6464

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования Необходимость проведения данного исследования вызвана, прежде всего, тем, что СМИ оказывают скорее отрицательный, чем положительный результат на население. Сформ...

Русский

2013-01-04

28.51 KB

28 чел.

Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования

Необходимость проведения данного исследования вызвана, прежде всего, тем, что СМИ оказывают скорее отрицательный, чем положительный результат на население. Сформировалась “информационная зависимость” у подавляющего большинства населения РФ. И это неумеренное потребление, невозможность отсеивать и фильтровать  информацию вызывает проблему, так как СМИ на протяжении уже многих десятилетии трансформируют и делает массовым не только сознание отдельного человека, но и, что драматично, сознание практически всего населения РФ.

В результате проведенного социологического исследования на тему “СМИ как основной фактор влияния на человеческое сознание” выяснилось, что СМИ занимают значительное место в жизни Российского человека.

Нами были опрошены респонденты, пользующиеся интернетом. На вопрос, сколько времени вы тратите на просмотр телепередач, чтение газет, большинство респондентов ответило 3 – 5 ч. (55%), 6 – 8 ч. (25%), 1 – 3 ч. (15%), более 8 ч. (5%). Это значит, что внерабочее время посвящено в основном потреблению информации СМИ.

Это вызвано большой потребностью человека в отдыхе после рабочего дня и поэтому на вопрос “Информация какого плана интересует вас больше всего?” большинство респондентов ответило развлекательного (75%), информация научно-популярного, о различных событиях интересует 50% опрашиваемых. Вероятнее всего, это связано с наибольшим интересом населения к ток-шоу (26%), новостям (38%), научно-популярным передачам (32%), реалити-шоу смотрят (4%).

Чаще респонденты получают информацию из интернета. Его выбрали подавляющее большинство опрашиваемых (90%), не меньшим спросом пользуется телевидение (65%) , а узнают информацию из газет всего  лишь (10%). Из этого можно сделать вывод, что интернет и телевидение являются самыми сильными манипуляторами сознания, т. к. они оказывают, прежде всего зрительный эффект и соответственно влияют на воображение.

Население России становится зависимым от СМИ, т. к. большинство респондентов практически каждый день интересуются актуальной информацией (55%), несколько раз в неделю интересуются (35%), и, лишь, 10% время от времени обращаются к популярным источникам  информации.

Не смотря на то, что население России много времени тратит на пользование СМИ, большинство из них не всегда верит в достоверность предоставляемой информации (60%), совершенно не верят (25%), а вызывает доверия информация всего лишь у 15% опрошенных. Из этого следует, что СМИ действительно искажают информацию, причем так, что это заметно не только подготовленному человеку.

Более того, на вопрос “Положительно или отрицательно информация действует на вас?” большинство ответило отрицательно (46%), не определилось с ответом (30%) и ответило положительно (24%). Это значит, что современные СМИ в реальности обладают техниками влияния на сознание человека и это чувствует само население.

Большинство респондентов хотели бы ограничить распространение некоторых видов информации (84%), остальные же напротив, считают, что информация приносит только пользу (16%).

СМИ распространяют информацию, прежде всего массового характера и это значит, что она мгновенно получает широкое распространение по всей стране. Так, значительное число респондентов постоянно обсуждают актуальную информация с кем либо (88%) и у гораздо меньшего числа респондентов (12%) популярная информация вне поля обсуждения.

А все потому, что многих волнует та информация, которая транслируется СМИ (75%), только 25% безразличны к ней.

СМИ предоставляют информацию как позитивного, так и негативного характера. Поэтому то, как население представляет положение страны зависит от того, информацию какого характера СМИ выдает наиболее часто. Так выяснилось, что событиям в стране респонденты дают скорее отрицательную оценку 52%, а положительную – 46%.

Массовая информация развлекательного характера создает иллюзии и это не может не повлиять на человека, т. к. он становится со временем заложником образов, предоставляемых СМИ. И этих образов настолько много, что человека просто запутывается сам в себе и пытается найти путь, по которому ему следует идти. Так большинство респондентов ответило, что ни с кем из изображаемых СМИ героев не олицетворяет себя (92%), остальные решили признаться, что с ними бывают такие случаи (8%).

Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что в современных условиях отечественные СМИ выступают как один из наиболее важных факторов влияния на сознание всего населения РФ. Практически каждый гражданин РФ уделяет просмотру и потреблению различной массовой информации немалую часть свободного времени. А это вызывает определенную зависимость у ряда населения. В настоящее время информация носит глобальный массовый характер, и именно интернет является самым масштабным распространителем такой информации. Нельзя сказать, что в современной России информация носит исключительно положительный характер. По результатам исследования выяснилось, что население России во многом недовольно распространяемой информацией, т. к. она оказывает воздействие на большую часть населения страны, меняя поведение, трансформируя сознание, тем самым, типизируя практически каждого.

В рамках данного исследования нами также был проведен контент-анализ материалов газет. В газетах “Аргументы и факты”, “Комсомольская правда” представлены разделы по основным темам, мнение, опросы населения, объявления, обзоры, досуговая сфера, реклама. Информация в газетах была взята как из собственных источников, так и из альтернативных (смежные печатные издания, информационные агентства).

Самые распространенными рубриками стали общество (44%) в газете «Аргументы и Факты» и экономика (19%), в газете «Комсомольская правда» досуг (30%). Сам материал в основном представлен реальными фотографиями, соответствующими главной теме: (40%) “АиФ” и “КП” (63%). По эмоциональной окраске имеют нейтральный характер, а также иронический.

Стиль изложения информации в газете «Аргументы и Факты»  носит больше формальный характер с указанием причин и следствии, а также приведены аргументы (64%), и, наоборот, в “Комсомольской правде” характер изложения более мягкий, простой (65%) и способствует легкому восприятию изложенного материала.

В целом, обе газеты претендуют на серьезность, логичность и адекватность информации.

Стоит заметить, что в основном в обеих газетах публикуются события, касающиеся прошлого (28 и 42%). Хотя в газете «Аргументы и Факты» наблюдается практически одинаковая частотность событии и прошлого (28%), и настоящего (27%), и будущего (19%). Это говорит о том, что эта газета старается, как можно наиболее полно осведомить читателя о происходящих событиях в стране и за рубежом.

Газета “Аргументы и факты” в излагаемом материале использует такие приемы для привлечения читателя, как призыв к соучастию (29%), ссылка на авторитетное мнение, т. е. мнение экспертов (31%), политиков (14%) и т. д. Это говорит о том, что данное печатное издание пытается заверить читателя в надежности информации.

Газета «Комсомольская правда», наоборот, использует в основном собственные обработанные статьи (30%).  

Несмотря на кажущуюся правдивость газет, все таки можно заметить  известные приемы, используемые абсолютно во всех более менее популярных СМИ, а именно в обеих газетах превалирует наличие графического материала, выраженность заглавии, что, несомненно, привлекает внимание, а также весь материал не полностью представлен в виде целостного образа событии: информация аналитического и научного характера, изложение хроник контрастирует с информацией развлекательного плана, которая ярче отображена в газете, а значит представляет наибольший интерес для читателя.

Следует, при этом, заметить, что в обеих газетах практически не нашлось схожей информации. Если над этим задуматься, то становится понятным, что это вызвано массовостью информации, т. е. информации настолько много, что каждая газета стремится быть первоисточником и значит представляет, прежде всего, собственно найденный материал и в условиях конкуренции обрабатывает его так, чтобы этот материал заинтересовал читателя.

Именно, поэтому на первой странице газет отображена информация сенсационного характера. Распространители информации хотят донести до населения именно эту информацию. В целом, в ходе анализа газет не было замечено каких либо выраженных статей с  неправдоподобной информацией. А это говорит о том, что население все-таки избирательно относится к тому, какую информацию «потреблять». Чем и вызвана популярность и долгосрочность данных газет.

Таким образом, гипотеза о негативном характере печатных СМИ не находит свое подтверждение.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в РФ, несмотря на огромное количество различных СМИ, печатные источники информации представляют информацию наиболее правдиво, чем, скажем телевидение или интернет.

В них гораздо сложнее отфильтровать информацию, потому что они непрерывно и в большом количестве несут эту информацию, и оказывают наибольшее воздействие на сознание, а средства печати прежде всего ориентируются на изложение проблемных событии и предназначены для медленного восприятия информации, что дает читателю возможность немного задуматься над этой информацией и, таким образом, отличить правду ото лжи.

В итоге, современное Российское общество начинает различать, что есть действительность. Наверное, в скором времени и СМИ начнут понимать какие задачи им нужно выполнить, чтобы обеспечить эффективное развитие всего общества.  Отечественные СМИ должны поддерживать свой авторитет на мировом уровне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79667. Russia 20.03 KB
  The vst territory of Russi lies in the estern prt of Europe nd the northern prt of si. Russi is wshed by twelve ses nd three ocens. Russi borders on mny countries such s Mongoli nd Chin in the southest Finlnd nd Norwy in the northwest nd so on.
79669. New York 16.14 KB
  New York is divided into 5 prts: The Bronx Brooklyn Mnhttn Queens nd Stten Islnd. In New York mny districts nd lnd mrks is wellknown s well s bridges skyscrpers nd prks. The most fmous plces in New York is Times Squre ldquo;The crossrods of the Worldrdquo; Brodwy theter nd others.
79670. Higher education in the USA 16.29 KB
  Most of the students bout 80 per cent study t public institutions of higher eduction becuse tuition fees here re much lower. In the US higher eduction is period of dvnced study following the completion of secondry eduction.
79671. Pollution 16.58 KB
  In this world round us there re two things tht do not belong to ny one country: ir nd ocen wter. Mny ships sil in the ocen wter fishing ships some ships crrying people some crrying oil. In cse of ships losing some of the oil in the wter the wter becomes dirty. we must lern to protect the wter the ir nd the erth from pollution.
79672. My working day 15.6 KB
  I am usually get up at 6 o’clock. I go to the bathroom, wash my face and clean my teeth. At half past 6 I have breakfast.
79673. Higher education in Great Britain 16.91 KB
  In lecture the student is one of lrge number of students. In seminr he rises problem nd discusses them with his fellow students. If students pss their finl exm t the end of threeyer course they get their first degree. Students with first degree become Bchelors of rts or Sciene nd cn put B.
79674. My university 18.07 KB
  I`d like to tell you about my university. The Krasnodar Polytechnic Institute was founded in 1930. It is one of the oldest higher educational institutions in Krasnodar.
79675. Great Britain 18.08 KB
  Winters in Gret Britin re not cold nd summers re not hot. Gret Britin is highly developed industril country. Gret Britin is country with old culturl trditions nd customs.