64638

Рынок труда и заработная плата

Курсовая

Макроэкономика

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Русский

2014-07-09

68.05 KB

22 чел.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Макроэкономике на тему:

" Рынок труда и заработная плата "

 

 

 

студента II курса ф-та «Экономика»

специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Захаровой Натальи Юрьевны

руководитель:

Бордюг Олесь Анатольевич - к.в.н. 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Функционирование рынка труда 5

1.1 Понятие рынка труда, регулирование кадрового потенциала и

занятости населения 5

1.2 Занятость и безработица: понятие и показатели 12

1.3 Государственное регулирование занятости и рынка труда 16

2. Заработная плата: понятие и ее регулирование 20

2.1. Сущность заработной платы и ее основные функции 20

2.2 Регулирование оплаты труда в сфере материального производства 27

3. Рынок труда и заработная плата в России 30

Заключение 37

Список используемой литературы 40


ВВЕДЕНИЕ

Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд – ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда – заработной плате

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В настоящее время в период мирового экономического кризиса изучение рынка труда является актуальной темой исследования. Это обуславливается упадком промышленного производства и возросшим уровнем безработицы. В связи с этим важно изучать сам рынок труда, его регулирование, а так же регулирование кадрового потенциала и занятости.

Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально- экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. В связи с переходом к новой экономической модели, основанной на рыночных принципах возникает необходимость исследования изменений, касающихся оплаты труда как категории, сферы наёмного труда. Так же, в связи с изменениями в отношениях между трудом и капиталом, резко обострился вопрос о размерах заработной платы и жизненном уровне работников наёмного труда. В отношении оплаты труда, положение характеризуется как кризисное: очень низкий уровень номинальной заработной платы; значительное снижение реальной заработной платы; расширение практики неоплаченного труда и т. д. Заработная плата практически потеряла все основные функции в важнейших сферах жизнедеятельности. В сущности, она превратилась в социальное пособие, непрерывно отстающее от роста цен. Данные обстоятельства вызывают необходимость изучения функционального аспекта проблемы, поскольку умелое использование функций заработной платы помогает соотнести регулирование заработной платы с объективными потребностями общества в данный момент времени.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом заработная плата.

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятие рынка труда и заработная плата.

Задачи исследования:

  1.  Раскрыть понятие рынка труда, регулирование кадрового потенциала и занятости;
  2.  Рассмотреть понятие занятости и безработицы;
  3.  Раскрыть государственное регулирование занятости и рынка труда;
  4.  Изучить сущность заработная плата и ее основные функции;
  5.  Проанализировать регулирование оплаты труда в сфере материального производства.


1. Функционирование рынка труда

1.1 Понятие рынка труда, регулирование кадрового потенциала и занятости населения

Рынок труда можно определить, как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т.п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.

Рынок труда - это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара "рабочая сила". Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.

Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных c обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.2

По критериям пространственной сферы рынка труда можно различать применительно к условиям Российской Федерации с ее специфическим федеративным типом построения государства и соответствующим административным делением федеративный рынок труда, республиканские рынки труда, краевые, областные рынка труда, рынки труда крупнейших мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), городские рынки труда, районные рынки труда, сельские рынки труда3.  

На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках крупных межгосударственных регионов: Европейский, стран СНГ, среднеазиатский, Латиноамериканский, Африканский и т.д. Рынок труда представляет собой важное звено, интегральный элемент рыночной экономики, находящийся в органической функциональной связи с другими элементами системы. В России он еще не приобрел в полной мере черты цивилизованности. Тем не менее, сегодня можно говорить, что он в основных чертах сформировался на уровне регионов, и имеет формальные признаки общенационального рынка (общенациональный банк данных, программы содействия занятости населения, помощи безработным, подготовки и переподготовки безработных и т.д.) Вместе с тем все еще действуют факторы, сдерживающие завершение его становления и полнокровное функционирование в масштабе всей страны. Наблюдается вялотекущая структурная перестройка экономики, отсутствует рынок жилья, низка заработная плата, часты задержки с ее выплатой, высока стоимость проезда и т.д.

Рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой. Его развитие обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способностей к перемене видов труда в соответствии со структурными изменениями в экономике и конъюнктуре на рынке труда. Усиливается заинтересованность рабочих и служащих в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации. Рынок труда активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и в межотраслевом, межрегиональном направлениях, что открывает определенные возможности решения проблем занятости трудоспособного населения. Повышается роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиливается экономическая мотивация труда, что ведет к росту его производительности. Все более ускоряется адаптация населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, вырабатывается экономическое поведение рыночного типа.

Вместе с тем, как отмечено выше, воздействие рынка приводит к чрезмерной дифференциации в оплате труда и доходах различных групп населения, порождает бедность и нищету, безработицу значительной части трудящихся. Снижается качество рабочей силы, прежде всего, ухудшается здоровье и квалификация работников, т.е. снижается ее конкурентоспособность. Ведь товаром на рынке труда выступает рабочая сила, или способность к труду. А она является товаром особого рода, непосредственно связанными с самим человеком, личностью, затрагивающим ее самые существенные свойства, права, общественный статус. Все это должно учитываться, когда речь идет об экономических отношениях по поводу рабочей силы.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Предложение рабочей силы — это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе — источника средств существования4. Предложение труда обусловливается следующими факторами:

• численностью населения, прежде всего трудоспособного;

• средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);

• количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении5. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.

Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков. Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.

В качестве исходной информации используются данные текущего статистического учета и специальных обследований, проводимых непосредственно на предприятиях. На этой базе с учетом структурных изменений проводится анализ перспектив развития отдельных сфер занятости. Отраслевой разрез информации характеризуется двумя группами показателей: структурой занятых в народном хозяйстве и структурой занятых в отраслях промышленности.

Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между собственником денег (покупателем, или работодателем) и наемным работником, владельцем (собственником) рабочей силы по поводу купли-продажи последней. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение), базирующиеся на трудовом законодательстве страны (и/или отдельного региона).  Рынок труда, будучи подсистемой в комплексе рыночных отношений, зависит от уровня зрелости других рынков, и от степени развития всей экономической системы. Кризисное падение производства, не высокая инвестиционная активность, проблемы в денежной-кредитной сфере отображаются на характере российского рынка труда6.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма7.

В настоящее время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

Однако следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда не охватывает всего спектра проблем, касающихся воспроизводства кадрового потенциала, не охватывает в полном объеме проблему общественно-полезной деятельности, фактически сводя ее к понятию занятости. Но занятость с учетом самозанятости шире понятия "рынок труда", ибо самозанятые не имеют прямого отношения к данной экономической категории. Поэтому необходимо вначале рассмотреть проблему занятости и государственного влияния на ее решение.

Политика занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели8.Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства.

Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений. При этом государство преследует цель не только обеспечения всемерного роста производства, но и взимания соответствующих налогов с работодателей и работников.

Необходимо иметь в виду, что рынок труда может быть представлен и как правовое пространство, где работодатели и граждане (наемные работники) заключают трудовые договоры, вступают в трудовые правоотношения и правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В России таким правовым пространством выступает территория РФ и ее субъектов, территория посольств и представительств РФ в других государствах, но чаще всего это территория конкретных организаций, где осуществляется прием граждан на работу и их профессиональная подготовка.

Правовое пространство рынка труда не является статичным. Оно динамично и предполагает возможность изменения его границ в связи с миграцией трудового населения как в пределах территории России, субъектов Федерации, так и за их пределами.

Трудовую миграцию, таким образом, следует рассматривать в качестве составной части, связующего звена правового пространства рынка труда.

Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной государственной службы занятости, находящейся в ведении Минтруда РФ.

Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяются потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшать свое материальное положение. В результате многие оказываются без работы и заработка, а, следовательно, без средств к существованию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого, государства и правительства стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Другими словами, государственные органы осуществляют политику занятости в узком смысле этого слова.

В своей политике занятости правительство определенными принципами. В советский период такими принципами были обязательность труда, полная всеобщая занятость трудоспособного населения общественно-полезной деятельностью и т.д.9 Современные радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего из Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»

После отказа российского государства от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе ее регулирования. Такая система в настоящее время формируется в стране. Главными ее звеньями выступают трудовое законодательство, указы Президента и постановления правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий, федеральные и региональные программы стимулирования занятости.

1.2 Занятость и безработица: понятие и показатели

В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости и безработицы.

Под занятостью населения подразумевается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. 10К занятым гражданам в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

В соответствии с классификацией МОТ к экономически активному населению относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных. К безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Экономически неактивное население - это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками; лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и хотят работать; другие лица, которым нет необходимости работать, но которые могут и хотят работать11.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением имеет место скрытая безработица. В условиях переходной экономики потребовалось также осмысление категорий вторичной занятости и самозанятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня за пределы нормальной продолжительности на тех же, смежных или новых рабочих местах (на другом предприятии, в форме индивидуальной трудовой деятельности и т.д.). Самозанятость предполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, создания рабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощью государственной поддержки разных уровней. Самозанятость чаще всего проявляется в форме малого бизнеса. Уровень занятости - процент численности рабочей силы, имеющей на определенный момент работу.

Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами. Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. От того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества. Поэтому обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций.

Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и общественно полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и высоко производительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости. Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности труда12. Отметим, что данное определение дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить экономическую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими в этом плане являются следующие13:

Первый показатель это уровень (коэффициент) занятости населения профессиональным трудом. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. Второй показатель это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. Третий показатель это оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. Четвертый показатель это рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. Пятый показатель это норма безработицы, ее баланс с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы. Отклонения от него в ту или иную сторону показывают, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но, прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем она раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

1.3 Государственное регулирование занятости и рынка труда

Государственное регулирование занятости и рынка труда в России вновь приобретает все более важную роль. Оно имеет свои направления. Прежде всего, нужно указать на проведение государственной макроэкономической политики содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Большое значение отводится оптимизации соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.

Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты14. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предпринимательство. Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

Одним из главных направлений поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных преобразований является конверсия военно-промышленного комплекса. Конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Апробированным в мировой практике и эффективным направлением активной политики занятости является организация общественных работ. Их целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности. Организовывать и финансировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью.

Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стажирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. Таким образом, разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации.


2. Заработная плата и ее регулирование

2.1 Сущность заработной платы и ее основные функции

После рассмотрения факторов, лежащих в основе спроса на ресурс, необходимо проанализировать предложение ресурсов, т.к. оно характеризует рынок труда, земли, капитала и предпринимательских способностей, рассмотрим, как определяется заработная плата.

Мы рассматриваем заработную плату раньше, чем цены на другие ресурсы, так как для большей части семейных бюджетов ставка заработной платы является самой важной ценой в экономике; это единственный (и большей частью главный) источник дохода. В действительности, около 3/4 национального дохода составляет заработная плата и жалование.

Основной целью при анализе заработной платы является то, чтобы:

1) найти механизм установления общего уровня ставок заработной платы;

2) показать, как определяются ставки заработной платы на конкретных рынках труда с применением нескольких репрезентативных моделей рынков труда;

3) проанализировать влияние профсоюзов на структуру и уровень заработной платы;

4) выяснить экономический эффект минимума заработной платы;

5) объяснить дифференциацию в заработной плате;

6) ввести и кратко рассмотреть понятие инвестирования в человеческий капитал.

В литературе отсутствует общепринятая трактовка заработной платы. Приведем некоторые из них.

Заработная плата - это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребление.

Заработная плата - это вознаграждение за труд.

Оплата труда работников - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

Можно сказать и так, что заработная плата - это часть издержек на производство и реализацию продукции, идущая на оплату труда работников предприятия.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату: реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной заработной платы15.

Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от величины номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Например, при повышении номинальной заработной платы на 15% и инфляции за этот период на уровне 10% реальная заработная плата увеличится только на 5%. Таким образом, превышение инфляции по сравнению с ростом номинальной заработной платы приводит к снижению реальной заработной платы, и наоборот. При отсутствии инфляции рост номинальной заработной платы означает такой же рост и реальной заработной платы.

Заработная плата как плата за труд выдвигается на первый план потому, что среди всех экономических ресурсов это наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства населения это, по-существу, единственный или по крайне мере, главный источник дохода16.

Раскрытие сущности заработной платы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, если принять теоретическое положение о том, что в содержательном плане заработная плата — это часть национального дохода, распределяемая между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, то в принципе нет большой беды от тех проблем, которые имеют место в оплате труда. Плохо, но, как говорится, не смертельно. Но можно придерживаться другой позиции: заработная плата есть основная доля жизненных средств работника. Здесь острота пяти названных проблем усиливается до максимума. Что значит в этом контексте вовремя не платить работнику заработную плату? Это недопустимо, ибо не будет средств даже для простого воспроизводства рабочей силы. Как видим, суть одной и той же проблемы резко меняется в зависимости от теоретико-методологического подхода.

Значит, чтобы иметь четкое представление о категории "заработная плата", необходимо прежде всего уяснить ее сущность, ее экономическую природу, а также форму ее проявления в конкретных исторических условиях. В экономической литературе выделяются следующие определения сущности заработной платы: стоимость рабочей силы, стоимость труда, цена рабочей силы, цена труда.

Сторонники трактовки сущности заработной платы как стоимости рабочей силы в основу своей позиции кладут воспроизводственный подход к анализу ее формирования и использования. Процесс воспроизводства рабочей силы проходит четыре фазы: I — фаза формирования (производства), II — фаза распределения, III — фаза обмена и IV — фаза потребления (использования) рабочей силы.

Процесс производства или формирования рабочей силы как способности к труду есть подготовка работника, начиная со школы и вуза. Она продолжается на рабочем месте, в учреждениях переподготовки и повышения квалификации и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке этого специфического товара при участии трех субъектов института социального партнерства: работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии, фирме (наем, ротация работников, увольнение и т.п.). Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда, конечным результатом которого является выпуск конкретной общественно полезной продукции, оказание услуг. Следовательно, процесс труда имеет место только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы. На основании этого делается вывод, что стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, обеспечивающих нормальное воспроизводство способностей к труду работника, необходимых для укрепления здоровья, получения образования, повышения квалификации самим работником, а также членами его семьи. При этом принимается во внимание постоянный рост потребностей. Таким образом, стоимость рабочей силы не только зависит от затрат работника в процессе труда, но и учитывает исторические и духовные аспекты, а также затраты, связанные с воспроизводством будущей рабочей силы. Исходя из того, что сам труд осуществляется только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы, где и происходит затрата человеческой энергии, можно сделать вывод о том, что стоимость труда определяется величиной этих затрат в данном процессе. В этом случае заработная плата как плата за труд обеспечивает только простое возобновление способностей к участию в новом процессе труда и только самого непосредственного работника. Такой подход к определению сущности заработной платы коренным образом сужает ее воспроизводственную функцию.

Для выбора окончательного варианта экономической природы заработной платы важное значение имеет определение, что же является товаром, объектом купли-продажи? Учитывая, что труд как целесообразная деятельность человека начинается и осуществляется на рабочем месте, а не на рынке, во время сделки о найме работника, труд не может быть товаром, объектом купли-продажи. Товаром является рабочая сила. Как и всякий товар, рабочая сила имеет цену, которая зависит от спроса и предложения, конкуренции и приобретает форму заработной платы. Обобщая анализ сущности заработной платы можно определить: заработная плата — форма стоимости, цены рабочей силы. На поверхности явлений заработная плата выступает как оплата труда.

В связи с тем, что заработная плата выплачивается на конкретном предприятии, ее величина может изменяться даже по сравнению с договорной (при найме работника) в зависимости от результатов деятельности данного субъекта хозяйствования, от эффективности и качества труда отдельного работника. Часть увеличивающегося дохода предприятия может пополнять фонд жизненных средств работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. Тем самым фонд жизненных средств служит фондом заработной платы. Повышающийся уровень заработной платы, не изменяя ее экономической природы, сущности, способствует более полной реализации ее функций.

Заработная плата выполняет свой, только ей присущий комплекс функций. Прежде всего, воспроизводственную. Она обеспечивает возможность воспроизводства рабочей силы. Одна из важнейших — функция стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение заинтересованности в развитии производства. С помощью зарплаты решаются социальные задачи, реализуется принцип социальной справедливости. Наконец, учетно-производственная функция. Она характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Определение конкретных ставок заработной платы зависит от структуры конкретного рынка труда. На конкурентном рынке равновесная ставка заработной платы и уровень занятости будут определяться на пересечении кривых спроса и предложения труда. Наниматель должен предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Если таковых возможностей нет, то рабочие вынуждены будут согласиться с предложением нанимателя. Предприниматели могут предпочитать выплату низкой заработной платы.

Полтора века тому назад многие экономисты полагали, что размеры заработной платы тяготеют к едва достаточному минимуму жизненно необходимых средств существования, Мальтус открыл закон понижающейся доходности. На основе анализа естественного движения населения и материальных ресурсов он пришел к выводу о неизбежности нарушения равновесия между спросом на блага и их предложением. Маркс обосновал неизбежность образования резервной армии труда и сделал вывод, что безработица понизит заработную плату до уровня самого скудного прожиточного минимума17.

Суть закона заработной платы состоит в другом. На конкурентном рынке предприниматели не могут устанавливать такой уровень заработной платы, какой им больше нравится. До тех пор, пока количество предпринимателей велико, и они не вступают в соглашения между собой, их спрос на любую категорию рабочей силы будет вызывать повышение заработной платы до того уровня, при котором вся предлагаемая в последующий период на рынке рабочая сила будет поглощаться. Рабочие тоже могут добиваться более высоких ставок, но в условиях конкуренции они никогда не получат того, что им хотелось бы18.

Во многих важных отраслях современной экономики рынок труда принимает форму двусторонней монополии, при которой сильный профсоюз давит на сильного монополиста-нанимателя. Чтобы поддержать предложение труда на определенном уровне, профсоюзы настаивают на ограничении размеров иммиграции, на сокращении рабочей недели и увеличении числа выходных дней в году, на ограничении использования детского труда, на запрещении использовать женский труд, на некоторых видах работы. И далеко не всегда профсоюзы настаивают на увеличении заработной платы.

Итак, заработная плата многофункциональна. Все присущие ей функции представляют неразрывное единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять ее сущность и содержание, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы.

Из сказанного следует, что каждая из функций взаимодействует с другими. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы. Вместе с тем при общем единстве каждая или несколько функций в определенной степени противоположны другим, а то и исключают какую-либо из них, либо снижают результат ее действия.

Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, — к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей. Оно не свидетельствует о неточности выделенных функций.

При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие. Это позволит организовать заработную плату не только в соответствии с ее объективным содержанием, но и с учетом особенностей развития общества. На современном этапе развития российского общества наиболее приоритетными функциями заработной платы, которые следует в первую очередь усиливать и активизировать, являются воспроизводственная и стимулирующая. Воспроизводственная функция заключается в способности заработной платы компенсировать затраты труда, которые имели место в процессе производственной деятельности человека. Если зарплата по своему уровню недостаточна хотя бы для простого воспроизводства рабочей силы, то она не выполняет свою воспроизводственную функцию. Степень реализации воспроизводственной функции можно оценивать по отношению получаемой работником заработной платы или минимального размера оплаты труда (МРОТ) к уровню прожиточного минимума (физиологического и др.).

Другую природу и иное содержание имеет стимулирующая функция заработной платы. Так, для реализации воспроизводственной функции оплаты труда главным (и почти единственным) условием является ее размер. Стимулирующая же функция определяется совершенно другими механизмами и зависимостями. Следует строго различать понятия "стимулирующая (мотивационная) функция"' и "стимулирующая роль" заработной платы. Они весьма близки, но их нельзя отождествлять. Стимулирующая функция заработной платы — ее свойство направлять интересы работников на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т. д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников. Степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий. Данный подход к определению содержания "стимулирующей (мотивационной) функции" и "стимулирующей роли" заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника. Напомним, однако, что воспроизводственную функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать, стимулирующая же роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости в первую очередь от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов. Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.

В настоящее время, прежде всего из-за низкого уровня использования стимулирующей функции оплаты труда в рассмотренном ее понимании, более 50% работников реального сектора экономики, социальной сферы и государственной службы далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности. Это является одним из существенных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения России.

2.2 Регулирование оплаты труда в сфере материального производства

На практике взаимосвязь вознаграждения за труд, результативности труда, квалификации работника обеспечивается выбором различных вариантов форм, систем и моделей оплаты труда.

Многие хозяйственные руководители и специалисты предприятий в конце 80-х — начале 90-х гг. стремились отказаться от использования традиционной тарифной системы, гарантированных тарифных ставок и должностных окладов, повременной и сдельной оплаты труда в том виде, в каком они применялись на практике. Это объясняется следующим обстоятельством. Именно гарантированные ставки и оклады выступают главным "ограничителем" размеров заработной платы и заинтересованности работников в развитии и реализации имеющихся способностей, взаимосвязи вознаграждений за работу и результативности производства. Но организация выплаты ставок и окладов расслабляет, расхолаживает и, конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, она не соответствует принципу распределения по труду в его классическом понимании, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд. Именно в этом заключается одна из причин сознательного недоиспользования трудящимися своих физических и интеллектуальных способностей. Тарифные ставки и должностные оклады неэффективны. Целесообразен перехода на другие, например, бестарифные, рейтинговые системы заработной платы, тем более что правовая возможность в этом плане ныне предоставлена. Такие модели разработаны и довольно успешно применяются на ряде предприятий страны. Они во многом схожи и основаны на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда в зависимости от различных критериев. В частности, система заработной платы в МНТК "Микрохирургия глаза" построена на бестарифной, паевой основе19. Разработана и утверждена шкала социальной справедливости, предусматривающая коэффициенты увеличения заработной платы руководителей и специалистов по отношению к минимальной ставке, принятой в МНТК. Для санитарок установлен коэффициент равный 1, для медсестер - 2,2, для врачей - 3,0, для руководителей отделений — 3,5, для зам. генерального директора — 4,0, для генерального директора — 4,5.

Месячное и квартальное премирование за результаты основной деятельности в МНТК не применяется. Однако отдельные сотрудники, добившиеся высоких показателей, способствующих росту экономической эффективности деятельности всего предприятия, могут быть поощрены единовременными вознаграждениями. Они выплачиваются за счет средств фонда научно-технического и социального развития головной организации МНТК. На Вешкинском комбинате торгового оборудования (Московская область) заработная плата работников зависит от трех факторов: а) квалификационный уровень работника; б) коэффициент трудового участия (КТУ); в) отработанное время20. Основным элементом организации оплаты труда служит на комбинате квалификационный уровень. Он устанавливается всем членам трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на минимальный уровень оплаты труда предприятия. За основу оценки квалификационного уровня работника принимаются его образование, квалификация, инициатива, ответственность за порученное дело, умение творчески работать и т. д.

В зависимости от квалификационных уровней (баллов) все работники распределяются по десяти квалификационным группам.

Система оценки квалификации персонала на Вешкинском комбинате торгового оборудования.21

Квалификацион-ные группы

Должность

Квалификационный балл

I

Директор комбината

4,5

II

Главный инженер

4,0

III

Заместитель директора

3,6

IV

Руководители ведущих подразделений

3,25

V

Ведущие специалисты

2,65

VI

Специалисты и рабочие высшей

квалификации

2,5

VII

Специалисты II категории и высококвалифицированные рабочие

2,1

VIII

Специалисты III категории и

квалифицированные рабочие

1,7

IX

Специалисты и рабочие

1,3

X

Неквалифицированные рабочие

1,0

V

Ведущие специалисты

2,65

Кроме квалификационного уровня всем работникам комбината выставляется также коэффициент трудового участия. Периодичность его определения, а также набор показателей, влияющих на величину коэффициента, мера этого влияния определяются специальным положением. Заметим, что КТУ используется лишь для корректировки размеров заработной платы, а не для оценки результативности труда в целом (эту функцию выполняет квалификационный уровень). КТУ же влияет на перераспределение не более 7—10% фонда оплаты труда. Все расчеты по заработной плате с применением квалификационного уровня и коэффициента трудового участия базируются на фактически отработанном конкретным работником времени по табелю его учета. Такие модели в последнее время получают все большее распространение на предприятиях негосударственного сектора (арендных, кооперативных, акционерных и других). Они имеют свою специфику и характерные особенности. Кроме уже рассмотренных вариантов бестарифных систем оплаты труда, применяется нормативно-долевое распределение на основе экспертной оценки результатов труда подразделений и отдельных работников. Экспертная оценка позволяет оперативно учитывать результативность труда. Она производится ежемесячно группами экспертов, сформированными на уровне предприятия или производственного подразделения. В их состав входят руководители, специалисты, передовые рабочие соответственно предприятия или его подразделения.

Каждый эксперт самостоятельно выставляет оценку, отражающую с его точки зрения, результаты работы производственных подразделений предприятия. По итогам их обобщения утверждается окончательная оценка по пятибалльной системе. При выполнении заданий и программ подразделения, норм, должностных обязанностей и функций работниками ставится оценка 4. При допущении некоторых нарушений структурное подразделение или работник получает оценку 3. При серьезных упущениях в работе, невыполнении заданий, договоров, условий — оценка 2. Высшая оценка может быть поставлена в случаях перевыполнения заданий, норм, приводящего к значительному росту результативности труда. Для определения коэффициента трудового вклада разрабатываются специальные шкалы. Одним из перспективных вариантов нетрадиционных систем оплаты труда руководителей и специалистов подразделений предприятий, является система "плавающих окладов". Суть данного метода заключается в том, что с учетом итогов работы за месяц в следующем месяце для работников назначаются новые должностные оклады. При этом размер окладов повышается или понижается за каждый процент роста или снижения важнейших технико-экономических показателей. Таким образом, все рассмотренные варианты бестарифной и других нетрадиционных форм организации оплаты труда имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать работников и коллективы в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом отвечают условиям самофинансирования и рыночной экономики. Вместе с тем они не лишены отдельных недостатков.

3. Рынок труда и заработная плата в России

Особенность функционирования российского рынка труда заключается, прежде всего, в наложении старых проблем на новые при его становлении. Это:

  1.  Сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10-25% работающих22;
  2.  Значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;
  3.  Большие масштабы занятости неквалифицированным трудом ( до 25 млн. человек)23;
  4.  Неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;
  5.  Существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);
  6.  Сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).
  7.  Наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников.

Утверждение многоукладности в экономике, принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда в сочетании с продолжавшимся до 1999г. спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили на рынке труда гамму новых проблем.

Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

Возникновение частного предпринимательского сектора в экономике привело к оттоку рабочей силы из государственного, на долю которого теперь приходится менее 40 % занятых. Перераспределение рабочей силы по секторам происходит не только в результате акционирования и приватизации госпредприятий, но и вследствие создания новых структур в сфере малого бизнеса. По данным Госкомстата России, в среднем каждый владелец малого предприятия создает 20 рабочих мест. В начале 1996г. в этом секторе трудилось 8,5 млн. ( примерно 12% всех занятых),а с учетом вторичной занятости – 15,2 млн. По оценкам в 1998 г. индивидуально трудовой деятельностью занималось 4 млн. человек24. Следует иметь в виду, что официальная статистика не учитывает, например, численность «челноков» микропредпринимателей ( по разным подсчетам их не менее 10 млн. чел.).

Спад производства, наблюдавшийся до 1999г. практически во всех отраслях промышленности, одинаково затронул предприятия всех форм собственности. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, промышленность переориентируется на изготовление более дешевой технически менее сложной продукции: например, выпуск робототехники и станков с ЧПУ заменяется производством станков с ручным управлением25. Это приводит к уменьшению потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Этому же способствует и конверсия значительной части оборонных предприятий. Причем, в самом кризисном положении с точки зрения занятости оказался сектор военных разработок. Уменьшение госзаказа на 80% стало главной причиной сворачивания деятельности оборонных институтов и высвобождения значительного числа квалифицированных кадров 26.

Изменяется и структура занятости. На фоне сокращения кадрового потенциала в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науке численность управленцев и занятых в кредитной и страховой сферах постоянно увеличивается. Говоря о новых факторах, влияющих на рынок труда, нельзя не коснуться темы социального партнерства. Особенности нынешней социально- экономической ситуации отражаются на роли, правах и обязанностях партнеров. Социальное «партнерство» администрации и трудового коллектива нередко выливается в негласное соглашение, позволяющее оказывать совместное давление на государство в целях получения финансовой поддержки, выгоды от которой достаются преимущественно директорату27. На большинстве малых предприятий коллективные договора практически не заключаются. Одно из свидетельств неэффективности системы тарифного регулирования – упоминавшаяся дифференциация в заработной плате между профессионально квалификационными группами.

С сожалением приходится признать, что на рынке труда в большей степени проявляется односторонняя монополизация работодателем, сопровождающаяся ростом социальной незащищенности граждан и социальной напряженности в обществе, возникновением новых форм трудовых конфликтов, в том числе и применением насилия.

Важнейший фактор, обостряющий старые и новые проблемы рынка труда, - заработная плата.

В отличие от развитых стран Запада, у нас в советский период, и сейчас - всячески культивируется точка зрения о вынужденной политике низкой заработной платы. Одним из итогов перехода к рыночной экономике в России явилось снижение доли зарплаты в общей сумме доходов населения, о чем свидетельствует табл. 128.

Удельный вес заработной платы в общей массе доходов населения России, согласно данным Госкомстата, упал с 74.1% в 1990 г. до 39. 1% в 2000г. Наряду с ней, появились теневые выплаты зарплатоподобного характера, которые составляли от 22.6% (1995 г.) до 27.7% (1999 г.). Даже вкупе с ними вся оплата труда оказалась на 10 процентных пунктов ниже, чем в начале формирования экономики. В табл. 2 эти выплаты за 1999 и 2000гг. перенесены из позиции "Другие доходы" в позицию "Оплата труда", как это стало делаться в данных Госкомстата. Однако теневые выплаты, в том числе и за честную работу, относить к категории "Заработная плата" нельзя. В нее входят такие выплаты, которые, в сущности, являются оплатой труда и искажают всю статистику. В 1999 г. дифференциация заработной платы вместе с зарплатоподобными выплатами была вдвое выше дифференциации всех доходов.

Доходы от предпринимательской деятельности и собственности, доля которых выросла с 6.3% до примерно 20%, получает довольно ограниченный контингент населения. Это способствовало увеличению дифференциации доходов отдельных групп населения, свидетельствующему о росте социального неравенства и расслоении общества. В ходе экономических преобразований социалистическая нерыночная модель экономики, в которой заработная плата непосредственно выступала частью национального дохода и росла, хотя и медленно, была поэтапно трансформирована в несоциалистическую, но по сути отличающуюся от рыночной модели. Теперь заработная плата определяется не рынком и государственным регулированием, а новыми собственниками, причем достаточно произвольно, и является по существу долей работника в доходе предприятия, а не ценой труда29.

Сокращение реальных доходов населения и увеличение неравенства в них стали главными тенденциями динамики уровня жизни в России на протяжении последних десяти лет XX в., результатом чего стало беспрецедентное повышение доли лиц во всем населении, живущих на доход ниже прожиточного минимума. Этот показатель в 1994 г. составлял 23.1%,в 1995 г. - 26.2%, в 1996 г. - 21.4%. В 1999 г., после дефолта, он резко возрос до 39.1%, равнялся 33.7% в 2000 г. и 29.8% в 2001г. (Табл 2)30

Роль минимальной ставки заработной платы, вводимой государством, различается по странам и меняется во времени.( Таблица 3)31

В России государственный минимум заработной платы с самого начала вхождения в рынок не стал фактором роста экономики, отразив кризисное состояние института заработной платы вообще.

Резкое снижение требований со стороны государства к уровню минимальной заработной платы на начальном этапе осуществления реформы можно отнести к крупным просчетам правительства в сфере регулирования процессов реформирования экономики. Такая политика позволяла не разоряться в условиях кризиса даже самым неэффективно работающим предприятиям, включая предприятия и организации, финансируемые из бюджета. Вместе с тем гарантируемый государством уровень минимальной заработной платы не обеспечивал даже элементарного физиологического выживания работников и практически означал вообще отказ от каких-либо требований к работодателю, относящихся к величине оплаты труда работников, и перенесение на уровень предприятия также и решения вопроса о минимальной заработной плате.

Согласно закону о минимальной заработной плате, принятому в июле 2000г., ее уровень с января 2001г. был установлен в 200 руб., а с 1 июля 2001г. – 300руб. При цене доллара в 30 руб. весной 2002г. минимальная заработная плата стала равняться 450 руб., что составляет примерно 30% от стоимости минимальной потребительской корзины. Эти шаги обозначили появление стратегии перехода к рыночной экономике с ее реально работающей заработной платой.

Правительство России устранилось от регулирования оплаты труда, так что работодатель вправе устанавливать заработную плату на каком угодно низком уровне. Заработная плата занижается и в результате общей ценовой политики, когда правительство непрерывно увеличивает цены на энергоносители, пытаясь приблизить их к мировым, но без параллельного повышения заработной платы, либо проводит, как это было в августе 1998 г., девальвацию рубля, приводящую к обесцениванию денежных средств населения. В 23 индустриально развитых странах в 1965-1998гг. при росте потребительских цен в 5,4 раза среднемесячная оплата труда возросла в 8,2 раза32. В России же оплата труда и социальные выплаты растут значительно медленнее, чем цены на товары и услуги, о чем свидетельствует данные табл.433.

Ослабевает в России и мотивационная функция заработной платы на основе ее объективной общественной дифференциации, которая в настоящее время зависит более всего от того, какое положение занимает работник, регион или отрасли по отношению к ввозимым за границу энергоресурсам. В регионах со значительной концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса высокая заработная плата обусловлена высокими ценами на продукцию, что связано с внешним рынком и монопольным положением отраслей и предприятий.

Обрабатывающие же отрасли в связи с большими затратами на сырье и топливо не имеют такой возможности для повышения оплаты труда. Спад производства в машиностроении, особенно на предприятиях ВПК, сказался на заработной плате его работников – по сравнению с добывающими и топливными отраслями. Особенно упала оплата труда наиболее квалифицированных специалистов – научных работников, преподавателей вузов, конструкторов, инженеров. Другой сферой высокой оплаты стали финансы и страхование. В 2001 г. месячная заработная плата в промышленности, строительстве, связи, науке и государственном управлении составила 45% от соответствующего показателя в сфере финансов и страхования, в здравоохранении, образовании и культуре – 20-23%, в сельском хозяйстве - 17%34.

Таким образом, сегодня заработная плата большинства россиян не выполняет не воспроизводственной, ни стимулирующей функции. Это в значительной мере объясняет некоторые иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы формирования предложения труда и спроса на него.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем итог всему вышеизложенному. Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве

Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

Рынок труда в России еще до сих пор функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.

Итак, рынок труда - это, прежде всего система, в которой взаимодействуют работодатели, предъявляющие спрос на рабочую силу и собственники рабочей силы, которые продают свою способность к труду. Главной особенностью этого рынка является специфика труда, как объекта купли-продажи.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением потребностей, не противоречащих законодательству приносящих им заработок (трудовой доход). Состояние занятости, ее важнейшие характеристики позволяют судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного пути экономического развития.

Одной из важнейших категорий рынка труда является заработная плата. Существует огромное количество определений заработной платы, каждое из которых по-своему раскрывает этот феномен.

Основными факторами, влияющими на величину заработной платы являются социально-экономические, а также сложность выполняемой работы, соотношение спроса и предложения на рынке труда, вводимый государством гарантированный минимум заработной платы, средняя заработная плата, степень профессиональной квалификации, предельная производительность труда.

Заработная плата в условиях рыночной экономики есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Основным элементом заработной платы выступает ставка заработной платы. Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в фазах общественного производства: производстве, распределении, обмене и потреблении. Под организацией заработной платы понимают ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Весьма важным элементом организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от группы факторов. Но в настоящее время тарифы и оклады постепенно уступают место бестарифным и другим нетрадиционным формам организации оплаты труда, которые имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать работников и коллективы в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом отвечают условиям самофинансирования и рыночной экономики. Но вместе с тем они не лишены отдельных недостатков.

Основной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Профсоюз может добиваться этой цели разными путями: повышением спроса на труд, сокращением предложения труда путем ограничения членов профсоюза, что свойственно для закрытого или цехового профсоюза, или путем установления фиксированной ставки заработной платы.

Особенность функционирования российского рынка труда заключается, прежде всего, в наложении старых проблем на новые при его становлении. Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

Важнейший фактор, обостряющий старые и новые проблемы рынка труда, - заработная плата. Одним из итогов перехода к рыночной экономике в России явилось снижение доли зарплаты в общей сумме доходов населения. Правительство России устранилось от регулирования оплаты труда, так что работодатель вправе устанавливать заработную плату на каком угодно низком уровне.


Список используемой литературы

Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011

Электронная книга «Маркетинг рабочей силы». http://bibliotekar.ru/marketing/4.htm

«Энциклопедия социологии» Автор: Г.Н. Соколова. http://www.inspp.ru

Экономика и социология труда: Учебник для вузов. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.— М.: ЮНИТИ, 2000

Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. Юрьева Т.В. — М.: Дрофа, 200

Экономика. Общий курс. Войтов А.Г.. - М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002

Рыночная экономика. Райзберг Б.А. — М., 1995

Государственное регулирование рыночной экономики./ Под ред. В.И. Кушлина. - М., 2005

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Электронная книга «Основы экономической теории». П.Г.Ермишин http://bibliotekar.ru

Специфика российского рынка труда// Человек и труд Кутепова Н..-2003.-№5.

Экономическая теория. Борисов Е. - М.: Юристъ, 2001

Российский рынок труда, оценка ситуации.// Конспект директора. Щегорцов А. – 2001.- №1

Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости// Человек и труд. Топилин М.–2003.-№1

Роль зарплаты в рыночной экономике// Мировая экономика и международные отношения Соболевская А..-2002.-№12..

Экономист , 2001.- №4.

Российский рынок труда: состояние и перcпективы.// Конспект директора. Ахапкин М.Ю. – 2002.-№22

Российский экономический журнал. 2001.- № 3

25.01.2014г.         Захарова Н.Ю.

2 Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011

3 электронная книга «Маркетинг рабочей силы». http://bibliotekar.ru/marketing/4.htm

4 Экономика и социология труда: Учебник для вузов. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. — М.: ЮНИТИ, 2000

5 Экономика и социология труда: Учебник для вузов. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.— М.: ЮНИТИ, 2000

6 Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. Юрьева Т.В. — М.: Дрофа, 2001

7 Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org

8 «Энциклопедия социологии» Автор: Г.Н. Соколова. http://www.inspp.ru

9 Экономика и социология труда: Учебник для вузов. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.— М.: ЮНИТИ, 2000

10 Экономика. Общий курс. Войтов А.Г.. - М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002

11 Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. Юрьева Т.В. — М.: Дрофа, 2001

12 Рыночная экономика. Райзберг Б.А. — М., 1995

13 Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. Юрьева Т.В. — М.: Дрофа, 2001

14 Государственное регулирование рыночной экономики./ Под ред. В.И. Кушлина. - М., 2005

15 Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

16 электронная книга «Основы экономической теории». П.Г.Ермишин http://bibliotekar.ru

17 электронная книга «Основы экономической теории». П.Г.Ермишин http://bibliotekar.ru

18 электронная книга «Основы экономической теории». П.Г.Ермишин http://bibliotekar.ru

19 Экономическая теория. Борисов Е. - М.: Юристъ, 2001

20 Экономическая теория. Борисов Е. - М.: Юристъ, 2001

21 Экономическая теория. Борисов Е. - М.: Юристъ, 2001

22 Специфика российского рынка труда// Человек и труд Кутепова Н..-2003.-№5.

23 Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости// Человек и труд. Топилин М.–2003.-№1

24 Специфика российского рынка труда// Человек и труд Кутепова Н..-2003.-№5.

25 Российский рынок труда, оценка ситуации.// Конспект директора. Щегорцов А. – 2001.- №15

26 Российский рынок труда, оценка ситуации.// Конспект директора. Щегорцов А. – 2001.- №1

27 Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости// Человек и труд. Топилин М.–2003.-№1

28 Роль зарплаты в рыночной экономике// Мировая экономика и международные отношения Соболевская А..-2002.-№12.

29 Роль зарплаты в рыночной экономике// Мировая экономика и международные отношения Соболевская А..-2002.-№12..

30 Роль зарплаты в рыночной экономике// Мировая экономика и международные отношения Соболевская А..-2002.-№12..

31 Роль зарплаты в рыночной экономике// Мировая экономика и международные отношения Соболевская А..-2002.-№12..

32 Экономист , 2001.- №4.

33 Российский экономический журнал. 2001.- № 3

34 Российский рынок труда: состояние и перcпективы.// Конспект директора. Ахапкин М.Ю. – 2002.-№22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39761. Понятие воли 131 KB
  Само же понятие воли как стороны сознания формировалось медленно. Сложность изучения проблемы воли состоит в том что как в обыденном так и в научном сознании воля понимается поразному. Пушкина: волю первую твою я исполню как мою или в обыденном языке делать чтото насильно означает делать против своей воли как проявление силы характера противопоставление: волевой безвольный.
39762. Воображение 149.5 KB
  Сходства и различия воображения с восприятием памятью и мышлением; 3 Функции воображения. Физиологические и психологические механизмы воображения воображение и органические процессы 1. Связь воображения с реальностью: а закон двойного выражения чувств б закон общего эмоционального знака в закон эмоциональной реальности 4. Психологический механизм воображения а диссоциация б ассоциация.
39763. ВОСПРИЯТИЕ 73.5 KB
  Физиологической основой восприятия являются процессы проходящие в органах чувств нервных волокнах и центральной нервной системе. Следовательно ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры...
39764. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) 104.5 KB
  Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения. Движения – это механизмы посредством которых осуществляются действия выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет на орудие как средство труда.
39765. Индивидуальный стиль деятельности 33 KB
  Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъекта. Сочетание объективных и субъективных условий однозначно детерминирует лишь общее направление деятельности и некоторые наиболее общие характеристики операций и движений.
39766. Качества ума 31 KB
  Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...
39767. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 985.5 KB
  Передача PnP IRP пакетов нижним драйверным слоям. Работа с IRP пакетами. Вспомогательная функция CompleteIrp реализует действия по завершению обработки IRP пакета с кодом завершения status. Процедура ReadWrite_IRPhandler предназначена для обработки запросов Диспетчера ввода вывода которые он формирует в виде IRP пакетов с кодами IRP_MJ_READ IRP_MJ_WRITE по результатам обращения к драйверу из пользовательских приложений с вызовами read write или из кода режима ядра с вызовами ZwReadFile или ZwWriteFile.
39768. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭИС 1.24 MB
  Требования высокой эффективности СП вызывают необходимость использования специальных языков, к которым принадлежат машинно-ориентированные языки типа Ассемблера, и языки высокого уровня с развитыми формами представления внутренней, прежде всего, адресной информации СП, например, Си или PL/M
39769. Уровни аппаратных привилегий в Windows NT 5 294.5 KB
  ДВВ представляет запросы от процессов пользовательского режима драйверным процедурам в форме пакета запроса на ввод вывод то есть пакета IRP. Пакет IRP является своего рода рабочим рецептом созданным ДВВ который передается в драйверные процедуры. Большая часть данной книги как раз посвящена правильной организации драйверного кода обрабатывающего IRP пакеты. Запросы сделанные к подсистеме ввода вывода формулируются передаются и отслеживаются с помощью четкого формата рабочего рецепта известного как IRP пакет I o Request Pcket пакет...