6461

Сорокин и проблема альтруистической любви

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

П. Сорокин и проблема альтруистической любви П.А. Сорокин в его четырехтомной монографии Социальная и культурная динамика сформулировал идеи интегрализма как основы грядущего общественного строя. Развивая свои идеи о будущем цивилизаций, он пришел...

Русский

2013-06-06

27 KB

4 чел.

П. Сорокин и проблема альтруистической любви

П.А. Сорокин в его четырехтомной монографии «Социальная и культурная динамика» сформулировал идеи интегрализма как основы грядущего общественного строя. Развивая свои идеи о будущем цивилизаций, он пришел к выводу, что будущее не за капитализмом и не за коммунизмом, а за принципиально новым строем, который станет интегральным типом общества. В утверждении такого общества главное место Сорокин отводил не конкуренции и борьбе, а сотрудничеству и альтруистической любви. «Именно великая энергия альтруистической любви – источник прогресса общества, воспитания детей в духе доброты и творчества, зарождения и возвышения мировых религий»,- полагал ученый.

Сорокин заложил основы нового мировоззрения, нового взгляда на мир, на его сущность, закономерности его развития, закономерности флуктуаций, то есть циклов, которые происходят в социальной и культурной области. Он понимал социально-культурную область широко: это не только сфера науки, образования, культуры, этики, религии, но он сюда включает и экономику, и изобретения, и технологию, и войны и т.д.

В своей известной книге «Главные тенденции нашего времени» Сорокин подробно рассматривает волнующую его тему «неэгоистической любви» и альтруизма. Сфера альтруистической любви является для него одним из важнейших объектов изучения. В доказательство важности изучаемого предмета Сорокин приводит опровержения ряду человеческих предрассудков: люди пытаются применять рецепты, с помощью которых хотят предотвратить конфликты только средствами политики, образования, религиозного осуждения, экономики, либо только военными средствами [1; 244]. Например, существует такая точка зрения, что демократическая форма правления обеспечит длительный мир и социальный порядок. Тем не менее, проведённые исследования преступности показали, что демократические режимы едва ли отличались от автократических меньшей степенью воинственности, беспорядков и распространения преступности [1; 244-245]. Более того, и образование в его современной форме никогда не было панацеей от международных войн, гражданских раздоров и преступлений. Наоборот, в XX столетии они достигли ни с чем не сравнимого уровня, тем самым, превратив это столетие – самое научное и самое образованное из двадцати пяти прошедших веков греко-римской и западно-европейской истории – и в самое кровавое из них. Религия также не является единственно возможным средством обеспечения мира, так как от нагорных проповедей «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» или «кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» низменных поступков людей меньше не стало. Источником мира не является, по мнению русско-американского социолога, также и различные формы организации экономики (коммунистическая, социалистическая, капиталистическая), так как все они пытались решать проблемы исключительно военными методами, вели политику «мира посредством войны». Но с каждой новой войной изобретались всё более смертоносные средства, от которых масштаб, разрушительность и потери лишь возрастали [1; 246-248]. Таким образом, Сорокин приходит к выводу, что без увеличения «производства, накопления и распространения неэгоистической любви, никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого универсума [1; 248].

Сорокин обращает наш взгляд на то, что необходимо совершенствовать производство любви. По его мнению, в решении этой задачи смогут помочь следующие шаги: во-первых, увеличение числа творческих героев любви. Примерами таких героев у Сорокина являются Будда, Иисус. Св. Франциск Ассизский и Ганди – эффект их жизни был безграничным для производства любви. В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллионов, проникала в социальные институты и культуры и обеспечивала необходимый минимум солидарности в группах. После своей смерти Будда и Иисус излучали, возможно, даже больше энергии любви, чем при жизни. Следовательно, энергия любви также вечна, как и любая другая форма энергии. Такие герои появляются в разные исторические периоды, у них разный облик, но их истинная функция остаётся той же самой: они действуют как энергетические установки, производящие энергию любви для человечества [1; 304]. Во-вторых, увеличение производства любви обыкновенными людьми (а также социальными группами и институтами). Сорокин уверен в том, что если бы множество простых смертных воздержались от убийства других людей, если бы им удалось сократить свою ненависть и удвоить добрые дела, то это чрезвычайно расширило бы выработку любви, и это было бы вполне достаточным для предотвращения новых катастрофических войн и приблизило бы человечество к социальной гармонии [1; 305-306]. В-третьих, увеличение производства любви с помощью всеобщей культуры. Если мы хотим повысить эффективность производства любви человечеством, то все главные культурные системы должны быть перестроены, чтобы излучать только позитивный свет любви и приостанавливать производство негативных излучений ненависти [1; 308-309].

Хранение любовной энергии в социальных институтах и в культуре будет достигнуто благодаря проникновению в культурные системы и институты благодати энергии любви. Созданные и реорганизованные в согласии с принципами любви, культурные системы и социальные институты станут множеством гигантских энергетических систем, непрерывно производящих любовь, сохраняющих её и излучающих на все человеческие существа. Самым мягким и в то же время самым эффективным путём любовь, излучаемая культурными и социальными институтами будет создавать постоянную атмосферу, питающую все человеческие существа от рождения до смерти [1; 310].

Совокупная величина любви, накопленная в индивидах, институтах и культуре, может быть достаточной для практических целей человечества:

а) для предотвращения и исключения преступлений, революций, войн и всего того, в основе чего лежит ненависть, зависть и несчастье;

б) для поддержания и роста творческой активности человека;

в) для уменьшения и, в конечном счёте, исключения худших форм страдания, несчастья, одиночества, болезни и преждевременной смерти;

г) для обеспечения каждому целостного мира дружественного, тёплого и одухотворённого космоса [1; 311].

Любовь-энергия может быть направлена также к тем группам и лицам, которые наиболее в ней нуждаются в данный момент. Удар, наносимый индивиду каким-либо трагическим событием, лучше всего может быть смягчён сильной любовью, сфокусированной на нём его ближайшими друзьями, соседями или другими большими группами людей. Лицо или группа, которые страдают болезнью ненависти, душевной депрессией, стремление к самоубийству зачастую могут быть излечены концентрацией на них любви, которая понимает, прощает и лечит [1; 312]. И, как отмечал и сам социолог, проблема производства, накопления и распределения любви вовсе не утопична, а вполне реальна.

Прошедшие десятилетия, крупные перемены на рубеже нового тысячелетия подтвердили истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина. Всё более широкое признание встречает его исходное положение о том, что корень основных перемен в обществе следует искать в человеке, в изменении его духовной сферы  [8; 12].

Внимание к этой проблеме явилось логическим результатом изучения характера современного кризиса, его причин, следствий и средств преодоления. А тот факт, что в повседневной жизни не редко любовь применяется для прекращения или ослабления агрессии, натолкнул его на мысль о необходимости увеличения любви в поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, институтах и культуре в целом, и только так можно достичь мира.

Список литературы

  1.  Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. - М.: Наука, 1997., – С.244-312.
  2.  Яковец Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина // Социологические исследования - 1999.- №6. - С. 12.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38230. Глобализация конкуренции и конкурентные преимущества стран 39.08 KB
  Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какойлибо отрасли это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги предлагаемые этой отраслью. Взаимосвязанные отрасли Для многих отраслей самым главным ресурсом остается наличие связанных и вспомогательных отраслей. Стратегия структура и соперничество фирм Еще одним важным детерминантом определяющим конкурентоспособность отрасли является тот факт что фирма создается организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке.
38231. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы 111 KB
  Сущность и эволюция маркетинга. Изучение маркетинга позволяет сделать максимально правильный выбор целевого рынка. Самой главной целью маркетинга является: поставить производимый товар или услугу вне конкуренции. Без маркетинга работа предприятия практически невозможна.
38232. Теория маркетинга. Сбытовая политика предприятия 394.5 KB
  Рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Анализ маркетинговой среды: определение ёмкости рынка прогнозирование величины спроса проведение маркетинговых исследований выбор целевого сегмента и определение его профиля позиционирование товара и фирмы в целом. Разработка товарной политики: разработка новых товаров управление товарным ассортиментом разработка дизайна и качественных характеристик товара разработка упаковки и товарной марки определение комплекса дополнительных услуг. Применяется когда реальные...
38233. Организация маркетинга на предприятии, организационный механизм 62.5 KB
  Организационный механизм маркетинговое подразделение предприятия а управленческий разрабатываемый им план маркетинга который является составной частью бизнес-плана. Функциональная служба маркетинга включает в себя отделы где сотрудники специализируются на выполнении одной определённой функции маркетинга. Товарная служба маркетинга характеризуется те что служба состоит из отдела которая осуществляет деятельность по определённому товару группе товаров.
38234. Анализ маркетинговой среды 109.5 KB
  Видовые конкуренты это прочие разновидности того же товара способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Конкуренты марки это разные марки одного и того же товара способные удовлетворить его желание. В данном случае разновидностями товара будут трех пяти и десятискоростные велосипеды. расположите по определённым характеристикам характеристики товара при его покупке.
38235. Товарная политика предприятия 82 KB
  Товары в зависимости от цели покупки и категории покупателя разделяют на потребительские и промышленные. Потребительские товары товары которые покупаются физическими лицами для личного некоммерческого потребления. Товары произведенотехнического назначения промышленные товары которые приобретаются предприятиями и организациями для промышленного потребления т. Потребительские товары делятся на группы виды в зависимости от покупательского поведения при их покупке: 1.
38236. Экономическая теория, ответы к экзамену 424.5 KB
  Можно сказать что экономическая наука явилась теоретическим отражением сути капитализма противоречивых явлений жизни людей разделенных на классы когда торжество идей свободы равенства и братства сочеталось с бременем наемного труда. В начальный период возникновения рынка они преимущественно приравнивали друг к другу результаты своего труда продукты созданные их руками или непосредственно полученные у природы и по праву им принадлежащие. В этих условиях основой соизмерения определяющей величину стоимости ценности этих вещей...
38237. Ценовая политика предприятия 68.5 KB
  На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы которые можно разделить на внутренние и внешние. Здесь определяют нижнюю границу цены. Спрос определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса. Расчёт дуговой эластичности Ер Q объёмы продаж P цена ΔQ изменение спроса ΔP изменение цены ΔQ = Q2 Q1 Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом а именно: указывает на прямую зависимость а...
38238. Сбытовая политика предприятия 59 KB
  Каналы распределения Сбытовая деятельность совокупность операций связанных с реализацией товаров: выбор посредников налаживание контактов с покупателем управление сбытовыми запасами транспортировка товаров заключение договоров на реализацию. Сбытовые агенты лица представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров. Последние занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии и получают вознаграждение от продавцов и покупателей. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех...