6463

Проблемы адаптации студентов к общежитию

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы адаптации студентов к общежитию Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только дает возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформиров...

Русский

2013-01-04

39.75 KB

145 чел.

Проблемы адаптации студентов к общежитию

Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

Каждый студент, только поступив в вуз, сталкивается с рядом проблем к новой обстановке во время присвоения новой социальной роли и адаптации к новым условиям деятельности. В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.    От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.  

Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально - психологическим закономерностям.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе.

На первом организационном этапе учебной группы организатором её жизни и деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течение всей "совместной жизни" учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д.  Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается, и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп. 

При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним.

Приходится адаптироваться к новым условиям: во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находится недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходится преодолевать более тяжелый путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах, а ещё и пешком пройтись придется. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проездные. Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (1,25минут).

Но тяжелее всего приходится иногородним студентам, которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условиях их жизни, связанных с поступлением в вуз, так ещё перед ними возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате).  

С момента поселения студента в общежитие у него начинается "испытание свободой". Уехав от родителей, студент получает полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться [3].

Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о  существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.

Проблема студенческого общежития как воспитательного института специально в научной литературе  не исследована в полной мере. Необходимо бы было обосновать с научной педагогической точки зрения реально существующий факт, что студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфический институт социализации студентов, призванный сыграть существенную роль в развитии их личности.

Постановка проблемы научного анализа студенчества в целом, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г.  Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей (П.А. Просецкий, В.А. Сластенин) накоплен определенный эмпирический материал проведенных наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Изучению проблемы воспитательной функции студенческого общежития посвящена данная статья.

Среди требований, предъявляемых сегодня к современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов и их социализация. Важную роль в решении данной задачи играет  оптимальное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и вне учебной работы. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития.

Студенческое общежитие - общежитие образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, предназначенное для размещения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, стажеров, слушателей подготовительных отделений институтов и факультетов повышения квалификации и других форм послевузовского и дополнительного профессионального образования на период обучения.

Разносторонняя деятельность коллектива общежития призвана активно  содействовать формированию нравственных качеств студентов, их устойчивости. Это особенно важно, так как процесс формирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того, поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в другую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств, позитивную их социализацию.

Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях.   Сущность социализации мы понимаем как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Проблема интерпретируется именно таким образом, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является  его воспроизводство, т.е. продвижение на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений [3; с. 82]. 

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [2].

Социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. А особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития. Период обучения юношей и девушек связан с вхождением в новый образ жизни, приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности, то есть профессии.  

Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда.

Существуют определённые критерии, исходя из которых, можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды:

- степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии;

- массовость участия студентов в различных мероприятиях, проводимых в общежитии;

- качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций;

- присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы;

- уровень притязаний студентов к качеcтву проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий, конференций;

- cтремление студентов реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности;

- отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.

Одной из важнейших задач воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения российской высшей школы, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых вузами. Внимание к данному свойству особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует вузовское оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, радиотелевизионное, телефонное, мебель и т. д.  

Главной целью воспитательной работы в общежитии является создание воспитывающей среды, которая способствует формированию активного отношения студента к избранной профессии, включая не только отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, но и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, создающему личность молодого человека, а также социализации личности в целом [2; с. 23].

Как показывают наши наблюдения за студентами первых-вторых курсов, живущих в общежитии, то можно отметить, что они часто не владеют в доcтаточной мере навыками конструктивного общения, не способны предупреждать возникновение деструктивных конфликтов со своими соседями по комнате,  многие из них пока не могут минимизировать их последствия, урегулировать напряженность в отношениях и, наконец, самостоятельно справиться с трудными жизненными ситуациями. Иногда такие ситуации приводят к тому, что на фоне личностных переживаний появляется тенденция распространения студенческой аддиктивноcти, девиантности,   маргинальноcти, что, безусловно, наносит вред и здоровью, и качеству их жизни и учебы.  

Для того чтобы выявить, является ли общежитие институтом социализации студентов,  было проведено исследование, в котором приняли участие  55 студентов ИрГТУ, проживающих в общежитии, в возрасте от 18 до 22 лет с разных курсов (с 1-го по 5-ый).  

На вопрос: «Трудно ли Вам далось первое время пребывания вдали от дома», - 70% опрошенных ответили, что  «трудно», а 30% ответили: «трудно, но я быстро ко всему приспосабливаюсь». То есть начальный период пребывания в общежитии для всех является тяжелым. В комнатах студенты живут в основном с юношами и девушками с разных курсов. 80% студентов ответили, что у них с соседями по комнате очень хорошие приятельские отношения, 18% отметили просто хорошие отношения, и лишь 2% пришлось на тех, кому безразлична жизнь людей, с которыми они живут. Легко нашли контакт с соседями по комнате 65% опрошенных, 33% ответили «по-разному» и все те же 2% ответили - «трудно».

На вопрос об устойчивых привычках 90% опрошенных респондентов отметили лишь негативные привычки своих соседей, 10% не помнят никаких привычек своих соседей.

На самый главный вопрос - «Возникают ли у Вас с людьми, которыми вы рядом живете, конфликты», - 99% опрошенных респондентов ответили -«да», и лишь 1% отметили, что «нет». Путем компромисса конфликты решает 25% опрошенных студентов, путем сотрудничества - 47%. С помощью приспособления – разрешают противоречия 20%, а средствами уклонения – 7% респондентов.

Свой быт в комнате 82% опрошенных студентов организует совместно, а 18% - каждый самостоятельно. Распределение обязанностей у 49% студентов - соседей происходит практически по принуждению, у 45% - по желанию, у 6% - по интересам.

Относительно внутриличностных изменений, произошедших с начала проживания в общежитии, 85% студентов отметили, что изменения у них произошли, а 15% студентов сказали, что не произошли. Из 85% студентов, у кого произошли изменения по части личностных характеристик, 54% отметили их улучшение, 31% отметили, что изменения произошли в плохую сторону. В целом жизнь в общежитии повлияла на 95% опрошенных. 78% опрошенных считают, что проживание в общежитии на студента влияет отрицательно, 12% предложили свой вариант влияния проживания на студента, и наконец, 10% студентов ответили, что проживание в общежитии на студента влияет положительно.

И в последней части анкеты на вопросы о правилах внутреннего распорядка, нормах, установленных в общежитии, 100% студентов ответили, что они ознакомлены с ними полностью. Согласны с ними 42% опрошенных респондентов, не согласны - 47%,  и отчасти согласны - 11%. 95% студентов хотели бы улучшения социально - бытовых условий, 5% студентов хотели бы улучшения проведения досуга в общежитии. А на вопрос: «Хотели бы Вы переехать в другое место жительства при возможности», - 80% респондентов ответили - «да», а - 20% «нет».  

Из данного исследования можно сделать небольшой вывод, что большинство студентов  хоть и хотели бы переехать из общежития в другое место жительства, но все равно считают, что жизнь в общежитии в целом влияет на студента, на его личностные характеристики и дает какой-то положительный опыт в разрешении конфликтных ситуаций. Ведь студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. А общежитие - это студенческий дом. Социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание, не только со стороны преподавателей, которые должны быть как учёными, так и педагогами, но и со стороны тех людей, которые являются воспитателями студентов, проживающих в общежитии. Проведенное исследование показало, что необходимо персоналу общежития помнить о том, что воспитание студентов - сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств. Общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. А общежитие должно быть подлинной школой жизни и воспитания будущего специалиста.

Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, лекции, диспуты, конференции). Воспитательная работа сегодня не удовлетворяет ни администрацию вуза, ни самих студентов (84 % считают, что досуг студентов, проживающих в общежитии, организован не на должном уровне).

Согласно проведенному исследованию, иерархия потребностей студентов, проживающих в общежитии,  складывается следующим образом:

1. улучшение жилищно-бытовых условий,

2. развитие клубной и досуговой деятельности,

3. оказание помощи во вторичной занятости,

4. организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, подводя итоги, мы можем утверждать, что   полноценное становление социально компетентной личности возможно лишь при реализации всех направлений воспитательной работы, проводимой в высшем учебном заведении, в его общежитиях. Исследование позволяет заключить, что то внимание, которое уделяется воспитательному потенциалу общежития, сегодня не может облегчить реализацию высшей задачи вуза - становление социально компетентной личности студента. И, следовательно, необходима целенаправленная работа для решения поставленной задачи – по-настоящему воспитывающей функции студенческого общежития.

Список  литературы

  1. Батурина О.С. Роль «Психологической гостиной» в развитии межличностной толерантности студентов вузов, проживающих в общежитии // Прикладная психология; Екатеринбург, 2010.
  2. Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. - практ. Конф. - М. - 1997.
  3.  Радугин А.Л., Радугин К.А., Социология. - Москва: Владос, 1995.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81902. Вертикальное разделение труда 38.52 KB
  Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части ктото должен координировать работу группы для того чтобы она была успешной. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство выработка и воплощение главных перспективных направлений деятельности организации; технологическое...
81903. Полномочия и ответственность, делегирование полномочий 43.36 KB
  Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации самостоятельно принимать решения отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения. Полномочия представляются должности а не лицу её занимающему. Полномочия проявляются в виде двух общих типов: линейные; аппаратные штабные. Линейные полномочия Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным.
81904. Проблемы оптимизации соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы 39.29 KB
  Быстрая разработка и принятие решений адекватно отражающих реальную ситуацию максимальное использование опыта и знаний персонала более простое управление менее бюрократизированное. децентрализации: узость и тактический характер решений слабый учет или даже игнорирование в принимаемых решениях интересов других участников управления и организации в целом вследствие обособленности процесса их выработки. Таким образом появляется проблема оптимизации соотношения централизации и децентрализации проблема поиска золотой...
81905. Мотивация в менеджменте 41.86 KB
  Материальная мотивация стремление к достатку более высокому уровню жизни зависит от уровня личного дохода его структуры дифференциации доходов в организации и обществе действенности системы материальных стимулов применяемых в организации. Трудовая мотивация порождается непосредственно работой ее содержанием условиями организацией трудового процесса режимом труда. Это внутренняя мотивация человека совокупность его внутренних движущих сил поведения связанных с работой как таковой. Статусная мотивация является внутренней движущей...
81906. Эволюция подходов к мотивации в рамках научных школ управления 40.55 KB
  На основании анализа и сопоставления существующих подходов можно выделить следующие концепции мотивации в рамках которых происходила исторически оправданная эволюция понятий мотивации: традиционный подход основывающийся на использовании метода кнута и пряника и рассматривающий модели поведения человека работника: верующий человек экономический человек и механистический человек ; подход с позиций человеческих отношений основывающийся на использовании в управлении методов психологии и рассматривающий модели поведения человека ...
81907. Основные подходы к мотивации труда, используемые в менеджменте 41.1 KB
  Концепция верующего человека относится к периоду капитализма первоначального накопления состоит в том что в соответствии с духом протестантской этики при помощи веры обосновывалось поддерживалось и оправдывалось приумножение капитала честным путем как самоцель. Концепцию верующего человека в XIX в. сменила концепция экономического человека которая в упрощенном виде сводилась к тому что если работнику платить больше за сделанную работу он...
81908. Содержательные теории мотивации 41.35 KB
  К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу теория приобретенных потребностей МакКлелланда двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. Что касается вторичных потребностей высших уровней мотивации то несмотря на различия в формулировках все три автора содержательных теорий сходились во мнении что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности а является...
81910. Мотивационная теория подкрепления 40.74 KB
  Теория подкрепления исходит из того что у любого действия или поведения есть последствия: негативные и позитивные. При этом люди повторяют поведение которое приносило удовольствие было позитивно подкреплено и избегают поведения которое доставило им неприятности. Подкрепление определяется как любые действия которые вызывают повторение или напротив подавление определенных образцов поведения. Позитивное подкрепление представляет собой вознаграждение желательного для руководства организации поведения с целью формирования или закрепление у...