6464

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования Необходимость проведения данного исследования вызвана, прежде всего, тем, что СМИ оказывают скорее отрицательный, чем положительный результат на население. Сформ...

Русский

2013-01-04

28.51 KB

28 чел.

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования

Необходимость проведения данного исследования вызвана, прежде всего, тем, что СМИ оказывают скорее отрицательный, чем положительный результат на население. Сформировалась “информационная зависимость” у подавляющего большинства населения РФ. И это неумеренное потребление, невозможность отсеивать и фильтровать  информацию вызывает проблему, так как СМИ на протяжении уже многих десятилетии трансформируют и делает массовым не только сознание отдельного человека, но и, что драматично, сознание практически всего населения РФ.

В результате проведенного социологического исследования на тему “СМИ как основной фактор влияния на человеческое сознание” выяснилось, что СМИ занимают значительное место в жизни Российского человека.

Нами были опрошены респонденты, пользующиеся интернетом. На вопрос, сколько времени вы тратите на просмотр телепередач, чтение газет, большинство респондентов ответило 3 – 5 ч. (55%), 6 – 8 ч. (25%), 1 – 3 ч. (15%), более 8 ч. (5%). Это значит, что внерабочее время посвящено в основном потреблению информации СМИ.

Это вызвано большой потребностью человека в отдыхе после рабочего дня и поэтому на вопрос “Информация какого плана интересует вас больше всего?” большинство респондентов ответило развлекательного (75%), информация научно-популярного, о различных событиях интересует 50% опрашиваемых. Вероятнее всего, это связано с наибольшим интересом населения к ток-шоу (26%), новостям (38%), научно-популярным передачам (32%), реалити-шоу смотрят (4%).

Чаще респонденты получают информацию из интернета. Его выбрали подавляющее большинство опрашиваемых (90%), не меньшим спросом пользуется телевидение (65%) , а узнают информацию из газет всего  лишь (10%). Из этого можно сделать вывод, что интернет и телевидение являются самыми сильными манипуляторами сознания, т. к. они оказывают, прежде всего зрительный эффект и соответственно влияют на воображение.

Население России становится зависимым от СМИ, т. к. большинство респондентов практически каждый день интересуются актуальной информацией (55%), несколько раз в неделю интересуются (35%), и, лишь, 10% время от времени обращаются к популярным источникам  информации.

Не смотря на то, что население России много времени тратит на пользование СМИ, большинство из них не всегда верит в достоверность предоставляемой информации (60%), совершенно не верят (25%), а вызывает доверия информация всего лишь у 15% опрошенных. Из этого следует, что СМИ действительно искажают информацию, причем так, что это заметно не только подготовленному человеку.

Более того, на вопрос “Положительно или отрицательно информация действует на вас?” большинство ответило отрицательно (46%), не определилось с ответом (30%) и ответило положительно (24%). Это значит, что современные СМИ в реальности обладают техниками влияния на сознание человека и это чувствует само население.

Большинство респондентов хотели бы ограничить распространение некоторых видов информации (84%), остальные же напротив, считают, что информация приносит только пользу (16%).

СМИ распространяют информацию, прежде всего массового характера и это значит, что она мгновенно получает широкое распространение по всей стране. Так, значительное число респондентов постоянно обсуждают актуальную информация с кем либо (88%) и у гораздо меньшего числа респондентов (12%) популярная информация вне поля обсуждения.

А все потому, что многих волнует та информация, которая транслируется СМИ (75%), только 25% безразличны к ней.

СМИ предоставляют информацию как позитивного, так и негативного характера. Поэтому то, как население представляет положение страны зависит от того, информацию какого характера СМИ выдает наиболее часто. Так выяснилось, что событиям в стране респонденты дают скорее отрицательную оценку 52%, а положительную – 46%.

Массовая информация развлекательного характера создает иллюзии и это не может не повлиять на человека, т. к. он становится со временем заложником образов, предоставляемых СМИ. И этих образов настолько много, что человека просто запутывается сам в себе и пытается найти путь, по которому ему следует идти. Так большинство респондентов ответило, что ни с кем из изображаемых СМИ героев не олицетворяет себя (92%), остальные решили признаться, что с ними бывают такие случаи (8%).

Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что в современных условиях отечественные СМИ выступают как один из наиболее важных факторов влияния на сознание всего населения РФ. Практически каждый гражданин РФ уделяет просмотру и потреблению различной массовой информации немалую часть свободного времени. А это вызывает определенную зависимость у ряда населения. В настоящее время информация носит глобальный массовый характер, и именно интернет является самым масштабным распространителем такой информации. Нельзя сказать, что в современной России информация носит исключительно положительный характер. По результатам исследования выяснилось, что население России во многом недовольно распространяемой информацией, т. к. она оказывает воздействие на большую часть населения страны, меняя поведение, трансформируя сознание, тем самым, типизируя практически каждого.

В рамках данного исследования нами также был проведен контент-анализ материалов газет. В газетах “Аргументы и факты”, “Комсомольская правда” представлены разделы по основным темам, мнение, опросы населения, объявления, обзоры, досуговая сфера, реклама. Информация в газетах была взята как из собственных источников, так и из альтернативных (смежные печатные издания, информационные агентства).

Самые распространенными рубриками стали общество (44%) в газете «Аргументы и Факты» и экономика (19%), в газете «Комсомольская правда» досуг (30%). Сам материал в основном представлен реальными фотографиями, соответствующими главной теме: (40%) “АиФ” и “КП” (63%). По эмоциональной окраске имеют нейтральный характер, а также иронический.

Стиль изложения информации в газете «Аргументы и Факты»  носит больше формальный характер с указанием причин и следствии, а также приведены аргументы (64%), и, наоборот, в “Комсомольской правде” характер изложения более мягкий, простой (65%) и способствует легкому восприятию изложенного материала.

В целом, обе газеты претендуют на серьезность, логичность и адекватность информации.

Стоит заметить, что в основном в обеих газетах публикуются события, касающиеся прошлого (28 и 42%). Хотя в газете «Аргументы и Факты» наблюдается практически одинаковая частотность событии и прошлого (28%), и настоящего (27%), и будущего (19%). Это говорит о том, что эта газета старается, как можно наиболее полно осведомить читателя о происходящих событиях в стране и за рубежом.

Газета “Аргументы и факты” в излагаемом материале использует такие приемы для привлечения читателя, как призыв к соучастию (29%), ссылка на авторитетное мнение, т. е. мнение экспертов (31%), политиков (14%) и т. д. Это говорит о том, что данное печатное издание пытается заверить читателя в надежности информации.

Газета «Комсомольская правда», наоборот, использует в основном собственные обработанные статьи (30%).  

Несмотря на кажущуюся правдивость газет, все таки можно заметить  известные приемы, используемые абсолютно во всех более менее популярных СМИ, а именно в обеих газетах превалирует наличие графического материала, выраженность заглавии, что, несомненно, привлекает внимание, а также весь материал не полностью представлен в виде целостного образа событии: информация аналитического и научного характера, изложение хроник контрастирует с информацией развлекательного плана, которая ярче отображена в газете, а значит представляет наибольший интерес для читателя.

Следует, при этом, заметить, что в обеих газетах практически не нашлось схожей информации. Если над этим задуматься, то становится понятным, что это вызвано массовостью информации, т. е. информации настолько много, что каждая газета стремится быть первоисточником и значит представляет, прежде всего, собственно найденный материал и в условиях конкуренции обрабатывает его так, чтобы этот материал заинтересовал читателя.

Именно, поэтому на первой странице газет отображена информация сенсационного характера. Распространители информации хотят донести до населения именно эту информацию. В целом, в ходе анализа газет не было замечено каких либо выраженных статей с  неправдоподобной информацией. А это говорит о том, что население все-таки избирательно относится к тому, какую информацию «потреблять». Чем и вызвана популярность и долгосрочность данных газет.

Таким образом, гипотеза о негативном характере печатных СМИ не находит свое подтверждение.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в РФ, несмотря на огромное количество различных СМИ, печатные источники информации представляют информацию наиболее правдиво, чем, скажем телевидение или интернет.

В них гораздо сложнее отфильтровать информацию, потому что они непрерывно и в большом количестве несут эту информацию, и оказывают наибольшее воздействие на сознание, а средства печати прежде всего ориентируются на изложение проблемных событии и предназначены для медленного восприятия информации, что дает читателю возможность немного задуматься над этой информацией и, таким образом, отличить правду ото лжи.

В итоге, современное Российское общество начинает различать, что есть действительность. Наверное, в скором времени и СМИ начнут понимать какие задачи им нужно выполнить, чтобы обеспечить эффективное развитие всего общества.  Отечественные СМИ должны поддерживать свой авторитет на мировом уровне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27115. Основные задачи маркетинга в бизнесе. Функции маркетинга в организации. Бюджет маркетинга 16.54 KB
  Основные задачи маркетинга в бизнесе. Функции маркетинга в организации. Бюджет маркетинга. Теория маркетинга базируется на взаимосвязанных друг с другом понятиях потребность товар и обмен.
27116. Жизненный Цикл Товара 84.5 KB
  Наиболее рациональным с точки зрения задач маркетинга является рассмотрение жизненного цикла формы товара фотокопировальные установки карманные калькуляторы и т. На ее основе можно получить прогноз изменений темпов роста продаж товара размеров прибыли а так же ожидаемое время изменения поведения конкурентов и покупателей. Жизненный цикл товаров можно разделить на несколько основных этапов: Этап выведения товара на рынок Характеризуется очень высокой степенью неопределенности результатов поскольку заранее трудно определить будет ли иметь...
27117. Оценка стратегической зоны хозяйствования (бизнеса) на основе матрицы Бостонской Консультативной Группы 18.85 KB
  Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка в которых действует предприятие или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.Значение доли рынка равное 1 отделяет продукты рыночные лидеры от...
27118. Модель Портера 22.25 KB
  Данная модель позволяет определить на сколько привлекательна та или иная отрасль для компании. При помощи этой модели выявляют основные потенциальные проблемы и угрозы с которыми может столкнуться компания в отрасли кроме этого проводя анализ на основе модели можно выявить конкурентное преимущество компании. Майкл Портер выделил 5 сил факторов которые оказывают влияние на компанию в отрасли на ее прибыль: новые конкуренты новые игроки на рынке; существующие конкуренты; компании предлагающие продуктызаменители; влияние...
27119. Реклама 18.78 KB
  Отсюда следуют главные функции рекламы: создание и поддержание положительного имиджа передача информации в виде подачи знаний о свойствах товара. Виды рекламы вид рекламы зависит от выбора целевого рынка стратегии маркетинга и маркетингамикс и состояния спроса на рынке : 1. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы в ходе которой утверждается преимущества одной марки по сравнению с другой. Цель рекламы: создание имиджа и достаточной известности привлечение потребителей реакция на действия конкурентов...
27120. Сегментация рынка 33.5 KB
  Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое значение поскольку приводит к определению области ее деятельности и выделению ключевых факторов успеха на избранных рынках а следовательно оптимизирует удешевляет всю ее производственную и коммерческую деятельность. Преимущества получаемые фирмой от сегментации: Эффективное удовлетворение потребностей; Высокая прибыль повышаются средние цены для отдельных категорий потребителей; Возможность роста Постоянные потребители Целенаправленная...
27121. Подходы к менеджменту: системный, ситуационный, процессный 27.98 KB
  В системном подходе подчеркивается что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов таких как люди структура задачи и технология которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы ее действия относительно независимы от среды окружающей системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию капитал человеческие ресурсы и материалы. Внутрифирменное управление и управление фирмой как...
27122. Теория иерархии потребностей А.Маслоу 35.34 KB
  Маслоу предположил что все потребности человека врожденные или инстинктоидные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде воде убежище отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
27123. Сбытовая политика 27.98 KB
  Сервис предоставление услуг Основные функции сбыта это: коммерческие содействуют куплепродаже товара и осуществлению передачи прав собственности: установление контакта действия по передаче товара оформлению заказов организации платёжнорасчетных операций передаче прав собственности на товар; информирование сбор информации о покупателях конкурентах о рынке в целом информирование потребителя о товаре и фирме.; складирование и хранение продукции Посредники выполняют функции сбыта с меньшими издержками т. Канал распределения...