64603

Защита конкуренции как деятельность государства. Конституционная обязанность государства по поддержке конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Задача государства состоит в том чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определить эффективные меры...

Русский

2014-07-08

21.5 KB

29 чел.

4) Защита конкуренции как деятельность государства. Конституционная обязанность гос-ва по поддержки конкуренции

Задача государства состоит в том, чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение, а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определить эффективные меры административного воздействия, как на непосредственных участников  рынка, так и органы государственной власти и местного самоуправления в тех случаях, когда эти органы предпринимают попытки к ограничению и устранению конкуренции. Вся эта деятельность государства обозначена одним термином – «защита конкуренции».

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольных органов относит выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по предупреждению и прекращению его нарушений и  привлечение к ответственности за такие нарушения.

Согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции. Однако уста-новление обязанности государства поддерживать конкуренцию — не самоцель, и данную обязанность следует рассматривать в контексте других положений Конституции РФ.

Так, согласно ст. 2 Конституции России, важнейшим принципом формирования конституционного строя является приоритет прав и свобод человека. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. К таким неотчуждаемым, непосредственно действующим правам и свободам в экономической сфере относится закрепленная в Конституции РФ свобода экономической деятельности (ст. 8, 34, 35). Этот принцип тесным образом связан со следу-ющими основополагающими конституционными правами и свободами:

— право свободно передвигаться, выбирать место пре- бывания и жительства (п. 1 ст. 27);

— право свободно искать, получать, передавать, произ- водить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29);

— право на объединение (п. 1 ст. 30);

— право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре- щенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

— право частной собственности (п. 1 ст. 35 и п. 1 ст. 36);

— право свободно распоряжаться своими способностя- ми к труду и выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37);

  •  свобода творчества (п. 1 ст. 44);
  •  — право на возмещение государством вреда, причинен- ного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Очевидно, что государство обязано не только провозгласить эти права, но и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако этого не достаточно. Учитывая, что эта свобода не является абсолютной,1 необходимо четко обозначить рамки (преде- лы) её осуществления. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены в Конституции РФ, исхо- дящей из того, что определенные действия хозяйствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться с целью защитить интересы других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55 Конституции РФ). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозволено все, кроме прямо запрещенного законом), то и преде- лы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов (например, запрет на осуществление недобросове- стной конкуренции и монополистической деятельности).

Анализ обозначенных конституционных норм и принципов позволяет заключить, что Конституция России рассматривает поддержку конкуренции в качестве двуединого правового явления. С одной стороны, это особая деятельность государства, а с другой — экономико-правовая гарантия реализации конституционного принципа свободы экономиче- ской деятельности в допускаемых законом границах.

С этой точки зрения, поддержка конкуренции представляет собой обязательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополис- тической деятельности и недобросовестной конкуренции, поскольку это предусмотрено в ст. 8 Конституции РФ. Данной обязанности государства и его уполномоченных орга- нов корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции, которое является элементом их правового статуса. Право предпринимателей на добросо- вестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других надлежащих субъектов. Разумеется, участвуя в конкуренции, её субъекты сами не должны выходить за рамки правового поля, то есть не должны совершать запрещенные законом деяния.

поддержка конкуренция как специальная государственная деятельность направлена на то, чтобы га- рантировать:

а) наличие добросовестной конкуренции;

б) пресечение монополистической деятельности и недоб- росовестной конкуренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41247. ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ТА УПРАВЛІННЯ В ГАЛУЗІ ЕКОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ 63.5 KB
  Органи державного управління в галузі екологічної експертизи Державне управління в галузі екологічної експертизи здійснюють Кабінет Міністрів України Уряд Автономної Республіки Крим місцеві Ради народних депутатів органи виконавчої влади на місцях Міністерство охорони навколишнього природного середовища та ядерної безпеки України як спеціально уповноважений орган у цій галузі і його органи на місцях а також органи та установи Міністерства охорони здоров'я...
41249. Учет запасов за МСФО 212 KB
  Признание и первоначальная оценка запасов. Общий подход к учету запасов и требования по раскрытию информации о них в финансовой отчетности приведены в МСБУ 2 Запасы. МСБУ 2 также не применяется к оценке запасов удерживаемых: а производителями продукции сельского хозяйства и лесничества сельскохозяйственной продукции после сбора урожая полезных ископаемых и минеральных продуктов в случае когда они оцениваются по чистой стоимости реализации согласно практике существующей в определенных отраслях; б продавцамипосредниками товаров...
41250. Технология литья по выплавляемым моделям. Составляющие литейного модельного комплекта 203 KB
  Литейное производство – отрасль машиностроения, занимающаяся изготовлением фасонных заготовок или деталей путем заливки расплавленного металла в специальную форму, полость которой имеет конфигурацию заготовки (детали).
41251. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕННЯ ЕКОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ 71 KB
  Процедура проведення екологічної експертизи передбачає: перевірку наявності та повноти необхідних матеріалів іреквізитів на об'єкти екологічної експертизи та створення екологоекспертних комісій груп відповідно до вимог законодавствапідготовча стадія; аналітичне опрацювання матеріалів екологічної експертизи вразі необхідності натурні обстеження і проведення на їх основіпорівняльного аналізу і часткових оцінок ступеня екологічної безпеки достатності та ефективності екологічних...
41253. Формне обладнання для виготовлення форм спеціальних видів друку 66.5 KB
  Пневматична установка для натягування трафаретної тканини. Механічні установки для натягування трафаретної тканини. На поверхню ситової тканини наносять фотополімерний прошарок який є основою пробільних елементів. Таким чином для виготовлення трафаретної форми необхідно виконати такі технологічні операції: натягування ситової тканини на трафаретну раму; нанесення емульсійного прошарку на поверхню ситової тканини; експонування ситової трафаретної рами; проявлення промивання і сушка ситової тканини трафаретної рами.
41254. Загальні положення об’ємного (титриметричного) аналізу 70.5 KB
  Класифікація методів обємного аналізу за способом титрування Точність титрування Визначення нормальності робочих титрованих розчинів Обчислення в обємному методі аналізу Сутність і особливості обємного аналізу. Цей процес називають титруванням. Проте необхідно мати на увазі деякі обмеження можливості застосування обємного аналізу: 1 взаємодія повинна іти в певних стехіометричних співвідношеннях; 2 реакції повинні іти швидко інакше титрування здійснювати важко а іноді неможливо. На цій основі обємні методи поділяються на...
41255. Визначення концентрації іонів водню в розчинах кислот, основ і солей. Буферні розчини 95.5 KB
  Так для 003н розчинуHCl знаходимо pН= . Слабкі кислоти Для кислоти складу НА константа дисоціації дорівнює але Cкисл =[HА] і [H]= [А] тому Зручно користовуватися величиною рКкисл= lg Ккисл Приклад: Багатоосновні кислоти Розглядаємо константи ступінчатої дисоціації наприклад вугільної карбонатної кислоти: Н2СО3 Н НСО3 НСО3 Н СО32 рК1=65 рК2=102 Отже друга константа дисоціації в 5000 раз менша першої тому друга ступінь дисоціації не має практичного впливу на величину...