64618

Правовые основы денежного обращения в России

Курсовая

Деньги и денежные системы

Цель работы изучить денежно-кредитное регулирование в России. Задачи данной работы: раскрыть понятие денежной системы; рассмотреть правовые основы денежного обращения в России.

Русский

2014-07-08

47.33 KB

20 чел.

 Содержание:

Введение

Глава 1. Понятие денежной системы

1.1. Денежная система и её элементы

1.2. Правовые основы денежной системы

Глава 2. Правовые основы денежного обращения в России

2.1. Правовые основы обращения наличных денег

2.2. Правовые основы безналичного денежного обращения

2.3. Правила ведения кассовых операций

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Данная тема комплексной курсовой работы является актуальной, в связи с тем, что эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система -- это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

Цель работы - изучить денежно-кредитное регулирование в России.

Задачи данной работы:

- раскрыть понятие денежной системы;

- рассмотреть правовые основы денежного обращения в России.


Глава 1. Понятие денежной системы

1.1. Денежная система и её элементы

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. Они возникли много тысяч лет назад стихийно в процессе развития и разрешения противоречий товара на основе общественного разделения труда. К основным функциям денег относятся, как известно, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при обмене товар -- деньги -- товар (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа), в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации) и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). Иногда выделяют и другие функции денег.

Исследователи считают, что в XVI--XVII вв. уже сложились денежные системы. Хотя первые золотые монеты (т.е. фактически настоящие деньги) появились в Лидийском государстве около 550 лет до н.э. В России денежная система была создана в 1534-- 1538 гг. в период регентства матери Ивана Грозного -- Елены Глинской. Основной денежной единицей стал рубль (68 г серебра), состоящий из 100 копеек (вес одной копейки -- 0,68 г серебра). Одна копейка равнялась двум деньгам по 0,34 г или четырем полушкам по 0,17 г серебра. Первый же рубль в России появился в Новгороде в XIII в. Название «рубль» связывают с «рублевой гривенкой», которая изготавливалась -- «рубилась» от узкого слитка серебра на части -- гривны. Эти гривны и назвались рублевыми, или рублями.

Таким образом, в ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система -- это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.

Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная, система государства отражает состояние его экономики.

Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах:

в форме обращения наличных, денег;

в форме безналичных денежных расчетов.

Наличные деньги обслуживают, как правило, отношения:

государства с гражданами;

работодателей с их работниками.

Безналичные денежные расчеты применяются, как правило, между:

юридическими лицами;

юридическими лицами и государством.

Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно и денежного обращения, как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, Обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы.

В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты и монеты и т.п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги), т.е. по принципу «из рук в руки».

Во втором случае (при безналичном денежном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление их на банковский счет другому субъекту, т.е. совершаются денежные операции, при которых наличные денежные знаки отсутствуют.

Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако если сравнивать объемы наличного и безналичного оборота денег, то естественно, последние имеют преобладающий вес (как правило, около 85% -- составляют именно безналичные платежи).

В России денежная система включает:

официальную денежную единицу;

порядок эмиссии наличных денег;

организацию и регулирование денежного обращения.

Рассмотрим каждый из элементов денежной системы РФ.

Первым и основным элементом денежной системы РФ является официальная денежная единица, т.е. установленная правовыми нормами система денежных знаков, применяемых в государстве.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т.е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством и вводящихся самовольно.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Банком России.

Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег.

Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепляются «эксклюзивные» права Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных» денег. Указанные действия в соответствии с российским законодательством являются противозаконными, как и выпуск каких-либо знаков оплаты или средств платежа, выполняющих функцию денег, любыми иными субъектами (юридическими и физическими лицами).

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», наличные деньги в настоящее время выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации.

До 90-х гг. российское законодательство предусматривало следующие виды денежных знаков:

банковские билеты (10 руб. и выше);

казначейские билеты (1руб., 3-руб., 5 руб.);

металлическая монета (1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп, 15 коп., 20 коп., 50 коп.).

25 сентября 1992 г. был принят Закон РФ «О денежной системе Российской Федерации», в соответствии с которым на территории РФ стали действовать только два вида денежных знаков: банковские билеты -- банкноты и металлическая монета.

С введением этой системы денежных знаков было отменено золотое содержание рубля -- т.е. фиксированное количество золота в денежной единице страны. До этого 1 руб. приравнивался к 0,987417 г золота. С введением указанного Закона на нормативном правовом уровне было закреплено, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в РФ не устанавливается.

В 1995 г. Закон РФ «О денежной системе Российской Федерации» утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995г. Однако, все основные положения Закона «О денежной системе Российской Федерации» были восприняты указанным Федеральным законом. В настоящее время финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5, 10, 50, 500, 1000 руб., а также монеты достоинством от 1 коп. до 10 руб.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.

Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации2.

На Банк России возлагаются:

1) прогнозирование и организация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России.

1.2. Правовые основы денежной системы

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации.

Указанные конституционные основы являются и основой финансово-правового регулирования денежной системы. Естественно, денежная система, учитывая многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере ее организации и обращения, является объектом правового регулирования одновременно нескольких отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Однако базисными в данной сфере регулирования являются нормы финансового права, поскольку именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т.п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, поэтому они наиболее тесно связаны с государственными интересами и социально-экономическими интересами общества.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики.

Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п. достигается ее эффективное функционирование.

К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится в настоящее время Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того указанные отношения регулируются нормами Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера также закреплен в ГК РФ. Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объекта гражданских прав, отнесенного гражданским законодательством к движимому имуществу, а следовательно, являющегося самостоятельным объектом права собственности (ст. 128,140 ПС РФ).

Нормы административного права призваны регулировать отношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 - за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Уголовное право регулирует отношения уголовной ответственности за совершение таких преступлений в сфере денежной системы, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ).

Особое значение среди норм, регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации.

Банк России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Важно заметить, что, в соответствии с законодательством РФ, Банк России осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти. Это означает, что вмешательство других государственных органов в самостоятельную оперативную деятельность Банка России по реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивости рубля недопустимо.

Этому, в свою очередь, способствует закрепленное за Банком России право регулировать объем находящейся в обращении денежной массы, от чего зависит возможность поддержания покупательной способности рубля. Кроме того, обеспечение устойчивости рубля достигается Банком России посредством регулирования учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов /для коммерческих банков и установлением в них норматива обязательных резервов. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России может устанавливать ориентиры роста (т.е. ориентировочные цифры) одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Одним из способов обеспечения курса рубля, применяемого Банком России, является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя для этого свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т.е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля, как указывалось, является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр. Этому способствует также выпуск наличных денег (банкнот и монет), обладающих средствами защиты, т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки (фальшивомонетничества).


Глава 2. Правовые основы денежного обращения в России

2.1. Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется Банком России.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии» т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя при этом с Правительством РФ;

3) обладает эмиссионной функцией, т.е. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России:

определяет порядок ведения кассовых операций;

организует изготовление банкнот и монеты;

устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

определяет признаки платежности денежных знаков;

регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ, в соответствии со ст. 34 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций.

Расчеты между физическими лицами, физическими и юридическими лицами в РФ не ограничиваются.

Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подлежат ограничению. Так, 14 ноября 2001 г. Банком России принято Указание № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской федерации между юридическими лицами по одной сделке», в соответствии с которым в РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

2.2. Правовые основы безналичного денежного обращения

Платежи на территории России осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичных расчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась значительно позднее первой. Ее становление и развитие напрямую связано с развитием хозяйственного оборота в государстве, возникновением и функционированием банков и иных кредитных организаций. Исследователями установлено, что раньше чем в других странах безналичные расчеты (посредством векселей и чеков) получили распространение в Великобритании. Здесь уже в 1775 г. функционировали первые специальные межбанковские организации (клиринговые палаты), осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам посредством взаимозачета, т.е. зачета взаимных требований нескольких субъектов.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п. Следовательно, от эффективно организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства.

Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»

Банк России, в соответствии со ст. 80 указанного Закона, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем

в РФ Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, -- платежных поручений, векселей, чеков и других -- утверждаются Банком России.

В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также производятся в безналичном порядке.

Производятся безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения -- расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществляются на основе межбанковских соглашений по корреспондентским счетам банков.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронных платежных документов:

распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Формы безналичных расчётов установлены ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом к ним помимо расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.

Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Банком России устанавливаются содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения ст. 866 ГК РФ предусмотрена ответственность банка.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк -- эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива (ст. 868 ГК РФ). Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств (ст. 869 ГК РФ). По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре. При этом аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

В соответствии со ст. 870 ГК РФ для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий бани документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится. За нарушение условий аккредитива установлена ответственность банка (ст. 872 ГК РФ). Так, в случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк.

При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК РФ). Таким образом, расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее -- исполняющий банк).

Расчёты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Как отмечалось, инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков 6 бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям ив размере, которые предусмотрены главой 25 ГКРФ.

Расчеты чеками осуществляются в соответствии со ст. 877 ГК РФ.

Чек -- это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем-- юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; плательщиком -- банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Таким образом, в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Порядок и условия, использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями, которые могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемое спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

Банком России, в соответствии с его полномочиями до регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, действующее в настоящее время с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 6 ноября 2001г.

Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и (иди) Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Необходимо заметить, что указанным Положением установлено, что формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

Положением урегулированы вопросы, касающиеся расчетных документов, а также порядка их заполнения, представления, отзыва и возврата. В частности, подробно урегулирована распространенная на практике форма безналичных расчетов платежные требования.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Указанная форма применяется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

В связи с реализацией указанной формы безналичных расчетов возникает расчетное правоотношение. Обязательными участниками (субъектами) правоотношений в сфере безналичных расчетов в данном случае являются: 1) плательщики; 2) получатели средств (взыскатели); 3) обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Следующая форма безналичных расчетов реализуется посредством применения векселей.

В соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1997 г. «О простом и переводном векселе» безналичные расчеты в РФ могут осуществляться и как с, так и без участия кредитных организаций посредством векселей -- ценных бумаг, удостоверяющих ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю) (ст. 815 ГК РФ). Расчеты с помощью векселей следует рассматривать как самостоятельную форму безналичного денежного обращения.

Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности безналичного денежного обращения можно рассматривать и кредитные карточки банков. Посредством банковских карточек, осуществляется большинство расчетов в зарубежных странах. В настоящее время они применяются и в нашей стране. Указанная карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. Кредитные карточки банков используются для покупки товаров с использованием кредитной линии (кредитовые карточки), которая используется автоматически при покупке товаров в пределах установленного банком лимита, либо для покупки товара с расчетом через электронные устройства (терминалы), когда деньги списываются со счета владельца карточки в банке (дебитовые карточки). Кроме того, указанные карточки могут быть использованы владельцем банковского счета и для получения денег в банковских автоматах -- автоматических устройствах, позволяющих получать деньги без посредника (оператора) в любое удобное время в пределах остатка средств на счете. Несмотря на то, что какого-либо единого нормативного акта, регулирующего порядок применения пластиковых карточек банков, до настоящего времени в РФ не принято, указанная форма безналичных расчетов получает все большее распространение. Причем, как отмечают исследователи и экономисты, в России применяются не только отечественные карточки (СТБ-Кард, Мост-кард и проч.)» но и карточки международных систем (ВИЗА, Америкен экспресс, Еврокард -- Мастеркард и др.). Это свидетельствует о необходимости урегулирования данной разновидности безналичного денежного обращения в РФ на законодательном уровне.

2.3. Правила ведения кассовых операций

Кассовые операции -- совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.

Законодательством установлены различия в ведении кассовых операций в зависимости от субъектного состава. Так, установлены особенности осуществления кассовых операций:

банками и другими кредитными организациями;

предприятиями, учреждениями и иными организациями;

предприятиями и другими организациями по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.

Источниками правового регулирования порядка ведения кассовых операций являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативным правовым актам Банка России, так как регулирование кассовых операций отнесено к его основным функциям Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Указанные нормативные акты в соответствии со ст. 7 данного Закона являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц.

Важно заметить, что основные, наиболее общие положения, касающиеся порядка ведения кассовых операций на территории РФ, первоначально получили закрепление еще в 1992 г. в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. Указанным нормативным актом были установлены единые для всех предприятий, организаций и учреждений (включая организации торговли) (независимо от их организационно-правовой формы правомочия в сфере кассовых операций.

Все указанные субъекты: во-первых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; во-вторых, должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; в-третьих, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; в-четвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; в-пятых, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только в строго определенных случаях.

Для предприятий, организаций и учреждений (включая организации торговли), имеющих постоянную денежную выручку и осуществляющих расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), установлен запрет задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

Банк России своим Письмом № 18 от 4 октября 1993 г., в редакции от 26 февраля 1996 г. утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Указанным нормативным актом Банка России осуществлена детальная регламентация ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями (далее -- предприятиями) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В соответствии с указанным Порядком установлено, что все предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, которые устанавливаются банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут пересматриваться. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, -- до пяти дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Указанным Порядком ведения кассовых операций в РФ подробно регламентированы правила приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых документов. Так, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документом (платежным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.

Особо урегулированы в Порядке ведения кассовых операций в РФ ведение кассовой книги и хранение денег.

Каждое предприятие имеет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью. В ней предприятия учитывают все поступления и выдачи наличных денег. Все записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изолированное Помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Порядком ведения кассовых операций установлены требования защиты, предъявляемые к техническому оборудованию помещения кассы. Так установлено, что помещение кассы должно быть изолировано. Установлены также единые требования по технической укрепленности оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Важное значение для надлежащего ведения кассовых операций имеет установленное Банком России правило о проведении ревизии кассы и об осуществлении контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

Так, в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Банком России закрепляется примерная форма акта ревизии наличия денежных средств.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности.

Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Для субъектов, получающих от населения деньги за оказываемые услуги, работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций. Указанный порядок прежде всего связан с обязательным использованием контрольно-кассовых машин.

Следует отметить, что данный вопрос получил закрепление в законодательной форме еще в 1993 г. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июля 1993 г. в настоящее время действует в редакции от 30 декабря 2001 г. Отметим, что указанный Закон действует не только в новой редакции, но в него были также внесены изменения постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-п и определением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. № 29-О.

Законом установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Указанные предприятия обязаны:

1) регистрировать контрольно-кассовые машины;

2) использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением;

3) выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

4) обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

Однако из этого правила установлены исключения. Так, Правительство РФ, по согласованию с высшим законодательным органом РФ, утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых, машин.

Контрольно-кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях -- изготовителях контрольно-кассовых машин.

Информация о моделях таких машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати.

При этом налоговые органы обязаны: регистрировать контрольно-кассовые машины; осуществлять контроль за соблюдением правил их использования, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; проводить проверки правильности выдачи чеков.

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин с 1 июля 2002 г. регулируется ст. 14.5 КоАП. Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются, начиная с 2002 г., следующим образом: 20% -- в федеральный; 80% -- в местный бюджет.

Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федераций», утвержденным указанием Банка России от 25 марта 1997 г., в редакции от 23 апреля 2001 г.

Этим Положением устанавливается порядок совершения кассовых операций, а также инкасации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории РФ.

Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, обязаны создать кассовый узел, оборудованный в соответствии с разработанными Банком России Требованиями к устройству и технической укрепленности кассового узла в здании кредитной организации.

В целях обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, предприятий, учреждении независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных, денег в операционной кассе на конец дня. Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается учреждением Банка России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.


Заключение

Итак, сделаем следующие выводы о том, что деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа.

Денежная система -- это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации.

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется Банком России.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии» т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Платежи на территории России осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичных расчетов.

Кассовые операции -- совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.


Список используемой литературы:

1. Мальцев В.А. Налоговое право: Уч. - М: Академия, 2004

2. Бюджетный кодекс РФ.- М.:Юрайт - Издат,2007

3. Налоговый кодекс РФ: Ч.1,2. - М: Юрайт-Издат, 2007

4. Финансовое право: Уч./Отв.ред. О.Н.Горбунова. - М: Юрист, 2005

5. Финансовое право: Уч.пос./Под ред. Косаренко Н.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2004

6. Финансовое право: Уч.пос./Под ред. М.М. Рассолова. - М: Юнити-Дана, 2006

7. Финансовое право: Уч./Отв.ред. Н.И. Химичёва. - М: Юрист, 2007


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28079. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 5.58 KB
  Субъекты экологического права. Объект экологического правонарушения – общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Непосредственный объект экологического правонарушения – общественные отношения в той или иной определенной области природопользования. Объективная сторона экологического правонарушения – противоправное деяние которое выражается в действии или бездействии.
28081. Глобальный экологический кризис и причины возникновения экологического права 2.57 KB
  Глобальный экологический кризис и причины возникновения экологического права. Для возникновения самостоятельной отрасли права необходимы три условия: Государственный и общественный интерес к этой отрасли Специфика предмета отрасли права т. специфика регулируемых общественных отношений Особые источники права ЭП – это отрасль права регулирующая волевые общественные отношения по сохранению воспроизводству и изучению ОС и рациональному использованию ПР т.
28082. Законодательство о санитарно-защитных зонах 8.07 KB
  Документы необходимые для разработки и согласования проекта СЗЗ: Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 представляется предприятием. Правоудостоверяющий документ на землепользование представляется предприятием. Реквизиты предприятия представляются предприятием. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ПДВ и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта данные...
28084. Информационное обеспечение охраны ос и пп 6.8 KB
  Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор переработка хранение и обязательно подготовка к использованию информации которая необходима для оценки состоянии собственно окружающей среды экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области. Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя: – необходимую информацию как объект обеспечения; – процессы работы с информацией завершающиеся ее подготовкой к использованию; – распределение или предоставление информации...
28085. Классификация источников экологического права 10.52 KB
  По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты принимаемые представительным и законодательным органом РФ Федеральным Собранием состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера принимаемые Правительством РФ правительствами республик РФ органами исполнительной...
28086. Конституционные основы охраны окружающей среды 4.7 KB
  Законы и иные НПА не должны противоречить конституции РФ. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ. Провозглашение осуществление и защита предусмотренных в Конституции экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая непосредственно посвященная...
28087. Международное экологическое право 3.31 KB
  Международное экологическое право МЭП или международное право окружающей среды – составная часть отрасль системы международного права представляющая собой совокупность норм и принципов международного права регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих...