2% корпоративность.

Полученные данные говорят о том, что молодые люди среди ценностей, которых должен придерживаться военнослужащий на первое место ставят ответственность. Далее идут - особая система правил и отношений и организованный образ жизни. Скорее всего причиной такого выбора респондентами, стал сложившийся стереотипный образ военного. Ведь с давнего времени считается, что военный человек должен быть ответственным, организованным, собранным, занимать особое положение в обществе и подчиняться особой системе правил и отношений.  

Судя по результатам исследования отношение российской молодежи к современной армии весьма противоречиво. Лидирует нейтральное отношение, немногим меньше процент молодых людей негативно настроенных по отношению к армии. Причинами этого являются различные факторы: недостаточная информированность молодежи о деятельности военных структур, проблема неуставных отношений, негативные отзывы о воинской службе друзей и знакомых, сложившиеся отрицательные стереотипы. Полученные данные подтвердили нашу гипотезу.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Необходимо восполнить недостаток в информации, касающейся организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, и их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или из рассказов сверстников и друзей.

У современной российской молодежи среди устоявшихся ценностей по отношению к армии лидируют: ценности материально–бытового характера (карьерный рост, льготы и преимущества) и морально-нравственные ценности (ответственность, воинский долг, воинская честь).

Особое место в системе ценностных ориентаций занимает дисциплина. Большую часть молодых людей пугает наличие неуставных отношений, для решения этой проблемы необходима высокоорганизованная, систематическая и последовательная работа по диагностике и профилактике неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, считая ее одной из главных приоритетных задач командиров, штабов, воспитательных структур, всех органов военного управления.

Ранее основное поле социального напряжения концентрировалось в сфере так называемых неуставных взаимоотношений: "дедовщина», землячество, межнациональные противоречия, которые, несмотря на свои различия, преследуют в сущности одну цель – незаконное присвоение привилегий путем ущемления интересов других воинов.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что в системе ценностей российской молодежи современная армия играет значительную роль. На первое место молодые люди ставят моральные ценности и личностные качества, такие как: ответственность, воинский долг по защите Родины, воинская честь. Так же лидирующее место занимают дисциплина и карьерный рост, так как для современной молодежи большую роль играют материальное благополучие и возможность самореализации. К сожалению, в реальных условиях ценностные ориентации молодых людей практически не учитываются, уступая место нормам и правилам, которые давно себя изжили и не соответствуют нынешним потребностям российской молодежи.

В своей совокупности формирование ценностей военной службы представляется как комплексная задача, охватывающая различные структуры в обществе и Вооруженных силах, призванные осуществлять скоординированный на государственном уровне комплекс мероприятий среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи. В их основе должно лежать объективное отражение места и роли армии, в обществе, общественной значимости воинского труда, необходимости проявления постоянной заботы о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Библиография

В.К.Новиков, Д.Г.Передня, Имидж современной российской армии глазами молодежи /В.К Новиков; Д.Г. Передня// Социологические исследования - 2006. - №11. - С. 101


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1871. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.23 MB
  Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога).
1872. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С КЛИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ ПРЕЦИЗИОННОГО МАРКЕТИНГ- МЕНЕДЖМЕНТА 1.23 MB
  Маркетинг-менеджмент как основа интенсификации бизнеса. Проблемы управления маркетингом в условиях информатизации. Разработка принципов и структуры построения системы взаимосвязи предприятия с клиентами. Обеспечение сетевой поддержки системы, ориентированной на задачи управления клиентами. Оценка составляющих экономического эффекта от внедрения рекомендаций по системе взаимодействия с клиентами на основе использования современных информационных технологий.
1873. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс на уроках ОБЖ 14.17 KB
  Школьники по-разному осваивают новый материал – с неодинаковой скоростью и различными способами. У одних лучше развито слуховое восприятие, у других – зрительное, у третьих – кинестетическое и поэтому усваивание новых знаний происходит не одинаково.
1874. Планирование воспитательной работы классного руководителя 15.25 KB
  План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.
1875. Бути економним - вимога часу 15.31 KB
  Економічні науки досліджують читання, які стосуються усіх нас, без винятку, а тому усім нам потрібні економічні знання, адже бути економним – вимога часу.
1876. Воспитательное мероприятие по ликвидации опасного поведения 16.16 KB
  Довести до студентов сведения о неблагоприятных результатов опасного поведения.
1877. Воспитательные функции учителя как организатора учебного процесса 17.36 KB
  Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся.
1878. Организация учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству. Тематическое планирование 17.77 KB
  Знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству и составлением тематического плана. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.
1879. Урок-захід. Ми – олімпійці 18.04 KB
  Сприяти залученню школярів до систематичних занять фізичними вправами, гармонійному розвитку дітей, розвивати рухливість, спритність, швидкість, увагу, кмітливість;, виховувати почуття колективізму, співпереживання.