6460

Отношение студентов к браку

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Отношение студентов к браку Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большинство молодых людей вступают в брак необдуманно. Некоторые молодые граждане принимают это решение не так серьезно и ответственно, насколь...

Русский

2013-01-04

27.36 KB

51 чел.

Отношение студентов к браку

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большинство молодых людей вступают в брак необдуманно.  Некоторые молодые граждане принимают это решение  не так серьезно и ответственно, насколько требует того сама жизнь. В результате многие  семьи, созданные по принципу - «авось получится», - как правило, получаются не крепкими, несчастливыми.  Такие браки в большинстве случаев приводят к разводу. Многие считают, что получив паспорт,  они становятся взрослыми и могут жить по своим  правилам и принципам, независимо от родителей.  Мы полагаем, что необходимо оказывать консультативную помощь молодым людям, проводить исследования по проблеме ранних вступлений в брак.

Никто не оспаривает тот факт, что семья для каждого человека - источник любви, преданности и поддержки. В ней закладываются основы нравственности духовности и терпимости. Здоровая и крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества. Именно в семье первоначально формируется самооценка, жизненные ценности и закладывается личностная значимость человека, его психологические и социальные особенности.

  Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества,  тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и воспроизводящая.

  Общеизвестны факты статистики, говорящие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов, как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Как  молодежь сегодня относится к браку, готовы ли молодые создать семью и что считают главным в ее существовании  -  на эти вопросы мы попыталась найти ответы в нашем  небольшом исследовании.

Безусловно, мы согласны с тем, что «семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [1, с.23]. А также с тем, что «брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень много.  В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка»[2, с.34]. 

 Мы изучили отношение к браку студентов Иркутского государственного технического университета, обучающихся на гуманитарных специальностях,  в количестве 50 человек. Возраст респондентов составлял от 18 лет до 21 года. На вопрос: «Как вы относитесь к браку?» -  «Положительно», -  ответили 46,6% респондентов,  «отрицательно», - ответили 11 0%, «пока не думал об этом» - 42,4% от числа опрошенных студентов.

Следующий вопрос: «Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?» -  46,6% респондентов считают,  что «да, это нормально вступать в брак во время учебы в ВУЗе»; а 43,3%  респондентов считают, что   считают, что брак мешает учебе в ВУЗе;  10,1% респондентов ответили, что не знают.

На следующий вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак?», - 100% респондентов считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак  - это 28 - 30 лет. Среднестатистическая девушка и молодой человек к этому возрасту заканчивает учебу в вузе или колледже, и именно тогда у них  может возникнуть потребность в создании семьи. Как нам стало известно, большинство студентов считают брак в раннем возрасте неприемлемым.

На вопрос: «Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?» практически все респонденты (99,3%) – сказали, что «отрицательно».

Интересный ответ получили на вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» 40% ответили, что в школе, 13,3% ответили, что еще не встретили. 26,6% ответили, что в детском саду. У незначительной части первая любовь встретилась в техникуме – 13,3%.  Можно отметить такой факт, что процесс социализации подростков не выходит за рамки допустимых норм.

А на вопрос: «Какая для вас  главная причина вступления в брак?», - 100% респондентов ответили, что причина - это любовь. Что любовь - это что-то прекрасное, но,  с другой стороны, она может принести и много горя и разочарования.

Вопрос: «Хотите ли вы вообще вступать в брак?» вызвал у респондентов  противоречивые ответы: 49,2 % сказали, что пока нет, но в будущем – может быть.  31% сказали, что обязательно вступят в брак, как только встретят свою любовь; не желают вступать в брак вообще - 19% от числа опрошенных.

Вопрос: «Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?» вызвал следующие ответы: 53 % сказали, что «да, имеет», не знают – 12%, «может быть» отметили 35 % респондентов.

На следующий вопрос: «Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?», - 65% респондентов ответили, что «муж», что «вместе» -27,6% респондентов; а 7,4% затруднились с ответом.

Современная молодежь считает, что главой семьи должен быть муж. Как утверждают психологи, семья представляет собой маленькое государство, где все должно быть подчинено строгой иерархии. А в идеале правитель – это представитель мужского пола, свободный, смелый, справедливый, умеющий постоять за себя и за тех, кто находится под его защитой. Только тогда семья будет развиваться правильно. Сегодня же в большинстве случаев все заботы в доме ложатся на плечи хрупких женщин.

Такой вопрос: «Кто в семье должен зарабатывать деньги?» вызвал следующие ответы: 80 % респондентов  сказали - «оба»; «муж» - 7%; «по обстоятельствам» - 5,6%; 7,4% - ответили, что знают; и никто не сказал, что «жена».

Казалось бы, ничего нет проще, чем ответ на этот вопрос: конечно же, мужчина. Ведь он – добытчик, кормилец и опора. Но так ли это сегодня? На самом ли деле только мужчина должен быть финансовым спонсором семьи? Практика показывает, что нет. Современная семья, на  взгляд, не есть   патриархальная семья. И если говорить о том, что происходит в современной семье с точки зрения финансового обеспечения, то какие только варианты не встречаются. Есть семьи, в которых зарабатывают только мужчины, а на женщинах остается быт и дети. Есть семьи, в которых зарабатывает только женщина, а мужчина водится с детьми и следит за домом.  

А на вопрос: «Из-за чего может распасться семья?» - ответили, что «скорее измена» - 42 % респондентов; «не сошлись характерами» - 33,3%; что «скучно» - 12,3%; «материальные проблемы» - 6,4% респондентов, «другое»- 6% отвечающих

Это исследование позволило нам установить, что у большинства опрошенных студентов  отношение к браку несколько легкомысленное, т.е. это проблема, которая сейчас не стоит остро. (Все опрошенные студенты были незамужними и холостыми). Но можно отметить тенденцию не очень серьезного отношения к этому институту. Сегодня молодые люди часто, вступая в брак,  думают: «не получится, разведусь». То есть, они не осознают всей той ответственности, которую они на себя берут. Именно из-за этого ранние браки непрочны в своем большинстве.

Последствиями ранних браков являются: увеличение числа разводов, ранняя беременность, пополнение рядов матерей-одиночек, материальная несостоятельность молодых людей, увеличение числа безработных из-за незаконченности образования и в конце концов, моральное разложение молодых людей, алкоголизм, наркомания, эпидемии социально опасных болезней.

Таким образом, мы можем  говорить о необходимости продуманной серьезной воспитательной работы со студентами, которая помогла бы им взглянуть на проблемы семьи и брака со взрослой точки зрения.

 

Список литературы:

1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 312 с.

2. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов  педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2000. – 198 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73396. ДОСЛІДЖЕННЯ АСОРТИМЕНТУ ДЕКОРАТИВНИХ РОСЛИН В ОЗЕЛЕНЕННІ М. ХАРКОВА 456 KB
  Вивчити елементи озеленення м. Харкова, створені з використанням клумбових декоративних рослин. Вивчити наявний асортимент клумбових рослин, та можливості його поповнення за рахунок рослин, які добре пристосовані до екологічних умов нашої території і доречні для вирощування в рокаріях...
73397. Differences in the articulation basis of English, Russian and Kazakh 157.01 KB
  Human speech is the result of highly complicated series of events. The formation of the concept takes place at the linguistic level that is in the brain of the speaker: this stage may be called psychological. The message formed within the brain is transmitted along the nervous system to the speech organs.
73398. Дослідження гетеро структури GaAs, AlGaAs, їх фізико-хімічні та оптичні параметри 800.6 KB
  Концентрація домішок у шарі може бути вище, ніж у підкладці, що забезпечує можливість одержання багатоомних шарів на низькоомних підкладках. Для проведення епітаксіального нарощування необхідно створити умови для конденсації атомів речовини, що осаджується, на поверхні підкладки.
73399. Організація радіаційного контролю виробничого персоналу на хлібопекарського виробництва у надзвичайних ситуаціях 96 KB
  Основними джерелами опромінення населення України як і в інших країнах світу є техногеннопідсилені діяльністю людини природні джерела. Середньорічна ефективна доза опромінення населення цими джерелами в Україні становить понад 6 мЗв.
73400. Информационно-коммуникативные технологии как средство расширения потенциального словаря учащихся на старшем этапе обучения в школе 118.41 KB
  Информационно-коммуникативные технологии как средство расширения потенциального словаря учащихся на уроках английского языка на старшем этапе обучения в школе. Повышение эффективности обучения школьников является одной из важнейших задач в методике преподавания...
73402. Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей 85.18 KB
  Томаса Манна справедливо называют мастером интеллектуальной прозы. Романы Манна продолжают заданную в мировой литературе традицию философского полифонического романа. Своими литературными учителями Томас Манн называет обожаемого и высоко оцениваемого им Гёте...
73403. Конфликт в организации: содержание и технология разрешения 219.18 KB
  Руководителям в своей работе приходится часто сталкиваться с конфликтами что ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на конфликты в организации.
73404. Методика пошуку і усунення пошкождень LCD-телевізора 491.34 KB
  Один з них створив на базі рідких кристалів термодатчик використовуючи їх виборчий відбивний ефект інший вивчав вплив електричного поля на нематичні кристали. Коли були вивчені рідкі речовини довгі молекули яких чутливі до електростатичного та електромагнітного поля...