64654

Качественный контент-анализ

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В данной работе, я проведу качественный контент-анализ статьи «Ошибки прогнозирования экономического роста» эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Людмилы Кравченко. Тема курсовой работы актуальна, так как метод контент-анализа все чаще применяется для анализа...

Русский

2014-07-09

107.88 KB

16 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.

Высшего профессионального образования.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

(ВлГУ)

Кафедра истории, археологии и краеведения.

Курсовая работа

по Методологии научного исследования  на тему:

Качественный контент-анализ

Выполнила:

ст.гр. МОк-112

Чабурина Юлия

Принял:

ст.пр. Слепков М.С.

Владимир, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5

1.Теоретическое исследование…………………………………………………...6

1.1 История метода…………………………………………………………….6-12

1.2Назначение,область применения и особенности контент-анализа………………………………………………………………………...13-20

1.3Основные методологические категории метода…………………………………………………………………………21-30

2. Практическое исследование………………………………………………….31

2.1 Качественный контент-анализ документа……………………………...31-43

Заключение…………………………………………………………………...44-45

Список литературы………………………………………………………………46

Введение

Самым распространенным видом информации является информация, представленная в виде текстов на языке данной страны, поэтому анализ текстов является одним из наиболее распространенных видов научного и научно-практического анализа.

Более того, существуют науки, которые целиком или в основном описаются именно на анализ текстов. Наиболее распространенным направлением анализа текстов является сжатие информации – возможность выделить из совокупности текстов наиболее существенные, концептуальные моменты, важные для данного конкретного направления исследований. 2

Традиционные формы сжатия информации – аннотирование, конспектирование, реферирование – уже давно не считаются какими-то специфическими видами работы с информацией и ими владеют любые специалисты.  Понятие анализ текстов иногда употребляется как синоним понятия контент-анализ, хотя последнее понятие шире. Контент-анализ относится к более широкой области исследований, затрагивающих не только текст, но информацию различного рода — изображения, аудио и видеоинформацию. 3

Кроме того, контент-анализ, в отличие от других способов изучения документов, позволяет вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его как проявление или как оценку социальной жизни.4 Понимание социального контекста документа предполагает выявление того, что именно получило в нем отражение, какой резонанс этот документ получил или может получить в общественной жизни и, наконец, степень оригинальности документа, отличие его от других документов такого рода. 5Контент-анализ — это метод количественного систематического подхода к изучению текста. Важным является то, что он формализован. Формализованность, систематичность и строгость контент-анализа проявляется в том, что исследование проводится на основании методологически обоснованной программы, по определенным процедурам и служит для получения информации, отвечающей некоторым критериям качества.

С помощью контент-анализа изучались религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В данной работе, я проведу качественный контент-анализ статьи «Ошибки прогнозирования экономического роста» эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Людмилы Кравченко.

Тема курсовой работы актуальна, так как метод контент-анализа все чаще применяется для анализа каких либо событий , выступлений и тд.

В наше время существует немного историографии по контент-анализу.  Американский политолог, один из основоположников современной политологии, Г .Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев, позднее его разработками стал заниматься Э. Морэн. На основе их разработок, была создана  историография Р.Л.Лебедева-Р.В.Рывкина.

Объектом исследования является качественный контент-анализ.

Предметом - качественный контент-анализ статьи Л.Кравченко.

Цель работы:  узнать о методики контент – анализа; провести анализ статьи.

Задачи исследования:  провести контент-анализ документа, исходя из результата, сделать вывод; проанализировать отношение автора  к основному вопросу, затронутому в статье. (Ошибки прогнозирования экономического роста.)

В данной работе информация охватывает период с 13    по  21 век.

 Теоретической и методологической основой исследования, являются принципы современной теории политической науки. В курсовой использованы такие методы исследования как: диалектический, системный.

Что касаемо структуры исследования, то данная работа  состоит из введения, двух глав, в которые в общей сложности входит 4 пунктов, а так же, заключение и список литературы.

1.Теоретическое исследование

1.1 История метода

В советской социологической литературе происхождение контент-анализа связывалось с именами У. Томаса и Ф. Знанецкого, однако ныне многие отечественные исследователи отмечают, что он возник сто и более лет тому назад. Первый упоминаемый в литературе опыт использования метода, очень близкого к этому (прикладная цель которого выглядит очень узнаваемой) Г.Г. Почепцов относит к XIII в., когда в Швеции был осуществлен анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам.6 Наличие или отсутствие такого соответствия и определялось подсчетом в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в том числе тех, которые считались еретическими. 7Частота использования определённых заранее собранных слов и тем позволяла судить о том, насколько корректен текст с точки зрения официального учения церкви. 8

Важно отметить, что простой подсчёт частотности употребления какого-либо слова давал сравнительно мало материала для точного и глубокого анализа проблемы. Установление семантических связей между отдельными единицами контент-анализа позволяет получить более полную картину.

В конце XIX – начале XX вв. в США появились первые контент-аналитические исследования текстов массовой информации. Их мотивация выглядит удивительно знакомой: авторы задавались целью продемонстрировать прискорбное пожелтение тогдашней нью-йоркской прессы.9

На рубеже XIX и XX веков развитие средств массовой коммуникации, увеличение количества информационных каналов и потоков и, как следствие, их дезориентирующее влияние на человека потребовали метода систематизации материала, его обобщения.

Сам термин контент-анализ (content-analysis) впервые был использован в США журналистами Д.Уипкинсом, А.Тенни, Д.Спиидом, Б.Мэттью. Принципы методики также были частично описаны французским журналистом Ж.Кайзером. 10Контент-анализ как сформировавшийся метод исследований изучения массовых коммуникаций первоначально был количественно-ориентированным. Впервые он был использован Максом Вебером в 1910 году для анализа освещаемости прессой политических акций в Германии. Позднее, в 1937 году метод контент-анализа был использован в США в исследовании инаугурационных речей американских президентов, в рамках которого были изучены наиболее общие категории, отражающие национальные, исторические, фундаментальные и оценочные аспекты.11

Чтобы получить материалы для своей книги о судьбе польских крестьян, эмигрировавших в США, У. Томас и Ф. Знанецкий  провели колоссальную работу по сбору личной документации. Одним из путей решения этой задачи была публикация, объявленная в газете с просьбой к полякам, приехавшим в США, присылать свои жизнеописания и письма родственников по определенному адресу за незначительную плату - 10 центов за материал. Этот метод сбора материала, точнее методологические позиции авторов, были раскритикованы спустя почти 20 лет американским социологом Блумергом.12

Он отметил, что эти материалы носили лишь иллюстративный характер и никоим образом не могли быть использованы в качестве доказательства конкретной точки зрения. После этого экспертная комиссия Национального совета по социальным исследованиям США создала специальный комитет, на котором анализировались проблемы, связанные со степенью искажения материала при передаче мысли и при записи.13

В этой связи ставился вопрос о том, в какой мере само оформление того или иного личного документа – заявления или дневника – соответствует реальным намерениям этого автора и действительному положению дел. Опыт первой мировой войны сформировал большую группу серьезных исследователей в области пропаганды, и паблик рилейшнз.

Тогда в США был создан комитет под руководством Джорджа Криля, который занимался составлением пропагандистских материалов. Во время второй мировой войны, в США и Великобритании контент-анализ использовался государственными структурами в военных целях и в целях исследования направлений пропагандистской деятельности.14

В это же время в Великобритании сотрудники радио BBC анализировали пропагандистские материалы нацистов и составляли прогнозы по поводу ведения ими внешней и внутренней политики. Один из самых замечательных примеров использования контент-анализа принадлежит британским аналитикам, верно предсказавшим время запуска крылатых ракет «ФАУ-1» и баллистических ракет «ФАУ-2» Германией против Великобритании. 15

В исследования пропаганды значительный вклад внес Гарольд Лассуэлл. В 1927 г. вышла его докторская диссертация под названием «Техники пропаганды в мировой войне».16 Эта книга была качественной (с точки зрения методологии), в ней оценивались техники пропаганды двух сторон военных действий.17 В частности он произвёл анализ содержания газеты «истинный американец» и привёл аргументированные доказательства того, что она поддерживает фашизм, после чего публикация газеты была запрещена. При этом Лассвелла критикуют за некорректное соотнесение качественных и количественных методов, не позволяющее провести верификацию результатов. 18

Г. Лассуэл сформулировал три основные функции коммуникации в обществе: 1. Наблюдение над окружающим миром: эта роль масс-медиа позволяет индивиду видеть гораздо больше, чтобы узнавать о событиях во всем мире. 2. Корреляция ответа общества на события в окружающем мире: масс-медиа рассказывает индивидууму, как интерпретировать происходящие события. 3. Передача культурного наследия, например: дети изучают жизнь других людей, что такое хорошо и что такое плохо, чем они отличаются от других людей. Широко известна формула Лассуэлла из пяти вопросов: «Кто и что говорит, по какому каналу, кому и с какими эффектами?», дающая простой и четкий формат описания коммуникации.

Накопленный опыт лёг в основу создания книги, написанной Б. Берелсоном в начале 1950-х годов XX века «контент-анализ в коммуникационных исследованиях».19 Она до сих пор считается фундаментальным трудом, описывающим наиболее общие положения этой молодой методики исследований. После её появления метод приобрёл большую популярность и стал широко использоваться и совершенствоваться в самых разных сферах. Так, например, появилась методика связанности символов Ч. Осгуда, позволявшая определить коррелирующие между собой части содержания текста.20 Европейские исследователи опирались главным образом на опыт американских специалистов в области контент-анализа.

В начале 1960-х гг. Г. Лассуэлл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот абстрактную единицу – слово. Целью работы Лассуэлла было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале – текстах печатных изданий. 21

Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэлла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественными, результаты его трудов с тру- дом поддавались верификации. В этот же период Ж. Кайзер разработал новую методику статистического анализа периодических изданий, в основе которой лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе.

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий.22

Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитие тенденций в публикациях СМИ.23 

Дальнейшее развитие кайзеровское направление методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн, которая ввела в научный оборот термин единица информации – семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говорится?» Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг.24 Тем самым, Э. Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию семантических групп, которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э. Морэн разработала концепцию тона материала, который определялся социометрически: положительная информация, отрицательная, нейтральная.25 Следующим этапом в развитии метода в области проведении исследований, имеющих дело с большими объёмами текста, стало использование ресурсов ЭВМ. Так в 1974 году в Италии на конференции, посвящённой проблемам контент-анализа, было представлено несколько проектов, реализуемых посредством машинной обработки данных. Они заключались в анализе заголовков статей опубликованных в большом количестве газет и сравнении степени внимания в них к региональным, общегосударственным и международным проблемам; в сравнении интереса американских и европейских СМИ к тенденциям развития «общего рынка» и т.д. На этом собрании Германия выступала с проектом создания словаря, который мог бы быть использован в проведении контент-анализа текстов. В СССР метод контент-анализа стал использоваться с конца 1960-х годов. Например, это исследования А.В. Баранова, направленные на изучение степени обращения к субъективным интересам читателей в газете «Известия»; исследования Б.А. Грушина по изучению информированности читателей ряда СМИ о существующих проблемах.26

Наиболее широкое распространение контент-анализ получил в теории массовой коммуникации, политологии и социологии. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда этот термин используется как обобщающий для всех методов систематического и претендующего на объективность анализа политических текстов и текстов, циркулирующих в каналах массовой коммуникации.27 Однако такое расширительное понимание контент-анализа неправомерно, поскольку существует ряд исследовательских методов – либо специально разработанных для анализа политических текстов (например, метод когнитивного картирования), либо применимых и применяемых для этой цели (например, метод семантического дифференциала или различные подходы, предполагающие изучение структуры текста и механизмов его воздействия), – которые не могут быть сведены к стандартному контент-анализу даже при максимально широком его понимании.28

Становление и распространение приобретающей всё большую популярность всемирной глобальной сети Интернет также дало много ресурсов для развития метода контент-анализа и усилило потребность в нём. Сегодня контент-анализ широко используется именно в этой коммуникативной среде, и развитие программного обеспечения, способного в той или иной мере автоматизировать процесс проведения метода, остаётся приоритетной задачей для  расширения диапазона его применения. Его разработкой занимаются главным образом в США, Великобритании и Германии.29 К сожалению, уникальные отечественные разработки программного обеспечения практически неизвестны зарубежным исследователям, использующим метод контент-анализа.

1.2 Назначение, область применения и особенности контент-анализа

Прежде чем приступить к рассмотрению способов анализа документов, необходимо дать определение и классификацию документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.30 По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. Сегодня, в связи с широким распространением и универсализацией электронных средств хранения, передачи и об- работки информации, решающее значение приобретает классификация документов на цифровые (машинно-читаемые) и аналоговые (не читаемые с помощью компьютера).31

С точки зрения целевого назначения, выделяют материалы, которые были провоцированы самим исследователем (к примеру биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого — в числе использованных документов была уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц). 32Эти документы называют целевыми.33 Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. Обычно эти материалы называют собственно документальной информацией в социологическом исследовании.34 

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, мемуарные записи. Безличные документы — это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документального источника выделим документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность.35

Неофициальные документы — это многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).

Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино, видеоматериалы.

По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.36 

Помимо этого, можно, конечно классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видеохроники общественных событий.

Определения контент-анализа. Существует множество определений контент-анализа, но при этом большинство из них едва ли полно отражает его сущность. Приведём наиболее часто употребляемые определения контент-анализа.  Это методика объективного качественного и систематического изучения содержания средств коммуникации (Д. Джери, Дж. Джери). 37

Это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Д. Мангейм, Р. Рич). Это качественно-количественный метод изучения документов, который характеризуется объективностью выводов и строгостью процедуры и состоит в квантификационной обработке текста с дальнейшей интерпретацией результатов (В. Иванов).  Это исследовательская техника для получения результатов путем анализа содержания текста о состоянии и свойствах социальной действительности (Е. Таршис). Контент-анализ состоит в нахождении в тексте определенных содержательных понятий (единиц анализа), выявлении частоты их встречаемости и соотношения с содержанием всего документа (Б. Краснов).38

Наиболее компактное формальное определение контент-анализа звучит так: «Любая систематическая редукция потока текста (или других символов) к стандартном набору статистически обрабатываемых символов, отражающих присутствие, интенсивность или частоту характеристик, значимых для социальной науки».39

Эти определения дают фрагментарное представление о методе и не учитывают новых возможностей многомерного статистического анализа. Все эти определения могут быть сгруппированы следующим образом:  статистическая семантика;  техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;  техника для разработки обобщений при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений. Как нам представляется, одним из наиболее адекватных является определение контент-анализа, разработанное психологами. 40

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. сontent – содержание) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), при котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации.41 Контент-анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ, как научный метод, используется для получения информации, отвечающей некоторым критериям качества (объективность, надежность и валидность). 42

Заметную роль в повышении  качества контент-анализа играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов. Такое определение несколько громоздко и, по сути, представляет собой описание исследовательской техники, тем не менее оно позволит нам отойти от представлений о контент-анализе как простом пересчете слов в текстах. 43

Специфика анализа текстов как метода раскрывается через пары понятий, описывающих основные контрасты метода. 44Дедукция или индукция: от общего к частному или от частностей к общим закономерностям? Количественная или качественная стратегия: количественная стратегия предполагает более формальный подход и применение статистических методов, тогда как качественная опирается на способность человека понимать и интерпретировать смыслы. 45

Денотация и коннотация: денотация и коннотация связаны с социальным значением слов, а не с грамматическими правилами их употребления. Денотация – это фиксированное отношение слова к объектам, которые оно описывает (одно слово может иметь несколько денотаций, например, в языке разных социальных групп). Коннотация – это контекстно-зависимое значение слова или ценностная (оценочная) нагрузка. Примеры: окно – отверстие в стене, форточка – часть окна, но также окно компьютерной программы, окна, форточки – сленговое обозначение ОС Windows (вторичная денотация). Слово социализм или демократия будет иметь разные коннотации для молодого и старшего поколения, как в смысле социального опыта, так и в смысле оценки. 46

Открытое или скрытое значение, смысл слов – описание и интерпретация: различение открытого, непосредственно выраженного смысла и скрытого смысла, значения. Данное противопоставление напоминает различие открытого и скрытого смысла слов, но относится к текстам в целом. Описательный, дескриптивный анализ концентрируется на таких вопросах, как насколько часто и каким образом слово встречается в тексте, тогда как интерпретационный анализ задается вопросами значения слова и причин его употребления в том или ином контексте. 47

Область применения. Важной особенностью этого метода является систематизация большого по объёму тематически связанного, но не структурированного массива (чаще всего текстового). 48Предварительная систематизация такого материала позволяет сократить время на его обработку. 49В этой связи существенную важность имеет грамотный подбор источников получения информации, например печатных и электронных СМИ нужных тематических групп, ориентированных на определённые целевые аудитории.

Роль и функции их варьируются в зависимости от особенностей освещения экономико-политических аспектов общественной жизни, идеологической, религиозной и многих других её составляющих, по типу социализирующей и образовательной деятельности, по методам воздействия на целевую аудиторию, по степени объективности публикуемой информации и т.д. Для исследователя крайне важно чётко идентифицировать позиции медиа при отборе массива, в противном случае противоречивость, размытость результатов могут помешать в полной мере, убедительно подтвердить либо опровергнуть гипотезы исследования.50 

Сферы социологических исследований коммуникации, в которых может применяться анализ текстов:51  Анализ содержания коммуникации;  Анализ формы коммуникации;  Анализ производителей коммуникации;  Анализ аудитории;  Анализ эффектов коммуникации. Три типа гипотез, которые могут быть протестированы с помощью анализа текстов: 1. гипотезы относительно частоты встречаемости тех или иных терминов, понятий; 2. гипотезы о связи понятий в тексте, отдельных частях текста или совокупностях текстов; 3. гипотезы, касающиеся соотношения между текстуально-аналитическим исследованием и другими видами исследований; гипотезы такого типа используются для сравнения результатов исследований, проведенных с помощью различных методов или для установления связей между текстуальными и не-текстуальными явлениями (например, для сравнения высказываний и реальных действий людей). Ограничения анализа текстов как метода:  для количественного анализа необходимо статистически значимое количество текстуальной информации, он не предназначен для анализа уникальных текстов; анализируемые тексты должны поддаваться формализации, поэтому данный метод лишь ограниченно пригоден для анализа художественной литературы и совсем не пригоден для анализа поэзии; качественный анализ позволяет глубже понять текст, но он требует значительного количества времени и усилий; таким образом, традиционный качественный анализ малопригоден для исследования больших объемов текста.52 Последнее ограничение ныне снимается посредством создания программных средств, осуществляющих лексический анализ текстов.

В последние годы предпринимаются попытки и семантического машинного анализа вербальной информации; главным ограничением является то обстоятельство, что текст менее сложен, чем индивидуальное или общественное сознание, которыми он порожден; текст является упрощенным, редуцированным отражением социальной реальности. 53

Метод занимает особое место среди других в силу своей эффективности при анализе больших информационных массивов. Чаще всего он используется при анализе текста и заключается либо в подсчёте наиболее часто встречающихся в нём слов, словосочетаний, самостоятельных тем, выраженных, например, целостными абзацами, и других лексических единиц, либо единицами контент-анализа выступают такие величины как протяжённость текста, численность строк, абзацев, колонок, страниц. Метод также применяется и при изучении видео и аудио материала и единицами анализа становятся графическая составляющая, сопровождающая  тексты, метраж аудио и видео плёнки с материалами, интересующими исследователя, объём эфирного времени, время суток, в которое материал транслируется аудитории.

С помощью этого метода можно изучать такие материалы как, например, статьи в СМИ, речи политиков, партийные программы, программы общественных движений, видеоматериалы массовых мероприятий, съездов и митингов, нормативно-правовые акты, рекламные сообщения, произведения художественной литературы, исторические тексты, письма и многое другое. Обязательным условием проведения контент-анализа является фиксация материала на материальном носителе. Только при его соблюдении возможно использование этого метода. Часто результаты контент-анализа дополняются использованием других методов. Интересен он также и тем, что не требует больших материальных затрат, несложен в использовании, не подразумевает ощутимых технических и других трудностей при использовании специализированного компьютерного программного обеспечения. Полевой этап исследования более прост, чем при использовании многих других методов. Так, проведение простого (хотя и неглубокого) контент-анализа доступно даже при использовании базовых средств Microsoft Office или его аналогов.

1.3 Основные методологические категории метода

Контент-анализ как метод предоставляет исследователю богатые и разнообразные возможности, но требует тщательного формирования исследовательской стратегии путем выбора из нескольких альтернатив. 54

Основа контент-анализа – это подсчет встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками. Отсюда понятно, что главная предпосылка контент-анализа – это выяснение того, что считать; иными словами, определение единиц текста.

Единицы текста. Единица – это отдельная группа слов, рассматриваемая как целое. Выделяется несколько типов единиц.

Единицы анализа – это единицы, составляющие основу анализа, единицы, которые исследователь стремится охарактеризовать. Пример: слово, газетная статья.55

Единицы выборки – части наблюдаемой реальности или потока текста, которые рассматриваются как независимые друг от друга. Они имеют ясно различимые границы, им могут быть присвоены уникальные номера и они могут включаться в выборку с заранее известной вероятностью. 56

Единицы кодирования (также единицы записи или единицы текста) – это отдельные сегменты текста, помещаемые в ту или иную категорию.57 Для каждой единицы кодирования исследователь принимает решение, имеет ли она те или иные атрибуты, которые интересуют его в данном исследовании, относятся ли они к теме исследования. Пример: идея превосходства мужчин над женщинами (идея, формирующая категорию) может быть выражена в таких единицах кодирования, как слово, смысл слова, предложение, тема, абзац, текст целиком.

Единицы контекста – это та совокупность текстов, которую необходимо принять в расчет, характеризуя единицу кодирования. Они формируют контекст, который определяет значение, смысл единиц кодирования, в том случае, если этот смысл контекстно-зависим.58 Например, в статье, посвященной финансовым вопросам, слово долг будет иметь другое значение, чем в тексте, посвященном религиозным вопросам. При анализе текстов без применения компьютера контекст обычно легко распознаваем. В компьютерном анализе контекст, как правило, определяется через анализ слов, окружающих в тексте единицу кодирования.

Единицы счета – это те единицы, с помощью которых квантифицируются атрибуты текста. Они совпадают с единицами кодирования, если исследователь заинтересован в подсчете количества слов или других элементов текста. Другими словами, единицы счета – это именно то, что подсчитывается в процессе исследования, то, к чему относятся числа в матрице данных. Примеры: 5 слов были идентифицированы как относящиеся к агрессии (попадающие в данную категорию). В матрицу ставится число 5 – в данном случае единица кодирования совпадает с единицей счета.

Пример несовпадения этих единиц: анализ пространства на страницах газеты, отданного под освещение определенной темы. Статья, идентифицированная как относящаяся к теме – это единица кодирования, а число квадратных сантиметров (в которых измерена площадь статьи и полученный результат занесен в матрицу) – единица счета. Физические единицы имеют отдельную физическую форму (например, отдельный номер газеты).

Синтаксические единицы – те, которые являются естественными для грамматики соответствующего средства коммуникации (например, слово во фразе или отдельная новость во фразе выпуска новостей).

Единицы референции – те, которые описывают разными словами один и тот же объект (например, «глава государства», «президент», «Путин», в определенном контексте – просто «он»).59

Пропозиционные единицы – это части сложных предложений, имеющие собственную структуру, описания конкретных положений дел (ситуаций). Такие единицы используются для того, чтобы избежать сложности естественного языка. Например, фраза «Агрессивный вор угрожает полицейскому» распадается на два простых предложения «Вор агрессивен» и «Вор угрожает полицейскому».

Единицы различного рода могут пересекаться и включать друг друга. Например, при анализе книг первая единица анализа – это книга, вторая – главы в книгах, третья – параграфы или абзацы. В случае если параграф – наименьшая из единиц, на которые исследователь разбил текст, он также служит и единицей кодирования. Однако можно продолжить делить тест дальше вплоть до предложений или грамматических частей предложений. В таком случае единицей выборки может стать абзац. Каждая единица, которая больше, чем составляющие ее части, может служить единицей контекста: фраза для слова, глава для пара- графа и т.д. 60

Концептуальные категории. Концепт – это единица смысла, отдельная идея. Концептуальные категории – это агрегации единиц текста, основанные на общей идее, релевантной для теоретической основы исследования.61 Иными словами, категории – результат операционализации идей с помощью слов и фраз. Концепты могут быть образованы дедуктивно (на основе теории) или индуктивно (на основе исследуемых текстов).

Количественный или качественный подход. Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.62 

Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами. В 1950-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты "Правда" обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина.63 Отсюда они сделали вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо. 64Качественный контент-анализ не слишком высоко оценивается позитивистски ориентированными исследователями. На западе ему отдают предпочтение исследователи, придерживающиеся феминистских, а также критических или интерпретативных подходов. Сторонники количественного подхода также иногда включают качественный контент-анализ в свой методологический арсенал с целью усилить надежность количественных исследований в исследовании содержания текста. 65В дискуссии о качественном или количественном контент-анализе существует и объединяющая точка зрения, которая представляется наиболее продуктивной.66 Ее защитники утверждают, что должно использоваться некоторое сочетание количественного и качественного анализа. Тематический или семантический подход.

Основной отличительной особенностью тематического подхода является то, что выводы делаются на основании данных о встречаемости концептов, понятий в тексте. Основное допущение подхода состоит в том, что существует связь между наличием в тексте тех или иных тем и интересом к этим темам у автора текста. Сделав это допущение, исследователь может ставить вопрос об уровне интереса, проявляемого тем или иным коммуникатором к той или иной теме. Можно также сравнивать интерес к теме у разных коммуникаторов или в различные периоды времени. Применимость тематического анализа определяется следующими основными критериями: 1. можно сформулировать четкие и однозначные правила кодирования; 2. единицей анализа выступает слово или устойчивое словосочетание, и выводы будут делаться на основе частот встречаемости слов или словосочетаний в тексте; 3. в анализ включено большое количество концептов. Основное различие между тематической и семантической стратегиями – в ответе на вопрос «что считать?». В тематической стратегии кодируются концепты, семантическая предполагает подсчет и кодирование отношений между концептами. Преимуществом семантического анализа по сравнению с тематическим является то, что он позволяет сохранить больше изначальной сложности, больше оригинальных смыслов исследуемого текста.

Семантика [<гр. semanticos обозначающий] — смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.67 Семантический [<гр. semanticos обозначающий] — смысловой, относящийся к значению слова (в отличие от звуковой и формальной стороны слова). 68Семантический анализ в значительно большей мере, чем тематический, опирается на свойства естественного языка. Поэтому анализ (особенно компьютерный) в значительной степени специфичен для каждого языка. 69Каждый блок текста, попавший в выборку, суммируется при помощи нескольких кодов, взаимосвязанных в соответствии с общим пониманием предмета изучения. Рассмотрим пример семантической грамматики, состоящей из четырех компонен- тов: Агент (agency) – инициатор какого-либо действия, активности;  Позиция (position) – позиция относительно действий агента, их оценка;  Действие (action) – анализируемая деятельность;  Объект (object) – цель, предмет деятельности агента.

Например, фрагмент текста, имеющий смысл «политики слишком много спорят», будет закодирован следующим образом: политики (агент) не должны (позиция) спорить (действие) с политиками (объект). Методологические основания кодирования текста. Кодирование – это процесс систематической трансформации и агрегации исходных данных в категории, которые позволяют точно описать характеристики текста, релевантные для исследования. 70

Основная проблема кодирования – неоднозначность текста. Слова могут иметь различные коннотации. Способ избежать проблем неоднозначности – выработка детальных правил кодирования и принятие мер к избежанию неоднозначности, основанной на контексте.71 Кодирование может производиться как вручную, так и с использованием компьютера. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. 72Люди более способны к совершению осмысленного выбора из нескольких значений или вариантов смысла, но они работают медленно и иногда склонны присваивать словам значения, не предусмотренные исследователем. Компьютерное кодирование значительно быстрее, но хуже справляется с неоднозначностью текста. В рамках инструментального подхода набор категорий создается на основе теории, которая есть у исследователя еще до начала исследования.73 В таком случае, целью исследования может быть подтверждение или опровержение теории. Важно, что в данном случае значения, которые не релевантны по отношению к теории, а также варианты значений, возможно подразумеваемые автором текста, не принимаются во внимание. Выделяется два базовых подхода к кодированию: кодирование открытого, эксплицитно выраженного содержания текста (манифестное или инструментальное) и кодирование скрытых, неявно выраженных смыслов, которые, по мнению исследователя, подразумевались создателем текста (латентное, репрезентационное).

Манифестное кодирование. Кодирование содержания текста, лежащего на поверхности, называется манифестным (открытым, явным). Исследователь подсчитывает количество появлений фразы или слова (например, красный) в письменном тексте; или количество определенных действий (например, поцелуев или ударов), представленных на фото- графиях или в видеосцене. Система кодирования включает перечень терминов или действий, помещенных в тексте.74

Именно таким перечнем является, например, словарь. Исследователь может использовать компьютерную программу (например, Lekta) для поиска слов или фраз и, таким образом, переложить на компьютер всю работу по кодированию.75 Для этого исследователю нужно изучить компьютерную программу, составить список соответствующих слов или фраз и затем представить текст в форме, которая может быть пригодна для компьютера. Манифестное кодирование весьма надежно, поскольку фраза или слово может либо наличествовать, либо отсутствовать. 76

К сожалению, манифестное кодирование не принимает в расчет коннотации слов или фраз. Одно и то же слово может иметь различные значения в зависимости от контекста. Возможность каждого слова выступать во множестве значений ограничивает валидность манифестного кодирования. Латентное кодирование. Исследователь, который использует латентное (скрытое) кодирование, ищет скрытые, имплицитные значения содержания текста. Например, он прочитывает весь абзац целиком и решает, присутствует ли в его содержании эротика или же это романтический жанр. Применяемая им система кодирования должна следовать общим правилам, устанавливающим принципы интерпретации текста и определяющим, имеют ли место те или иные темы или жанры.

По сравнению с манифестным латентное кодирование менее надежно. Оно зависит от степени владения исследователем языком и общепринятыми значениями. Здесь очень важной становится позиция автора по отношению к исследуемой проблеме. Повысить надежность могут тренинг, практика и описание правил, но остаются трудности, связанные с правомерностью идентификации тем, жанров и т.д. Латентное кодирование может быть валиднее манифестного, поскольку люди передают значение множеством неявных способов, прежде всего, в зависимости от контекста, а не от тех или иных слов. С технической точки зрения, исследователь может разработать систему кодов для латентных смыслов, содержащихся в тексте. Затем в конце каждого фрагмента после текста вставляются кодовые обозначения. Например, крайне негативный, критический настрой автора текста, отраженный в отдельном фрагменте, может быть обозначен кодом «НГТ». Степень негативности может быть передана неоднократностью кода НГТ. Коды затем учитываются при обработке текста как отдельные фильтры. Исследователь может использовать и манифестное, и латентное кодирование. 77

Если в использовании двух подходов нет противоречий, результат будет сильнее; если же манифестное и латентное кодирование используются несогласованно, исследователю может потребоваться перепроверить операциональные и теоретические дефиниции.78 Итогом проведения контент-анализа как самостоятельного или дополняющего метода является аналитическая записка, интерпретирующая полученный материал, классифицированный по семантическим группам. Она включает в себя либо только общие выводы, вытекающие из проведённого анализа, либо также подробную информацию, описывающую изучаемые массивы. 79

Наряду с очевидным достоинством метода контент-анализа – возможностью его применения при анализе больших массивов неструктурированного текста – существуют и недостатки. Чаще всего выделяют высокую вероятность субъективной интерпретации полученных данных, субъективизм при отборе исходных данных, категорий.80 Обычно проблема субъективного трактования полученных данных решается коллективным участием в работе нескольких исследователей. В процессе работы над контент-анализом может вызвать сомнение выбор объёма массива, достаточного для определения зависимости между категориями и индикаторами, транслирующими семантическую нагруженность конкретной части массива.81

Следует помнить, что контент-анализ неразумно и неэффективно использовать при изучении уникальных несхожих между собой документов, для исследования которых необходимо получить всестороннее и полное их описание, не допуская игнорирования тех или иных уникальных, а потому не встречающихся постоянно в массиве элементов. Это также справедливо и для анализа весьма сложных документов и документов, в которых явно недостаточно материала для проведения контент-анализа, результаты которого не будут репрезентативны.82

2. Практическая часть исследования

2.1 Качественный контент анализ документа.

Рассмотрим в практической части исследования документ, который проанализируем с помощью качественного контент - анализа.

Ошибки прогнозирования экономического роста83

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко.

В середине мая правительство одобрило новый план социально-экономического развития страны. Изменение прогнозов развития российской экономики стало уже практикой, ставя под сомнение эффективность института прогнозирования.

При оценке качества стратегических прогнозов важно ответить на ряд вопросов.

В каком состоянии сейчас находится российская экономика фактически?

Данные прошлого года говорят о том, что российская экономика пребывает в состоянии стагнации. В текущем году – это продолжение стагнации с угрозой перехода в рецессию, которую удалось статистически обойти путем пересмотра показателей за первое полугодие 2013 года. Падение инвестиций, реальных доходов, рекордный отток капитала в $50,6 млрд., превысивший уровень прошлого года в 1,8 раз, замедление темпов иных факторов это подтверждают. Официально власти заявляют о возможности рецессии, но технического характера. Принятый за базовый прогноз в 0,5% роста означает, во-первых, очередное понижение прогнозов, во-вторых, убежденность, что экономика избежит кризиса. По данному сценарию бегство капитала оценивается в $100 млрд., но более половины этой суммы уже составил отток только за первый квартал, спад инвестиций составит 1,9%( в первом квартале уже 4,8%) , инфляция — 6% , а промышленность вырастет на 1% (фактически уровень первого квартала). Бюджетная система по данному сценарию будет устойчивой и сбалансированной с профицитом на уровне 0,5% ВВП, что в первую очередь было достигнуто за счет колебания национальной валюты, то есть фактически за счет уровня жизни российских граждан.

Насколько точен новый прогноз социально-экономического развития?

Новый прогноз, принятый на заседании Правительства 15 мая и приуроченный к подготовке бюджета на следующие три года,  не последнее понижение темпов роста российской экономики. Поскольку прогнозы принимаются исходя из текущей ситуации, которая впоследствии может также ухудшаться ошибочной политикой, они часто пересматриваются, что для самих властей выступает уже наработанным форматом.

Какова причина постоянного пересмотра прогнозов?

Во-первых, это исходная неточность прогнозов вследствие недостоверности российской статистической информации. Об этом Центр писал ранее в статье «О точности экономического консенсус-прогноза».  На неточность отчетности влияют как минимум два фактора – это теневая не учитываемая экономика и политическая «коррекция». Пересмотр данных первого полугодия 2013 года Росстатом как никогда это подтверждают. 

Из стран Европы традиционно самую высокую ошибку прогнозирования имела Россия, что вновь, в первую очередь, объясняется трудностями информированности прогнозистов.

Во-вторых, это принятие мер, явно сдерживающих экономический рост. Так, например, это повышение учетной ставки вместо ее снижения, отказ менять бюджетное правило, пересмотр программ государственного инвестирования в сторону сокращения.

В-третьих, это выбор неправильных ориентиров при принятии государственно-управленческих решений: таргетирование инфляции вместо поощрения экономической активности, займы на внешнем рынке, в то время как собственные средства хранятся в резервах.

В-четвертых, формальное признание проблем, но нежелание их решать. Так, изначально руководство страной признало, что проблемы российской экономики носят структурный характер. Разговоры о диверсификации экономики уступили место диверсификации торговых партнеров: новая стратегия предполагает развитие Дальнего Востока, усиление связей с Китаем, увеличение поставок на восточных рубежах, тем самым, Россия не уходит от своего статуса «сырьевой державы», главного поставщика Европы, а ведет политику перестрахования на случай ухудшения отношений со своими ключевыми партнерами. Примечательно, что Медведев приступил к обсуждению прогнозов после того, как вернулся с энергетического форума и упомянул, что цена на нефть останется стабильной, что подтверждает то, что при расчете прогнозов базовым показателем по-прежнему остается цена на нефть.

В-пятых, возникновение незапланированных ситуаций, наличие геополитических рисков, особенно опасных при ослабленном экономическом суверенитете и чрезмерной зависимости от Запада.

Насколько объективны иностранные прогнозы развития российской экономики?

Всемирный Банк традиционно очень последователен и позитивно сдержан в своих прогнозах. Он понижает прогнозы роста российской экономики только в том случае, когда это становится уже свершившимся фактом, которое признает Правительство страны. Так, к примеру, в прошлом году он объявил о росте российской экономики на 1,8% в сентябре, в то время как МЭР признал падение до этих темпов еще в августе. Точный прогноз в 1,3% Всемирный Банк огласил на второй неделе декабря, когда и так было очевидно, что российская экономика вырастет на 1,3-1,4%. Причины замедления темпов роста он оценил верно ровно на половину: с одной стороны, он правильно указал на то, что это структурные проблемы, связанные с необходимостью диверсификации деятельности и привлечения инвестиций, но с другой стороны, отказался пересматривать те навязанные западными финансовыми структурами постулаты, которые тормозят российскую экономику – это бюджетная и монетарная политика, заявив, что они не могут помочь  ускорить рост ВВП. Однако именно изменение последней политики способствовало бы росту инвестиций, что в свою очередь привело бы к оживлению российской экономики.

Но основной тезис Всемирного Банка - это обещаемые в начале года на Гайдаровском форуме, откуда черпают основные мысли российские чиновники, благоприятные прогнозы роста экономики при сохранении в неизменном виде бюджетной и монетарной политики.

В марте 2014 года Всемирный Банк пересмотрел свои прогнозы в сторону снижения, предъявив два возможных сценария. Это базовый с темпом роста 1,1% и негативный с падением на 1,8% в случае обострения геополитической ситуации. На момент прогноза, который был дан уже после официального присоединения Крыма к России, оценки МЭР и ВБ совпали. Однако уже тогда было очевидно, что при наличии рекордного оттока капитала, который пришелся на первый квартал этого года, базовый сценарий выглядит весьма оптимистичным. В отношении отрицательного прогноза нельзя не признать, что свою роль сыграл и политический компонент – поскольку подобное занижение, которое еще не признавалось российскими властями, выглядело скорее как предупреждения с целью минимизации последующих российских действий на Украине.

МВФ в отличие от Всемирного Банка дает прогнозы на опережение до официального признания российской стороной. За апрель он дважды понизил прогнозы роста, последнее  оказалось ниже уровня, официально объявленного правительством, и составило 0,2%.

В своем базовом значении его прогнозы несущественно отличаются от российских, и в целом российское экономическое ведомство скорее прислушивается к МВФ, чем разрабатывает достойные методики расчета. 
Исходя из экономической ситуации прогнозы оправданы, но в то же время они воздействуют и на поведение инвесторов, приток иностранных инвестиций, то есть опосредованно ухудшают параметры развития российской экономики.

Итак, институт прогнозирования в России в первую очередь страдает от неточности статистической информации, что и увеличивает погрешность прогнозирования. Характерной чертой посткризисного прогнозирования стало завышение основных параметров развития, которое наряду с отсутствием ответственности за принимаемые решения негативно влияет на потенциал прогнозирования, следовательно, и планирования экономической политики.

2.1 Качественный контент-анализ

1)A

2) B1______C1     ___________D1

               C2 ___________D2

B2 __________C3

   C4 _______D3 _______D4_________D5

        C5___________D6

C6___________D7

B3__________C7

                        C8_________D8___________D9

                       C9__________D10___________D11

    C10

В4________С11__________D12_________D13________D14

                             C12________D15____________D16_____D17

                               C13_______D18_____D19_____D20____D21___D22___D23___D24___D25

  C15       C14

B5____С16

                                              С17

C20 __D28__ D29             С18

                                       С19_______D26________D27

C22___D31 C21___D30____D31

В6______С23

                                                           С24_____D32

                                                 C25___________D33

   C26

А- прогнозирование экономического роста

В1- дискуссия

В2-состояние экономики России

В3-новый прогноз социально-экономического развития

В4-причина постоянных пересмотров прогнозов

С1-новый план социально-экономического развития страны

С2-изменение прогнозов развития экономики

D1-одобрение правительством нового плана

D2-изменение прогнозов ставят под сомнение эффективность института прогнозирования.

С3-стагнация российской экономики

С4-продолжение стагнаций с угрозой рецессии

D3-рецессию удалось обойти

D4-пересотр показателей за первое полугодие 2013

D5-падение инвестиций, реальных доходов, рекордный отток капитала, замедление темпов

С5-возможность рецессии технического характера

С6-бюджетная система будет устойчивой и сбалансированной

D6-экономика избежит кризиса

D7-колебания национальной валюты

С7-новый прогноз-не последнее понижение темпов роста экономики

С8-ситуация может ухудшиться

D8-ошибочная политика

D9-наработанный формат политики власти

С9-исходная неточность прогнозов

С10-недостоверность российской статистической информации

D10-теневая экономика

D11-политическая «коррекция»

С11-меры,сдерживающие экономический рост

D12-повышение учетной ставки вместо ее снижения

D13-отказ менять бюджетное правило

D14 –пересмотр программы государственных инвестиций в сторону сокращения

С12-выбор неправильных ориентиров

D15-не поощрение экономической активности

D16-займы на внешнем рынке

D17-хранение собственных средств в резервах

С13-признание проблем, но не желание их решать

D18-диверсификация экономики уступила место диверсификации торговых партнеров

D19-развитие Дальнего Востока

D20-усиление связей с Китаем

D21-увеличение поставок на восточных рубежах

D22-Россия-«сырьевая держава»

D23-Россия-главный поставщик Европы

D24-политические перестрахования

D25-цена на нефть становится стабильной

С14-возникновение незапланированных ситуаций

С15-наличие геополитических рисков

В5-объективность иностранных прогнозов

С16-Всемирный Банк последователен и сдержан в своих прогнозах

С17-понижение роста российской экономики только,когда это становится свершившимся фактом

С18-рост российской экономики

С19-причины замедления темпов роста

D2-структурные проблемы

D27-рост инвестиций

В6-благоприятный прогноз роста экономики

С20-прогнозы Всемирного Банка

D28-базовый,с темпом роста 1,1%

D29-негативный, с падением на 1,8%

С21- рекордный отток капитала

D30-сценарий выглядит оптимистичным

С23-отрицательный прогноз

D31-предупреждение с целью минимизации

В7-российское экономическое ведомство прислушивается к МВФ

С23-прогнозы оправданы

С24-прогнозы воздействуют на поведение инвесторов и приток иностранных инвестиций

D32- прогнозы опосредованно ухудшают параметры развития российской экономики

С25- неточность статистической информации

D33-увеличение погрешности прогнозирования

С26- завышение основных параметров развития

D34-негативное влияние на потенциал прогнозирования и планирование экономической политики

теоритические

Практические

положительные

С1261622,D4,D6

D1,D3,D18,D19,D20,D21,D22,

D23,D24,D25,D27,D28,D30,D33

С1718

отрицательные

С5781213141522,

С25,D11

D2,D5,D7,D8,D9,D10,D12,D13,

D14,D16,D17,D26,D29,D31

D32,D34,C3,C4,C9,C11,

C19,C21,C24,C26

Теоритические

Практические

положительные

         7

16 ( сумма 23)

отрицательные

        10

26 (сумма 36)

Вывод: данные, полученные в матричном классификаторе, позволяют судить об отношении эксперта, к вопросу о том, какие ошибки допускает политическая власть в прогнозировании экономического роста России. Автор представляет аргументы как в поддержку  результатов экономического прогнозирования, так и выделяет минусы прогнозирования,при этом анализирую сложившуюся ситуацию. Автор выделяет как положительные, так и отрицательные последствия. По фактическому признаку: 16 положительных против 26 отрицательных. По теоретическому признаку: 7 положительных и 10 отрицательных.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный эксперт Л.Кравченко оценивает результаты и последствия экономического прогнозирования– отрицательно. Данный вывод подкреплен соображениями автора, его конкретными примерами.

Заключение

Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.

Контент-анализ, количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень по крайней мере отчасти поддается измерению.

Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем .

Контент-анализ действительно занимает среди аналитических методов особое место в силу того, что является среди них самым технологичным и в силу этого в наибольшей степени подходящим для систематического мониторинга больших информационных потоков. Помимо этого, контент-анализ достаточно гибок для того, чтобы в его рамки мог быть успешно «вписан» весьма разнообразный круг конкретных типов исследований. Наконец, будучи в основе своей количественным методом (хотя и содержащим немалую качественную составляющую), контент-анализ в определенной степени поддается формализации и компьютеризации.

Список литературы

  1.  Контент-анализ// Контент - анализ как метод исторического исследования//  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL:  http://manekin.narod.ru/hist/content.htm
  2.  Понятие о документе// Виды и типы документов//  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL:  http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html
  3.  Контент-анализ социальных сетей// Коэффициент Яниса //  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL: http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html
  4.  Применение контент-анализа// Стадии разработки //  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL: http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html
  5.   Контент-анализ как метод// Протокол//  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL: http://www.sociobazis.ru/sbs-166-4.html
  6.   Анализ// Суть контент-анализа//  [электронный ресурс] – режим доступа -  URL: http://biofile.ru/psy/1661.html

2 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

3 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

4 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

5 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

6 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

7 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

8 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

9 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

10 http://biofile.ru/psy/1661.html

11 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

12: http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

13 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

14 http://biofile.ru/psy/1661.html

15 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

16 http://biofile.ru/psy/1661.html

17 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

18 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

19 http://biofile.ru/psy/1661.html

20 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

21 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

22 http://biofile.ru/psy/1661.html

23 http://biofile.ru/psy/1661.html

24 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

25 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

26 http://biofile.ru/psy/1661.html

27 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

28 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

29 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

30 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

31 http://biofile.ru/psy/1661.html

32 http://biofile.ru/psy/1661.html

33 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

34 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

35 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

36 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

37 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

38 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

39 http://biofile.ru/psy/1661.html

40 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

41 http://biofile.ru/psy/1661.html

42 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

43 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

44 http://biofile.ru/psy/1661.html

45 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

46 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

47 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

48 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

49 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

50 http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

51 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

52 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

53 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

54 http://biofile.ru/psy/1661.html

55 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

56 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

57http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

58 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

59 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

60 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

61 http://biofile.ru/psy/1661.html

62 http://biofile.ru/psy/1661.html

63 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

64http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

65 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

66 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

67 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

68 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

69 http://biofile.ru/psy/1661.html

70 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

71 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

72 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

73 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

74 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

75 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

76 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

77http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

78 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

79 : http://www.pulsesocio.ru/frts-221-1.html

80 http://biofile.ru/psy/1661.html

81 http://aleksandrfridman.ru/content_analys_social_nets_as_research_method/Page-5.html

82 http://anti-school.ru/shpargalki/informatika/istochniki-informatsii-ponyatie-o-dokumente-vidy-dokumentov-i-ikh-kharakteristiki.html

83 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24734. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. Искусственное и смешанное вскармливание 97 KB
  Слайд 2 Причины перевода ребенка на ИВ: гипо менее 1 5 суточного объема или агалактия у матери; самовольный перевод матерью ребенка на ИВ; противопоказания со стороны матери для лактации; отсутствие у ребенка матери; противопоказания со стороны ребенка врожденные нарушения обмена веществ – галактоземия фенилкетонурия и т. Причины перевода ребенка на ИВ: гипо менее 1 5 суточного объема или агалактия у матери самовольный перевод матерью ребенка на ИВ противопоказания со стороны матери для лактации отсутствие у ребенка матери...
24735. Внутриутробное инфицирование 204.5 KB
  Слайд 1 Роль плацентарного барьера в развитии внутриутробного инфицирования: фетоматеринские трансфузии развиваются более чем в 50 всех беременностей; трансплацентарный пассаж эритроцитов наблюдается уже в четвертойвосьмой неделе гестации; эмбриопатии патология плода 3 – 10 нед беременности заканчивается либо гибелью эмбриона либо формированием врожденных пороков развития; при инфицировании в ранний фетальный период до 28 нед. беременности чаще возникает гипотрофия плода с низкой массой тела при рождении; при позднем инфицировании...
24737. Перечислить и дать характеристику основным причинам сложности программного обеспечения. Общие признаки любой сложной системы; приемы борьбы со сложностью ПО 328 KB
  Модульность это представление системы в виде совокупности обособленных сегментов связь между которыми обеспечивается посредством связей между классами определяемыми в этих сегментах. Ещё бывает динамический полиморфизм при котором реализация функциичлена класса выбирается в зависимости от фактического типа указателя на объект через который она вызывается. Общее понятие класса языка С. Синтаксис описания класса.
24738. Теория языков программирования и методы трансляции 233.96 KB
  Если синтаксический анализ предназначен для распознавания и проверки правильности различных конструкций языка с точки зрения их синтаксиса структуры то семантический анализ предназначен для контроля этих конструкций с точки зрения их смыслового содержания. Фаза генерации кода предназначена для перевода промежуточной программы на машинный язык мы будем предполагать коды Ассемблера. Языки...
24739. Системы искусственного интеллекта. Модель логики предикатов первого порядка 418.5 KB
  Задаваемые при описании формальной системы правила вывода называют также правилами вывода заключений т. Различают два типа правил вывода. Правила вывода. Правила вывода устанавливают отношения на множестве формул исчисления высказываний.
24740. Линейные списки – стеки, очереди, деки. Набор процедур для работы со связанным стеком, очередью 1.08 MB
  Способы обхода бинарного дерева. Древовидная структура – это конечное множество содержащее один или более узлов n такое что: 1 имеется один специально обозначенный узел называемый корнем данного дерева. Линия связи между парой узлов дерева называется обычно ветвью. Те узлы которые не ссылаются ни на какие другие узлы дерева называются листьями или терминальными вершинами рис.
24741. English Speaking Countries 17.49 KB
  The Commonwealth of Australia territories are the continent of Australia the island of Tasmania and number of smaller islands. Australia has an area of nearly eight million square kilometres. The population of Australia is over sixteen million people.
24742. Outstanding people of Russia Federation 16.41 KB
  The names of Russian scientists and writers poets composers and painters are worldfamous Pushkin Lermontov Chehov Levitan. It is almost impossible to name a branch of science in the development of which the Russian scientists haven't played the greatest role. Works of our Russian writes and poets are translated into many languages.