64653

Правовое государство и гражданское общество. Взаимоотношение гражданского общества и правового государства

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, что такое правовое государство и гражданское общество, дать определение. В связи с этим, выяснить их признаки и принципы, на которых они основываются.

Русский

2015-01-20

200.5 KB

14 чел.

Негосударственное образовательное учреждение

«Международный независимый

Эколого-политологический

Университет»

Пензенский филиал

Факультет: юридический

Кафедра: теория государства и права и государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: теория государства и права 

Курсовая работа

на тему: «Правовое государство

и гражданское общество»

Выполнила

студентка гр. Ю – 12

Грачева Елена

Проверил

к. и. н., доцент

Храмцов В. И.

Пенза

2009 г.

Содержание

[1] Введение

[2] Возникновение концепций о правовом государстве и гражданском обществе

[3] Понятие и признаки правового государства

[4] Характеристика и понятие гражданского общества, его институты

[5] Взаимоотношение гражданского общества и правового государства

[6] Перспективы формирования и развития гражданского общества и правового государства  в России

[7] Заключение

[8] Список использованной литературы

Введение

Сейчас в современном обществе, по телевидению, в печатных изданиях мы все чаще слышим  такие понятия, как «гражданское общество» и «правовое государство». В обществе обычно принято считать, что гражданское общество – это некая общественная организация, общность, состоящая из граждан той или иной страны, которые имеют права и обязанности, а обеспечивать и гарантировать их права обязанность государства. В Древней истории мы видим, что государство всегда довлело над своими подданными и их правами и свободой. Луций Сенека Младший, римский философ и писатель (около 4 г. до н.э. – 65 г. н. э.) высказывался так: «Недолговечна та власть, которая управляется во вред народу». Возникает вопрос: какое государство способно обеспечить наилучшие условия для жизнедеятельности своих подданных? Сейчас все больше политиков и деятелей склоняются к созданию правового государства, которое по своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Из этого историки  политологи говорят о взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Огромное значение приобретает вопрос их соотношения.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, что такое правовое государство и гражданское общество, дать определение. В связи с этим, выяснить их признаки и принципы, на которых они основываются. Постараться выявить, как взаимодействуют и соотносятся гражданское общество и правовое государство. И так как в Конституции РФ сказано, что Россия есть правовое государство, на основе этого еще одна цель данной работы – узнать перспективы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации, какие основы этих институтов в стране уже заложены.

 

Возникновение концепций о правовом государстве и гражданском обществе

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сфере общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки - гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе, и создавалось впечатление, что это - одно и то же. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей. [7, c. 58]

Речь шла о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль «ночного сторожа», «арбитра», «надсмотрщика». Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью. [7, c. 58]

Категория «гражданское общество», отличное от понятия государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIIIXIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовое учреждение и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. [5, с. 34]

Современная теория государства и права возвращается к этим философским истокам и, полагая, только в сочетании этих истоков и современных разработок, политико-правовых потребностей удастся установить, что все-таки имелось в виду под этим ласкающим слух понятием – гражданское общество, какое отношение оно имеет к судьбе государства и права. Прежде всего, Гегель подчеркивал, что гражданское общество «создано впрочем, лишь в современном мире», т. е., по сути, речь у Гегеля идет о том буржуазном обществе, которое на первых порах расцвело в Европе в начале XIX века. Одним принципом этого общества, по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои особенные цели, т.е., индивид. Другим принципом – «всеобщность», т.е., «соотношение лиц между собой», т.е., все тот же глобальный вопрос о взаимодействии индивида и общества и об ограничениях свободы одного индивида свободой другого в обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества. [3, с. 313]

Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельности. Это – во-вторых, сохранение свободы во «всеобщем», т.е., в обществе, защита собственности посредством правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпорации.

Гегель анализирует более подробно указанные стороны гражданского общества. О собственности он замечает, что она покоится на «договоре, формальности которого твердо определены». Член гражданского общества (Гегель называет его «чином») имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право. [3, c. 314]

Что касается полиции, то Гегель замечает, что на этот счет есть две точки зрения. Одна – «полиции следует представить надзор над всем», в том числе она должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о здоровье людей.

Вторая – «полиции ничего не следует определять, т.к. каждый человек будет ориентироваться на потребности другого», иными словами, в этих областях должны действовать принципы саморегулирования, самодеятельности, самоуправления.

Оправдывает Гегель геополитическую практику своего времени, когда расцветал колониализм. «Гражданское общество, – пишет он, – вынуждается основывать колонии» в силу роста населения, невозможности «массам» населения удовлетворять свои потребности своим трудом в своем государстве.

Таким образом, гражданское общество Гегеля – это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю – он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы. [3, с. 314]

Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Представление о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности, - писал Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его».

К. Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.

Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе». Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.

Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть ни что иное, как права члена гражданского общества. Среди них К. Маркс, как и Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. «Практическое применение права человека на свободу есть право на частную собственность». В чем состоит это право? - спрашивает К. Маркс. В качестве ответа он цитирует ст. 16 французской Конституции 1793 г.: «Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия». Делает вывод: «Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее, образует основу гражданского общества»1. [7, с. 59]

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен нив нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряду институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных районах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.  

На первом этапе (примерно XVIXVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII - конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

Становление гражданского общества в России – магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий.

Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею, процесс и как реальность, которой еще нет.

Понятие «гражданское общество» человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне. Вот некоторые из них.

Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Правовое государство – это такая форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Основы идеи правового государства возникли в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью – соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о праве и государстве. Древнеримский политик и философ Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны попадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти. [12, с. 361]

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К. Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д. Локка, в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал государство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В связи с этим утверждением он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И. Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личной свободы граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж.-Ж. Руссо развил идею народного суверенитета, основанного на том, что государство в форме республики является результатом общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д. Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединений общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера, Х. Ф. фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, звучала в трудах А. Радищева, П. Пестеля, А. Герцена, Н. Чернышевского и др. На рубеже XIXXX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. Коркунов, П. Новгородцев, С. Муромцев, Г. Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства недооценивалась. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно может отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

В итоге, правовое государство и гражданское общество — многомерные развивающиеся явления. В ходе общественного прогресса они приобретают новые свойства, наполняются новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства  и гражданского общества является их связанность с правом.

Понятие и признаки правового государства

Общественным сознанием правовое государство воспринимается, как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное, по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных элемента:

1) Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) Ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости.  В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек, как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании. [10, с. 142]

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола как барьер на его пути.

Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

  •  Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  •  Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
  •  Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  •  Федерализм;
  •  Верховенство закона;
  •  Взаимная ответственность государства и личности;
  •  Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
  •  Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

В современной юридической науке выделяют так называемые основы правового государства, под которыми понимаются предпосылки его формирования. Экономической основой является многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, являющийся залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважение к правам других людей.

Правовое государство обладает следующими основными признаками:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни. Законы, и основной среди них – конституция, обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.  Верховенство закона означает также, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и государственными органами и должностными лицами. При этом действует принцип: «все, что не дозволено власти, ей запрещено».

2. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, ответственность депутатов перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т. д.

3. Реальная гарантия прав и свобод граждан. В правовом государстве права граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и защиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и установлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой человека, очерченной формулой: «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».

4. Разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны какой-либо одной из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их независимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации.

5. Идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими мерами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

К числу дополнительных признаков, факторов становления правового государства можно отнести следующие:

  •  Стабильность законности и правопорядка в обществе;
  •  Преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  •  Выработка высокой политико-правовой грамотности;
  •  Появление действенной способности противостоять произволу;
  •  Разграничение партийных и государственных функций;
  •  Выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство – это путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная человеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические своды, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует в строго определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  1.  ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
  2.  оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
  3.  располагает специальным государственным механизмом;
  4.  обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  5.  существует благодаря налогам и другим сборам;
  6.  обладает государственным суверенитетом.

Итак, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и  независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).

Характеристика и понятие гражданского общества, его институты

Существуют различные подходы к определению понятия гражданского общества, его элементов и институтов, принципов и функций.

Гражданское обществоэто совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов собственников и их объединений.   Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид является собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т. д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т. д.), позволяющие реализовать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

Различают два подхода к пониманию гражданского общества: узкий и широкий. В узком понимании гражданское общество основывается на обеспечении прав человека, прежде всего его собственности, личной независимости. Широкое понимание гражданского общества соотносит его не только с индивидуалистической либеральной тенденцией, но и с тем, что принадлежит коллективистским традициям. Это система самодеятельных организаций социума, создаваемых для защиты своих интересов помимо государства.

В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает  в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан политической жизнью общества, субъектами которой являются граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там и тут действуют одни и те же субъекты. Тем не менее, структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом является основным препятствием развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства – управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства построена на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав  личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной станы. К ним относятся:        

  1.  Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
  2.  Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
  3.  Легитимность и демократический характер власти;
  4.  Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
  5.  Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  6.  Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
  7.  Свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
  8.  Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
  9.  Классовый мир, партнерство и национальное согласие;
  10.  Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это – рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядке, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. То есть государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел»2. Его задача – «не мешать» нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или, по крайней мере, ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу3. Следует различать гражданство и гражданственность - это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [4, с. 206]

Признаками гражданского общества являются следующие:

1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2. самоуправляемость;

3. конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

4. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

5. всеобщая информативность и реальное осуществление права человека на информацию;

6. наличие собственности в распоряжении людей;

7. наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев;

8. высокий уровень интеллектуального и психологического развития членов общества, их способность самодеятельности при вовлечении в определенный институт гражданского общества;

9. законнообеспеченность населения (функция правового государства).

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

В гражданском обществе можно выделить следующие институты. В социальной сфере институтами гражданского общества являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыболовные коллективы и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политический характер. Следует отметить, что в данном случае имеется в виду социальная сфера в узком смысле, поскольку в широком смысле социальная сфера – эта сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.  В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковского – кредитные учреждения, туристические фирмы, организация по возмездному оказанию юридических услуг). В политической сфере институтами являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические организации. Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление. Органы, которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти, и является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества как профессиональные союзы. Они действуют как в политической, так и в экономической сфере. В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры), творческие организации и союзы (писательские, журналистские, музыкальные, театральные, кинематографические), образовательные учреждения (дошкольные, школы, средние специальные и учебные заведения), физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера. В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, информационные страницы Интернета).

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность – это фундаментальные ценности гражданского общества. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель»4. Рынок – это самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство – мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Таким образом, гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами; независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, где гарантируется наиболее полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом – правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п.

Взаимоотношение гражданского общества и правового государства

Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботится о том, чтобы отдельный индивид подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение – публичная власть, государство»5.

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Первая – для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья – также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям6. Именно эта модель практически сегодня осуществима.

Вопрос о взаимоотношении гражданского общества и правового государства носит дискуссионный характер. Эта дискуссия имеет давнюю историю, которая продолжатся и сейчас. С начала XX века наблюдается две противоположные линии по обоснованию парадигмы: гражданское общество – правовое государство.

Одна линия опирается на германскую культурную традицию (Г. Гегель). Только государство (как абсолютный дух и универсальная политическая общность)  способно достичь общий интерес. К. Маркс предложил решить проблему, сняв различия между гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

Другая линия сравнения всю тяжесть переносит на свободу, ставя ее превыше всех ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т. д.

Черниловскому З. М.  удалось сформулировать положения, на которых основывается взаимодействие гражданского общества и государства. Он отмечал:

1) нет однозначной зависимости между существованием государства и наличием или отсутствием гражданских начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тога, когда государство монополизирует те или иные подчас и несвойственные ему функции, а его аппарат превращается  в оторванную от общества корпорацию;

2) именно государство, в приделах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последнее не противоречат законам;

3) от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности его граждан;

4) на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, могущих смягчать противоречия между достатком одних и нищетой других;

5) государством, его внешней политикой и оборонной мощью могут быть обеспечены само существование данного общества, его материальное и духовное сближение с другими народами.

Но существует и обратная связь: общество должно заботиться о силе и авторитете своего государства. В наших российских условиях, когда с одной стороны расширилось пространство самоопределения для социальных субъектов, когда поощряются личная инициатива, смелость и предприимчивость в хозяйственной деятельности, а с другой стороны – фактически снимаются все моральные и культурные ограничения с эгоистических побуждений и интересов индивида и групп, нельзя не поставить проблему защиты государства от граждан, от разрушительного действия каких-либо институтов или структур гражданского общества. В этой связи весьма значимой становится проблема правового ограничения прав и свобод индивидов. Справедливо утверждение о том, что только ограниченное и содержащие пределы своей свободы право отвечает своему первоначальному предназначению. И если право – инструмент защиты личности от произвола государственной власти, то ограничение прав и свобод предназначено для защиты общества, государства от произвола правопользователя.  Ограничение прав является необходимым элементом правового регулирования. Ограничения могут прямо предусматриваться в законодательстве, а могут существовать в виде запрета осуществлять свои права во вред другим лицам и государствам. «Юрисдикция окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного монизма, неизбежно ведущего к односторонности… Всякое преувеличение коллективного начала ведет к тоталитарным формам организации общества, подавлению инакомыслия, игнорированию прав и интересов меньшинства, основных прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь всякая гиперболизация всякой роли индивидуального начала в организации общественной жизни инициирует анархическое своеволие, чреватое разрушением государственности и принятых в обществе норм человеческого общежития»7.

Общество может и должно взаимодействовать с государством и влиять на его политику, сохраняя за собой верховный суверенитет в отношении к государству, его учреждениям, его ответственности, назначению на государственную службу и устранению от нее. В интересах защиты гарантированных индивиду «активных свобод» гражданское общество может действовать как сила, независимая от государства, и определять всеобщий интерес должно не государство, а гражданское общество. Мировая практика свидетельствует о существовании довольно обширной сферы влияния государства на институт частной собственности. Здесь задействованы и овладение государством некоторыми ключевыми объектами, и определение валюты и цен, и система государственного регулирования частной собственности через конституционные положения о национализированной собственности, систему налоговых льгот, льготных условий кредитования и даже датирования. [1, с. 254]

Неизменным должно оставаться одно: государство имеет определенные социальные обязательства перед обществом и вправе вторгаться в сферу осуществления частной собственности, если это затрагивает интересы общества. Лишь сильное государство способно не только сохранять социальную стабильность, юридически оформлять, а во многом и генерировать (конечно, под непосредственным воздействием общественности) реформаторскую активность, но и предотвращать криминализацию постепенно расширяемых секторов индивидуальной и групповой свободы и создавать тем самым действительно здоровое гражданское общество. Цивилизованным может считаться такое политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не подавляет его, а наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его формирования. Как справедливо подмечено, государство сегодня в значительной степени заинтересовано в становлении гражданского общества как способа самовыживания: обстановка развивается таким образом, что появляется третья альтернатива, то есть хаос, ведущий к самоуничтожению общества и государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства. Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества  —  экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. — принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.   

Итак, «гражданское общество» и «государство» представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. В тоже время, гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Перспективы формирования и развития гражданского общества и правового государства  в России

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, – задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства – западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» - это скорее идеальный тип (В.А. Четвернин).

Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют.

И если речь зашла о становлении правового государства, то вместе с ним должно развиваться и гражданское общество со всеми его основными принципами и функциями. Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно. Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые, и свидетельствует опыт государственного строительства.

Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко. Можно предположить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности в самых разных формах и образование равноправных различных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества» не следует принимать на веру.

Исходя из всего выше сказанного, формирование правового государства и гражданского общества для России – это очень сложный и длительный процесс. В перспективе он может развиваться по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ. Главная же роль в становлении у нас этих важнейших институтов остается за созданием и развитием нравственных устоев в нашей стране, общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического общества, где главным образом будут обеспечиваться права и свобода человека и гражданина.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод. Правовое государство, которое основывается на верховенстве закона, взаимной ответственности государства и личности, где гарантируются и обеспечиваются реальные права и свободы граждан, действует принцип разделения властей, идеологический и политический плюрализм, и гражданское общество, состоящее из негосударственных социально-экономических отношений, общественных объединений, политических партий, профсоюзов, сферы воспитания и образования и т. д., это неотъемлемые институты современного государства. Здесь создаются наиболее благоприятные условия для развития и совершенствования, как самого государства, так и его общества.

Конечно, эти режимы существуют далеко не во всех странах. Это вызвано разным уровнем развития государств, историей их становления, политической идеологи страны и правящего режима.

Правовое государство и гражданское общество – это идеальная среда жизни, к которой нужно стремиться. Это две взаимодействующие, взаимообусловленные, но не отождествленные системы. Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный характер для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Здесь важную роль играет и гражданское общество. Индивид в данном случае существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право гарантирует реализацию прав личности. Правовым можно считать только то государство, где все законы, в конечном счете, направлены на благо человека, гарантируют и защищают его права и свободы. «Власть, связанная правом, а не вооруженная правом, - вот что такое правовое государство»8.

В Российской Федерации многие черты правового государства и гражданского общества только находятся на стадии формирования и осознания их необходимости и в государстве, и в обществе. Эти процессы осложняются нестабильностью существующих на данный момент в стране общественно-политических структур, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности, высоким уровнем правового нигилизма в нашей стране, противоречиями и пробелами в законодательстве. Но Россия и ее правительство стремится к созданию благоприятных условий для образования полноценного правового государства с гражданским обществом. В Конституции РФ закреплены основополагающие идеи гражданского общества и государства. Человек, его прав и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита их является задачей государства. Как одно из главных условий образования правового государства, в России признается принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Но для достижения всех этих идей и принципов необходимо повышать уровень правосознания общества, бороться с правовым нигилизмом, повышать уровень образованности общества, проводить правовое воспитание, как подрастающего поколения, так и старшего, как можно тщательнее проводить правовую политику во всех сферах общественных отношений.

 

Список использованной литературы

  1.  Абакумов С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? / С. А. Абакумов. – М.: Галерея, 2005. – 296 с.
  2.  Абакумов С. А., Подберезкин А. И. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поисках эффективного алгоритма развития / С. А. Абакумов, А. И. Подберезкин. – М.: Имидж - пресс, 2004. – 435 с.
  3.  Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд., - М.: Юрисдикция,2000. – 528 с.
  4.  Гаджиев К. С. Политология: Учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2008. – 432 с.
  5.  Лопушанский И. Н., Кальной И. И. Гражданское общество: истоки и современность / И. Н. Лопушанский, И. И. Кальной. – М.: Юридический цент Пресс, 2006. – 492 с.
  6.  Марченко М. Н. Общая теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.
  7.  Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 541 с.
  8.  Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2004. – 367 с.
  9.  Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая литература, 2006. – 256 с.
  10.  Мухаев Р. Т. Правовые основы Российского государства: Учебник / Р. Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. – 351 с.
  11.  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
  12.  Певцова Е.А., Важенин А. Г. теория государства и права. Учебно-практическое пособие / Е. А. Певцова, А. Г. Важенин. – Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 528 с.
  13.  Ракитская И. Ф. Теория государства и права: Методический материал / И. Ф. Ракитская. – СПб.: Альфа, 2006. – 381 с.
  14.  Рссказов Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2009. – 464 с. (Высшее образование).
  15.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юристъ, 2007. – 768 с.

1 Статья «К еврейскому вопросу», 1843 г.

2 К. Маркс

3 «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». – Н. А. Некрасов

4 Г. Гегель

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. с. 272.

6 Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // государство и право. 1994. № 3. с. 7.

7 Б. С. Эбзеева

8 Я. Яковлев – современный правовед


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1433. Проект для строительства завода по ремонту бытовых машин в городе Белово 128.5 KB
  Проект разработан для строительства в городе Белово, преобладающее направление ветров ЮЗ с силой 0.38 кПа. Нормативное значение веса снегового покрова принято 1.5 кПа. Глубина промерзания грунтов 2.2 м. Температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки – 400С.
1434. Экономическое обоснование проектирования двигателя 124.5 KB
  Целью расчетов является обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя. Решение принимается на основе расчета экономического эффекта путем сопоставления результатов и затрат по проектируемому и базовому вариантам при условии сопоставимости их по объему
1435. Уровневые фронтальные лабораторные работы 231.52 KB
  Составной частью исследуемой проблематики является уровневый подход к формированию практических умений и навыков школьников. Для реализации этой цели учителем разработаны уровневые фронтальные лабораторные работы, и примеры использования проектной технологии как возможности вариативной организации учебных занятий.
1436. Алгоритм решения задачи с использованием программ Microsoft Excel и MathCAD 265.69 KB
  Данная работа посвящена автоматизации процессов расчетов. Ее целью является закрепление знаний по всем разделам дисциплины Информатика, проверка навыков практической работы с программными средствами обработки информации.
1437. Основные модели данных 182.57 KB
  В зависимости от используемой модели СУБД называются соответственно: сетевыми, иерархическими и реляционными. Манипулирование данными. Сетевая база данных. Достоинства и недостатки иерархических и сетевых СУБД.
1438. Теоретическое и экспериментальное исследование процесса сушки абрикос с применением токов высокой частоты 3.32 MB
  Современные теоретические представления о тепло- массопереносе в процессах сушки. Электрофизические параметры абрикос и их влияние на объемное тепловыделение. Экспериментальное определение электрофизических параметров абрикос. Математическая модель динамики изменения электрофизических параметров абрикос.
1439. Использование распознавания образов для обработки и восстановления музыкальных сигналов 7.15 MB
  Определение полного перечня признаков, характеризующих объекты, преобразование информации при распознавании музыкального сигнала. Статический подход к распознаванию образов. Общая характеристика современной техники восстановления.
1440. Лингвопереводческие концепции американских переводоведов второй половины ХХ-начала ХХІ века 19.04 MB
  Перевод как один из древнейших видов человеческой деятельности, его роль в развитии социума, особая роль лингвопереводческих концепций Ю.А. Найды в развитии теории и практики межъязыковой коммуникации в США. Предпосылки развития генеративной лингвистики, формальная и динамическая эквивалентность, роль рецептора перевода.
1441. Методика складання розкладу занять 213.34 KB
  Важливим елементом організації роботи навчального закладу є науковий підхід до складання розкладу занять, розглянутий у роботі В.Пайкеса Методика складання розкладу занять у загальноосвітній установі. Раціонально складений розклад занять сприяє ефективності НВП, зниженню і ліквідації перевантажень учнів, підвищенню працездатності учнів і вчителів.