64603

Защита конкуренции как деятельность государства. Конституционная обязанность государства по поддержке конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Задача государства состоит в том чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определить эффективные меры...

Русский

2014-07-08

21.5 KB

15 чел.

4) Защита конкуренции как деятельность государства. Конституционная обязанность гос-ва по поддержки конкуренции

Задача государства состоит в том, чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение, а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определить эффективные меры административного воздействия, как на непосредственных участников  рынка, так и органы государственной власти и местного самоуправления в тех случаях, когда эти органы предпринимают попытки к ограничению и устранению конкуренции. Вся эта деятельность государства обозначена одним термином – «защита конкуренции».

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольных органов относит выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по предупреждению и прекращению его нарушений и  привлечение к ответственности за такие нарушения.

Согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции. Однако уста-новление обязанности государства поддерживать конкуренцию — не самоцель, и данную обязанность следует рассматривать в контексте других положений Конституции РФ.

Так, согласно ст. 2 Конституции России, важнейшим принципом формирования конституционного строя является приоритет прав и свобод человека. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. К таким неотчуждаемым, непосредственно действующим правам и свободам в экономической сфере относится закрепленная в Конституции РФ свобода экономической деятельности (ст. 8, 34, 35). Этот принцип тесным образом связан со следу-ющими основополагающими конституционными правами и свободами:

— право свободно передвигаться, выбирать место пре- бывания и жительства (п. 1 ст. 27);

— право свободно искать, получать, передавать, произ- водить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29);

— право на объединение (п. 1 ст. 30);

— право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре- щенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

— право частной собственности (п. 1 ст. 35 и п. 1 ст. 36);

— право свободно распоряжаться своими способностя- ми к труду и выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37);

  •  свобода творчества (п. 1 ст. 44);
  •  — право на возмещение государством вреда, причинен- ного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Очевидно, что государство обязано не только провозгласить эти права, но и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако этого не достаточно. Учитывая, что эта свобода не является абсолютной,1 необходимо четко обозначить рамки (преде- лы) её осуществления. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены в Конституции РФ, исхо- дящей из того, что определенные действия хозяйствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться с целью защитить интересы других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55 Конституции РФ). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозволено все, кроме прямо запрещенного законом), то и преде- лы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов (например, запрет на осуществление недобросове- стной конкуренции и монополистической деятельности).

Анализ обозначенных конституционных норм и принципов позволяет заключить, что Конституция России рассматривает поддержку конкуренции в качестве двуединого правового явления. С одной стороны, это особая деятельность государства, а с другой — экономико-правовая гарантия реализации конституционного принципа свободы экономиче- ской деятельности в допускаемых законом границах.

С этой точки зрения, поддержка конкуренции представляет собой обязательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополис- тической деятельности и недобросовестной конкуренции, поскольку это предусмотрено в ст. 8 Конституции РФ. Данной обязанности государства и его уполномоченных орга- нов корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции, которое является элементом их правового статуса. Право предпринимателей на добросо- вестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других надлежащих субъектов. Разумеется, участвуя в конкуренции, её субъекты сами не должны выходить за рамки правового поля, то есть не должны совершать запрещенные законом деяния.

поддержка конкуренция как специальная государственная деятельность направлена на то, чтобы га- рантировать:

а) наличие добросовестной конкуренции;

б) пресечение монополистической деятельности и недоб- росовестной конкуренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49328. Возможности Hex-редакторов 843.76 KB
  Актуальность: в настоящее время hexредакторы используются в основном профессиональными программистами которые работают с языками низкого уровня. Hexредакторы вместе с дизассемблерами активно применяются хакерами для написания вирусов взлома программ и создания crck’ов. Понятие hexредактора Hexредактор англ.
49329. Цепи постоянного тока 136.43 KB
  Оглавление Цель курсовой работы Постановка задачи Расчет схемы Определение токов и напряжений в ветвях методом контурных токов Определение токов и напряжений в ветвях методом узловых потенциалов Баланс мощности Определение номинальных значений пассивных элементов цепи R LC Моделирование Список использованной литературы Целью курсовой работы является закрепление и...
49332. Синтезирование непрерывной системы управления с астатизмом второго порядка методом желаемой передаточной функции с заданными передаточной функцией объекта 303.87 KB
  Целью выполнения курсовой работы является применение теоретических положений теории управления для синтеза непрерывной системы управления методом желаемой передаточной функции...