64593

Критика эмпиризма

Доклад

Логика и философия

Причины в опыте не наблюдаются в этом проблема эмпиризма. Проблема непосредственности. Проблема описания факта. Проблема интерпретации факта.

Русский

2014-07-08

16.63 KB

2 чел.

4. вариант второй. Критика эмпиризма.

Результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным.

Психика и сознание не наблюдаемы. Значит, это не научные понятия (бихевиоризм)

Дэвид Юм. Написал мальчишкой трактат о человеческом разуме, и поразил всю читающую публику (читать!). Кант пишет, что Юм разбудил его от догматического сна. Есть ли опытные основания у того, что если солнце всходило до того всегда, то оно взойдёт и завтра. Курица, которую хозяйка каждый раз утром кормит, когда хозяйка в очередной раз придёт, будет ждать еду, но однажды хозяйка придёт и свернёт ей шею. Утверждение о том, что произойдёт завтра, не является опытным утверждением. Утверждения о причинах не является опытным фактом. Причины в опыте не наблюдаются – в этом проблема эмпиризма. Приходим не к знаниям, а к вере в лучшем случае.

Субъективизм в науке неизбежен, его следует учитывать, а не скрывать. И, хотя учёный обязан стремится к объективности, субъективная составляющая научного знания должна адекватно отражаться в научных текстах. «Мы думаем» - это нечестно.

Проблема непосредственности. По Э.Маху, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как-то. Полани: научная теория по Маху – это просто суммирование опыта ради удобства. Её назначение – экономия времени и сил в процессе фиксации наблюдений. Она является наиболее экономичным средством приспособления мысли к фактам. Телефонный справочник тоже должен был бы подпасть под такое понимание науки.

Выбор конкретного факта для его научного описания не может быть предопределен фактом самим по себе.  То, что мы выбираем в качестве факта, основывается внеэмпирическими соображениями

Пример: открытия Рентгена, Беккереля, Флеминга 

Американский психолог Р.Баркер считает:

Психолог должен оказывать минимальное влияние на ситуацию и обеспечивать максимально полное описание всего происходящего и заносить все данные в архив. Для одного исследователя эти данные будут пустой породой, но зато окажутся золотом для другого.

Это страшная чушь. Рекомендация для золотоискателя: собирай всё, что ни попадя, даже если видишь, что порода пустая – авось кому-нибудь пригодится.

Регистрировать нужно не всё подряд, а то, что ты выбрал для регистрации. А если ты ничего не выбрал – то чем ты занимаешься? Эмпиризмом-идиотизмом.

Любой факт теоретически нагружен.

Что такое факт? Если непосредственно наблюдаемый факт противоречит наличной системе научного знания, то его непосредственная наблюдаемость или вообще отрицается, или ставится под сомнение до тех пор, пока не будет объяснена в рамках научного знания. Есть свидетельства, что … левитировал, люди держали его одежды за полы – но это не научный факт.

Проблема описания факта. В самих фактах не содержится информации о том, сколь подробно надо их описывать . Поэтому при изложении фактов не следует уделять места описанию деталей явления, которые не имеют ни теоретического, ни прагматического значения.

Проблема интерпретации факта. Всегда следует учитывать, что учёный осознаёт не сам по себе факт, а его интерпретацию. Мы видим то, что понимаем.

Проблема статистического описания.

Два теста полезависимости: «стержень-рама» и замаскированные фигуры. Измеряют ли они одно и то же? 17 независимых исследований:

<0,3 – 3 исследования
0,3-0,4 – 8 исследований
0,4-0,5 – 3 исследования
0,5-0,6 – 0 исследований
>0,6 – 3 исследования

Что такое p<0,01, r=0,3? Это значит, что с вероятностью 99% есть положительная корреляция.

0,3*0,3 = 0,09. 9% - взаимное влияние.
0,7 – это уже корреляция по ретестированию одного надёжного теста. Это очень маленькие значения.

Итак, мы одно и то же измерили? Да вообще непонятно! Это не имеет отношение к сути. Корреляция между ростом и весом 0,9, но это не одно и то же.

Это ничего не значит.

Усреднять может, когда имеем внеэмпирическое правило. Когда мы делаем статистическую обработку данных, мы вносим туда множество ниоткуда не взятых соображений. И этого не замечаем.

Из ста корреляций 5 будут статистически достоверные. Даже если получили десять, не знаем, какие из них настоящие.

Проблема эмпиризма. Иногда встречающееся в научной (в том числе психологической) литературе требование учесть все факторы, влияющие на результат исследования, - утопия.

Типичный вопрос, который стоит перед естественнонаучным (экспериментальным) исследованием, выглядит так: верна ли гипотеза, предполагаемая автором? Соответственно, ожидаемые ответы – "да" (точнее: "вероятно, что да") или "нет" ("скорее всего, нет"). Перед эмпирическим исследованием вопрос ставится иной: что получится, если измерить самые разнообразные аспекты данного явления? И нет никаких явных ожидаемых ответов. А поскольку, как говорят психологи, человек видит обычно только то, что ожидает, то, как правило, он и не видит ответа, кроме описания вороха полученных им данных. Беда эмпиризма в том, как заметил А.А. Любищев, что всякому описанию Монблана фактов противостоят Гималаи других фактов, с этим описанием не согласующихся38. Любую коллекцию можно каталогизировать самыми разными способами.

Опыт по-настоящему открыт только тем, кто знает, что он хочет в этом опыте найти. Эмпирические данные, накопленные вне явной связи с теоретическими конструкциями, порождают лишь тенденцию к разнородным, не сводимым друг к другу классификациям. Эти противоречащие конструкции и создают то эклектическое смешение, которое методологический анархизм объявляет принципиальным. Ибо ввиду отсутствия взаимосвязанных и непротиворечивых оснований классификации (а такие основания осознаются как. логически неизбежные только при естественнонаучном подходе) эклектика становится преобладающей. А уж как следствие, дабы избежать внутренних конфликтов и не соединять в одной голове несоединимое, многие школы (типичная позиция не только в психологии, но и, например, в социологии39) не желают идти на контакт с другими и упорно делают вид, что других подходов не существует. Такова в том числе цена эмпиризма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53903. Сума кутів трикутника 46.5 KB
  Мета: сформулювати та довести теорему про суму кутів трикутника ознайомити учнів з поняттям зовнішнього кута трикутника розвивати навички практичної діяльності з геометричними інструментами відпрацьовувати вміння логічно мислити робити висновки. Побудувати трикутник за даними кутами 1 ряд 2 ряд 3 ряд  А = 38 0...
53904. Суміжні і вертикальні кути 322 KB
  Замислюйся міркуй питання занотуй. Познач кути між кольоровими променями і променями АВ і АС. Чи є на цьому малюнку кути що утворюють розгорнутий кут Побудуй на око: а кут який має градусну міру більше 00 але менше 900; б кут рівний 900; в кут більший 900 але менший за 1800.
53905. Суміжні кути 82 KB
  Мета: засвоїти означення суміжних кутів; вивчити формулювання та доведення теореми про суму суміжних кутів а також наслідки із цієї теореми; розвивати увагу логічне мислення просторову уяву; виховувати охайність працьовитість. Обладнання: Моделі кутів карткизавдання. І так ви відгадали що країна в яку ми повинні вирушити складається з кутів. Наше завдання: 1 відшукати там невідомий для нас вид кутів; 2 довести що сума цих кутів дорівнює 180; 3 встановити наслідки цього доведення.
53906. Квадратні корені 548.5 KB
  Після уроку учні зможуть: застосовувати теоретичний матеріал про квадратні корені до вирішення вправ; навчитися усвідомленому застосуванню вивченого матеріалу під час вирішення завдань; набути навичок роботи в малих групах; набути навичок логічних міркувань; формування мотивації здорового способу життя Використані технології: інтерактивні технології: Мікрофон Робота в малих групах. Робота в малих групах. Учні об'єднуються в групи по 4 особи 1 і 2 3 і 4 парти згадують правила роботи в групах...
53907. Розвязування квадратичних нерівностей методом інтервалів 57 KB
  Мета: ознайомити учнів з розвязанням квадратичних нерівностей методом інтервалів; формування уміння розвязувати квадратичні нерівності методом інтервалів. Виховувати охайність під час виконання малюнка.
53908. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 208 KB
  Какое уравнение называют квадратным уравнение вида ах2bxc=0 где х переменная а bс числа причем а≠0 числа а bс называются коэффициентами квадратного уравнения; а первый коэффициент b второй коэффициент с свободный член Например: 2х24х8=0 Какое квадратное уравнение называется приведенным Приведенным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение в котором первый коэффициент равен 1 т. а=1 Например: х23х10=0 Какое квадратное уравнение называется неполным Неполным квадратным уравнением...
53909. Квадратні рівняння 207 KB
  Мета уроку: формувати уміння розвязувати квадратні рівняння. Квадратні рівняння простіших видів вавилонської математики вміли розвязувати ще 4 тис. Згодом розвязували їх також: в Китаї і Греції. Він показав як розвязувати при додатних а і bрівняння видів .
53910. Розвязування квадратних рівнянь 181 KB
  Тема: Розвязування квадратних рівнянь. Мета: Узагальнити способи розвязування квадратних рівнянь формувати вміння і навики досліджувати і розвязувати квадратні рівняння розвивати пізнавальний інтерес цікавість увагу память. Сьогодні предметом дослідження на уроці буде тема Розвязування квадратних рівнянь і застосування різних способівâ€. Чому стільки часу відводиться для вивчення цієї теми Тому що багато задач економіки фізики зводяться до розвязування квадратних рівнянь.
53911. Система роботи з підвищення кваліфікації вчителів 59 KB
  Корисно знайомитися з результатами новітніх досліджень в області викладання науки методичними прийомами роботи вивчати технічні засоби навчання заслуховувати доповіді та повідомлення вчителів про результати своєї діяльності. У процесі спостереження уроків бесід вони знайомляться з методами та прийомами роботи свого керівника спільно складають тематичні плани вивчають літературу з окремих питань взаємно відвідують уроки і ретельно аналізують їх відбираючи і закріплюючи все те цінне що сприяє ефективності роботи. Проблемні групи спільно...