6465

Проблемы трудоустройства российской молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы трудоустройства российской молодежи Произошедшие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической...

Русский

2013-01-04

32.54 KB

32 чел.

Проблемы трудоустройства российской молодежи

Произошедшие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей. При этом роль молодежи в сфере занятости, ее трудовой потенциал остается высоким. И сегодня конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является  наиболее актуальным.

Рынок  труда  в  качестве  самостоятельной  темы  стал  изучаться отечественными исследователями сравнительно недавно. Это связано с тем, что в советский период он не рассматривался, т.к. рабочая сила не воспринималась как товар. В настоящее время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда в экономике и социологии выходят на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует значительное число публикаций на данную тему. Молодежь как сегмент рынка труда, рассматривается, в большинстве случаев, на страницах периодической печати. Так, например, Магун В.С. и Энговатов М.В. посвятили  исследование изучению динамике притязаний и изменению ресурсных стратегий молодежи в 1985-2005 годах. Профессионально-трудовые ориентации и перспективы молодежи в условиях социального неравенства проанализированы в работе Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. «Историческое сознание молодежи».

Молодежь это группа, которая выделяется в обществе на основе принадлежности к определенным возрастным когортам. Значит, и говорить о положении этой проблемы необходимо, имея в виду демографический контекст ее социальной жизни, в данном случае, - в аспекте пребывания на рынке труда.

Наличное положение дел в области занятости молодежи является следствием сложной комбинации субъективных и объективных факторов. К числу первых относятся неприспособленность учебных заведений различных типов к рыночным отношениям, отсутствие государственной поддержки, изъяны молодежной политики и т.п. Кроме того, в России в настоящий момент сложилось уникальное по своей неблагоприятности сочетание демографической и экономической динамики: спад производства  продолжался на протяжении всех 90-х гг., и имел своим следствием сужение рынка труда, изменения в лучшую сторону, произошедшие в самом конце 90-х и в начале нового века не изменили положение вещей сколько-нибудь радикально; оборотная сторона такой ситуации в экономике – демографический кризис, проявляющийся в стабильном отрицательном приросте населения. Положение молодежи на рынке труда характеризуется тем, что уже к 1996 г. среди официально зарегистрированных безработных эта группа стала одной из самых многочисленных.

Вхождение молодежи в социум – это, прежде всего, ее вхождение в профессиональную среду, и на этом пути возникают проблемы и противоречия, в частности, проблемы выбора профессии и ошибок этого выбора, и как следствие – нежелание работать по полученной специальности, трудности адаптации в учебном и трудовом коллективе, сложности с трудоустройством, безработица, падение престижа ряда важных для функционирования и развития общества профессий, медленный профессиональный рост, недостаточная материальная обеспеченность и др. В отсутствии возможности заняться деятельностью, которая соответствовала бы профессиональной ориентации или запросам молодых.  Их удовлетворяет сам факт наличия работы, будь то краткие договора, случайные подработки, работа, далекая от полученной специальности и т.п. Отсутствие постоянной занятости, частая смена работы, жизнь подработками, то есть транзитные, промежуточные формы занятости, не способствуют развитию профессиональных трудовых навыков как предпосылки последующих высоких заработков, достижению более высоких статусных позиций, усвоению норм профессиональной субкультуры, формированию корпоративной трудовой этики, то есть установлению прочных социальных связей, интеграции молодежи в социум.

Молодой человек становится своеобразным «профессиональным туристом», часто меняющим профессию, специализацию, место работы. В современной России фактически складывается ситуация, когда выбор профессии, профессиональное самоопределение начинается не до, а после получения профессионального образования. Подобная межпрофессиональная мобильность имеет, пожалуй, лишь одно позитивное качество – повышает адаптивность индивида к изменяющимся условиям. Однако негативных последствий значительно больше. Помимо тех, которые названы выше, необходимо отметить ещё неполную занятость и низкое качество рабочей силы, трудового потенциала.

Вообще для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодежи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде; молодежь дольше остается в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, концентрируется в низкоквалифицированных и низкооплачиваемых видах деятельности, материально зависит от родителей. Поэтому ориентация на работу по полученной специальности в ряде случаев может быть неустойчивой и зависеть от конкретно складывающихся обстоятельств.

Выбор профессии можно рассматривать как разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений.

Пролонгирование периода ученичества – одна из новых тенденций в поведении молодежи в последние годы. Имеется в виду, что приобретение знаний, образования, все больше играет инструментальную роль, то есть знания (скорее диплом, подтверждающий их наличие) приобретаются не как ценность сама по себе, а как некий инструмент, средство, позволяющее решить другие проблемы, например, отодвинуть на более поздний срок проблемы трудоустройства, которые трудно решить сегодня, получить отсрочку от службы в армии и т.п.

Все чаще наблюдается ситуация, когда после получения профессионального образования молодежь обращается к дополнительным формам обучения в различных типах учебных заведений, в системе переподготовки кадров и т.п. (для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу), и все реже ситуация, когда молодой человек сразу приступает к работе, окончив одно учебное заведение. Так продлевается (пролонгируется) период ученичества, молодости, следствием чего является отсроченная социально-профессиональная социализация молодых поколений, затягивается процесс включения молодежи в трудовую деятельность, во «взрослую» жизнь.

Причины, побуждающие молодых людей сделать выбор в пользу удлиненных сроков получения образования (эта тенденция наблюдается и в странах Западной Европы), связаны также и с осознанием того, что приобретение большего объема знаний и навыков создаёт определенный социальный ресурс, который повышает шансы на удачное трудоустройство в дальнейшем и др. Вместе с тем, снижение экономической активности молодежи объясняется  уходом ее части на теневой рынок труда, в статистике этот вид деятельности практически не отражен.

Рост молодежной безработицы, растущее социальное расслоение увеличивают разрыв между активно рекламируемым имиджем «молодости» и социальным опытом подростков, молодежи, лишенных необходимых социальных и культурных ресурсов.

Что же касается изменений в жизни молодежи, с начала периода реформ, они были едва ли не более значительны, чем изменения в жизни всех прочих слоев общества. Сам процесс вступление молодого человека в самостоятельную жизнь был под контролем государства и общественных организаций. Существовал устоявшийся порядок изменения общественного статуса и социальных ролей: учеба в школе, затем в среднеспециальном или высшем учебном заведении, служба в армии и трудоустройство по распределению в соответствии с установленными государством квотами для молодых рабочих и специалистов, набор по лимиту и т.п. Переход предприятий в руки частных собственников, ужесточил требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа. Большинство предприятий новых форм  собственности было создано путем акционирования государственных предприятий, а новые возникали в основном в сфере услуг и финансово-кредитной сфере. В результате рабочие места с менее жесткими требованиями были ликвидированы, а вновь созданные характеризовались более жесткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодых людей рабочие места, не требующие высокой квалификации. Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными на рынке труда.  Такую же неоднозначность следует отметить и в связи с отменой в конце 1990 г. постановлением Совета Министров СССР централизованного распределения выпускников учебных заведений. С одной стороны, подобный отказ можно считать прогрессивным, потому что свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а не трудиться, где положено по распределению. С другой - крайняя ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, впервые выходящих на рынок труда. Учитывая, что социально-трудовые ориентиры молодежи являются несколько «размытыми», для выпускников различных учебных заведений минимизация сроков трудоустройства имеет решающее значение. Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что с 1996 г. молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных и сохраняет эту позицию до настоящего момента.

Состояние рынка труда сегодня во многом обусловлено тем, что произошло  перераспределение молодежной занятости в сферу распределения и обмена: посреднической деятельностью, оказанием разного рода услуг и финансовыми операциями стали заниматься в 12 раз больше молодых людей, чем в дореформенное время. В принципе для развитых рыночных отношений эти процессы могут считаться оправданным, скажем, как перераспределение занятости в случае временного перепроизводства. В условиях же нецивилизованного в правовом отношении российского рынка, тем более развала производства, это, по оценке ряда авторов, вело к формированию у молодежи извращенной мотивации труда, к распространению в ее среде неэкономических форм распределения (рэкет, вымогательство, мошенничество). Уместно отметить нацеленность большинства общества (и молодежь здесь не исключение) исключительно на получение в процессе труда максимального дохода при минимальных затратах, безразличное отношение к средствам, которые допустимы при достижении этой цели, высокое положение в иерархии ценностей возможности немедленного и случайного обогащения и наоборот низкий ценностный статус целей, связанных с получением духовного удовлетворения в процессе труда, самореализации, творчества и т.п. Кроме этого, крайне низок уровень межпоколенной профессиональной преемственности. Вместе с тем через средства массовой информации активно формируется стереотип легких заработков, усиливается реклама досуговой индустрии. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления, вызванная этим, приводит к деформации интересов как в сфере труда, так и потребления, к конфликту мотивов в этих сферах. Высокая неудовлетворенность материальным положением конфликтует с низким уровнем потребности в труде.

Трудности реализации профессионального потенциала молодежи усугубляются отсутствием четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов в России. Сегодня актуализируется необходимость перехода к принципу содействия долговременному планированию карьеры молодого поколения в отличие от прежнего принципа подбора конкретного вида деятельности.

Таким образом, специфика положения молодежи на рынке труда определяется тем, что именно эта группа общества является элементом социальной структуры, который  способствует росту напряженности на рынке труда. В тоже время, молодое поколение в ситуации любой, даже благоприятной, экономической конъюнктуры является группой социального риска. Причина этого в естественной меньшей в сравнении с прочими возрастными когортами трудоспособного населения конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы:

  1.  Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Жизненные дебюты: поведение молодежи со средним образованием на рынке труда // Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ. М.: ЦПС, 2003.
  2.  Головаха Е.И., Магун В.С. Теоретические и методологические проблемы исследования // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под. ред. В.Л. Осовского. Киев: Наукова думка, 1997. С. 276-282.
  3.  Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // СОЦИС, 2005, №3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39012. Информационные технологии управления. Курс лекций 266 KB
  Целью изучения данного курса является изучение: методологии проектирования информационных технологий управления ИТУ; принципов выбора инструментальных средств проектирования ИТУ; основных направлений автоматизации управления; основных методов используемых для автоматизации подготовки и принятия управленческих решений; практики применения ИТУ; подходов и методов для оценки экономической эффективности ИТУ. Усвоение курса “Информационные технологии управления†основано на знаниях полученных при изучении теоретических основ информационных...
39013. Информационные системы в управлении 444 KB
  Фактографические системы оперируют фактическими сведениями представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Фактографические системы используют не только для реализации справочных функций но и для решения задач обработки данных. Взаимосвязь информационных потоков образованных прямыми и обратными связями средств обработки передачи и хранения данных а также субъектов управления составляет информационную систему экономического объекта. Они предназначены для обработки данных и моделей...
39014. Автоматизированные информационные системы 97.5 KB
  В настоящее время проблема выбора информационной системы ИС из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения. Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет.
39015. Физические системы 34 KB
  Энергию всегда можно представить в виде произведения двух сомножителей один из которых описывает интенсивность расхода или накапливания энергии а второй характеризует количественные результаты этого процесса. Активными элементами служат источники энергии. Пассивные элементы системы служат либо для накопления либо для поглощения энергии. Накопители энергии могут накапливать либо потенциальную либо кинетическую энергию.
39016. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ 64.5 KB
  Речь идет о том что создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства реальной системы или явления которые влияют на выбранный показатель эффективности. В ряде случаев моделируемая система имеет в своем составе некоторые относительно изолированные подсистемы характеризующиеся определенным параметром в том числе векторным. Такие подсистемы можно заменять в модели соответствующими числовыми величинами а не описывать процесс их функционирования. При имитационном моделировании используемая математическая модель...
39017. Модели методов разработки программного обеспечения информационных систем 158.5 KB
  По определению одного из создателей языка UML Unified Modelling Lnguge Гради Буча: Объектноориентированное программирование ООП это методология программирования основанная на представлении программы в виде совокупности объектов каждый из которых является экземпляром определенного класса а классы образуют иерархию наследования. Леоненкова Самоучитель UML . Методы ООП и ООАП базируются на стандартном языке визуального моделирования UML. Применение методов ООП ООАП и...
39018. Системы регистрации учебных курсов 56 KB
  Системы регистрации учебных курсов Разделы Лекции 3: 3.1 Два вида систем регистрации курсов Лекция 5 будет посвящена применению языка UML к проектированию американской автоматизированной системы АИС регистрации платных учебных курсов университета Истерн Estern Stte University ESU. В этой связи сопоставим автоматизированную систему Истерн с действующей в МИРЭА неавтоматизированной системой регистрации учебных курсов. В любом Вузе в том числе в МИРЭА существует постоянно...
39019. Теория графов и графовые сети 98.5 KB
  Кстати наш вебкурс также представляет собой сложную систему.1 Вебсистемы После построения Интернет и создания на его базе Всемирной паутины World Wide Web WWW в компьютерном мире появились вебинформационные системы или кратко вебсистемы. Под вебсистемой мы будем понимать компьютерную систему работающую на основе Интернет Веб. Можно привести многочисленные примеры конкретных вебсистем.
39020. Веб-системы 69 KB
  Образующие Разделы Лекции 7: 7.1 Образующие Образующие это непроизводные атомарные элементы теории паттернов из которых составляются паттерновые сети. Образующие имеют неотделимые от них связи. В дискретной теории паттернов рассматриваются образующие обладающие конечными числами связей.